Заседание № 194

19.11.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 433789-5 "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ставок налога на добычу полезных ископаемых и транспортного налога).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6822 по 6880 из 9071
Пункт 29. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 342 и    
361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает          
Наталья Викторовна Бурыкина.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, докладывайте.                                                       
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к процедуре          
второго чтения. Всего поступило шесть поправок - это две таблицы. В таблице 1   
одна поправка, которая носит технический характер, и в таблице 2 пять           
поправок, которые комитет рекомендует к отклонению. Просьба рассмотреть.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица 1 - одна поправка. Есть замечания?       
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица 1.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 25 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Таблица 2 - пять поправок, отклонённых комитетом. Есть замечания? Нет. Ставлю   
на голосование таблицу 2.                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.70,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.29,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Выносим данный законопроект на "час голосования" во втором чтении.              
                                                                                
Микрофон на центральной трибуне включите.                                       
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к процедуре          
третьего чтения. Замечаний правового, лингвистического характера не имеется.    
Просьба поставить его сегодня на "час голосования" в третьем чтении.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я обращаюсь к фракциям: есть ли необходимость обсуждать   
данный законопроект в третьем чтении с выступлениями по мотивам? Нет. Тогда     
выносим его на "час голосования".                                               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8404 по 8438 из 9071
29-й вопрос. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального       
закона "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового         
кодекса Российской Федерации".                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный проект федерального закона был доложен и в третьем    
чтении. Я ставлю его на голосование в третьем чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              445 чел.98,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 192

16.11.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 433789-5 "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ставок налога на добычу полезных ископаемых и транспортного налога).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6128 по 6311 из 8182
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается, коллеги? Тогда сейчас делается доклад по     
пункту 30, проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 342 и     
361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".                      
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                                                  
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект       
касается двух глав Налогового кодекса. Одна - это "Налог на добычу полезных     
ископаемых". Предлагается повысить ставку налога на добычу полезных             
ископаемых в отношении природного газа на 61 процент в 2011 году, а потом в     
соответствии с инфляцией - на 6 процентов и на 5,4 процента. Это обусловлено    
тем, что с 1 января 2006 года ставки не пересматривались, а отпускные цены за   
это время увеличились в 2,12 раза. По налогу на добычу полезных ископаемых в    
отношении нефти предлагается в соответствии с инфляцией увеличить ставки в      
2012-м и в 2013 годах. В целом это даст дополнительно бюджету в 2011 году 51    
миллиард, в 2012 году - 138 и в 2013 году - 261 миллиард. Все эти суммы в       
проекте бюджета на трёхлетку уже учтены.                                        
                                                                                
Решение по транспортному налогу связано с теми изменениями, которые мы          
обсуждали в рамках акцизов. Предлагается вдвое снизить ставку транспортного     
налога, базовую ставку, по отношению к которой регионы устанавливают            
собственные ставки, и дать регионам полномочия полностью отменить налог на      
транспортные средства с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил.               
                                                                                
Просим поддержать в первом чтении.                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста.                               
                                                                                
Наталья Викторовна Бурыкина сделает содоклад от комитета. Пожалуйста.           
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, я не буду повторять тот доклад, который сделал Сергей    
Дмитриевич, скажу только о том, что комитет рассмотрел данный законопроект -    
он связан с принятием бюджета на 2011-й и последующие годы - и в целом          
поддерживает концепцию законопроекта.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, лаконичный доклад.                               
                                                                                
Запишитесь, пожалуйста, на вопросы, коллеги.                                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список записавшихся.                                      
                                                                                
Семь вопросов.                                                                  
                                                                                
Депутат Рохмистров, пожалуйста.                                                 
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к Сергею Дмитриевичу.                            
                                                                                
Сергей Дмитриевич, а вот то, что у нас увеличивается нагрузка, то, что вы       
поднимаете акцизы на нефть, как это в целом скажется на стоимости: а)           
моторного топлива, б) тяжёлых фракций? Вы знаете, впереди новый год, а у нас,   
как известно, восемь месяцев в году холодно. И у нас большинство тепловых       
станций работает именно либо на газе, либо на мазуте. Как это скажется на       
потребительских ценах для граждан в плане покупки тепла и моторного топлива?    
                                                                                
