Заседание № 6

07.02.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 431385-5 "О внесении изменений в статьи 7.22 и 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за повторное нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и нормативов обеспечения населения коммунальными услугами; внесён А. А. Губкиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4660 по 4942 из 6411
Пункт 25 повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в        
статьи 7.22 и 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных             
правонарушениях". Докладчик - Владимир Николаевич Плигин.                       
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию    
предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 7.22 и   
7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",         
внесённый Анатолием Алексеевичем Губкиным в период исполнения им полномочий     
депутата Государственной Думы. Законопроектом предусматривается усиление        
ответственности должностных и юридических лиц за повторное совершение           
административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.22, об              
ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или)    
жилых помещений, и 7.23, об ответственности за нарушение нормативов             
обеспечения населения коммунальными услугами, Кодекса Российской Федерации об   
административных правонарушениях. Как указано в пояснительной записке,          
необходимость внесения законопроекта обусловлена недостаточностью имеющихся     
мер административного наказания за указанные правонарушения, порождающей        
безответственность должностных лиц, постоянно нарушающих правила содержания и   
ремонта жилых домов и (или) жилых помещений и установленные нормативы           
обеспечения населения коммунальными услугами.                                   
                                                                                
Мы просили бы не принимать данный законопроект по следующим основаниям. Сама    
задача выработки действенных механизмов, являющихся гарантией соблюдения        
лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений,       
правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений,                
установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом     
Российской Федерации, а также нормативов обеспечения населения коммунальными    
услугами, представляется весьма актуальной, вместе с тем по предлагаемому       
законопроектом способу решения данной задачи имеется ряд замечаний              
принципиального характера. Так, следует отметить, что в соответствии со         
статьёй 4.3 кодекса повторное совершение однородного административного          
правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за         
аналогичное административное правонарушение, является обстоятельством,          
отягчающим административную ответственность, что следует учитывать при          
назначении размера административного штрафа, имеющего в данных статьях нижний   
и верхний пределы, - это реальный, действующий механизм. Что касается           
предлагаемого увеличения размеров штрафа, то необходимость такого усиления      
ответственности должна быть достаточно серьёзно обоснована, в том числе         
данными правоприменительной практики, указывающими на то обстоятельство, что    
действующие в настоящее время размеры штрафа в охранительных нормах являются    
недостаточными и не могут обеспечить необходимые гарантии эффективной           
реализации установленных регулирующим законодательством норм и правил.          
Соответствующие данные не были представлены.                                    
                                                                                
Я хотел бы также отметить очень интересное выступление Александра Сергеевича    
Старовойтова по одному из обсуждавшихся сегодня законопроектов. Оно касалось    
административной ответственности, необходимости более точного подхода к         
установлению административной ответственности. Ещё одно обстоятельство:         
институты установления административной ответственности, с моей точки зрения,   
должны более предметно и последовательно заменяться институтами гражданской     
ответственности. В рамках исков в гражданском судопроизводстве не               
устанавливаются пределы гражданско-правовой ответственности. Нужно создавать    
именно эту гражданско-правовую практику, которая при надлежащем формировании    
будет играть серьёзную превентивную роль.                                       
                                                                                
Предлагаем законопроект отклонить.                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Имеются ли вопросы у депутатов? Вопросы есть.                                   
                                                                                
Прошу включить режим записи на вопросы.                                         
                                                                                
Покажите список. Ярослав Евгеньевич Нилов.                                      
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Владимир Николаевич, вопрос следующий. Если               
проанализировать поступающие от наших граждан, от наших избирателей жалобы,     
то очень часто мы сталкиваемся с тем, что граждан обманывают: очень многие      
ТСЖ зарегистрированы по поддельным протоколам общего собрания жильцов,          
руководство ТСЖ сдаёт площади под коммерческие фирмы, расселяет нелегальных     
жильцов и так далее, можно список продолжать и продолжать. В связи с этим       
фракция ЛДПР год назад внесла законопроект о том, чтобы все ТСЖ были            
перерегистрированы. Учитывая, что в данном вопросе всё-таки существуют          
большие проблемы - и об этом говорят в том числе и руководители наших           
субъектов, - как вы относитесь к нашей инициативе?                              
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, Государственная Дума относительно    
недавно принимала законопроект, которым предполагалось раскрытие                
дополнительной информации об управляющих компаниях. С нашей точки зрения,       
конечно же, должна быть надлежащим образом построена и система работы           
товариществ собственников жилья. Единственный аспект, который в данной          
ситуации исключительно важен и нужен, - это, собственно, инициатива граждан     
при взаимодействии с товариществами собственников жилья, направленная на        
недопущение негативных действий ненадлежащим образом зарегистрированных в       
этой части юридических лиц.                                                     
                                                                                
