Заседание № 194

19.11.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 433159-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке "Аккую" в Турецкой Республике".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1722 по 2352 из 9071
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 14. О    
проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством      
Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в    
сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке "Аккую"   
в Турецкой Республике".                                                         
                                                                                
У нас будет два доклада. Первый доклад официального представителя               
Правительства Российской Федерации заместителя министра иностранных дел         
Российской Федерации Владимира Геннадьевича Титова.                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТИТОВ В. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На       
ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О ратификации         
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством           
Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации       
атомной электростанции на площадке "Аккую" в Турецкой Республике". Это          
соглашение было подписано 12 мая в ходе визита в Анкару Президента Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
В последние годы мы являемся свидетелями бурного развития российско-турецких    
отношений практически во всех сферах взаимодействия, и именно атомная           
энергетика на протяжении последних лет выступает в качестве локомотива такого   
сотрудничества. Ратификация данного соглашения станет ещё одним                 
подтверждением готовности российской стороны к осуществлению масштабных         
проектов, а также создаст очень благоприятные условия для участия российских    
компаний в будущих проектах различного рода, тендерах. И сооружение Россией     
атомной станции имеет стратегическое значение с точки зрения закрепления        
российских операторов на новых высокотехнологичных рынках.                      
                                                                                
Это соглашение подготовлено с учётом международных обязательств Российской      
Федерации, оно учитывает, в частности, соглашение между Правительством          
Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об оперативном        
оповещении о ядерной аварии. В июле это соглашение было ратифицировано в        
Турции. Я думаю, что более подробная информация о параметрах и условиях         
строительства АЭС будет представлена заместителем руководителя "Росатома".      
                                                                                
С учётом изложенного и в соответствии с Федеральным законом "О международных    
договорах Российской Федерации" мы предлагаем принять проект этого              
федерального закона.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Второй доклад также официального представителя Правительства Российской         
Федерации - заместителя генерального директора Государственной корпорации по    
атомной энергии "Росатом" Николая Николаевича Спасского.                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СПАССКИЙ Н. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной        
энергии "Росатом".                                                              
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! В 2010 году Госкорпорация     
"Росатом", действуя от имени и по поручению Правительства Российской            
Федерации, заключила пять межправительственных соглашений о сооружении          
атомных станций за рубежом. Соглашение с Турцией, которое сегодня               
предлагается вашему вниманию, в этом ряду занимает особое место. Прежде всего   
это первое в мире межправительственное соглашение о строительстве АЭС по        
схеме "строй - владей - эксплуатируй". Мы приходим в Турцию не только для       
того, чтобы построить станцию, но и чтобы владеть и управлять ею на             
протяжении всего цикла, который составляет шестьдесят лет. Это предполагает     
реализацию произведённой электроэнергии, поставки топлива, плановые ремонты,    
по окончании положенного срока - вывод станции из эксплуатации. В широком       
экономическом смысле для атомной отрасли России это значительно интереснее,     
чем просто построить и уйти. Помимо всего прочего здесь мы отрабатываем         
модель сотрудничества, которую планируем тиражировать в других странах.         
                                                                                
Соглашение предусматривает сооружение АЭС из четырёх блоков с ВВЭР мощностью    
по 1200 мегаватт каждый по проекту АЭС-2006. На сегодняшний день это самый      
современный, безопасный, апробированный проект. По этому проекту сооружаются    
четыре блока Ленинградской АЭС-2. Особо надо упомянуть, что Турция является     
очень перспективным партнёром для атомной отрасли России: эта страна обладает   
огромным внутренним рынком и колоссальным интеграционным потенциалом в          
регионе.                                                                        
                                                                                
Несколько слов о схеме сотрудничества. В соответствии с соглашением в Турции    
в форме акционерного общества будет учреждена проектная компания, 100           
процентами акций которой первоначально будут владеть компании, уполномоченные   
Российской Федерацией. Проектная компания будет осуществлять проект по          
строительству станции и будет владельцем станции, включая выработанную          
электроэнергию. При этом турецкая государственная энергетическая компания       
гарантирует покупку у проектной компании электроэнергии в течение пятнадцати    
лет с даты начала коммерческой эксплуатации каждого энергоблока. За счёт        
продажи электроэнергии будут окуплены вложения на сооружение станции. В целях   
реализации соглашения ЗАО "Атомстройэкспорт" получит льготное финансирование    
для оплаты изделий (работ и услуг) российского происхождения, которые будут     
использоваться в проекте.                                                       
                                                                                
