Заседание № 50

01.10.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 43295-4 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части предоставления законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации права самостоятельно устанавливать число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2097 по 2308 из 2597
Пункт 12, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 4        
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации". Доклад представителя Законодательной Думы Хабаровского   
края члена Совета Федерации Виктора Алексеевича Озерова. Пожалуйста.            
                                                                                
ОЗЕРОВ В. А., представитель Законодательной Думы Хабаровского края, член        
Совета Федерации.                                                               
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Суть     
представленного законопроекта достаточно ясна, особенно для тех, кто, как       
говорят в милиции, работает на земле, то  есть для депутатов законодательных    
(представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. В новой       
редакции закона "Об общих принципах организации законодательных                 
(представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской         
Федерации" в пункте 6 статьи 4 мы с вами закрепили, что количество депутатов,   
работающих на профессиональной постоянной основе, определяется законом          
субъекта Федерации. На практике это приводит к нескольким коллизиям, мыслями    
по поводу которых я хотел бы здесь поделиться.                                  
                                                                                
Во-первых, мы с вами определили, что закон субъекта Российской Федерации, как   
правило, принимается в двух чтениях. Поэтому для изменения количества           
депутатов, работающих на постоянной основе, в большинстве субъектов             
Российской Федерации понадобится два месяца, а в тех субъектах Федерации, где   
представительные органы собираются раз в два или три месяца, это может          
затянуться на полгода.                                                          
                                                                                
Во-вторых, представьте себе ситуацию, что законодательный орган власти          
определил количество работающих на постоянной основе, например это десять       
человек, а заявлений для работы на постоянной основе поступило двенадцать.      
Как определить, кто из них будет на постоянной основе работать, а кто не на     
постоянной? Устраивать забеги на длинную дистанцию или подтягивание? С моей     
точки зрения, здесь будет достаточно сложно определить.                         
                                                                                
Третий момент. В соответствии с трудовым законодательством депутат,             
работающий на постоянной основе, написавший заявление о том, что он хочет       
работать не на профессиональной основе, через две недели может уйти. Но если    
это законопослушный депутат, значит, он должен ждать, пока не будут внесены     
соответствующие изменения в закон субъекта Российской Федерации.                
                                                                                
Наконец, четвертое. В заключениях и правительства, и Правового управления       
говорится, что нарушается внутренняя логика, делается ссылка на статью 11, в    
которой указывается, что условия осуществления депутатом депутатской            
деятельности определяются законом субъекта Федерации. Безусловно, против        
этого возражать нельзя, потому что вопросы денежного довольствия,               
медицинского, транспортного, жилищного и других видов обслуживания депутатов    
законодательного органа власти - это общепризнанные и обязательные для          
исполнения нормы на территории любого субъекта Федерации, но количество         
депутатов, работающих на постоянной основе, - это внутреннее дело любого        
законодательного органа. И законодатели Хабаровского края предлагают, чтобы     
этот порядок законодательные органы субъектов определяли самостоятельно, то     
есть через принятие соответствующих постановлений.                              
                                                                                
Ссылка на статью 11, где говорится о законе, несостоятельна еще и потому, что   
в буквально недавно внесенном Президентом Российской Федерации новом законе о   
порядке назначения руководителей исполнительных органов власти субъектов        
Российской Федерации говорится, что такое решение законодательный орган         
власти оформляет путем принятия своего постановления. Если следовать этой       
логике, тогда все решения представительного органа власти должны приниматься    
законом. С моей точки зрения, эта законодательная инициатива исходит из         
практики. Я сам восемь лет возглавлял Законодательную Думу Хабаровского края,   
семь лет был руководителем Парламентской ассоциации Дальнего Востока и          
Забайкалья и могу сказать: прежняя норма, когда мы сами определяли порядок и    
количество работающих на постоянной основе, никому ни разу не помешала, новая   
норма (в связи с которой выдвинута законодательная инициатива, и ее             
поддерживают все дальневосточные территории) не позволяет более оперативно      
работать представительным органам власти субъектов Российской Федерации.        
                                                                                
Поэтому я хотел бы, чтобы данный законопроект, который не носит никакой         
политической окраски, а подготовлен на основе той практики, которая             
складывается в субъектах Федерации, вы поддержали. Доклад закончен. Спасибо.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Алексеевич.                               
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по делам Федерации и         
региональной политике Владимира Александровича Жидких. Пожалуйста.              
                                                                                
ЖИДКИХ В. А., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемое высокое собрание, Борис Вячеславович, Виктор Алексеевич! На самом     
деле, коллеги, я хочу обратить ваше внимание на суть законодательной            
инициативы Законодательной Думы Хабаровского края. Число депутатов,             
работающих на профессиональной основе, устанавливается законодательным          
(представительным) органом государственной власти субъекта Российской           
Федерации самостоятельно. В 95-м законе мы закрепили это право за органами      
законодательной власти в субъектах и установили, что это решение должно         
приниматься в виде закона, то есть это самостоятельное решение, которое         
депутаты оформляют в виде закона.                                               
                                                                                
