Заседание № 252

21.11.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 434092-8 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (о запрете иностранным гражданам осуществлять предпринимательскую и трудовую деятельность, связанную с управлением транспортными средствами на основании иностранных водительских удостоверений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3970 по 4083 из 4932
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25        
Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Доклад Ярослава        
Евгеньевича Нилова.                                                             
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Ну, я думаю,    
что все присутствующие в зале хоть раз пользовались возможностью и вызывали     
такси в личных целях, и вы видели, кто сидит за рулём, - чаще всего за рулём    
сидят иностранные граждане. В соответствии с действующим законодательством      
для того, чтобы управлять транспортным средством, перевозить пассажиров или     
грузы, необходимо иметь водительское удостоверение нашего, российского          
образца. Для этого необходимо пройти определённые процедуры и                   
продемонстрировать знание правил дорожного движения, тогда выдаётся документ    
отечественного образца. Но для отдельных государств есть исключения.            
                                                                                
Вообще, у этой истории длинная судьба. До 2013 года эта норма вообще не         
действовала, в 2013 году эта норма была закреплена, но несколько лет срок       
вступления в силу откладывался. И только в 2016 году было принято               
принципиальное решение и было запрещено управлять транспортным средством,       
перевозя пассажиров или грузы, не имея российского водительского                
удостоверения. Но тогда сделали исключение для некоторых стран. Мы, выступая    
от ЛДПР, сразу же подчёркивали свою позицию: мы считаем, что безопасность на    
первом месте и любой иностранный гражданин, который работает, перевозит грузы   
или пассажиров, должен иметь российское национальное водительское               
удостоверение. Именно на это и направлено наше предложение. Мы считаем, что     
нормы, которые сегодня позволяют иностранцам управлять транспортным             
средством, используя не российское водительское удостоверение, в интересах      
безопасности наших граждан необходимо исключить. И должен быть единый,          
универсальный подход для всех иностранцев: работаешь в такси -                  
продемонстрируй знание правил дорожного движения, получи подтверждающий         
документ российского образца и, пожалуйста, работай в соответствии с законом;   
если не имеешь - как ты получал его, мы не знаем. Сколько случаев, когда        
человек нарушает ПДД, совершает другое правонарушение, совершает                
преступление, выезжает за пределы Российской Федерации, меняет две-три буквы    
в фамилии, получает новые документы, приезжает и абсолютно легально работает,   
опять попадается на совершении правонарушения или преступления, а потом         
выясняется: оказывается, он не сдавал отпечатки пальцев, находится здесь        
нелегально, до этого совершил правонарушение, был выдворен, не имел права       
въезда в Россию, но по документам с исправленной фамилией въехал. И такие       
люди нас и наших избирателей перевозят, управляя не только такси, но и другим   
общественным транспортом.                                                       
                                                                                
Поэтому, руководствуясь принципами безопасности, мы, ЛДПР, предлагаем           
исключить такую возможность. Считаем, что управлять общественным транспортом    
или заниматься перевозкой грузов, то есть трудиться, иностранным гражданам в    
соответствии с законом можно, но управлять транспортным средством - только      
при наличии российского водительского удостоверения.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Павла Михайловича Федяева.                                             
                                                                                
ФЕДЯЕВ П. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ярослав         
Евгеньевич подробно изложил суть законопроекта, но я сразу хочу сказать, что    
я тоже езжу на такси и граждан иностранного государства за рулём я вижу реже,   
чем...                                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ФЕДЯЕВ П. М. Нет, эконом, эконом плюс.                                          
                                                                                
Что предлагают коллеги? В законе "О безопасности дорожного движения" есть       
статья 25, пункт 13, где написано: "Не допускается управление транспортными     
средствами на основании иностранных национальных или международных              
водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой     
деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными             
средствами. Положение настоящего пункта не распространяется на граждан          
Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых     
закрепляет использование русского языка в качестве официального". То есть в     
принципе не говорим о том, что у нас все иностранцы ездят, им запрещено по      
закону это делать, но есть исключения. Какие? Связанные с русским языком.       
Речь идёт о Белоруссии - Союзном государстве, Киргизии, Казахстане -            
Евразийском экономическом союзе.                                                
                                                                                
Почему? Отчасти Ярослав Евгеньевич про это тоже сказал. У нас есть              
постановление Совета Министров Союзного государства от 2017 года № 29,          
которым мы позволяем друг другу работать: белорусам - у нас, нам - в            
Белоруссии. Коллеги предлагают на этот документ внимания не обращать,           
действовать в нарушение. Чем мотивируют? Большим количеством ДТП по вине        
иностранцев. Приводят статистику: 43 тысячи ДТП по вине                         
водителей-иностранцев, это граждане Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана,     
Армении, Азербайджана. Но даже здесь мы видим некоторую вольность в трактовке   
статистики: вот они же для граждан Киргизии хотят отменить, но Киргизия и по    
численности населения, и по количеству рабочих мигрантов у нас занимает         
меньшую долю, как раз по киргизам-то тут и не основной вопрос. А что касается   
всех остальных иностранных государств, 1 апреля 2024 года мы приняли чёткое,    
понятное решение: кто может ездить, кто не может ездить. Если вид на            
жительство получил - меняй права, если водишь автобусы, большегрузы, то         
должен проходить медосмотр, где-то учиться, в зависимости от требований,        
где-то экзамены заново сдавать. Все эти моменты мы предусмотрели по гражданам   
иностранных государств. Что касается Евразийского экономического союза,         
Союзного государства, мы считаем, нужно обязательно оставить.                   
                                                                                
Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств,       
соисполнитель у нас по данному законопроекту, не поддерживает. Мы не            
поддерживаем. Считаем, что такой законопроект нам только усложнит ситуацию, у   
нас и так большая нехватка водителей. Комитет предлагает отклонить.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, пункт 19.                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 43 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за               30 чел.6,7 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   23 чел.5,1 %                                     
Голосовало                     53 чел.                                          
Не голосовало                 397 чел.88,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.