Заседание № 236

15.06.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 432085-4 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Хартию Шанхайской организации сотрудничества, подписанную 7 июня 2002 года в городе Санкт-Петербурге (Российская Федерация)".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1076 по 1263 из 5399
Блок "Ратификация международных договоров...". Пункт 6. О проекте               
федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Хартию      
Шанхайской организации сотрудничества, подписанную 7 июня 2002 года в городе    
Санкт-Петербурге (Российская Федерация)". Доклад представителя Президента       
Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Российской            
Федерации Салтанова Александра Владимировича.                                   
                                                                                
Пожалуйста, Александр Владимирович.                                             
                                                                                
САЛТАНОВ А. В., представитель Президента Российской Федерации, заместитель      
министра иностранных дел Российской Федерации.                                  
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы!       
Протокол о внесении изменений в Хартию Шанхайской организации сотрудничества    
подписан 15 июня 2006 года в городе Шанхае в ходе заседания Совета глав         
государств - членов ШОС. В протоколе закреплены договорённости о                
совершенствовании роли основного постоянно действующего органа ШОС -            
Секретариата, а также о повышении статуса высшего административного             
должностного лица государства - Исполнительного секретаря, который становится   
Генеральным секретарём.                                                         
                                                                                
До подписания вышеупомянутого протокола Секретариат ШОС был только              
административным органом, занимавшимся организационно-техническим               
обеспечением мероприятий, проводимых в рамках ШОС, подготовкой предложений по   
ежегодному бюджету организации, а также обеспечением учёта и хранения           
документов, принимаемых в ШОС. Соответственно Исполнительный секретарь          
осуществлял в основном технические функции, в том числе организовывал обмен     
мнениями или консультации между представителями государств-членов с целью       
согласования позиций по вопросам, представляющим общий интерес, поддерживал     
контакты с представителями других международных организаций и государств, а     
также в пределах своей компетенции разъяснял позицию ШОС по вопросам его        
текущей деятельности. Пятилетний опыт работы ШОС показал необходимость          
расширения функций её Секретариата и полномочий её руководителя. При этом,      
обратите внимание, численный состав Секретариата не изменился.                  
                                                                                
С учётом этого согласно протоколу статья 11 Хартии ШОС излагается в следующей   
редакции: "Секретариат является основным постоянно действующим исполнительным   
органом ШОС и осуществляет координацию, информационно-аналитическое,            
юридическое и организационно-техническое обеспечение деятельности               
Организации, разрабатывает предложения по развитию сотрудничества в рамках      
ШОС и международных связей Организации, контролирует выполнение решений         
органов ШОС".                                                                   
                                                                                
Кроме того, во втором, третьем, четвёртом, шестом и седьмом абзацах статьи 11   
хартии слова "Исполнительный секретарь" заменены на слова "Генеральный          
секретарь" в соответствующем падеже. Расширение функций Генерального            
секретаря закреплено в новой редакции положения о Секретариате ШОС,             
утверждённой главами государств на Шанхайском саммите в июне 2006 года.         
Теперь руководитель Секретариата является главным исполнительным должностным    
лицом организации, имеет право выступать (ранее - только присутствовать) на     
встречах президентов и премьеров, делать от имени ШОС согласованные с           
государствами-членами заявления по актуальным международным проблемам и         
вопросам деятельности организации.                                              
                                                                                
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона "О международных договорах     
Российской Федерации" и статьёй 3 самого протокола данный документ подлежит     
ратификации. Его выполнение не повлечёт дополнительных расходов из              
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
На сегодняшний день протокол ратифицировала КНР (в декабре 2006 года). Как      
показывает опыт, наши партнёры по ШОС ориентируются на позиции России при       
решении вопроса о ратификации. Это ещё одна веская причина просить вас          
высказаться в поддержку протокола.                                              
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Владимирович. Присаживайтесь.          
                                                                                
Содоклад от комитета сделает Косачёв Константин Иосифович.                      
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И., председатель Комитета Государственной Думы по международным      
делам, фракция "Единая Россия".                                                 
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел данный   
вопрос о ратификации протокола к Хартии ШОС, и мы, безусловно, поддержали эту   
ратификацию, потому что считаем назревшими изменения в аппаратном обеспечении   
деятельности Шанхайской организации сотрудничества.                             
                                                                                
Организация очевидно превращается в одну из ведущих, наиболее авторитетных      
организаций, которая влияет на процессы, происходящие уже, собственно, не       
только в Азиатском регионе, но и в глобальном контексте. И понятно, что         
Секретариат, который обеспечивает деятельность этой организации, не может       
носить только чисто технические организационные функции, и те дополнения в      
хартию, которые предполагают придание Секретариату функций планирования,        
координации и контроля за исполнением принимаемых решений, нам представляются   
абсолютно своевременными и отвечающими интересам Российской Федерации. Просим   
поддержать ратификацию данного протокола.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет вопросов у представителей депутатских объединений? Есть один       
вопрос у Жириновского Владимира Вольфовича. Пожалуйста.                         
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я рад, что только у меня возникает вопрос, а с другой         
стороны, сожалею, что мы не обращаем внимания... У меня вопрос к                
представителю МИДа. Насколько соответствуют теперь полномочия нашего нового     
генерального секретаря шанхайской организации и генсека НАТО? Мы взяли их       
модель? В шанхайской организации генеральный секретарь имеет больше             
полномочий или же больше завязан на мнении руководителей стран, входящих в      
организацию? Или мы перенимаем в чистом виде модель НАТО в плане создания       
органов управления?                                                             
                                                                                