Соглашение подлежит ратификации, поскольку содержит правила иные, чем           
предусмотренные российским законодательством. Конкретно статья 17 соглашения    
предписывает обязательность для сторон решения арбитражного суда. Мы исходим    
из того, что согласие с этой формулировкой не противоречит российским           
интересам.                                                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, конечно, крупные инфраструктурные проекты могут             
осуществляться и строго на контрактной основе, однако реализация таких          
проектов, тем более проектов сооружения за рубежом атомных станций на твёрдой   
основе межправительственного соглашения, имеет целый ряд серьёзных              
преимуществ. Это эффективнее, надёжнее и дешевле. По существу, речь идёт о      
том, что два правительства обеспечивают режим наибольшего благоприятствования   
для реализации того или иного проекта.                                          
                                                                                
С учётом всего сказанного, уважаемые депутаты, очень просим поддержать          
предложение о ратификации вынесённого на ваше рассмотрение соглашения.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по энергетике Юрия Александровича Липатова.      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,        
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Честно говоря, после двух      
выступлений особо добавить нечего. Проект сооружения в Турции АЭС по            
российскому дизайну на площадке "Аккую" является одним из самых главных         
стратегических направлений российско-турецкого сотрудничества. Проектная        
компания - на первом этапе 100 процентами акций этой компании будут владеть     
организации, уполномоченные российской стороной, - вводит в коммерческую        
эксплуатацию первый энергоблок в течение семи лет с даты выдачи всех            
документов, включая лицензии. Реализация проекта отвечает национальным          
интересам Российской Федерации, а также долгосрочным интересам российской       
атомной отрасли.                                                                
                                                                                
Надо прямо сказать, что из всех созданных государственных корпораций            
"Росатом" наиболее эффективно идёт с экспансией в иностранные государства, и    
наша новейшая техника, оборудование, машиностроительный комплекс очень          
эффективно и активно представляется за рубежом.                                 
                                                                                
Действительно, вопрос о ратификации соглашения по строительству атомной         
станции на площадке "Аккую" необычен тем, что эта станция будет строиться в     
том числе на инвестированные Российской Федерацией средства и практически на    
территории Турции мы будем производить электроэнергию, продавать                
электроэнергию и в течение шестидесяти лет эксплуатировать эту станцию со       
всеми вытекающими отсюда последствиями. Я думаю, что это очень интересный       
пример, первый в мировой практике, и если он будет удачен, то этот пример       
можно будет тиражировать и в будущем.                                           
                                                                                
У Комитета по энергетике никаких принципиальных возражений против ратификации   
данного соглашения нет. Нас поддерживает в этом плане Комитет по                
международным делам. Мы просим депутатов поддержать данное предложение.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику?                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Багдасаров Семён Аркадьевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
У меня два вопроса.                                                             
                                                                                
Один вопрос к Владимиру Геннадьевичу. Уважаемый Владимир Геннадьевич, как       
известно, мировое сообщество считает, что в случае дальнейшего развития         
ядерной программы Ирана по тому направлению, которое предполагается, ряд        
стран региона тоже могут, как говорится, создать такую ядерную программу, и в   
том числе Турция. Не кажется ли вам, что мы берём на себя большую               
ответственность, по сути, начинаем, стоим у истоков ядерной программы Турции?   
                                                                                
И второй вопрос - Николаю Николаевичу. Уважаемый Николай Николаевич, сколько    
лет понадобится вашей организации на возвращение кредита правительству, по      
тем расчётам, которые у вас есть?                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответы.                                       
                                                                                
ТИТОВ В. Г. Семён Аркадьевич, в самом соглашении непосредственно обозначены     
те лимиты и обязательства, которые не позволят использовать этот проект для     
каких-то целей создания ядерного оружия. Там чётко регламентируются и вопросы   
интеллектуальной собственности, и все остальные. Поэтому мы этой опасности не   
усматриваем.                                                                    
                                                                                
СПАССКИЙ Н. Н. Уважаемый Семён Аркадьевич, соглашение чётко прописывает         
механизмы возвращения вложенных средств, срок - пятнадцать лет по каждому       
энергоблоку с момента сдачи в коммерческую эксплуатацию.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович.                                  
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Николай Николаевич, я всё-таки хочу ещё раз уточнить. Понятно, что за счёт      
кредита, выдаваемого государством, будет строительство вестись и так далее.     
Вот вы ответили, что в течение пятнадцати лет по каждому энергоблоку... А       
утилизация за счёт каких средств предусматривается через шестьдесят лет, на     
кого это ляжет? Я так понимаю, все доходы будут израсходованы в ходе            
эксплуатации станции. Когда же возникнет момент утилизации, возникнет и         
проблема, кто будет финансировать, а утилизация более дорогая, чем              
строительство.                                                                  
                                                                                
СПАССКИЙ Н. Н. Николай Фёдорович, спасибо за вопрос. Действительно, это         
ключевая проблема. Давайте тогда чётко зафиксируем, за что несёт                
ответственность наше государство и за что будет нести ответственность           
проектная компания.                                                             
                                                                                
