Заседание № 33
О проекте федерального закона № 432856-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 38 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" в части установления требований к минимальному размеру собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг" (принят в первом чтении 7 декабря 2010 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 38 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" в части установления требований к минимальному размеру собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг". Доклад члена Комитета по финансовому рынку Дмитрия Станиславовича Скриванова. Пожалуйста. СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был внесён в 2010 году и на тот момент действительно был актуальным. Предлагается установить необходимые требования к минимальному размеру собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, но в связи с тем, что в 2013 году был принят закон о создании мегарегулятора, вступила в силу новая статья - 76-4 закона "О Центральном банке...", согласно которой соответствующие полномочия были переданы мегарегулятору и теперь мегарегулятор устанавливает необходимые требования к участникам фондового рынка. Таким образом, законопроект 2010 года утратил свою актуальность, поэтому Комитет по финансовому рынку предлагает его отклонить. Законопроект был принят в первом чтении, но поскольку, так сказать, потерял своё авторство, несмотря на то что одним из авторов законопроекта является ныне избранный депутат Государственной Думы, его невозможно отозвать и предлагается отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Кто за то, чтобы отклонить законопроект? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 52 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Отклоняется.
Заседание № 198
О проекте федерального закона № 432856-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 38 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" в части установления требований к минимальному размеру собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 14. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 38 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" в части установления требований к минимальному размеру собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг". Докладывает Владислав Матусович Резник. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, постараюсь быть предельно кратким. Целью указанного законопроекта - не буду повторять его название - является закрепление на уровне федерального закона требований к минимальному капиталу собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг. В настоящее время полномочия по установлению требований к размеру капитала профессиональных участников рынка ценных бумаг закреплены за Федеральной службой по финансовым рынкам. Как показала практика, нет необходимости достаточно часто менять уставные капиталы профессиональных участников. Вместе с тем, поскольку уставные капиталы таких участников рынка, как банки, страховые компании, определены законом, нам кажется логичным и уставные капиталы остальных профессиональных участков рынка ценных бумаг также устанавливать законом. Поэтому концепция данного законопроекта и заключается в том, чтобы передать право установления размера уставных капиталов от Федеральной службы по финансовым рынкам непосредственно на уровень закона. Что касается конкретных уставных капиталов, то я полагаю, что во втором чтении мы сможем их уточнить. В данный законопроект они включены прямо из того приказа, который действует на сегодняшний день. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть вопрос, вижу, депутат Рохмистров. Одна рука, да? Нет других. Подводим черту. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Владислав Матусович, вводя ряд требований, мы вынуждаем компании, собственно говоря, производить слияние и поглощение дружественным, недружественным методом либо уходить с рынка. Вот чем обусловлена необходимость увеличения сегодня средств на то, чтобы получить возможность работать на тех или иных рынках и оказывать те или иные услуги (депозитарии, например, или клиринговая деятельность), чем обусловлена необходимость? РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Максим Станиславович, в настоящем законопроекте мы не изменяем никоим образом действующие на сегодняшний день уставные капиталы профессиональных участников. Мы просто решаем, что уставные капиталы должны устанавливаться законом. На сегодняшний день это делается приказом ФСФР. Если ФСФР посчитает