Заседание № 196
О проекте федерального закона № 433100-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в части расширения перечня лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, а также в части, касающейся порядка и условий выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к пункту 10. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Пожалуйста, Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен комитетом к третьему чтению. Замечаний правового и лингвостилистического характера у Правового управления нет. Комитет по труду и социальной политике предлагает принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть, депутат Горячева. Других предложений нет. Выносим на "час голосования".
Пункт 10. По мотивам - депутат Горячева Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемые депутаты, вот слушала дважды сегодня пылкую речь господина Макарова - хотелось прямо прослезиться: какой пафос, какое негодование в отношении инакомыслия! Но не такие ли пылкие речи мы слышали в этом зале, когда принимались 122-й закон, Лесной кодекс, другие сомнительные инициативы правительства. Что из этого получилось, знает вся Россия. Люди уже со страхом думают, что ещё мы можем здесь им преподнести. Теперь по сути законопроекта. Казалось бы, зачем сегодня ломать существующую систему оплаты больничных листов? Нам говорят: не хватает средств в Фонде соцстраха. Но не вы ли создавали дефицит, введя суперрегрессивную шкалу социальных взносов? Напомню, что, если свыше 453 тысяч рублей годовая зарплата, ставка нулевая. Эксперты считают, что выводятся из-под налогообложения около 2 триллионов рублей совокупной годовой заработной платы, а всего она в ВВП - 13 триллионов рублей. Возьмите с них 34 процента, и не надо сомнительных новаций. Вы получите 700 миллиардов рублей, а дефицит фонда в 2011 году прогнозируется в десять раз меньше - 74 миллиарда рублей. Второе. Вот этим законопроектом вы дважды как бы угнетаете производителя: сначала - повышением налоговых взносов, а потом - обязанностью оплачивать уже и третий день больничного. Реально от этого - об этом уже говорила Оксана Генриховна - пострадают не только работодатели, но и часто болеющие люди, матери, имеющие малолетних детей. И пожалуйста, не бахвальтесь тем, что убрали изменённые стажевые периоды. Не сделали бы этого - вздыбили бы всю Россию. Но возникает вопрос: зачем правительство нам предлагало такие инициативы? А какой смысл в усиленной бюрократизации выплат? Вы вменяете больному в обязанность собирать справки о зарплате, увеличиваете с одного до двух лет период для исчисления размера пособия. Это ухудшит положение заболевших с малым стажем, тех, кто прерывал работу, долго её искал. А если ликвидировано предприятие, как быть? Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против. Уберите суперрегрессивную шкалу налога, и вам не надо будет снимать рубище с заболевшего. В этом законопроекте намного больше вопросов, чем ответов на них. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 58 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9% Проголосовало против 94 чел.20,9% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 194
О проекте федерального закона № 433100-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в части расширения перечня лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, а также в части, касающейся порядка и условий выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством; принят в первом чтении 22 октября 2010 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Докладывает также Михаил Васильевич Тарасенко. Пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы вам напомнить, что принятый в первом чтении законопроект предлагал несколько новелл, обусловленных на самом деле предполагаемым дефицитом Фонда социального страхования. Предусматривалось следующее: изменение стажевых порогов, определяющих оплату листков временной нетрудоспособности, оплата не двух, как ранее, а трёх первых дней нетрудоспособности за счёт средств работодателя, а не средств Фонда социального страхования, изменение порядка определения среднего заработка - увеличения расчётного периода до двух лет, а также распространение социального страхования на лиц, работающих не по трудовым, а по гражданско-правовым договорам. Также кратко напомню, что по инициативе двух комитетов ещё до рассмотрения в первом чтении была создана рабочая группа под руководством Олега Викторовича Морозова, в которую вошли депутаты, представители профильных министерств, представители стороны работодателя и профсоюзов. Ей удалось найти компромисс по некоторым проблемам, и в своём докладе при рассмотрении в первом чтении представитель правительства подчеркнул, что правительство не будет настаивать на изменении стажевых порогов. В принятом постановлении Государственной Думы это заявление было зафиксировано и затем реализовано в поправках, подготовленных ко второму чтению. Также в постановлении было предложено Комитету по труду и социальной политике подготовить изменения в законодательство в части недопущения подмены фактических трудовых отношений гражданско-правовыми. В рамках продолжавшегося в рабочей группе диалога было рекомендовано не облагать гражданско-правовые договоры обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности, а не допускать их. Это нашло также отражение в предлагаемых к принятию поправках и даже в изменении названия законопроекта. По вопросам третьего дня и двухгодичного периода рабочая группа, а затем и комитет сочли необходимым оставить законопроект в предложенном правительством варианте. Всего в комитет поступило сорок поправок, двадцать шесть из которых сведены в таблицу 1 и предлагаются комитетом к принятию, а четырнадцать поправок не поддерживаются комитетом по причинам, о которых я рассказал, они сведены в таблицу 2. Комитет предлагает поддержать своё решение по таблицам поправок 1 и 2 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, двадцать шесть поправок, которые поддержаны комитетом. Есть замечания? Нет. Ставлю на голосование таблицу 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 22 мин. 55 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9% Результат: принято Принята таблица. Вторая таблица - четырнадцать отклонённых поправок. Есть замечания? Нет. Ставлю на голосование таблицу 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 23 мин. 23 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 27 чел.6,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2% Результат: принято Принято. Выносим законопроект на "час голосования".