Государство не несёт ответственности по обязательствам проектной компании.      
Государство, а именно правительство, согласно межправительственному             
соглашению, которое сегодня выносится на ратификацию (и в этом преимущество,    
чёткая основа межправсоглашения), должно обеспечить льготное финансирование     
для проектной компании через российского генерального подрядчика ЗАО            
"Атомстройэкспорт". Речь идёт о следующей сумме. Общая стоимость сооружения     
четырёх блоков - 20 миллиардов долларов, из этой общей суммы, так мы            
предполагаем, меньше половины потребуется мобилизовать внутри нашей страны.     
                                                                                
Другие обязательства, в том числе обязательства по выводу из эксплуатации,      
будут регулироваться проектной компанией в соответствии с турецким              
законодательством, поскольку это происходит на турецкой территории, после       
того, как уже все вложенные средства будут многократно возвращены через         
реализацию электроэнергии. Механизмы достаточно сложные. И частично, в          
меньшей степени это будет ответственность проектной компании, а в большей       
степени, как в большинстве стран, это будет ответственность специально          
созданного в Турецкой Республике фонда по выводу из эксплуатации объектов       
атомной генерации.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таскаев Владимир Павлович.                                
                                                                                
ТАСКАЕВ В. П. Вопрос Николаю Николаевичу Спасскому.                             
                                                                                
Николай Николаевич, вот мы огромные средства тратим на осуществление идеи       
строительства атомных станций за рубежом, а что у нас по Белоярской атомной     
станции, по строительству БН-800, четвёртого энергоблока? Ведь по нему          
огромные проблемы. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" одно время уже говорила, что будет   
поддерживать строительство, что будут выделены деньги, но на сегодняшний день   
там то голодовки, то забастовки. Когда мы окончательно построим БН-800,         
выделим на это деньги? Давайте, наверное, в стране сначала построим, сегодня    
не хватает электроэнергии, особенно после крушения Саяно-Шушенской ГЭС.         
                                                                                
СПАССКИЙ Н. Н. Спасибо за вопросы. Я не готов, естественно, - это не моя        
ответственность и не мои полномочия - отвечать в деталях, могу сказать, что     
БН-800 строится в плановом порядке, проблемы решаются.                          
                                                                                
Что касается сооружения АЭС за рубежом, для любой атомной отрасли, для любой    
такой огромной корпорации, как наша, это является абсолютно необходимым. Мы     
считаем, что сооружение АЭС за рубежом является прибыльным, позволяет нам       
нарастить серийное производство, и, как следствие, объекты атомной генерации    
становятся дешевле, что по совокупности позволяет нам привлекать                
дополнительное финансирование и недостающие компетенции. То есть это            
неотъемлемая часть общей стратегии глобальной экспансии российской атомной      
отрасли, и мы считаем, что это напрямую способствует развитию атомной           
энергетики и внутри нашей страны.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович.                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос филологического плана. У вас в оригинале        
название этой площадки - "Аккую", вот такого слова в турецком языке нет. У      
вас перевод неправильный, это может потом иметь в том числе какие-то            
финансовые проблемы. Поэтому вы мне покажите, как по-турецки. Скорее всего,     
это "Аккёй" - белая деревня, а у вас написано "Аккую" - вот такого слова в      
турецком языке и в названиях в Турции я никогда не встречал. Поэтому вовремя    
давайте поправим. Если у вас нет специалистов - а у вас их нет, я, может        
быть, единственный специалист в России, - ко мне пришлите ваших                 
международников, я им правильный перевод дам, название площадки. Это может      
иметь юридические последствия. Иначе будет непонятно, вам потом турки скажут:   
а у нас нет, в русском тексте другое название площадки. Запросто можно          
придраться, и в арбитраже могут вас потом наказать. Вам понятно, что я          
сказал?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
СПАССКИЙ Н. Н. Владимир Вольфович, спасибо за замечание. Естественно, ваша      
рекомендация принята. Единственное, что хочу сказать: в соответствии с          
существующей практикой перед подписанием с турками выверялись обе версии - и    
на русском, и на турецком языках - плюс версия на английском языке. Таким       
образом, турки как бы санкционировали такой вариант перевода. Но тем не менее   
спасибо, естественно, всё проверим.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич.                               
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. У меня вопрос как раз, может быть, в развитие этого, потому      
что турки есть турки, даже в переводе не смогли разобраться. Можем ли мы        
доверять гарантиям Турции, когда они уверяют, что будут пятнадцать лет          
приобретать электроэнергию с этой электростанции, если параллельно в            
настоящее время они ведут активнейшие переговоры с Южной Кореей в области       
строительства АЭС в районе города Синоп на севере Турции? Кто будет             
потребителем электроэнергии с этой электростанции? Не станем ли мы              
заложниками того, что турки договорятся со всеми, а потом решат свою            
энергетическую проблему и будут шантажировать всех подряд?                      
                                                                                