САЛТАНОВ А. В. Вы знаете, когда главы государств обсуждали этот вопрос, то      
они основывались на том, что Шанхайская организация сотрудничества - это        
самобытная организация и аналога с НАТО не может здесь быть. Поэтому эта        
идея, идея изменения положения в хартии, родилась непосредственно внутри        
организации. Кальки здесь никакой нет.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, высказаться никто не хочет? Три минуты. Владимир Вольфович             
Жириновский и Купцов Валентин Александрович.                                    
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я не получил ответа на вопрос. Я имел в виду сами             
полномочия: что может делать генсек НАТО и что будет делать генсек шанхайской   
организации? Самобытный характер больше имеет отношение, может быть, к          
народному творчеству: самобытное творчество. Мы должны прямо осознавать, что    
это должна быть военно-политическая организация, противостоящая НАТО. В НАТО    
сегодня двадцать шесть государств, здесь, может быть, по количеству меньше,     
но по населению это более половины человечества. И смысл, наверное, должен      
быть в том, чтобы мы не потеряли своё влияние в этой организации. Если там      
будет использован количественный принцип, то мы по численности населения        
проигрываем здесь, если будет по принципу вооружения и вклада в оборону этой    
организации, то у нас есть шанс иметь там какое-то главенствующее положение.    
Вот, кажется, формальный момент - сформировали новые органы. Так у              
большевиков было: пропустили Сталина - генсек, пускай бумагами занимается,      
печати, бланки... А кончилось тем, что он расстрелял всех большевиков, всю      
ленинскую гвардию вычистил, заняв этот пост, такой незначительный: всего-то     
генсек партии, сидит в кабинете и перебирает бумажки. Так и здесь. Это очень    
большой пост, и надо, чтобы не получился вариант, как с Польшей: всему          
Евросоюзу сегодня портит погоду, поскольку является членом Евросоюза. Это не    
военно-политическая организация, но тем не менее включение новых членов может   
иметь какие-то неприятности для старых членов.                                  
                                                                                
И поэтому мы внимательно должны в этом разобраться. Всё это ратифицируется,     
всё хорошо, про самобытный характер говорят, что родилось в недрах. В каких     
недрах? Это наш ответ на наступление Запада на Восток. Восток тоже может        
наступать на Запад, но здесь имеет место такой фактор: внутри шанхайской        
организации у нас есть свои потенциальные противники - Китай и исламский мир    
- не потому, что мы хотим, чтобы они были противниками, но Запад всё делает     
для того, чтобы как раз противопоставить исламский мир и Китай России, а они    
как раз входят в состав. В этом смысле непрочность шанхайской организации.      
Нам, может быть, было бы выгоднее создать среднеазиатскую организацию на базе   
бывших республик Средней Азии, и это была бы более верная нам организация,      
потому что на каком-то этапе мы окажемся в худшем положении, когда Китай        
захочет играть доминирующую роль не только в экономике, но и в                  
военно-политическом, стратегическом планировании. А тем более мусульманские     
страны. Мы видим на примере Палестины, к чему там всё идёт, кто там играет      
главенствующую роль.                                                            
                                                                                
Можно поддержать, можно ратифицировать, но помнить нужно, что всё-таки мы       
должны стремиться к... (Микрофон отключён.)                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Купцов Валентин Александрович.                                                  
                                                                                
КУПЦОВ В. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция            
Коммунистической партии Российской Федерации.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, мне кажется, мы должны очень серьёзно подойти к этому        
вопросу и в данных условиях, безусловно, поддержать решение всеми фракциями.    
Речь идёт о значительном расширении полномочий функций Шанхайской организации   
сотрудничества. Кроме решения первичных задач, связанных с укреплением          
доверия в военной области, взаимным сокращением Вооружённых Сил в Средней       
Азии, фактически ШОС прошла большой путь за пять лет и стала органом,           
который, что скрывать, является сегодня противовесом. И как бы мы ни            
стремились умалить её роль и, может быть, действительно есть сегодня            
какие-либо противоречия внутри её, всё-таки перспектива за этой организацией    
будет значительная, и особенно в связи с расширением всех функций.              
                                                                                
Смотрите, даже кроме первичного... Мы же в прошлом году приняли специальное     
решение: была создана парламентская составляющая Шанхайской организации         
сотрудничества. Она провела уже два заседания, поставлены задачи координации    
законодательных актов, связанных с усилением этой роли.                         
                                                                                
И последнее. Мне кажется, нам очень важно привлечь в качестве наблюдателей те   
государства, которые не являются среднеазиатскими, но являются важными в        
мире, - это Индия, Пакистан, Иран, Монголия. Создана также контактная группа    
ШОС и по Афганистану. Поэтому при всех, может быть, каких-либо сомнениях        
сегодня это важнейший документ, и я ещё раз призываю поддержать сегодня         
решение, которое внесло правительство и поддержал международный комитет.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание у Косачёва и Салтанова                    
прокомментировать выступление? Нет. Выносим на "час голосования".               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1509 по 1525 из 5399
Пункт 6. Проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении         
изменений в Хартию Шанхайской организации сотрудничества, подписанную 7 июня    
2002 года в городе Санкт-Петербурге (Российская Федерация)". Кто за принятие    
данного законопроекта? Прошу проголосовать.                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              418 чел.92,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    418 чел.                                          
Не голосовало                  32 чел.7,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.