Заседание № 181
О проекте федерального закона № 431992-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части досудебного обжалования при предоставлении отдельных видов государственных услуг).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Пожалуйста, Олег Викторович Морозов. МОРОЗОВ О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Хочу вас поблагодарить за то, что вы вчера поддержали инициативу комитета и поставили в повестку дня этот вопрос. Мы вчера проголосовали за таблицу поправок, её вы тоже поддержали. Это очень важный законопроект, который совершенствует реформу контрольно-надзорной деятельности в части внедрения процедуры досудебного обжалования решений и действий в части лицензирования отдельных видов деятельности. Законопроект готов к третьему чтению. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Уважаемые коллеги, давайте всё-таки по мотивам выступать в том случае, если есть те, кто против принятия данного законопроекта. Как правило, у нас докладчик при рассмотрении законопроекта в третьем чтении выступает с аргументами в поддержку, вот если есть аргументы против, то пускай звучат. Пожалуйста, покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович. Пожалуйста, Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемые коллеги, у нас получается странная ситуация, при которой уже на законодательном уровне происходит попытка создания прикрытия или ухода от ответственности за явные нарушения и недоработки, ровно как и при выявлении злоупотреблений чиновничьего аппарата на всех уровнях, с использованием механизмов досудебного урегулирования возникающих споров. Мало того, такой способ урегулирования предлагается сделать обязательным. Но почему-то такая схема досудебного урегулирования не работает, когда граждане ошибаются, пусть даже уличённые в тех или иных нарушениях, включая неумышленные. Почему-то никто не требует обязательного досудебного урегулирования и защиты таким образом интересов граждан, а вменённые штрафы, пени или санкционные сборы подлежат немедленному погашению без обсуждения или попыток пересмотра в досудебном порядке. Такими законопроектами, инициативами мы нарушаем баланс доверия в отношениях между населением, гражданами и чиновничьим аппаратом. Мало того, это создаёт лишние поводы для взяточничества и договорняков в обход установленных нормативов, а после этого чиновник чудесным образом находит способ урегулирования или решения возникшего вопроса. Необходимо понять, что такая инициатива направлена на противопоставление народа и власти и создаёт предпосылки для новых обострений и недоверия. Настоящий законопроект в таком случае должен быть обоюдно действующим в интересах сторон, должен быть направлен на урегулирование спора в досудебном порядке независимо от того, возник он при некачественном, неполном и недолжном оказании государственных услуг или при недобросовестном или неумышленном неисполнении обязательств гражданином. Фракция данную инициативу поддержать не может. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Викторович Морозов хочет прокомментировать. Пожалуйста, Олег Викторович. МОРОЗОВ О. В. Если можно, я от фракции тогда тоже выскажусь в порядке обсуждения законопроекта. Дело в том, что вот та критика, которую высказал Вячеслав Михайлович, имеет основания, наверное, в целом, но не имеет отношения к обсуждаемому законопроекту. В данном случае речь идёт конкретно о досудебном обжаловании по конкретному перечню вопросов, касающихся лицензирования отдельных видов деятельности. Это нормальная процедура, которая облегчает, даёт возможность заявителю, представителям бизнеса обжаловать незаконное решение в их адрес. Это абсолютно логичная и правильная мера, которую фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает. А то, что сказал депутат Мархаев, ну, наверное, имеет отношение к другим решениям, которые нужно принимать в других законодательных актах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Викторович. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, 5-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 19 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 26 чел.5,8 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 158
О проекте федерального закона № 431992-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части досудебного обжалования при предоставлении отдельных видов государственных услуг).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает сенатор Российской Федерации Вячеслав Степанович Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С., сенатор Российской Федерации. Добрый день, уважаемые коллеги! Рад приветствовать представителей нижней палаты от верхней палаты. Уже более двух лет в стране функционирует досудебное обжалование в сфере контроля. Сервис, созданный на портале государственных услуг, позволяет обжаловать любые решения контролёров, заявлять ходатайства о продлении сроков исполнения предписаний, обжаловать нарушения моратория на проверки. За это время процедура показала свою эффективность и востребованность. С учётом успешности института досудебного обжалования в сфере контроля нами, рядом сенаторов и депутатов Государственной Думы, разработан законопроект, вводящий процедуру досудебного обжалования сферы разрешительной деятельности. В настоящее время уже успешно функционирует пилотный проект по внедрению указанного обжалования, подключено более 250 разрешительных режимов. Создание сервиса досудебного обжалования предусматривает заполнение заявителем жалобы на портале госуслуг в несколько кликов и моментальное направление в разрешительные органы для рассмотрения, что позволит существенно сократить сроки рассмотрения жалобы и ответа на неё. Все жалобы будут обрабатываться в одном месте, что позволит анализировать обобщённую информацию по обжалованиям, оперативно видеть нарушения сроков рассмотрения жалобы. Одним из ключевых итогов внедрения досудебного обжалования в сферу разрешительной деятельности должен стать анализ необходимости наличия тех обязательств, требований, которые нарушаются и обжалуются чаще всего. Анализируя эти требования, можно будет понять, есть ли необходимость, почему обжалуется именно это решение. На необходимость внедрения данного института указывал и президент нашей страны Владимир Владимирович Путин в поручении Правительству Российской Федерации, что подчёркивает актуальность развития сервисов для удобства предпринимателей и граждан, в частности в сфере