Что касается одномоментной перерегистрации или перерегистрации в течение        
какого-то срока, что вами предлагается, то вряд ли это может сыграть            
превентивную роль. С моей точки зрения, административная практика, а в ряде     
случаев и уголовная практика по наведению порядка в этой области более          
предпочтительны.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валерьевич Казаков.                               
                                                                                
КАЗАКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Владимир Николаевич, по статистике, 70 процентов обращений граждан    
с жалобами - это жалобы на качество жилищно-коммунальных услуг.                 
Жилищно-коммунальная система России находится в критическом состоянии. Разве    
принятие этого закона не является первым шагом, побуждающим чиновников и        
руководителей управляющих компаний, которые не несут, к сожалению, сегодня      
никакой существенной ответственности за свою неэффективную работу, к началу     
работы, первым шагом по наведению порядка в одной из самых заброшенных          
отраслей в Российской Федерации?                                                
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Алексей Валерьевич, я обращал внимание на то, что        
административная ответственность установлена. Административная                  
ответственность в настоящее время есть, это статья 7.22 и статья 7.23 Кодекса   
Российской Федерации об административных правонарушениях. Речь идёт о порядке   
применения санкций. То есть санкции есть, в санкциях существует нижний и        
верхний предел, нужно просто наладить имеющуюся практику. Законодательство и    
законодатель далеко не безразличны к этой области, нами постоянно принимаются   
решения, регулирующие правоотношения в области соблюдения правил, нормативов    
обеспечения населения коммунальными услугами. Но я думаю, что вы прекрасно      
понимаете, что проблемы лежат не в области наличия или отсутствия               
административной ответственности, они носят более комплексный характер.         
Скорее, это лежит в области организации жилищного хозяйства, чем просто в       
области установления ответственности, в области организации жилищного           
хозяйства именно необходима наработка экономических мер, ответственность же     
здесь, скорее, вторична.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ян Викторович Зелинский.                                                        
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. В конце своего доклада вы предложили гражданам обращаться в     
суд по данному вопросу. Не считаете ли вы, что лучше заниматься именно          
установлением правонарушений в этой сфере, а не предлагать гражданам идти в     
суд? Вам разве не известно, что судебная система настолько далека от            
совершенства и что пенсионеры, которые в основном идут в суд, не всегда эти     
дела выигрывают? Так, может быть, государству надо бы лучше заниматься          
установлением правонарушений и увеличением штрафов, чтобы этот процесс на       
самом деле реально работал?                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Ян Викторович, комитетом планируется - видимо, в         
марте, может быть, в апреле - создать специальную рабочую группу, которая       
попытается оценить пределы и возможности воздействия административных           
санкций, а также размеры административных санкций с точки зрения их             
превентивного воздействия. Я соглашусь с вами, что в тех случаях, когда         
санкция назначается, допустим, в пределах 300 рублей или 1 тысячи рублей,       
этой санкции недостаточно, но нужно понимать и соотносить размеры санкций с     
размерами заработной платы, с размерами пенсий. Поэтому произвольное            
увеличение санкций без привязки размеров санкций к социальной материи, к        
социальной действительности неэффективно, это крайне сложный вопрос.            
                                                                                
Следующий момент - принципиально важно использовать гражданско-правовые         
механизмы и механизмы гражданской ответственности за определённые нарушения,    
и в этой части лицо будет получать такого рода компенсацию. Возможно, это       
приведёт к дополнительной нагрузке на судебную систему, тем не менее в          
качестве общественного регулятора, рационального правового регулятора это       
крайне важно - важно использовать механизмы в области гражданского права для    
своей защиты, а не только действовать через административное право и            
административные санкции.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Владимир Николаевич, конечно, всё это -                
недостаточная ответственность, регистрация-перерегистрация, исчезновение фирм   
и так далее - привело к тому, что, как говорил год назад президент Медведев,    
только в ЦФО из Фонда содействия реформированию ЖКХ украли 25 миллиардов        
рублей, вы помните, и вывезли за границу. Он дал команду разобраться, вернуть   
деньги. Вот вам и формула ответственности! А вместо этого Государственная       
Дума 23 миллиарда рублей ещё дала в этот фонд, чтобы покрыть украденные         
деньги.                                                                         
                                                                                
