Заседание № 136

24.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 430595-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления условий освобождения юридических лиц от ответственности и введения новой меры обеспечения производства по делу).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2245 по 2276 из 9469
5-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в     
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".               
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Витальевич Пинский.                                          
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный проект закона внесён   
Президентом Российской Федерации. Он полностью готов к рассмотрению в третьем   
чтении. Комитет просит Государственную Думу поддержать.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По мотивам от фракций есть желающие выступить? Нет.                             
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", 5-й вопрос    
повестки дня.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              327 чел.72,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.27,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 135

19.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 430595-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления условий освобождения юридических лиц от ответственности и введения новой меры обеспечения производства по делу).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5058 по 5100 из 5849
Пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс             
Российской Федерации об административных правонарушениях".                      
                                                                                
Виктор Витальевич Пинский, пожалуйста.                                          
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К проекту      
закона поступило пять поправок юридико-технического характера, все они          
включены в таблицу № 1 и рекомендуются комитетом к принятию. Комитет просит     
утвердить таблицу № 1 и принять проект закона во втором чтении.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.             
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              329 чел.73,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    329 чел.                                          
Не голосовало                 121 чел.26,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 30 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              377 чел.83,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        

Заседание № 116

22.05.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 430595-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления условий освобождения юридических лиц от ответственности и введения новой меры обеспечения производства по делу).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5833 по 6567 из 8527
Итак, мы три законопроекта рассматриваем одновременно, с одним докладом, это    
54, 55 и 56-й пункты. Пункт 54, проект федерального закона "О внесении          
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях         
совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской           
Федерации о противодействии коррупции". Пункт 55, проект федерального закона    
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных         
правонарушениях". И пункт 56, проект федерального закона "О внесении            
изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации". Один доклад     
по всем трём законопроектам сделает полномочный представитель Президента        
Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимирович Минх.            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Президентом      
Российской Федерации внесён пакет из трёх законопроектов, посвящённых           
дальнейшему совершенствованию борьбы с коррупцией. Вы знаете, что мы            
регулярно рассматриваем инициативы главы государства по данной проблематике,    
и, безусловно, поддержка, которую по таким законопроектам мы получаем в         
Госдуме, свидетельствует, что мы все заинтересованы в преодолении этого зла.    
Но при этом то, что мы постоянно пытаемся усовершенствовать правовую основу     
для борьбы с коррупцией, свидетельствует, что нам ещё не всё удаётся довести    
до конца.                                                                       
                                                                                
Начну с первого законопроекта, он по содержанию самый объёмный и основной,      
пожалуй, в нём вносятся корректировки в 16 законодательных актов - это          
федеральные законы о разных видах государственной службы, как гражданской,      
так и военной и специальной, и в целый ряд других действующих законов, а        
также в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации,       
которое утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации.       
                                                                                
Основные новеллы, которые предлагаются этим законопроектом, следующие.          
Предлагается наделить правом получать справки по счетам физических лиц          
руководителей госкорпораций и государственных внебюджетных фондов. В            
отдельных случаях, в ситуациях, когда проводятся проверки, можно также          
получать информацию о счетах юридических лиц. При этом подчёркивается, что      
сохранение этой информации в режиме конфиденциальности налагает определённые    
ограничения на этих руководителей в том плане, что эту информацию нельзя        
никому передавать.                                                              
                                                                                
Далее. В целях унификации и совершенствования порядка привлечения к             
дисциплинарной ответственности разных категорий в большинство из этих           
действующих законов, в которые вносятся изменения, сквозным образом             
предлагается включить нормы, которые предусматривают упрощённый порядок         
привлечения к дисциплинарной ответственности. Предлагается, чтобы в случаях,    
когда лица соглашаются и признают факт совершения коррупционных                 
правонарушений, было возможно их привлечение к дисциплинарной ответственности   
без усложнённых процедур на основе решений, которые будут предлагать кадровые   
службы соответствующих органов. Устанавливается также единый срок давности      
для применения подобных взысканий - три года со дня совершения коррупционного   
правонарушения.                                                                 
                                                                                
Кроме того, предлагается не только установить контроль над расходами лиц,       
которые сейчас занимают определённые должности в органах власти, но и - это     
является новеллой - установить контроль над расходами лиц, которые ранее        
занимали указанные должности, если они были обязаны на должностях, на которых   
работали, представлять сведения о расходах (это же требование                   
распространяется на расходы супруга и несовершеннолетних детей), и контроль в   
отношении сделок, о которых мы все знаем, связанных с объектами недвижимости,   
транспортными средствами, ценными бумагами, акциями, долями в различных         
организациях. Предлагается также установить, что контроль над расходами этих    
лиц и их супругов и несовершеннолетних детей осуществляется органами            
прокуратуры, порядок предусматривается федеральным законом.                     
                                                                                
