Заседание № 10

18.11.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 4313-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части создания правовых условий для подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, а также в части, касающейся оперативного перераспределения бюджетных ассигнований по специальным расходам).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3649 по 3774 из 7098
Пункт 3 порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в      
Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных    
положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад председателя      
Комитета по бюджету и налогам Андрея Михайловича Макарова.                      
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Михайлович.                                                  
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович.                           
                                                                                
У меня есть три минуты, и в рамках этих трёх минут я прежде всего хотел бы      
сказать, что законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения, прошёл все   
необходимые экспертизы, но с учётом сегодняшнего обсуждения, мне кажется,       
очень важно сказать ещё несколько слов.                                         
                                                                                
Мы сделали хороший закон, мы выполнили всё, что поручила Государственная Дума   
при рассмотрении в первом чтении, но это вовсе не значит, что нам нужно         
останавливаться. Вот сегодня говорили о дополнительных доходах, а ведь          
дополнительные доходы в первую очередь связаны с Бюджетным кодексом. Что мы     
можем сделать дополнительно? Вспомните некоего полковника милиции, у которого   
в гараже денег было больше, чем тратится на культуру, - и где сейчас эти        
средства? Эти средства лежат сегодня в сейфе Сберегательного банка,             
Сбербанка, правильно, потому что это вещественные доказательства. А может,      
всё-таки эти средства должны работать на бюджет? Тогда нужны поправки не        
только в Бюджетный кодекс, нужны поправки и в Уголовно-процессуальный кодекс,   
и я обращаюсь к коллегам из профильного комитета: почему эти средства -         
огромные средства! - должны лежать где-то как вещественные доказательства,      
вместо того чтобы работать на бюджет?!                                          
                                                                                
Когда мы принимаем очень хороший закон, мне кажется, перед нами должна стоять   
задача подумать, что мы ещё можем сделать, потому что если вспомнить про того   
полковника... ну, скажем, пять таких полковников - это будут средства,          
сопоставимые с расходами на культуру, а десять - это уже средства,              
сопоставимые с расходами на здравоохранение. Может быть, подумаем о             
дополнительных поправках, не будем ждать, когда их кто-то внесёт за нас, а      
сами решим вопрос по эффективному расходованию бюджетных средств, то есть       
сделаем то, на что нас с вами ориентирует президент, и то, на что нас           
ориентирует Счётная палата?                                                     
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, обращаясь к вам с просьбой поддержать, принять      
данный законопроект в третьем чтении, я хотел бы обратить внимание на то, что   
нам очень многое предстоит сделать, и моя просьба огромная, вернее, просьба     
комитета по бюджету к фракциям: давайте не будем использовать эти два           
законопроекта, этот и следующий, о Налоговом кодексе, для пиара, не будем       
этим заниматься, а займёмся конкретной работой! Давайте обойдёмся без           
выступлений от фракций!                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выступления представителей фракций по мотивам голосования.                      
                                                                                
От фракции КПРФ - Ганзя Вера Анатольевна.                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Дело здесь, в этом законе,    
совсем не в полковниках. Фракция КПРФ будет голосовать против этих бюджетных    
новелл, и очень вам рекомендую сделать то же самое. Почему? Потому что этот     
закон пребольно ударит по многим регионам. У меня мало времени, поэтому я       
лишь несколько моментов обозначу, сколько успею, а вам предстоит принимать      
решение, особенно тем из вас, кто избран в Думу по одномандатным                
избирательным округам.                                                          
                                                                                
Итак, первое. Все неосвоенные остатки субсидий, в том числе и по                
госпрограммам, пойдут в резервный фонд правительства - ну, вроде бы и           
нормально, но если учесть условия участия регионов в программах сегодня и       
если учесть сроки финансирования, то можно сразу сделать вывод, что резервный   
фонд правительства будет очень интенсивно пополняться. И дело здесь вот ещё в   
чём: мы из одного кармана берём, в другой перекладываем, а деньги, дорогие      
коллеги, одни и те же, вот в чём дело!                                          
                                                                                
Следующее - распределение акцизов: сейчас направляется 12 процентов в           
федеральный бюджет, 88 процентов - в бюджеты регионов, в 2017 году 38           
процентов будет направляться в федеральный бюджет, примерно 62 процента - в     
региональные бюджеты, в 2018 году почти 43 процента пойдёт в федеральный        
бюджет, 57 процентов - в региональные. Вот вам, пожалуйста! Почему мы           
обдираем регионы опять?! А ведь четыре года назад 100 процентов акцизов шло в   
регионы!                                                                        
                                                                                
Что недополучат регионы? За неимением времени я не буду называть все регионы,   
скажу о следующих: Центральный округ - минус 8 миллиардов, Северо-Западный,     
Южный - минус 3 миллиарда, Кавказ - минус полтора и так далее.                  
                                                                                
И наконец, изменения, касающиеся дотаций на выравнивание бюджетной              
обеспеченности: теперь дотация будет рассчитываться по новой методике,          
регионы получат эту дотацию только в том случае, если выполнят условия.         
Какие? Рост доходов (процент устанавливает трёхсторонняя комиссия),             
невведение налоговых льгот, но в то же время обеспечение роста внебюджетных     
инвестиций, отсутствие новых расходов и самая любимая для правительства         
панацея от всех бед - оптимизация расходов на содержание бюджетной сети: под    
удар опять попадут сельские школы, под удар опять попадут медицинские           
учреждения! А если регион не выполнит эти обязательства, он дотацию может не    
получить - и куда пойдёт губернатор? Правильно, снова в коммерческий банк -     
получать коммерческий кредит! Вот почему фракция КПРФ будет голосовать          
против, и вас призываем!                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Анатольевна.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, учитывая, что от других фракций не было желающих             
выступить, ставлю на голосование законопроект под пунктом 3 нашей повестки.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.74,0 %                                    
Проголосовало против           52 чел.11,6 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                
По ведению - Максимова Надежда Сергеевна.                                       
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Вячеслав Викторович, ну записи не было, а я, вообще-то, хотела от фракции       
выступить. Можно два слова?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы рассмотрели законопроект и не       
имеем права нарушать Регламент.                                                 
                                                                                