И второе. Вот не издевательство ли это - понижать в два раза ставку базовую     
по транспортному налогу при том, что у нас у субъектов есть право в десять      
раз повысить её? Чем, вообще, мотивирован вот такой отсыл к базовой ставке?     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте.                                    
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Начну со второго вопроса. Думаю, что не издевательство, потому    
что у регионов есть право не только повысить в десять раз, но и понизить в      
десять раз. И соответственно, у регионов появляются возможности снижения        
налогов, установления их на более низком уровне, чем сегодня. Что касается      
автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил, я думаю, большинство    
регионов такое решение примут. И это, на мой взгляд, является очень важным.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг.                                      
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Нет, я ещё не ответил на первый вопрос.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините. Да, пожалуйста.                                 
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. В 2011 году не повышается налог на добычу полезных ископаемых в   
отношении нефти, а в 2012 и 2013 годах это повышение будет только по уровню     
инфляции - на 6 процентов и на 5,4 процента, я это напоминаю, ровно в           
соответствии с инфляцией, а налог составляет, естественно, не сто процентов     
стоимости топлива, поэтому здесь большого увеличения не будет.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Гартунг.                                                    
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Дмитриевич, у меня такой вопрос: рассматривался ли             
правительством альтернативный вариант повышения сборов от нефтегазового         
сектора, например повышение экспортных пошлин на нефть и газ, и как это,        
скажем так, альтернативное предложение отразилось бы на росте цен на            
внутреннем рынке и в целом на инфляции?                                         
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо.                                                          
                                                                                
Рассматривалось очень много предложений, они продолжают рассматриваться и       
сейчас. Есть предложения по поводу реформирования в целом системы               
налогообложения нефтяного сектора, и не исключено, что к 2012 году мы такие     
предложения внесём. По поводу экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты тоже   
есть предложения, они актуальны, особенно в связи с тем, что мы сейчас          
являемся членами Таможенного союза.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Гаврилов, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Дмитриевич, в связи с тем что транспортный налог остаётся      
региональным, планируете ли вы компенсировать выпадающие доходы субъектам       
Федерации? И в связи с этим, учитывая, что дорожное строительство в регионах    
хронически недофинансируется, мы понимаем, что регионы будут держать            
максимальную ставку транспортного налога, поэтому уменьшения налогового         
бремени не произойдёт. Это с одной стороны, а с другой стороны, поскольку       
региональные дорожные фонды вводятся только с 2012 года, в 2011 году мы будем   
иметь ещё больший провал в области строительства, ремонта и поддержания в       
необходимом состоянии дорог общего пользования, особенно региональных.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Не могу с вами согласиться по поводу провала.                     
                                                                                