Далее. Вы знаете, действует норма, в соответствии с которой если лицо не        
может объяснить происхождение, источник средств для приобретения объектов       
недвижимости, других объектов, то эти объекты могут быть обращены в доход       
государства. И вот сейчас предлагается закрепить возможность обращения          
взыскания на эквивалентную денежную сумму. Вот основные новеллы в первом        
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Далее расскажу кратко об изменениях в КоАП. В целях исполнения постановления    
о назначении административного наказания предлагается новая мера обеспечения    
производства по делу - арест имущества юридического лица. Вопрос о принятии     
данной меры будет рассматриваться судом на основании ходатайства прокурора, а   
исполнение определения суда о наложении ареста на имущество будет               
осуществляться в порядке исполнительного производства.                          
                                                                                
Предусматривается возможность освобождения юрлица от административной           
ответственности за подобное правонарушение, если такое лицо способствовало      
выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования,   
раскрытию, расследованию преступления, связанного с данным правонарушением,     
либо если в отношении этого юрлица имело место вымогательство.                  
                                                                                
Указанные положения не будут распространяться на административные               
правонарушения, которые были совершены в отношении иностранных должностных      
лиц и должностных лиц публичных международных организаций.                      
                                                                                
И третий законопроект - это внесение изменения в статью 193 Трудового кодекса   
Российской Федерации. Этой новеллой устанавливается единый срок давности для    
применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционного                
правонарушения, и этот срок, как я уже ранее говорил, три года со дня           
совершения правонарушения.                                                      
                                                                                
Вот суть новелл, которые содержатся в этом пакете законопроектов. Прошу вас     
поддержать и проголосовать за принятие всех трёх законопроектов в первом        
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.                              
                                                                                
По законопроекту под пунктом 54 содоклад Василия Ивановича Пискарёва.           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Полномочный   
представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри      
Владимирович Минх всесторонне и в полной мере изложил концепцию                 
законопроекта. Не повторяя сказанное докладчиком, отмечу, что рассматриваемый   
законопроект является очередным шагом государства по пути совершенствования     
антикоррупционного законодательства и повышения эффективности его               
регулирующего воздействия.                                                      
                                                                                
Надо сказать, что за последнее время вектор развития антикоррупционного         
законодательства изменился: ранее, как вы знаете, в качестве приоритетного      
рассматривалось преимущественно уголовно-правовое воздействие на                
коррупционеров, к уголовной ответственности всё чаще стали привлекаться         
должностные лица, замещающие самые высокие посты в органах государственной      
власти и местного самоуправления, одновременно с этим в последние годы всё      
большее значение приобретает совершенствование правовой базы именно в сфере     
профилактики коррупционных правонарушений с целью упреждать наступление         
общественно опасных последствий этих преступлений. Мы сегодня об этом           
говорили, когда обсуждали задачи Счётной палаты на ближайшее время.             
                                                                                
Законопроект, предложенный вашему вниманию, призван решить проблемы и           
вопросы, которые появились в процессе фактического применения уже               
действующего антикоррупционного законодательства. Например, с недавнего         
времени должностные лица госкорпораций и государственных внебюджетных фондов    
обязаны представлять в декларации сведения о доходах, о расходах, об            
имуществе, об обязательствах имущественного характера, однако эффективного      
механизма проверки достоверности и полноты полученной информации на сегодня     
не имеется. В связи с этим в законопроекте предоставляется право                
руководителям таких организаций и компаний получать у кредитных учреждений      
справки по счетам физических и юридических лиц. Важно, что в качестве           
гарантии соблюдения прав проверяемых лиц законопроектом устанавливается         
запрет на разглашение или использование не по назначению этой информации.       
                                                                                
Кроме того, вводимый упрощённый порядок наложения на государственных,           
муниципальных и иных служащих взыскания за коррупционное правонарушение в       
случае признания служащим факта его совершения будет не только способствовать   
унификации для всех ведомств процедуры его применения, но и стимулировать       
чиновников действовать в соответствии с антикоррупционными стандартами          
поведения.                                                                      
                                                                                
Стоит особо отметить предложение о внесении изменений в федеральный закон №     
230-ФЗ в части совершенствования контроля соответствия расходов доходам. В      
этом законе существует пробел, который позволяет чиновнику избежать обращения   
в доход государства приобретённого им на нетрудовые доходы имущества. В         
законопроекте устанавливается возможность в случае реализации или порчи этого   
имущества взыскивать денежную сумму, эквивалентную стоимости утраченного        
имущества. Предлагаемые дополнения дадут возможность эффективнее применять      
положения данного федерального закона в части обращения в доход государства     
незаконно нажитого имущества - земельных участков, объектов недвижимости,       
транспортных средств, ценных бумаг, акций, долей, паёв и так далее.             
                                                                                
