Заседание № 175
05.12.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 433783-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях развития портовой инфраструктуры для размещения специализированных хранилищ).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3811 по 3890 из 7004
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Александр Борисович Коган. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Коротко напомню, что законопроектом предлагается снять запрет на размещение в границах водоохранных зон на территории морских портов специализированных терминалов, предназначенных для хранения и перевалки аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия. Перечень таких портов будет устанавливать Правительство Российской Федерации. При этом не исключается, что все эти объекты будут проходить государственную экологическую экспертизу. Уважаемые коллеги, к законопроекту поступило три поправки, все носят юридико-технический характер, все предложены к принятию, поэтому включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию. Есть предложение проголосовать за таблицу № 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Борисович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 55 мин. 18 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 55 мин. 41 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Александр Борисович Коган. КОГАН А. Б. Уважаемые коллеги, есть предложение поставить законопроект на рассмотрение в третьем чтении на 7 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Возражение? Депутату Матвееву включите микрофон. Александр Борисович, задержитесь. МАТВЕЕВ М. Н. У нас подряд идут законопроекты, люди говорят, что они готовы, кто-то предлагает сейчас в третьем чтении рассмотреть, кто-то - поставить на другие даты. Может быть, если законопроекты готовы, будем сразу в третьем чтении выносить в целях экономии времени? Потому что на следующем заседании, там, 7-го или 8-го, придётся сначала всё начинать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Николаевич, я слежу за этим очень внимательно. Если есть документы, к третьему чтению оформленные, мы ставим на голосование в третьем чтении, а если есть только заявка, но документов нет, мы рассматриваем в другой день. Спасибо.
Заседание № 158
19.10.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 433783-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях развития портовой инфраструктуры для размещения специализированных хранилищ).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2697 по 3055 из 4588
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Михаил Николаевич Юрин. ЮРИН М. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на развитие в России портовых мощностей для перевалки минеральных удобрений и химических грузов. Законопроектом предусмотрено исключение территорий морских портов из-под запрета на размещение специализированных хранилищ аммиака, метанола, аммиачной селитры, нитрата калия в водоохранной зоне. Размещение таких хранилищ станет возможным только в портах, которые определит Правительство Российской Федерации. Законопроект допускает строительство специализированных хранилищ только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня. Также вносятся корреспондирующие изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" - устанавливается необходимость соблюдения требований, исключающих причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Уважаемые коллеги, с февраля прошлого года российские производители столкнулись с невозможностью продолжать отгрузку метанола, аммиака и селитры через порты сопредельных государств. В России, к сожалению, такая инфраструктура на данный момент отсутствует. Дефицит мощностей для перевалки химических грузов составляет более 6,5 миллиона тонн в год. Для восстановления доступа к экспортным рынкам нам необходимо привлечение инвестиций в строительство национальной портовой инфраструктуры. Хотел бы отметить, что основное сырьё для выпуска аммиака, метанола и селитры - это природный газ, поэтому, говоря о восстановлении экспортных отгрузок этой продукции, по сути, мы имеем в виду переработку природного газа в продукцию более высокого передела с высокой добавленной стоимостью. В результате снятия ограничений мы рассчитываем на восстановление экспорта, а это 6,5 миллиона тонн, которые обеспечат дополнительные доходы бюджета в размере 5 миллиардов рублей в год. Законопроект направлен на развитие технологического суверенитета. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Николаевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Александр Борисович Коган. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Михаил Николаевич сказал об объёмах, сказал об уплате налогов, в случае если мы восстановим соответствующий экспортный поток химикатов, но важно отметить, что это ещё и 100 миллиардов рублей выручки компаний, которую они будут получать, в случае если мы такую инфраструктуру восстановим на территории Российской Федерации. Значит, когда мы в комитете и на заседании экспертного совета обсуждали всю эту историю, от начала и до конца, этот законопроект, очень много задавали вопросов по уровню безопасности. Так вот, я хотел бы сказать, что там четыре уровня безопасности и четыре уровня контроля, всевозможных проверок, которые будут проводиться, это как минимум. Прежде всего, уже говорили про то, что терминал будет размещён в морском порту только после того, как пройдёт государственную экологическую экспертизу. Это один из важных элементов. Следующее, Правительство Российской Федерации предоставит такую возможность не всем портам Российской Федерации, будет определённый перечень. Следующее, лицензия Роспотребнадзора выдаётся соответствующему особо опасному объекту, который будет находиться в пределах порта. Ну и очень важный момент. Мы вместе с вами принимали закон об Усолье, там особо опасный объект. Так вот, любая организация должна будет иметь план вывода из эксплуатации соответствующего объекта и также определённую финансовую подушку безопасности, которая должна позволить реализовать этот план вывода из эксплуатации этого объекта. Также всё прописано. При этом, очень внимательно рассмотрев этот законопроект, комитет сделал два серьёзных замечания, на которые мы обратили внимание Правительства Российской Федерации, авторов законопроекта. Предлагается проработать вопрос установления дополнительных требований по размещению химических грузов в морских портах, учитывая географические и иные особенности их размещения. У нас есть хороший пример: при перевалке грузов мы ввели отдельный раздел в НДТ, где предусматривается техника и определённые технологии, а также ввели отдельный раздел и особенные требования в техническом регламенте - предлагаем применить такой же принцип при размещении химических грузов, при перевалке и хранении. Также предлагаем внести аналогичные изменения в соответствующий справочник НДТ - отдельный раздел - и в технический регламент в части перевалки и хранения указанных химикатов. Что нам это позволит сделать? Ну, это важно, мы на сто процентов отсечём технологии, которые не могут полноценно обеспечить экологическую безопасность соответствующих объектов. Коллеги, предлагаем поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шилкин Григорий Владимирович, пожалуйста. ШИЛКИН Г. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Михаил Николаевич, вопрос очень короткий. В пояснительной записке написано, что надо срочно строить. Хотелось бы узнать, за чей счёт будет строительство этих терминалов и кто в конечном счёте будет контролировать безопасность этих хранилищ? ЮРИН М. Н. Григорий Владимирович, спасибо за вопрос. Строить будут, безусловно, компании, которые сейчас являются производителями этой продукции, они в этом заинтересованы. Контроль, согласно действующему законодательству, так как это опасные производственные объекты, будут осуществлять Ростехнадзор, Росприроднадзор, ну и, соответственно, все органы регулирования, которые это контролируют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Михаил Николаевич, у меня похожий вопрос. Вот смотрите, вы в своём докладе сказали, что разработка данного законопроекта обусловлена тем, что мы столкнулись с февраля 2022 года с давлением и с трудностями, поэтому начали это делать. У меня вопрос: а если это экономически выгодно и интересно, почему мы этим вопросом не занимались до этого? Это первое. Второе, почти два года прошло, с тех пор как мы с этими сложностями столкнулись. И третий момент, в пояснительной записке сказано, что предполагается заключение долгосрочных инвестсоглашений, - можете сказать, прорабатывалось ли, сколько этих соглашений и с кем? ЮРИН М. Н. Андрей Геннадьевич, спасибо большое за вопросы. Начну с небольшой исторической справки. Это наследие, наверное, предыдущего столетия: мы отгружали через страны Прибалтики, через Финляндию, через Украину - к сожалению, с прошлого года эта возможность была окончательно утрачена. На проработку вопроса, как и где нам создавать инфраструктуру, потребовалось какое-то время. И действительно, мы вот сейчас выходим с этим пониманием, мы понимаем, что и где делать. Само строительство порта занимает порядка двух лет. У нас сейчас есть примеры таких проектов, и нам необходимо, чтобы было больше таких возможностей. Экономически эффективно сейчас, потому что нет другой альтернативы, когда была альтернатива, - конечно же, компании выбирали наиболее дешёвый путь. Ну, к примеру, строительство одной такой, грубо говоря, перевалочной базы - это несколько миллиардов долларов. По-моему, на всё