необходимым увеличить уставный капитал депозитария или брокера, ФСФР может это сделать. Вот для того чтобы в будущем это было невозможно, мы и предложили перенести это право на уровень федерального закона. Концепцией законопроекта является только перенос на уровень федерального закона этого права. А что касается конкретных уставных капиталов, то готов вместе с вами это обсудить во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Настаивает кто-то на выступлении? Настаивают. У нас двое выступающих: депутат Багаряков и депутат Рохмистров. Пожалуйста, Багаряков. БАГАРЯКОВ А. В. Уважаемые коллеги, авторы законопроекта предлагают установить уровень требований к минимальному размеру уставного капитала профучастников фондового рынка, как это было установлено для банков и страховых компаний. Сегодня, как уже авторы сказали, эти требования устанавливаются ФСФР, что, по мнению авторов, рождает риски субъективизма и волюнтаризма органов госвласти. И мы с этим согласны, в принципе концепцию законопроекта в первом чтении поддерживаем. Но в то же время, для того чтобы серьёзно об этом говорить, надо понимать, что сегодня представляет из себя наш российский фондовый рынок, и тогда будут понятны перспективы создания в России мирового финансового центра, о котором так много говорят с разных трибун. По объёмам российский фондовый рынок едва входит в двадцатку крупнейших на планете, в разы уступая рынкам таких стран, как Индия, Канада, Австралия и Бразилия. Так, капитализация российского фондового рынка составляет немногим более 800 миллиардов долларов против 1,4 триллиона долларов в Австралии, 1,5 триллиона долларов в Бразилии, 1,6 триллиона долларов в Индии и 2 триллионов долларов в Канаде. Рыночная же стоимость американского фондового рынка превышает 16 триллионов долларов. Даже в Африке, в частности в ЮАР, фондовый рынок больше нашего значительно. Причём, что интересно, львиная доля капитализации российского фондового рынка - 60 процентов - приходится всего на десять компаний, таких как "Газпром", "Роснефть", Сбербанк, "ЛУКОЙЛ", "Норникель", ВТБ и другие. Всего же на бирже ММВБ торгуются примерно двести сорок компаний - участников торгов, а на РТС вообще восемьдесят, в то время как на китайской фондовой бирже торгуются девятьсот компаний, в Корее и Австралии - две тысячи компаний, а на индийской бирже целых пять тысяч компаний. То есть российский фондовый рынок не только не очень развитый, но ещё и не слишком конкурентный. Так вот, на фоне небольшого числа участников российского фондового рынка уровень требований к капиталу его участников в России очень высок по сравнению с зарубежными странами, об этом сегодня уже говорили. Так, с 1 июля 2010 года собственные средства брокеров и дилеров должны быть не менее 50 миллионов рублей, хотя всего полтора года назад подобная планка была для брокеров 10 миллионов рублей, а для дилеров вообще 5 миллионов рублей. Для сравнения: в США требования к капиталу брокеров установлены на уровне 250 тысяч долларов, а в Европе - 125 тысяч евро. Более того, для некоторых категорий брокеров требования на Западе ещё ниже в зависимости от услуг, которые они оказывают. Так, в США брокеры, которые не хранят активы клиентов, должны иметь капитал на уровне 100 тысяч долларов, в ЕС эта планка - 50 тысяч евро. В США для брокеров, которые исполняют поручения не самостоятельно, а передают другим брокерам, уставные требования - 50 тысяч долларов. И только в России наши регуляторы додумались установить уровень требований в шесть - десять раз выше, чем в Европе и США. Это к слову о конкуренции. Но надо сказать, что это не просто монополизация рынка, а серьёзнейший его передел в пользу крупных участников рынка в целях выдавливания с рынка всех остальных. Более того, сам режим работы фондовых бирж в России никак нельзя назвать комфортным: то и дело то на ММВБ, то на РТС наблюдаются всевозможные технические сбои, препятствующие проведению торгов, а иногда биржи вообще не открываются по полдня и рынок оказывается парализованным. Приведу всего несколько примеров. Только в уходящем году торги на бирже РТС из-за сбоев останавливались уже восемь раз. А ведь на крупных иностранных биржах такая остановка торгов является ЧП, которое происходит один раз в несколько лет, а следующие несколько лет биржи и участники обсуждают, почему это произошло. У нас же это обычное явление. Например, последний случай. 