В части совершенствования административной ответственности за незаконное        
вознаграждение от имени или в интересах юридического лица, статья 19.28         
Кодекса об административных правонарушениях. Следует сказать, что цель          
вносимых изменений - сделать коррупционную модель поведения невыгодной с        
экономической точки зрения. Пару лет назад, когда проводилось исследование,     
было установлено, что собираемость штрафов по этой статье составила лишь 11     
процентов. В этих условиях в рассматриваемом законопроекте абсолютно            
справедливо предлагается новая мера обеспечения производства по делу об         
административном правонарушении, а именно арест имущества юридического лица.    
                                                                                
Уважаемые коллеги, несмотря на то что завершается процесс формирования          
правовых и организационных основ противодействия коррупции, Президент           
Российской Федерации по-прежнему продолжает последовательно и системно          
совершенствовать государственную антикоррупционную политику, и мы, все          
присутствующие здесь, в этом заинтересованы и готовы активно помогать.          
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального     
характера не имеет, все полученные на законопроект отзывы из субъектов          
Федерации положительные, все депутаты - члены Комитета по безопасности и        
противодействию коррупции единогласно проголосовали за данную законодательную   
инициативу.                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать решение профильного комитета и              
проголосовать за данный законопроект в первом чтении.                           
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович.                                
                                                                                
По законопроекту под пунктом 55 содоклад Виктора Витальевича Пинского.          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проектом, который            
представил Гарри Владимирович, в Кодексе об административных правонарушениях    
предлагается установить новое правило - об освобождении от ответственности за   
административное правонарушение, предусмотренное статьёй 19.28 "Незаконное      
вознаграждение от имени юридического лица".                                     
                                                                                
Напомню, что в настоящее время по ряду коррупционных преступлений, таких как    
коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе, мелкий              
коммерческий подкуп, дача взятки, посредничество во взяточничестве,             
предусмотрено освобождение от привлечения к уголовной ответственности           
виновного лица, если оно активно способствовало раскрытию или расследованию     
преступления и добровольно сообщило о совершённом преступлении в орган,         
имеющий право возбудить уголовное дело. Таким образом, уголовный закон          
предусматривает такую меру поощрения за содействие в раскрытии коррупционных    
преступлений, как освобождение от уголовной ответственности, то есть в данном   
случае соблюдается баланс между запретительными мерами и мерами, которые        
стимулируют правомерное поведение. Однако если в настоящее время                
представители юридических лиц освобождаются от уголовной ответственности, то    
сами юридические лица, от имени или в интересах которых они действовали,        
привлекаются к административной ответственности по статье 19.28, и данное       
правонарушение карается довольно суровыми штрафами - от 1 миллиона до 100       
миллионов рублей, что может привести к банкротству предприятия, подорвать его   
финансовое положение и, естественно, как следствие, люди могут потерять         
работу.                                                                         
                                                                                
В связи с этим в законопроекте предлагается внести изменения в статью 19.28     
кодекса, предусмотрев, что юридическое лицо освобождается от административной   
ответственности по указанной норме, если оно способствовало выявлению данного   
правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению,   
раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением,    
либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.            
                                                                                
Кроме того, в этом же проекте закона предлагается новая для кодекса             
обеспечительная мера, предусмотренная проектной статьёй 27.20 об аресте         
имущества юридического лица, которая будет применяться только в рамках          
производства по статье 19.28. Стоимость арестованного имущества не может        
превышать размер назначенного административного штрафа, причём арест            
сохраняется до полного исполнения постановления о назначении                    
административного наказания. Арест будет налагаться судом по ходатайству        
прокурора.                                                                      
                                                                                
Тут важно отметить, что с целью сохранения прав работников на получение         
заработной платы наложение ареста на денежные средства на счетах банка          
допускается только в случае отсутствия у юридического лица иного имущества. С   
учётом коррупционной направленности данного правонарушения применение такой     
меры представляется обоснованным.                                               
                                                                                
Предусматривается сокращённый срок для добровольной оплаты административного    
штрафа, назначенного по статье 19.28, который будет составлять не более семи    
дней вместо шестидесяти, а также сокращённый срок предусматривается для         
направления постановления судебному приставу: одни сутки вместо десяти.         
                                                                                