Заседание № 9

16.11.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 4313-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части создания правовых условий для подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, а также в части, касающейся оперативного перераспределения бюджетных ассигнований по специальным расходам).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5310 по 5443 из 10766
Переходим к рассмотрению пункта 18 повестки дня, проекта федерального закона    
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании       
утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской           
Федерации". Доклад Андрея Михайловича Макарова.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Михайлович.                                                  
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я попробую в этот раз быть предельно           
кратким, потому что главным требованием при работе над этим законопроектом      
было дать расчёты, как все эти изменения в совокупности с изменениями в         
налоговое законодательство скажутся на состоянии региональных бюджетов, - об    
этом я по большей части уже сказал. Я мог бы сейчас назвать конкретные цифры,   
но мы совершенно ясно видим, как перераспределяются деньги, которые идут на     
дороги, как перераспределяется помощь регионам, какое это оказывает влияние,    
все эти данные подробно исследовались в комитете по бюджету, и мы сочли не      
просто возможным, а необходимым эти предложения поддержать. Это первое.         
                                                                                
Вторая тема, которая звучала здесь, в зале пленарных заседаний, и она очень     
важна, - это то, что ряд расходов путём внесения изменений в бюджетную          
роспись, по существу, выводился из-под контроля парламента, и мы говорили,      
что это недопустимо. Внесены соответствующие поправки - мы вводим следующий     
механизм (а мы помним, что речь идёт о расходах на оборону и безопасность,      
обоснование было тоже серьёзным): все эти расходы предварительно будет          
рассматривать наша комиссия по закрытым статьям бюджета, сформированная из      
членов Комитета по обороне, комитета по безопасности и комитета по бюджету, и   
давать согласие на внесение этих изменений в бюджетную роспись без внесения     
изменений в закон о бюджете. Если же комиссия сочтёт необходимым, что           
поправки должны вноситься в закон, правительство будет вынуждено это сделать.   
Мы понимаем, что должен быть оперативный механизм рассмотрения тех              
предложений, которые будут вноситься, в то же время нам удалось сохранить       
парламентский контроль по всем этим важнейшим областям. Напомню: это            
соответствует вчерашнему заявлению президента - он сказал, что по всем          
вопросам, связанным в том числе с гособоронзаказом, должен быть строжайший      
контроль за эффективностью бюджетных расходов, и вот эта задача здесь решена.   
                                                                                
Но мы пошли дальше, и решена ещё одна важнейшая задача, решения которой в       
Бюджетном кодексе не было, - по существу, мы устанавливаем контроль за всеми    
случаями внесения изменений в бюджетную роспись, которые перечислены в          
Бюджетном кодексе, за тем, что правительство могло расписывать без участия      
парламента. Не ставя под сомнение такую возможность решать вопросы,             
связанные, скажем, с оказанием срочной помощи по зарплатам, когда необходимо    
срочно перебросить деньги, и так далее, мы тем не менее ставим все эти          
вопросы под парламентский контроль: в течение трёх дней правительство должно    
об этом сообщить в Государственную Думу. Соответственно, задачи, которые были   
поставлены при рассмотрении этого законопроекта в первом чтении, тоже решены.   
                                                                                
Сложные вопросы, касающиеся того, как будут функционировать механизмы           
предоставления субсидий, дотаций, очень подробно обсуждались, и было принято    
важное решение. В связи с тем что все опасались невыполнения условий            
регионами, последствий для регионов, для людей, мы создали для реализации в     
следующем году такой механизм, который позволит, по существу, - если хотите,    
в порядке эксперимента - опробовать эти нормы без каких-либо последствий для    
регионов, для людей. Мы будем иметь возможность мониторить ситуацию,            
посмотреть, как этот механизм работает, и одновременно, как мы с вами и         
договаривались, провести парламентские слушания по межбюджетным отношениям,     
чтобы оценить, как работает этот механизм и надо ли его править. На мой         
взгляд, это тоже очень правильное решение - то, что мы не вводим это в полном   
объёме, а сначала посмотрим, как это будет работать. Вы знаете принцип          
врачей, здесь сидит председатель Комитета по охране здоровья, он, наверное,     
подтвердит, что главный принцип - не навредить, так вот мне кажется, что этот   
принцип в данном законопроекте полностью соблюдён.                              
                                                                                
Думаю, мы можем спокойно принимать законопроект, и то, что он позволит          
повысить эффективность бюджетных расходов, на мой взгляд, не вызывает           
сомнений. Комитет предлагает поддержать его во втором чтении.                   
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставлю таблицу поправок № 1 на голосование.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 43 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              321 чел.71,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    324 чел.                                          
Не голосовало                 126 чел.28,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 2.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 44 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              324 чел.72,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    324 чел.                                          
Не голосовало                 126 чел.28,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 44 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.72,4 %                                    
Проголосовало против           60 чел.13,3 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается во втором чтении.                                      
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы просим 17-й и      
18-й вопросы поставить на пятницу в третьем чтении, чтобы рассмотреть их до     
начала рассмотрения проекта федерального бюджета на 2017, 2018 и 2019 годы:     
это бюджетообразующие законы, и очень важно, чтобы они были рассмотрены         
Государственной Думой до начала рассмотрения проекта бюджета.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, учтём.                                            
                                                                                

Заседание № 5

02.11.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 4313-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части создания правовых условий для подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, а также в части, касающейся оперативного перераспределения бюджетных ассигнований по специальным расходам).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4554 по 5210 из 9524
Пункт 12 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в    
Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных    
положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад официального      
представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра           
финансов Российской Федерации Алексея Михайловича Лаврова.                      
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!                 
Представленный вашему вниманию законопроект предполагает внесение восьми        
изменений в бюджетное законодательство, пять из них предлагается включить на    
постоянной основе в Бюджетный кодекс, три - в качестве норм временного          
действия на текущий бюджетный цикл. В совокупности эти поправки уточняют        
правовые основы рассмотрения проектов бюджетов в текущем бюджетном цикле и      
основы исполнения федерального бюджета в текущем и в 2017 году. Какие это       
изменения?                                                                      
                                                                                
