Заседание № 231
23.05.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 431652-4 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Болгарии и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас - Александруполис".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1639 по 2110 из 7783
У нас на фиксированное время поставлен 6-й вопрос, поэтому мы его рассматриваем следующим. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Болгарии и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас - Александруполис". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации министра промышленности и энергетики Российской Федерации Виктора Борисовича Христенко. Пожалуйста. ХРИСТЕНКО В. Б. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Болгарии и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас - Александруполис". Соглашение было подписано 15 марта этого года в Афинах. Целью этого соглашения является сотрудничество сторон при сооружении нефтепровода новой системы Бургас - Александруполис с начальной пропускной способностью до 35 миллионов тонн и возможностью последующего её расширения до 50 миллионов тонн нефти в год. Соглашением предусмотрено создание Международной проектной компании, которая будет являться собственником всей этой нефтепроводной системы. Эта компания будет учреждаться хозяйствующими субъектами сторон. При этом доли в уставном капитале компании зафиксированы в самом соглашении и определяются следующим образом: 51 процент - за российской стороной, 24,5 процента - за болгарской и 24,5 процента - за греческой стороной. С российской стороны эта компания уже организована, она организована тремя российскими юридическими лицами - "Транснефтью", "Газпромнефтью" и "Роснефтью", то есть компаниями, которые находятся под контролем государства. Греческая сторона точно так же номинировала свою компанию и 1 процент оставила непосредственно за греческим государством. Данное соглашение предоставит определённые выгоды российской стороне, которая получит возможность формировать грузопотоки в регионе и влиять на организацию транспортировки нефти непосредственно от мест добычи в Российской Федерации до порта Александруполис в Эгейском море. Это позволит повысить стабильность поставки углеводородов из России, а также обеспечить бесперебойный транзит нефти через территории Болгарии и Греции на мировые рынки. Реализация соглашения не потребует внесения изменений в действующее законодательство, а также принятия новых законодательных актов. Вместе с тем соглашение содержит нормы иные, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации. Статья 10 содержит положения, направленные на обеспечение стабильности экономических условий для деятельности Международной проектной компании. Предусмотрено, что вновь принимаемые нормативные акты, если их применение приведёт к увеличению ставки любого налога, сбора или пошлины, не распространяются на Международную проектную компанию и её подрядчиков на период до достижения окупаемости нефтепровода. Правда, надо сразу оговориться, что основной территорией, или площадкой деятельности, связанной с созданием и функционированием этой нефтепроводной системы, являются Болгария и Греция, но теоретически не исключено применение этого положения и в Российской Федерации, конечно, в гораздо меньшем объёме и количестве случаев. При этом сама по себе эта норма создаёт достаточно понятный преференциальный режим для создания и эксплуатации нефтепровода, в котором, я напомню, 51 процент акций принадлежит российской компании. В этой связи, а также с учётом договорённости сторон соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". На сегодняшний день, как я уже сказал, российские компании образовали юридическое лицо, греческая сторона также завершила формальную часть, болгарская сторона находится на финальной стадии принятия решений по созданию болгарского коммерческого участника проекта. 26 апреля это соглашение было ратифицировано Парламентом Греческой Республики, 20 апреля соглашение внесено на ратификацию в Народное Собрание Республики Болгарии. На сегодняшний день идут консультации между хозяйствующими субъектами, и мы надеемся, что в конце мая уже будет первое собрание участников Международной проектной компании для её юридического оформления. С учётом роста в ближайшем будущем мирового энергопотребления углеводородов, в том числе и в странах Европейского союза, а также развития диалога энергетического между Россией и Европейским союзом, это соглашение отвечает интересам развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации и соответствует полностью всем основным направлениям энергетической политики России. Прошу поддержать ратификацию соглашения. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Виктор Борисович. Содоклад по данному вопросу сделает Юрий Александрович Липатов. ЛИПАТОВ Ю. А., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, я думаю, нет необходимости повторять то, о чём было сказано министром. По мнению комитета, содержание данного соглашения отвечает интересам Российской Федерации. Перспектива роста мирового энергопотребления, расширение сотрудничества Российской Федерации со странами Евросоюза в области энергетики делают настоятельно необходимой диверсификацию выходов отечественных энергетических ресурсов на мировые рынки. Строительство нового нефтепровода необходимо в первую очередь в связи с возрастающими объёмами нефтеперевозок по Чёрному морю. Реализация данного проекта позволит России экспортировать нефть через Чёрное море в порты Эгейского моря в обход турецкого пролива Босфор, что особенно важно в связи тем, что Турция ужесточила требование к проходу танкеров в зоне черноморских проливов, подняв плату за проход через Босфор и Дарданеллы. С учётом всех вышеперечисленных обстоятельств комитет, рассмотрев законопроект, принял решение рекомендовать Государственной Думе его принять. По законопроекту получено положительное заключение Правового управления. Прошу поддержать наше решение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Два вопроса, три вопроса. Первый - Локоть Анатолий Евгеньевич. Потом Митрофанов и Жириновский Владимир Вольфович. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Виктор Борисович, понятно, что этот нефтепровод и в целом продажа нефти - это вопрос не только экономический для России, но и политический. Вокруг этого много страстей, это всё понятно. Но, несмотря на важность этого, приходят на память слова нашего учёного Менделеева, который сказал: торговать сырой нефтью - всё равно, что топить печку ассигнациями. Речь идёт о глубокой переработке нефти: то есть каков уровень переработки в Российской Федерации, каково состояние дел на сегодняшний день? Имеем ли мы возможность и перерабатывать нефть, и торговать всё-таки потом продуктами, нефтепродуктами, что, естественно, выгоднее будет для экономики в целом? Спасибо. ХРИСТЕНКО В. Б. Спасибо за вопрос. Первое. Совершенно естественно, что при тех объёмах добычи, которые существуют в России, всю нефть переработать в нефтепродукты и продать на рынках невозможно по одной простой причине, чисто экономической причине: для торговли нефтепродуктами существует определённая экономическая логистика, связанная с транспортными расстояниями. И в этом смысле просто выгодно будет в гораздо большей степени иметь свои мощности по переработке на тех рынках дальних, на которые мы поставляем свою нефть. Вместе с тем вы абсолютно правы: и по нашей программе расширение объёмов и углубление переработки по Российской Федерации является одним из важнейших приоритетов, в том числе на черноморском направлении. Если говорить про черноморское направление, соглашение о нефтепроводе Бургас - Александруполис, которое сейчас мы обсуждаем, то это в первую очередь существенное расширение мощностей Туапсинского нефтеперерабатывающего завода, который на сегодняшний день уже является одним из лучших предприятий отрасли, производящим абсолютно высококачественное, соответствующее, скажем, стандартам Евро-4 и Евро-5 дизельное топливо, которое оттуда экономически абсолютно выгодно и целесообразно поставлять в страны, находящиеся в рамках зоны Чёрного моря. И это оправдывается и по логистике, и по экономике, и по всему. Что касается нефти, то в любом варианте новые рынки - это не только Европа, но это и Соединённые Штаты. И Эгейское море, и выход в Александруполис позволяют иметь два преимущества: выход на загрузку танкеров дедвейтом до 300 тысяч тонн, которая в этом случае становится оправданной экономически как поставка в Соединённые Штаты Америки, на самый ёмкий, самый большой рынок в мире, который существует. А диверсификация рынков - это снятие тех рисков, которые реально есть у России на европейском рынке, потому что рынок этот, привязанный чисто к российскому сырью, создаёт подчас преимущество потребителя перед поставщиком. Поэтому здесь нет противоречия, эти вещи с точки зрения и углубления