Концепция проекта закона поддерживается комитетом. У Правового управления       
замечаний нет. Комитет просит принять проект закона в первом чтении.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И по 56-му пункту содоклад члена комитета по труду и социальной политике        
Сергея Алексеевича Вострецова.                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые          
коллеги! Гарри Владимирович довольно полно осветил суть вносимого в Трудовой    
кодекс изменения, предусматривающего дополнение кодекса статьёй 193. Это        
позволит унифицировать сроки привлечения к ответственности за совершение        
коррупционного правонарушения всех категорий лиц, на которых распространяются   
предусмотренные законодательством Российской Федерации антикоррупционные        
запреты, ограничения и обязанности. Увеличение сроков говорит о том, что        
президент последователен в своей работе и коррупционеры ещё дольше не смогут    
спать спокойно. Уверен, рано или поздно мы это зло победим.                     
                                                                                
Комитет полагает, что установление единого срока для применения взысканий за    
коррупционные правонарушения для всех категорий лиц, на которых                 
распространяются отдельные ограничения, запреты и обязанности, отвечает         
основному направлению деятельности госорганов по повышению эффективности        
противодействия коррупции, проведению единой государственной политики в         
области противодействия коррупции. На основании изложенного комитет             
поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в      
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста.                                          
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Гарри Владимирович, первый вопрос: скажите,            
пожалуйста, почему именно три года?                                             
                                                                                
И второе. Гарри Владимирович, вы помните, в Советском Союзе такая мера, как     
конфискация, очень пугала коррупционеров и воров разных мастей. Психология      
человека так устроена, к сожалению, что часто коррупционер готов отсидеть       
срок, но не готов расстаться с незаконно нажитым имуществом. Так вот скажите,   
пожалуйста, насколько эффективнее этот закон позволит применять такую меру,     
как взыскание на имущество, нажитое незаконным путём?                           
                                                                                
МИНХ Г. В. В отношении срока. Три года - это достаточно, я бы сказал, это       
такой традиционный срок и исковой давности, и давности привлечения к            
различным видам юридической ответственности. И установление такого срока -      
это не слепое копирование, практика показывает, что этого времени вполне        
достаточно для того, чтобы выявить правонарушение и принять меры,               
направленные на выявление всех обстоятельств и применение санкций. В            
противном случае срок станет уже настолько длительным, что органы, грубо        
говоря, и не почешутся что-то исполнять, а люди долгое время будут пребывать    
в состоянии правовой неопределённости.                                          
                                                                                
Теперь что касается изъятия в доход незаконно нажитого имущества,               
происхождение которого трудно объяснить. Я может быть огу привести              
статистику, подтверждающую, что этот институт уже достаточно эффективно         
используется: по итогам 2016 года в доход государства на основании решений      
судов было изъято имущества на сумму более 34 миллионов рублей, а по 2017       
году - уже почти 135 миллионов. Как видите, динамика - почти в пять раз         
больше.                                                                         
                                                                                
Что касается расширения правовых возможностей, это предусмотрено в данном       
законопроекте, потому что под этот контроль (с соответствующими, возможно,      
негативными последствиями) подпадают не только лица, которые замещают           
госдолжности, но и лица, которые ранее состояли на этих должностях. То есть в   
течение определённого срока - это тоже в законопроекте предусмотрено -          
расходы, которые понесут лица, уже ушедшие с госслужбы, будут                   
контролироваться, и в случае выявления вот этих обстоятельств будут наступать   
негативные последствия, имущественные прежде всего и правовые.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, в течение какого срока лица, которые уволились,   
ушли со своих должностей, будут контролироваться прокуратурой, органами         
прокуратуры в части соответствия расходов доходам? Это первое.                  
                                                                                
Второе. Есть формулировка об освобождении от административной ответственности   
юридического лица, если такое юридическое лицо "способствовало выявлению        
данного правонарушения". Как юридическое лицо может способствовать, в чьём      
лице? Это как-то прописывается или будет прописано?                             
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Алексей Владимирович, на первый вопрос ответ короткий:     
шесть месяцев предусмотрен срок.                                                
                                                                                
А по поводу того, что вы спросили о юридических лицах, здесь тоже каких-то      
особых, дополнительных новелл не требуется. По действующему законодательству    
- прежде всего гражданско-правовую отрасль я имею в виду - есть должностные     
лица, которые вправе действовать от имени юридического лица, ex officio, в      
силу своего правового статуса.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Торощин Игорь Андреевич.                     
                                                                                
ТОРОЩИН И. А. Александр Дмитриевич, кнопка не сработала, когда была запись на   
вопросы. Разрешите задать вопрос.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да.                                                       
                                                                                
