Заседание № 222
О проекте федерального закона № 431410-5 "О внесении изменений в статьи 224 и 333-29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о мерах по снижению налогового бремени соотечественников, переселившихся в Российскую Федерацию).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. 3-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 224 и 333-29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Натальи Васильевны Пугачёвой. Пожалуйста, включите микрофон. ПУГАЧЁВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 224 и 333-29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о мерах по снижению налогового бремени для соотечественников, переселившихся в Российскую Федерацию), внесённый Правительством Российской Федерации, был принят во втором чтении 5 апреля. Законопроект в полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы нет. Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует депутатам Государственной Думы принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания? Замечаний нет. Выносим 3-й вопрос на "час голосования".
Пункт 3, законопроект третьего чтения "О внесении изменений в статьи 224 и 333-29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 22 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принято.
Заседание № 220
О проекте федерального закона № 431410-5 "О внесении изменений в статьи 224 и 333-29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о мерах по снижению налогового бремени для соотечественников, переселившихся в Российскую Федерацию; принят в первом чтении 12 января 2011 года с наименованием "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. 11-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 224 и 333-29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Натальи Васильевны Пугачёвой. Пожалуйста. ПУГАЧЁВА Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации. В первом чтении законопроект принят палатой 12 января. Комитет рассмотрел поступившие к законопроекту поправки. Всего было внесено четыре поправки: три поправки отклонены, эти поправки внёс депутат Селезнёв; одна поправка в таблице принятых, внесена депутатом Пугачёвой. У Правового управления Аппарата Государственной Думы по данному законопроекту замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера не имеется. С учётом принятых поправок Комитет по бюджету и налогам предлагает принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нужно ли обсуждать единственную поправку из таблицы 1? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 39 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принято. Во второй таблице три поправки. Нужно ли какую-либо из них обсуждать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 12 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принято.
Пункт 11 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 224 и 333-29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 13 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принято.
Заседание № 205
О проекте федерального закона № 431410-5 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о мерах по снижению налогового бремени для соотечественников, переселившихся в Российскую Федерацию).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
4-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Доклад представителя Правительства Российской Федерации заместителя директора Федеральной миграционной службы Екатерины Юрьевны Егоровой. Пожалуйста. ЕГОРОВА Е. Ю., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель директора Федеральной миграционной службы. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Представляемый проект федерального закона подготовлен во исполнение плана подготовки актов по реализации в 2009-2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. Основная новация, вносимая представленным законопроектом, - это снижение с 30 до 13 процентов ставки налога на доходы физических лиц для участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, находящихся на территории страны менее ста восьмидесяти трёх дней. Предполагается также освободить участников государственной программы и членов их семей от уплаты государственной пошлины за регистрацию по месту жительства, которая в настоящее время равна 200 рублям. В целом реализация закона в случае его принятия повлечёт сокращение доходной части федерального бюджета ориентировочно на 50,6 миллиона рублей в год. Предлагаемые меры позволят снизить финансовую нагрузку на соотечественников в период их обустройства на территории вселения. Принятие закона имело бы также важное политическое значение, наглядно демонстрировало бы усилия, предпринимаемые нашим государством в посткризисных условиях и направляемые на оказание содействия соотечественникам, принявшим осознанное решение переселиться в Россию. Законопроект рассмотрен и одобрен Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам, в установленном порядке согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Минфином России. Прошу вас поддержать представляемый законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Натальи Васильевны Пугачёвой. Пожалуйста. ПУГАЧЁВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Докладчик подробно рассказала о данном законопроекте. Комитет концептуально поддерживает данный законопроект. Действительно, реализация предлагаемых изменений будет способствовать стимулированию возвращения соотечественников в Российскую Федерацию, в том числе в те субъекты, которые испытывают повышенную потребность в трудовых ресурсах. Поддерживая в целом концепцию законопроекта, комитет отмечает, что необходимо статью 3 законопроекта, о вступлении в силу федерального закона, согласовать с нормами статьи 5 - статьи, которая устанавливает порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера. Исходя из вышеизложенного комитет предлагает поддержать данный законопроект и проголосовать его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Васильевна. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Пятнадцать вопросов. Есть предложение: по одному вопросу от фракции. Другое предложение, Сергей Николаевич? По два. Ну давайте ограничимся двумя. Драганов Валерий Гаврилович, пожалуйста. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я попросил бы представителя правительства ответить на... Можно привлечь ваше внимание, Екатерина Юрьевна? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопрос задавайте, Валерий Гаврилович, время идёт. ДРАГАНОВ В. Г. Екатерина Юрьевна, есть ли в вашем портфеле иные дополнительные налоговые инициативы на будущее? И второй вопрос. Какой вы ожидаете результат? Какое количество наших соотечественников в связи с налоговыми новациями дополнительно смогут переселиться в нашу страну? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. ЕГОРОВА Е. Ю. Спасибо за вопрос. Мы в прошлом году внесли достаточно много законодательных инициатив, которые предусматривали облегчение порядка налогообложения, снижение ставок налогообложения для высококвалифицированных специалистов, для специалистов, которые будут работать по патентам. Я думаю, что пока мы не будем эту тему затрагивать, если это не будет продиктовано, конечно, экономическими потребностями и теми задачами в области экономики, которые могут быть поставлены, в частности по созданию международного финансового центра, это могут быть какие-то приоритеты для отдельных направлений экономической деятельности. Что касается стимулирования притока соотечественников, я думаю, что вот этот законопроект, если будет принят, послужит стимулом и для переселения к нам. И не надо забывать, что государственная программа в настоящее время распространяется и на тех соотечественников, которые переехали в Россию до того, как госпрограмма была принята, они сейчас могут воспользоваться теми преференциями, которые эта программа предусматривает. В частности, те соотечественники, которые имеют разрешение на проживание и вид на жительство, могут, например, получить в упрощённом порядке гражданство Российской Федерации. И в период до приобретения ими российского гражданства эта налоговая мера будет также для них дополнительным облегчением во время пребывания в России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От КПРФ Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Вопрос этот очень серьёзен. Мне очень жаль, что мы часто к нему подходим неподготовленными. И у меня вопрос к Екатерине Юрьевне, как к докладчику. Если мне не изменяет память, государственная программа предусматривала переселение в 2009 году порядка ста пятидесяти тысяч наших соотечественников, перед этим, в 2008 году - ста тысяч. Вы приводите цифры, расчёты исходя только из трёх тысяч семисот человек. А кто, вообще, контролирует выполнение этой программы и когда кто-то будет нести ответственность за то, что эта государственная программа полностью сорвана за эти четыре года? Уже должно было переселиться по этой программе порядка пятисот тысяч человек. К сожалению, мы и тридцати тысяч не получили. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. ЕГОРОВА Е. Ю. Надо иметь в виду, что государственная программа всё-таки предусматривает переселение не в те регионы, куда хочется переехать, - а таких регионов у нас, к сожалению, не очень большое количество - она предусматривает переселение в трудонедостаточные регионы и в регионы с достаточно сложными климатическими условиями, с особым географическим положением, поэтому, конечно, необходимо думать о дополнительных стимулах, которые могли бы привлечь людей на те территории, которые сейчас не пользуются большой популярностью. Переехало в прошлом году двадцать шесть тысяч, и мы считаем, что это не провальный результат. Мы рассматриваем государственную программу не как единственный способ привлечения людей в Россию, а как один из механизмов, причём механизм достаточно сложный, потому что при его реализации необходимо гармонизировать интересы человека и интересы того региона, в который он переселяется, что, оказывается, не всегда просто, в том числе и в силу жилищных проблем, которые существуют в наших регионах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ЛДПР. Тепляков, пожалуйста. ТЕПЛЯКОВ Е. Н., фракция ЛДПР. Екатерина Юрьевна, к вам вопрос. Вы можете сказать, какие регионы Российской Федерации на сегодняшний день нуждаются в рабочей силе и готовы принять этих переселенцев и насколько они готовы принять, то есть обеспечить рабочими местами и местом проживания? Ну а по тому поводу, что ставка в размере 13 процентов, это, конечно, положительная норма, да, но готовы ли регионы сегодня принять этих людей? Спасибо. ЕГОРОВА Е. Ю. Сам механизм государственной программы, я об этом уже говорила, устроен так, что, если регион не готов принять соотечественника, он просто в этой государственной программе не участвует и человек туда не переедет. На сегодняшний день в госпрограмме участвует порядка тридцати субъектов Российской Федерации, и, конечно, есть те регионы, которые бо льшим спросом, те, которые пользуются меньшим спросом, но, так или иначе, человек на пустое место и в какое-то подвешенное состояние в регион не переезжает, он приезжает на конкретное рабочее место и в конкретное жильё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" - Зубов Валерий Михайлович. Пожалуйста. ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Предшествующие коллеги уже частично задали вопрос, который я хотел бы всё-таки уточнить. Первое: сколько стоит, сколько стоила нам вся программа в виде налоговых льгот, в виде других преференций до сих пор? Вы сказали, что двадцать тысяч переехали, и в связи с этим следующая составляющая моего вопроса: сколько из них переехали работать, а сколько из них переехали уже сразу пенсионерами? Спасибо. ЕГОРОВА Е. Ю. Мне сложно сейчас назвать общую цифру с учётом всех налоговых льгот, поскольку они пока ещё не реализуются. Непосредственно участников госпрограммы, которые приехали работать, около тринадцати тысяч. С учётом того, что я называла, двадцать шесть тысяч переехали всего, соответственно, если распределять, получается, что они где-то по одному члену семьи с собой привезли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция КПРФ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Екатерина Юрьевна, вопрос, конечно, очень важный, но мне кажется, что данная мера не решит тех проблем, которые мы хотели бы решить, и первая проблема, как уже отмечалось, - это, конечно же, получение гражданства. Если бы это делалось автоматически при наличии советского паспорта, было бы всё гораздо проще. Но тем не менее любую инициативу надо приветствовать. Правительство уже давно определило, в каких регионах будут приниматься наши переселенцы, но ведь есть регионы дотационные. Скажите, будет ли вот эта мера, льгота, которая даётся нашим соотечественникам... Я её, конечно, поддерживаю, но, с другой стороны, будет ли за счёт нашего федерального бюджета компенсироваться регионам вот то, что они потеряют в этом случае? А они потеряют. И причём вы говорите, что они сами соглашались, но ведь соглашались-то без этой меры, это ведь новая инициатива. Скажите, пожалуйста, как этот вопрос будет решаться? ЕГОРОВА Е. Ю. Ну, во-первых, регион приобретёт рабочие руки. Не надо забывать, что в этот регион приедет человек, в котором регион заинтересован, и, конечно, он постепенно полностью будет нести налоговое бремя и выплачивать то, что он должен платить как гражданин Российской Федерации. Надо сказать, что та налоговая льгота, которую мы предусматриваем, будет действовать достаточно короткий период - это период до трудоустройства этого гражданина. Это будет не так уж долго и не так уж много. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От ЛДПР есть вопросы? Есть. Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Екатерина Юрьевна, как вы смотрите на то, чтобы подобные меры лояльности ввести для всех желающих вернуться в страну, а не только для тех, кто это делает в рамках программы? Вы говорите, что в рамках программы принимается осознанное решение, а что, те сто восемьдесят тысяч других, которые возвращаются в нашу страну, принимают какие-то неосознанные решения? Почему мы в отношении их какие-то меры поощрения не принимаем и чем они отличаются от тех, которые приезжают по программе? Спасибо. ЕГОРОВА Е. Ю. Мы просчитывали эту цифру, и соответствующие предложения прорабатывались в рамках поручения правительства. Я полагаю, что на перспективу необходимо будет об этом думать. Мы тоже работаем в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" будет вопрос? Будет, да? Тогда уже после перерыва.
У нас сейчас вопрос по обсуждаемому пункту повестки дня задаёт депутат Москалькова. Пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Екатерина Юрьевна, благодарю вас за очень толковый, мотивированный доклад. Это действительно хороший, заслуживающий внимания и поддержки законопроект. У меня будет два вопроса. Первый вопрос: каковы перспективы развития института переселения и сколько подано сегодня заявок? И планируете ли вы перейти от территориального принципа к объектовому? То есть не только территория, субъект предлагает возможность переселения, но и конкретное предприятие, заинтересованное в переселенцах из иностранных государств в Россию, в переселении наших соотечественников. Спасибо. ЕГОРОВА Е. Ю. Спасибо за вопросы. Мы ежегодно переселяем в Россию порядка трёхсот тысяч иностранных граждан. Это те, кто создаёт именно миграционный прирост в Российской Федерации, кто оседает в России. Я думаю, что за счёт создания стимулирующих мер этот потенциал, количество тех, кто приезжает к нам на постоянное жительство, может и возрасти. И что касается обязанностей работодателя по конкретному рабочему месту. Работодатель обязан обеспечить для того соотечественника, который прибыл в страну, весь необходимый пакет в плане жилищного обустройства, в плане всех социальных выплат, но все эти обязанности работодатель принимает на себя, конечно же, добровольно. И собственно участие всех субъектов Российской Федерации в этой программе тоже добровольное. По желанию самого субъекта формируется уже его программа переселения в региональном плане. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, наверное, опять примем схему: по одному выступлению от фракции. Никто не возражает? От фракции КПРФ я вижу руку - Решульский. Или?.. Да, пожалуйста, Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, я специально вышел на эту трибуну, потому что, считаю, это один из актуальнейших и главных вопросов сегодняшнего нашего государства - государства Россия. Этот законопроект, который мы с вами рассматриваем сейчас, на мой взгляд, всё равно что мёртвому припарки, он абсолютно не решает вопросы наших соотечественников, он абсолютно не вносит никакой новой живой струи в решение наших государственных проблем. И я сейчас вам постараюсь это пояснить. Я полагаю, вы должны прекрасно понимать, что вся деятельность нашей государственной власти, наших государственных деятелей, в том числе и нас с вами, как законодательного (представительного) органа власти, должна быть нацелена на сохранение и преумножение нашего государства, нашей экономики, нашей территории, укрепление обороноспособности и так далее. Известно ли вам, что в России 75 процентов территории, её огромной территории, заселено только пятой частью всего населения нашей страны? То есть у нас огромные территории, где на квадратный километр не приходится даже по одному человеку. Вы должны знать, и я думаю, некоторые, не все, может быть, знают, что есть естественные законы исторического развития, и даже самые добрые соседи, глядя на эти пустующие территории, постоянно испытывают чувство зависти и желание какой-то тёмной ночью прирезать себе немножко этой территории. Я ещё раз подчеркиваю, это официальные данные: 75 процентов нашей территории заселено всего лишь примерно тридцатью миллионами россиян. Что в этой ситуации?.. Да, ещё хочу подчеркнуть, что даже в ООН уже есть доклады, в которых однозначно говорится о том, что в нынешней демографической ситуации Россия не в состоянии не то что использовать, но даже контролировать свои природные ресурсы, те свои возможности, что нам достались от природы. Что должны делать в этом случае нормальные государственные деятели, руководители страны? Может, это громко не обсуждается, но всегда это делается. Первый вариант - это создание по своей границе буферной зоны, так, как это делала царская Россия, так, как это делала советская Россия. Мы всегда между своими потенциальными противниками и самой Россией имели какую-то буферную зону, густо заселённую, которая не позволяла нашим вероятным противникам рассчитывать, что они что-то себе прирежут. К сожалению, после распада Советского Союза здесь постоянно, годы уже, слышатся такие демагогические заявления, что все мы в этом случае должны перейти на рыночные либеральные отношения с нашими бывшими братскими республиками Союза Советских Социалистических Республик. Что из этого получается, мы с вами постоянно видим, мы постоянно сталкиваемся с этим, видим, что теперь всё больше и больше трещина между нашими республиками, между нашими странами углубляется. Это касается даже очень близкой нам и очень братской Белоруссии. Вы вспомните территорию Советского Союза и вспомните, что окружало и кто окружал Россию. Именно в царской России, именно в советской России была выработана та политика ассимиляции коренных народов окраин, которая позволила сохранить самобытность этих национальностей и народов, вместе с тем позволив им чувствовать себя одной, единой многонациональной семьёй. Я думаю, вы читали "Моабитскую тетрадь" Мусы Джалиля, прекрасного героя Татарии, где он заявлял перед расстрелом, что он русский по духу. Что, он этим нанёс какой-то ущерб татарскому народу или мусульманской вере? Нет. Это была именно та вековая традиция, которая была заложена нашей историей. Либо второй вариант. Мудрые руководители страны открывают, снимают все преграды, чтобы на пустующие территории приехали соотечественники: по крови, как делает Израиль, по принадлежности, как делают немцы, по другим каким-то категориям. Что же делаем мы с вами? Я не зря задал вопрос. В 2007 году приняли государственную программу, расписали: пятьдесят тысяч в год переселенцев, сто тысяч в год переселенцев, сто пятьдесят тысяч. На сегодняшний день уже порядка пятисот тысяч наших соотечественников должны приехать сюда, получить наше гражданство, заселить эти территории, обустроиться и работать, чувствуя себя гражданами великой России. Получается всё наоборот. Мы сегодня рассматриваем закон, который касается трёх тысяч семисот участников этой государственной программы. Сейчас нам назвала цифру Екатерина Юрьевна, что к нам каждый год триста тысяч иностранных граждан приезжают. Ну давайте не смешить друг друга, это же те, кого мы в обиходе называем гастарбайтерами, которые никогда не станут гражданами Российской Федерации и никогда не будут защищать эту страну, они приехали сюда просто зарабатывать, а в большей степени - выкачивать наши финансовые ресурсы. Поэтому, несомненно поддерживая этот законопроект, пусть даже в таком виде, который... Вообще-то, на эту государственную программу выделяли миллиарды и миллиарды рублей, и очень интересно, что теперь никто не хочет отчитаться, кто же мешает реализовывать эту программу. Раз за разом мы тут рассматриваем какие-то вопросы, но даже получение гражданства - два или три месяца назад рассматривали - опять обставили такими препонами, которые просто не позволяют людям подняться и приехать сюда, чувствовать себя полноправными, равными гражданами нашей великой страны. Я хотел бы, вообще-то, такое предложение внести. Мне кажется, даже по этому законопроекту ответственным комитетом должен был быть не комитет по бюджету, при всём уважении к членам этого комитета. Не деньги здесь надо считать, не 50 миллионов считать - там плюс или минус мы получим. В крайнем случае это должен быть комитет по делам СНГ или комитет по международным отношениям. Ведь если дальше так пойдёт, если такая политика со стороны президента и председателя правительства, Медведева и Путина, будет продолжаться, то мы с вами ещё на нашем веку, при нашей жизни увидим реализацию, задуманную западной закулисой, доведения количества нашего населения до семидесяти, а то и до