Первое. Предлагается приостановить действие нормы об обязательном включении в   
закон о бюджете объёма условно утверждённых расходов, который в соответствии    
с действующей редакцией кодекса должен быть не менее 2,5 процента общего        
объёма расходов на второй год трёхлетнего периода и не менее 5 процентов - на   
третий год. В довольно сложных условиях формирования бюджета правительством     
предлагается уже сейчас распределить практически все расходы по статьям         
бюджетной классификации, не оставляя значительные объёмы нераспределённых       
резервов на следующий бюджетный цикл. Полагаем, что это позволит                
сосредоточить бюджетные ассигнования бюджетов всех уровней - эта поправка       
относится к бюджетам всех уровней, не только к федеральному бюджету - для       
реализации приоритетных направлений расходов.                                   
                                                                                
Вторая поправка, по сути, приводит в соответствие два закона. В прошлую         
сессию Государственной Думой был принят закон о поправках в закон "Об           
обязательном медицинском страховании...", которым были введены особые виды      
межбюджетных трансфертов на высокотехнологичную медицинскую помощь из           
Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным       
фондам в виде субсидий и из территориальных фондов - бюджетам субъектов         
Федерации в виде иных межбюджетных трансфертов. Соответственно, для того        
чтобы иметь возможность формировать бюджеты этих фондов, необходимо ввести      
такие инструменты - такие формы межбюджетных трансфертов - в Бюджетный          
кодекс, что в данных поправках и предлагается сделать на постоянной основе.     
                                                                                
Третье. Предлагается ввести одно дополнительное основание для внесения          
изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, предоставив право   
перераспределения в пределах 10 процентов ассигнований, предусмотренных на      
цели обороны и безопасности, что, по мнению правительства, позволит повысить    
оперативность и гибкость использования этих средств и в целом повысить          
эффективность расходования средств.                                             
                                                                                
Четвёртая поправка. Предлагается уточнить одну из норм, которая регулирует      
замещение внешних заимствований внутренними и наоборот. Такая норма в           
Бюджетном кодексе содержится, правительство активно ею пользуется, но там       
есть оговорка, что это нужно делать при условии сокращения общих объёмов        
средств на обслуживание государственного долга. Правительство, исходя из        
сложившейся практики, считает, что эта оговорка излишняя, у нас и так           
обслуживание долга ограничено законами о бюджете, программами заимствований.    
Подсчитать эту экономию в целом на долгую перспективу практически невозможно,   
поэтому мы считаем, что ускорение процедур принятия такого рода решений также   
будет способствовать повышению эффективности расходования бюджетных средств.    
                                                                                
По аналогии с текущим годом предлагается перенести остатки резерва, который     
имеется в федеральном бюджете на выполнение решений президента и                
правительства в сфере национальной обороны. По нашим прогнозам, часть средств   
на текущий год не будет использована полностью, хотя мы считаем необходимым     
держать этот резерв до самого последнего дня исполнения федерального бюджета,   
и вот в том случае, если такие остатки образуются, правительство предлагает     
предоставить право их использования абсолютно на те же цели и по той же самой   
процедуре в соответствии с решениями президента в 2017 году.                    
                                                                                
Следующая норма, которая предлагается, также действует и в текущем году.        
Сейчас, когда мы предусматриваем средства на повышение заработной платы         
федеральным бюджетникам в соответствии с указами президента, мы резервируем     
эти средства за соответствующим министерством: министерство образования         
отвечает за свою сферу, культуры - за свою сферу и так далее. Так вот,          
предлагается и в следующем году, в 2017-м, также закрепить эти средства за      
данными министерствами, с тем чтобы они в ходе исполнения бюджета уже на        
основе точных расчётов смогли предоставить соответствующие средства главным     
распределителям и подведомственным учреждениям и обеспечить безусловное         
исполнение указов президента по повышению заработной платы.                     
                                                                                
Ещё одна новация состоит в том, чтобы перенести на один год обязательность      
представления перечня и реестра источников доходов региональных и местных       
бюджетов в законодательные органы. Ну так сложилось, что в текущем году у нас   
немного сдвинут бюджетный процесс, поэтому и региональные, и местные бюджеты    
формируются в условиях более жёстких бюджетных ограничений, и мы, с одной       
стороны, чтобы облегчить им этот процесс, а с другой стороны, исходя из того,   
что нормативно-правовая база ещё до конца не отлажена, предлагаем перенести     
введение обязательности представления таких документов на один год, имея в      
виду, что те субъекты, муниципалитеты, у которых есть возможность это           
сделать, могут сделать это уже в текущем году.                                  
                                                                                
И последняя новация. Предлагается уточнить норматив распределения налога,       
который взимается в связи с применением упрощённой системы налогообложения, в   
том числе минимального налога, связанного с ведением малого бизнеса. Сейчас     
он разделён на две позиции, и там, и там остаётся норматив 100 процентов        
зачисления в региональные бюджеты - с этой точки зрения ничего не меняется,     
но правоприменительная практика будет более простой и прозрачной.               
                                                                                