ТОРОЩИН И. А. Уважаемый Гарри Владимирович, в продолжение вопроса коллеги из    
КПРФ по поводу шести месяцев. Почему бы не увеличить контроль на срок до        
одного-двух лет и не распространить это на имущество, приобретённое после       
увольнения, если человек был уволен или освобождён от занимаемой должности?     
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Игорь Андреевич, что касается второй части вашего скорее   
предложения, чем вопроса, это уже есть, просто вы предлагаете подумать над      
увеличением срока. Здесь я предложил бы немного другую последовательность.      
Давайте вначале посмотрим, как эта норма будет работать, поймём её              
эффективность. Баланс между ограничениями прав граждан и конституционно         
значимыми целями надо искать на практике. Мы, конечно, можем умозрительно       
рассуждать: а почему, например, не десять лет, вот мы тогда этих людей будем    
такой длительный срок держать под контролем?.. Повторю, что баланс между        
правами и свободами человека, между интересами других лиц и интересами          
государства мы предлагаем пока поискать в пределах этого срока. Если увидим,    
что чего-то не хватает или мы ошиблись со сроками, тогда... Но только после     
анализа правоприменительной практики, а сейчас, повторю, это немного            
умозрительно.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович, от фракции.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, мы поддерживаем проект федерального        
закона, который подготовлен в целях совершенствования законодательства по       
противодействию коррупции. Мы согласны с введением упрощённого порядка          
привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности в случаях          
признания ими факта совершения правонарушения. Мы поддерживаем расширение       
полномочий прокурора в этой сфере и предложение определить, что контроль над    
расходами лица, освобождённого от должности, а также над расходами его          
супруги и детей осуществляется прокурором. Мы считаем разумным введение         
положения, в соответствии с которым в случае реализации или порчи имущества,    
в отношении которого прокурором заявлены требования об обращении в доход        
государства, будет возможность обращения взыскания на денежную сумму,           
эквивалентную стоимости такого имущества. Мы также поддерживаем внесение        
изменения в статью 193 Трудового кодекса, которое предусматривает               
установление единого срока давности для применения взысканий за коррупционные   
правонарушения в пределах трёх лет со дня совершения правонарушения.            
                                                                                
Но мы не можем поддержать внесение изменений в Кодекс об административных       
правонарушениях. Мы не согласны с предложением освобождать юридическое лицо     
от административной ответственности за совершение правонарушения, если такое    
лицо способствовало выявлению данного правонарушения, проведению                
административного расследования и выявлению, раскрытию и расследованию          
преступления, связанного с данным правонарушением. К сожалению, в               
пояснительной записке нет никакого обоснования, почему вводится это правило,    
которое у нас присуще уголовному процессу. Я думаю, достаточно было бы в этих   
случаях смягчать наказание, ведь наказание, которое предусмотрено статьёй       
19.28, очень суровое, там очень серьёзные штрафы. Ну и надо понимать, что это   
может привести к произволу того чиновника, который будет вправе решать вопрос   
о возбуждении либо невозбуждении административного производства.                
                                                                                
Кроме того, мы не можем согласиться с изменениями в административный кодекс,    
которые касаются ареста имущества юридического лица. Сам арест - мера           
нормальная, но вот оговорка насчёт того, что аресту не подлежат денежные        
средства на счетах в банках, арест допускается только в случае отсутствия у     
юридического лица иного имущества... Такая норма якобы позволит обеспечить      
выплату заработной платы работникам юридического лица и осуществление иных      
обязательных платежей. Но, коллеги, нам, по-моему, ни к чему заботиться о       
каких-то отдельных лицах этого коллектива или обо всём коллективе, который не   
получает заработную плату, потому что коллектив мы признаём криминальным, мы    
говорим о том, что коллектив должен нести административную ответственность за   
правонарушение. Если ли же мы полагаем, что виноваты отдельные лица, давайте    
тогда будем привлекать к ответственности отдельных лиц.                         
                                                                                
Коллеги, предлагаемые в трёх законопроектах меры в целом нужные, но, к          
сожалению, далеко не революционные в сфере борьбы с коррупцией. Мы ждём от      
президента более решительных мер, об этих мерах мы говорили на пленуме          
Центрального комитета Компартии Российской Федерации в январе 2018 года.        
                                                                                
Василий Иванович Пискарёв обратил внимание, что в последнее время в борьбе с    
коррупцией взят крен в сторону профилактики и наши власти стали всё в большей   
степени отказываться от уголовных наказаний, от репрессивных мер. Дмитрий       
Иванович Савельев сообщил, что коррупционер готов отсидеть сколько угодно, но   
не готов отказаться от имущества. Это совсем не так, Дмитрий Иванович.          
Коррупционер панически боится камеры, панически боится мест лишения свободы,    
и он, наоборот, готов распрощаться со всем имуществом, только бы ни одного      
дня там не пребывать, и такие настроения практически у всех чиновников, у       
всех должностных лиц. Поэтому мы полагаем, что следовало бы пересмотреть        
прежде всего санкции статьи 290 УК РФ, которые были обновлены в 2011 году       
путём введения штрафа за взятки. Эта норма совершенно не работает, штраф,       
введённый взамен лишения свободы, работает против общества, ибо штрафы эти,     
как правило, не взыскиваются.                                                   
                                                                                