пятидесяти миллионов человек. Разве вы это не понимаете? Конечно, можно тешить себя надеждами на какие-то национальные проекты. Я вам третий раз привожу цифру: 75 процентов нашей территории заселено лишь тридцатью миллионами граждан Российской Федерации. Вы что, за эти семейные капиталы, за эти рубли и копейки нарожаете столько детей, что ли? У нас нет другого выхода, у страны нет другого выхода, у грамотного руководства нет выхода. Как сделать привлекательным приезд сюда, если мы отталкиваем своей политикой всё своё ближайшее окружение? Поэтому, поддерживая этот законопроект, я, вообще-то, вношу предложение обязать комитеты по делам СНГ и по международным отношениям детально разобраться с этой проблемой и поставить вопрос об ответственности государственной власти за реализацию этой государственной программы переселения наших соотечественников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто от фракции ЛДПР? Пожалуйста, депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Учитывая важность законопроекта, я, так же как предыдущий выступавший Сергей Николаевич, вышел на эту трибуну, с тем чтобы сказать несколько слов в поддержку и в то же время о недостаточности мер, которые этим законопроектом предусмотрены. Попробую объясниться на бытовом уровне. Тезис такой: для эффективного развития нашей страны нам необходимо население четыреста пятьдесят - пятьсот миллионов человек, это с учётом наших пространств, с учётом наших запасов. То есть если в нашей стране будет четыреста пятьдесят - пятьсот миллионов человек, мы сможем обеспечить эффективное развитие экономики и уйти от так называемой нефтегазовой иглы. Без достаточного количества трудовых ресурсов наша страна будет сидеть на этой нефтегазовой игле, пока мы не дойдём до определённого уровня. На бытовом уровне можно сказать приблизительно следующее. Сегодня у нас сложилась ситуация, когда в доме в полторы тысячи квадратных метров проживает семья из четырёх человек, все четверо работают, один деньги в семью не приносит, а держит их где-то там, в другой семье, за рубежом. Это оффшорные компании, и наши товарищи, которые имеют наибольший доход, это меньше 1 процента населения... Вы знаете, где они держат деньги. И сегодня все вкусные, так будем говорить, экономические проекты у нас почему-то через оффшорные компании уходят за рубеж и там используются. Вы знаете, что нами в Лондоне покупается большое количество недвижимости - наверное, мы первые, - в других странах, и государством ничего не делается, чтобы эти деньги пришли и работали в стране. Остальные три человека в этом доме в полторы тысячи квадратных метров свои небольшие доходы пытаются пустить на обслуживание этого дома. Вот теперь прикиньте, вы знаете, сколько стоит у нас содержание вот этого дома в полторы тысячи квадратных метров. И товарищи наши живут в одной комнате все вместе и пытаются своими небольшими доходами обеспечить отопление этого дома - страна у нас северная, восемь месяцев в году нам надо дом отапливать, - энергопотребление и всё остальное. Вот отсюда эффективность нашей экономики. Поэтому необходимость привлечения трудовых ресурсов экономически обязывает наш парламент обеспечить максимально возможные льготные условия для тех, кто хочет приехать в нашу страну. О необходимости увеличения численности населения нашей страны уже говорил президент в своём послании. Но это всё далёкая перспектива, потому что тот человек, который сегодня благодаря тем мерам, которые мы принимаем, родится, работать и участвовать в экономическом процессе сможет через восемнадцать, двадцать, двадцать пять лет. Наиболее быстрый путь - это привлечение в нашу страну людей из других стран. Для этого необходимо создать определённые экономические условия. Как они хорошо работают, можно посмотреть как раз по результатам той программы, о которой здесь говорили: 2-3 процента эффективности - это не самая высокая эффективность, которая возможна, и, наверное, надо сделать ревизию тех мер, которые у нас сегодня используются для привлечения соотечественников к нам в страну, то есть возврата наших граждан, бывших граждан, лиц, которые проживали на территории нашей страны, для постоянного проживания и работы на территории нашей страны. Надо сделать эту ревизию, с тем чтобы создать максимально комфортные условия для их возвращения. Для того чтобы эти условия были максимально комфортными, необходимо провести ревизию наших налоговых законов и ещё, наверное, большого пакета законодательных актов, чтобы убрать как можно больше оффшорных компаний из участия в наиболее выгодных, экономически эффективных и наиболее прибыльных проектов. Пока, к сожалению, ничего не делается, и у нас на сегодняшний день практически большая часть высокодоходных отраслей облагается налогом по остаточному принципу, и в основном всё уходит за рубеж через оффшорные компании, через те схемы, которые в рамках закона сегодня ещё возможны. Вторая часть - это, конечно, регулирование миграционных потоков, потому что создать какие-то условия, наверное, можно, но через какое-то время мы с вами можем столкнуться с теми проблемами, с которыми столкнулся ряд стран. Наиболее ярко это во Франции было продемонстрировано. И сейчас мы уже пожинаем плоды того, что миграционные потоки у нас не регулируются, Федеральная миграционная служба не имеет достаточно рычагов по регулированию этих потоков. К сожалению, основные миграционные потоки сосредоточены в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, ну, ещё в ряде крупных городов, где нет больших проблем с трудовыми ресурсами. И на сегодняшний день у Федеральной