СПАССКИЙ Н. Н. Валерий Сергеевич, спасибо. Вы затронули серьёзную проблему.     
Конечно, проект предполагает очень длинные сроки реализации, предполагает       
огромное финансирование, но именно с учётом такой особенности этого проекта     
мы подготовили для него чёткую основу - межправительственное соглашение,        
подлежащее ратификации в обеих странах. Поэтому, что касается первой части      
вашего вопроса, мы считаем, что межправительственное соглашение в достаточной   
степени защищает наши интересы. С него, называя вещи своими именами,            
значительно труднее соскочить, чем с элементарных контрактных обязательств.     
                                                                                
Что касается вопроса о параллельных переговорах, которые наши турецкие          
партнёры ведут с южнокорейскими компаниями, мы считаем это совершенно           
нормальным. Более того, нас настораживало бы, если бы мы единственные           
приходили в эту страну. Это огромный рынок с колоссальным потенциалом, у них    
действительно есть программа развития атомной энергетики, предусматривающая     
сооружение многих блоков. Для нас в этой ситуации важно, во-первых, прийти      
первыми - мы приходим первыми. И во-вторых, нам важно прийти на лучшую          
площадку. По совокупному мнению экспертов, площадка в Аккую считается более     
интересной, перспективной, удобной, чем площадка в Синопе на черноморском       
побережье Турции.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли у кого-то необходимость выступить?                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.                                     
                                                                                
И записывается ещё Багдасаров Семён Аркадьевич.                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я не знаю.                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А что, не сработала у него кнопка?                        
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Здесь я улавливаю тихий манёвр: как это так - только от       
оппозиции выступят, надо, чтобы от правительственной тоже выступили. Я          
согласен, только не надо Миронову говорить, что они неправительственная         
партия. У вас соглашение, и имеете на это право, и вы помогаете друг другу на   
выборах, здесь, везде, но не надо избирателей-то дезориентировать. Почему я     
пришёл сюда выступить? Вот всё, что сказали нам технические специалисты,        
абсолютно правильно, но вы не учитываете международные отношения и будущее      
наших отношений в этом регионе. И в этом ваша беда.                             
                                                                                
Вот с точки зрения языка. Турки вам никогда не скажут, что вы ошиблись в        
переводе, они русского языка не знают. Вот, может быть, по-русски вы говорите   
"Аккую", а у них по-другому это звучит. По-французски как будет "Париж"?        
"Пари". Многие называют "Парис". Французам понятно, у них "с" на конце. Но      
"ж" на конце у них нет, это чисто специфика русского языка. Если мы будем       
навязывать французам, что их столица называется Париж, они нас не поймут. Так   
и здесь. Это имеет большое значение. Если будет какая-то юридическая            
проблема, турецкие юристы скажут: "А нам непонятно вообще, о чём вы говорите.   
У нас такой площадки, где русские инженеры работали бы, нет". Всё! Поэтому      
здесь будьте очень осторожны. И имейте в виду: Восток, там, даже если вы сто    
раз неправильно сделаете, они улыбнутся и скажут, что вы правы. Не надо         
ссылаться на то, что они одобрили перевод. Они ничего не одобряли, не           
одобряли перевод, это специфика восточной страны. Они с вами согласны почему?   
Потому что вы строите им, вы русские деньги тратите. Чего же они будут с вами   
спорить, к названиям цепляться, когда вы им создаёте атомную энергетическую     
отрасль - то, чего они никогда в жизни не создали бы?                           
                                                                                
Что происходит? Вы помните, Китай сто лет назад - слаборазвитое азиатское       
государство, ничего у них нет, четыреста миллионов население. Что мы делаем с   
49-го года? Создаём мощную красную китайскую армию, строим сотни предприятий,   
шестьсот - это минимум, было значительно больше. Что произошло через            
шестьдесят лет? Мы создали самую мощную державу в мире, не просто создали       
мощнейшее государство на наших границах - в мире! Если когда-то Китай           
попытается (а он это будет делать) захватить мир - экономически,                
необязательно военным путём, - нас будут проклинать народы Европы, Африки и     
Азии, потому что это русские создали это государство-монстр.                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Индия не угрожает никому. И в Индии, может быть, скоро        
будет населения больше. Но в середине века нас будут проклинать - скажут: это   
вы, русские, сделали! Ведь они уже в космос вышли. Сегодня необязательно        
сухопутные армии, если бросить все деньги китайцев на космос, они и в космосе   
обгонят всех. И они не будут топить свои станции в океане, а всю планету        
возьмут под своё наблюдение.                                                    
                                                                                
