Заседание № 209
О проекте федерального закона № 433144-5 "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
11-й вопрос. О проекте федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Доклад председателя Комитета по бюджету и налогам Юрия Викторовича Васильева. ВАСИЛЬЕВ Ю. В., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все экспертизы и готов к рассмотрению в третьем чтении. Комитет просит принять его. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так... Я так понимаю, Федоткин записывается по мотивам. Федоткин Владимир Николаевич. По 11-му больше нет желающих. Спасибо. Выносим 11-й вопрос на "час голосования".
По 11-му пункту по мотивам Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, закон очень важный, закон очень нужный, но действительно финансово-бюджетное состояние России крайне тяжёлое и продолжает ухудшаться. Это подтверждает и то, - мы постоянно это отмечаем - что нам не хватает денег на самое необходимое, от питания детей в школах до пенсий пенсионерам, и то, что будут расти в ближайшие годы внешние и внутренние заимствования и 80 процентов нашего дефицита только за счёт долгов мы будем погашать. Кто же будет дальше отдавать? В регионах, о чём говорит этот законопроект, картина такая же. Вот возьмём нашу Рязанскую область. Шесть лет назад, когда я уходил с поста председателя, сменился губернатор, долг области был ноль, а сейчас - 12 миллиардов рублей, и он растёт. Поэтому проблема эффективного использования средств, пресечения хищения, она, конечно, обостряется. Ну кто в этом зале будет спорить, что воруют в России, воруют много, и причём, кто больше ворует, тот нередко находится в почёте. Посмотрите выступления Степашина, Председателя Счётной палаты России, ведь он каждый год говорит одно и то же: нецелевое использование, хищение, воровство. Мы это слушаем, говорим ему спасибо, и повторяется всё то же самое и в муниципалитетах, и в целом по стране. В ближайшее время ситуация с нехваткой денег обострится, мы знаем, что рост доходов консолидированных бюджетов в этом году 6 процентов, за три года - 8, ниже инфляции. Даже инфляция их не спасает. Поэтому была большая надежда на то, что данный закон будет принят и у нас будет эффективней использоваться каждый рубль, и народ это почувствует. Но не будет этого, к сожалению! Первое. Вот через год мы попробуем по данному законопроекту как бы подвести итог: а как он сработал, а какой от него толк, а какова его эффективность? И мы только по одному критерию можем на этот вопрос отвечать: да, закон принят, да, контрольно-счётные органы созданы. А какие они, а есть ли от них толк - это уже будет за пределами данного закона. Мы большую ошибку сделали, что записали целью закона принятие принципов, а не улучшение контроля, не экономию денег, не повышение их эффективности. Мы вопрос увели в сторону. Ещё раз подчёркиваю, неэффективностью данного закона является то, что контрольно-счётные органы будут образовываться и работать фактически под руководством исполнительной власти и губернатора. Кто же его будет контролировать, своего доброго хозяина? Сегодня ты руку ударил, а завтра он тебя не стал кормить, так сказать, бюджетом. Сегодня ты проявил свою независимость, а завтра он тебя снял с работы. Ну идея-то правильная, ну задача-то правильная, но реализация - как раз всё шиворот-навыворот получилось! Неподкупность, конечно, наших аудиторов и председателей, я не буду говорить о всех, но она, к сожалению, данным законом никак не... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 31 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принято.
Заседание № 208
О проекте федерального закона № 433144-5 "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Тогда, коллеги, выносим два вопроса, под пунктами 3 и 4, на "час голосования" и переходим к пункту 5, это законопроекты второго чтения. Проект федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Доклад председателя Комитета по бюджету и налогам Юрия Викторовича Васильева. Мы специально поставили этот вопрос следующим, учитывая, что он имеет прямое отношение к деятельности Счётной палаты. (Шум в зале.) Коллеги, спокойно, у нас заседание продолжается до 13 часов. Вы что-то перепутали, по решению Совета мы работаем до 13 часов. В 13 часов объявляем перерыв до 13.30, потом у нас "правительственный час". Поэтому сейчас мы продолжаем работу. Смотрите, и Степашин в ложе. Не мешайте ему слушать доклад Васильева, коллеги. ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемые коллеги, Олег Викторович! На ваше рассмотрение выносится во втором чтении законопроект "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Комитет очень внимательно рассмотрел поправки. Хотел бы сразу отметить, что в этой работе активное участие приняли ГПУ президента, Министерство финансов, ну и, естественно, Счётная палата. Было получено триста десять поправок. Хотел бы тоже сразу отметить, что почти половина поправок пришла из регионов, из субъектов Российской Федерации. Это говорит о том, что законопроект очень актуальный и необходим именно в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации. Было отклонено сто восемьдесят пять поправок, поддержано семьдесят две поправки. У вас на руках находятся две таблицы поправок. Таблица 1 - поправки, рекомендуемые к принятию, и таблица 2 - к отклонению. Просьба поставить на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица 1 - семьдесят две поправки, рекомендуемые комитетом к принятию. Есть замечания по этой таблице, по таблице принятых поправок? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 23 мин. 23 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принято. Таблица 2 - сто тридцать пять отклонённых поправок. Есть замечания. Депутат Федоткин. Пожалуйста, включите микрофон. ФЕДОТКИН В. Н. Коллеги, ряд поправок, подготовленных не только мной, но и учёными академии наук России, практиками из подмосковных регионов. Я прошу их отдельно проголосовать: 1-я, 3-я... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, я оговорился, сто восемьдесят пять поправок. Да, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Поправки 1, 3, 4, 28, 102 и 157. Прошу их поставить на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 2, за исключением поправок 1, 3, 4, 28, 102, 157. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 24 мин. 22 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принято. Пожалуйста, Федоткин, обоснование. Давайте в минутном режиме обоснование по каждой. ФЕДОТКИН В. Н. Ещё раз подчёркиваю, что поправки коллективные, подготовлены вместе с учёными академии наук и практиками на местах. Поправка 1. Целью настоящего закона является установление общих принципов организации и так далее. Целью закона установление принципов само по себе быть не может, потому что закон должен что-то решать, так вообще принято в мировой практике. Мы предлагаем статью 1 изложить в иной редакции: "Цель настоящего закона состоит в установлении контроля за целевым направлением и эффективностью использования бюджетных средств, государственной и муниципальной собственности..." Именно по этим критериям мы можем потом смотреть, выполняется закон или нет, а общие принципы - это лишь средство достижения главной цели. Так всегда было в мировой практике всех законодательных органов, целью не может быть сам закон, цель другая, а средства указаны. Прошу поставить данную поправку на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет. ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Комитет не поддержал данную поправку, потому что дополнение текста статьи в базовом варианте является избыточным: в статье 9 рассматриваемого законопроекта указывается, что одним из полномочий контрольно-счётных органов является осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств бюджетов внебюджетных фондов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 1 из таблицы отклонённых. Депутат Федоткин просит её поддержать, комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 26 мин. 23 сек.) Проголосовало за 57 чел.12,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3 % Результат: не принято Отклоняется. 