Заседание № 177
15.01.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 430707-7 "О дополнительной федеральной социальной доплате к пенсиям и внесении изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4034 по 4778 из 5068
Пункт 13, проект федерального закона "О дополнительной федеральной социальной доплате к пенсиям и внесении изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи". Доклад Валерия Фёдоровича Рашкина. Пожалуйста. РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проектом федерального закона "О дополнительной федеральной социальной доплате к пенсиям и внесении изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" предусматривается обеспечение выплат пенсионерам на уровне не менее 50 процентов среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций, в целом по экономике, по соответствующему субъекту Российской Федерации путём начисления доплаты к пенсии. Средний размер назначенных пенсий за январь - ноябрь 2018 года, по данным Росстата, составляет 13 356 рублей, это 31,5 процента среднего размера заработной платы, то есть меньше трети, и это официальные данные. На деле это означает, что у многих пенсия меньше 13 тысяч рублей, меньше настолько, что миллионы российских пенсионеров едва сводят концы с концами. Это не просто не соответствует стандартам социального государства, которым Россия является по Конституции, - это не соответствует даже элементарным представлениям о гуманности. Для сравнения: в европейских странах отношение средней пенсии к средней зарплате доходит до 70 процентов, к примеру, в Австрии и Испании - более 70 процентов, во Франции, Швеции и Норвегии - более 50 процентов. В условиях роста цен и тарифов социальное положение пенсионеров крайне тяжёлое, и государство должно принять меры по их дополнительной поддержке, при этом индексация пенсий даже на уровень инфляции является недостаточной. Необходимо пересмотреть социальное положение пенсионеров, сделать их полноценными потребителями товаров, работ, услуг - помимо обеспечения социальной справедливости это даст эффект для всей экономики, за что мы и ратуем, учитывая, что данная социальная группа составляет около 30 процентов всего населения страны, при этом в настоящее время не способна формировать эффективный потребительский спрос. В соответствии с законопроектом дополнительная федеральная социальная доплата к пенсии в 2019 году устанавливается пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения в месяц, включающая пенсионные и иные выплаты, перечень которых определён в части 2 статьи 12-1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", не достигает 50 процентов среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по соответствующему субъекту Российской Федерации. Дополнительная федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма материального обеспечения пенсионера с учётом данной доплаты достигла 50 процентов среднемесячной заработной платы. В настоящее время среднемесячная номинальная начисленная заработная плата фиксируется органами статистики. Для цели установления доплат к пенсиям порядок её исчисления согласно законопроекту, который предлагается, будет определяться Правительством Российской Федерации. Это позволит существенно улучшить социальное положение пенсионеров. В дальнейшем необходимо будет увеличивать размер доплаты, с тем чтобы довести материальное обеспечение пенсионеров до 60-70 процентов среднемесячного заработка по субъекту Российской Федерации, что будет как раз соответствовать мировой практике. Финансовое обеспечение расходов по выплате дополнительной федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной проектом федерального закона, предлагается осуществлять за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством. Ещё раз подчёркиваю, что предлагаемая мера может дать существенный экономический эффект, так как позволит увеличить потребление в социальной группе, составляющей около 30 процентов населения граждан Российской Федерации, то есть треть. В заключении на указанный законопроект правительство указывает, что дополнительные расходы федерального бюджета могут составить до 3,9 триллиона рублей, это 45 процентов общего объёма доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации с учётом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2019 год. Уважаемые господа, вы удивитесь, но расходы Пенсионного фонда должны идти именно на выплату пенсий, а не на строительство особняков Пенсионного фонда в каждом регионе, баснословные выплаты его руководству и неимоверно раздутому штату сотрудников! Информация, которая есть в Интернете, есть и в статистике, в отчёте Правительства Российской Федерации. Вы обещали пенсионерам единовременную выплату, чтобы хоть как-то оправдать совершенно позорное повышение пенсионного возраста. Я ответственно заявляю: пенсионеры жалуются, что просто не почувствовали этой выплаты, её съела инфляция - реальная инфляция, а не та, которую нам показывает подконтрольная правительству статистика. Растут тарифы ЖКХ, платежи доходят порой до 6-8 тысяч рублей, а ещё надо купить продукты питания, лекарства, чтобы просто выжить. Как это сделать пенсионерам? Речь о достойной старости для большинства пенсионеров даже не идёт, они живут впроголодь, это выживание, буквально выживание. В то же время, как сказал с этой трибуны Геннадий Андреевич Зюганов, за прошлый год десять российских олигархов увеличили своё состояние на 11 процентов, а три олигарха хапнули в общей сложности 840 миллиардов рублей. Значит, деньги есть! Если правильно распорядиться этими средствами, то данный закон внедрить в Российской Федерации реально. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Татьяны Васильевны Сапрыкиной. Пожалуйста. САПРЫКИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Валерий Фёдорович очень полно изложил концепцию выдвинутого им и его товарищами законопроекта, поэтому мне остаётся лишь изложить основания, по которым комитет принимал решение о принятии или непринятии законопроекта. В соответствии с действующим законодательством общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, который устанавливается в субъекте Российской Федерации по месту жительства пенсионера либо по месту его пребывания. В случае если общая сумма его материального обеспечения менее указанной величины, ему устанавливается социальная доплата к пенсии. Социальная доплата бывает субъектовой либо федеральной, и её назначение зависит от величины прожиточного минимума пенсионера, который утверждён в субъекте Российской Федерации, по сравнению с величиной прожиточного минимума в Российской Федерации в целом. Законопроектом предусматривается, что с 1 января 2019 года общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, неработающего и (или) не осуществляющего иную деятельность, не может быть меньше 50 процентов среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в регионе, порядок исчисления такой заработной платы определяется Правительством Российской Федерации. Предлагаемая в законопроекте норма предусматривает иной порядок расчёта минимального уровня материального обеспечения пенсионера, при этом действующий порядок не исключается, таким образом, один и тот же предмет регулирования может быть решён по-всякому, что может создать правовую неопределённость. Кроме того, понятие "дополнительная федеральная социальная доплата к пенсии" в законодательстве в настоящее время отсутствует, не определено оно и в законопроекте, и это может создать трудности в правоприменительной практике. Законопроектом также предлагается внести изменение в несуществующую норму, так как в статье 2 Федерального закона № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" абзаца шестого, в который предлагается внести изменение, не имеется. Вместе с тем комитет отмечает, что этот вопрос уже урегулирован действующим законодательством. По оценке Правительства Российской Федерации, дополнительные расходы федерального бюджета в 2019 году в случае принятия закона могут составить около 3,9 триллиона рублей, как вы понимаете, это составит примерно 45 процентов общего объёма доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако норма об источнике и порядке финансирования в законопроекте отсутствует, и это противоречит требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Комитет Совета Федерации по социальной политике и Правительство Российской Федерации не поддерживают указанный законопроект. Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет концептуальные замечания по законопроекту. В связи с изложенным комитет предлагает законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Сысоев Владимир Владимирович, пожалуйста. СЫСОЕВ В. В. Валерий Фёдорович, ну, конечно, законопроект очень важный, очень нужный для пенсионеров, но вот вы в своей пояснительной записке приводите очень хорошие данные, что сегодня отношение средней пенсии к заработной плате во многих развитых странах составляет до 70 процентов, а у нас, к сожалению, оно часто не достигает и 10-15 процентов. Очень плохо, наверное, что вы здесь не показываете возможные источники финансирования, каким образом можно найти средства, чтобы профинансировать доплаты к пенсиям. Вот на ваш взгляд, за счёт каких источников - за счёт федерального бюджета, Пенсионного фонда? Какие источники могли бы являться тем необходимым финансовым обеспечением, чтобы мы нашли средства фактически на увеличение достатка наших пенсионеров, чтобы наконец-то они перестали жить на уровне прожиточного минимума? Тем более мы понимаем, что страна большая и уровень жизни в каждом регионе очень разный, но всё-таки человек живёт в едином государстве - в Российской Федерации. Поясните, пожалуйста. РАШКИН В. Ф. Спасибо большое за вопрос. Ну, я немного в своём докладе затронул источники доходов. Не 10-15, сегодня у нас где-то треть, 30 процентов составляет величина пенсии по отношению к среднему доходу по регионам. Данный вопрос мы рассматриваем не первый раз, предложения в разных вариантах исходят не только от нашей фракции, это перезревший вопрос. Источники есть. Первый источник. Конечно, надо посмотреть, куда