миграционной службы недостаточно рычагов, чтобы эти вопросы регулировать. Фракция ЛДПР считает, что надо настоящий законопроект поддержать, а во втором чтении расширить в какой-то степени перечень мер, может быть, ввести лимит средств, которые вообще не будут облагаться налогом, с целью привлечения соотечественников. В то же время необходимо создать ряд механизмов, которые позволят Федеральной миграционной службе совместно с другими федеральными структурами регулировать потоки как по национальному признаку, так и по гендерному признаку, потому что в каких-то регионах требуется приток мужчин, в какихто регионах требуется приток женщин. На самом деле сегодня очень многие страны используют подобные механизмы с целью привлечения не только своих соотечественников, но и людей, которые хотят стать гражданами этой страны, не являясь исторически соотечественниками, то есть лиц, проживающих на территории той или иной страны. Можно было бы использовать положительный опыт Австралии, я думаю, и ещё целого ряда стран. Таким образом, наряду с тем, что необходимо провести ревизию всех законов, которые у нас сегодня призваны привлекать трудовые ресурсы к нам в страну, необходимо создать и механизмы, которые позволили бы исполнительной власти регулировать потоки мигрантов, притом не только тех, кто хочет стать гражданами страны, но вообще всех мигрантов, с тем чтобы по необходимости распределять равномерно привлечённые трудовые ресурсы. Фракция ЛДПР поддерживает принятие настоящего законопроекта. Во втором чтении мы постараемся расширить перечень мер, как-то улучшить, потому что в сегодняшнем варианте он не решит проблемы и существенно не повлияет на ситуацию, которую необходимо разрешить в самое ближайшее время, либо мы с вами будем обречены на постоянный дефицит бюджета, постоянный рост дефицита Пенсионного фонда и слабые темпы роста внутреннего валового продукта. Вопрос важнейший, поэтому фракция ЛДПР призывает депутатов поддержать настоящий законопроект во втором чтении и, может быть, расширить эти льготы, продлить срок действия льгот, создать какой-то необлагаемый период - хотя бы год, потому что приезжают люди, которые не имеют ни жилья, ни средств к существованию, а если с детьми приезжают, возможно, их доходы вообще существенно ниже. Поэтому здесь необходимо посмотреть и в какой-то степени расширить льготы, вообще пересмотреть всю программу привлечения трудовых ресурсов извне. Сегодня эта проблема - одна из важнейших для страны, и мы призываем депутатов посмотреть на те механизмы, которые показали свою неэффективность, и изменить их так, чтобы приток граждан либо трудовых ресурсов в нашу страну в разы увеличился. Это необходимо в том числе для тех граждан, которые проживают сегодня на территории нашей страны. Фракция ЛДПР поддерживает принятие настоящего законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Гончар Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция, как и все фракции, изложившие свою позицию до нас, поддержит принятие в первом чтении законопроекта, внесённого в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Под этим документом стоит подпись Владимира Владимировича Путина, руководителя правительства, ко всему прочему ещё и лидера нашей политической партии, фракция которой представлена в Государственной Думе. Очень часто, пользуясь поводом, в этом зале анализируют глобальные проблемы, стоящие перед нашей страной. Ну, и естественно, мы, наша фракция, вынуждены слушать, что главной причиной всех этих бед являемся именно мы. Послушайте, коллеги, в нашей фракции нет ни одного депутата, который бы в 1991 году голосовал за декларацию о суверенитете Российской Федерации. На этой трибуне сейчас стоит председатель Моссовета, который в декабре 1991 года на свой страх и риск дал согласие на проведение митинга у тогда ещё не снесённой гостиницы "Москва". Мы, триста человек, стояли там в тот момент, когда в зале Верховного Совета ратифицировали беловежские соглашения. Давайте не забывать эту историю: все те проблемы, с которыми мы сталкиваемся, и мы, и наши соседи, - следствие трагедии под названием "распад Советского Союза". И раньше или позже история воздаст должное тем, кто это сделал тогда, в 1990 и 1991 годах. Поэтому вот хотелось бы об этом сказать. Повторю: в нашей фракции нет таких депутатов, а список депутатов, народных депутатов, голосовавших тогда пофракционно за декларацию о суверенитете, и у нас, и в истории остался. (Шум в зале.) И теперь далее, по существу вопроса. Когда формировалась структура Государственной Думы этого созыва, мы не случайно... (Шум в зале.) Коллега Коломейцев, соблюдение приличий - не обязательно исключительная прерогатива членов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". (Шум в зале.) Так вот, когда формировали состав, учитывали - и без всяких кавычек! - большой опыт работы депутатов из оппозиционных фракций и не случайно создали Комитет по делам национальностей, и не случайно поручили коллеге Купцову им руководить. Повторяю ещё раз, для меня, как и для многих из нас, понятие "ленинская национальная политика" не пустой звук, именно по этой причине... (Шум в зале.) Послушайте, Олег Викторович, не сочтите за труд... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я обращаюсь к залу: коллеги, мы же выслушиваем речи ораторов не потому, что они нам нравятся или не нравятся, а потому, что они излагают позицию фракций, поэтому я прошу выслушивать. А право высказаться у вас у всех есть. ГОНЧАР Н. Н. Так вот, не случайно это сделали. И ровно полтора года тому назад, с этой трибуны выступая, я от имени нашей фракции и просил членов этого комитета, его руководство обратить внимание на то, что это проблема. Наша фракция считает, ваша фракция считает... Слушайте, ко всему прочему фракция должна уметь не только считать, но и писать. Вот лидер нашей партии, глава правительства, внёс данный законопроект. Давайте проанализируем те законопроекты по этому вопросу, которые вносили оппоненты. Вот говорят: а почему не всем, а тем, кто по программе, давайте всем, у кого был советский паспорт. Но вы же знаете, что действовавший в течение десяти лет закон о гражданстве привёл к очень негативным последствиям, и когда принимали уже в предыдущей Думе, а Виктор Петрович Иванов докладывал новый вариант закона о гражданстве, вы же его поддержали. Почему не всем, а только тем, кто по программе? Потому что не всегда интересы потенциальных сограждан, которые иногда в Прибалтике очень успешно работают, и живут, и действуют, совпадают с интересами нашей страны, поэтому нам нужно не просто привлекать этих людей, а привлекать туда, куда нам нужно. А в район Одинцовский или Юго-Западный округ города Москвы - спасибо, но уже не надо. Есть такие регионы, и мы создаём стимулы для этого, но они не всегда работают. Мы исправляем эту ситуацию в том числе тем законопроектом, который сегодня обсуждаем. Хочу закончить одним: мы поддержим данный законопроект, как и вы. И мы очень ждём предложений от Комитета по делам национальностей. Повторяю, не ёрничаю, это не сарказм, на самом деле это нужно сделать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Зубов от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ЗУБОВ В. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы посвятить своё выступление не территории, не проблемам территории, а людям, проблемам людей. Мы в своё время потеряли такое количество людей, которые выехали, потому что мы просто не обратили на них внимания, не поняли, как можно включить механизмы, которые задержали бы здесь людей, сотни лет связывавших свою судьбу с Россией, профессионалов. Когда уехали эти специалисты, в первую очередь немецкой национальности, оголились целые регионы, стали теперь действительно территориями, которые требуют новых рабочих рук. Но они требуют квалифицированных рабочих рук. Решения были достаточно очевидные. В то время Германия оказывала помощь российскому правительству в том, чтобы поддержать российских немцев. Деньги эти поступали в Москву, но куда они уходили - неизвестно. А вот если бы эти деньги поступили точечно в регионы, где главами администраций, руководителями предприятий были немцы, то, глядишь, они задержались бы, и эти регионы были бы процветающими. Это я говорю из личного опыта. Теперь как экономист. Здесь много говорилось о политических, психологических вещах, но теперь скажу, как экономист. Есть главный экономический закон: нельзя одновременно копать картошку и играть на пианино. Либо мы думаем о том, что у нас проблемы решены: картошка посажена и осенью будет урожай, либо мы можем сесть за пианино, послушать хорошую музыку, расслабиться. Так о чём мы? Я думаю, что всё-таки об экономике в первую очередь. Моя коллега Татьяна Москалькова задала вопрос, на который не получила ответа, а он, на мой взгляд, принципиальный: так куда нам надо, чтобы приехали люди из-за рубежа? Наши бывшие соотечественники, даже не соотечественники бывшие, но приехали куда: на Северный полюс, в северные территории? Нет, они должны приехать туда, где нуждаются в их рабочих руках. И вот теперь по цифрам. Первая цифра. У нас нет ни одного региона в стране, где не хватает рабочей силы, у нас везде трудоизбыточно, если мы правильно посчитаем. А вы оцените эффективность наших предприятий, прикиньте на мгновение, что мы вдруг хотя бы наполовину сократили разрыв по производительности труда с развитыми странами, - у вас сразу появится тридцать миллионов безработных. Вот порядок цифр, которые мы должны как-то держать в голове при принятии решений. Когда называют цифру, что три тысячи семьсот человек будут стимулироваться, то тут же говорится, что 50 процентов из них будут направлены на производство, а 50 процентов - в Пенсионный фонд. Есть ли у нас более острая финансовая проблема, чем состояние Пенсионного фонда? Да к тому же люди-то приедут не те, которым двадцать пять - тридцать лет, приезжают те, кто уже когда-то жил в Советском Союзе, а это было двадцать с лишним лет назад, и они же привозят с собой нетрудоспособных, и сами, немножко поработав, тоже пойдут в Пенсионный фонд. Вот надо подумать, куда же всё-таки более эффективно вкладывать деньги (я ещё раз об эффективности): туда, в три тысячи семьсот, которые, может быть, приедут, или в те триста тысяч, которые реально работают в стране? Но если они не адаптированы, то это одна социальная прослойка, негативно влияющая на состояние общества, а если они будут адаптироваться... И вот здесь я с коллегой Решульским, очевидно, профессионально не соглашусь. Конечно, они желают остаться, и они, конечно, хотели бы перевезти сюда свои семьи, и если они адаптируются, они привезут. Это естественный процесс, как это происходит в Америке с мексиканцами, как происходит в ряде других стран. Рыба ищет там, где глубже, человек - где лучше. Если вы просто проведёте такой экспресс-анализ, где у нас всё-таки появляется китайское население, вы заметите одну очень важную закономерность: там, где бедные люди. Китайский бизнес - это бизнес, где у населения низкие доходы. Вот японский бизнес, немецкий бизнес, американский бизнес - это под людей, у которых высокие доходы: хорошие машины, хорошее сервисное