Наша логика, логика Комитета по делам Федерации и региональной политике,        
все-таки не изменять конструкцию, которая заложена сегодня в федеральном        
законе российским законодателем. Почему? Потому, что, если мы посмотрим         
дальше, то увидим, что и система исполнительной власти субъекта Российской      
Федерации, Виктор Алексеевич, тоже утверждается законом законодательного        
(представительного) органа. Право законодателя региона, законодательного        
органа региона, в виде закона принимать любое изменение о количестве            
депутатов, работающих на профессиональной основе, это самостоятельное право,    
и оно закреплено сегодня в законе. Более того, это увязано и с Бюджетным        
кодексом Российской Федерации: это абсолютная прерогатива законодательного      
органа - формировать расходы на законодательную власть в регионе, в том числе   
определять количество депутатов, работающих на профессиональной основе в        
региональном парламенте.                                                        
                                                                                
Комитет по делам Федерации и региональной политике, с большим уважением         
рассмотрев законодательную инициативу Законодательной Думы Хабаровского края,   
все-таки считает необходимым предложить депутатам отклонить эту                 
законодательную инициативу. Нас поддерживают в этом Правительство Российской    
Федерации и Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Мы имеем         
шестьдесят один отзыв от российских регионов: двадцать девять регионов не       
поддерживают хабаровчан, семнадцать поддерживают и пятнадцать регионов не       
определились.                                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику?                                   
                                                                                
Малышкин Олег Александрович, пожалуйста. К кому вопрос? К докладчику.           
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Виктор Алексеевич, вы очень много сделали для хабаровчан и вот сейчас внесли    
законодательную инициативу. Вот если вы сможете гарантировать, что они вас на   
очередной срок делегируют в Совет Федерации, мы полностью поддержим вашу        
инициативу, тем более Хабаровск за нас хорошо голосует.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по карточке Бурыкиной включите микрофон.      
                                                                                
ОЗЕРОВ В. А. Спасибо, Олег Александрович. Я должен сказать, что я ни в одной    
партии не состою, поэтому партийная принадлежность меня не особо интересует.    
По сути вашего предложения: гарантию может дать только население Хабаровского   
края, которое изберет Законодательную Думу. И дело тех законодателей, которые   
придут, если не будет изменен порядок формирования Совета Федерации,            
принимать те или иные решения. Спасибо.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить?     
Есть. Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста.                                     
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемые коллеги, на самом деле инициатива хабаровчан касается определенной    
самостоятельности законодательного органа. Принятие этой нормы законом          
субъекта означает, согласится с этим губернатор или не согласится. И вот        
здесь обязательно будет конфликт, обязательно, потому что исполнительная        
власть старается продиктовать любому законодательному собранию... ужать его     
до минимума, чтобы не лезли и не имели просто реальной возможности детально     
вникать во многие проблемы.                                                     
                                                                                
Практика работы законодательного собрания, в частности, в моей Новосибирской    
области говорит о том, что когда возникает ситуация и нужно постановлением      
совета изменить состав того или иного комитета, депутатов, работающих на        
постоянной основе... Бывает определенный наплыв законопроектов, которые надо    
провести, отработать, и дополнительно в работу комитета включаются депутаты,    
пусть даже на какое-то время. То есть вот эти вещи всегда происходят, и         
поэтому норма - устанавливать самостоятельно - ничему не противоречит.          
Законом или постановлением? Наверное, у них будет там законом какая-то более    
свободная норма установлена, но постановлением они смогут регулировать эти      
вещи. Поэтому я не вижу каких-то противоречий, причин не принять эту            
инициативу. Мы не ухудшаем положение, мы даем возможность нашим коллегам        
внизу работать более самостоятельно. Я прошу поддержать эту инициативу.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Плохотнюк. По ведению или, может быть, это выступление?     
                                                                                
ПЛОХОТНЮК Б. В., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
По ведению. У меня есть предложение закончить работу без перерыва.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас этот вопрос до конца не рассмотрен и еще остались   
два закона.                                                                     
                                                                                
Есть общее мнение, да? Тогда ставится на голосование вопрос о работе без        
перерыва до окончания рассмотрения всех вопросов.                               
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              368 чел.81,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    368 чел.                                          
Не голосовало                  82 чел.18,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли еще желающие выступить по пункту 12? Нет желающих. Есть ли              
необходимость выступить полномочному представителю правительства?               
Полномочному представителю президента? Нет. Ставится на голосование проект      
федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об    
общих принципах организации законодательных (представительных) и                
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"   
в первом чтении.                                                                
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за               54 чел.12,0%                                     
Проголосовало против            8 чел.1,8%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     62 чел.                                          
Не голосовало                 388 чел.86,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято, законопроект отклоняется.