Мы предлагаем восстановить ответственность за декриминализованное               
посредничество в мелком взяточничестве. Сейчас посредничество в получении и     
даче взятки в размере менее 25 тысяч рублей не считается преступлением. Мы      
предлагаем отменить статью 291-2, которая устанавливает пониженные меры         
ответственности за мелкое взяточничество, этого вообще не нужно было делать,    
мелкие взяточники должны нести ответственность так же, как и остальные. В       
связи с этим я хочу отметить, в то время как в зарубежном законодательстве      
принята классификация по субъекту взятки - чем выше чиновник, тем выше его      
уголовная ответственность, - в российском законодательстве сохраняется вот      
такая традиция, дифференциация по размеру взятки.                               
                                                                                
Мы предлагаем ввести ответственность за такие широко практикуемые в нашей       
стране коррупционные деяния, как коррупционный лоббизм, фаворитизм,             
протекционизм, коррупционный непотизм и другие.                                 
                                                                                
Ну и предлагаем восстановить конфискацию как меру наказания, соответствующий    
законопроект был внесён нами в этом году.                                       
                                                                                
И наконец, предлагаем принять закон о реализации статьи 20 Конвенции ООН        
против коррупции. Соответствующий законопроект также находится в                
Государственной Думе с 1 апреля 2014 года.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Грибов Александр Сергеевич.                                                     
                                                                                
ГРИБОВ А. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, поставьте, пожалуйста, сразу       
время - выступление от фракции.                                                 
                                                                                
Эти законопроекты по большому счёту можно назвать новой антикоррупционной       
реформой. Вы помните, не так давно мы здесь рассматривали внесённые             
президентом изменения, которые были призваны навести порядок и ликвидировать    
правовой пробел в части ответственности за злоупотребления в секторе            
государственных и муниципальных закупок, тогда к лицам, которые несут           
ответственность, были отнесены и недолжностные лица. Это точечная мера,         
которая родилась из практики с учётом сложившейся ситуации, была направлена     
на наведение порядка, в такой финансово ёмкой сфере, как государственный        
заказ.                                                                          
                                                                                
Предложенные же сейчас поправки широко заходят в сферу противодействия          
коррупции, и абсолютно верно, что мы рассматриваем эти разные законопроекты     
вместе, одним пакетом. При этом главная их цель состоит в том, чтобы, с одной   
стороны, наказание было неотвратимым, с другой стороны, у коррупционера         
просто не было никакой возможности потратить добытые преступным путём доходы,   
денежные средства.                                                              
                                                                                
Я хотел бы ответить Юрию Петровичу, высказавшему достаточно весомые аргументы   
в отношении законопроекта, который ведёт именно наш комитет, о внесении         
изменений в Кодекс об административных правонарушениях по юридическим лицам.    
Ни для кого не секрет, что в Уголовном кодексе закреплены нормы, согласно       
которым лицо, активно содействующее следствию, своими действиями помогающее     
раскрывать преступления, освобождается от ответственности.                      
                                                                                
Я приведу простой пример. Возьмём обычное кафе или, допустим, строительную      
фирму - подставьте любой вид деятельности, кому какой ближе и с каким вы чаще   
сталкиваетесь в своей работе. Головной офис этой организации находится,         
например, в столице, а данная фирма в регионе. Приходит туда проверка, ну и     
ответственное лицо решает эту проверку просто закрыть, что называется, решить   
вопрос какими-то небольшими финансовыми средствами - и попадается на взятке.    
По действующему законодательству юридическое лицо автоматически может           
получить огромный штраф, мы часто видим примеры, когда небольшая взятка в       
25 тысяч рублей для юридического лица означает миллионный штраф, и это, на      
наш взгляд, не совсем справедливая ситуация. Необходимо поддержать изменения,   
которые предлагает президент. Гарри Владимирович чётко сказал: в                
гражданско-правовой сфере прописаны лица, которые могут оказывать активное      
содействие, это, как правило, органы управления или специальные                 
представители. И если юридическое лицо всеми своими действиями способствует     
раскрытию правонарушения, то оно будет освобождаться от ответственности, и,     
на наш взгляд, это справедливо.                                                 
                                                                                