Компенсация бюджетам здесь не предусматривается, ну, то есть напрямую не        
предусматривается, так скажем. Но в тех бюджетных прогнозах, которые            
установлены для территорий, уже предусмотрено, что они полностью отменяют       
налогообложение транспортных средств до 150 лошадиных сил, соответственно,      
налоговый потенциал рассчитывается исходя из этого, плюс даются субсидии за     
счёт акцизов, которые получают регионы. Так что никаких выпадающих доходов      
здесь нет.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович.                                 
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Я просил бы проиллюстрировать в цифрах, как будет выглядеть картина? У нас      
газ в топливном балансе страны составляет примерно 70 процентов, примерно 50    
процентов затрат жилищно-коммунального хозяйства - это топливные ресурсы. Мы    
повышаем на 61 процент, значит, автоматически почти на 30 процентов повышаем    
стоимость жилищно-коммунальных услуг. Сможем ли мы, как это обычно у нас        
бывает в начале года, бороться за то, чтобы тарифы на жилищно-коммунальные      
услуги не повышались больше, чем на 20 процентов?                               
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Мне кажется, что здесь произошла ошибка в постановке вопроса.     
Дело в том, что цены на газ у нас регулируются и устанавливаются, в том числе   
для монополистов, а налог на добычу полезных ископаемых к этому отношения не    
имеет, соответственно, удорожания сверх того, что установлено, для              
коммунального хозяйства не произойдёт.                                          
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Б. В. Грызлов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Мой вопрос связан вот с чем. Фактически стоимость нефти и газа   
входит определённой составляющей в затраты на производство всех товаров,        
которые сегодня есть: и продовольственных, и промышленных. Естественно, это     
станет ещё одним фактором, ну, ухудшения покупательной способности людей, а     
проще говоря, их обнищания. Многие вещи, которые они сегодня приобретают, в     
будущем они приобрести не смогут, и это на фоне того, что мы сегодня            
фактически 30 процентов газа (это официальные данные у меня под рукой) и 67     
процентов нефти вывозим за рубеж. Нельзя ли рассмотреть какие-то другие         
варианты, потому что мы уже настолько задрали цену, включая и налоги, которые   
входят в эту цену нефти и газа, что она стала тормозом на пути развития и       
промышленности, и села, и улучшения жизни людей? Тут противоречия. Нельзя ли    
обойтись без этого повышения за счёт какого-то изменения экспорта нефти и       
газа, который у нас и так 30 процентов и 70 - выше некуда?                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Я вынужден повторить, что цены на газ у нас регулируются          
государством, и, соответственно, налог на добычу полезных ископаемых влияет     
только на рентабельность и на прибыль "Газпрома". Эта прибыль достаточно        
большая, для того чтобы позволить уплатить эти налоги. То есть здесь ровным     
счётом ничего не произойдёт. На нефть увеличение вообще не предполагается в     
2011 году, а в 2012 и 2013-м - очень умеренное.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, уважаемые коллеги.                               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6817 по 7193 из 8182
Продолжим рассмотрение 30-го вопроса. У нас один вопрос не задан,               
соответственно Шаталову или Бурыкиной.                                          
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Дмитриевич, попытки моих коллег, начиная с депутата            
Рохмистрова, впрямую выяснить у вас, скажется ли вступление в силу этого        
закона на потребительских ценах, встретили непонимание с вашей стороны. В       
этой связи я хочу напомнить вам историю с принятием закона о транспортном       
налоге, который расколол общество. Неловко чувствовали себя здесь депутаты      
Государственной Думы, которые вынуждены были отказаться от того варианта        
закона, который был принят в первом, во втором и в третьем чтениях. И           
всё-таки в этой связи: просчитывали ли вы политические последствия вступления   
в силу этого закона?                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                            
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я вынужден третий раз повторить, что цены на газ у нас       
определяются государством, они не зависят от налога на добычу полезных          
ископаемых, на газ. А прибыль, например, "Газпрома" по итогам этого года        
будет составлять около 1 триллиона рублей, поэтому он вполне может себе         
позволить уплатить повышенные налоги без какого бы то ни было повышения цен     
на газ. На нефть, ещё раз повторяю, со следующего года никакого повышения       
НДПИ не предполагается, а в следующие два года - только с поправкой на          
инфляцию, поэтому и здесь нет никаких оснований для беспокойства.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить, есть ли такая необходимость? Две руки я вижу:       
Штогрин Сергей Иванович и Рохмистров Максим Станиславович.                      
                                                                                
Пожалуйста, Штогрин Сергей Иванович.                                            
                                                                                
ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Наша партия и фракция всегда поддерживали шаги, направленные на то, чтобы       
природная рента от добычи полезных ископаемых зачислялась в бюджет страны, и    
мы поддерживали в своё время проект федерального закона о налоге на добычу      
полезных ископаемых. Это, конечно, небольшой такой, маленький шаг, для того     
чтобы природная рента от добычи полезных ископаемых шла в бюджет. Мы всегда     
настаивали и будем настаивать на том, чтобы была проведена национализация тех   
природных ресурсов, которые у нас есть, которые в своё время были               
приватизированы, и добыча таких полезных ископаемых, как углеводородное         
сырьё, драгоценные металлы и драгоценные камни, которые сегодня на мировых      
рынках стоят очень и очень дорого, осуществлялась государственными              
компаниями, и прибыль шла в доход государства. Но есть тут некоторые риски, о   
которых я не могу не сказать.                                                   
                                                                                