тратятся, куда идут средства в самом Пенсионном фонде. Сегодня в соцсетях уже невозможно смотреть не просто без улыбки, а без горечи на те здания, на те сооружения, буквально королевские дворцы, которые настроили региональные отделения пенсионных фондов, - неизвестно, для чего и зачем они. Это просто вызывающе! Был даже ответ президента о том, что, ну, пора бы, наверное, посмотреть, зачем такие дворцы. Кроме того, раздуты штаты в самом Пенсионном фонде. У нас в советское время всё это делалось на предприятиях без дополнительных ставок, без дополнительных окладов, без премий, без всего: шли отчисления, это были прямые отчисления в бюджет, и оттуда выплачивались пенсии - без посредников, без оплаты дополнительных штатных единиц. Это огромная экономия сама по себе, не говоря уже о премиях и нецелевом использовании средств. А мы тоже имеем данные, и есть ряд депутатских запросов в том числе о том, что есть случаи нецелевого использования и отправки средств Пенсионного фонда на всякие инвестиционные программы, которые не оправдались: использование до 60 процентов и более средств Пенсионного фонда - сегодня есть такие данные - неэффективно. Вот первая часть, надо это проанализировать и экономить здесь. Второй источник. У нас есть рента природная - это и газ, и нефть, и уголь, и металлы, и всё остальное, - мы опять же вкупе с этим вопросом говорили, что это народное достояние и часть этой ренты должна идти на выплату пенсий. Посмотрите, в других странах, особенно в нефтедобывающих странах, которые продают нефть в том числе за рубеж, как и мы, - там идёт отчисление от этих доходов, от природной ренты, на нужды пенсионеров. Это огромные деньги! Они не должны идти единицам - олигархам, которые накапливают баснословные средства, имея сегодня право на присвоение природной ренты. Давайте это сделаем. И третий. Законопроект был внесён ещё до того, как мы рассматривали в 2018 году бюджет Российской Федерации на 2019 год... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. РАШКИН В. Ф. Это очень важные источники, и там предлагалось... У нас же профицитный бюджет, 2 триллиона рублей - какой он тогда профицитный, если у нас все пенсионеры в дефиците, если они голодными глазами смотрят каждый день и роются в мусорных ящиках, чтобы что-то из них достать?! Как он может быть профицитным?! Вот, пожалуйста, как минимум пять источников для доходной части Пенсионного фонда, которые можно было бы использовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к содокладчику. Уважаемая Татьяна Васильевна, перед тем как была принята так называемая пенсионная реформа, мы в этом зале ратифицировали конвенцию МОТ, в которой говорится о том, что коэффициент замещения в Российской Федерации должен быть не менее 40 процентов. Между тем, анализируя бюджет Пенсионного фонда, мы видим, что коэффициент замещения мало того что не растёт, он падает в течение ближайшей трёхлетки - 33, 32, 31 процент соответственно к 2022 году. Так какие же шаги будет предпринимать и правительство, и Государственная Дума в данном случае для того, чтобы выполнять уже ратифицированную конвенцию Международной организации труда? Да, Валерий Фёдорович и мы предлагаем этот коэффициент замещения поднять до 50 процентов, но мы минимум-то 40 должны сделать? САПРЫКИНА Т. В. Спасибо большое, Алексей Владимирович, за вопрос. Во-первых, я хотела бы внести ясность: Валерий Фёдорович предлагает не пятидесятипроцентный коэффициент замещения заработной платы; исходя из законопроекта, инициированного депутатом Рашкиным, получается, что у нас иногда пенсия и доплата к ней будут даже больше, чем имеющаяся заработная плата, например, в нашей бюджетной сфере. Кроме того, если мы говорим о том, что мы будем стремиться к коэффициенту замещения до 40 процентов, то у нас сделаны шаги к этому и, собственно говоря, "дорожные карты" расписаны, они обсуждались неоднократно, но они не в рамках этого закона. Поэтому, на мой взгляд, так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Татьяне Васильевне. Татьяна Васильевна, вот вы в своём выступлении и в заключении комитета обозначили проблему: внесённая норма не стыкуется с действующей в силу того, что у нас доплата осуществляется, если доходы пенсионера ниже прожиточного минимума, - но это же легко исправить. Если мы принципиально соглашаемся с позицией авторов законопроекта, то вторую норму можно поправить. Вот ваша позиция: вы принципиально согласны? Если согласны, то во втором чтении это поправить можно. Это первое. И второе. Если действительно вы сейчас, отвечая на вопрос коллеги Куринного, сказали, что речь идёт не о коэффициенте замещения, а о доплате до 50 процентов, до средней... Ну, я думаю, что это тоже во втором чтении можно поправить, я думаю, авторы с этим согласятся... Как комитет к этому относится, с учётом этих поправок вы бы поддержали? САПРЫКИНА Т. В. Спасибо за вопросы. Позвольте, я начну со второго. Обратите внимание, дело в том, что здесь идёт разговор именно о средней заработной плате по региону, не о замещении, это совершенно разное, это меняет концепцию законопроекта, поэтому при обсуждении в комитете мы вряд ли поддержим эту точку зрения, хотя этот вопрос не обсуждался. А второй, вернее, первый вопрос вы задали о том, что... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) САПРЫКИНА Т. В. Простите, пожалуйста, вы очень быстро... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Повторите вопрос, пожалуйста. САПРЫКИНА Т. В. Только первую часть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунгу включите микрофон. ГАРТУНГ В. К. Первая часть вопроса заключается в следующем. Вы сказали, что норма, предложенная авторами, не совпадает с действующей нормой, согласно которой доплата осуществляется, если доход пенсионера не достигает прожиточного минимума. Я предлагаю убрать эту норму, точнее, поправить её. САПРЫКИНА Т. В. Спасибо большое за вопрос. Дело в том, что, когда я говорила о поправке, речь шла несколько о другом. Речь шла о том, что уже имеется такая норма, то есть предлагаемая норма излишняя, это уже регулируется действующим законодательством. В докладе прозвучала именно эта точка зрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Валерий Фёдорович, правильно я понимаю, что речь идёт об установлении минимальной пенсии в среднем по стране в размере примерно 19 тысяч рублей, то есть половины от нынешних 38 тысяч, естественно, с дифференциацией по регионам? Это первый вопрос. Второй вопрос. Правильно ли я понимаю, что вы говорите о принятии данной нормы без переходного периода, то есть сразу по вступлении закона в силу? Понятно, что не с 1 января 2019 года, а с какой-то другой даты, но в таком решительном ключе. И третий. По региональной разбивке немножко поясните: почему вы полагаете необходимым провести ещё такую дифференциацию по территориям? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рашкину включите микрофон. РАШКИН В. Ф. Спасибо за вопросы. Переходный период. Я ещё раз обращаю внимание на то, что законопроект был внесён больше года назад, мы ориентировались на то, что должен был приниматься бюджет на 2019 год, там был разбег, чтобы подготовиться, найти источники, забить расходы в расходную часть и исполнить закон. На тот период, на то время переходный период не был необходим, потому что закон попал бы во временной порядок, который установлен законодательством по принятию бюджета Российской Федерации, поэтому срок был установлен уже с 1 января 2019 года. Да, время ушло, не так быстро, к сожалению, у нас законопроекты рассматриваются, но можно во втором чтении посмотреть срок, когда эти нормы внедрять, исходя из Бюджетного кодекса и нашего законодательства. По второму вопросу. Да, не менее 50 процентов мы предлагаем, наши пенсионеры должны получать такие средства уже сейчас, а не завтра, послезавтра или, там, через пять лет, через двадцать лет, как получается на практике при внесении законопроектов социальной направленности в Государственную Думу и в Российской Федерации в целом. Да, не менее 50 процентов. Далее. Мы посмотрели - это новый, интересный взгляд, - исходя из ситуации в субъектах Федерации, ведь есть севера, есть Сахалин, есть Урал, есть Сибирь, установлены различные надбавки, жизнь в регионах дороже с учётом логистики, транспортных расходов. На наш взгляд, привязка именно к региону по средней зарплате... Кстати, всё считается - есть статданные, это не закрытые данные, всё есть, и источники, и поэтому привязываем именно к региональному доходу. Почему? Потому что есть расходы, и они в разных регионах, исходя из цен, транспортных расходов, доступности и ассортимента, конечно, различные. Мы посчитали, что это будет более справедливо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В. Несколько вещей отмечу. Прежде всего, хотя объём затрат может показаться очень большим - 3 процента ВВП, он не запредельный. И если говорить о таких параметрах, как затраты на пенсионное обеспечение в целом по стране, то очевидно, что есть большой задел, если по-другому распределять заработанные страной деньги. Напомню, что сейчас издержки на пенсионные выплаты в России составляют 7,8 процента ВВП, в то время как в странах Евросоюза эта планка колеблется в диапазоне 12-14 процентов, в ряде стран, таких как Греция и Италия, достигает отметки 16-17 процентов. Каждый процент - это плюс 1 триллион рублей в переводе на национальные параметры, поэтому повышение с 8 до 11 процентов вполне возможно для национальной экономики и, соответственно, для бюджетной системы. Вместе с тем я хотел бы сказать, что отсутствие переходного периода... вот как бы деликатнее выразиться... не придаёт фундаментальности внесённому законопроекту. Мы хорошо понимаем, что если бы, условно, коллеги из КПРФ победили на последних президентских выборах и президентом стал бы Грудинин, то вряд ли мы увидели бы реализацию закона в том виде, в каком он сегодня представлен, - в течение нескольких месяцев обеспечить увеличение расходов федерального бюджета по этому направлению на 3 триллиона рублей. Повторю ещё раз: это возможно, но как раз размеренность всегда позволяет обеспечить фундаментальность. Я не говорю о запредельных сроках, я говорю просто о самом подходе. И что касается территориальной специфики. Размер заработных плат в регионах обусловлен не только размером расходов населения. Могут быть два региона, расположенные в одной климатической, географической зоне, но в одном регионе в своё время построили завод, а другой так и остался аграрным, соответственно, и средняя заработная плата в этих регионах может сильно различаться, невзирая на сравнимые, сопоставимые цены. Самый яркий пример: все мы хорошо понимаем, что цены в Москве ниже, чем в регионах Российской Федерации, притом что очевидно, что заработная плата в Москве выше. Поэтому, конечно, я отнёс бы данный тезис к категории наиболее спорных. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция поддержит этот законопроект. Да, безусловно, там есть вопросы, вот коллега Шеин уже обратил внимание на то, что правильнее было бы привязать, скажем так, норму по социальной поддержке пенсионеров к прожиточному минимуму, а не к средней заработной плате по региону, потому что заработная плата может отличаться в регионах очень серьёзно, а прожиточный минимум одинаковый, - есть такое замечание, но мы не видим проблемы, не считаем, что это нельзя устранить во втором чтении. Это можно устранить во втором чтении, это не будет концептуальным изменением. Это первое. Второе. На первый взгляд может поразить объём дополнительных средств, которые потребуются для реализации этого закона. Но хочу напомнить этому залу, что решения, принятые в этом зале, только за последний год изъяли из карманов пенсионеров до 1 триллиона рублей, а после того, как начнётся реализация законов, размер изъятия ещё вырастет. Напоминаю, что в этом зале были приняты решения об увеличении периода дожития, который уменьшает выплачиваемую пенсию, о замораживании накопительной части пенсии, о неполной индексации пенсий и об отмене индексации пенсий работающих пенсионеров, - если вы всё это сложите, то поймёте, что из карманов пенсионеров вынуто уже более 1 триллиона рублей. Этот законопроект позволяет вернуть гораздо больше. Где взять деньги? Напоминаю, что прошлый год мы закончили с профицитом 3 триллиона рублей - этой суммы как раз достаточно будет для реализации этого закона. Ну и конечно, есть ещё вопрос по поводу того, как считать фактический коэффициент замещения. Было бы правильнее в этом законопроекте - мы считаем, во втором чтении это можно было бы поправить - всё-таки не привязываться даже к прожиточному минимуму пенсионера в среднем по региону, а подумать над тем, как поработать с коэффициентом замещения. Это будет более справедливо, иначе получается, что у людей, которые получали более высокие зарплаты, при пенсионном обеспечении коэффициент замещения гораздо меньший, чем сейчас. Мы предлагаем принять этот законопроект, но доработать его во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич, от фракции. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, во время новогодних каникул поздно ночью на федеральном канале, на первом канале, к моему удивлению, показали фильм Владимира Познера о том, как он путешествовал по Норвегии, и он рассказывал, как тратятся норвежские нефтяные деньги. Я был удивлён, хотелось сказать словами Задорнова, ныне покойного: "Вот тупые!" Ну не умеют они правильно пользоваться деньгами, берут и складывают их в фонд благосостояния граждан. Из этой программы я узнал, что норвежский нефтяной фонд превысил 1 триллион долларов, и они рассказывают, что денежные средства тратят на то, чтобы строить тоннели, мосты, тратить на своих граждан. Послушайте, а действительно, разве не первая цель и задача каждого государства - сделать так, чтобы деньги, которые зарабатывает это государство, направлялись не только на его безопасность, суверенитет, но и на комфортное проживание его граждан? Ведь, давайте скажем честно, на сегодняшний день в Российской Федерации страшно заболеть и состариться. Люди, которые приходят к нам на приём, задают одни и те же вопросы: где найти деньги на сложную дорогостоящую операцию и как прожить на 8-9 тысяч рублей? Инициатива наших коллег, естественно, получила отрицательное заключение Правительства Российской Федерации, потому что Правительство Российской Федерации пытается решить задачу, как сделать так, чтобы корова меньше ела и много доилась, методом "её надо чаще доить и меньше кормить", но так не бывает. Вообще, Правительство Российской Федерации на все законодательные инициативы, которые требуют денег, для того чтобы улучшать качество жизни граждан, даёт отрицательные заключения - и это же правительство вносит нам в Государственную Думу постановления о том, что мы должны списать долги тому или иному государству. Напомню, что с 1996 года Российская Федерация простила 23 странам долгов на сумму более 100 миллиардов долларов: только Кубе простили 31,5 миллиарда долларов, Узбекистану - 900 миллионов долларов, КНР - 11,5 миллиарда долларов. Конечно, для того, чтобы денежных средств хватало на наших пенсионеров, наверное, надо будет