3-я поправка, депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Поправка 3. В законопроекте записано, что контрольно-счётный орган субъекта образуется законодательным (представительным) органом власти, и, соответственно, его финансирование, оклады, премии, материально-техническое обеспечение - всё закладывается в закон о бюджете региона, который подписывает губернатор. Получается, контрольно-счётный орган зависит от воли губернатора и от того, что будет прописано в законе: премии пошёл просить, на бензин пошёл просить... Простите, кто же проверяет, кто бьёт по руке, которая тебя кормит?! Это в принципе неправильно: не будет закон работать! Поэтому мы предлагаем записать, что региональный контрольно-счётный орган является отделением Счётной палаты Российской Федерации и финансируется из федерального бюджета. Вот тогда он не будет зависеть от региональной власти и контроль будет объективным. Других вариантов здесь быть не может. Никто... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет. ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Согласно принятой в первом чтении концепции контрольно-счётный орган субъекта является самостоятельным постоянно действующим органом внешнего финансового контроля и образуется законодательным органом субъекта Российской Федерации. Для того чтобы принять поправку депутата Федоткина, нужно возвращать законопроект в первое чтение. Комитет не поддержал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 3 из таблицы отклонённых. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 28 мин. 20 сек.) Проголосовало за 57 чел.12,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3 % Результат: не принято Отклоняется. 4-я поправка. Пожалуйста, Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Она аналогична предыдущей. Ну, представьте, счётный орган обнаружил, что в муниципалитете украли 20 или 30 миллионов рублей, использовали не по нецелевому назначению, и подал заявление в прокуратуру, а после этого идёт в муниципалитет и просит: дайте нам денежки, пожалуйста, чтобы поехать по району и проверить, как там люди живут и как там используются бюджетные деньги. Вначале ударить, а потом просить - не может такого быть! Независимость определяется независимостью от соответствующих муниципальных органов. Это, подчёркиваю, и мнение моё, и академии наук, и практиков: муниципальные контрольно-счётные органы должны быть отделениями Счётной палаты Российской Федерации и не зависеть от местной власти, не просить у неё милостыню, иначе контроля не будет - это же очевидно! Прошу поддержать данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Обоснование то же самое: нарушение концепции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 4 из таблицы отклонённых. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 29 мин. 41 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 58 чел. Не голосовало 392 чел.87,1 % Результат: не принято Отклоняется. Поправка 28. Пожалуйста, Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, здесь говорится об объективности, эффективности, независимости в работе контрольно-счётных органов. Ну какая же независимость, когда штатное расписание утверждается представительным органом, губернатором, когда деньги выделяются опять губернатором, представительным органом, то есть полностью вся деятельность и вся жизнь счётных органов зависит от воли, позиции, желания, предвзятости региональной или местной власти? Не может быть в этих условиях независимости! Я подчёркиваю, коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", никто из вас не пойдёт против Путина, против Медведева - вот и вся ваша независимость. Я считаю, что слово "независимости" надо убрать. Не может быть независимость при таком варианте данного закона! Прошу поправку 28 поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ВАСИЛЬЕВ Ю. В. То же самое: нарушение концепции. Контрольно-счётные органы осуществляют свою деятельность именно независимо от деятельности других контрольно-счётных органов. Не поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 28 из таблицы отклонённых. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 31 мин. 06 сек.) Проголосовало за 53 чел.11,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 53 чел. Не голосовало 397 чел.88,2 % Результат: не принято. Отклоняется поправка. 102-я поправка. Пожалуйста, Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, здесь говорится о том, что председатели, их замы и аудиторы могут заниматься преподавательской, научной деятельностью и что она не может финансироваться исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций и так далее. Помните, как Чубайсу заплатили за брошюрку маленькую, из двадцати страниц, 100 миллионов? Взятку не дали, а заплатили за брошюру. Но понятно было, что ему заплатили за услугу по развалу РАО "ЕЭС...", всем нам было это понятно. Поэтому мы предлагаем: пусть занимаются преподавательской, научной деятельностью, но их труд должен оплачиваться только за счёт бюджетных средств, никаких средств иностранных государств, фондов, организаций. У иностранцев другое отношение к России - разрушить, у нас же обратное. Я прошу исключить слова "за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций". Только бюджетные средства России! Прошу поддержать поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Текст этой статьи законопроекта соответствует статье 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", по которой преподавательская, научная и иная творческая деятельность может оплачиваться в том числе и из средств любой негосударственной организации. Поэтому комитет отклонил поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, голосуйте по поправке 102. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 33 мин. 00 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 60 чел. Не голосовало 390 чел.86,7 % Результат: не принято Отклоняется. Поправка 157. Включите микрофон депутату Федоткину. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, в этой статье говорится, что контрольно-счётные органы при обнаружении хищения, нецелевого использования денег, нанесения материального ущерба субъекту или муниципалитету и других нарушений вправе вносить в органы власти представление и требовать устранения. Вправе - это как? А так: договоримся с губернатором - не внесу, не договоримся - внесу. Мы предлагаем убрать слово "вправе", записать: при обнаружении любых нарушений - хищения, нецелевого использования и других - Счётная палата обязана это фиксировать и вносить представление в органы власти, законодательные, губернатору. А уж как они распорядятся - тогда, наверное, с них надо спрашивать. Иначе получается лазейка: понравилось - я не внёс, не понравилось - я внёс. Если эту поправку мы тоже не примем, то фактически закон не будет работать, и вы в этом скоро убедитесь. Прошу поддержать 157-ю поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета, пожалуйста. ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемый Владимир Николаевич, будет работать этот закон, и, мы думаем, неплохо будет работать. При рассмотрении вашей поправки комитет исходил из того, что основания для внесения представления будут даны при внесении изменений в Бюджетный кодекс. Вот тогда-то мы и внесём аналогичную вашей поправку, а эту мы отклонили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 157 из таблицы отклонённых. Комитет против. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 34 мин. 48 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Законопроект выносится на "час голосования".
Пункт 5, проект федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 34 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Да, Сергей Вадимович, за такие голосования должны будете, должны. Ещё раз поздравляем вас и весь ваш коллектив.