Что касается налога на добычу нефти сырой. Да, действительно, он повышается в   
соответствии с уровнем инфляции только с 1 января 2012 года. Но мне думается,   
что наряду с повышением налога на добычу полезных ископаемых в 2012 году        
должны быть предприняты особые шаги, для того чтобы государство                 
контролировало цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. Дело в том, что с 1   
января 2012 года будет добавляться ещё 1 рубль к акцизам, для того чтобы        
формировать дорожные фонды субъектов Федерации, будет новая система (она        
апробируется в следующем году) взимания акцизов в зависимости от класса         
качества евростандарта, и поэтому налоговая составляющая так резко повышается   
в литре бензина или дизельного топлива. А мы видим, что в этом году те шаги,    
которые предприняла Федеральная антимонопольная служба по контролю за ценами    
на оптовом рынке нефтепродуктов, весьма и весьма неэффективны и цены            
продолжают расти, поэтому наряду с изъятием части природной ренты в доход       
государства от добычи сырой нефти нас заботит то, как правительство будет       
работать над контролем за ценами на нефтепродукты.                              
                                                                                
Что касается налога на добычу полезного газа, то Сергей Дмитриевич нас          
убеждает: конечно, цифры, которые он привел по прибыли "Газпрома"... И          
действительно, он может и должен поделиться с федеральным бюджетом, но          
государство, на мой взгляд, всё-таки должно более жёстко регулировать и         
соблюдение тех нормативов, которые мы устанавливаем по ценам на газ. Ещё        
три-четыре года назад для населения... Практически вся Центральная Россия в     
сельской местности отапливается природным газом, и газификация продолжается,    
а цены на газ для населения выросли в три раза. Ещё недавно тысяча кубов        
стоила 900 рублей, а сегодня стоит уже больше 3 тысяч. И если такими темпами    
будет расти цена на газ для населения, то это будет просто неподъёмно для       
многих жителей. Уже есть примеры в некоторых областях, например в Тамбовской    
области. После соответствующей рекламы люди установили себе газовое отопление   
в доме, а когда пошли платить, то схватились за голову и говорят: "Убирайте     
все эти прибамбасы для газа, как топили свою избу дровами, так и будем топить   
дальше." Кроме того, мы считаем, что вы должны или правительство должно нам     
представить и инвестиционную программу "Газпрома". Мы ему оставляем такие       
сумасшедшие деньги, поэтому должны знать, на что они тратятся.                  
                                                                                
Что касается транспортного налога, то шаг правильный, в правильном              
направлении, но что мне думается в связи с этим? Конечно, хорошо, когда мы      
доверяем субъектам Федерации, но может получиться так, что в Хабаровском крае   
автомобили легковые с мощностью двигателей до 150 лошадиных сил освободят от    
транспортного налога, а в соседнем Приморском крае или Амурской области нет.    
Поэтому, наверное, раз уж мы на этот шаг идём, то надо сделать это              
федеральным законом: исключить из объектов налогообложения транспортным         
налогом легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил.         
                                                                                
И я думаю, что было бы правильно, если бы вы нам ко второму чтению              
представили информацию в разрезе субъектов Федерации о том, какой налог         
поступал в бюджеты, допустим, в 2008 году, в 2009 году и какой налог учтён в    
проектах бюджета 2011 года при расчёте налогового потенциала субъектов          
Федерации. На самом деле что интересует: он уменьшен или цифры остались те      
же, на уровне 2010 года? Чтобы мы могли сравнить, действительно ли есть         
возможность в субъектах Федерации его снижать.                                  
                                                                                