То же самое - Турция. В Турции семьдесят лет назад население было семнадцать    
миллионов. У них ничего не было вообще, Советский Союз им поставлял автобусы    
до войны. Нам самим не хватало, а мы гнали туда автобусы. Мы им строили         
предприятия, построили нефтеперерабатывающие заводы, химические заводы,         
электростанции. Мы создали сегодня самое сильное государство на Ближнем         
Востоке. Армия турецкая - самая сильная в блоке НАТО, миллионная армия. У       
немцев - триста тысяч, немцы - это уже не солдаты. Турецкие солдаты - основа    
сухопутных войск НАТО.                                                          
                                                                                
Вы же говорите: через шестьдесят лет. Вот я вам говорю: через шестьдесят лет    
вы ничего не получите от турок и даже через тридцать лет. Населения уже         
семьдесят миллионов, а было семнадцать. Чувствуете разницу в цифрах? В пять     
раз увеличилось население за шестьдесят лет, а мы остались в том же             
положении. Оно снова в пять раз может увеличиться, ну, я беру по минимуму:      
сто пятьдесят миллионов турок через тридцать лет, а у нас будет уже сто. В      
Иране будет сто пятьдесят миллионов, а у нас - только сто. Афганистан с         
Пакистаном - двести миллионов. И вот пятьсот миллионов - это крупное            
исламское государство, объединённое религией, это не советская идеология:       
повесить портреты Ленина, Маркса, это религия вековая, самая мощная сегодня,    
сильная, сплочённые все. И где противник? Сзади Индийский океан - вперёд, на    
север, помочь единоверцам, Средняя Азия, Поволжье и так далее.                  
                                                                                
То есть для нас не НАТО опасность, для нас Дальний Восток опасность, ведь       
китайцы расселяются по всему миру. Недавно вернулся русский предприниматель     
из Китая, где ему сказали: мы тебе дадим деньги на твой проект, но ты должен    
обеспечить работу ста китайцам, если ты сто китайцев пригласишь на работу в     
Россию, мы твой проект в России финансируем. И думаете... Я ему сказал:         
запрещаю тебе это делать, но кто запретит всем остальным русским                
предпринимателям получить деньги от Китая и миллионы китайцев легально          
завезти в Россию? Это не солдаты, будут просто работать везде. Сегодня в        
некоторых районах Дальнего Востока уже китайцы в основном. Но то же самое       
будет здесь, на юге. Вы даёте им атомную станцию, но вы ничего не получите.     
Ведь мы им давали автобусы до войны - теперь они нам поставляют автобусы        
"мерседес". Мы, русские, вышедшие в космос, покупаем турецкие автобусы,         
потому что наши автобусы мы не можем производить. В Голицыне под Москвой -      
тут Кашин защищал Подмосковье - ну получился у вас завод? Всё рухнуло. А у      
турок получился завод, и мы покупаем у турок автобусы "мерседес", а не в        
Голицыне. В Омске получился завод? Всё рухнуло. А у них не рушится ничего.      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Помолчите! Я вам объясняю, что вы в вашей Московской          
области даже автобусы по немецкой схеме выпускать не можете, а турки могут,     
китайцы могут. Я об этом говорю. Не мучайтесь, я вам говорю о будущем. Вы уже   
получили будущее в 91-м, 93-м году.                                             
                                                                                
Почему вы не хотите специалиста послушать? Это же моя специальность. Я          
единственный в этом зале, кто занимается пятьдесят лет этим регионом. Я не      
знаю, атомные станции стройте где хотите, я вам говорю о демографической        
проблеме, о военной, о политической. Ведь Советский Союз рухнул не из-за        
того, что у нас не хватало атомных станций, у нас было больше всего в мире      
атомных станций, заводов, машин, тракторов, комбайнов - всё было, а страны      
нету, потому что решают всё в стране люди. О людях нужно думать! О людях        
нужно думать, а не о своём районе Московской области.                           
                                                                                
Проблема эта есть. Ведь идёт исламизация Турции. Они попробовали пойти на       
Запад как светское государство - им дали отлуп, выражаясь бытовым языком. Их    
не примут туда. Почему не принимает Европа Турцию? Она боится. Что ж мы-то не   
боимся строить им там и усиливать их, и чем?! Атомной энергетикой?! Вы          
представляете, что мы делаем?! Они должны у нас покупать излишки нашей          
атомной энергии. Вы в Волгодонске достройте ещё несколько блоков и пустите      
энергию туркам. Мы им построили нефтеперегонный завод в Измире. Не надо! В      
Туапсе есть нефтеперегонный завод - пускай ждут баржи с мазутом на турецком     
берегу. Всё неправильно делали и сейчас продолжаете.                            
                                                                                