18 октября биржа РТС два часа не могла открыться, однако не только не известила своих клиентов и участников, она даже не разместила информацию о причинах сбоя на своём сайте. Это об информативности. ММВБ также не избавлена от подобных проблем. Мы попробовали разобраться, в чём же причина этих катаклизмов и сбоев. И разговор об акционерах. Так вот, например, акционеры РТС: компания "АТОН" - 9,8 процента, "Ренессанс Брокер" - 8,2 процента, "Тройка Диалог" - 10 процентов, Альфа-Банк - 9,6 процента, "КИТ Финанс" - 10,5 процента (это тот "КИТ Финанс", на спасение которого наш бюджет потратил десятки миллиардов рублей). В итоге всего лишь несколько компаний устанавливают правила игры для всего российского фондового рынка. В США, например, на одной из средних бирж акционеров больше четырёхсот компаний, то есть тех игроков, которые формируют правила для участников фондового рынка. А если немного пофантазировать, то получается интересная картина. Несколько компаний крупных, которые собирают деньги с наших доверчивых граждан в доверительное управление, - это примерно 70 процентов всех средств, которые собирают эти компании, - размещают эти деньги в акции российских компаний, которые выставляются на торги на российской фондовой бирже. И если вдруг акционеры видят, что биржа идёт не в ту сторону, то они спокойно могут собраться и организовать небольшой технической сбой - и биржа не работает. Но в то же время клиенты биржи исправно платят комиссию за совершение операции. В результате получается, что уже подтверждённые биржей сделки так и не были заключены. Другие сделки, по которым подтверждение не приходило, заключались по нескольку раз. За все эти ошибки, означающие ущерб для участников фондового рынка, российские биржи по нашему закону никакой ответственности не несут вообще. Но комиссионные сборы, как я уже сказал, собирают они исправно. По существу, все эти случаи не способствуют установлению доверия к бирже со стороны серьёзных инвесторов, поэтому они идут на наши российские биржи с неохотой. Зато от кого нет отбоя, так это от спекулянтов всевозможных мастей. В то время как в США, Японии, Европе стоимость заёмных денег была снижена практически до ноля, наш Центральный банк поднимал ставку рефинансирования, которая достигла в максимуме 13 процентов годовых, и на российские биржи из этих стран хлынул поток спекулятивных капиталов. Они просто играли на разнице в ставках: занимали деньги в Америке под ноль процентов годовых и спокойно размещали их у нас в долговые госбумаги под 13 процентов годовых. Хороший элемент заработка, который мы подарили, спокойно подарили иностранным участникам! В итоге за 2009 год российские фондовые индексы выросли практически втрое по сравнению с достигнутым минимумом. Для сравнения: в США рост индексов составлял всего лишь 60 процентов, в Китае - 80 процентов, в Бразилии - 90 процентов, в Индии - 120 процентов. Но не нужно забывать, что в Китае и в Индии рост экономики не прекращался даже в кризис, в отличие от нашей страны. Так что наблюдаемый рост на российских торговых площадках в значительной степени носит нездоровый, по нашему мнению, спекулятивный характер, однако каких-то реальных шагов к обузданию спекулянтов наши монетарные власти не принимают. И с очередным раундом запуска печатного станка в США остаётся ожидать очередной волны мыльных пузырей на российском фондовом рынке. Учитывая, сколь турбулентно сегодня складывалась ситуация на мировых рынках, не исключаем, что нам потребуется быстро реагировать на изменяющиеся условия и оперативно менять соответствующие требования к уставному капиталу профучастников фондового рынка. Успеем ли мы это вовремя сделать, если эти показатели будут регулироваться законом? Не будет ли упущено драгоценное время? Вопросы эти, к сожалению, остаются без ответа. В целом, если мы хотим действительно создать в России финансовый центр, то нужно серьёзно повышать уровень доверия иностранных инвесторов к нашему российскому фондовому рынку. А те примеры, которые сегодня я приводил, никоим образом не способствуют установлению доверия к нашему российскому фондовому рынку. И в заключение. Наша фракция поддерживает концепцию законопроекта. Мы просим авторов учесть наши замечания во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рохмистров, ваше выступление. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, здесь я согласен с предыдущим выступавшим: фракция ЛДПР поддерживает концепцию законопроекта именно в части того, что необходимо уйти от субъективных оценок того или иного чиновника и перейти действительно к нормам, которые регулируются законодательством. К сожалению, те цифры, которые указаны в законопроекте, мы не можем поддержать, но, как сказал Владислав Матусович, это вопрос второго чтения. Действительно, мы считаем, что по многим позициям при правильной концепции мы, к сожалению, ведём к монополизации рынка оказания услуг. Недоразвитость этого рынка - это, наверное, результат огромного количества ошибок, начиная от приватизации. Причём у нас пошли по фьючерсной схеме, у нас почему-то назвали это ваучерами, и когда эта схема перешла совсем в другой вариант, это привело к недоразвитию российской экономики, к немодернизации, и, собственно говоря, к обнищанию народа. Это всё социально-экономические последствия тех ошибок приватизации, которые были сделаны с 91-го по 99-й год. К сожалению, выводов до сих пор мы не сделали. И здесь большую роль, наверное, будет играть и развитие в том числе фондового рынка, если мы придадим ему правильную направленность: когда там реально будет существовать конкуренция, когда не будут поддерживаться, в том числе и нами, меры, которые направлены на монополизацию рынка тех или иных услуг. Да, я понимаю, необходимо увеличивать гарантии там, где связано с гражданами, которые не всегда имеют достаточное образование, чтобы оценить надёжность той или иной компании. Но в части оказания определённого ряда услуг необходимо на сегодняшний день, учитывая ту ситуацию, которая складывается у нас, наверное, всё-таки даже снижать те нормативы, которые у нас установлены. Регулятором, к сожалению, нормативы у нас никак не обосновываются на сегодняшний день, грубо говоря, сегодня так, а завтра по-другому. А в связи с тем, что у нас действительно сложилась определённая монополия ряда крупных компаний, которые фактически могут диктовать эти условия, в том числе это касается и саморегулируемых организаций либо тех суррогатов, которые возникли до принятия закона о саморегулировании, то, конечно, здесь стоит поддержать не только эту, но и целый ряд законодательных инициатив комитета, которые приняты в первом чтении и сейчас находятся на стадии подготовки по второму, с тем чтобы законодательно обеспечить хотя бы нормативную базу в части принятия регулятором тех или иных решений. Относительно данного законопроекта мы считаем, что это хороший шаг, если бы не те цифры, которые в нём указаны. Предыдущим выступавшим указывалось, что мы ставим барьеры для входа на рынок в несколько раз выше, чем те, которые существуют в Соединённых Штатах, в Европе. Действительно, нам надо развивать эту среду в том числе и для создания дополнительных рабочих мест, для привлечения людей, чтобы складывались, наверное, более справедливые цены на оказанные услуги. Для этого необходима конкурентная среда. В связи с этим ещё один важный момент: нужно, чтобы всё-таки фондовому рынку было придано его первоначальное значение, чтобы он выполнял инвестиционные функции, а не такие функции, как это было в Соединённых Штатах, когда там торговали воздухом. Я думаю, это известный термин, когда стали делать ставки на погоду. Вот у нас, к сожалению, фондовый рынок немножко поворачивается от реальной инвестиционной деятельности в сторону такой американской модели торговли воздухом. Фракция ЛДПР в первом чтении поддержит настоящий законопроект и примет активное участие, с тем чтобы ко второму чтению изменить те нормы, которые на сегодняшний день в законопроекте прописаны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает ли докладчик на заключительном слове? Настаивает. Включите микрофон депутату Резнику на рабочем месте. РЕЗНИК В. М. С учётом того что я был весьма краток, выступая с трибуны, я попросил бы ещё минуту на коротенькое выступление. Дело в том, что коллега Багаряков, выступая перед нами, сравнивал несравнимые вещи. Невозможно сравнивать, скажем, фондовый рынок России и фондовый рынок ЮАР, потому что в ЮАР на фондовом рынке вращается, по-моему, около 70 процентов капитализации компаний, акций компаний, а у нас сотые доли процента от общей капитализации компаний. Так что это несравнимые вещи, и к этому надо относиться несколько скептически. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поскольку ни представитель президента, ни представитель правительства не высказали желания участвовать в дискуссии, мы выносим данный законопроект на "час голосования".
14-й вопрос. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 38 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" в части установления требований к минимальному размеру собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 49 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9% Результат: принято Принято.