Заседание № 192

06.03.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 430721-7 "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "О связи" (в части уточнения порядка заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3050 по 3387 из 5087
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 44          
Федерального закона "О связи". Доклад члена Совета Федерации Людмилы            
Николаевны Боковой.                                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БОКОВА Л. Н., член Совета Федерации.                                            
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Этот законопроект является   
логичным продолжением той серии законопроектов, которые вы поддержали, и        
касается распространения так называемых серых сим-карт. Нормы Федерального      
закона "О связи", содержащие требования к объектам и местам, которые могут      
быть использованы для заключения договора об оказании услуг подвижной           
радиотелефонной связи, действительно направлены прежде всего на то, чтобы       
предотвращать неконтролируемое распространение идентификационных модулей, при   
этом законодательные требования об идентификации абонентов в полной мере        
можно выполнить и при заключении договора в нестационарных торговых объектах,   
в связи с чем риски неконтролируемого распространения идентификационных         
модулей не увеличиваются. Здесь мы имеем в виду такие объекты, как выставки,    
павильоны, при этом должно быть, естественно, специально оборудованное          
рабочее место, лицензированное рабочее место. Законопроект направлен на         
обеспечение соблюдения баланса интересов государства, пользователей и           
операторов связи с учётом недостаточно развитой сети стационарных торговых      
объектов, что позволило бы обеспечить максимальную доступность для граждан      
объектов, в которых можно заключить договор и получить необходимое              
обслуживание.                                                                   
                                                                                
Правительством Российской Федерации подготовлен отзыв на данный законопроект,   
он в целом положительный, но по концепции есть ряд замечаний. Аналогичные       
замечания были высказаны Комитетом Государственной Думы по информационной       
политике, информационным технологиям и связи, Комитетом по экономической        
политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Для    
учёта этих замечаний в рамках заседаний комитетов было предложено: установить   
в законе однозначный перечень объектов и мест, которые могут быть               
использованы оператором связи и уполномоченными ими представителями для         
заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи,          
включающий в том числе стационарные объекты, нестационарные торговые объекты,   
имеющие торговый зал и оборудованные рабочие места, а также специально          
оборудованные транспортные средства, с учётом терминологии, которая             
установлена в законе "Об основах государственного регулирования торговой        
деятельности в Российской Федерации". Тем самым мы приводим в соответствие      
терминологию закона "О связи" и закона о торговле, это позволит более чётко     
закрепить за операторами и уполномоченными ими лицами право на использование    
нестационарных торговых объектов и тем самым исключить ту нехорошую, порочную   
практику, которую мы пока ещё видим на наших улицах, - торговлю на местах с     
"раскладушек" и с рук.                                                          
                                                                                
Также имеется замечание Правового управления Аппарата Государственной Думы о    
необходимости учесть развитие информационных технологий и их применение в       
гражданском обороте, что позволит расширить способы идентификации личности и    
решить проблему распространения идентификационных модулей.                      
                                                                                
Для учёта указанных замечаний - и мы также обсудили это на заседаниях           
комитетов - предлагается в пункте 1 статьи 44 установить в виде                 
разрешительной нормы (а не в виде исключения, как на сегодняшний день)          
возможность заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной    
связи посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, поскольку   
с учётом развития информационных технологий такой способ заключения договора    
также позволяет провести идентификацию потенциального абонента.                 
                                                                                
Таким образом, законопроект устраняет неоднозначное толкование норм, которые    
есть на сегодняшний день в законе "О связи" и касаются нестационарных           
торговых объектов, и позволяет привести терминологию закона "О связи" в         
соответствие с терминологией закона о торговой деятельности, а также            
предусмотреть использование современных технологий для заключения договоров     
об услугах подвижной радиотелефонной связи. При этом, конечно же, этим          
проектом закона в полной мере исключается торговля так называемыми серыми       
сим-картами, которая происходит в нестационарных объектах. Мы устанавливаем     
чёткий перечень объектов, где производится торговля, с учётом использования     
информационных технологий и только согласно установленным нормам.               
                                                                                
