Заседание № 201
О проекте федерального закона № 430965-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части, касающейся применения информационно-телекоммуникационных технологий при проведении процедуры банкротства; принят в первом чтении 7 декабря 2010 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 35. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Докладывает Екатерина Юрьевна Семёнова. СЕМЁНОВА Е. Ю. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В ходе подготовки ко второму чтению к принятию рекомендованы поправки о том, что к арбитражному управляющему применяются нормы налогового законодательства об индивидуальных предпринимателях. Эти поправки - их пять - заключены в одну таблицу, отклонённых поправок нет. Комитет по собственности просит утвердить таблицу поправок 1 и текст законопроекта во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас имеется одна таблица, в ней пять поправок. Есть ли замечания по этой таблице? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 50 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Таблица принимается. Мы выносим законопроект на голосование во втором чтении. Но, похоже, нам Екатерина Юрьевна хочет что-то ещё сказать. Включите микрофон на центральной трибуне. СЕМЁНОВА Е. Ю. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Замечаний Правового управления нет. Комитет просит принять указанный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, подготовлен законопроект к третьему чтению. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект также на голосование в третьем чтении.
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Второе чтение. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 16 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается. Его же голосуем в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 34 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принято.
Заседание № 198
О проекте федерального закона № 430965-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части, касающейся применения информационно-телекоммуникационных технологий при проведении процедуры банкротства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 19. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Пожалуйста. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается, на наш взгляд, абсолютно технический законопроект. На сегодняшний день в процессе конкурсного производства при банкротстве предприятий применяется механизм торгов. Мы с вами приняли закон о банкротстве, действующий сегодня, в 2002 году. Он резко увеличил, так сказать, объективность таких продаж посредством включения в этот процесс оценщиков и многих-многих других, а мы помним, какие были злоупотребления, в том числе продажа огромного количества объектов за совершенно ничтожные деньги. Предлагаемый сегодня законопроект позволяет такие торги проводить в ещё более публичной форме - в открытую в Интернете, для того чтобы расширить ещё больше количество возможных участников и ещё более, так скажем, объективизировать цену такой продажи, поэтому мы считаем законопроект техническим. Предлагаем Думе рассмотреть его и принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, есть вопросы. Я вижу две руки, нет, три - Коломейцев, Эдель и Рохмистров. Нет других желающих? Нет. Пожалуйста, Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Виктор Семёнович, два вопроса. Первый: не могли бы вы привести статистические данные о том, сколько предприятий, прошедших процедуру банкротства, оздоровилось? Это в принципе косвенно к теме относится. И второй: не могли бы вы в дополнение к предыдущему законопроекту раздать в зале несостоявшийся доклад Степашина об итогах первой приватизации в России? ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Ну, сразу скажу по второй части вопроса, поскольку этот вопрос у нас уже закрыт. Я готов вам лично объяснить, что доклад Степашина о приватизации, скажем так, не имел характера результирующего документа - мы обсуждали это со Счётной палатой, - это, скорее, было мнение ряда аудиторов. Ну, если нужно будет, подробнее могу объяснить лично. По первой части вопроса. Действительно, сегодня в России не так много случаев финансовых оздоровлений, но причину этого мы видим совершенно в другом. Причина, на наш взгляд, заключается в том - и с этим мнением соглашается правительство, - что к моменту начала процесса банкротства предприятия оно, как правило, уже разворовано. Это означает, что диагноз уже - труп, и лечить в этом смысле бесполезно. Это основная причина. Есть и другие, дополнительные, например такая: сегодня Федеральная налоговая служба является основным регулятором деятельности по банкротству и занимается управлением государственным долгом