Заседание № 25
14.05.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 432815-4 "О внесении изменения в статью 13-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (введение дополнительных ограничений при обращении с ломом и отходами чёрных металлов; внесён Государственным Советом Республики Коми).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3194 по 3522 из 4653
Пункты 18.1, 18.2 и 18.3. Они касаются статьи в первых двух случаях статьи 13.1, а в третьем случае - статьи 13-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Авторы всех трёх законодательных инициатив - Государственный Совет Удмуртской Республики, Законодательное Собрание Ивановской области и Государственный Совет Республики Коми - просят рассматривать эти альтернативные законопроекты без участия своих представителей, поэтому будет один содоклад по всем трём законопроектам, который сделает член Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Алексеевич Шиманов. ШИМАНОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается три альтернативных законопроекта, направленных на урегулирование отношений в области обращения с ломом и отходами чёрных металлов. Указанными законопроектами предлагается дополнить пункт 1 статьи 13-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" нормой, предусматривающей введение ограничения правоспособности физических лиц при отчуждении лома и отходов чёрных металлов, предусматривая возможность такого отчуждения только в случаях, если указанные отходы образовались в быту и принадлежат им на праве собственности. Законопроект № 86226-4 предусматривает также ограничение правоспособности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут осуществлять обращение с ломом и отходами чёрных металлов и их отчуждение, если имеются документы, подтверждающие право собственности на указанный лом и отходы. В действующей редакции статьи 13-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" такие ограничения предусмотрены только в отношении лома цветных металлов. В настоящее время требования по обращению с ломом и отходами чёрных металлов установлены Правилами обращения с ломом и отходами чёрных металлов и их отчуждения, утверждёнными Правительством Российской Федерации постановлением № 369 от 11 мая 2001 года. Данные правила разработаны и утверждены в соответствии с пунктом 4 статьи 13-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Согласно пунктам 2 и 3 этих правил одним из основных требований, предъявляемых к физическим лицам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, является указание основания возникновения права собственности на лом и отходы чёрных металлов. Вместе с тем комитет отмечает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 55, часть 3) и Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 1, пункт 2) ограничение гражданских прав возможно только на основании федерального закона, следовательно, рассматриваемый законопроект в указанной части соответствует требованиям действующего законодательства. В то же время законопроекты № 71267-4 и № 432815-4 наделяют субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению перечня лома и отходов чёрных металлов, разрешённых или запрещённых для приёма от физических лиц, но при этом законопроекты не вносят соответствующие изменения в Федеральный закон № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Согласно статье 26-3 указанного закона расширение перечня полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, которые субъекты осуществляют за счёт собственных средств, возможно только путём внесения изменений и дополнений в пункт 2 статьи 26-3 Федерального закона № 184-ФЗ. Следовательно, законопроекты № 71267-4 и № 432815-4 в указанной части противоречат действующему законодательству. Кроме того, законопроекты № 71267-4 и № 432815-4 не предусматривают внесения изменений в пункт 2 статьи 131 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в части ограничения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при обращении с ломом и отходами чёрных металлов и по их отчуждению, что нарушает один из основных принципов гражданского законодательства, а именно равенство участников регулируемых отношений. Третий альтернативный законопроект, № 86226-4, предусматривает передать полномочия по утверждению перечня разрешённых для приёма от физических лиц лома и отходов цветных и чёрных металлов федеральным органам исполнительной власти. Это, по мнению комитета, весьма проблематично, так как перечень должен охватывать значительное количество изделий из чёрного лома, что не позволит учитывать региональную специфику и своевременно реагировать на изменяющиеся отношения в сфере оборота лома металлов. Комитет считает, что порядок регулирования указанных отношений, предложенный Президентом Российской Федерации в указе № 616 от 13 марта 2000 года, является наиболее эффективным, так как определение перечня видов лома металлов, подлежащих приёму от физических лиц, отнесено к полномочиям органов госвласти субъектов Российской Федерации и носит рекомендательный характер. Таким образом, ни один из трёх рассматриваемых альтернативных законопроектов не соответствует действующему законодательству и в представленной редакции не решает обозначенных проблем. Официальные отзывы правительства на данные законопроекты отрицательные. Комитет Государственной Думы по промышленности, как комитет-соисполнитель, также не поддерживает указанные законопроекты, за исключением проекта закона № 86226-4, внесённого Законодательным Собранием Ивановской области. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает проекты федеральных законов № 71267-4, № 86226-4, № 432815-4 о внесении изменений в статью 13.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и рекомендует Государственной Думе отклонить указанные законопроекты при их рассмотрении в первом чтении. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть вопросы. Две руки, и подводим черту. Вопросы задают депутат Локоть и депутат Плетнёва. А, четыре, пять, я вижу. Тогда включите запись. Запишитесь, пожалуйста, для вопросов содокладчику. Покажите список. Шесть депутатов записались на вопросы. Депутат Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, за последние месяцы ко мне очень много обращений приходит, особенно от садоводов и огородников: идёт массовое изъятие заборов, крыш, всего, что связано с ломом. И из-за этого во многих регионах, кстати, до 20-30 процентов брошенных участков, и именно поэтому. И мы никак не можем принять никаких дополнительных мер, ограждающих эту часть населения, в результате они питаться не могут - в магазине дорого и защитить свой участок не могут. Что-то здесь можно принять, какой-то закон, чтобы обезопасить эту огромную часть - сорок миллионов! - наших россиян от воровства лома и отходов чёрных и цветных металлов, или так и бросим их на произвол судьбы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Алексеевич. ШИМАНОВ А. А. Я в своём докладе изложил правовые основания, по которым эти законопроекты не могут быть приняты. Что касается предметного рассмотрения, то я полагаю, что рабочая группа, которая будет создана завтра решением комитета по природным ресурсам, сможет более предметно и более детально рассмотреть все эти вопросы. А что касается существа вопроса, давайте представим себе: лежит на обочине гусеница от трактора "ДТ-75", лежит десять лет, никому не нужна. Вот, если принять этот закон, то никто не сможет её поднять, принести и сдать в металлолом. Мы же все с вами видим, что обочины наших дорог захламлены металлом, и никто... Если мы эти законопроекты примем, то это ещё более усугубит эту проблему. Я думаю, что рабочая группа внимательно рассмотрит все предложения, которые на сегодняшний день имеются, и примет взвешенное решение по каждому из них. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Алексеевич, конечно, любую норму можно довести до абсурда. Мне непонятно, почему комитет дал отрицательное заключение в отношении законопроекта Законодательного Собрания Ивановской области. Ведь там речь идёт всего лишь о том, чтобы перевести в норму закона майское постановление правительства от 2001 года, на большее здесь и замаха-то законодательного, так скажем, не было у депутатов. Поэтому хотелось бы знать... Ведь даже наш профильный комитет, по промышленности, согласился с предложением ивановских депутатов дать возможность юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществлять обращение с ломом цветных и чёрных металлов, если на то имеются соответствующие документы, то есть прямо так, как это прописано в постановлении. Не могли бы вы сказать о причинах отклонения этого законопроекта? ШИМАНОВ А. А. Попытаюсь ответить на ваш вопрос. Я хочу сказать, что мы достаточно подробно обсуждали все эти законопроекты на заседании комитета по природным ресурсам. Что касается инициативы, внесённой Законодательным Собранием Ивановской области, насколько я помню, там речь идёт о том, что перечень разрешённых к приёму отходов, лома чёрных металлов должен быть установлен правительством, федеральным органом исполнительной власти. При этом мы понимаем, что если это разрешить, то такой перечень получится просто огромным. Ведь отходы, образующиеся в крупном городе, и отходы, образующиеся в сельской местности, совершенно разнятся друг от друга, и если это будет единый перечень для всей страны, это будет огромный перечень и мы просто утонем в администрировании этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Куликов. ПЛЕТНЁВА Т. В. По карточке Куликова - депутат Плетнёва. Уважаемый Александр Алексеевич, вот сколько помню себя в Думе... ну в первой ещё некогда было, тогда Гражданский кодекс вот этот принимали, о котором вы сейчас говорите и который, в общем-то, позволяет безобразия творить все, а вот со второй уже начали нам давать наказы: пожалуйста, оградите нас от беспредела. Смотрите, дети гибнут, лазят туда, провода отрезают, кладбища уже начали бомбить, а вы про гусеницы на дороге. Ну что-то же надо делать! Посмотрите, какая география: Ивановская область, Коми, да можно все области перечислить, которые просят депутатов это сделать. Сегодня один законопроект замотали, как уже здесь говорилось, теперь три этих опять не находим возможным... Может быть, действительно власть защищает сегодня именно тех, кто занимается вот этим грабежом, а не население? Ведь посмотрите, как в заключении правительства написано: написано, что это нарушает рыночные отношения. ШИМАНОВ А. А. Уважаемая Тамара Васильевна, что собирается комитет делать, мы уже озвучили, сегодня об этом сказала Наталья Владимировна Комарова, Маслюков Юрий Дмитриевич, представитель вашей фракции, поддержал это решение в том, что касается существа вопроса. Главных проблем, которые сегодня связаны с незаконным оборотом лома и чёрных, и цветных металлов, три. Вы правильно сказали, что это воровство металла с действующих линий электропередач, это вандализм, связанный с разрушением памятников, это хищение рельсов с железной дороги и так далее. Это главная проблема. Вторая проблема - это то, что идёт теневой оборот и, естественно, снижаются налоговые поступления из-за этого. И третья проблема - это недопустимо высокий уровень экспорта и чёрных, и цветных металлов, что снижает конкурентоспособность нашей металлургической промышленности, поскольку она вынуждена производить первичный металл, вместо того чтобы плавить лом, что намного более... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШИМАНОВ А. А. Совершенно верно. Так вот, хочу вас заверить, что первая проблема - воровство и третья проблема - теневой оборот могут быть решены с помощью действующего законодательства. Мы знаем, что существует уголовная ответственность и за хищения, и за воровство, и за скупку краденого - это статьи 158, 167, 175, 214 УК. Так нужно смотреть, наверное, как действует правоохранительная система, а не пытаться в законе прописать какие-то декларации, которые не будут исполняться. Мы исходим из того, что закон должен действовать, а не быть декларативным. Поэтому повторю, дорогие мои коллеги, что я надеюсь и все мы надеемся на то, что рабочая группа, которая будет создана, взвешенно подойдёт к рассмотрению этой проблемы и найдёт законодательное решение всех вопросов, которые сегодня возникают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Алексеевич, я хочу ещё раз обратить ваше внимание на суть проблемы, об этом мы ещё не говорили. Не отрицая справедливость сказанного вами, я хочу сказать вот о чём. Речь не о тракторе идёт, не о тракторе и не о пионерах, которые якобы не получат возможности собирать металлолом. Речь о другом. Посмотрите на географию. Кто авторы законодательной инициативы? Ижевск, вернее, Удмуртия, Коми, Иваново. Ижевск - центр оборонной промышленности, Иваново - центр станкостроения. Речь идёт о разграблении предприятий, вот ведь в чём проблема. И я бы просил вас обратить внимание именно на эту сторону. Речь не о том, что надо запретить с полей где-то брошенный лом, мусор собирать, не об этом. Уже разукомплектовываются предприятия, конвейеры - об этом идёт речь! Это огромная, колоссальная проблема, выросшая в экономическую проблему для всей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Алексеевич, ваша реакция. ШИМАНОВ А. А. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, это, я так понимаю, крик души, а не вопрос. Я с вами согласен, что проблема существует, но, к сожалению, из внесённых законопроектов ни один данную проблему даже приблизительно не решает. Ну что толку, что мы введём запрет и человек не сможет сдать гусеницу от собственного трактора? У нас сегодня сто тысяч фермерских хозяйств, у которых есть на балансе и за балансом сельскохозяйственная техника, те же самые трактора. Мы им говорим: не имеете права сдавать лом! Ну что это такое?! Ну не решит это проблему воровства изделий, воровства металла с оборонных, в частности, предприятий! Я полагаю так, это моё личное мнение: если есть собственник и у него пропало что-то - запчасть, деталь, лом, - он должен обратиться в правоохранительные органы, которые возбудят уголовное дело, и вор понесёт заслуженное наказание. А если человек принёс что-то и сдал и никакой реакции ниоткуда не последовало, значит, это что-то было совершенно бесхозным. То есть я хочу сказать, что вопрос сложный и нельзя вот так, с кондачка, его решать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маслюков Юрий Дмитриевич, пожалуйста. МАСЛЮКОВ Ю. Д. Уважаемый Александр Алексеевич, мы с вами вместе работали в старые добрые времена, занимались этими же самыми законами. Но вот относительно предложения Ивановской области я не могу с вами согласиться. Речь идёт о чём? О том, что возник диссонанс между предложениями некоторых регионов и федеральными предложениями. Так, например, перечни отходов утверждаются в одних документах федеральными органами, а в других - местными. Ну, скажем, Татарстан сам утверждает, Красноярская область сама утверждает, а Москва, Московская область и Удмуртия просят, чтобы были утверждены федеральные списки. И я думаю, что это правильная постановка, потому что если мы в каждой деревне будем иметь свой список того, что можно сдавать, а что нельзя, и он не будет соответствовать федеральному... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Алексеевич. ШИМАНОВ А. А. Юрий Дмитриевич, я также с теплотой вспоминаю нашу совместную работу в комитете по промышленности в третьей Думе. Но что касается данного вопроса, ни комитет, ни я тоже не можем согласиться с вашим мнением, будто федеральный орган исполнительной власти может составить исчерпывающий перечень запрещённых к приёму от населения отходов и лома чёрных металлов. Это будет огромный список, который невозможно будет проконтролировать. Ну, разрешённых или запрещённых - он будет в любом случае огромный. Комитет принял решение, и я озвучил решение комитета. Мы считаем, что принимать дополнительные ограничения нецелесообразно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Александр Алексеевич. Есть ли желающие выступить? Мне кажется, что в вопросах уже прозвучали все позиции. Спасибо. Представители президента и правительства также не настаивают на выступлении. Ставится на голосование в порядке, зафиксированном в нашей повестке, сначала пункт 18.1. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 18.2. Пожалуйста, голосуйте. (Идёт голосование.) И будьте любезны, включите режим голосования по пункту 18.3. (Идёт голосование.) Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 18.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 09 сек.) Проголосовало за 107 чел.23,8% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 109 чел. Не голосовало 341 чел.75,8% По пункту 18.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 34 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1% И по пункту 18.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 59 сек.) Проголосовало за 87 чел.19,3% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2% В соответствии с Регламентом я ставлю на голосование законопроект, набравший наибольшее число голосов. Это пункт 18.1, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 04 сек.) Проголосовало за 122 чел.27,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 122 чел. Не голосовало 328 чел.72,9% Результат: не принято Отклоняется законопроект.