Теперь вопрос к вам. Ваш комитет как-то отреагировал на указание президента     
найти эти 25 миллиардов, хотя бы помог кому-то, какие-то шаги сделал, чтобы     
не на население всё сваливать, а на тех, кто миллиарды украл, чтобы они         
вернули деньги, да и чтобы посадили их в назидание другим, или, так сказать,    
этот вопрос вас не касается? 25 миллиардов - это не копейки!                    
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Владимир Николаевич, что касается конкретно членов       
Комитета по конституционному законодательству и государственному                
строительству, то всей своей жизненной практикой большинство из них             
подтвердили, что этот вопрос их касается. Я имею в виду подтвердили в           
качестве работы прокурорами субъектов Российской Федерации, председателями      
судов, первым заместителем председателя правительства республики, участием в    
работе правоохранительных структур. Другие это подтверждают своей личной        
заинтересованностью. Мне представляется, что если будет расширен предмет        
парламентского расследования Государственной Думы, то те профессионалы,         
которые работают в комитете, смогут принять участие и в этой работе, в          
прошлом они над этим работали.                                                  
                                                                                
Что касается поисков 25 миллиардов или какой-то иной суммы, пока, с позиции     
комитета, это сделать очень сложно.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить по поводу доклада Владимира Николаевича         
Плигина? Есть желающие? Есть. Прошу записаться на выступления.                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Депутат Федоткин Владимир Николаевич. Пожалуйста.                               
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я специально взял слово, потому что у меня    
был такой очень серьёзный и в то же время, я бы сказал, какой-то курьёзный      
случай. Я получил уведомление от МУП "Рязанские городские распределительные     
электрические сети": оказывается, я злостно недоплачиваю за электроэнергию и    
задолжал аж четыре с лишним тысячи рублей. Вот вам и деньги на ремонт           
многоквартирного дома, которому я якобы мешал! При этом было сказано, что эта   
цифра - четыре с лишним тысячи рублей - стала результатом контрольного съёма    
цифр с моего квартирного счётчика. Я удивился: мой счётчик - а у меня дом       
старый, хрущёвка - установлен не на площадке, как в новых домах, а в            
квартире, у меня никого не было, никто его не смотрел, никто не проверял, а     
счёт на четыре с лишним тысячи рублей мне заплатить нужно в виде штрафа, и      
квитанцию уже прислали. Вот это называется, так сказать, собирают деньги на     
ремонт многоквартирного дома! 25 миллиардов украли и вывезли за границу - это   
ладно, так пусть Федоткин, Петров, Сидоров по четыре тысячи с лишним            
скинутся, глядишь, эту дыру и можно будет залатать!                             
                                                                                
Я пытался найти всё-таки того, кто виноват в этом, узнать, откуда цифра         
взялась, - ну, наверное, я такой далеко не единственный, - но так и не нашёл    
концы, не нашёл того, кто этот удивительный механизм отъёма денег у простого    
человека придумал. Я, депутат Госдумы, смог отбиться, но большинство-то не      
могут, по судам их затаскивают. Почему же мы об этом молчим? Да, опять          
простой человек виноват, да, можно три шкуры с него снять, но больше трёх       
шкур-то у него ничего нет!                                                      
                                                                                
И второй момент. Мне, конечно, удивительно, что президент страны говорит о      
том, что пропало 25 миллиардов рублей тех денег, которые Государственная Дума   
утвердила в бюджете Фонда содействия реформированию ЖКХ, утвердили - и          
пальцем комитет не пошевелил: ни нам не предложил какое-то расследование        
парламентское провести, ни к Путину обращение не подготовил, ни к президенту    
Медведеву. Хотя наша фракция давала такие письменные предложения, но они не     
проходили усилиями большинства депутатов, депутатов правящей партии. Ну тогда   
зачем с трибуны говорить об усилении ответственности, если сами же от неё       
стараются увести всех чиновников?! Ну не идут сразу в две стороны, какая-то     
одна должна быть сторона!                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Абубакиров, пожалуйста.                                                 
                                                                                