А в первом чтении мы этот проект поддерживаем.                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович.                          
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, некоторое время назад я докладывал с       
этой трибуны законопроект фракции ЛДПР об изменении порядка взимания            
транспортного налога и после выступления ряда депутатов, присутствующих здесь   
в зале, обещал вернуться по этому же вопросу на эту трибуну. Я вернулся,        
чтобы сказать вам большое спасибо от имени тридцати миллионов автомобилистов,   
которые прочитают в завтрашних газетах, что правительство внесло, а             
Государственная Дума приняла закон, по которому теперь у нас увеличатся         
акцизы на нефть и бензин, а ставка транспортного налога будет снижена в два     
раза. Каково же будет их удивление, когда, получив квитанции, они не увидят     
снижения в два раза, а они этого не увидят! Вы прекрасно знаете бюджеты         
субъектов, вы знаете, какая там большая дырка. Мало того, что они               
сформировали уже практически свои бюджеты и рассматривают, формируют свои       
бюджеты на плановый период, у них нет сегодня возможности вычеркнуть оттуда     
такую составляющую, как транспортный налог, поэтому не будут они понижать эту   
ставку.                                                                         
                                                                                
Кроме того, сегодня нам говорили, что это не скажется... Скажется даже не то,   
что мы увеличим акцизы на нефть, моральное право появится у ребят, которые      
зарабатывают на этом деньги, и поэтому обязательно стоимость моторного          
топлива на заправочных станциях вырастет. И никто в нашей стране пока не в      
состоянии остановить рост цен на моторное топливо, потому что те меры,          
которые у нас предусмотрены Федеральной антимонопольной службой, не работают.   
Они ни в коей мере не сопоставимы с теми прибылями, которые получают нефтяные   
компании. Не сопоставимы! И цена на моторное топливо как росла ежемесячно,      
так и будет расти.                                                              
                                                                                
Что касается самого транспортного налога. Я уже говорил о том, что вообще       
непонятно, за что и как у нас берутся деньги. Если мы говорим, что              
транспортный налог у нас - это налог на движимое имущество, так почему налог    
на движимое имущество рассчитывается в лошадях? Вот этого понять никто не       
может: какое отношение лошади имеют к реальной стоимости движимого имущества?   
Да никакого отношения они не имеют! Они имеют отношение к экологическому        
классу, к воздействию на дорогу, если говорить о транспорте и о том, что        
дороги должны строиться. Не имеют никакого отношения! Почему мы не принимаем    
ни одну из форм обложения транспортным налогом, которые приняты в мире? Мы      
сохраняем ту форму, которая кому-то удобна. Кому удобна? Я не знаю, кому она    
удобна, нынешняя форма. У большинства депутатов есть автомобили, все,           
наверное, получают квитанции. Я вынужден был три раза только в этом году        
ездить в налоговую инспекцию, чтобы доказывать, что я не баран, что не могут    
две машины иметь один и тот же регистрационный знак, это нормально?             
                                                                                
Мы не поддерживаем этот законопроект, потому что он направлен на то, чтобы      
ухудшить положение наших граждан, это совершенно однозначно. Да, даётся такой   
тайм-аут на выборы в Государственную Думу: ребята, в следующем году всё будет   
нормально, не будем повышать, вы проголосуйте, а когда в Государственную Думу   
выборы пройдут, потом обязательно мы вам повысим, может быть, только            
чуть-чуть где-нибудь понизим. Так вот, сегодняшняя концепция связана с          
бюджетом, который мы с вами тут вместе приняли.                                 
                                                                                
Почему во Франции увеличили пенсионный возраст? Потому что они стоят перед      
выбором: либо усилить налоговую нагрузку на бизнес, либо увеличить пенсионный   
возраст. У них нет тех резервов, которые есть у нас. Посмотрите наши резервы.   
Налоговое администрирование у нас такое, что там, извините, хорошо живут, но    
не все, почитайте "Компромат. ру", там всё написано. Мы говорим сегодня, что    
у нас самый коррупционный, наверное, налог - это НДС, мы говорили об этом.      
Уйти от этого можно, только заменив его другой формой. Там страшно что          
творится: кому надо, не возвращают, а кому не надо, возвращают за               
определённые бонусы.                                                            
                                                                                
