Заседание № 161

15.04.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 430851-6 "О внесении изменений в статью 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления санкций статьи).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5110 по 5250 из 6349
28-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7.1       
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад       
депутата Государственной Думы Владимира Петровича Машкарина.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАШКАРИН В. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, в настоящее время ответственность за самовольное занятие     
земельного участка или использование земельного участка без оформленных в       
установленном законом порядке правоустанавливающих документов на землю, а в     
случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление                
хозяйственной деятельности, в соответствии со статьёй 7.1 Кодекса Российской    
Федерации об административных правонарушениях влечёт наложение                  
административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тысячи рублей, на     
должностных лиц - от 1 тысячи до 2 тысяч рублей, на юридических лиц - от 10     
тысяч до 20 тысяч рублей.                                                       
                                                                                
Законопроектом предлагается усилить административную ответственность,           
установив штрафные санкции в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей для          
граждан, от 10 тысяч до 30 тысяч рублей - для должностных лиц и для лиц,        
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического    
лица, и от 50 тысяч до 100 тысяч рублей - для юридических лиц, то есть          
увеличить размеры штрафов в среднем от двух до пяти раз. Необходимость          
усиления ответственности за правонарушение, предусмотренное статьёй 7.1         
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вызвана       
возрастающим с каждым годом количеством нарушений в данной сфере. По данным     
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, на      
протяжении последних лет неуклонно растёт число данных правонарушений: среди    
юридических лиц количество нарушений с каждым годом возрастает примерно на      
одну тысячу случаев, среди физических лиц - примерно на десять тысяч случаев.   
Это указывает на несоответствие, на то, что установленные размеры штрафов не    
способствуют предупреждению новых правонарушений в этой сфере.                  
                                                                                
Также следует отметить, что самовольное занятие земель ведёт к нарушению прав   
и законных интересов других лиц, а использование земельных участков без         
правоустанавливающих документов приводит к непоступлению в бюджет в полном      
объёме земельного налога или арендной платы. Кроме того, муниципальные          
образования при планировании или при подготовке документов по планировке        
своих территорий сталкиваются зачастую с проблемой как раз самовольно занятых   
земельных участков, особенно если на этих земельных участках к этому времени    
воздвигнуты какие-то строения. Это препятствует развитию транспортной           
инфраструктуры муниципальных образований и создаёт неопрятный вид наших         
городов и посёлков.                                                             
                                                                                
Принятие данного законопроекта будет способствовать надлежащему оформлению      
прав граждан и организаций на земельные участки и в целом улучшит вид наших     
населённых пунктов. Прошу поддержать данный законопроект.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Дмитрия Фёдоровича Вяткина.                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В целом         
соглашаясь с теми проблемами, о которых говорится в пояснительной записке к     
законопроекту, с необходимостью их решения, комитет отмечает в своём            
заключении ряд юридико-технических претензий, а также указывает на              
необходимость изменения концептуального подхода к решению вопроса о             
привлечении к административной ответственности за те или иные правонарушения,   
в том числе за нарушение порядка использования земель различного назначения.    
Само по себе увеличение размеров штрафных санкций, конечно, может привести к    
некоторому увеличению поступлений в бюджеты, но, по мнению комитета - кстати,   
по мнению не только Комитета по конституционному законодательству и             
государственному строительству, но и Комитета по вопросам собственности, - к    
реальному изменению ситуации, к сожалению, не приведёт, необходим несколько     
иной подход.                                                                    
                                                                                
Наш комитет изложил все претензии к законопроекту в своём заключении, и мы      
считаем, что данный законопроект необходимо отклонить. Такое же мнение          
содержится в заключении Комитета по вопросам собственности. Ну и                
справедливости ради надо отметить, что Комитет по земельным отношениям и        
строительству поддерживает указанный законопроект.                              
                                                                                
Наш комитет, профильный, предлагает законопроект отклонить.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Владимир Петрович, захват земли, наверное, может быть            
обусловлен разными причинами. Одно дело, когда, скажем, в селе земли брошены,   
десятилетиями уже не используются, и человек увеличил свой участок, скажем на   
гектар, за счёт этих брошенных земель, которые юридически в чей-то              
собственности находятся, и сажает там картошку, чтобы просто-напросто           
прожить, потому что зарплата на селе или даже в пригородных территориях вы      
знаете какая, она близка к нулю, а жить как-то надо, и это одна ситуация. И     
другая ситуация - это когда опять же пригородные земли, тоже брошенные, то      
есть там десятилетиями, кроме бурьяна, ничего не росло, захватывают и строят    
коттеджи. Вы предусматриваете одинаковые штрафы в той и другой ситуации, но     
для простого человека, который высаживает картошку, чтобы прожить, 2-3 тысячи   
рублей - это огромные деньги, а для того, кто строит коттеджи, 2-3 тысячи       
рублей - это копейки, он заплатит и не заметит. Не считаете ли вы, что при      
определении размеров штрафов всё-таки надо какую-то градацию установить, то     
есть в зависимости от того, как эта земля брошенная... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вяткину включите микрофон.                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Автору?                                                   
                                                                                
Машкарину, пожалуйста, включите микрофон.                                       
                                                                                
МАШКАРИН В. П. В данном законопроекте речь идёт только о тех случаях, когда     
самовольное занятие земельного участка или использование его без                
правоустанавливающих документов не сопряжено с иными правонарушениями,          
которые были бы обусловлены оформлением подложных документов и так далее.       
Если речь идёт о коттедже, то нельзя оформить в собственность коттедж, не       
оформив подложный документ, такие строения считаются самостроем, и это          
отдельный предмет правового регулирования.                                      
                                                                                
Я в своём законопроекте старался затронуть только один аспект, касающийся       
такого случая, когда люди, самовольно занимая земельные участки, создают        
препятствия в планировании городских территорий, а таких фактов очень и очень   
много. Мы очень часто сталкиваемся с тем, что муниципальные образования         
узаконивают эти захваты, чтобы не создавать социальную напряжённость среди      
населения, но с этим явлением надо бороться.                                    
                                                                                
За семь лет, с 2007 года, размеры санкций не менялись, и получается, что мы     
усилили ответственность за массу других, менее значимых административных        
правонарушений, а эта норма, я считаю, сегодня практически неэффективна с       
точки зрения ответственности за совершённое правонарушение. 1 тысяча рублей     
для физического лица - это очень мало, хотя, наверное, штраф в размере 3        
тысяч, как я предлагаю, тоже недостаточен, но я считаю необходимым поэтапное    
увеличение административной ответственности.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросов больше нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Представители             
президента, правительства будут выступать? Нет.                                 
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5782 по 5798 из 6349
28-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7.1       
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за                4 чел.0,9 %                                     
Проголосовало против            6 чел.1,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     10 чел.                                          
Не голосовало                 440 чел.97,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.