возможных объёмов переработки на территории России, и поставки сырой нефти абсолютно отбалансированы. А Бургас - Александруполис - это самое стратегически важное направление. И последнее замечание к этому. В составе, или в структуре, той нефти, которая предполагается к транспортировке по этому маршруту, не только российская нефть, но и нефть, добываемая на Каспии, в казахстанском секторе Каспийского моря, что, собственно, означает в том числе и разделение этого объёма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Виктор Борисович, понятно, что болгары и греки будут получать наши нефтепродукты. У нас энные юридические лица создали компании, и они будут тоже получать прибыль. А вот Россия-то в результате этого что получает? То есть продают нашу нефть за границу, мы получаем деньги от этой продажи и оставляем их в Стабфонде, чтобы не разгонять инфляцию, а в итоге мы остаёмся и без денег, и без нефтепродуктов, которые нам в принципе тоже пригодились бы. ХРИСТЕНКО В. Б. Первое. Без нефтепродуктов Россия на сегодняшний день не остаётся и никогда не будет без нефтепродуктов. Объём производства нефтепродуктов, даже сегодняшний, в два раза превышает объём нефтепродуктов на внутреннем рынке, и мы экспортируем ровно половину всех нефтепродуктов, выработанных из российской нефти на российской территории, в дальнейшем будем углублять переработку, чтобы расширить перечень нефтепродуктов и для экспорта, и для внутреннего рынка. Ну никаких абсолютно угроз нет! Это первое. Второе. Российская Федерация на сегодняшний день от углеводородов получает не только треть бюджета, но и половину всех валютных поступлений в страну, которые являются предметом распределения не только, кстати, в Стабфонд, поскольку, как вы знаете, он уже модифицирован и превращён в несколько иную конструкцию, которую вы обсуждали и обсуждаете в рамках бюджетного законодательства в целом и будете обсуждать ещё в рамках закона о бюджете. И в этом смысле это те средства, которые уже начинают быть востребованными на сегодняшний день экономикой в силу просто даже тренда, который описан в законе о бюджете на три года. Уже видно, как изменяется отношение к этим средствам. Он уже востребован, этот источник, для того чтобы отбалансировать те обязательства, которые на эти годы взяла страна перед населением, перед различными хозяйствующими субъектами в стране, с учётом тех возможностей, которые реально есть по бюджету. Страна, безусловно, получит плюс - налоги не только от самой торговли нефтью, но и от деятельности этих компаний в той части, которая относится к территории России, и самое главное, что будут снижены в этом секторе риски транспорта через Босфор, риски монорынка в европейских странах и так далее, будут снижены риски для отечественных, российских товаропроизводителей, для того чтобы они могли наращивать свои дальнейшие возможности, в том числе будут созданы возможности для экспансии капитала и создания мощностей на новых для российских компаний рынках. Поэтому, с моей точки зрения, здесь вообще в принципе нет ни одного минуса. Здесь есть один большой плюс, которым надо ещё постараться воспользоваться, потому что всё только начинается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот вы сказали, что всё только начинается, но надо бы историю вопроса рассказать. А почему всё только начинается? Десять лет назад об этом говорили, но почему тогда не заключили соглашение, не ратифицировали? Потом вы говорите, что в болгарский парламент 20 апреля соглашение было внесено на ратификацию. Они что, целый месяц ратифицируют? Вы, может, оговорились? Ратифицировала Болгария или не ратифицировала? Почему целый месяц соглашение там находится? И наконец, вам известно, что Болгария свою часть, долю в этом проекте хочет продать американской нефтяной компании "Шелл", которая уже имеет свою долю в нашей ТНК "Би Пи". Вот не получится ли так, что мы потихонечку через все договора подключим Америку ко всем нашим нефтепроводам и вообще к нефтяной промышленности? Я бы хотел, чтобы вы нам сказали, почему так долго вообще ничего не делается в этом направлении и какие возможны угрозы здесь. ХРИСТЕНКО В. Б. Владимир Вольфович, согласие есть продукт непротивления сторон. Помните эту красивую формулу из одного фильма? Так вот, в данном случае, поскольку речь идёт не о действиях одного, а о достижении согласия трёх как минимум, а на самом деле большего количества участников, то тот десятилетний период... Я могу в красках, в