деятельности разрешительной системы. Прошу поддержать концепцию данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович, присаживайтесь. С содокладом выступает Олег Викторович Морозов, председатель Комитета по контролю. МОРОЗОВ О. В. Уважаемые коллеги, Комитет по контролю рассмотрел данную законодательную инициативу. Я являюсь одним из авторов данного законопроекта. Хотел бы напомнить присутствующим, что некоторое время назад мы очень подробно рассматривали в этом зале реформу контрольно-надзорной деятельности, выступал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Юрьевич Григоренко, и палата своим голосованием за постановление по итогам "правительственного часа" поддержала в том числе внесение данной законодательной инициативы, которая развивает институт, совершенствует институт контрольно-надзорной деятельности в части снижения административной нагрузки на бизнес, большей прозрачности всех этих процедур. В данном случае речь идёт о лицензировании различных видов деятельности и о возможности досудебного обжалования, если в этой части возникают какие-то недоразумения. Все процедуры этого процесса прописаны в законопроекте, о них очень подробно рассказал докладчик. Я только проинформирую вас, что два комитета-соисполнителя поддерживают данный законопроект. Правительство Российской Федерации также поддерживает законопроект. Есть уже предложения по части уточнения отдельных положений, которые могут быть реализованы во втором чтении. Наш комитет просит палату проголосовать в поддержку законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Викторович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Олегу Викторовичу. Уважаемый Олег Викторович, что касается реформы контрольно-надзорной деятельности, к большому сожалению, эта реформа заключается сегодня в моратории, причём в тотальном моратории практически на все проверки. Может быть, это не сильно связано с нынешним законопроектом, но всё-таки: готовятся ли на уровне комитета соответствующие поправки, чтобы в данном случае снять мораторий с тех процессов, которые связаны со здоровьем человека и с экологией? Мы с вами боремся героически с вейпами, с никотинсодержащими жидкостями, а по факту проверки, которые были бы направлены на то, чтобы следить за тем, соблюдается закон или не соблюдается, не проводятся. Эти магазины работают в полной мере - и с выкладкой продукции, и рядом с учебными заведениями, и в соответствующих учреждениях бытовых услуг, потому что проверок нет. 336-е постановление якобы не позволяет этого делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олегу Викторовичу Морозову включите микрофон. МОРОЗОВ О. В. Иван Иванович, я обращаю внимание депутатов, что этот вопрос не касается данного законопроекта. Я понимаю, что у коллеги Куринного нет возражений в части поддержки данной законодательной инициативы. Что касается существа этого вопроса. Коллеги, вы помните, что мы в этом зале очень подробно этот вопрос рассматривали, когда выступал Дмитрий Юрьевич. Действительно, есть такие опасения, и то предложение, которое было сформулировано и которое является инструментом совершенствования контрольно-надзорной деятельности, касается риск-ориентированного подхода к проверкам и контролю. Вот мы с вами должны понимать, что речь не должна идти о каких-то механических отменах моратория или об увеличении нагрузок только потому, что нам кажется, что в этих сферах могут быть какие-то правонарушения: это здравоохранение или торговля алкоголем, о чём чаще всего говорят. Проверки должны быть тогда, когда совершенно понятно, что действительно могут быть по результатам выявлены какие-то процессы, которые нанесут ущерб гражданам, безопасности страны, безопасности промышленных объектов и предприятий. То есть здесь всегда должна соблюдаться мера. Мы готовы рассмотреть инициативы, которые будут положены на бумагу в виде соответствующих поправок, но здесь нельзя концептуально исходить из позиции: вот давайте отменим мораторий, и сразу всё станет хорошо - хорошо не станет, с нашей точки зрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Степанович, законопроектом устанавливается, что жалоба подаётся в электронном виде с использованием "Госуслуг", без альтернативы, такой порядок мы ранее закрепили в законе о госконтроле. Эксперты отмечают, что механизм подачи обращений только через "Госуслуги" работает неидеально по техническим причинам: не работает интеграция с единым порталом проверок, номер контрольного мероприятия не отражается в форме обращения, что блокирует заполнение формы, а иным способом подать обращение нельзя. Не рассматривался ли авторами ещё один вариант подачи жалобы, альтернативным способом на случай технических неполадок, а также возможность обжалования отказа в её рассмотрении? А сам законопроект поддерживаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вячеслав Степанович. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо большое за вопрос. Безусловно, это очень важное дополнение к обсуждаемой теме. Мы рассматривали этот вопрос, и, вполне возможно, ко второму чтению на основе анализа поступающей из регионов информации мы дополним эту норму. И я хочу ещё дополнительно в ответ на вопрос коллеги Куринного обратить внимание, что мораторий не распространяется на товары и услуги, производство которых может нанести ущерб или здоровью, или жизни граждан, здесь проверки сохраняются в полном объёме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вячеслав Степанович, в финансово-экономическом обосновании сказано, что дополнительных затрат не потребуется, из чего можно сделать вывод, что нагрузка ляжет на уже действующий штат чиновников. Можно пояснить: насколько, вы считаете, нагрузка увеличится? И ваше мнение - можно ли при таком раскладе ожидать внимательного рассмотрения этих жалоб? Иван Иванович, я прошу прощения, вот я открыл - у нас, к сожалению, не закачаны ни финансово-экономическое обоснование, ни пояснительная записка к этому законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас проясним этот вопрос. Пожалуйста, отвечайте на вопрос, Вячеслав Степанович. ТИМЧЕНКО В. С. Я в своём докладе обратил внимание, что уже более 250 сервисов работает в этой системе в качестве эксперимента. И анализ этой работы показал, что действительно нагрузка несильно увеличивается, а дополнительных финансовых затрат не потребуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 24 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.