Просим поддержать законопроект в первом чтении.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Михайловича          
Макарова.                                                                       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Буду предельно краток.                                            
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Отказаться от                 
резервирования 2,5 и 5 процентов - это разумно, разумно сразу дать ориентиры    
для того, чтобы расписать, комитет готов поддержать. То, что необходимо         
установить особый вид межбюджетного трансферта, в связи с тем что               
финансирование высокотехнологичной медицинской помощи теперь пойдёт через       
ОМС, - тоже разумно, объективно необходимо, готовы поддержать. По существу,     
объединить нормативные отчисления от налогов - то, чем закончил Алексей         
Михайлович, - абсолютно справедливое решение, это, скорее, техническая,         
редакционная правка, которую действительно надо сделать. И в принципе целый     
ряд вопросов, которые затрагиваются в законопроекте, носят такой в              
достаточной степени технический характер, но важны с точки зрения оптимизации   
самого бюджетного процесса. Я остановлюсь только на тех вопросах, которые, с    
точки зрения комитета, имеют спорный характер или по крайней мере нуждаются в   
дополнительной аргументации.                                                    
                                                                                
Первый - это предложение исключить в Бюджетном кодексе ограничение в виде       
условия о необходимости снижения расходов на обслуживание государственного      
долга при осуществлении замещения внешних заимствований внутренними. В данном   
случае эффект носит оценочный характер, поэтому предлагается исключить эту      
позицию.                                                                        
                                                                                
Хотелось бы просто напомнить несколько цифр: в 2017 году планируется привлечь   
2,4 триллиона рублей, в 2018 году - 1,8, в 2019 году - 1,9 триллиона рублей,    
это большие деньги. Расходы на обслуживание долга - это то, чего нет в          
финансово-экономическом обосновании к этому законопроекту, - в 2017 году уже    
составят 728 миллиардов рублей, в 2018 году вырастут до 848, а в 2019 году -    
до 869,5 миллиарда рублей, это даже при заданных сейчас условиях, даже если     
мы ничего другого не сделаем. Посмотрите, это уже превышает расходы             
федерального бюджета, допустим, на образование и так далее, и если мы           
искусственно сейчас ещё... Мы говорим о том, что это носит оценочный            
характер, и не устанавливать ограничители - это довольно опасный путь. Мне      
кажется - и вот тут комитет разделяет позицию Счётной палаты, которая           
полагает, что исключение такого ограничения как минимум нуждается в             
дополнительном обосновании, - вряд ли с этим можно согласиться просто так.      
Да, это ограничение носит скорее теоретический характер, но тем не менее это    
важный такой, если хотите, по существу, моральный ограничитель, который мы      
рассматриваем в бюджетном процессе. Таким образом, это спорно, мы предлагаем    
рассмотреть это ко второму чтению.                                              
                                                                                
Второй вопрос ещё более важный, с нашей точки зрения. Итак, предлагается        
дополнить статью 217 Бюджетного кодекса положениями о возможности               
перераспределять 10 процентов расходов, связанных с безопасностью и обороной,   
не внесением изменений в закон о бюджете, а, по существу, решениями министра    
финансов. 217-я статья действительно даёт такую возможность, там определён      
целый ряд случаев, когда возникает необходимость в оперативном решении          
правительства. Но 10 процентов соответствующих расходов бюджета отдать на       
усмотрение, сделать так, что министр финансов будет просто осуществлять эту     
роспись... Здесь не стоит вопрос доверия или недоверия - это полномочия         
парламента, и, когда мы говорим, что 10 процентов можно взять и просто          
расписать чьим угодно решением, это значит, что мы с вами отдаём наши           
полномочия, полномочия парламентского контроля. Я хотел бы отметить, что в      
2016 году у нас только по открытой части объём зарезервированных средств        
составляет 144,9 миллиарда рублей, на это обращает внимание и Счётная палата.   
Кстати, Счётная палата обращает внимание ещё на одно очень важное               
обстоятельство: объём изменений в рамках бюджетной росписи в соответствии с     
тем правом, которое сегодня предоставлено действующей статьёй, в 2015 году по   
указанным органам составил сумму в 10 раз меньше - вот о чём это говорит? Мы    
не против, более того, мы, безусловно, поддерживаем все решения - и в Совете    
Безопасности об этом говорили, и президент говорил о том, что необходимо        
иметь возможность оперативно реагировать на вопросы и бюджетные потребности в   
области обороны и безопасности, но ни президент, ни Совет Безопасности          
никогда не ставили задачу оставить бесконтрольными эти расходы.                 
                                                                                
Летом этого года был создан очень неплохой механизм: формировалась на           
межфракционной основе специальная комиссия, которая рассматривала эти вопросы   
и давала правительству согласие. Сегодня нет никаких каникул, парламент         
создан и действует. У нас есть специальная комиссия по закрытым статьям         
бюджета, куда входят члены Комитета по обороне, комитета по безопасности и      
комитета по бюджету, давайте пропускать соответствующие предложения через эту   
комиссию - так будут обеспечены и секретность, и парламентский контроль.        
                                                                                
Мы считаем, что этот вопрос также необходимо рассмотреть уже в рамках           
подготовки...                                                                   
                                                                                
Можно ещё пятнадцать секунд, я просто закончу?                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, можно, но вы увлекаетесь...            
                                                                                
Тридцать секунд добавьте, пожалуйста.                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Комитет предлагает поддержать законопроект в первом чтении - мы   
считаем его важным, - а те вопросы, которые я обозначил, рассмотреть в рамках   
подготовки ко второму чтению.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику, к содокладчику? Есть.          
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Сысоев Владимир Владимирович.                                       
                                                                                
Подготовиться Максимову.                                                        
                                                                                
СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Алексей Михайлович, сегодня оказание высокотехнологичной медицинской помощи в   
регионах во многом зависит от возможностей региональных бюджетов. Вы            
предлагаете ввести новые нормы о субсидиях, предоставляемых в целях             
софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, но      
сейчас во многих субъектах ситуация и так довольно сложная.                     
                                                                                