Заседание № 193
О проекте федерального закона № 433144-5 "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
У нас есть возможность начать рассмотрение 16-го вопроса, он у нас на фиксированное время поставлен, на 15 часов. Никто не возражает, чтобы мы его сейчас начали рассматривать? Нет. 16-й вопрос, проект федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. Пожалуйста. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо, уважаемый Борис Вячеславович. Уважаемые депутаты Государственной Думы, Президентом Российской Федерации внесён проект федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Законопроектом предлагается предусмотреть единые правовые основы для того, чтобы обеспечить более эффективную, более качественную работу соответствующих контрольно-счётных органов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. В настоящее время контрольно-счётные органы созданы и действуют во всех субъектах Российской Федерации, однако каких-то единых принципов до настоящего времени и с точки зрения организационной, и с точки зрения того, каким образом работают эти органы внешнего финансового контроля, не установлено. Вместе с тем анализ той работы, которая делается как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне муниципальных образований, выявил потребность, которую как раз сформулировали, по сути дела, и представители регионов, и представители муниципальных образований, в том, чтобы базовые, принципиальные отношения в этой сфере были урегулированы специальным федеральным законом. Отсутствие такого единого правового регулирования привело к тому, что в настоящее время используются различные модели для формирования контрольно-счётных органов на уровне субъектов Российской Федерации, поэтому инициатива президента направлена прежде всего на то, чтобы контрольно-счётные органы как инструмент независимого внешнего контроля за финансовой деятельностью в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях были установлены централизованно. Если переходить уже к содержательной характеристике законопроекта, я бы обратил внимание на следующие новеллы. Прежде всего, устанавливаются основы правового статуса контрольно-счётных органов. Предусматривается, что контрольно-счётные органы являются постоянно действующими органами внешнего государственного и муниципального финансового контроля и образуются соответственно законодательным органом субъекта Российской Федерации или представительным органом муниципального образования. Контрольно-счётные органы подотчётны тем органам, которые их формируют. В процессе своей профессиональной и функциональной деятельности контрольно-счётные органы обладают и организационной, и функциональной независимостью, они осуществляют свою деятельность самостоятельно. Деятельность контрольно-счётных органов не может быть приостановлена, в том числе и в том случае, если будут досрочно прекращены полномочия соответствующего законодательного (представительного) органа. Предусматривается также, что контрольно-счётные органы могут обладать правами юридического лица. Законопроектом предлагается определить состав контрольно-счётных органов и на уровне субъектов Российской Федерации, и на уровне муниципальных образований. Предусматривается, что контрольно-счётный орган субъекта Российской Федерации образуется в составе председателя, аудиторов и аппарата контрольно-счётного органа. Применительно к уровню муниципального образования предусматривается, что в состав могут входить председатель и аппарат контрольно-счётного органа. Кроме того, предусматривается, так как речь идёт только о базовых, принципиальных подходах, что сами субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут уточнять состав контрольно-счётных органов и самостоятельно определяют их структуру. Например, на муниципальном уровне могут быть предусмотрены и должности заместителя председателя, и должности аудиторов. Должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счётного органа могут быть отнесены либо к государственным должностям субъекта Российской Федерации, либо к муниципальным должностям. Срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счётного органа устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом. При этом предусматривается, что срок полномочий этих контрольно-счётных органов не должен быть менее чем срок полномочий соответствующего представительного органа или муниципального уровня, или уровня субъекта Российской Федерации. Устанавливаются единые критерии для определения штатной численности контрольно-счётных органов. Для того чтобы определить эту штатную численность, предлагается учитывать следующее: численность населения, которое постоянно проживает на территории субъекта Российской Федерации, долю субъекта Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации и количество муниципальных образований, которые входят в состав субъекта Российской Федерации. Штатную численность контрольно-счётных органов муниципальных образований предлагается определять в соответствии с нормативами штатной численности контрольно-счётных органов муниципальных образований. Устанавливается это законом субъекта Российской Федерации с учётом видов и особенностей муниципальных образований. Законопроектом также предлагается установить единые подходы к порядку назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счётных органов. Назначение на указанные должности осуществляет законодательный орган субъекта или представительный орган муниципального образования на соответствующем уровне. Предусматривается, что предложения о кандидатурах на должность председателя контрольно-счётного органа имеют право вносить председатель законодательного органа, депутаты и высшее должностное лицо субъекта Федерации. На уровне муниципальных образований аналогичным образом предлагается установить, что это либо председатель представительного органа муниципального образования, либо депутаты, либо глава муниципального образования. Предусматривается, что к кандидатурам на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счётных органов предъявляются единые требования. Так, применительно к уровню субъекта Российской Федерации кандидаты должны иметь высшее образование и опыт работы в области государственного муниципального управления, государственного муниципального контроля, аудита, экономики, финансов, юриспруденции. Применительно к кандидатурам на уровне муниципальных образований предусматривается, что кандидаты могут иметь высшее или среднее специальное образование и (или) опыт работы в соответствующих областях, о которых я уже говорил. Устанавливаются достаточно стандартные ограничения, которые налагаются при замещении указанных должностей, и предусматривается, что не могут быть в качестве кандидатур предложены лица, у которых имеется судимость, то есть здесь предъявляются те же самые требования, по сути дела, что и к государственным служащим. Предусматривается, что кандидаты на эти должности не должны состоять в отношениях родства или свойства с руководителями государственных и муниципальных органов, с председателем законодательного органа, с высшим должностным лицом, с руководителями органов исполнительной власти субъектов, в назначении которых на должность принимает участие законодательный орган государственной власти. Кроме того, эти кандидатуры не должны состоять в аналогичных отношениях с руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на соответствующей территории. Устанавливается запрет на занятие любой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и иной творческой деятельности. Устанавливаются гарантии для независимой и эффективной деятельности как должностных лиц контрольно-счётных органов, так и указанных органов в целом. Предусматриваются основные полномочия контрольно-счётных органов. Важно отметить, что контрольно-счётные органы наделяются правом не только осуществлять контроль за исполнением регионального и местного бюджетов, но и организовывать и осуществлять контроль за законностью и эффективностью использования средств этих бюджетов, а также целевых средств из федерального бюджета и иных предусмотренных законодательством источников. Устанавливаются права и обязанности должностных лиц контрольно-счётных органов. Предусматривается, что они вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями; иметь доступ к документам и материалам, которые необходимы для проведения проверок; знакомиться со всеми необходимыми документами, которые касаются финансово-хозяйственной деятельности проверяемых организаций; требовать от руководителей и других должностных лиц представления письменных объяснений по фактам выявленных нарушений. Кроме того, предусматривается, что работники контрольно-счётных органов могут вносить представления и направлять предписания в установленных законодательством случаях. Предусматривается также обязанность государственных и муниципальных органов, проверяемых организаций и их должностных лиц выполнять законные требования и запросы должностных лиц контрольно-счётных органов. Кроме того, так как это достаточно серьёзные полномочия, устанавливаются и дополнительные гарантии прав проверяемых