обслуживание, хорошие потребительские товары. А товары и услуги более низкого качества - это китайское пока сегодня. И вот именно так и расположены зоны реализации их продукции у нас. Поэтому выход из этой ситуации - это повышение в целом эффективности производства, это в целом стимулирование тех процессов, которые естественно складываются, и если направить их в более правильное русло, то вложения в них делать будет дешевле, чем стимулировать процессы, может быть, и с приятными на слух названиями, но совершенно искусственные. В основном все, кто хотел, в Россию приехали, теперь политика должна быть строго избирательная: нам нужны специалисты в первую очередь. Нам нужны специалисты как раз в тех отраслях, по которым мы строим наши программы и где их не хватает, а это значит, что надо не по регионам стремиться расселять людей, не осваивать территорию, а под предприятия, которые будут создавать новые рабочие места. Ну хорошо, Московская область привлекательная, и если здесь строится предприятие южнокорейской LG, то, значит, надо понимать, что под это предприятие надо помочь отмобилизовать рабочую силу действительно нужную этому предприятию, которое даст рост доходов, повысит производительность и даст деньги в бюджет. Поэтому ещё раз: проблема, конечно, тонкая, она кого-то задевает даже по-родственному. Конечно, это досадно - то, что происходило в нашей истории, в том числе и в 91-м году. Сколько там было субъективного, сколько объективного, можно долго обсуждать, но, обсуждая сегодняшний проект закона, следует отметить, есть более эффективные формы вложения ограниченного количества денег, чем то, которое сейчас предложено в данном проекте закона. Наша фракция относится к этому проекту закона не как к действительно эффективному закону, а как к хорошей идее, обсуждая которую можно найти более эффективное применение денег для тех людей, которые действительно нам нужны, которые нужны нашим предприятиям, которые действительно нужны нашей экономике, просто нам нужны для того, чтобы демографическая ситуация в стране от минусовой перешла к плюсу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. По ведению - Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Большое спасибо, уважаемый Олег Викторович. Уважаемые коллеги, я для стенограммы хочу заметить, что против ратификации беловежских соглашений проголосовали всего семь депутатов: Бабурин, Павлов, Исаков, Константинов, Полозков, Балала и Лысов. А те депутаты, которые у вас во фракции есть, бывшие члены Верховного Совета, голосовали за. Так что хлопать рано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ну, депутат Иванов читает свой текст, Гончар говорил о другом. Я обращаюсь к докладчику: есть ли необходимость выступить с заключительным словом? ЕГОРОВА Е. Ю. Олег Викторович, если позволите, в заключение я несколько цифр приведу, чтобы уважаемые депутаты, принимая решение, понимали, для кого они его принимают: 72 процента участников государственной программы - это христиане, 61 процент участников - русские, участников в возрасте свыше шестидесяти лет - 0,7 процента и 80 процентов участников государственной программы имеют высшее, неоконченное высшее и среднее специальное образование. Вот таков этот контингент. Я хотела бы поблагодарить вас за заинтересованность в обсуждении этого вопроса. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я прошу прощения, я забыл задать вопрос представителю президента: не хотели бы высказаться по этой теме? Нет. Представитель правительства у нас уже высказался. Содокладчик не настаивает? Настаивает. С места. Включите микрофон депутату Пугачёвой. ПУГАЧЁВА Н. В. Уважаемые депутаты, ещё хотела бы обратить внимание на ряд моментов, которые прозвучали от представителей наших фракций. Было сказано о том, что комитеты не имеют никакого отношения к данному законопроекту. Как раз такие законопроекты напрямую относятся к ведению Комитета по бюджету и налогам, так как идёт речь о госпошлине и о налоге на доходы физических лиц, НДФЛ. Хочется ещё сказать о том, что всё-таки комитет по бюджету, работая над данным законопроектом, не работал над другими моментами, а это и программа по переселению, где конкретно в одном из пунктов плана мероприятий сказано о мониторинге хода реализации государственной программы и об эффективности. И есть структуры, которые сегодня отвечают за данные... То есть это к тому, что никто не отвечает за данный законопроект и комитет не должен его рассматривать. И ещё один пример, очень маленький пример, когда в Амурскую область приехали как раз наши соотечественники и поселились в селе. И на самом деле регион сегодня построил очень добротные и комфортные дома, практически построил производственную базу, будет давать скот этим людям, которые будут заниматься сельским хозяйством. И это очень важно, особенно для Дальнего Востока, где действительно очень низкая плотность населения, в пределах двух человек на квадратный километр. Это, может быть, не все вопросы решит, но я сказала бы, что это, наверное, одно из направлений, развитие которого сегодня должно улучшить те моменты, которые относятся к вопросам жизни наших соотечественников. Поэтому я очень прошу всех принять данный законопроект, это действительно политический вопрос, он очень важен для нас, для регионов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Пункт 4. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 08 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принято.
УЛАС В. Д. Борис Вячеславович, я хочу уточнить: по 4-му вопросу я голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.