Подразумевают ли поправки, предлагаемые Правительством России, что              
продолжится процесс централизации теперь уже средств на финансирование          
здравоохранения в рамках Федерального фонда обязательного медицинского          
страхования, так же как ранее это произошло с региональными бюджетами?          
Сегодня большинство регионов России фактически вынуждены ходить просить         
средства у Правительства России, более двадцати регионов - банкроты. Не         
приведёт ли такая централизация к тому, что прекратится финансирование          
оказания высокотехнологичной медицинской помощи в регионах?                     
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые депутаты! Этот вопрос   
подробно рассматривался, когда вносились изменения в базовый закон "Об          
обязательном медицинском страховании...", и тогда было принято решение о        
целесообразности поддержки из федерального фонда тех расходов на                
высокотехнологичную медицинскую помощь, которые несут субъекты Федерации.       
                                                                                
Эта поправка абсолютно не предполагает никакой централизации, напротив, она     
вводит инструмент, с помощью которого средства из Федерального фонда            
обязательного медицинского страхования будут поступать в территориальные        
фонды, а затем в бюджеты субъектов Федерации, тем самым помогая им содержать    
клиники, оказывать им необходимую финансовую поддержку при выполнении функций   
по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. Таким образом, мы           
считаем, что это, напротив, мера по поддержке субъектов Российской Федерации.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович.                            
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, хотел бы в данном случае обратить ваше         
внимание на следующее. В бюджете 2016 года часть этих средств шла через         
федеральный бюджет, поэтому данные вопросы решались через федеральный бюджет.   
Сейчас всё финансирование идёт через фонд медицинского страхования, и если мы   
не примем эту поправку, то регионы, наоборот, будут лишены необходимых          
средств. Поправка, которую вносит правительство, как раз направлена на          
решение той проблемы, о которой говорил депутат Сысоев, и если её не принять,   
то проблема как раз возникнет, именно для её решения такая поправка и           
вносится.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максимов Василий Юрьевич. Подготовиться Коломейцеву.                            
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, я всё-таки хотел бы уточнить предыдущий вопрос    
моего коллеги и понять: после внесения поправки, связанной с фондом             
обязательного медицинского страхования, прекратится ли полностью бюджетное      
финансирование территориальных программ по оказанию высокотехнологичной         
медицинской помощи? Означает ли это, что из бюджета Российской Федерации        
регионы ничего больше получать не будут?                                        
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Василий Юрьевич, в Федеральном фонде обязательного       
медицинского страхования предусмотрено 6 миллиардов рублей в виде субсидий      
территориальным фондам обязательного медицинского страхования, эти средства     
пройдут через территориальные фонды, поступят в бюджеты субъектов Российской    
Федерации и будут выделены на оказание высокотехнологичной медицинской          
помощи. Такова финансовая сторона вопроса.                                      
                                                                                
Соответственно, объём этого финансирования, обоснование его необходимости       
будут рассматриваться при обсуждении бюджета фонда обязательного медицинского   
страхования. Данная конкретная поправка не предопределяет этих механизмов,      
она лишь вводит в Бюджетный кодекс дополнительные бюджетные инструменты,        
которые полностью соответствуют нынешнему законодательству об обязательном      
медицинском страховании.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                
                                                                                
Подготовиться Гартунгу.                                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Михайлович, вы знаете, что за пять лет       
государственный долг Российской Федерации увеличился в 2 раза. Долги бюджетов   
субъектов совместно с местными бюджетами - 3 триллиона рублей. Скажите,         
пожалуйста, какие поправки в Бюджетный кодекс предполагают уменьшение этих      
долгов и за счёт чего? И нет ли здесь попытки уйти от парламентского            
контроля, о чём квалифицированно говорил Андрей Михайлович? С моей точки        
зрения, то, что изложил Андрей Михайлович, как раз говорит о том, что этот      
закон принимать нельзя.                                                         
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Николай Васильевич, действительно, вы правы в том, что   
данный конкретный законопроект не направлен непосредственно на решение          
долговых проблем субъектов Российской Федерации. Эта тема будет подробно        
рассматриваться, когда будет обсуждаться законопроект о федеральном бюджете,    
как было сегодня сказано, будут специальные парламентские слушания по этой      
действительно сложной и комплексной проблеме. Не исключено, что потребуется     
внесение изменений и в Налоговый, и в Бюджетный кодексы, но в данном            
законопроекте эти вопросы просто не рассматриваются. При этом правительство,    
безусловно, понимает, что это очень сложная проблема, которая требует           
решения.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.                     
                                                                                
Подготовиться Водолацкому.                                                      
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, у меня следующий вопрос. Вот в вашем              
законопроекте предлагается 10 процентов объёмов ассигнований по закрытым        
статьям, я так их обозначу, распределять без ведома парламента, хотя по факту   
в 2015 году потребности были в 10 раз меньше. Чем вызвана необходимость         
самостоятельного распределения такого объёма бюджетных средств - в 10 раз       
больше, чем по факту в прошлом году? Что вы ожидаете, для чего вам это нужно?   
Обоснуйте, пожалуйста.                                                          
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые депутаты! В законопроекте    
не написано "в размере 10 процентов" - там говорится, что не более 10           
процентов, таким образом, в каждом конкретном случае будет приниматься          
решение о необходимости перераспределения.                                      
                                                                                
При этом хотел бы напомнить, привлечь ваше внимание к тому, что уже сейчас в    
Бюджетном кодексе есть основания для перераспределения средств,                 
предусмотренных на ГПВ, причём без ограничений, и это, на наш взгляд,           
полностью соответствует сложившейся практике и эффективному использованию       
бюджетных средств: когда это необходимо, вносятся изменения в ГПВ, всё это      
проходит соответствующие процедуры и отражается в сводной бюджетной росписи.    
Тем не менее при рассмотрении этих вопросов министерствами силового блока был   
поставлен вопрос о том, что в сложившейся ситуации этого недостаточно, им       
необходима большая оперативность, большая гибкость в использовании              
бюджетных средств, и они обратились с предложением расширить их возможности.    
Правительство сочло возможным поддержать такое дополнительное основание и       
предложило его в этом законопроекте.                                            
                                                                                