Что у нас творится в налоговой службе, вы знаете. Основная нагрузка у нас       
лежит на предприятиях реального сектора экономики - не будут они никогда        
развиваться. Зато у нас преференции для банков и торговли. Сделайте             
прозрачное администрирование, измените порядок взимания - и мы получим тот      
резерв, который нам необходим, и не нужно будет в нашей стране ни увеличивать   
пенсионный возраст, ни усиливать нагрузку на бизнес. Сделайте прозрачным        
администрирование, уберите эти полноводные реки, хотя бы ручейки там            
оставьте, если очень уважаете тех людей, которые на этом зарабатывают, а то     
поговорка даже у чиновников появилась: воровать стало так сложно, что           
кажется, что это заработано.                                                    
                                                                                
В этой ситуации фракция ЛДПР не может поддержать настоящий законопроект.        
Кроме того, мы заявляем, что наш вариант взимания транспортного налога мы       
ставим в экономическую программу партии. Здесь ещё не сказали, что у нас        
такая же с алкоголем ситуация. У нас собираются акцизы на алкоголь с четырёх    
литров чистого спирта на душу населения, а потребляется восемнадцать литров     
на душу населения - где разница? Когда мы посмотрели, сколько у нас бензина и   
моторного топлива продаётся в розницу, мы увидели приблизительно такую же       
картину с акцизами. Поэтому, конечно, у правительства, когда оно считает цену   
замещения транспортного налога, получается 2 рубля на литр моторного топлива,   
а у нас получается 53 копейки. Замещение-то одно и то же, значит, с заводов и   
из-за границы к нам поступает приблизительно в четыре раза меньше бензина,      
чем продаётся в розницу. Это ещё одна из причин, по которой наша фракция        
настаивала на том, чтобы мы вводили налог именно на реализацию в розничной      
сети, будем так говорить, транспортный налог через заправки. Нам говорили,      
что будет сложное администрирование, там сто с лишним тысяч заправочных         
станций, или, сколько там их, пятьсот тысяч заправочных станций. Сегодня нам    
говорят, какой у нас прекрасно администрированный транспортный налог. Но ведь   
более тридцати миллионов "писем счастья" надо разослать, а каждое почтовое      
отправление стоит денег. Если мы от этого уйдём, то только от почтовых          
извещений будет 200 миллионов рублей экономии - деньги не валяются на дороге    
в период кризиса.                                                               
                                                                                
И поэтому сегодняшний вариант, который нам предлагается: вот так                
завуалированно сказать, что вроде как мы базовую ставку понизим, дадим          
возможность субъектам понизить... Ну, мы им дали возможность в десять раз       
уменьшить. Кто-нибудь уменьшил? Где-нибудь, в каком-нибудь субъекте у нас       
понизили в десять раз, ну, или хотя бы в два раза транспортный налог? Нигде.    
И не в состоянии они этого сделать, потому что, если они это сделают, значит,   
они должны будут отказаться от тех обязанностей, которые сегодня лежат на       
субъектах в части социальной защиты населения.                                  
                                                                                
И сегодня, я считаю, что, ну, вот такую кость бросить... причём ладно бы        
такую кость, которую погрызть можно было народу, - кость-то пластмассовая, её   
грызть невозможно. Поэтому ничем, кроме как издевательством, вот то, что мы     
даём возможность субъектам в два раза базовую ставку понизить, назвать          
нельзя. Ну, это неправильно, особенно в тот же год, когда мы вносили            
нормальный законопроект, с которым, кстати, соглашались большинство             
автомобилистов. Это подтверждено результатами независимых исследований,         
которые проводили различные социологические организации.                        
                                                                                
Мы считаем, что сегодня не только нельзя увеличивать акцизы на нефтепродукты,   
но и нельзя вообще увеличивать нагрузку на бизнес, потому что мы забираем       
деньги у молодых, здоровых, у наших предприятий, с тем чтобы потом отдать в     
виде пенсий. А вот чтобы сделать так, поработать над нашим Налоговым            
кодексом, над нашим администрированием, чтобы собираемость поднять,             
прозрачнее её сделать, и сделать так, чтобы люди захотели платить эти налоги,   
- вот здесь, к сожалению, никаких подвижек мы не наблюдаем.                     
                                                                                