АБУБАКИРОВ Р. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вопрос, безусловно, очень       
актуальный, сфера ЖКХ - это одна из самых проблемных в нашей стране, и от       
работы этой системы в целом зависит во многом и социальное самочувствие наших   
жителей, а в конечном счёте - и качество жизни. Автор законопроекта             
предлагает усилить административную ответственность должностных и юридических   
лиц при повторных нарушениях. Да, ответственность надо, безусловно, повышать,   
дальше надо совершенствовать наше законодательство, особенно в отношении        
деятельности управляющих компаний, товариществ собственников жилья, но мы       
считаем, что это надо делать не хаотически, не точечно, а системными мерами.    
И сейчас наша фракция и, я полагаю, Комитет по жилищной политике и ЖКХ такие    
законопроекты готовит. Это во-первых.                                           
                                                                                
Во-вторых, согласно статье 4.3 Кодекса об административных правонарушениях      
повторное совершение однородного административного правонарушения лицом, уже    
подвергнутым ранее административному наказанию, является отягчающим фактором,   
и, безусловно, это учитывается при назначении наказания. И в этой связи         
предлагаемые законопроектом нормы могут быть реализованы в рамках нашего        
действующего законодательства.                                                  
                                                                                
В-третьих, как считать размеры штрафов, как определять, во сколько раз          
увеличивать: в пять раз, в десять раз? Тем более, что предлагается              
дисквалификация, а это, конечно, существенное ограничение прав граждан, и тут   
требуется обязательно обстоятельный анализ правоприменительной практики.        
Такого анализа пока не сделано.                                                 
                                                                                
Ну и в-четвёртых, я напомню: помимо административной ответственности по         
действующему Уголовному кодексу виновные должностные и юридические лица могут   
нести материальную ответственность за незаконное прекращение или ограничение    
подачи потребителям электрической энергии либо отключение других источников     
жизнеобеспечения, а также иную ответственность, вплоть до лишения свободы.      
Вот с учётом всего этого наша фракция, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", данный законопроект     
не поддерживает и будет голосовать против принятия его в первом чтении.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, время - 17 часов 1 минута. Я вынужден прервать обсуждение    
законопроекта из пункта 25 - мы продолжим после голосования - и объявить "час   
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6066 по 6124 из 6411
Коллеги, продолжим тогда обсуждение прерванного вопроса, пункта 25.             
                                                                                
Пожалуйста, выступление депутата Романова Валентина Степановича.                
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, можно ставить вопрос о том, что среди         
квартиросъёмщиков и владельцев квартир есть люди расхлябанные, которые          
бросают вызов закону, не платят. Но в корне вопрос не в том, что среди          
жильцов есть неплательщики, вопрос в том, что государство сбросило с себя       
гигантский жилищно-коммунальный комплекс на плечи людей, которым не             
выплачивает нормальную, адекватную зарплату, которых держит на весьма           
нищенских или скромных пенсиях. На этом фоне надо адресовать государству и      
его федеральным структурам вопросы по ЖКХ, по качеству Жилищного кодекса, по    
качеству Градостроительного кодекса, а также проблемы обманутых дольщиков,      
аварийной инфраструктуры, ведь под землёй миллионы километров коммуникаций,     
средний износ которых 60-65 процентов. Мы идём в чудовищно опасном              
направлении, я думаю, что такая формулировка - это перевод стрелки на одно из   
узких направлений жизни страны.                                                 
                                                                                
Я надеюсь, что комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, учитывая, какие      
были у нас до этого злые дискуссии в этом зале, перейдёт к более масштабной     
корректировке нынешнего Жилищного и Градостроительного кодексов, и этот         
комитет, и соседний.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Казаков, пожалуйста.                                                    
                                                                                
КАЗАКОВ А. В. Уважаемые коллеги, жилищно-коммунальное хозяйство - самая         
сложная, самая болезненная отрасль жизнеобеспечения нашего населения. 307-е     
постановление - это как кнут, которым вооружены сегодня управляющие компании    
и ресурсоподающие компании для выбивания денег из наших жителей. Однако         
качество услуг оставляет по-прежнему желать лучшего. Множество проблем, и       
одна из главнейших - это нежелание управляющих компаний качественно,            
надлежащим образом выполнять свои обязанности по предоставлению услуг.          
Поэтому я считаю, что необходимо усиление ответственности людей, которые        
некачественно предоставляют жилищно-коммунальные услуги нашему населению.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства? Не выступают.                         
                                                                                
Ставится на голосование в рамках "часа голосования" проект федерального         
закона "О внесении изменений в статьи 7.22 и 7.23 Кодекса Российской            
Федерации об административных правонарушениях".                                 
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за               87 чел.19,3 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     89 чел.                                          
Не голосовало                 361 чел.80,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.