Мы считаем, что это ни в коей мере не ущемляет права парламента, это будет      
делегированное право парламента правительству, как это сделано и по очень       
многим другим основаниям. Вся информация о вносимых изменениях будет            
поступать в парламент, её можно будет рассматривать и в текущем режиме, и в     
рамках отчётности. При этом мы согласны, готовы рассмотреть необходимые         
уточнения ко второму чтению.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Водолацкий Виктор Петрович.                                         
                                                                                
Подготовиться Фургалу.                                                          
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Уважаемый Алексей Михайлович, в законопроекте предлагается     
отложить на один год срок вступления в силу норм об обязательном формировании   
и ведении перечня и реестров источников доходов в отношении субъектов           
Российской Федерации и муниципальных образований. Мы будем принимать бюджет     
на три года - не целесообразно ли отложить эту норму именно на срок бюджета,    
на три года, а не на один год?                                                  
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Виктор Петрович, в целом мы считаем, что этот новый      
инструмент - реестр источников доходов - очень важен и нужен в рамках           
бюджетного процесса. Здесь, кстати, мы предлагаем ещё уточнить формулировку:    
представляться, на наш взгляд, должен не сам реестр, который является очень     
сложной базой данных, а данные этого реестра, которые сделают прозрачными все   
расчёты и обоснования доходов бюджетов. Мы считаем, что со следующего           
бюджетного цикла все субъекты и муниципалитеты уже должны получить              
возможность в полном объёме пользоваться этим новым инструментом. Напомню,      
что на федеральном уровне уже в этом году этот реестр ведётся и эти данные      
будут представляться.                                                           
                                                                                
В то же время текущая ситуация такова, что ещё не все субъекты,                 
муниципалитеты успели принять соответствующие нормативные правовые акты. Те,    
кто принял, уже в этом году могут это сделать, а те, кто не принял...           
Всё-таки, учитывая ограниченность бюджетного процесса в текущем году, мы не     
настаиваем на том, что это должно быть в обязательном порядке. При этом ещё     
раз обращу внимание на то, что расчёты по всем доходам в обязательном порядке   
и так представляются во все парламенты, с этой точки зрения ухудшения,          
снижения прозрачности расчёта доходов не произойдёт.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Фургал Сергей Иванович.                       
                                                                                
ФУРГАЛ С. И., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Алексей Михайлович, ну, мы от вас уже услышали, что из ФОМСа будет              
перечислено 6 миллиардов в территориальные фонды. Вот хотелось бы, чтобы вы     
уточнили, по каким методикам рассчитываются потребности, необходимые суммы      
для высокотехнологичной помощи, не вошедшей в ОМС? И самое главное, каким       
образом это будет распределяться между субъектами?                              
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Сергей Иванович, уважаемые депутаты! В субъектах         
Российской Федерации есть учреждения здравоохранения, которые имеют право       
оказывать и оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь, их необходимо     
финансировать. Мы исходим из того, что такое финансовое обеспечение             
обязательно должно быть и должна быть утверждена, как это делалось в            
отношении всех других форм межбюджетных трансфертов, специальная методика, по   
которой на прозрачной, объективной основе можно распределить эти субсидии       
между субъектами Российской Федерации. Сейчас самое главное - дать              
возможность сформировать в бюджете Федерального фонда обязательного             
медицинского страхования такой инструмент, как субсидии субъектам Российской    
Федерации. В рамках действующего Бюджетного кодекса такой возможности сейчас    
нет, поэтому предлагается зафиксировать это законодательно, а затем уже можно   
начать рассматривать вопросы, каким образом эти средства объективно и           
прозрачно должны распределяться между субъектами Федерации.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть желающие выступить по рассматриваемому вопросу? Есть.   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна.                                             
                                                                                
Подготовиться Осипову.                                                          
                                                                                
ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вот те поправки   
в Бюджетный кодекс, которые мы сегодня рассматриваем, собственно, никаких       
базовых изменений в Бюджетный кодекс не вносят. Дело в том, что наша            
бюджетная политика, вообще, вызывает очень много вопросов - и мы обозначали     
эти вопросы на парламентских слушаниях, и регионы ставят эти вопросы, -         
поэтому принимать сегодня такое половинчатое решение, наверное, не совсем       
правильно. Мы рассматриваем правовые условия, как было сказано, для             
формирования бюджета на 2017 год и на плановый период до 2019 года, а значит,   
базовые принципы, которые сегодня уже назрели, надо было, конечно,              
закладывать в рамки изменений в Бюджетный кодекс. К сожалению, мы этого не      
видим. Проблемы эти не обострялись в предыдущие годы, потому что была высокая   
цена на нефть, а теперь они, как говорится, встают во весь рост - это           
проблемы межбюджетных отношений, полномочий, закредитованности регионов,        
государственного долга Российской Федерации и так далее. Сейчас ошибки, либо    
какие-то недочёты, либо недоведение до логического завершения могут нам         
слишком дорого обойтись.                                                        
                                                                                
А теперь конкретно по изменениям. Хотелось бы отметить вопрос использования     
остатков федерального бюджета. Об этом уже говорили подробно, я не буду         
повторяться, хочу только сказать, что то, чего мы так добивались, о чём         
постоянно говорили и в результате создали комиссию, о которой говорил уже       
здесь Андрей Михайлович, то есть парламентский контроль, усиление               
парламентского контроля, мы сейчас своими руками отдаём на откуп                
Правительству Российской Федерации. Я считаю, что это в корне неправильно,      
наша фракция это никогда не поддержит. Минфину теперь можно будет в сводную     
бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете вносить изменения    
о перераспределении бюджетных ассигнований в пределах 10 процентов, а это 1,6   
триллиона рублей, ну, полтора триллиона, и это в основном на военные нужды -    
представляете, какая это сумма?! У нас уже был печальный опыт: вспомним         
сердюковщину, и всё станет понятно. Естественно, мы не можем...                 
                                                                                
Я от фракции. Пожалуйста, добавьте время.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты - выступление от фракции.          
                                                                                