организаций. Устанавливается, что акты, которые составляются контрольно-счётными органами, доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. Пояснения и замечания, которые дают руководители проверяемых организаций, прилагаются к этим актам и являются их неотъемлемой частью. Проверяемые органы и организации и их должностные лица вправе обращаться с жалобами на действие или бездействие контрольно-счётных органов в законодательный орган субъекта или представительный орган муниципального образования. Контрольно-счётные органы самостоятельно планируют свою деятельность, разрабатывают и утверждают стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля. Однако разработку базовых стандартов в указанной сфере предлагается отнести к ведению Счётной палаты Российской Федерации при участии контрольно-счётных органов. Устанавливаются принципы взаимодействия контрольно-счётных органов и координации их деятельности. Предусматривается, что контрольно-счётные органы взаимодействуют не только по горизонтали, но и по вертикали, в том числе и, может быть, даже прежде всего со Счётной палатой Российской Федерации и органами власти федерального уровня, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Предусматривается, что контрольно-счётные органы вправе вступать в объединения, ассоциации контрольно-счётных органов как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Предусматривается, что финансирование контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации осуществляется за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а финансирование контрольно-счётных органов муниципальных образований - за счёт местных бюджетов, но в таком объёме, чтобы это позволило им осуществлять возложенные на них полномочия. Вступление в силу данного федерального закона предусматривается с 1 июля 2011 года. Вот, уважаемые депутаты, основные положения законопроекта. Прошу вас поддержать инициативу президента. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад делает Юрий Викторович Васильев от Комитета по бюджету и налогам. У нас осталось четыре минуты. ВАСИЛЬЕВ Ю. В., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Гарри Владимирович очень подробно остановился на содержании данного законопроекта. Я, единственное, хотел сказать, что законопроект этот совместного ведения. В течение тридцати дней после того, как он был направлен в субъекты Российской Федерации, из шестидесяти двух субъектов поступили положительные отзывы, в которых данный законопроект рекомендуется к принятию. Хочу сказать, что комитет очень внимательно его рассматривал, и все замечания и предложения по данному законопроекту, которые уже поступали в ходе подготовки к рассмотрению в первом чтении, мы будем обсуждать во втором чтении. Срок рассылки ко второму чтению - тоже тридцать дней, поэтому я надеюсь, что все поступившие замечания мы внимательно рассмотрим. Комитет рекомендует принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы, коллеги? Давайте запишемся. Включите запись на вопросы. Покажите, пожалуйста, запись. Федоткин Владимир Николаевич, ваш вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Гарри Владимировичу. У нас президент отвечает, понятно, не только за федеральный уровень, но и за всю страну. При знакомстве с этим законопроектом я прочитал, что закон не потребует денег, и сильно удивился. По моим прикидкам, контролировать движение денег в стране будут около двухсот пятидесяти - трёхсот тысяч человек, если учитывать муниципальные образования и регионы. Двести пятьдесят - триста тысяч человек - это зарплата, это помещения, это машины, это бюджет, это коммунальные расходы, командировки и так далее. Скажите, пожалуйста, во что обойдётся консолидированному бюджету страны выполнение этого закона? Подчёркиваю, не федеральному - у нас все деньги народные, - а консолидированному бюджету во что обойдётся содержание этих органов, двухсот пятидесяти - трёхсот тысяч человек, от зарплат и командировок до коммунальных расходов? Никто на этот вопрос мне ответить до сих пор не может. Закон, вообще-то, дорогой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Владимир Николаевич, видимо, я смогу ответить на этот вопрос. Базовое принципиальное положение, которое положено концептуально в основу этого законопроекта, - это юридическое закрепление статус-кво. Я сказал, что в настоящее время контрольно-счётные органы созданы во всех без исключения субъектах Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Они уже работают. МИНХ Г. В. Да, они уже есть, они действуют, в них имеются председатели, их заместители, аудиторы, инспекторы и сотрудники аппаратов. Аналогично и в муниципальных образованиях: не во всех муниципальных образованиях созданы контрольно-счётные органы, но там, где они объективно нужны, где крупные поселения, крупные муниципальные районы, где есть бюджет, есть движение бюджета, там контрольно-счётные органы созданы, функционируют и оплачиваются за счёт соответствующих средств соответствующих бюджетов. Принятие этого закона не повлечёт дополнительных расходов из консолидированного бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я вынужден прервать обсуждение и объявить перерыв до 12.30.
Уважаемые депутаты, закончен "правительственный час". Я предлагаю, в связи с тем что у нас осталось восемнадцать минут регламентного времени до перерыва, вернуться к рассмотрению пункта 16. Докладчик и содокладчик в зале. У нас осуществлена запись на вопросы, и сейчас очередь депутата Лебедева Игоря Владимировича. Пожалуйста, ваш вопрос. ЛЕБЕДЕВ И. В., руководить фракции ЛДПР. Уважаемый Гарри Владимирович, вопрос к вам. В обсуждаемом сегодня законопроекте, да и во вчерашнем, о Следственном комитете, в статье законопроекта, которая говорит о требованиях, предъявляемых к кандидатурам на соответствующую должность, говорится, что занимающий такую должность гражданин не имеет права заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Вот не кажется ли вам, что именно подобная формулировка и даёт возможность нерадивым - подчёркиваю: нерадивым - сотрудникам получать взятки и запрещённые законом доходы? Может быть, стоит каким-то образом сформулировать, что не имеют права вообще никакой деятельностью заниматься, кроме связанной с должностью, на которую поступают? Спасибо. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Н. В. Герасимова ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Владимирович. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Игорь Владимирович, я думаю, что здесь проблемы нет. Как вы знаете, подобного рода ограничение с возможностью заниматься научной, педагогической и иной творческой деятельностью установлено для различных категорий лиц, работающих во власти, в частности для депутатов, и поэтому, если вы полагаете, что это призыв брать взятки, я думаю, что это не совсем корректное утверждение. Если они занимаются тем, что берут взятки, то, естественно, это не научная, не педагогическая, и, даже если они творчески берут взятки, это не является иной творческой деятельностью, это является прямым нарушением уголовного законодательства. Не забывайте, что у нас помимо этого законопроекта, если он станет законом, будут сохранять действие и иные федеральные законы, в том числе Уголовный кодекс. Взятка - она всегда взятка и есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Останина Нина Александровна, ваш вопрос. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Гарри Владимирович, механизм формирования контрольных органов в муниципальных органах власти так, как он прописан в данном законопроекте, по сути дела означает, что мы идём по пути дальнейшего упрочения монопартийной политической системы. Потому что в 131-м федеральном законе говорится о том, что контрольный орган может как формироваться представительным органом муниципального образования, так и избираться на муниципальных выборах. В данном законопроекте однозначно говорится, что он формируется только муниципальным органом. В этой связи понятно, что мэр или глава - представитель партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", депутаты собрания или совета - это тоже представители партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и они же ещё и контрольный орган избирают. То есть одна партия бюджет формирует, эта же партия бюджет утверждает, эта же партия сама себя контролирует. Согласны ли вы с тем, чтобы во втором чтении всё-таки... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемая Нина Александровна, я думаю, что здесь ваши опасения преувеличены. Просто я неслучайно, отвечая на самый первый вопрос, который был ещё до перерыва, сказал, что в законопроекте ничего нового не придумано. И хочу вас проинформировать, что в настоящее время все восемьдесят три контрольно-счётных органа субъектов Российской Федерации сформированы именно по той процедуре, которая сейчас предложена в законопроекте. Поэтому никакого усиления, никакого изменения и так далее, того, чего вы опасаетесь, не происходит. Это статус-кво, это уже сложившаяся ситуация. Надо работать на выборах, для того чтобы занимать соответствующие позиции на всех уровнях законодательной и представительной власти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Гарри Владимирович, вероятно, вы, когда готовили законопроект, всё-таки уловили, что по 131-му закону у нас в том числе есть и бюджет поселений, коих у нас десятки тысяч, и в соответствии с этим у нас расходы на организацию контрольно-счётных органов будут значительно увеличены по сравнению с ныне существующими. Не считаете ли вы возможным ко второму чтению три момента учесть? Первое - это, может быть, определить, что районный и городской уровни формируются в том числе и имея право контроля сельских поселений. Второе - считаете ли вы возможным... На этот раз я, к своему удивлению, обнаружил, что все заключения содержат те или иные конструктивные замечания по законопроекту в части того, что закон опять не предполагает никаких правовых действий по итогам проверки. То есть необходимо более чётко классифицировать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Первое. Что касается муниципального уровня власти, хочу просто проинформировать о том, что в настоящее время из более чем двадцати четырёх тысяч муниципалитетов созданы контрольно-счётные органы только менее чем в пяти тысячах муниципальных образований. При этом, как я уже и говорил, речь идёт прежде всего о наиболее крупных муниципальных образованиях: 96 процентов городских округов, 62 процента муниципальных районов и 15 процентов поселений. Таким образом, это опять же, как я говорю, статус-кво. И создание контрольно-счётных органов дополнительных каким-то образом мы здесь не стимулируем, мы просто создаём единые базовые подходы. И естественно, только там, где крупные муниципальные образования, и будут созданы, и будут работать, и уже созданы и работают контрольно-счётные органы. Ну а то, что вы говорите, что в целом ряде заключений есть какие-то позитивные предложения, - вы знаете технологию: будем работать и готовить законопроект на базе комитета ко второму чтению и всё, что посчитаем разумным и целесообразным, безусловно, будем рассматривать и положительно оценивать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Рохмистров Максим Станиславович, ваш вопрос. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Гарри Владимирович, статьёй 11 настоящего законопроекта предусматривается, что разрабатываются и утверждаются федеральные стандарты, по которым работают органы контроля Счётной палаты Российской Федерации, но вот возможность контроля за исполнением и применением этих стандартов, к сожалению, никаким образом не предусмотрена, что в принципе уже наводит на мысль, что зачем их тогда разрабатывать, если мы контролировать их не можем? В статье 18 написано, что региональные органы вправе сотрудничать со Счётной палатой, а вот захотят ли они сотрудничать? И не надо ли в законопроекте установить, ну, наверное, какие-то возможности контроля Счётной палаты за исполнением федеральных стандартов, которые они утвердили? И второе. Нужно ли опускать счётные органы до уровня муниципалитета... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Максим Станиславович, начну с последнего. Мне не очень понятна сама постановка вопроса о том, что мы какие-то органы опускаем на уровень муниципалитета. Если следовать этой логике, то создание муниципального представительного органа означает, что мы опустились до уровня муниципалитета. Это, наверное, не совсем корректно и не совсем уважительно по отношению к этому исключительно важному - это я без всякой иронии говорю - уровню публичной власти. Напоминаю вам, что у нас более двадцати четырёх тысяч муниципальных образований и это власть, максимально приближённая к народу. Это первое. Второе. Как я уже сказал, из этих двадцати четырёх тысяч чуть менее пяти тысяч муниципальных образований уже создали свои контрольно-счётные органы. Поэтому здесь мы никого не подымаем, не опускаем, если использовать вашу терминологию, а мы просто создаём единые правовые подходы к организации и деятельности контрольно-счётных органов по всей стране. Следующее. Когда мы говорим о том, что Счётная палата создаёт базовые стандарты, то не забывайте, мы тоже об этом должны помнить, что мы находимся в рамках федеративного государства и есть норма в Конституции, в главе 1, о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. И поэтому те стандарты, базовые стандарты, которые будет разрабатывать Счётная палата, - это только основа для того, чтобы на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне муниципальных образований создавали уже свои, более подробные, более прикладные стандарты для проведения вот этого внешнего финансового контроля со стороны соответствующих контрольно-счётных органов. Поэтому здесь механизм командирского, скажем так, воздействия не совсем корректен. Для того чтобы влиять на контрольно-счётные органы, для того чтобы оказывать им методическую и методологическую помощь и действительно взаимодействовать, уже действуют, созданы механизмы, есть соответствующие ассоциации, которые созданы на уровне всей страны, всей Российской Федерации, они объединяют и контрольно-счётные органы субъектов Российской Федерации, и отдельно действуют ассоциации, которые объединяют контрольно-счётные органы муниципальных образований. Поэтому здесь беспокоиться не о чем, взаимодействие уже налажено, оно функционирует, и не забывайте, что колхоз - дело-то добровольное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Селезнёв Валерий Сергеевич, ваш вопрос. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Гарри Владимирович, в ряде статей законопроекта используется выражение: эффективность и экономность использования бюджетных средств. Что такое эффективность, понятно, а вот что такое экономность - допускается свобода толкования. В бюджетах всех уровней есть расходные статьи, которые должны исполняться. Будет плохо, если, руководствуясь этой нормой, на местах начнут экономить, например, на социальных расходах. Расходование бюджетных средств должно осуществляться строго в соответствии с их целевым назначением, и именно за этим и призваны следить собственно контрольно-счётные органы. Вот в связи с этим у меня вопрос уточняющего характера. Всё-таки Степашин неоднократно выступал за то, чтобы создать вертикальную структуру счётного контроля. Вот как это сочетается с данным законопроектом? Спасибо большое. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович, ваш ответ. МИНХ Г. В. К сожалению, у нас сегодня график рассмотрения этого законопроекта такой достаточно странный: мы вклиниваемся в какие-то разрывы между порядком работы и надвигающимися перерывами. Сергей Вадимович чуть-чуть не успел на рассмотрение до перерыва, до 12 часов, и планировал приехать к трём часам, поэтому его сейчас нет и впрямую вам сказать, что вы искажаете его подходы, он не может. Ну, я вам рекомендую поверить моему утверждению: никогда Сергей Вадимович в термин "вертикаль контрольно-счётных органов" не вкладывал тот смысл, который вы предполагаете. Он всегда полагал, что это должно быть достаточно мягко структурированное взаимодействие и сотрудничество. Я, в частности, когда на вопрос Максима Станиславовича отвечал, уже сообщил о некоторых формах, которые по инициативе Счётной палаты Российской Федерации были использованы, - это ассоциация, это мягкий союз такой не по принципу "упал - отжался", а по принципу товарищеского взаимодействия людей более опытных с менее опытными, потому что, я это тоже говорил, основная проблема сейчас, особенно на уровне муниципальных образований, - это проблема качества кадров, которые приглашаются для этой работы. И второе. Когда вы выразили беспокойство по поводу того, что термин "экономность" не раскрыт в этом законопроекте, это отчасти так, он не раскрыт в этом законопроекте. Но когда мы ведём речь об экспертной оценке, - а что такое контрольно-счётные органы, которые оценивают? - оценка всегда носит субъективный характер. И конечно, при выполнении бюджетных обязательств соответствующие структуры власти обязаны выполнять все эти бюджетные обязательства и по отношению к социально незащищённым, и по отношению к тем сферам деятельности, которые требуют бюджетных расходов. Здесь имеется в виду, конечно же, не экономия на социально незащищённых, а то, чтобы не было каких-то шикований. Вы знаете такие примеры, когда у нас некоторые властные структуры заказывают какие-то роскошные аксессуары, для того чтобы организовать свою жизнедеятельность. Вот экономность предполагает выполнение всех необходимых обязательств при максимальном сохранении бюджетных средств для выполнения каких-то дополнительных, может быть, мер поддержки в отношении прежде всего этих категорий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, вопросы завершены. Чтобы исправить ту ситуацию, о которой сказал Гарри Владимирович, и вы могли бы увидеть воочию Сергея Вадимовича, мы сейчас осуществим запись на выступления и соответственно выступать уже будем в его присутствии в 15.00. Я прошу осуществить запись желающих выступить по данному вопросу. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список записавшихся. Список имеется, поэтому сейчас объявляется перерыв, в 15 часов продолжим обсуждение.