Что касается обеспечительной меры. Неоднократно звучала позиция, в том числе    
на форумах, которые посвящены государственным закупкам: практика складывается   
так, что юрлица предпочитают попросту банкротиться и уходить от                 
ответственности, от этого страдают простые люди, простые работники, которым     
нужно выплачивать заработную плату. Если одно лицо, работающее в фирме,         
принимает решение встать на преступный путь, нельзя делать заложниками его      
решения всех работников фирмы, это, на наш взгляд, несправедливо. Поэтому мы    
поддерживаем изменения, предложенные президентом.                               
                                                                                
Что касается двух других законопроектов, об изменении в Трудовой кодекс и о     
базовых изменениях, которые предлагается внести во множество нормативных        
правовых актов, главная их цель - я сформулирую коротко - это чтобы коррупция   
перестала иметь всяческий смысл. Закрывается огромное количество лазеек,        
выявленных практикой расследования коррупционных преступлений.                  
                                                                                
Мы однозначно будем поддерживать эти законопроекты. На самом деле ещё много     
лет назад Ожегов определил, что "коррупция - это моральное разложение           
должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении,              
взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами".                  
                                                                                
Давайте посмотрим эти изменения, самую их суть. Сейчас человек, пока работает   
и является ответственным, обязан доказывать соответствие своих расходов         
доходам, а когда увольняется, может свободно покупать всё, что угодно.          
Предлагается установить разумный срок - полгода, когда денежные средства и      
приобретения, затраты, которые лицо осуществляет, будут находиться под          
контролем и сведения могут быть переданы в Генеральную прокуратуру. Кадровые    
службы наделяются возможностью контролировать сотрудников, и, если человек      
признаёт, что совершил коррупционный проступок, он не подлежит увольнению,      
кадровая служба сама решает вопрос о применении к нему дисциплинарного          
взыскания. Это всё пробелы, которые выявила практика. И то, что подготовлены    
такие масштабные, я ещё раз повторю, антикоррупционные изменения (по сути,      
антикоррупционная реформа), говорит о том, что идёт системная работа, в том     
числе в администрации, и, главное, работа идёт при содействии всех силовых      
структур, которые делятся своим опытом.                                         
                                                                                
Мы будем поддерживать предложенные инициативы. Мы считаем, что они являются     
адекватным ответом на сложившуюся ситуацию в сфере противодействия коррупции,   
а главное, разумным балансом между двумя, наверное, вечными позициями: что      
важнее - огромные сроки или пополнение бюджета? Они как раз являются ответом    
на то, что жизнь намного сложнее, чем просто деление на чёрное и белое, и       
нельзя встать на позицию "давайте массово пополнять бюджет за счёт              
коррупционеров" - и тогда пусть коррупция процветает или "давайте всех          
посадим" - тогда мы постараемся коррупцию победить. Так мы её не победим -      
необходимы умные, сложные законодательные решения, только они сделают           
коррупцию бессмысленной. Мы будем поддерживать все три законодательных          
предложения, президентский пакет антикоррупционных реформ.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Гарри Владимирович! Конечно,     
фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит любые совершенствования                 
антикоррупционного законодательства, в том числе представленные три             
законопроекта. Но с Александром Сергеевичем Грибовым не могу согласиться, не    
могу назвать это реформой... Вы бы ещё революцией назвали! Пример               
революционного отношения к борьбе с коррупцией я вам сейчас приведу.            
                                                                                
На последнем съезде Коммунистической партии Китая были внесены поправки в       
конституцию Китая и учреждён новый суперорган по борьбе с коррупцией -          
народный контрольный комитет, который получил права и прокуратуры, и            
следственных органов, и даже судебные. Буквально, что называется, без особых    
разбирательств и доказательств коррупционер помещается на срок до полугода в    
тюрьму, и там с ним проводятся все необходимые действия. Это в Китае, где и     
без того существует смертная казнь! Да, её применение не решает всех проблем,   
но давайте, что называется, смотреть на табло: какие темпы роста в Китае,       
какие свершения в Китае - и какие у нас, с нашими такими вот реформами, я бы    
сказал, медикаментозными формами лечения раковой опухоли (а то, что это         
раковая опухоль, все признают)!                                                 
                                                                                