ГАНЗЯ В. А. Мы, естественно, не можем поддержать вот такой законопроект, тем    
более что в сводную бюджетную роспись будут вноситься изменения даже без        
участия трёхсторонней комиссии.                                                 
                                                                                
На семи листах Счётная палата Российской Федерации выдала замечания по этому    
законопроекту, то есть между первым и вторым чтениями нужны будут очень         
серьёзные изменения, чтобы можно было этот закон принять. В таком виде,         
конечно, это будет просто невозможно, этого нельзя делать.                      
                                                                                
Хотелось бы сказать ещё и вот о чём. С 1 января 2017 года согласно проекту      
закона в законодательный (представительный) орган власти представляются         
данные реестра источников доходов, не сами реестры. По этому поводу есть        
серьёзное замечание Счётной палаты. А что это такое - "данные"? Что это за      
данные, которые предусматривается представлять в законодательный орган          
власти? Это пока никто не определил. Это тоже одно из серьёзных замечаний.      
                                                                                
Ну и что ещё хотелось бы мне сказать? Может быть, это и не имеет прямого        
отношения к данному законопроекту, но регионы сегодня ждут серьёзных            
изменений в межбюджетных отношениях. Создана рабочая группа по инвентаризации   
полномочий. Хотелось бы, чтобы решения этой рабочей группы, точнее, выводы      
были зафиксированы как одно из правовых условий формирования бюджета.           
                                                                                
За законопроект в таком виде, в каком мы сегодня его видим, голосовать          
нельзя, фракция КПРФ воздержится.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.                                           
                                                                                
Подготовиться Макарову Андрею Михайловичу.                                      
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Вячеслав Викторович, я просил бы сразу поставить семь минут,      
чтобы не прерываться, я от фракции буду выступать.                              
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ         
РОССИЯ" против принятия этого закона. По нему есть замечания технического       
характера, которые, в общем-то, действительно исправимы ко второму чтению, но   
мы принципиально против такой практики, когда вместе с техническими             
поправками, которые действительно необходимы, упаковываются в один проект       
закона принципиальные изменения. Причём эти принципиальные изменения всегда     
касаются сокращения парламентских возможностей, связанных с контролем за        
расходованием бюджетных средств. Это мы наблюдаем на протяжении, я помню,       
пяти последних созывов: постепенно в течение пяти созывов урезаются             
полномочия парламента по контролю за расходованием бюджетных средств. Мало      
того, урезаются суммы при распределении бюджетных доходов в пользу регионов.    
То есть фактически бюджетные доходы формируются в федеральном центре, а потом   
распределяются по непрозрачным схемам между субъектами Федерации. Таким         
образом, как бы субъект Федерации ни увеличивал налоговую базу для роста        
доходов, трансферты ему уменьшаются, и фактически получается, что улучшение     
регионом своих позиций в экономическом развитии не влечёт роста показателей     
уровня жизни в этом регионе, - это порочная практика.                           
                                                                                
Конечно же, бюджет сложный, и бюджет этого года, и прошлого. Мы рассматривали   
сегодня законопроект о внесении изменений в закон о бюджете на 2016 год во      
втором чтении и скоро будем рассматривать законопроект о бюджете на 2017 год,   
и, естественно, в тех условиях, в которых находится российская экономика,       
когда дефицит бюджета по 2016 году составляет 3 триллиона рублей, мы ожидали    
от Правительства Российской Федерации адекватных законопроектов, которые дали   
бы ему дополнительные полномочия именно для решения проблем, стоящих перед      
бюджетом. Напоминаю, проблема, стоящая перед бюджетом, - размер дефицита 3      
триллиона рублей. И конечно же, мы ждали соответствующих мер, но, к             
сожалению, когда у нас здесь был министр финансов, он ничего предложить не      
смог: инициативы "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" он не поддерживает, а своих              
предложений у него нет.                                                         
                                                                                
Мы категорически против принятия этого закона, так как он ведёт к дальнейшему   
урезанию полномочий парламента по контролю за расходованием бюджетных           
средств.                                                                        
                                                                                
Что же вместо этого мы хотели бы видеть от Правительства Российской             
Федерации? Прежде всего, комплекс мер по увеличению доходной части бюджета на   
сумму, сопоставимую с дефицитом бюджета, то есть примерно на 3 триллиона        
рублей. Если наши предложения отвергаются, мы хотели бы видеть предложения      
Минфина; если Минфин не готов дать предложения, пусть всё правительство         
поработает над этим: есть Минэкономразвития, есть Государственный таможенный    
комитет, которые фактически отвечают за наполняемость бюджета, - могли бы       
поработать и внести свои предложения.                                           
                                                                                
Следующее, чего мы ожидаем от Правительства Российской Федерации: мы считаем,   
что менять Бюджетный кодекс нужно, но в прямо противоположном направлении -     
не сокращать, а расширять полномочия парламента по контролю за расходованием    
бюджетных средств, как это было в первом, во втором и в третьем созывах.        
Андрей Михайлович помнит времена, когда в Комитете по бюджету и налогам все     
региональные программы рассматривались отдельно и буквально несколько дней      
рассматривали только проект бюджета во втором чтении, - сейчас все эти          
полномочия забрало даже не правительство, а Минфин. Депутаты, которые избраны   
по одномандатным округам, надеются, что теперь они будут защищать интересы      
своих территорий и лоббировать какие-то программы, - разочарую вас: у вас по    
нынешнему Бюджетному кодексу таких полномочий нет. А раньше они были!           
Предлагаю их вернуть, и тогда вы действительно сможете выполнить                
обязательства, которые взяли на себя перед избирателями во время                
избирательной кампании.                                                         
                                                                                
Кроме того, мы считаем, нужно прислушаться к заключению Счётной палаты,         
которая справедливо замечает, что Минфин просит избыточных полномочий в части   
контроля, распределения по закрытым статьям расходов - не на полтора            
триллиона, конечно, но на 300 миллиардов, потому что объём закрытых статей      
примерно 3 триллиона по этому году, почти 4 триллиона, по-моему, в следующем    
будет меньше, в любом случае это сумма очень значительная, и мы считаем, что    
такие полномочия правительству давать не нужно.                                 
                                                                                