Прошу поддержать этот законопроект, он носит технический характер и при этом    
логично дополняет серию законов, принятых ранее, и на сегодняшний день уже      
есть результаты их применения.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад члена комитета по информационной политике        
Максима Георгиевича Кудрявцева.                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУДРЯВЦЕВ М. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по информационной    
политике, информационным технологиям и связи рассмотрел проект федерального     
закона "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "О связи".         
Данный законопроект был внесён сенатором Боковой Людмилой Николаевной и         
группой депутатов Государственной Думы.                                         
                                                                                
В целом законопроект направлен на устранение правовой неопределённости пункта   
1 статьи 44 Федерального закона "О связи", Людмила Николаевна Бокова            
достаточно подробно рассказала, в чём суть сложившейся неопределённости. От     
комитета дополню, что в Федеральном законе "Об основах государственного         
регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" даются              
определения понятий "торговый объект", "стационарный торговый объект" и         
"нестационарный торговый объект", которые отличаются от аналогичных понятий,    
применяемых в статье 44 Федерального закона "О связи". Кроме того, понятие      
помещения, используемое в данной статье, в федеральных законах "О связи" и      
"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской   
Федерации" не раскрывается. Поскольку законопроект направлен на устранение      
правовой коллизии и приведение в соответствие абзацев второго, третьего,        
четвёртого и пятого пункта 1 статьи 44 Федерального закона "О связи",           
полагаем целесообразным привести к единообразию терминологию, предусмотренную   
федеральными законами "О связи" и "Об основах государственного регулирования    
торговой деятельности в Российской Федерации" в целях исключения правовой       
неопределённости и разночтений, а также возможных трудностей в                  
правоприменении.                                                                
                                                                                
Правительство Российской Федерации концепцию данного законопроекта              
поддерживает.                                                                   
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по информационной политике, информационным         
технологиям и связи также поддерживает концепцию данного законопроекта и        
рекомендует депутатам Государственной Думы принять его в первом чтении.         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, уважаемые коллеги?                                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемая Людмила Николаевна, вы ведь понимаете, что те, кто торгует            
незаконно, будут продолжать это делать. Почему вы не предлагаете повысить       
ответственность для тех, кто в принципе является владельцем таких сим-карт?     
Мне кажется, что правильнее было бы сделать это по отношению к ним. Ведь        
симку покупают по паспорту, так откуда серая зона, почему серая зона? Может,    
всё-таки надо, так сказать, ближе к корням бить?                                
                                                                                
БОКОВА Л. Н. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Я вам хочу напомнить, что   
закон об идентификации абонента по паспорту был принят депутатами, мы его       
рассмотрели в позапрошлом году, и сейчас в отношении всех абонентов             
операторов проводится проверка паспортных данных через систему СМЭВ. А до тех   
пор у операторов сотовой связи не было соответствующей правовой основы, так     
как не были внесены изменения в закон "О связи".                                
                                                                                
Что касается ответственности - совершенно с вами согласна. В продолжение        
данного законопроекта уже внесён проект закона о запрете распространения        
сим-карт, касающийся не торговой деятельности, а именно распространения.        
Соответственно, Комитетом по государственному строительству и                   
законодательству уже рассматривается внесённый в Государственную Думу           
законопроект об изменениях в КоАП, которые предусматривают ответственность за   
подобного рода распространение сим-карт, там предусмотрена ответственность и    
для операторов сотовой связи, и для тех уличных псевдоторговцев, которые        
сегодня есть. Так что мы действительно рассматриваем ситуацию в целом и         
предлагаем регулирование и в законе "О связи", и в КоАП.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Максим Георгиевич, я всё-таки ещё раз хочу заметить,     
что у нас нет сенатора Боковой, у нас есть либо представитель Саратовской       
области в Совете Федерации Людмила Николаевна Бокова, либо член Совета          
Федерации Людмила Николаевна Бокова. Это первое.                                
                                                                                
Второе. Скажите, пожалуйста, неужели нельзя, допустим, на этом стационарном     
объекте оформить сим-карту не по паспорту того человека, который пришёл за      
этой сим-картой, а по паспорту, который он просто с собой принёс, грубо         
говоря, по чужому паспорту? Есть какая-то разница, стационарный или             
нестационарный объект, если я даю чужой паспорт и в него вкладываю сотню        
рублей, чтобы мне всё оформили на этот паспорт?                                 
                                                                                