Я вышел сюда, потому что продолжается неправильная внешнеэкономическая          
политика. Мы сами себе создаём монстра на южных рубежах. Они же сомнут          
Армению, сомнут её полностью! Соединятся с Азербайджаном, вместе с Ираном       
ворвутся в Среднюю Азию, создадут великое турецкое государство Туран, великое   
исламское государство вместе с Ираном, с шиитскими частями Средней Азии и       
Азербайджана. Вы понимаете, что они против нас с удовольствием объединятся,     
потому что мы христиане, а они все мусульмане? У них есть то, что их            
сплачивает, - язык. Турецкий язык - азербайджанцы, туркмены, узбеки, киргизы,   
казахи, татары, башкиры. А кто по-русски там говорит? В этом проблема, надо     
же понимать, что это имеет большое значение. Ирану ближе Туркмения: у них       
есть свои туркмены, ближе Азербайджан, потому что там шииты, то есть у них      
есть что-то сплачивающее, соединяющее, а у нас нет ни одного инструмента,       
чтобы на них влиять. Но мы их вооружаем! Ведь необязательно патроны             
поставлять - сегодня всё решает энергия. Мы им даём самое главное - энергию.    
Строить надо, но далеко от границ России, чтобы никто никогда, получив мощь     
от России, нам не смог угрожать.                                                
                                                                                
Сегодня вам кажется, что я говорю что-то непонятное. Конечно, я же говорю с     
перспективой на двадцать - тридцать лет вперёд. Но те из сидящих в этом зале,   
кому тридцать лет, они доживут и вспомнят, о чём я говорил 19 ноября 2010       
года. Как на Кавказе не получится. Наш Северо-Кавказский военный округ ничего   
не сможет сделать, абсолютно ничего, потому что там у нас будет пятьдесят       
тысяч солдат, а у турецкой армии, 3-й полевой, миллион солдат. И турецкий       
флот уже господствует в Чёрном море, и иранский будет господствовать в          
Каспийском море. Говорим красиво, всё хорошо, всё можно, но чем всё             
кончается? Надо же думать об этом, в этом же государственный подход.            
                                                                                
Почему американцы никому не строят ни одной станции нигде, ни одного            
автомобильного завода? За деньги нам не дали завод "Опель", чужой завод нам     
не дали за наши деньги, чтобы Россия не была сильнее. Почему же американцы      
умнее нас? Почему мы такие - всё раздаём, до сих пор всё раздаём? Вроде за      
деньги раздаём. Но отдайте за деньги в другой регион, не надо на границах       
снова создавать монстра. На Западе НАТО стоит, мощнейший блок, пятнадцать       
минут подлёт до Москвы, на Юге - четыреста миллионов исламской армии будет      
стоять, на Дальнем Востоке будет стоять двухмиллиардное население с Японией     
вместе. Тогда Россия вообще... (Микрофон отключён.)                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров, пожалуйста.                                   
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Уважаемые депутаты, что касается экономики вопроса, конечно,   
много странного: мы на свои деньги, на правительственные деньги, строим         
где-то в турецком захолустье атомную станцию, возврат денег, насколько я        
понял, с каждого блока, если по пятнадцать лет четыре блока, - шестьдесят       
лет. То есть через шестьдесят лет мы получим деньги, которые сейчас нам нужны   
для модернизации страны. Это первое.                                            
                                                                                
Второе. Я не просто задал заместителю министра иностранных дел вопрос: вот по   
Ирану не получится ли так?.. Дело в том, что мировое сообщество на полном       
серьёзе обсуждает вопрос, что если всё-таки ядерная программа Ирана будет       
развиваться, то три страны, скорее всего, будут иметь свою собственную          
ядерную программу с военной перспективой, в первую очередь это Турция, ну и     
ещё две страны арабские называют - Саудовскую Аравию и Египет.                  
                                                                                
Да, Турция является членом Международного агентства по атомной энергии          
участником Договора о нераспространении ядерного оружия и так далее, но и       
Иран тоже является членом этих организаций, однако это не мешает ему            
развивать свою собственную ядерную программу. Я уж не говорю о том, что,        
когда мы будем строить АЭС, там нужны будут турецкие специалисты, их надо       
будет привозить, чтобы они учились в наших вузах, как с иранскими получилось.   
Они будут учиться в наших вузах, набираться опыта, а через пять - десять лет    
станут хорошими специалистами и будут в состоянии разрабатывать свою            
собственную ядерную программу.                                                  
                                                                                