Фракция ЛДПР настоящий законопроект поддерживать не будет.                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Добрый день, уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги!     
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит предложенный законопроект по            
следующим причинам. Ну, прежде всего, когда мы в этом зале обсуждали проект     
бюджета на 2011 и последующие годы, мы видели, что бюджет дефицитен и нужно     
изыскивать резервы, дополнительные ресурсы для финансирования социальных        
обязательств государства.                                                       
                                                                                
Кстати, сразу же скажу, что даже тот бюджет, который мы приняли, не             
предусматривает индексации зарплаты бюджетникам, которая уже не                 
индексировалась два года. Ну, предусматривает 6,5 процента, но, безусловно,     
это проблемы не решает. Поэтому изыскивать дополнительные резервы для           
пополнения доходов бюджета нужно. И мы считаем, что повышение ставок НДПИ -     
это шаг в правильном направлении, но не самый лучший на сегодняшний день, и     
при определённых условиях он может привести к тем последствиям, о которых       
говорили представители КПРФ и ЛДПР. То есть мы должны принять меры для          
сдерживания роста цен внутри России на бензин, на услуги естественных           
монополий, чтобы вот это повышение ставок НДПИ не легло на плечи наших          
граждан. (Шум в зале.)                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу внимания. Очень шумно в зале.                          
                                                                                
Что мы предлагаем? Мы предлагаем дополнительно к повышению ставок НДПИ на       
нефть и газ рассмотреть возможность повышения экспортных пошлин. Мне кажется,   
можно было бы в первую очередь рассмотреть именно такую возможность, потому     
что это привело бы к увеличению доходов бюджета от экспорта углеводородов, но   
не повлияло бы на рост цен на внутреннем рынке. И, Сергей Дмитриевич, на        
вопрос, который я вам задавал, вы ответили, что вы эту тему обсуждаете, и мы    
надеемся, что мы от Министерства финансов, от правительства получим такие       
предложения.                                                                    
                                                                                
Следующее. Вместе с тем даже вот это повышение налога на добычу полезных        
ископаемых не решит проблем федерального бюджета. И я хотел бы обратить ваше    
внимание на те предложения, которые были изложены в альтернативном варианте     
проекта бюджета на 2011 год, предложенном "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ". Подчёркиваю   
ещё раз, мы предложили ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. Мы        
прекрасно знаем, что доходы нефтяных, газовых, финансовых компаний сегодня      
очень хороши и те бонусы, которые получает топ-менеджмент этих компаний,        
облагаются по той же ставке 13 процентов, что и зарплата в 10 тысяч рублей в    
месяц. Мы считаем это несправедливым, неправильным, и при том дефиците          
федерального бюджета и при тех ограничениях, которые мы сегодня вводим для      
наших бюджетников, не повышая им зарплату даже в соответствии с инфляцией, мы   
считаем, что мы вправе сегодня ввести прогрессивную шкалу подоходного налога    
и увеличить налогообложение наиболее богатых наших сограждан.                   
                                                                                
Мы также предложили распространить прогрессивную шкалу на налог на дивиденды.   
И хочу обратить ваше внимание ещё на одно наше предложение. У нас в России      
экспортом углеводородов занимаются оффшорные компании. Кроме того, у нас        
подавляющее большинство крупнейших российских компаний принадлежит сегодня      
оффшорным компаниям, которые при получении дивидендов платят налог по ставке    
всего 5 процентов. Ещё раз повторю: 13 процентов платит в виде подоходного      
налога человек, получающий зарплату в 10 тысяч рублей, и всего 5 процентов      
платит владелец компании, если он получает дивиденды через оффшоры, а это       
подавляющее большинство наших предприятий.                                      
                                                                                
Я уже сказал о том, что нужно рассмотреть вопрос о повышении экспортных         
пошлин. Это дополнительно увеличило бы доходы бюджета, но не коснулось бы       
внутреннего рынка.                                                              
                                                                                