КУДРЯВЦЕВ М. Г. Согласно закону "О связи" заключение договора с физическим      
лицом производится либо при предъявлении им паспорта, либо по доверенности.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич.                                  
                                                                                
ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Людмиле Николаевне.                                             
                                                                                
В данном законопроекте не только уточняется терминология, но и предусмотрены    
более серьёзные изменения, а именно расширение перечня объектов, где            
недопустимо заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной    
связи. В связи с этим вопрос: чем обосновывается расширение данного перечня?    
И для справки, в пояснительной записке и в заключении ответственного комитета   
ничего не сказано о расширении данного перечня, а только указано, что           
законопроект носит уточняющий характер.                                         
                                                                                
БОКОВА Л. Н. Спасибо за вопрос. Так и есть, законопроект носит уточняющий       
характер. Мы оставляем положение о том, что заключить договор о                 
предоставлении услуг подвижной радиотелефонной связи можно и в стационарных     
объектах, и в нестационарных объектах, то есть здесь в данном случае            
расширения нет. Но при этом в законе о торговой деятельности есть определение   
нестационарных объектов, чёткое определение, которое предполагает наличие       
рабочего места, оборудованного специальным образом, а в законе "О связи"        
такого уточнения нет, поэтому мы приводим закон "О связи" в соответствие с      
законом о торговой деятельности, то есть здесь нет никаких расширительных       
толкований. Более того, это позволит нам как раз таки исключить возможность     
продажи сим-карт вне этих объектов, потому что этот перечень чётко              
закрепляется и в законе "О связи" теперь уже, и в законе о торговой             
деятельности. То есть здесь нет расширения, здесь просто приведение в           
соответствие с законом о торговой деятельности.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Уважаемая Людмила Николаевна, очевидно, что противоречие в законе, как вы       
правильно отметили в своём докладе и как отмечено в пояснительной записке к     
данному проекту федерального закона, в части возможного использования           
операторами связи объектов неторгового назначения и нестационарных торговых     
объектов приводит к неопределённости в правоприменительной практике. Тем не     
менее скажите, пожалуйста, хотя вы частично ответили на этот вопрос: какие      
именно проблемы возникли в правоприменительной практике, которые могут          
повлечь негативные последствия для наших граждан, для нашего общества, и как    
они сегодня решаются? Приведите конкретный пример для более полного             
понимания.                                                                      
                                                                                
БОКОВА Л. Н. Спасибо, Анатолий Борисович, за вопрос. Действительно, мы          
исходили из практики применения. В связи с этими противоречиями, коллизией      
двух законов под запрет попадали такие торговые места, как, например,           
павильоны в выставочных комплексах. Обратите внимание, например, в залах        
торговых центров присутствуют павильоны операторов сотовой связи, и сейчас,     
ввиду того что существует вот такая коллизия, в их отношении неоднозначное      
толкование: то ли они могут находиться на этой территории, то ли не могут, то   
есть вроде бы должен применяться закон о торговой деятельности, но в то же      
время существует закон "О связи", в соответствии с которым есть возможность     
находиться в торговом зале. Чтобы двоякого толкования не было и в то же время   
доступность заключения договора о предоставлении услуг связи для граждан не     
сокращалась, а, наоборот, расширялась, мы более чётко прописываем, что да,      
нестационарные места могут быть, но они должны соответствовать требованиям      
закона о торговой деятельности, то есть должны находиться, например, в          
павильоне, иметь оборудованное рабочее место, а не так, как это на              
сегодняшний день, когда сюда относятся, допустим, те же самые "раскладушки" у   
метро или в пешеходных переходах. Вот такая коллизия в правоприменении          
создаёт как раз неоднозначное толкование, в том числе для МВД. В итоге у нас    
вымываются нормальные, хорошие торговые точки, которые специально               
оборудованы, в торговых центрах или, например, на территории вокзалов, но в     
то же время сохраняются, остаются уличные торговые точки, где нет               
специального оборудования. Этим законом мы как раз это устраним и выстроим      
более чёткое понимание этого процесса, более чёткое правоприменение.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить?                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Боярский Сергей Михайлович, пожалуйста.                                         
                                                                                
БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"      
поддержит законопроект. У нас, как у законодателей, привычная, хотя и           
довольно сложная задача: с одной стороны, обеспечить доступность легальной      
услуги, сотовой связи в данном случае, а с другой стороны, мы должны            
поставить барьеры для мошенников, для тех, кто злоупотребляет доверием людей,   
а также злоупотребляет законодательными пробелами, с тем чтобы использовать     
вот эти сим-карты, эти маленькие устройства, которые позволяют и в Интернет     
выйти, и заниматься телефонным мошенничеством, и анонимные угрозы посылать, в   
том числе анонимные угрозы, связанные с террористической деятельностью. Вы      
знаете, целая волна сейчас по России, по нашим крупным городам прокатилась.     
Поэтому, с одной стороны, вопрос технический - увязать два закона с точки       
зрения терминологии, а с другой стороны, это один из законов, которые должны    
позволить нам навести порядок именно в сфере распространения сим-карт на        
территории Российской Федерации.                                                
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, очень благодарен предыдущему выступавшему за    
то, что он немножко ввёл вас в курс дела. То есть мы должны поставить заслон    
на пути мошенников, террористов, ну, не знаю, нечестных этих самых риелторов    
или кого ещё там, коллекторов и так далее. То есть вот смотрите, если объект    
стационарный, приходит туда мошенник, террорист, чёрный риелтор и говорит:      
так, мне, пожалуйста, номер, сим-карту продайте и запишите в графе, кем я       
работаю - террористом, мошенником и т.д. и т.п., - и в стационарном объекте     
всё это записывают. А если он у метро покупает эту карточку, то у этого,        
скажем, узбека, таджика или кто ещё торгует этими карточками нет такой          
возможности - столика нет, и записать, что это мошенник и жулик, он не может.   
Понимаете, уважаемые коллеги?                                                   
                                                                                
Вот вся эта так называемая борьба с терроризмом и т.д. и т.п. никакого          
отношения к борьбе с терроризмом, уважаемые коллеги, не имеет! Ну не будет      
нормальный террорист - вы уж меня извините - записывать, указывать всё это, а   
потом открыто звонить, потому что все его данные есть. Сами понимаете, что      
есть и феня, и различная шифровка, и всё что угодно. Да, извините меня,         
мобильный телефон у вас можно просто-напросто забрать, вы можете его            
потерять, у вас могут его украсть и так далее, и с использованием этого         
телефона, проданного легально, проданного в стационарном объекте, где есть      
табуретка, компьютер и прочее, прочее, совершить вот такие действия. Всё это    
может быть сделано, так что из-за этого огород городить, коллеги, абсолютно     
необязательно. Всё, что делается... Вы почитайте закон, в который вносятся      
эти изменения. Да, с формальной точки зрения они правы - там одна норма на      
другую наслаивается, но вы поглядите, какие там у них требования: объект        
должен быть стационарным, он должен находиться в вашей собственности, там       
должна стоять табуретка, там, ну не знаю... Они только не прописали, какая      
должна быть температура на этом объекте и по каким дням там можно торговать -   
в пятницу, 13-го, после двенадцати и так далее. Всё это, извините, уважаемые    
коллеги, к безопасности никакого отношения не имеет, это просто-напросто        
ставит препоны на пути развития той же самой сотовой связи.                     
                                                                                
Правильно Коломейцев задал вопрос: кто вообще эти сим-карты выпускает, откуда   
они берутся у этих товарищей, которые их продают возле метро? Да те же самые    
сотовые компании дают эти сим-карты, чтобы их вот так спокойно                  
распространяли! Либо, если они честные, они должны тут же в МВД подавать        
заявление, что у них партия сим-карт была украдена, - они же этого не делают!   
                                                                                
Так что, уважаемые коллеги, если рассматривать закон с формальной точки         
зрения, его можно принять, а если с точки зрения логики, то это                 
просто-напросто издевательство над обычными гражданами, которым от этого один   
геморрой, а к безопасности, к борьбе с терроризмом и мошенничеством это         
никакого отношения не имеет.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента желает выступить? Правительства? Нет. Докладчик?       
Нет. Содокладчик? Нет.                                                          
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 44 Федерального закона "О связи".                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              374 чел.83,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    374 чел.                                          
Не голосовало                  76 чел.16,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.