Заседание № 174
О проекте федерального закона № 433579-7 "О внесении изменений в статью 164 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (по вопросу о размещении договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства при непосредственном способе управления таким домом).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
17-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 164 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Доклад Галины Петровны Хованской. Пожалуйста, Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект закона посвящён ситуации, которая касается маленьких домов в небольших населённых пунктах, при этом речь идёт о домах, где жители выбрали непосредственное управление своим домом, это дома с количеством квартир до 30, то есть маленькие дома. В этих случаях, конечно, заставлять собственников, имеющих договорные отношения с аварийной службой, с другими службами, вводить данные в ГИС ЖКХ - это абсолютно неправильное решение. Поэтому мы возлагаем данную обязанность на другую сторону, заключившую этот договор. Это первая новация, и она, безусловно, будет очень востребована. Вторая новация касается обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Когда жилищный фонд создаётся в небольших населённых пунктах с численностью меньше 10 тысяч человек и в многоквартирных домах, где всего десять квартир, понятно, что требование о 25 процентах, которое мы приняли и которое вступит в силу с 1 января 2019 года, не должно работать. Принятие этих двух изменений положительно скажется и на обеспечении жильём детей-сирот, и на соблюдении прав жителей, которые выбрали непосредственное управление своим домом. Все согласования пройдены, никаких замечаний юридико-технического характера нет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Кто-то хотел бы высказаться по мотивам? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите, пожалуйста, список. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Этот законопроект, а точнее, поправку к закону, безусловно, нужно поддержать. Я не буду защищать честь мундира и говорить, что, вообще-то, это тема нашего комитета, просто дело в том, что нужно было срочно принять вот такую поправку. Когда мы принимали закон об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями, к нему была подана поправка Баталиной о том, что не более 25 процентов квартир предоставляется детям-сиротам в одном многоквартирном доме. Сейчас в городах строятся большие дома для детей-сирот, меня это очень радует, и условие о 25 процентах - это правильная норма, она нужна, чтобы не было так называемого сиротского гетто в доме. А данная поправка касается именно посёлков и маленьких городов, её нужно было срочно принять. Если бы это пошло через наш комитет, мы успели бы, может быть, к марту, а так, спасибо Галине Петровне, она быстренько внесла эту поправку в виде законопроекта о внесении изменений в Жилищный кодекс. Поддержите законопроект, пожалуйста. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Чернышёв Михаил Анатольевич. ЧЕРНЫШЁВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, законопроект направлен исключительно на соблюдение интересов собственников, интересов простых граждан. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" его поддерживает и призывает все остальные фракции также поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 164 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", 17-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 08 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 173
О проекте федерального закона № 433579-7 "О внесении изменений в статью 164 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (по вопросу о размещении договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства при непосредственном способе управления таким домом; принят в первом чтении 17 октября 2018 года с наименованием "О внесении изменения в статью 164 Жилищного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
52-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 164 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Докладывает Галина Петровна Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект в первом чтении был принят 17 октября. К законопроекту поступило четыре поправки, все они поддержаны комитетом. Прошу поставить на голосование таблицу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 34 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 58 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Прошу поставить законопроект на завтра, на 19 декабря, для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 153