ответил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон, пожалуйста. КОГАН А. Б. Андрей Геннадьевич, здесь принцип-то очень простой, никто даже предположить не мог, что наши когда-то партнёры, а теперь оппоненты достаточно жёсткие будут действовать по принципу "назло маме отморожу уши". То есть они же понимают, что теперь никто туда ничего не повезёт, не возил никто, кроме Российской Федерации. В принципе вся эта инфраструктура в основном была задействована, использовалась именно в этих целях в Прибалтике, в Финляндии и на Украине. Тысячи людей остались без заработной платы, без дополнительного финансирования. Но при всём при этом они эту риторику продолжают, и многие вопросы, которые поднимали... всё-таки мы пытались как-то разблокировать наши грузы, которые там находятся, - не получилось. Отсюда вывод очень простой: мы сами должны позаботиться о себе, потому что это достаточно серьёзная составляющая, продукт с высокой добавленной стоимостью, который очень сильно востребован за рубежом, невероятно востребован. И поэтому сегодня принято такое решение - делать именно в Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексеенко Николай Николаевич. АЛЕКСЕЕНКО Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ну, Александр Борисович сказал, что на заседании комитета уже обсуждались очень подробно вопросы безопасности, поэтому надеюсь, что у нас не будет такого, как в Бейруте в 2020 году. Конечно, нужно поддерживать данный законопроект, потому что это поддержка экономики, экспортного потенциала России. В связи с этим вопрос (наверняка он уже глубоко проработан в правительстве): сколько вообще планируется таких портовых сооружений? Учитывая непростую ситуацию в том же Чёрном море, понимаем, что это какая-то закрытая информация должна быть, но хотя бы количество: чтобы обеспечить эту перегрузку в 6,5 миллиона тонн, сколько их вообще планируется? И с учётом того, что в законопроекте предусматривается финансирование и государственно-частное партнёрство, причём длительное, какой объём инвестиций вообще планируется со стороны государства, есть ли эти суммы, не знаю, в бюджете? Вот такие два вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Николаевич, пожалуйста. ЮРИН М. Н. Николай Николаевич, спасибо за вопросы. Три основных направления, которые сейчас являются приоритетными, - это Балтийский бассейн, Черноморский бассейн и Дальний Восток. Соответственно, конкретное количество сейчас мы действительно не можем окончательно сказать, это находится в серьёзной проработке у компаний. А что касается инвестиций, это в основном частные инвестиции, возможно, с каким-то привлечением государственной поддержки, но сейчас тоже цифры не назовём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Михаил Николаевич, безусловно, нужны альтернативные системы поставок, но нельзя ставить минимизацию расходов на перевозку против жизней людей. Вот попадание метанола или других составляющих, о которых вы пишете, может оставить без воды миллионы людей или отравить миллионы. Поэтому частный капитал - это хорошо, но мы видели на примере "Норникеля", сколько можно было загадить площадей на Таймыре. Тогда Росприроднадзор летал на самолёте хозяина Таймыра, понимаете? С нашей точки зрения, вообще, необходимо более конкретно определить порты и конкретизировать затраты государства, прежде всего на безопасность этих сооружений. Это очень серьёзные сооружения, они требуют государственного подхода, а не коммерческого. Скажите, пожалуйста, есть ли программа... (Микрофон отключён.) ЮРИН М. Н. Вы имеете в виду альтернативные тем, которые мы сейчас проговариваем? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЮРИН М. Н. Это, значит, у нас Черноморский бассейн. Сейчас в Тамани реализуется проект. Я хотел бы ещё раз обратить внимание на то, что современные инженерные сооружения - это многоуровневая система, обладающая большой инфраструктурой с точки зрения предотвращения, предупреждения и локализации. Именно для этого мы в наш законопроект погружаем прохождение государственной экологической экспертизы, где все эти требования будут учтены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Борисович, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас заключительное слово будет, Александр Борисович. Покажите список. Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста. От фракции, Олег Алексеевич? Три минуты поставьте, пожалуйста. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, данный законопроект предполагает значительные послабления в законодательстве в части возможности строительства хранилищ опасных химических веществ, таких как аммиак, метанол, аммиачная селитра, нитрат калия, в районах морских портов. Помимо закономерных опасений по поводу угроз экологической безопасности, возможной утечки по пути следования, разгерметизации хранилищ, естественно, есть угроза жизни людей, и не стоит забывать ещё о реальной угрозе, которую мы можем ощутить в связи с проведением специальной военной операции, в том числе вот вы говорили о Черноморском бассейне, о Тамани и так далее. Вы прекрасно все помните, что 3 мая этого года произошёл пожар на терминале "Таманьнефтегаза" в результате атаки беспилотных летательных аппаратов, резервуар с нефтепродуктами горел долгое время. Вы представляете (я думаю, что да), что будет, если на вот эти новые портовые объекты, содержащие опасные вещества, будет совершена массированная атака? Естественно, это не только разрушение портовой инфраструктуры и экологические последствия - серьёзная опасность ждёт и людей, которые там живут, огромные площади могут быть отравлены. Естественно, наибольшую опасность представляет угроза комбинированного пожара с выбросом в атмосферу ядовитых веществ. В частности, угольная пыль, пыль серы, сжиженные газы, пары нефтепродуктов, аммиак, оксиды азота, сероуглерод и карбонилсульфид взрывоопасны, монооксид углерода, аммиак, оксиды азота, сероуглерод и карбонилсульфид вообще ядовиты. Не хотелось бы сгущать краски, рассказывая о последствии аварии на соответствующих объектах, но в случае такого сценария однозначно придётся вводить режим зоны чрезвычайной экологической ситуации, что, кстати, мы недавно рассматривали - помните? - в связи с законом об изменениях в закон "Об экологической экспертизе", и я как раз говорил о том, что в той редакции, которая сегодня есть, фактически режим чрезвычайной экологической ситуации правовой основы лишается. И вообще, в целом в связи с изменениями, которые мы приняли в первом чтении, сама по себе экологическая экспертиза будет... на мой взгляд, крайне сомнительно её проведение. Таким образом, в условиях СВО послабления в законодательстве в части возможности строительства хранилищ опасных химических веществ, таких как аммиак, метанол, аммиачная селитра и нитрат калия, в районах морских портов, на мой взгляд, крайне опасны, преждевременны и несут в себе угрозу не только жизни и здоровью граждан, проживающих и работающих в портовых зонах, не только экологической обстановке вокруг портов, но и фактически экономической безопасности Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Николаевич, можете выступить с заключительным словом, если есть необходимость. Нет необходимости. Александр Борисович Коган, пожалуйста. Включите микрофон. КОГАН А. Б. Спасибо, Иван Иванович. Ну, Олег Алексеевич, что вам могу сказать? Прежде всего, мы очень внимательно рассматривали, посмотрели с вами все ступени, как будет проходить соответствующее проектирование. Данный объект является объектом экологической экспертизы, также это особо опасный объект - он должен лицензироваться, все меры предосторожности должны быть приняты. Посмотрели приказы МЧС, СанПиНы, которые существуют, СНиПы, которые существуют, и пришли к выводу, что уровень безопасности достаточный, никаких дополнительных решений принимать не надо. По поводу вашего тезиса - что случится, если в рамках проведения специальной военной операции будут всевозможные эксцессы? Слушайте, а что может случиться, если и сейчас у нас там нефть, газ хранятся, СПГ? Если у нас ГСМ хранятся в портах, идёт перегрузка? А сыпучие материалы, которые сегодня там хранятся и которые, по большому счёту, могут создать очень серьёзную проблему, в том числе и химическую? Зачем нам это предполагать? Нам нужно в данном случае что сделать? Правительству нужно предусмотреть именно перечень портов - мы ему такую возможность даём, - чтобы эти порты были в достаточно удалённой зоне; нам нужно дать возможность производителям производить соответствующий продукт и экспортировать его, потому что он востребован, это добавочная стоимость. Я надеюсь, вы не предлагаете нам дальше продавать им газ и обратку, чтобы они сами производили, а мы будем опять жить на сырье? Достаточно хорошее решение было предложено нашими нефтедобытчиками и газодобытчиками: они сегодня конденсат перерабатывают в соответствующую востребованную продукцию с высокой добавленной стоимостью с предоставлением огромного количества рабочих мест. Вы что, предлагаете нам эту отрасль закрыть, вообще ликвидировать? Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект и категорически призывает все фракции поддержать, потому что это и рабочие места, это и высокотехнологичный продукт, и мы предусматриваем максимальную безопасность. Более 40 портов на территории нашей большой планеты действует, и никаких проблем там на сегодняшний день нет, потому что там к этому относятся разумно, а мы будем ещё разумнее относиться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 55 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 7 чел.1,6 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.