в этой сфере. По нашему мнению, это несовпадение, конфликт интересов: Федеральная налоговая служба сегодня вынуждена оздоравливать предприятие, тогда как её главная миссия - обеспечить собираемость бюджета. Поэтому они чаще, чем необходимо, имея в руках контрольный пакет государственного долга по конкретному предприятию, голосуют за конкурсное производство. Наше предложение в том, что сегодня банкротство предприятий как оздоровление нужно начинать намного раньше. Дело в том, что 98 процентов банкротств в мире начинается не по инициативе кредитора, а по инициативе должника - как способ защиты от недобросовестного кредитора. Этот закон к обсуждаемой проблеме никакого отношения не имеет, он просто технически позволяет продавать - максимально определённо - в электронной форме. Сегодня уже есть огромное количество электронных площадок, доступ лучше, объективность выше и цена правильнее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Эдель Игорь Олегович, пожалуйста, ваш вопрос. ЭДЕЛЬ И. О., фракция КПРФ. Уважаемый Виктор Семёнович, я вот, если честно, не вижу механизма, как это повлияет? Вот на сегодняшний день очень много дорожных компаний пострадало и обанкротилось, технику стоимостью 100 тысяч долларов продают по 100 тысяч рублей. Начинаешь разбираться, они показывают, что и в Интернете давали объявление, и всё было доступно, но вот больше никто не заплатил. Вот в этом случае как всё это будет происходить? ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемый Игорь Олегович, уже сегодня, если это произошло, у вас есть возможность предъявить иски как к арбитражному управляющему, так и к оценщику - каждый из них имеет ответственность в этом процессе. То, что мы сегодня устанавливаем в законе, позволит нам с вами с рабочего места увидеть процесс электронных торгов по конкретной машине, и тогда продажа машины стоимостью 300 тысяч долларов за 100 тысяч рублей будет невозможна по понятным причинам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Виктор Семёнович, ну, у меня уточняющий вопрос. Законопроектом предполагается создать единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Насколько быстро это возможно сегодня сделать, потому что я понимаю, что это встретит, ну, будем так говорить, сопротивление целого ряда игроков на банкротстве, и в первую очередь, я думаю, налоговой службы, потому что в более чем 80 процентах случаев инициатором выступает налоговая служба. И вот об электронных торгах. Технически как это будет? Подразумевается, что это будет единый портал либо это будет разбросано по уже существующим электронным площадкам, то есть найти в принципе, где выставляется на торги то или иное предприятие на сегодняшний день, будет достаточно сложно. Или это будет предусмотрено технически и законодательно? ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. В данном случае здесь два вопроса. Вопрос второй - делать ли центральную торговую площадку или нет? Конечно же, мы против монополизма - единой торговой площадки, хотя бы потому, что, для того чтобы продать автомобиль или сарай, находящийся во Владивостоке, вовсе не обязательно заводить это на площадку в Москве. Риск монополизма очень высокий, поэтому мы за децентрализованную систему, но урегулированную с точки зрения общих принципов. По первой части вопроса. В действительности сегодня информация о реальном состоянии дел в части банкротства, то есть о решениях судов... Мы рассчитывали на то, что будет единый бюллетень Высшего Арбитражного Суда, где такая информация будет публиковаться, но здесь не очень хорошо получается: возникают бюджетные затраты и так далее. Мы предлагали и предлагаем ведение такого реестра на базе союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, он существует уже девять лет. И третья версия - на базе правительства сделать такой сайт, на котором должна быть информация о всех возбуждённых делах по банкротству, о стадиях, о составе продаж имущества, то есть сделать это на уровне правительства. Пока этим законопроектом мы говорим о необходимости создания, предлагайте ко второму чтению конкретизирующие поправки, думаю, что мы обсудим и, возможно, примем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дан ответ, да, Виктор Семёнович? Спасибо. Коллеги, вопросов больше нет. Присаживайтесь. Настаивает ли кто-то на выступлении? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Николай Васильевич. Вот ещё Рохмистров, видите? Придётся вам выступать позже, потому что у нас через две с половиной минуты - фиксированное время. Предлагаю пока отложить рассмотрение вопроса 19, запишем только желающих выступить. Я так понимаю, что это Коломейцев и Рохмистров. Есть ещё желающие? Нет. У нас будет два выступления по этому законопроекту.