О проекте федерального закона № 433579-7 "О внесении изменения в статью 164 Жилищного кодекса Российской Федерации" (по вопросу о размещении договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства при непосредственном способе управления таким домом).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 164 Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Павел Рюрикович Качкаев. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В 2014 году, когда мы приняли федеральный закон № 263-ФЗ о внесении изменений в связи с принятием закона о государственной информационной системе, были введены норма, регламентирующая обязательность размещения информации в электронном виде для управляющей организации ТСЖ, которая управляет многоквартирным домом (пункты 10, 10-1 статьи 161 Жилищного кодекса), и норма, связанная с непосредственным управлением (пункт 2-1 статьи 164 Жилищного кодекса): собственники при непосредственном управлении домом обязаны размещать информацию в электронном виде в системе при заключении договоров на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества. Законопроект очень простой. Непосредственное управление (это статья 164 Жилищного кодекса) используется в основном в небольших домах с числом квартир не более 30, в которых проживают в основном пожилые люди, это старые дома, и не у всех есть возможность входить в систему, поэтому мы предлагаем норму, предусмотренную частью 2-1 статьи 164, изъять и возложить обязанность по размещению этой информации в электронном виде на организации, с которыми заключены соответствующие договоры собственниками помещений в многоквартирных домах, находящихся под непосредственным управлением. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович. С содокладом от Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству выступает Илья Владимирович Осипов. ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Павел Рюрикович очень доступно объяснил суть законопроекта. Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает концепцию законопроекта, считает, что это крайне важное нововведение, потому что санкция, предусмотренная за такое административное правонарушение, как незаполнение в системе ГИС ЖКХ данных на собственников, выбравших непосредственное управление, не работает, и в данном случае речь идёт не о необязательности гражданина, а о фактической невозможности исполнить норму закона. Переложив обязанность по размещению сведений в единой информационной системе на подрядчика, мы тем самым обеспечим полноту системы ГИС ЖКХ, полноту сведений, которые там содержатся, и внедрим единообразный подход. Хотел бы отметить также, что поступило 88 отзывов из регионов, 65 законодательных собраний нас поддерживают, 25 представили отзывы с замечаниями, но в целом тоже поддерживают. Поэтому комитет предлагает поддержать данную законодательную инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Владимирович. Задержитесь, пожалуйста, вдруг будут вопросы. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. У меня вопрос к Павлу Рюриковичу. Павел Рюрикович, как всё это будет работать? Если мы берём, к примеру, управляющую компанию, там всё понятно: у неё есть реестр (в соответствии с лицензиями) обслуживаемых домов и она по этим домам размещает информацию. Если берём ТСЖ, соответственно, ТСЖ размещает информацию по своему дому. Если берём непосредственное управлению (которое, я считаю, было совершенно неправильно ограничено только 30 квартирами в 2014 году), у дома может быть много договоров с разными организациями: с кем-то (даже с ИП) на уборку территории, с кем-то на замену лампочек в подъезде или ремонт электропроводки. Вот в данном случае как это будет работать: будет некий ресурс на ГИС ЖКХ, привязанный к дому, и любая фирма-подрядчик получит возможность по этой привязке к дому размещать проекты договоров или фирма-подрядчик, которой не обязательно быть УК, должна самостоятельно открывать в ГИС ЖКХ какую-то свою страницу? Как вся эти система будет функционировать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Качкаеву Павлу Рюриковичу включите микрофон. КАЧКАЕВ П. Р. Ну, сегодня ГИС ЖКХ построена таким образом, что в ней есть и каждый многоквартирный дом, который управляется или не управляется управляющей компанией или ТСЖ, и все ресурсоснабжающие организации, которые оказывают услуги по содержанию общего имущества или по содержанию многоквартирных домов, поэтому здесь особых проблем нет. И на мой взгляд, всё-таки возможностей разместить информацию в электронном виде у любого предприятия, будь то ООО или акционерное общество, гораздо больше, чем у собственника, который живёт в том или ином жилом помещении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Павел Рюрикович, инициатива действительно правильная, потому что вряд ли жители могут заниматься тем, что будут вбивать данные в ГИС ЖКХ. Я хотел уточнить вот какой момент. Вы сами говорили, что дома эти маленькие, народу там немного и услуги по содержанию жилья, тем более что их могут разные предприятия оказывать, ну, на грани рентабельности, на самом деле не очень интересно предприятиям оказывать таким домам услуги. Не получится ли так, что из-за такой дополнительной нагрузки - пусть не финансовой, пусть организационной, но всё равно это нагрузка, - как выкладывание договоров в ГИС ЖКХ, предприятия просто будут отказываться от работы с домами, которые находятся на непосредственном управлении? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Качкаеву включите микрофон. КАЧКАЕВ П. Р. Сегодня любое предприятие, которое оказывает услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обязано зарегистрироваться в системе ГИС ЖКХ независимо от формы собственности. Так что ничего нового в этой части законопроектом мы не вносим, просто мы освобождаем граждан от обязанности при непосредственном управлении размещать эту информацию - вот и всё. У нас все организации, повторяю, обязаны быть зарегистрированы в системе ГИС ЖКХ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Сидякин Александр Геннадьевич. СИДЯКИН А. Г. Я, если позволите, Иван Иванович, с места. Законопроект действительно нужен в отношении тех домов, в которых живут люди и в которых не выбран способ управления - управляющая компания, ТСЖ, кооператив. И действительно не всегда у них есть возможность своевременно воспользоваться средствами копирования, множительной техникой, отсканировать и загрузить договор, а за неисполнение этой обязанности наступают штрафные санкции, поэтому таких людей, безусловно, надо от этой обязанности освободить. У нас есть хозяйствующие субъекты, в которых есть штат соответствующий, там есть юристы, есть сотрудники, которые способны это делать, это хозяйствующие субъекты, как правило, не бедствующие, поэтому им вполне по силам часть договоров, по отдельным домам, в систему загрузить, тем более что в общем количестве домов число домов, находящихся под непосредственным управлением, всё-таки составляет меньшую часть. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект, считает его правильным, и мы призываем всех коллег из других фракций поддержать этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Старая дискуссия по поводу ГИС ЖКХ. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" всегда предлагала публичность размещения информации, которая интересна и важна для собственников домов: это, безусловно, и заключаемые договоры, это и информация по сбору и расходованию финансовых средств. Мы хорошо понимаем, что система ГИС ЖКХ сегодня представляется для участников этих взаимоотношений крайне перегруженной, крайне сложной, именно по этой причине стали искать решение и предложили поручить не уполномоченному жильцами дома, а фирме. Но какая здесь возникает ситуация? Это не управляющая организация, которая получила лицензию на то, чтобы как бы управлять домом, это не ТСЖ, где люди объединились между собой и решили управлять домом самостоятельно, - это обычные ремонтные фирмы, которые выполняют договоры подряда. И очевидно, что нет принципиальной разницы между заменой оконного блока в квартире и заменой оконного блока в подъезде, между приведением в порядок стены где-то на кухне у жильца и приведением в порядок стены в подъезде, то есть это идентичные виды работ, их выполняют обычные ремонтные организации, очень часто вообще индивидуальные предприниматели. Мы хорошо понимаем, что многие дома с непосредственным управлением - это не только дома, где 30 квартир, это и объекты, где восемь, шесть квартир, четыре квартиры. И я так и не услышал ответ на вопрос о том, у кого всё-таки (притом что у одного дома может быть много разных подрядчиков на протяжении года) будут пароли, у кого будет доступ, чтобы по конкретному дому это всё заполнять. И вообще, насколько людям в доме, где восемь квартир, это принципиально важно? Ведь есть и оборотная сторона работы всей этой ГИС ЖКХ - это административные санкции, административные штрафы, они существуют, и они существенно изменили рынок, причём не в лучшую сторону, за последние годы. Безусловно, самих уполномоченных надо избавлять от необходимости вносить бесконечные сведения в ГИС ЖКХ, что подчас даже не требуется жителям данного дома, это государство требует, чтобы эти сведения размещались, но не сами собственники, не сами жители, безусловно, есть подвод для дискуссии о том, что такое система ГИС ЖКХ и не перегружаем ли мы данную систему отношений. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Коллеги, ну, я, собственно, продолжу говорить о том, о чём начал говорить Олег Васильевич. Я хочу сказать, что совершенно безумной была идея заставить собственников - бабушек и дедушек, живущих в доме, где четыре квартиры, шесть квартир, - входить в систему, которая ещё плохо работает. У нас с вами гораздо более серьёзные проблемы возникают, когда в доме не непосредственное управление, а ТСЖ или ЖСК и их начинают штрафовать по системе, которая, повторяю, плохо работает, с ошибками до сих пор, понимаете? Рассказы о том, что ГИС ЖКХ прекрасно работает, мягко говоря, не соответствуют действительности - там и сбои, и недостаток информации, и просто ошибки программистов, очевидные совершенно. Мы сейчас говорим о домах с непосредственным управлением, это действительно очень маленькие дома. С ресурсниками здесь всё понятно, оплата ресурсов - это как раз львиная доля расходов людей, которые живут в таких небольших домах. А что касается жилищных услуг, того, что мы называем содержанием, то зачастую они сами убирают эту территорию, сами делают мелкий ремонт, так что здесь я не вижу особой проблемы. Я считаю, что это очень гуманная законодательная инициатива, её надо поддержать, и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Натаров Сергей Васильевич. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Коллеги, готовясь к рассмотрению данного вопроса на заседании комитета и во фракции, мы поднимали старые стенограммы заседаний, на которых были обсуждения Жилищного кодекса, закона о капитальном ремонте, многих других законов, и там сразу видишь, как фракция и мои коллеги в предыдущих созывах выражали свою озабоченность по поводу того, что многие положения законов, которые принимались наспех, не будут работать. И сегодня мы, рассматривая даже такие положительные поправки, понимаем, что в том же Жилищном кодексе есть нормы абсурдные, так как они заставляют пенсионеров входить в систему ГИС ЖКХ и вносить все эти данные. Но прошёл не один год, пока мы стали пытаться некоторыми поправками сгладить Жилищный кодекс. Я думаю, что там ещё достаточно много абсурдного и неработающего. Мы считаем, что только комплексный подход к решению вопросов... Разбирая по статьям Жилищный кодекс, а это уже многие сделали, многие эксперты провели анализ и предлагают свои поправки во многие статьи Жилищного кодекса. Давно уже всё сделано, но почему-то это всё проходит с трудом, и даже эти абсолютно правильные поправки не меняют общей картины, и многие статьи Жилищного кодекса не работают. Законопроект, который сегодня рассматриваем, правильный, и фракция его, конечно, поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Рюрикович, заключительное слово будет? Пожалуйста, депутату Качкаеву включите микрофон. КАЧКАЕВ П. Р. Постараюсь очень коротко. Коллеги, понятно, что все готовы поддержать данный законопроект, только я хотел бы остановиться на нескольких моментах. Никто сегодня не говорит, что закон о ГИС ЖКХ идеальный, хороший. Ведётся доработка, и со многими вещами я согласен, и на заседании комитета мы обсуждали скелет самого ГИС ЖКХ, но справедливости ради нужно сказать, что сегодня управляющие организации, ТСЖ за львиную долю информации пока ещё никаких штрафов не получают. Мы стараемся аккуратно сроки внедрения, к сожалению, сдвигать, причём сдвигать на 2019-2020 годы, хотя, конечно, от этого нашей стране и конкретно ЖКХ легче не стало. Что касается абсурдности Жилищного кодекса. Ну можно много говорить о Жилищном кодексе, но, мне кажется, это один из самых сложных кодексов, которые сегодня существуют и доработка которого продолжается. Можно взять и переписать Жилищный кодекс, написать снова, но только будет ли он лучше? Не проще ли заниматься тем, чтобы вот так потихонечку приводить этот кодекс в порядок? И последнее. Говорить, что закон о ГИС ЖКХ был принят наспех, я не рискнул бы. Мы начали работать вместе с правительством по ГИС ЖКХ (многие здесь помнят) в 2011 году, а закон был принят в 2014 году - три года работали над законопроектом. Другое дело, что сегодня наша система, которая выстроена, может быть, где-то и не работает, и правительством были совершены ошибки, но мы стараемся их вместе исправлять. А так - спасибо за критику. Я согласен с Галиной Петровной - ко второму чтению надо рассмотреть вопрос по поводу обязательности размещения информации тех мелких предприятий, которые занимаются содержанием именно общедомового имущества при непосредственном управлении. На самом деле многие жители берут это на себя, и здесь возможно усовершенствование данного законопроекта путём внесения поправок. Всем спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Илья Владимирович, будете выступать? Нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 08 мин. 18 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.