лицах о нём рассказывать, но думаю это для мемуаров оставить: как этот процесс проходил и как интересы разных участников то сходились, то расходились. Знаете, это всё-таки территории других суверенных государств - Болгарии и Греции, - от которых в первую очередь зависит возможность реализации этого проекта. Слава богу, что это удалось довести до финализации в том виде, в котором мы сегодня это представляем. Но это действительно начало корпоративных работ. Мы рассчитываем, что в этом году мы полностью завершим всю подготовку для начала реализации проекта, и со следующего года уже, что называется, выйдем в поле для строительства двух нефтяных терминалов, линейной части, перекачивающих станций и так далее. Болгария 20 апреля (я не оговорился) внесла это соглашение на ратификацию в Народное собрание Республики Болгарии. А по той информации, которую я имею от болгарской стороны, 29 мая по графику должно состояться рассмотрение этого вопроса в парламенте Республики Болгарии. И третье. Компания "Шелл" не значится среди участников этого проекта, тем более что никакая компания вообще не предполагается в качестве участника этого проекта за счёт российской стороны. 51 процент, принадлежащий российской стороне, жёстко закреплён нормами, которые не позволяют никаким образом это изменить, в том числе и в самом соглашении. Что касается возможного участия нефтяных компаний, если говорить об американских, в частности о компании "Шеврон". Да, такая возможность существует за счёт долей болгарской или греческой стороны, поскольку любой нефтепровод в первую очередь в отличие от тех, которые подчас по политическим соображениям строят наши друзья из-за океана или поближе, определяется одним: загрузкой нефтью, если говорить о нефтепроводе. Если участники способны гарантировать это - это живой проект, экономический. Если нет - это чистая политика. И мы такие примеры сейчас имеем - трубы, которые по политическим мотивам построены. Что касается этой трубы, - может быть, вы это не услышали, я подчеркну - оператором проекта по эксплуатации являться будет компания "Транснефть" по этому соглашению. Это означает для нас, что мы маршрутизацию по потокам нефти будем делать от добычных скважин, от устья скважин в Сибири, до порта Александруполис. Маршрутная телеграмма будет сквозная. По сути дела, это... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Митрофанов Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. У меня вопрос к Виктору Борисовичу. Компании, которые участвуют в проекте, - они "вбиты" в соглашение, то есть номинированы прямо в самом соглашении? Это первое. И второе. Виктор Борисович, в связи с таким расширением, увеличением нагрузок на порты надо наконец принимать закон о портах и портовом хозяйстве, у нас нет в этом плане в законодательстве ничего. И на самом деле многие вещи неясны: как могут расширяться порты, что есть собственность порта, что есть портовое хозяйство. Готово ли правительство заняться этой работой, потому что всё больше и больше проблем в этом деле возникает, тем более порты, вы видите, в связи с экспортом так расширяются? ХРИСТЕНКО В. Б. Спасибо. Первое. В самом соглашении указано следующее: 51 процент принадлежит российскому участнику. Уже с учётом этого пункта соглашения по решению президента и правительства соответствующая российская компания учреждена. Как я уже сказал, в этой компании поровну разделили участие три российские компании: "Транснефть", "Роснефть" и "Газпромнефть", то есть все компании, контролируемые государством. В самом соглашении точно заноминирована российская компания - это компания "Транснефть", она указана как компания, осуществляющая операторские функции по эксплуатации и по созданию нефтепровода. Вот это принципиально важный путь. Прямо, точно записано в самом соглашении. Что касается второй части вашего вопроса, по поводу портов и портовой деятельности. Вы знаете, это как бы... Мне не очень ловко говорить, не моя совсем кафедра - моего коллеги Левитина. На сегодняшний день законодательство в этой сфере существует. Другое дело, что это разные те или иные законодательные акты, которые уже наверняка требует обновления, в том числе и в связи с необходимостью резкого развития наших возможностей по портовой деятельности. Поэтому, с моей точки зрения, такая вещь необходима, но вот сказать точно по срокам, как и чего... это, к сожалению, к Игорю Евгеньевичу Левитину надо обратиться. Я просто не могу прокомментировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Есть. Прошу записаться на выступления. Покажите запись. Шесть человек. Как поступим? От фракции по три минуты, да? Фракция КПРФ. Пожалуйста. Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, мы, в общем-то, поддержим это соглашение, но мне хотелось бы высказать несколько мыслей, чтобы правительство учло это при дальнейшей работе. Речь идёт о том, что подобное соглашение обязано, безусловно, в первую очередь иметь тот конечный результат, который бы устраивал не только Правительство Российской Федерации, депутатов, но и наш народ, в конце концов, формировал бюджет достойным образом, поскольку речь идёт об использовании недр, наших богатств, чёрного золота в данном случае. Мы видим, что переход на трёхлетний бюджет, по большому счёту, стагнирует пополнение его объёма через нефтяную и газовую стратегии, наоборот, даже идёт снижение поступлений в бюджет от этих источников. Вместе с тем мы видим, как правительство всё делает для того, чтобы опутать нашу державу вот этими дополнительными нефтепроводами, газопроводами, как будто у нас вот эти богатства нескончаемы. В то же время мы видим, что сегодня политика отдельных министерств, нефтяных и газовых компаний, сводится к тому, чтобы скукоживались объёмы поступления на внутренний рынок горючего через нефтяную составляющую, через газовую. И хуже того, предусматривается это и в социальном блоке, переход на твёрдое топливо, повышение цен на внутреннем рынке и так далее, и тому подобное. Мы считаем, что это недопустимо, это приведёт, безусловно, к уничтожению всего обрабатывающего комплекса и дополнительно увеличит социальную нагрузку. Вот исходя из этого, мы сегодня ещё раз говорим правительству: мы сыты теми соглашениями по СРП, когда был нанесён экологический ущерб нашей стране, когда наша страна не получила никаких дивидендов от этих проектов. И сегодня, когда докладывается подобное соглашение, мы не видим конечных результатов: что же будет иметь Россия в экономическом, геополитическом плане? Мы видим только лишь одно-единственное - что по всему периметру все, кого мы кормили-поили нашими энергоресурсами, стали враждебны к нашей стране. Они всё делают для того, чтобы уже претендовать на наше богатство. Я имею в виду в первую очередь те страны, которые, как говорится, кормились со стола нашего, российского. И в данном случае покровители тоже нам хорошо известны. И поэтому самое серьёзное опасение, почему сегодня не рассматриваются вопросы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция ЛДПР, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Это важнейшие документы - те, которые мы ратифицируем. И если некоторые думают, что техническим нажатием кнопок мы свою задачу выполним, то они глубоко заблуждаются. Потому что, во-первых, не захотел представитель правительства нам сказать всю правду: в чём же проблема, почему десятки лет мы всё-таки не ратифицировали? Нам не нужны имена и факты, нужна суть проблемы: что, Болгария не хотела, Греция не хотела или мы не очень хотели, а сейчас вдруг захотели? Откуда вот такие изменения в аппетитах и во взглядах? Мы должны знать, что это за страны, почему они не видели своей выгоды, а сегодня у них вдруг проснулось такое желание и они наконец согласились. Второе - экономический расчёт. Не получится ли, что через десять - пятнадцать лет будут пустыми наш "Голубой поток", идущий по дну Чёрного моря, трубопроводы вот по этому проекту, по Болгарии и Греции, и по дну Балтийского моря? Где расчёты, сколько у нас запасов углеводородов? Одни учёные говорят, что до 2015 года, другие говорят, что до конца века. Что такое, почему вот такая эквилибристика? У нас есть космическая разведка, есть приборы, которые недра просвечивают, как рентген. Если закрытая информация - дайте нам её, эту информацию. Раз вы не говорите, значит, запасов всё меньше и меньше. Если было бы достоверно известно, что очень много, наверное, с удовольствием правительство об этом сказало бы, но может так получиться, что эти трубопроводы окажутся пустыми. Относительно того, что якобы там американская компания "Шеврон" может участвовать, тоже информацию нужно проверять. Болгария всю свою долю продаёт американской компании, она временный участник этого проекта, потом она из него выйдет. Это слабая страна, там слабое правительство, в любой момент нам могут перекрыть этот нефтепровод, проходящий в данном географическом направлении. Все эти угрозы мы должны знать. К тому же и