22-й вопрос. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 03 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7% Проголосовало против 88 чел.19,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 188
О проекте федерального закона № 433100-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в части расширения перечня лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, а также в части, касающейся порядка и условий выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемые депутаты, мы настаиваем на том, чтобы сегодня не все законопроекты, внесённые в порядок работы, рассматривать. Нам предлагают сегодня принять в "час голосования" одиннадцать законопроектов, которые были рассмотрены в среду, 20 октября, после 18 часов, с грубейшим нарушением Регламента: без кворума, по ускоренной процедуре. Мы настаиваем на том, чтобы эти одиннадцать законопроектов были рассмотрены вновь с соблюдением всей необходимой процедуры, так как многие из них ухудшают социальные права граждан: выплаты по больничным листам, санаторно-курортному лечению, потребительской корзине. Мы предлагаем сегодня оставить ратификацию, законопроекты третьего чтения, законопроекты из пунктов 27.1 и 27.2, которые касаются защиты детей, и вот эти одиннадцать законопроектов, которые нужно рассмотреть вновь. Спасибо.
Горячева Светлана Петровна предлагает сегодня не рассматривать на "часе голосования" вопросы с 39-го по 49-й. Я попрошу прокомментировать Морозова Олега Викторовича. Пожалуйста. МОРОЗОВ О. В., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, в полном соответствии с нашим Регламентом мы провели регистрацию депутатов в 16.00, затем в районе 18 часов по предложению Бориса Вячеславовича мы приняли решение о продлении заседания для рассмотрения четырёх вопросов, в 19.30 было принято ещё раз решение палатой о продлении заседания - для рассмотрения всех вопросов повестки дня. И в обсуждении всех оставшихся вопросов, которые были рассмотрены палатой, активное участие принимали все депутаты, находящиеся в зале, в том числе представители фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", которые активно задавали вопросы по обсуждаемым пунктам повестки дня и практически по всем этим вопросам выступали. Обсуждение ничем не ограничивалось, всем давалась возможность высказаться и задать вопросы. По-моему, никаких нарушений Регламента не было. Что касается переноса "часа голосования", действительно представители ряда фракций усомнились в наличии кворума, определить это визуально, я считаю, было невозможно, и никто этого делать, естественно, не имеет права, поэтому единственным способом разрешения данной коллизии был перенос "часа голосования" на сегодняшний день, что и было сделано палатой. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование предложение Горячевой Светланы Петровны сегодня не рассматривать вопросы с 39-го по 49-й. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 17 сек.) Проголосовало за 87 чел.19,3% Проголосовало против 91 чел.20,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 178 чел. Не голосовало 272 чел.60,4% Результат: не принято Не принято.
Коллеги, обращаю внимание, по пункту 43 была комплексная поправка к проекту постановления. Когда мы с вами обсуждали этот пункт, я обратил внимание на эту поправку, депутат Исаев её обосновывал, и мы вынесли её на "час голосования". Поэтому я по пункту 43 формулирую вопрос так: кто за то, чтобы принять за основу проект постановления по проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"? Голосуем за основу. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 07 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7% Проголосовало против 86 чел.19,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0% Результат: принято Принято. У нас есть поправка, это называется именно поправкой, она комплексная, связанная, поэтому голосовать её можно единым текстом. Обоснование по поправке прозвучало. Ставлю на голосование данную поправку в редакции, которая вам роздана. Мы её обсудили, напоминаю. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 43 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3% Результат: принято Поправка принимается. Ставлю на голосование законопроект в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 02 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1% Проголосовало против 87 чел.19,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6% Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.