Возвращаемся к 19-му вопросу. У нас идёт его обсуждение в первом чтении, и есть двое записавшихся на выступление - Коломейцев и Рохмистров. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вот зная лоббистские способности некоторых депутатов, я, во-первых, смотрю на автора, во-вторых - на заключение Правового управления. Вот вы обратите внимание, те, кто не обращал, но иногда читает: одно заключение Правового управления отличается конкретностью предложений, взвешенностью, глубиной проработки, в другом же написано, что в рабочем порядке передано кому-то что-то, они, вероятно, учтут. Вот здесь как раз сошлись два варианта: во-первых, авторы - Плескачевский и Шаккум, которые обладают большими лоббистскими способностями и могут в течение дня провести закон в пяти чтениях - в трёх в Думе и в двух в Совете Федерации, а вечером, наверное, подписать у президента; с другой стороны, Правовое управление не дало никаких замечаний; и, с третьей стороны, сама тема - уже обанкротили всё. Ну, самый свежий пример. Я здесь к вам обращался уже по этому поводу. Сегодня банкротится последнее российское предприятие по изготовлению корпусов инженерных боеприпасов от подводных, надводных и всех прочих. Причём технология одна и та же: госкорпорация, зная, что есть ликвидные активы, назначает подставную компанию, смещает человека, который единственный, наверное, в России, будучи производственником, прошёл школу арбитражного управляющего и оздоровил этот завод - давал в месяц только по товарам народного потребления 13 миллионов прибыли! Сегодня поставили непонятного арбитражного управляющего, который за месяц уже сделал долгов 30 миллионов, но предприятие сработало аж на миллион - производство! Понимаете? И в данной ситуации, с моей точки зрения, вывешивайте вы хоть на Луне результаты, но если они предопределены и нет в стране процедуры спроса и ответственности... Взялся оздоравливать - почему не оздоровил? Нет ответственности правительства, процедуры национализации. В любой нормальной стране кроме процедур приватизации, банкротства есть ещё процедура национализации, когда предприятие превращается в казённое. Смотрите, Америка, "Дженерал Моторс": для того чтобы оздоровить гордость Америки бывшую, взяли просто и объявили банкротство. Но для чего? Для того чтобы не платить таким лохам, как мы, по процентам и по акциям, и для того чтобы поставить государственное управление и оздоровить за счёт государственных средств. Мы же что делаем? Мы продолжаем раскассировать то, что ещё не раскассировано, хотя уже почти ничего не можем. Я вообще убеждён, что комитеты по собственности, по экономической политике сплошь наполнились идеями Гайдара, который, кроме разрушения, стране не принёс ничего. Им бы, может, там поменять персоналии, но, с моей точки зрения, вот с таким концептуальным подходом в части законодательства мы придём в полный тупик, потому что сегодня экономика находится в коллапсе, особенно производящий сектор, притом что всего 4 процента ВВП у нас сегодня составляет машиностроение, 4 процента ВВП - сельское хозяйство. Подумайте, как же вы будете реализовывать поддержанные послания всех президентов? Мы не будем поддерживать этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Вот то, что Николай Васильевич говорил достаточно эмоционально, - почти всё правда, мы двумя руками за, но хотелось бы вернуть его к тексту законопроекта и пояснить, собственно говоря, почему за этот проект надо проголосовать, несмотря на то что он внесён, вот как он сказал, самыми эффективными лоббистами. На сегодняшний день при банкротстве предприятия - и преднамеренном банкротстве - есть интерес у кого-то по дешёвке скупить активы. Сегодня это возможно, потому что, условно говоря, предприятие, которое находится на Дальнем Востоке, выставляется на продажу в таком месте, куда нормальный человек и добраться не может, а самое главное, он ничего не знает, и поэтому активы этого предприятия продаются по реально заниженной цене, они выводятся, и, собственно говоря, потом новый собственник, частный, закрыв все проблемы с государством по минимуму, условно говоря, начинает эффективно набивать себе карман. Вот одним из решений этих проблем является, ещё раз хочу сказать, концепция настоящего законопроекта, многое будет зависеть от второго чтения. Необходимо сделать процедуру продажи активов уже обанкротившегося предприятия, по которому уже приняты все процедурные решения, такой, чтобы они ушли по своей реальной цене и не было возможности у какого-то заинтересованного лица договориться с конкретным управляющим, чтобы эти активы вывести. Примеров таких можно привести много, собственно говоря, о том, как это делается, наша история вам всё расскажет. Даже в Москве, если не очень далеко проехать... Вот, например, ситценабивная фабрика, посмотрите историю создания такого мощного актива, который тоже принадлежит одному из наших сенаторов, бывшему заместителю председателя фонда российского имущества, посмотрите, как это всё делалось и как это всё выводилось через процедуру банкротства, когда вдруг никому не нужное вдруг стало очень прибыльным и доходным. Вот эту проблему - сделать так, чтобы этого не происходило, - можно решить в рамках этого закона, поэтому то, что его здесь