национализировать "Газпром" и "Роснефть". Кстати, в той же Норвегии только три государственные нефтяные компании имеют право добывать нефть, и в Норвегии вообще не возникает вопрос о том, чьи это деньги: в Норвегии все полностью уверены в том, что деньги от нефти принадлежат исключительно народу, и это правильно. (Напомню, что, хотя по численности населения Норвегия и уступает Российской Федерации, она занимает всего 13-е место в мире по добыче нефти, а Российская Федерация немного отстаёт от Саудовской Аравии, занимая второе место в мире по добыче нефти, и я только про нефть говорю.) Сегодня утром я сказал, что "Газпром" - наше национальное достояние - финансирует три зарубежных футбольных клуба. Если в стране нет никаких проблем, если у нас пенсионеры просто-напросто распухают от денег и вместе с немецкими пенсионерами путешествуют по Европе, если всё нормально, тогда какие могут быть вопросы? Но у нас в бюджете страны огромные дыры, а акционеры всех этих госкомпаний за последние годы почему-то стали получать дивидендов только больше. Почему - не секрет: вы видите, цены на топливо, и на ГСМ, и на газ, и на электричество ежегодно растут. Речь идёт о чём? О том, что человеку, который в нашей стране отработал и который сегодня просто физически, в силу возраста - а мы все, дай бог, будем в таком возрасте, если доживём, - не может больше работать на трёх-четырёх работах, нужно элементарно получать в своей родной стране, которой он отдал лучшие годы и из которой не уехал, продолжает жить в деревне... ему просто нужно заплатить за коммуналку, купить лекарства, которые он почему-то не может бесплатно получить в нашей стране с бесплатной медициной, и просто элементарно поесть нормальной еды, а не откладывать месяцами деньги на колбасу. И когда коллега от КПРФ предлагает доплачивать нашим пенсионерам, которые не могут получать хотя бы половину от средней заработной платы по региону, какие вопросы могут возникать? Конечно, мы все скажем, что это популизм и так далее, ни в коем случае, уважаемые коллеги... В заключение своего выступления я хочу сказать, что, наверное, мы вообще не в ту сторону сегодня идём, если посмотреть, какие законопроекты мы с вами рассматриваем. Например, что значит отказаться от унитарных предприятий? Это значит, государство хочет полностью уйти от ответственности за муниципальные предприятия, и я не знаю, кто будет чистить дороги в населённых пунктах, если не будет муниципальных унитарных предприятий, кто будет перевозить граждан и решать многие другие вопросы? Когда я смотрю, какие сейчас в России в Госдуму вносятся законопроекты, возникает такое ощущение, что какой-то очередной финансово-промышленной группе нужно дать очередную кормушку, но как только речь заходит о гражданах - сразу мы находим причину, по которой мы не можем дать им денежные средства. Я тут присутствовал на заседании профильного комитета, там рассматривалась законодательная инициатива, суть которой заключается в том, что если в каком-либо предприятии доля государства более 50 процентов, то это предприятие обязано - так коллеги предложили в законопроекте - выплачивать в бюджет Российской Федерации не менее половины чистой прибыли. Послушайте, ну логично же! Так этот законопроект, естественно, не прошёл на заседании профильного комитета, то есть мы будем получать от нашей госкорпорации не половину чистой прибыли, а столько, сколько решит совет директоров. А теперь можете посмотреть, кто входит в советы директоров наших госкорпораций, - вы думаете, им есть дело до наших пенсионеров? Нет конечно! А кому должно быть дело до наших пенсионеров? Конечно же, депутатам Государственной Думы, и не только депутатам фракций КПРФ, ЛДПР и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", но и депутатам фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", потому что это и ваши избиратели в том числе, это те самые граждане, которые надеются на то, что мы здесь с вами отработаем седьмой созыв и уровень жизни у наших пенсионеров улучшится. Фракция ЛДПР, естественно, будет поддерживать эту законодательную инициативу. Мы считаем, что деньги, которые зарабатываются в нашей стране, должны идти не на финансирование футбольных команд, не на выплаты сумасшедших бонусов совету директоров госкорпораций, не на какие-то непонятные мероприятия, которые ничего общего с уровнем благосостояния наших граждан не имеют, - мы думаем, что Господь Бог наделил нас этими недрами для того, чтобы мы как минимум могли платить достойные заработные платы нашим бюджетникам и достойные пенсии нашим пенсионерам. Пожалуйста, коллеги, поддержите, иначе, если мы не повысим платёжеспособность нашего населения, Российская Федерация не сможет войти в пятёрку крупнейших экономик, потому что, сколько вы ни создайте продукции, ни изготовьте колбасы, ни пошейте рубашек, если их некому будет купить и не на что, ну не будут предприятия малого, среднего и крупного бизнеса развиваться в нашей стране! Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, разумеется, высокая, высочайшая социальная значимость рассматриваемого законопроекта, на мой взгляд, на взгляд нашей фракции, понятна без каких-то особых обоснований, потому что все мы хорошо знаем положение 20 миллионов граждан Российской Федерации, и в том числе огромного количества пенсионеров, - это положение на грани бедности, нищеты, а иногда и за гранью. Сразу же хочу сказать: если какие-то формулировки законопроекта вызывают сомнения с точки зрения правовой чёткости, то это вполне можно было бы исправить, откорректировать ко второму чтению. Ведь вопрос-то по сути принципиальный. Давайте зайдём, так скажем, с экономической точки зрения, здесь, по-моему, об этом при обсуждении ещё не говорилось. Если мы с вами повышаем уровень доходов значительной части населения, малообеспеченных слоёв населения, к которым в стране относятся десятки миллионов людей, то мы тем самым делаем шаг в сторону повышения покупательной способности большого количества наших граждан. Значит, появляются дополнительные стимулы для поддержки, для развития отечественного производства, а это значит - дополнительные доходы бюджета исходя из всех возможных поступлений в бюджет. Таким образом, мы с вами делаем один из шагов по пути реального выхода нашей экономики из стагнации, куда её загнали манёврами правительства на протяжении многих лет. Следующий момент. Ещё раз об источниках. Ну давайте вернём хотя бы часть тех огромных средств, полученных от продажи нефти и газа, которые могли бы быть в рамках бюджета, но они не находятся в рамках бюджета. Ведь, как здесь неоднократно говорил председатель Комитета по бюджету и налогам представитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" господин Макаров, у нас в стране деньги-то есть, так давайте найдём пути возвращения этих денег и направления этих денег в бюджет. Эти источники по примеру других стран, которые здесь называли, вполне могли бы быть задействованы. Давайте сделаем эти шаги. И в заключение хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, вот на какую вещь. В заключении профильного комитета - комитета по труду и социальной политике - отмечается, в частности, что поступили отзывы из 23 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 8 - поддерживают, 3 - не имеют замечаний, 12 - не поддерживают. То есть отзывы наших с вами коллег из регионов как минимум разделились пополам, а это наши коллеги - депутаты регионального уровня, которые ежедневно и ежечасно сталкиваются с проблемами пенсионеров, сталкиваются с проблемами малообеспеченного населения. По-моему, это хороший аргумент для того, чтобы мы всё ещё раз внимательнейшим образом посмотрели. Предлагаем поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессарабов Даниил Владимирович, пожалуйста. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопросы повышения качества жизни, улучшения материального благополучия наших земляков, и тем более пенсионеров, являются абсолютным приоритетом партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и каждого присутствующего здесь депутата фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Но мы считаем, что продолжение этой непростой работы должно основываться на том документе, который принято называть майским указом президента страны Владимира Владимировича Путина, где в качестве стратегических целей нашего развития указано непрерывное улучшение жизни наших пенсионеров и повышение пенсий темпами выше инфляции. И напомню, что на этот год именно мы с вами смогли принять бюджет, позволивший уже с 1 января увеличить пенсию темпами в 2 раза выше официальной инфляции, которая была у нас по итогам прошлого года. Да, это потребовало от всех нас привлечения немалых финансовых ресурсов на эти выплаты, но останавливаться на этом мы не намерены и просто не имеем права - люди ждут от нас дальнейшего улучшения жизни и повышения пенсий. В поисках оптимальных вариантов проведения этой работы мы, конечно, готовы советоваться со всеми конструктивными и заинтересованными силами, но уходить в плоскость популизма - этого мы себе позволить не можем! А по-другому нельзя расценивать то, к чему нас призывают, когда в качестве финансового обоснования приводятся необходимые цифры, 3,9 триллиона рублей, а это, ещё раз обращаю ваше внимание, 45 процентов бюджета всего Пенсионного фонда, да ещё и без указания, где эти деньги взять, заранее осознавая, что их невозможно найти ни в рамках бюджета прошлого финансового года, ни в рамках этого года, - это и есть, это и называется популизмом, а если мягче выразиться, то непроработанными, неконструктивными предложениями, коллеги. Я не могу считать справедливым и предложение наших коллег привязать размер пенсионной доплаты к среднемесячной номинальной зарплате в соответствующем регионе. Обращаю ваше внимание: не к своей утраченной заработной плате за период трудовой деятельности, а к текущей средней заработной плате в соответствующем регионе. Здесь, коллеги, так и хочется, возражая против такого подхода, вспомнить слова классика: "От каждого по способностям, каждому - по труду". И именно такой принцип на сегодняшний день заложен и в основу нашей страховой пенсионной системы: чем больше человек работает, чем больше его заработная плата и чем больше уплачено страховых взносов, тем выше у него пенсия. Здесь уже звучала тема, что мы летом этого года ратифицировали важнейший акт международного права в области социального обеспечения - 102-ю конвенцию, которая гарантирует человеку 40 процентов утраченной заработной платы (коэффициент замещения, о чём говорили). Так вот эту норму мы должны воплотить в жизнь, и это должно стать нашим совместным приоритетом, в том числе и в законотворческой деятельности. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Заключительное слово докладчика? Пожалуйста. РАШКИН В. Ф. Мы очень благодарны депутатам, которые в своих выступлениях поддержали наш законопроект, искренне благодарны. Люди вышли на эту трибуну, чтобы поддержать, не для популизма. Знаете, я думаю, что в нашем зале не должно звучать слово "популизм". Взвешенное решение, работа над законопроектом - и вдруг выходит и говорит: ну вот популизмом занимаешься... А я скажу так: а вы занимаетесь геноцидом наших пенсионеров! Хорошо это слышать? Давайте уберём... Есть конкретное предложение - вы или согласны, или не согласны. Можете голосовать против, но каждый пенсионер оценит вашу деятельность в этом зале и аргументы, есть деньги или нет, и отметит, кто заботится о пенсионерах. А это ведь наши родители! Когда я работал над этим законопроектом, передо мной были лица моего папы и моей мамы, поэтому уберите эти фразы... Когда повысили возраст выхода на пенсию и для женщин, и для мужчин, вы аргументировали, что это делается во благо пенсионеров, но этим законом вытащили, кто говорит, миллион, кто говорит, полтора миллиона из кармана гражданина Российской Федерации!.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РАШКИН В. Ф. Нет, каждого! А за год не более триллиона рублей... Я называю это воровством, преступлением! В 91-м году тоже взяли и "простили" сбережения в Сбербанке, советские сбережения граждан, - до сих пор не возместили! Это что? Это государственное преступление! И мы никогда не согласимся с тем, что закон, подписанный президентом, о повышении возраста выхода на пенсию, ввели в действие. Боролись и будем бороться за то, чтобы как минимум вернуть возраст выхода на пенсию для женщин - 55 лет, а для мужчин - 60 лет. Иосиф Виссарионович Сталин говорил, что пенсия - это заработная плата за воспитание наших внуков и правнуков, вот какой был подход. И ещё тогда, в те седые времена, после Великой Отечественной, он высказался по поводу того, что возраст выхода на пенсию надо снижать, переходить на 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин. Китай реализовал идею Сталина, они уже реализовали, а мы говорим: прожиточный минимум - стыдобища! - 8726 рублей. И гордимся, что тем, кто получает меньше, особым законом добавляем копеечки, - гордимся этим! Вот с этой трибуны сказали о коэффициенте замещения утраченного заработка, "дорожную карту" выстроили. Ну какая это, к чёрту, извините, "дорожная карта", если в течение трёх лет мы не повышаем коэффициент замещения, а снижаем - с 33 до 32, с 32 до 31?! И где же наши предложения по ратификации этого договора? Да, есть предложения. У нас Фонд национального благосостояния сегодня 4,7 триллиона рублей. Для чего его создали, давайте вспомним: мы, законодатели, которые здесь уже не первый созыв, его создавали именно для этого - вот пожалуйста, давайте его использовать как источник. Что же мы забываем, для чего создавали специальные фонды? Туда, кстати, идут деньги от нефти и газа, доллары, та самая природная рента. Я считаю, достаточно, хватит нам, останавливаться надо, прекращать отнимать и делить: пока что, я вижу, мы деньги пенсионеров отнимаем и делим, а надо прибавлять и умножать. Вот этот законопроект направлен на то, чтобы прибавлять и умножать. И главное, что средства в России есть. Сейчас начнём пальцы загибать. Коррупция, если с ней бороться, минимум ещё один годовой бюджет - это 20 триллионов рублей. О чём мы говорим? Офшоры: давайте закроем эти чёрные дыры, куда уходят средства от добычи нефти, газа, где распродаются наши активы, - ещё как минимум полтриллиона. Если сейчас об этом говорить, оказывается, что наша страна очень богата, источники есть. Поддержите, поддержите данный законопроект в первом чтении! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик. Пожалуйста, депутату Сапрыкиной включите микрофон. САПРЫКИНА Т. В. Уважаемые депутаты, которые хотят проголосовать за принятие этого законопроекта, призываю вас помнить и о той категории пенсионеров в регионах, которые, отработав 30, 40 лет, имея стаж, будут получать точно такую же пенсию, как не работавшие ни одного дня. Комитет не поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О дополнительной федеральной социальной доплате к пенсиям и внесении изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 39 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 98 чел. Не голосовало 352 чел.78,2 % Результат: не принято Не принимается.