Что такое Турция на сегодняшний день? Извините за откровенность, на             
сегодняшний день в Турции происходят очень серьёзные изменения. Партия          
господина Эрдогана, Партия Справедливости и развития, - это не что иное, как    
"Братья-мусульмане" по своей идеологии, а это организация, запрещённая в        
Российской Федерации соответствующим решением наших ведомств. Это типичные      
"Братья-мусульмане", и сам господин Эрдоган сидел в тюрьме за распространение   
радикального исламизма и разжигание национальной розни. Почему он не любит      
своих военных? Потому что они его посадили, когда он разжигал это, хотя сам     
он, кстати, по происхождению не турок, его предки - выходцы с Кавказа. Но и     
это ещё не всё. В Конституции Турции были положения, согласно которым армия     
являлась гарантом стабильности. Эрдоган провёл референдум и затравил всех       
армейских офицеров и генералов, в результате чего сейчас нет никаких преград    
для дальнейшей исламизации страны. Может, поэтому Турция является одной из      
тех стран, где отсиживаются северокавказские боевики, где они лечатся, - и      
это знают все наши ведомства, и МИД может это подтвердить, - где они проходят   
дополнительную подготовку и так далее? А мы им ставим атомную станцию - очень   
неплохо!                                                                        
                                                                                
Мы, вообще, как-то не учитываем исторический опыт. Вот мы говорим, что у нас    
с Турцией сейчас просто шикарные отношения. Я вот задумался, кажется, нечто     
подобное я уже слышал. Мне в своё время, ещё в советское время, грешным         
делом, пришлось участвовать в написании книги в связи с приездом начальника     
турецкого генерального штаба генерала Уруга, а в ответ Ахромеев должен был      
ехать. И вот меня как чернорабочего взяли, говорят, книгу надо написать о       
самых лучших периодах взаимоотношений Турции и Советского Союза. Каких? Ну      
конечно, времён Ататюрка, времён, когда Россия помогала Турции сражаться с      
Грецией, отстаивать свою независимость. В общем, я залез в архив и обнаружил    
страшные вещи - что же мы натворили! В голодное время, когда в России не        
хватало ни продовольствия, ни денег, ни оружия - ничего, господин Фрунзе и      
его команда вывезли в Турцию колоссальное количество денег золотом, - я уже     
не помню, но это фантастическая сумма! - оружия и продовольствия, чтоб спасти   
режим Ататюрка, тогда как греческая армия находилась в нескольких десятках      
километров от Анкары и готова была взять Анкару. Греция - это исторически       
дружественное России государство, а мы помогли туркам победить греков, для      
того чтобы привести к власти обманщика, который последовал за Ататюрком.        
Почему обманщика? Ну, сразу был заключён договор в Монтрё в 30-х годах. Это     
договор о проливах, которым мы сейчас пользуемся. Советский Союз надеялся на    
тоннажи другие и так далее - турки нас резко ограничили. Но и это не всё! Во    
время Великой Отечественной войны миллионная турецкая армия была                
сосредоточена на границах с Советским Союзом, и мы вынуждены были держать на    
этих границах огромные свои вооружённые силы, потому что знали о                
договорённости между Турцией и Германией о том, что после взятия Сталинграда    
турецкая армия начнёт наступление на Закавказье, чтобы вернуть свои, как они    
считают, земли, отобранные историческим врагом - Россией. Но и это не всё!      
Турция оказывала огромную экономическую помощь Германии поставками              
стратегического сырья, в частности хрома. И поэтому - наверное, кое-кто знает   
- Сталин предполагал начать войну с Турцией, но, к сожалению, по известным      
внешнеполитическим причинам не удалось. Не удалось изменить того, что в своё    
время, в 1921 году, большевики не только оказали материальную помощь Турции,    
но и подписали позорнейший Карсский мирный договор, без всяких оснований        
отдав туркам Карсскую и Эрзурумскую области, за которые была пролита кровь      
русских солдат - наверное, многие читали книгу Пикуля "Баязет" и так далее.     
Это лишь малая часть! Мы все знаем о Балканской войне, но мы не знаем о         
кавказской войне, когда русская армия под командованием генерала Тергукасова    
с кровью брала Карс и Эрзурум. Мало того, под Карсом турки разрушили            
памятник, где были захоронения русских солдат (сейчас этот памятник             
восстановлен в Гюмри, вы знаете). Мы отдали это, ещё отдали Сурмалинский        
уезд.                                                                           
                                                                                
Мы пошли им навстречу и что получили? Мы получили... И сейчас мы говорим: у     
нас такие прекрасные отношения. Ну конечно, прекрасные отношения! Море наших    
туристов едут туда, привозят туда деньги, атомную станцию бог знает где хотим   
строить, и всё нормально.                                                       
                                                                                