Мы этот законопроект не поддерживаем и призываем вас последовать нашему         
примеру.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Макаров Андрей Михайлович.                                                      
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Вячеслав Викторович, если можно, я объединю выступление с         
заключительным словом от комитета с выступлением от фракции, просто чтобы       
сэкономить время.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
Заключительное слово докладчика.                                                
                                                                                
Алексей Михайлович, есть у вас что сказать?                                     
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Нет, спасибо.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тогда заключительное слово содокладчика, и Андрей Михайлович хочет совместить   
его с выступлением от фракции.                                                  
                                                                                
Правильно я понимаю, Андрей Михайлович?                                         
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Да.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я предлагаю вернуться к обсуждаемому           
законопроекту, потому что мы сейчас обсуждали всё - бюджетную политику,         
доходы, налоги, - кроме законопроекта, который внесён и рассматривается         
сейчас нами на заседании.                                                       
                                                                                
Так вот я хотел бы обратить внимание на то, что Бюджетный кодекс не             
определяет и не может определять налоговую политику, это не входит в предмет    
его правового регулирования. Спросите у любого юриста, и он ответит, что у      
каждого закона есть свой предмет правового регулирования, а какой предмет       
правового регулирования у Бюджетного кодекса? Бюджетный кодекс определяет       
процедуры, по которым мы с вами рассматриваем бюджет страны, бюджеты            
внебюджетных фондов и бюджетную политику. Не случайно бюджетная политика        
прилагается как документ, утверждённый правительством, к материалам бюджета и   
поступает в Государственную Думу, но рассматривается нами в рамках              
рассмотрения бюджета, потому что мы проверяем в рамках парламентского           
контроля, как бюджетная политика наполняется реальным содержанием, то есть      
цифрами бюджета. Обсуждать бюджетную политику по закону, который предлагает     
определить процедуры, совершенно бессмысленно, и я всё-таки хотел бы, чтобы     
мы с вами вернулись к этому законопроекту.                                      
                                                                                
Что касается бюджетной политики, напомню о блестяще прошедших и вызвавших       
действительно очень живое обсуждение и у экспертов, и у всех заинтересованных   
лиц парламентских слушаниях по основным направлениям бюджетной, налоговой и     
таможенно-тарифной политики, в которых участвовали все фракции, все эксперты,   
общественные организации, Общественная палата, - вот там были высказаны наши    
рекомендации, парламента, в рамках парламентского контроля, и вот теперь мы     
должны проверить, как они реализованы в рамках бюджета.                         
                                                                                
Сразу, забегая вперёд, скажу об одном. Тут прозвучало предложение: давайте      
вернёмся к Государственной Думе образца первого, второго созывов в части        
полномочий, которые были у парламента, - вот сидит Александр Дмитриевич Жуков   
(вообще, всем лучшим, что есть во мне, у меня, как у председателя комитета по   
бюджету, я обязан Александру Дмитриевичу, - тут надо поаплодировать, и не       
мне, а Александру Дмитриевичу (аплодисменты)), так вот он подтвердит, что       
сейчас у парламента полномочий на порядок больше, чем было в первом и втором    
созывах Государственной Думы, определяются они Бюджетным кодексом и законом     
"О парламентском контроле", поэтому говорить "давайте вернёмся" означает        
призывать к тому, чтобы мы с вами взяли и подарили кому-то полномочия,          
которые с таким трудом получили. Другое дело, что было тогда, когда депутаты    
здесь пытались договориться и распределяли по ФАИП, когда деньги делили, но я   
хочу напомнить, что есть Конституция, в которой говорится: правительство        
разрабатывает и исполняет бюджет, а мы с вами рассматриваем его и               
контролируем исполнение - вот это и есть разделение полномочий: не делить       
деньги, как кому-то очень хотелось бы, наверное, а именно контролировать,       
насколько правильно деньги направляются и насколько эффективно используются.    
                                                                                
Процедуры, которые предлагаются в этом законопроекте, как я уже рассказывал,    
поделены на две группы. Одна группа - процедуры абсолютно необходимые, чтобы    
эффективно строить бюджетный процесс, и здесь никаких возражений нет, ну        
просто потому, что бессмысленно возражать, белое всё равно останется белым, а   
чёрное - чёрным, в этом плане и спорить-то бессмысленно (а может, просто не     
читали, поэтому и сказать нечего). А вот что касается полномочий парламента -   
это как раз тот самый вопрос, по которому и Счётная палата, и комитет по        
бюджету, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" однозначны в оценках: предложения по         
бюджетной процедуре не могут ущемлять конституционные полномочия парламента.    
Именно поэтому вопросы по процедурам, по парламентскому контролю, которые       
были внесены, мы и предлагаем обсудить в рамках второго чтения. Комитет ясно    
определил свою позицию, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" ясно определила свою позицию:   
никаких норм в ущерб конституционным полномочиям парламента в Бюджетном         
кодексе быть не может. Мы сегодня предлагаем спокойно поработать над            
законопроектом, принять то, что необходимо для бюджетного процесса, а что       
касается процедур по парламентскому контролю - отклонить эти предложения, но    
сделать это не лозунгами на пленарном заседании, а внесёнными поправками,       
которые будут рассмотрены во втором чтении. Я повторяю: и комитет по бюджету,   
и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" доверили мне выразить свои позиции - мы               
поддерживаем принятие в первом чтении законопроекта как необходимого            
инструмента интенсификации, повышения эффективности бюджетных процедур и        
предлагаем во втором чтении исключить любые нормы, которые могут ущемить        
полномочия парламента.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставлю на голосование пункт 12, проект федерального закона   
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании       
утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской           
Федерации".                                                                     
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8 %                                    
Проголосовало против           57 чел.12,7 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Коллеги, законопроект принимается в первом чтении.