Я обращаю ваше внимание, что мы осуществили режим записи на выступления по обсуждаемому пункту повестки дня. Записались семь человек: трое - от фракции КПРФ, двое - от фракции ЛДПР и двое - от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Есть предложение всем дать до пяти минут. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, если по одному, то каждый будет выступать десять минут, это будет дольше, а если всем дать до пяти минут, то есть необязательно пять... Вот Коломейцев будет выступать три. Согласимся? Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, действительно, у нас демократия расцветает, и особенно в первом ряду. Здесь все хотят прийти, понажимать кнопки и уйти домой, а потом через три дня или через неделю изменять законы, поэтому переходя к законопроекту... (Шум в зале.) А это тоже о законопроекте, кстати, о его качестве. Уважаемые коллеги, вот чтобы не быть голословным, я предлагаю вам открыть заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, которое, хочу заметить, крайне редко - я читаю девяносто девять процентов - пишет замечания к проектам законов, внесённым Президентом Российской Федерации. Просто читаю один абзац: "Статьёй 13 проекта предусматривается, что неисполнение законных требований и запросов должностных лиц контрольно-счётных органов влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации". И дальше: "Однако действующим законодательством Российской Федерации такая ответственность не установлена". Я это к чему вам читаю? Если вы внимательно посмотрите, то у нас, с одной стороны, президент, наверное, правильно стремится выстроить вертикаль исполнительной власти, потому что без прямой и обратной связи управление невозможно и "управленческая пятерня" предусматривает как того, кто должен сделать, так и того, кто должен проконтролировать. Но я подчёркиваю и обращаю ваше внимание на ответ на мой вопрос уважаемого представителя президента. Он сказал, что всего 20 процентов представительных органов городов и районов имеют сегодня контрольно-счётные органы и 15 процентов, если я не ошибаюсь, поселений, то есть на самом деле финансовые затраты на контроль возрастут многократно. Но возрастёт ли эффективность контроля с увеличением количества чиновников? Я считаю и убеждён, что ко второму чтению было бы целесообразно предусмотреть - и 131-й закон это разрешает, - дать полномочия контроля за бюджетами местных поселений, сельских, как раз уровню районных городов, городов, которые являются районными центрами. Второй момент. С моей точки зрения, объективно Счётная палата в своём заключении говорит о том, что классификационные требования к аудиторам, которые предлагаются к утверждению, должны быть более конкретизированы и должен быть очерчен чёткий их круг. Поэтому, заканчивая своё трёхминутное выступление, я всё же предлагаю по возможности максимально учесть очень квалифицированное предложение Счётной палаты, которая у нас уже длительное время, скажем так, финансовый контроль осуществляет на достаточно хорошем уровне. Другое дело, что не всегда решения по выявленным ею нарушениям принимаются своевременно и объективно. Считаю, что необходимо неукоснительно учесть и все замечания нашего Правового управления, да и комитетов. Я с удовлетворением отмечаю, что все заключения комитетов, которые представлены, содержат конструктивные предложения. Мы в принципе поддерживаем, но считаем, что надо минимизировать рост числа чиновников, контролирующих исполнение бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Рохмистров. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я к вам без претензий. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, прежде чем перейти к законопроекту, хотелось бы рассказать анекдот от чиновников федерального уровня: воровать стало так сложно, что чувствую, что зарабатываю. К сожалению, в субъектах этот анекдот чиновники не понимают, и это свидетельствует вот о чём. Например, 11 ноября в Приморском крае арестован Старовойтов, руководитель контрольно-счётного органа. Вчера в средствах массовой информации вы, наверное, наблюдали картину, как у нас некоторые федеральные структуры проверили, что у нас происходило в Москве, и то, о чём мы неоднократно с этой трибуны говорили, о том, что в Москве воруют, опять подтвердилось. Причём схема настолько простая, что для любого аудитора и инспектора Счётной палаты Российской Федерации было бы всё очевидно. Между больницами и бюджетными деньгами стояли посредники, всё очень просто откатывалось, и больницы недополучали средства. Поэтому ещё раз убеждать кого-то в том, что контроль и наведение порядка здесь необходимы, наверное, не стоит, и, слава богу, об этом наконец-то задумался президент. Но вот мы, четыреста пятьдесят депутатов, никак не могли до этого додуматься. Ну давайте вот теперь президент за всех нас будет думать, тогда, наверное, нам зарплату здесь получать не нужно. Хотя и со стороны Счётной палаты - это наш с вами орган, - и со стороны многих депутатов неоднократно говорилось, что необходимо контрольно-счётные функции ввести в определённые рамки в той или иной форме. И поэтому фракция ЛДПР приветствует принятие настоящего законопроекта и мы его поддержим в первом чтении. Тем не менее хотелось бы обратить внимание на ряд моментов, которые - мы считаем это принципиальным - надо поправить во втором чтении. Об этом говорил и руководитель фракции, задавая вопрос. Зачастую, как показывает практика, если предоставляется возможность заниматься иной деятельностью, особенно контролёрам, то появляются некие схемы, когда человеку за лояльность доплачивают, используя различные механизмы. Это ещё из 90-х идёт: вы помните, что некоторые наши руководители книжки издавали, которые вдруг начинали пользоваться бешеной популярностью, и получали гонорары сотни тысяч долларов. Некоторые особо ценные товарищи у нас за преподавательскую деятельность могут получать десятки и сотни тысяч долларов. По информации определённых структур, в Соединённых Штатах существует даже некая организация, которая занимается отмыванием средств через организацию лекций, и всё это для определённых деятелей, которые хотели бы легализовать свои не совсем честные доходы. Вот в этой части, наверное, нам надо было бы каким-то образом поправить законопроект. Принципиальным моментом, на наш взгляд, является хороший тезис о том, что Счётная палата Российской Федерации, как орган, показавший свою эффективность, будет разрабатывать и утверждать федеральные стандарты работы контрольно-счётных органов субъектов. И не соглашусь я с Гарри Владимировичем в том, что раз у нас государство федеративное, наверное, не следует нам вмешиваться в то, как тратятся бюджетные средства субъектов. Субъекты у нас тоже часть государства, и когда бюджет разворовывается на уровне субъекта - это головная боль всех наших избирателей и нашей страны. И факты, которые я приводил вначале (их можно долго перечислять), показывают, что это делать необходимо. Кто это может сделать? Сегодня в состоянии это сделать Счётная палата, у неё достаточно квалифицированных специалистов, которые всё равно проверяют, как в субъектах расходуются выделенные федеральные бюджетные средства. А когда происходит отсечение специалистов от проверки бюджетных средств, выделенных субъектам, проверки того, как в субъектах эти деньги расходуются, вот тогда возникают проблемы. Поэтому фракция ЛДПР будет настаивать, чтобы во втором чтении мы не только утвердили федеральные стандарты, которые разрабатывает Счётная палата, вернее, положение об этом, но и создали механизм эффективного контроля за исполнением этими органами этих федеральных стандартов. В этом случае, мы надеемся, воровать станет сложно даже в субъектах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Корниенко. Отсутствует. Депутат Максимова. Пожалуйста, Надежда Сергеевна. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые приглашённые, уважаемые коллеги! Действительно, необходимость принятия законопроекта об организации и деятельности контрольно-счётных органов в стране назрела уже давно. Особенно эта ситуация обострилась в период экономического кризиса, когда в условиях ограниченных ресурсов органы власти всех уровней должны были обеспечить эффективное исполнение своих полномочий, и в первую очередь, конечно, в сфере управления финансовыми ресурсами. Я хочу напомнить, что на одном из последних заседаний президиума Государственного совета председатель правительства Владимир Владимирович Путин обозначил решение этой проблемы как задачу номер один, поскольку, по его словам, во многих регионах на неэффективные расходы по отдельным направлениям приходится до половины и более финансовых средств. Кстати говоря, эта информация подтверждается и Счётной палатой, и даже данными по отдельным проверкам Минрегиона, которые показывают, что неэффективные расходы в сферах госуправления, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства составили в прошлом году 415 миллиардов рублей. Поэтому, конечно, требуется усиление контроля за использованием ресурсов на местах, и поэтому, конечно, нужен был рамочный закон, который, не вторгаясь в конституционные права субъектов Российской Федерации, установил бы чёткие и понятные правила игры для всех региональных и муниципальных счётных палат. Мы с вами уже знаем, что в подавляющем большинстве субъектов такие органы - контрольно-счётные - существуют и действуют, но они все разные: где-то они работают в составе законодательных собраний, где-то у них очень ограниченные полномочия. А вот внесённый законопроект как раз является базовым для того, чтобы унифицировать работу всех региональных и муниципальных счётных палат в стране, он определяет единые принципы организации контрольно-счётных органов и их основные полномочия. Хочу обратить ваше внимание на то, что законопроект предопределяет теперь образование контрольно-счётных органов исключительно во всех субъектах Российской Федерации. Предусматривается, что они будут обладать организационной и функциональной независимостью и что деятельность свою они будут осуществлять самостоятельно, при этом в своей деятельности должны руководствоваться стандартами внешнего государственного финансового контроля. Обратите внимание, что законопроект и устанавливает гарантии прав проверяемых органов и организаций, и определяет ответственность должностных лиц контрольно-счётных органов, требования гласности и открытости в их работе, то есть имеет ярко выраженную антикоррупционную направленность. Уважаемые коллеги, действительно, замечания сделаны и Правовым управлением, и Счётной палатой, и нашими тремя комитетами, которые рассматривали этот законопроект, но мы убеждены, что с учётом этих замечаний при доработке ко второму чтению этот законопроект действительно будет способствовать тому, чтобы у нас развивался институт независимого внешнего финансового контроля как на уровне субъектов Российской Федерации, так и в муниципальных образованиях, и, следовательно, будет способствовать повышению эффективности использования ими финансовых и бюджетных средств. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, и мы призываем к этому же всех своих коллег из других фракций. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Поскольку времени мало, я буду буквально тезисно. В целом законопроект, конечно, представляется актуальным и практически значимым нормативно-правовым документом, который позволит вывести из тупика, именно из тупика, решение одной из актуальных проблем - эффективного использования бюджетных денег и соответственно с этим эффективного использования государственной и муниципальной собственности. Но я тут наметил целых десять вопросов, от которых нам просто не уйти, видимо, когда будем поправки вносить при подготовке ко второму чтению. Первое. Мы должны всё-таки чётко ответить на вопрос, прежде чем прописывать рецепты, сам закон: почему неэффективно используются деньги и почему воруют бюджетные деньги? Потому что контролёров мало? Наверное, нет. Видимо, этот закон за собой тянет другой закон, другой вопрос - об ответственности исполнительной власти за использование бюджетных денег. Пока исполнительная власть часто не боится их уводить в какие-то зоны, неэффективно использовать и даже воровать, примеров наказания у нас тьма-тьмущая. Второе: во что обойдётся данный законопроект? Если брать почти двадцать четыре тысячи муниципальных образований и регионы, но я беру по минимуму, даже если, скажем, по пять человек будет, хотя не у всех это может быть, то какие огромные деньги из бюджетов районов и поселений мы должны найти? Я думаю, там эти деньги не найдутся. Поэтому хорошо было бы иметь примеры самоокупаемости этих счётных палат на уровне регионов и поселений. Пусть пять тысяч прибыли, но они должны приносить, так сказать, возвращать похищенные деньги назад. Насколько эффективно они работают? Вот если там всё прекрасно, тогда можно делать дальше шаг - распространять на всю страну. Третий момент. А что контролировать, собственно? Из почти 24 тысяч муниципальных поселений у нас 95 процентов, если не больше, остро дотационные и дотационные, им что дадут - тому и рады. Дают строго на целевые вещи каждому поселению, а не просто на что им необходимо. То есть, здесь сам предмет контроля довольно своеобразный. Четвёртый. Ну, вот статья 3. Из законопроекта неясно, является ли обязательным институт контрольно-счётных организаций. А если он обязателен, давайте запишем и скажем для кого: для городских округов, для муниципальных районов - чётко запишем. Если будем говорить о том, что число контролёров растёт, а число жителей резко уменьшается, то возможно создание межпоселковых счётных палат, но тогда мы должны прописать, при какой численности можно создавать межпоселковые органы контроля за использованием бюджетных денег. Пятое. Передача функций с уровня муниципальных, скажем, поселений на уровень муниципальных районов. Наверное, надо прописать два-три варианта, как в этом случае будут финансироваться