И самое интересное. Недавно состоялось заседание Совета национальной            
безопасности Турции, который определял стратегических врагов Турции на          
ближайшие пять лет. И в прессе пошло: Россию, кажется, исключат из этого        
списка, кажется, вот уже почти исключили. Но в конечном счёте в списке врагов   
Россия оказалась. То есть Турция в ближайшие пять лет нас рассматривает в       
качестве вероятного противника, к войне с которым надо готовиться. И мы         
своему вероятному противнику строим атомную станцию? Слушайте, деньги, что      
ли, некуда девать?! Таких вещей мы не можем не видеть!                          
                                                                                
Наконец, Турция даже не скрывает, что претендует на то, чтобы полностью         
вытеснить Россию с Южного Кавказа, и желательно - из Средней Азии. Кто сейчас   
доминирует на Южном Кавказе, в Грузии, кто? Турция! Турция строит совместно,    
в том числе с участием грузин, через территорию Грузии известный газопровод с   
выходом на Эрзурум. Это мимо нас, мимо пойдёт! Также строится нефтепровод,      
заводятся дороги на Аджарию, на Джавахетию. Грузия, кстати, исключена из        
списков вероятных противников Турции, и, как ни парадоксально, Армении тоже     
там нет, её тоже исключили. А Россия там осталась.                              
                                                                                
В Азербайджане кто доминирует, кто перспективу имеет? Ну конечно Турция!        
Остаётся одна Армения. Вокруг неё пошли известные игры, особенно когда, как     
вы помните, некие деятели в Армении вручали ордена сумасшедшим людям и хотели   
вместе с турками принять участие - впервые в истории Армении - в учениях НАТО   
против России в Грузии. Вы помните, мы тогда даже делали заявление, и вроде     
остановилось. И тут - я не мог бы сказать в присутствии министра иностранных    
дел - возникли так называемые швейцарские протоколы. По отношению к             
Российской Федерации это предательские протоколы, каким-то странным путём       
освещаемые нашим МИДом. Когда я увидел нашего министра иностранных дел за       
спиной госпожи Клинтон в Швейцарии, мне аж плохо стало. Я понимаю Армению,      
там всё определяют олигархи с ментальностью владельцев бетономешалок - я не     
утрирую, о конкретных людях идёт речь, - но, извините, нам-то это зачем?        
Очевидно было, что с помощью проекта, созданного в Соединённых Штатах, - они    
даже поленились придумать название, по подобию плана урегулирования             
палестино-израильского конфликта назвали "Дорожной картой" - предполагалось     
вытеснить Россию из Армении, её последнего оплота. Если бы эти протоколы были   
реализованы, через пять - десять лет не было бы ни баз в Армении, ни влияния    
России на Южном Кавказе вообще. Слава богу, просчитали целый ряд вопросов, в    
том числе связанных с Нагорным Карабахом, и, самое главное, разумные люди,      
которые понимают всю враждебность этого России, сделали так: руками             
американцев перечеркнули этот проект. Комиссия Конгресса США по иностранным     
делам приняла известную резолюцию о геноциде армян прямо в момент реализации    
протокола, с разницей в один голос, а после этого зампредседателя комиссии      
господин Шерман сделал такое антитурецкое заявление, после которого у турок     
возникла истерия. Одновременно шведский парламент впервые принял решение не     
только о признании геноцида армян, но и о признании геноцида понтийских         
греков, которых было убито в Трабзоне больше трёхсот семидесяти тысяч. А        
всего греков убито миллион, и сотни тысяч убитых ассирийцев, изидов и           
русских. Русских тоже убивали! Эти русские - молокане, которые всегда были в    
арьергарде русской армии, как фуражиры и так далее. Их также вырезали, и их     
сёла и памятники тоже уничтожены в этой Турции. И мы хотим этой стране          
создать атомную программу, ядерную программу?! Шестьдесят лет! Вы что?! Через   
шестьдесят лет это будет сильное государство, и это уже сильное государство     
будет претендовать... Оно нас считает основным геополитическим противником      
своим, так почему же мы своему противнику строим станцию, объясните мне?!       
Ведь построить атомную станцию - это не продать мешок картошки, не построить    
сарай! Это политический проект, а не просто зарабатывание денег... Да ещё с     
выделением своих собственных кредитов!                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить докладчикам с             
заключительным словом? Нет. Мы обсудили 14-й вопрос, выносим его на "час        
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8122 по 8141 из 9071
14-й вопрос. Ставится на голосование проект федерального закона "О              
ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и              
Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и     
эксплуатации атомной электростанции на площадке "Аккую" в Турецкой              
Республике".                                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против            6 чел.1,3%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    321 чел.                                          
Не голосовало                 129 чел.28,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.