Заседание № 187
О проекте федерального закона № 433100-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в части расширения перечня лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, а также в части, касающейся порядка и условий выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий вопрос, очень важный, прошу обратить на него внимание, сегодня к нему привлекала внимание оппозиция. Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Пожалуйста, Юрий Викторович Воронин, ваш доклад. ВОРОНИН Ю. В. Названным законопроектом предусматриваются четыре новеллы правового регулирования. Первая новелла - это переход на определение среднемесячного заработка для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и по материнству за два календарных года работы, предшествующих наступлению страхового случая. Вторая новелла - это норма, касающаяся обложения страховыми взносами и, соответственно, приобретения права на получение пособий по временной нетрудоспособности и материнству лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера. Третья новелла - оплата третьего дня временной нетрудоспособности за счёт средств работодателя и четвёртого дня - за счёт средств социального страхования. И четвёртая норма касается пересмотра стажевых порогов при определении размеров пособий по временной нетрудоспособности. Изначально, когда правительство одобряло и принимало решение о вынесении данного законопроекта на рассмотрение Государственной Думы, председателем правительства были даны указания по поводу того, что этот набор мер, который предложен в законопроекте, является примерным и что до окончательного решения вопросов по стабилизации бюджета Фонда социального страхования и по реализации страховых принципов, которые мы вводим в действие с 1 января 2011 года по 212-му закону, мы должны окончательно определиться в рамках диалога социальных партнёров на заседании трёхсторонней комиссии и специальных консультаций координаторов сторон профсоюзов и работодателей и на площадке Государственной Думы. Это и было сделано, был осуществлён необходимый диалог, в результате которого совместными усилиями социальных партнёров, Государственной Думы и правительства было выработано компромиссное решение о том, что на мере по пересмотру стажевых порогов (она была обусловлена тем, что мы в 2007 году отказались от использования непрерывного стажа для определения прав на пособие и их размеров, а эти пороги именно были рассчитаны под непрерывный стаж, мы перешли к страховому варианту, который, естественно, предполагал определение иных порогов) правительство не настаивает, и выпадающие доходы для бюджета Фонда социального страхования, которые в связи с этим возникают, должны быть компенсированы за счёт средств федерального бюджета. Мы говорили о том, что соответствующие правки будут внесены как в федеральный бюджет ко второму чтению, так и в бюджет Фонда социального страхования. Что касается мер по охвату страхованием лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, Андрей Константинович, выступая по предыдущему вопросу, акцентировал внимание на том, что, с одной стороны, это позволит не уводить заработок от уплаты страховых взносов. Но есть и другая важная социальная составляющая в этой мере: сегодня лица, которые работают по гражданско-правовым договорам периодического характера, а фактически под этой формой отношений маскируются трудовые отношения, лишены всех мер социального страхования и социальной защиты. Так вот, в случае охвата этих работников социальным страхованием все меры социального страхования по временной нетрудоспособности и по материнству будут им предоставлены. Что же касается вопроса по определению заработка, то это опять-таки реализация страховых принципов, принципа эквивалентности взноса в Фонд социального страхования и получаемого обеспечения, потому что в мировой практике нет систем, при которых можно формировать заработок для расчёта пособия за меньший период, чем тот, за который потом из этого фонда производятся страховые выплаты. Вот сегодня мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда заработок для расчёта пособий считается только за период работы у последнего работодателя. Если данная работа продолжается месяц, значит, считается за месяц, два месяца - за два месяца, что, соответственно, делает заработок высоким по сравнению с теми людьми, которые работают более продолжительный период времени, нарушается принцип социальной справедливости при определении размера пособий. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я обращаюсь к вам, коллеги. Выступает докладчик, его внимательно слушает зал. Не мешайте, пожалуйста. Пожалуйста, продолжайте. ВОРОНИН Ю. В. Таким образом, повторю ещё раз, те меры, которые в итоге мы консолидированно предлагаем к принятию, - и соответствующие поправки ко второму чтению будут подготовлены, - с одной стороны, чётко реализуют принципы социального страхования в соответствии с конвенцией Международной организации труда о пособиях по временной нетрудоспособности и материнству, мы ни на йоту не отходим от этих международных принципов, предлагая эти меры, и, с другой стороны, устраняя дефицит Фонда социального страхования, делают более справедливым и более объективным механизм определения права на отдельные виды пособий по временной нетрудоспособности. И в заключение я хочу сказать, что те кризисные явления, которые возникли в Фонде социального страхования (об этом сегодня много говорилось), абсолютно не связаны с введением предельной величины заработка, с которого взимаются страховые взносы, в частности, в этот фонд, - 415 или 463 с 2011 года. Нет в теории социального страхования понятий суперрегрессивной шкалы или регрессивной шкалы, а есть во всех международных конвенциях понятие заработка, с которого взимаются страховые взносы. Во всех странах существует такой предел заработка, который облагается страховыми взносами. Высокие заработки страховыми взносами не облагаются. Не нужно устанавливать тождество между налоговой системой и системой социального страхования, это большое заблуждение, потому что в системе социального страхования возникают возмездные обязательства, это не просто уплата каких-то налогов, каких-то фискальных платежей, любая уплата, любой тариф и любая база для взимания формирует обязательство, в частности Фонда социального страхования. И если б мы паче чаяния прислушались к совету взимать взносы со всего заработка, это означало бы, что и выплаты также шли бы со всего заработка и у нас обязательства были бы не сбалансированы не на 79 миллиардов, как это имеет место сегодня, а на сумму, превышающую триллионы рублей. Просим поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Михаил Васильевич Тарасенко, пожалуйста, содоклад от комитета. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемые коллеги, рассматриваемый законопроект был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Он направлен на обеспечение сбалансированности доходной и расходной частей бюджета Фонда социального страхования. Однако некоторые предложенные правительством меры вызвали несогласие со стороны работодателей и со стороны профсоюзов Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, мнение которых, если оно выражено консолидированным образом либо позицией сторон, если не удаётся им найти консенсус, согласно Регламенту Государственной Думы должно рассматриваться. Также я хотел бы сказать о том, что многие положения законопроекта вызвали вопросы в Комитете Государственной Думы по труду и социальной политике, в связи с чем при поддержке Комитета по вопросам семьи, женщин и детей до рассмотрения в первом чтении было инициировано создание рабочей группы с участием представителей комитетов-соисполнителей, Минздравсоцразвития, Минфина для снятия разногласий. Возглавил рабочую группу первый вице-спикер Олег Викторович Морозов. Полагаем, что значительное продвижение в решении этих спорных вопросов в рамках рабочей группы было достигнуто, о чём в своём выступлении говорили и Юрий Викторович Воронин, и Андрей Константинович Исаев, и депутат Карелова, когда докладывала бюджет Фонда социального страхования. Ещё раз подчеркну: прежде всего достигнута договорённость об исключении увеличения продолжительности страхового стажа, применяемой при определении размеров пособий по временной нетрудоспособности. Реализация во втором чтении этого положения позволит исключить и статью 5 указанного законопроекта, ухудшающую положение некоторых застрахованных категорий, на которые распространялись до настоящего времени более привилегированные нормы. И это главное противоречие удалось преодолеть, что нашло своё отражение в поправках к проекту постановления Государственной Думы по данному законопроекту, которое было роздано всем депутатам. Безусловно, - и это было подчёркнуто в докладе представителя правительства - гражданско-правовые договоры, наиболее одиозные формы заёмного труда лукаво подменяют трудовые отношения, когда понятие "работодатель" размывается, страховые тарифы занижаются и работники оказываются социально незащищёнными, - эта тема также нашла отражение в постановлении Государственной Думы, где рекомендуется комитету инициировать пересмотр отдельных положений Трудового кодекса, что поставит преграду этим недобросовестным работодателям, пытающимся лукавить при оформлении трудовых отношений. Конечно, остаётся проблемой увеличение до трёх числа первых рабочих дней, оплачиваемых работодателем при временной нетрудоспособности, и Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике это подчёркивает в своём заключении. Также не сняты вопросы, касающиеся уплаты НДФЛ со страховых взносов. И безусловно, остаётся открытым вопрос о двух годах, по которым будет рассчитываться сумма заработка, исходя из которой будут рассчитываться и осуществляться выплаты. Здесь нельзя не согласиться с позицией, о которой говорит Юрий Викторович Воронин, что особенно в период кризиса создавались авантюрные организации, которые организовывали новые рабочие места, выплачивали псевдозарплату и, таким образом, значительному количеству людей необоснованно увеличивали выплаты по больничным листам. Вместе с тем нельзя считать, что вокруг одни лишь только обманщики, и поэтому мне представляется, что рабочая группа должна продолжить свою работу и по этим спорным моментам и дальше искать компромисс, я более чем уверен, есть все основания к тому, чтобы он был найден. Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам поддерживают законопроект. Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей считает возможным принятие законопроекта в первом чтении при условии внесения в него поправок, суть которых изложена в заключении этого комитета. По законопроекту имеются заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, которые могут быть учтены ко второму чтению. Комитет по труду и социальной политике с учётом изложенного рекомендует Госдуме принять данный законопроект в первом чтении при условии внесения ко второму чтению указанных изменений, а также принять постановление с поправками, розданными в зале накануне рассмотрения этого вопроса. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Депутат Иванов от фракции ЛДПР, депутат Соколова от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". От "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" я не вижу пока рук. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович, ваш вопрос. ИВАНОВ С. В. Спасибо. У меня вопрос к Юрию Викторовичу. Поскольку в зале было довольно шумно, я не совсем расслышал. Вы, наверное, знаете, Юрий Викторович, что Федерация независимых профсоюзов России разослала заявление в связи с принятием данного законопроекта, в котором отметила его недостатки. Вот я хотел бы ещё раз услышать, достигнута ли с ними договорённость по данному вопросу. И скажите, вы не в курсе, всё-таки планируется ратификация Конвенции № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения", о которой они говорят? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Викторович, отвечайте прямо оттуда, из правительственной ложи. ВОРОНИН Ю. В. Спасибо, Сергей Владимирович, за вопрос. Первый вопрос или первая часть вопроса. Вопрос рассматривался. Заявление было сделано ФНПР ещё до рассмотрения законопроекта российской трехсторонней комиссией. После этого уже было подробное обсуждение на заседании российской трехсторонней комиссии и были проведены во исполнение решения трехсторонней комиссии консультации координаторов сторон. То решение, которое мы совместно сейчас с Михаилом Васильевичем озвучили, является консолидированным, согласованным решением, выработанным как раз в ходе этих консультаций с участием социальных партнёров. Второй вопрос. Мы сейчас проводим очень большую работу по ратификации всех основополагающих конвенций МОТ в социально-трудовой сфере. Часть конвенций мы уже ратифицировали совместными усилиями. Ещё новая партия конвенций на подходе в Государственную Думу. Что касается 102-й конвенции, проводится очень тщательное изучение с участием заинтересованных министерств и ведомств возможности ратификации этой конвенции, но надо иметь в виду, что конвенция принималась в конце 50-х, она по многим своим позициям уже устарела, и сейчас стандартом в области социального страхования и социального обеспечения скорее является Европейский кодекс социального обеспечения. Поэтому мы совместно с экспертами Совета Европы сейчас прорабатываем возможность ратификации этого более современного, более модернизованного документа в части стандартов, которые применяются, в частности, в вопросах социального страхования. Будем совместно с вами принимать окончательное решение, что предлагать на ратификацию в этой области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Соколова, ваш вопрос. СОКОЛОВА И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос к Юрию Викторовичу. Уважаемый Юрий Викторович, вчера на заседании рабочей группы под руководством Олега Викторовича Морозова обсуждалось и было поддержано ещё одно предложение - о корректировке порядка расчёта среднего заработка. Суть этого предложения: при расчёте среднего заработка для определения размера пособия по временной нетрудоспособности в связи с материнством не учитывать период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребёнком до полутора лет, ведь в эти периоды женщина получает пособие, но заработка не имеет. Какова позиция правительства по этой проблеме? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, уточните. ВОРОНИН Ю. В. Это очень важный вопрос, мы его обсуждали вчера на заседании рабочей группы, и мы полагаем возможным при доработке законопроекта ко второму чтению решить эту проблему. Поскольку отсутствие заработка в период беременности и родов и отпуска по уходу за ребёнком носит объективный характер, данный период можно было бы не принимать во внимание при определении двадцатичетырёхмесячного периода для расчёта среднемесячного заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, а, набирая двадцать четыре месяца, брать те месяцы, которые были до этого отпуска и после соответственно, если работа имела место. Это возможно сделать, тем более что такие случаи немногочисленны и мы не выйдем за объёмы тех средств, которые были запланированы для реализации данной меры. Полагаю, что это возможно решить ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за разъяснение, это очень важное разъяснение, я надеюсь, что мы найдём соответствующую формулировку ко второму чтению. Пожалуйста, присаживайтесь. Я обращаюсь к фракциям: кто хотел бы выступить по обсуждаемому вопросу? Фракция ЛДПР - не вижу руки. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Исаев. И фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Ломакин-Румянцев. Пожалуйста, депутат Исаев. С места. Регламент - до пяти минут. ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я хотел бы сказать, что законопроект, который мы рассматриваем, действительно крайне сложен. Мы акцентировали своё внимание на отрицательных сторонах закона, которые в значительной мере можно скорректировать в ходе работы той рабочей группы, которая была создана по инициативе нашего комитета и которую вы, Олег Викторович, возглавляете. Однако у законопроекта есть и глубоко положительные стороны. Например, впервые в Российской Федерации устанавливается минимальный размер пособий по больничному листу. Сегодня он может быть каким угодно, что особенно болезненно для молодых специалистов. В соответствии с этим законопроектом он не может быть меньше минимального размера оплаты труда. Кроме того, мы вводим в систему социального страхования то громадное количество работников, которые работают сегодня по договорам гражданско-правового характера. Это в основном люди, связанные с обслуживанием тех или иных крупных бизнесменов, олигархов. Фактически они работают как по трудовым договорам - водителями, иногда просто при выполнении обычных работ, но переведены на договоры гражданско-правового характера. Это означает, что они не имеют права на оплату больничного листа. Они не пользуются серьёзной социальной защитой, которая предусмотрена для тех, кто работает по трудовому договору. Принимая сегодня решение об их обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, принимая решение, что им будет оплачиваться больничный лист, мы, несомненно, усиливаем их социальную защищённость. И наконец, последнее. Конечно же, сложная ситуация складывается с изменением размера пособий. Мне кажется, что самое болезненное, а именно то, что связано со стажевыми порогами, нам удалось преодолеть. Несомненно, для работодателя - я об этом уже говорил - болезненны три дня, но я думаю, что, во-первых, мы рассматриваем эту меру как временную, на один год. Мы рассчитываем, что в рамках социального партнёрства, обсуждения в российской трёхсторонней комиссии будут выработаны иные механизмы. Мы должны понимать, что сегодня мы отказались от налога. Вот коллеги из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" продолжают рассказывать про налоговое бремя, которое мы увеличили для работодателей. Это не так. Мы ввели страховые взносы, это часть отложенной зарплаты работника, которая целевым образом, персонально, только на данного работника может быть использована. Это в первую очередь касается пенсий. Но это точно так же определяет и остальные выплаты, в том числе и выплаты из Фонда социального страхования. Это означает, что сегодня хозяевами этого фонда, по сути дела, являемся не мы, не государство, а страхователи и страховщики, профсоюзы и работодатели. Именно они должны договариваться об оптимальных размерах тарифа, именно они должны договариваться о тех видах пособий и размерах пособий, которые будут выплачиваться. Мы, как Государственная Дума, отслеживая интересы различных категорий граждан, должны утверждать этот договор, сложившийся в рамках социального партнёрства. И они сами должны понимать, что для них важна устойчивость фонда социального страхования и его независимость - независимость, подчёркиваю - от федерального бюджета. Поэтому призывы просто вот что-то такое найти в бюджете, отобрать у других социальных категорий и бросить сюда - они кажутся мне легковесными и безответственными. При всех проблемах и сложностях этого закона с учётом достигнутых договорённостей я призываю коллег, в том числе из оппозиционных фракций, с учётом поправки проголосовать за этот закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение... Ой, извините, ради бога. Выступает Ломакин-Румянцев. Потом я обращусь к представителям президента и правительства. Пожалуйста, включите микрофон на рабочем месте. Александр Вадимович, вам слово. ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые коллеги, сейчас мы обсуждаем законопроект, который имеет очень большое социальное значение. И видимо, именно социальное значение, именно то, что к этому законопроекту приковано внимание многих граждан, большинства граждан России, и вызвало то - сегодня мы узнали, - что правительство уже готово идти на достаточно серьёзные изменения в этот законопроект. Если бы не было изменений хотя бы по стажевым периодам, то по кому бил бы законопроект? По молодёжи. И получалась бы вообще дикая ситуация: с одной стороны, мы говорим о сложной демографической ситуации, о том, что необходимо поддерживать молодую семью, - и тут же отменяем социальную поддержку в виде этих социальных гарантий. Но вопросы остались. Неужели мы так много бюллетеним, что у фонда соцстраха возник дефицит средств? Вовсе нет. Больничных россияне берут гораздо меньше, чем жители Европы и чем жители нашей страны в советский период. Сейчас в среднем, по данным Минсоцздравразвития, в год на одного работающего приходится семь-восемь дней нетрудоспособности, в то время как в советский период в среднем это было десять дней. В странах Евросоюза, по данным Всемирной организации здравоохранения, этот показатель сейчас от двенадцати до двадцати дней. Например, в Германии - четырнадцать дней, в Чехии - двадцать дней. Но то, что наши работники берут меньше больничных листов, совсем не говорит о том, что мы здоровее европейцев, условия которых вряд ли сопоставимы с нашими. Резко выросла за последние двадцать лет заболеваемость в России, смертность людей трудоспособного возраста, а больничных стало меньше. Почему? Ответ прост: россияне боятся болеть, опасаются потерять работу у работодателя или снизить свои доходы. Вот они и не обращаются за больничными, подлечиваются, как говорится, не отходя от станка. Осложнения, хронические болезни, переходящие в инвалидность в том числе, и, наконец, ранняя смертность - вот последствия такого положения вещей. Предложенный законопроект эти моменты усугубляет. Новый закон предполагает новый механизм расчёта оплаты больничного листа, исходя из средней заработной платы за два года. Мы слышали тут оправдание, что много фирм, которые были созданы специально для того, чтобы обмануть государство и получить больничные деньги. Но таких фирм единицы по отношению ко всем остальным работающим. Учли ли авторы, что позади как раз два кризисных года, когда очень многие были на неполном рабочем дне, сокращённом заработке, в принудительных отпусках за свой счёт или сидели на пособиях? Знакомый мой говорит: "Хотел уйти на плановую операцию после Нового года, но, если примете изменения, могу лишиться порядка 10 тысяч, поскольку, естественно, в кризис снижали официальную часть оклада. Со здоровьем придётся тогда повременить". Ощущение такое, что авторы поправок ситуацию не продумали до конца. У нас что, кризис только начинается, если происходит такое резкое сокращение важной социальной программы? Кстати, сегодня в этом зале мы неоднократно слышали уверения в том, что государство не планирует сокращения социальных программ. Так вот этот закон как раз свидетельствует совершенно об обратном. Такими законопроектами мы загоняем людей в стрессовые состояния. Нельзя нарушать Конституцию, в которой чётко сказано, что в стране не должны издаваться законы, умаляющие права людей. А если новые нормы будут утверждены, то резко снизится уровень социальной защищённости. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента хотел бы выступить? Представитель правительства? Также нет. Уважаемые коллеги, я сейчас дам слово для обоснования поправки депутату Исаеву, но, поскольку мы приняли решение, что выносим все остальные вопросы на "час голосования" в пятницу, он эту поправку обоснует, а голосовать мы по ней будем, соответственно, в пятницу. Пожалуйста. ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, я очень быстро. Данная поправка, во-первых, устраняет наиболее болезненную проблему данного закона - переход на новые стажевые периоды. Мы чётко оговариваем обязанность комитета зафиксировать поправку о том, что стажевые периоды остаются прежними. Собственно, это в первую очередь касается работников. И вторая очень важная содержательная часть поправки - это решение о том, чтобы поручить комитету в кратчайшие сроки разработать поправки в Трудовой кодекс, которые исключили бы возможность использования таких механизмов, как договоры гражданско-правового характера и заёмный труд, для уклонения от заключения нормального трудового договора. На этой части поправки настаивали наши коллеги и партнёры из профсоюзов. Мы считаем её идеологически и принципиально верной и поэтому предлагаем поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим данный вопрос на "час голосования".