контрольно-счётные органы муниципальных районов, если им передаются какие-то функции контроля от муниципальных поселений. Шестой вопрос. Эффективность работы контрольно-счётных органов. Ну, вы понимаете, это довольно своеобразный вопрос. Вот Сергей Вадимович сидит... Если посмотреть отчёты об исполнении бюджетов (Счётная палата подаёт записки), то можно увидеть, что из года в год повторяются одни и те же замечания. Так что, неэффективно работает Счётная палата? Наверное, нет, она выявляет. Так кто же неэффективно тогда работает? И как определить эффективность работы Счётной палаты, если она каждый год об одном и том же вынуждена говорить с этой трибуны? Наверное, данный тезис надо как-то развернуть и более чётко записать, каковы же у нас критерии эффективности работы контрольно-счётных органов областей и муниципальных поселений. Седьмое. Независимость контрольно-счётных органов. Мы прекрасно знаем, что в большинстве своём, в основном контрольно-счётные палаты регионов, к сожалению, ходят под исполнительной властью, под губернаторами, и объективность их часто под большим, большим вопросом. Необходимо как-то нам этот вопрос о независимости развернуто прописать, как сделать их независимыми, реально, объективно независимыми, на деле. Ну и сразу девятый вопрос. Статья 5, о штатной численности контрольно-счётных органов. Я бы сказал, речь пойдёт не о штатной численности, а о качестве работников. Где таких найти? Мы создали бюджеты муниципальных поселений, а кадров-то нет, а проанализировать доходную часть, расходную часть практически некому, поэтому вопрос, наверное, пойдёт не только о количестве, но и о качестве. И десятое - оказание методической помощи региональными контрольно-счётными палатами муниципальным. Вообще, я думаю, чтобы контроль был эффективным, нужно, чтобы и закон был эффективным, и тут нам есть о чём подумать, не только эти десять, к сожалению, есть ещё и другие вопросы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Пугачёва Наталья Васильевна, пожалуйста. ПУГАЧЁВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Вадимович, я сейчас подходила, с вами разговаривала по поводу того, что опыт работы контрольно-счётных палат регионов показывает, что международные связи с контрольно-счётными органами и административно-территориальными образованиями иностранных государств с целью обмена опытом могут быть весьма эффективными и развиваться и на муниципальном уровне. В законопроекте сейчас есть такая норма в отношении региональных счётных палат, но нет в отношении муниципальных, поэтому я ещё раз прошу вас эту норму учесть ко второму чтению. Мы тоже можем выйти с поправкой, но я полагаю, что, раз вы сказали, что данная норма есть, вы всё-таки установите её и на муниципальном уровне. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все желающие выступили. Пожалуйста, Гарри Владимирович, вы имеете возможность выступить с заключительным словом. Микрофон включите. МИНХ Г. В. Уважаемый Олег Викторович, если депутаты будут не против, я бы попросил Сергея Вадимовича... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С удовольствием, да. МИНХ Г. В. ...потому что у меня-то будут возможности выступить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте, никто не возражает, давайте дадим слово Сергею Вадимовичу Степашину. Пожалуйста. СТЕПАШИН С. В., Председатель Счётной палаты Российской Федерации. Уважаемые коллеги, большое спасибо, что меня позвали сегодня. Я добрался, в Москве стало лучше... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы очень любим вас видеть здесь, и чем чаще, тем лучше. СТЕПАШИН С. В. ...в Москве стало меньше пробок, похоже. Дай бог, чтобы так было и дальше. Если серьёзно, то я признателен, что сегодня такое непосредственное, горячее, профессиональное обсуждение вызвал этот законопроект. Вы, наверное, знаете, что в январе этого года президент страны встречался с членами коллегии Счётной палаты. Сия встреча была обусловлена небольшим, пятнадцатилетним, юбилеем, и собственно говоря, это была моя инициатива. Я Дмитрию Анатольевичу обрисовал ситуацию с контролем на местах. Он меня об этом спросил, и я ему обрисовал, что, в общем-то, палаты мы создали везде, во всех субъектах Федерации, но не везде они есть в муниципалитетах, и не везде они там нужны, кстати, никто так вопрос не ставит: если там двенадцать-тринадцать человек муниципальное образование с непонятным бюджетом, нам ещё контролёров не хватало туда насаживать, денег не хватит просто, да и толку от этого никакого не будет. Но была проблема, которую я обозначил: к сожалению, счётные палаты субъектов Российской Федерации живут, что называется, разной жизнью, у них разные законы, разный юридический статус, разные возможности, очень сильно давление органов исполнительной власти. У меня сейчас многие спрашивают, чем занималась контрольно-счётная палата Москвы. Это прекрасная палата, сто восемьдесят человек, она была создана раньше, чем Счётная палата Российской Федерации, но ведь её так особо в СМИ-то и не пускали, и голос-то вы её и не слышали, наверное, в Москве. И тут с кого надо спрашивать, вы тоже, наверное, прекрасно понимаете. Президент поддержал инициативу, была создана рабочая группа, подготовлен законопроект. Большая часть позиций, уважаемые коллеги, я вам должен доложить, которые изложены в этом законе, уже по жизни работают. Десять лет назад мы создали Ассоциацию контрольно-счётных органов, которую я возглавляю. Мы и готовим стандарты, и оказываем методическую помощь, и обучаем, а где нужно, и защищаем наших руководителей счётных палат, как в своё время это было в Ленинграде, когда там пытались разогнать вообще счётную палату после проверки кольцевой дороги. Поэтому первое, что я хотел бы сказать, - нужно поддержать этот законопроект в первом чтении. Во-вторых, что касается того, что я услышал. Мы, кстати, вам направили наши замечания и предложения, мы провели совещания со всеми счётными палатами субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Мы такую работу сами провели. Они - я имею в виду, наши товарищи с мест - подготовили ряд интересных предложений. У нас с вами есть институт второго чтения, и очень надеюсь, что мы серьёзно, не меняя структуру, идеологию этого закона, сможем поработать и при подготовке его ко второму чтению. Ещё раз спасибо за поддержку, ну и, честно говоря, спасибо за то, что, хотя этот закон не касается деятельности Счётной палаты Российской Федерации, у меня будет возможность перед вами отчитаться в следующем году. Спасибо и за скромную оценку, точнее, за высокую оценку скромного нашего труда. Благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гарри Владимирович. Нет необходимости. Содокладчик тоже не настаивает. Представитель правительства не настаивает. Уважаемые депутаты, выносим данный вопрос на "час голосования".
16-й вопрос. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 14 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7% Результат: принято Принято.