на воспроизводство добычи минерального сырья требуются огромные деньги, а выделяется в сто раз меньше. Как мы будем обеспечивать добычу? Ведь мы сейчас расходуем то, что было открыто за советский период. За последние пятнадцать лет ни одной новой вышки не поставили, ни одного нового месторождения не запустили в эксплуатацию, а действующие приходят в негодность. То есть запасов, может быть, и много ещё, но мы новые месторождения не сумеем запустить в эксплуатацию. Потом, ваша позиция, что нам хватает на всё. Нам не хватает, мы не можем заплатить, потому что всё гонят на экспорт, ибо там выше цена на наше сырьё - нефть и газ. Нашему сельскому хозяйству очень много надо, но цены такие высокие, что оно не в состоянии купить. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Единая Россия" - Липатов Юрий Александрович. С места. Включите микрофон. ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемые коллеги, я просто в продолжение своего доклада от имени Комитета по энергетике, транспорту и связи хотел бы сказать, что фракция "Единая Россия" будет поддерживать ратификацию данного соглашения. Мне кажется, что в данной ситуации мы не всегда последовательны. С одной стороны, мы критиковали правительство за то, что очень долго идёт процесс согласований. Теперь, когда этот процесс завершается, мы говорим о том, что слишком долго работали. Но слава богу, что сработали и процесс этот идёт. Мы отлично понимаем, что действительно через Босфор танкерам идти с каждым годом всё тяжелее и тяжелее. Вопрос возможных рисков. Я думаю, что, конечно, правительству нужно посмотреть эти вопросы, о которых говорил Владимир Вольфович, но, мне кажется, из-за того и была задержка, что правительство и президент отстаивали наши интересы, боролись за то, чтобы именно 50 процентов плюс 1 процент был в руках России. Насколько я знаю, и болгарская, и греческая стороны в том числе и этому сопротивлялись. Поэтому максимум из того, что можно было сделать, сделали. И далее, если вообще говорить о перспективе, то надо сказать, что в ближайшие десятки лет будут абсолютно новые источники энергии. И я бы сказал так: безусловно, надо реально оценивать возможности наших запасов углеводородов, но вместе с тем не надо забывать о том, что, когда появятся абсолютно новые, современные, чистые источники энергии, эта нефть мало кому будет нужна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все высказались. Есть ли желание выступить с заключительным словом у Виктора Борисовича? Пожалуйста, Виктор Борисович. ХРИСТЕНКО В. Б. Спасибо. Я хочу в первую очередь выразить благодарность за те вопросы, за те ремарки, которые были высказаны в ходе обсуждения. Меня радует, что это те же самые вопросы, на которые мы отвечали, принимая это решение. У меня сейчас просто времени нет, я мог бы методично пройтись по всем рискам, по всем зонам, которые были обозначены в вопросах, репликах, и ответить на все эти вопросы. Но могу сказать, что, уважаемые коллеги, можно быть абсолютно уверенными в том, что в ближайшие пятьдесят лет в мире реальной замены углеводородам нет. Более того, экономический рост, который наблюдается в мире, даже при появлении в структуре новых, альтернативных источников, будет требовать увеличения объёмов этих углеводородов. И не зря поэтому в ответ на каждую реплику российских представителей на внешних трибунах, так сказать, начинается такая истерика, чего бы это ни касалось, в ответ на любой намёк, любую реплику. Именно потому, что это в значительной степени уже перешло из сферы чистой экономики в сферу чистой политики, к сожалению, или, я сказал бы даже точнее, нечистой политики. Безусловно, все эти факторы, включая состояние нашей ресурсной базы и наши возможности в связи с этим, учтены при подготовке и принятии этого решения. Я ещё раз хочу поблагодарить и выразить надежду на ратификацию этого соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы... Нет, мы выносим проект закона на "час голосования", Виктор Борисович, у нас ещё будут вопросы, которые мы также будем рассматривать в "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3610 по 3627 из 7783
Пункт 6. Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Болгарии и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас - Александруполис". Прошу проголосовать за ратификацию данного закона. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 13 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8% Результат: принято Принято.