Следующее. С 1 января будущего года у нас повышаются ставки страховых           
платежей с фонда заработной платы с 26 до 34 процентов. При этом если год       
назад с зарплаты в 1 миллион рублей в месяц у нас платёж единого социального    
налога составлял примерно 2,5 процента с учётом регрессии, то с 1 января        
следующего года он будет только 1,5 процента. Мы считаем это несправедливым и   
обращаем ваше внимание на то, что свои предложения мы внесли. Мы считаем, что   
нужно отказаться от этой регрессии и сделать плоскую шкалу страховых платежей   
во все фонды, в том числе и в Пенсионный фонд. Это дало бы возможность          
ликвидировать, конечно, не полностью, но всё-таки подавляющую, основную массу   
дефицита бюджета Пенсионного фонда и позволило бы повысить пенсии               
пенсионерам.                                                                    
                                                                                
Далее. Повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых без ограничения    
роста цен на услуги естественных монополий, как предположили коллеги из КПРФ    
и ЛДПР, может привести к росту цен и ляжет на плечи наших граждан. В нашем      
альтернативном проекте бюджета было предложение ограничить рост цен на услуги   
естественных монополий 5 процентами в год. Это позволило бы избежать такого     
рода последствий. И здесь я соглашусь с Сергеем Дмитриевичем Шаталовым в том,   
что повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых, притом что у нас     
цены на внутреннем рынке на энергоносители регулируемые, я говорю о газе,       
конечно же... Прямой зависимости здесь нет, но я больше чем уверен, что,        
когда повысится ставка НДПИ на 60 процентов, бедные "газпромовцы" придут и      
будут опять продавливать очередное повышение цены на газ, если не в 2011        
году, так в 2012 году. Я предлагаю нашим коллегам быть последовательными и      
всё-таки ограничить рост цен на услуги естественных монополий, не               
ограничиваясь только энергоносителями.                                          
                                                                                
Следующее. Вот мы сегодня рассматриваем вопрос о повышении экспортных пошлин,   
вопрос о повышении налога на добычу полезных ископаемых. Это нагрузка на        
сырьевой сектор, но это ровным счётом ничего не даёт обрабатывающим отраслям.   
Это решение не меняет сырьевого характера развития экономики. На наш взгляд,    
нам нужно было бы вернуться к предложению "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" о снижении      
налога на добавленную стоимость хотя бы до 10 процентов.                        
                                                                                
Ещё раз хочу озвучить цифры в этом зале. Сальдо налога на добавленную           
стоимость, собранного в 2009 году, составило 1 триллион 176 миллиардов.         
Вдумайтесь: 962 миллиарда поступило в виде возмещения НДС экспортёрам. 70       
процентов нашего экспорта - это сырьё. Это значит, что фактически НДС,          
собранный с обрабатывающих отраслей в России, почти наполовину ушёл в карман    
сырьевых отраслей. Это неправильно. И в этой ситуации налог на добавленную      
стоимость фактически является механизмом дотации сырьевого сектора за счёт      
обрабатывающих отраслей. Если мы не решим эту проблему, то наша страна так и    
будет развиваться по сырьевому пути, и все наши разговоры об инновациях         
останутся разговорами.                                                          
                                                                                
Кроме того, в этом законопроекте есть предложение снизить базовые ставки        
транспортного налога, но нигде не предусмотрена компенсация выпадающих          
доходов субъектов Федерации, если они этой возможностью воспользуются.          
Подавляющее большинство субъектов Федерации сегодня имеют дефицитные бюджеты,   
и, естественно, этой возможностью, предоставленной нами, они не                 
воспользуются. И в этом коллеги из КПРФ и ЛДПР правы. Если мы такое право       
регионам даём, мы должны в проекте бюджета на следующий год предусмотреть       
увеличение дотаций из федерального бюджета на восполнение выпадающих доходов.   
                                                                                
Ещё раз подчеркну, принятие этого закона - шаг в правильном направлении, но     
нужно быть последовательными и идти дальше. Нужно снижать налоговую нагрузку    
на обрабатывающие отрасли и увеличивать на сырьевые, тогда мы изменим           
сырьевой характер развития экономики.                                           
                                                                                
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект.                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли у докладчика необходимость выступить с            
заключительным словом? Нет. Выносим 30-й вопрос на "час голосования".           
                                                                                
В рамках "часа голосования" я ставлю на голосование в первом чтении проект      
федерального закона "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй       
Налогового кодекса Российской Федерации". Кто за?                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              403 чел.89,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.