называют техническим, наверное, не совсем правильно. Это действительно хорошее и нужное дело, если активы будут выставляться на доступных всем и открытых площадках, чтобы нельзя было напечатать в какой-нибудь газетёнке объявление районного масштаба, а потом самому купить весь тираж, чтобы об этом никто ничего не узнал. Процедура торгов и продажи имущества должна быть максимально открытой, прозрачной и доступной, поэтому вопросы площадок и создания единой информационной базы - это действительно важные вещи, которые мы должны прописать в нашем законодательстве, тем более если это будет осуществляться через сеть Интернет, которая сегодня... Во всяком случае, для любого лица, заинтересованного в создании либо в развитии бизнеса, это, наверное, ну, больше, чем ручка в кармане, и Интернетом пользуются активно уже начиная, наверное, с четвёртого, второго или первого класса. На сегодняшний день этот закон действительно имеет важное значение. Я думаю, что его необходимо поддержать, и призываю в том числе и фракцию КПРФ его поддержать, потому что он несёт в себе очень серьёзную антикоррупционную направленность. Призываю коллег поддержать настоящий законопроект и во втором чтении сделать его максимально открытым и понятным всем, и, естественно, необходимо, чтобы за нарушение этого закона наступала реальная ответственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить у полномочного представителя президента и у полномочного представителя правительства? Нет. Докладчик просит заключительного слова. Включите микрофон Плескачевскому Виктору Семёновичу. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, я прежде всего обращаюсь к фракции КПРФ: вот всё то, весь тот пафос, который излил на нас Николай Васильевич, никакого отношения к предлагаемому тексту законопроекта не имеет. В этом законопроекте буквально сказано вот то, о чём сказал Максим Станиславович: речь идёт об электронных торгах, о самой возможности электронных торгов. Сегодня мы с вами уже пользуемся электронными билетами на железной дороге, электронными билетами в авиационных компаниях. Речь идёт о том, что сегодня эта более открытая система отношений, которая действительно даёт возможность приобретения предприятий, продаваемых на Дальнем Востоке, в том числе и в Москве, формирует новые условия для прозрачности, а значит, уменьшает возможности для коррупции и злоупотреблений в этой сфере. И последнее. Уже с 2002 года лица, такие как арбитражный управляющий и оценщики, то есть все те, кто участвует в процессе банкротства и, может быть, нарушает чьи-либо права, и совершает что-либо не то, по закону несут материальную ответственность. Я обращаю ваше внимание: это не десятки тысяч рублей и даже не сотни тысяч рублей, это уже миллионы рублей, хотя, может быть, их и не всегда хватает, но тем не менее механизм материального наказания уже существует. Обращайтесь, пожалуйста, сегодня в судебные инстанции для истребования возмещения в том случае, если вы считаете, что ваши права нарушены. На наш взгляд, это снижает возможности для коррупции, снижает возможности для злоупотреблений в этой сфере, а значит, повышает возможности для объективности. Значит, наша с вами работа в 2002 году была проделана не зря. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мы обсудили 19-й вопрос, выносим его на "час голосования". Ставлю на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 13 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0% Проголосовало против 51 чел.11,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 429 чел. Не голосовало 21 чел.4,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 197
О проекте федерального закона № 430965-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части, касающейся применения информационно-телекоммуникационных технологий при проведении процедуры банкротства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я поддерживаю предложение коллеги Локотя о снятии пунктов 7 и 15 и предлагаю добавить в этот список для снятия 32-й пункт. Пункт 7 необходимо снять прежде всего потому, что... ну сколько же можно предавать свою историю и подставляться под очередные инсинуации! С моей точки зрения, злейшие враги России готовили этот проект постановления, и желательно бы посмотреть фамилии тех, кто его готовил. Второе, по митингам и шествиям. Я уже говорил, что я вообще, честно сказать, удивляюсь коллеге Маркову: он вроде по телевизору супердемократ, но законы предлагает суперретроградские. И по 32-му. Ну вы посмотрите, что это за закон! У нас скоро в виртуальном пространстве будет и страна после таких законов. Поэтому я предлагаю не рассматривать эти пункты сегодня, а разгрузить повестку для других вопросов, их у нас много.
Было ещё предложение Коломейцева Николая Васильевича снять с рассмотрения 32-й пункт порядка работы. По нему у нас Плескачевский Виктор Семёнович докладчик. Нет его? Кто от Комитета по собственности прокомментирует? Не будет комментариев? Ставится на голосование предложение Коломейцева Николая Васильевича снять 32-й вопрос с рассмотрения. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 34 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 58 чел. Не голосовало 392 чел.87,1 % Результат: не принято Не принято.