А подходы разные. Вот мы говорим: надо резать к чёртовой матери, не дожидаясь   
перитонита, и никакого перевоспитания коррупционеров! А вы говорите: давайте    
мягче, легче, давайте будем их перевоспитывать - штрафом, каким-то там          
административным наказанием, может быть, условным сроком, а там и амнистия      
подойдёт... Никакого снисхождения к преступникам - не правонарушителям! Мы      
опять видим: "коррупционные правонарушения" - это то же самое, что назвать      
отдельную статью "Садистские шалости". Правонарушения - да, но давайте тогда    
определим, что такое коррупционные правонарушения. Коробка конфет, не знаю,     
бутылка в благодарность... (Микрофон отключён.)                                 
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. ...в больнице, ещё в каком-то учреждении, где зарплата ниже         
всяких минимумов, - вот это правонарушение, согласен. А когда речь идёт о       
чиновниках, которые идут на службу, чтобы собирать мзду, или о пожарных,        
из-за "заслуг" которых горят "Зимние вишни" каждый день, при любой погоде,      
или о сотрудниках органов с жезлом в руке... Это смысл их вообще пребывания     
там! Вот к этим никакого снисхождения быть не должно! Можно спорить, какое      
должно быть наказание, какой штраф, какой срок, но, я считаю, нельзя спорить,   
исполнять им дальше, на протяжении всей своей жизни вот такие контрольные       
чиновничьи функции или не исполнять. Лично моя позиция: должен быть             
пожизненный запрет на приём на государственную службу, на занятие               
государственной должности, если попался один раз, но есть добрые следователи,   
есть злые следователи...                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, вам принимать решение. Напоминаю, сейчас непростые           
условия, вы много раз об этом говорили, сегодняшнее заседание началось с        
вопроса о наших контрсанкциях, с нашего ответа Чемберлену, который объявляет    
одну войну за другой: санкционную, экономическую, политическую, спортивную,     
дипломатическую... Идёт война - а что, в войну разве нужно снижать требования   
к засланным казачкам, их ответственность? А если их деятельность связана с      
миллионными, миллиардными хищениями, откатами, это же нужно приравнивать к      
государственной измене, и на этот счёт у нас есть свои законопроекты, свои      
предложения. Но вы утверждаете, вы говорите: "Не время, товарищи, для таких     
жёстких ответных мер". А мы считаем, что только благодаря этим жёстким          
наказаниям - введению уголовной ответственности за незаконное обогащение,       
предельных сроков, конфискации имущества у всего ближайшего окружения, если     
те не докажут законность нажитых имений, владений и прочих яхт, счетов и так    
далее, - только такими способами мы, конечно, не обнулим, но минимизируем       
коррупционные реки и потоки. Мы считаем, что без введения таких жёстких мер     
выполнить задачу по увеличению бюджета в разы, хотя бы на 8-10 триллионов       
рублей, которые необходимы для выполнения майского указа, будет крайне          
сложно.                                                                         
                                                                                
Мы поддерживаем представленные законопроекты, но при этом предлагаем перейти    
к объявлению войны коррупции, а не проявлять такое мягкое отношение с           
предложениями их перевоспитывать и уговаривать. Не надо их перевоспитывать и    
уговаривать, это бесполезно.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
Гарри Владимирович, есть возможность выступить с заключительным словом. Не      
будете выступать.                                                               
                                                                                
Василий Иванович Пискарёв, пожалуйста.                                          
                                                                                
Депутату Пискарёву включите микрофон.                                           
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Я хотел бы ответить на некоторые реплики Юрия Петровича и        
Олега Анатольевича.                                                             
                                                                                
Сегодня ни докладчик, ни содокладчик не сказали ни слова о том, что данный      
законопроект направлен на гуманизацию антикоррупционного законодательства.      
Этот законопроект носит исключительно профилактический характер.                
                                                                                
Как известно, в нашем законодательстве есть два процесса - репрессивный и       
профилактический. Что касается репрессивного отношения к коррупционерам, все    
присутствующие понимают, что никто не собирается их оправдывать. И кстати       
сказать, на сегодня в отношении лица, совершившего коррупционное                
правонарушение, предусматривается мера наказания в виде лишения свободы на      
срок от 8 до 15 лет - это известный факт, можно посмотреть закон, - и штраф в   
этом случае назначается не сам по себе, а как дополнительное наказание.         
Давайте вспомним последние приговоры, которые были вынесены в отношении         
крупных чиновников.                                                             
                                                                                
Сегодня мы говорим о профилактике, это гораздо более тонкая материя, то есть    
мы должны добиться того, чтобы не допускать наступления общественно опасных     
последствий, когда деньги уже вывезли за границу, мы должны найти рецепты,      
чтобы эти деньги оставались в России и не было совершено преступление.          
Поэтому мы и говорим о возможности конфискации имущества чиновника, если он     
не доказал законность его происхождения, независимо от того, работает он или    
уволился с работы, и независимо от того, у него это имущество или он его        
продал, пока велась проверка законности происхождения.                          
                                                                                
Всем спасибо за поддержку, и призываю всех к обсуждению. И кстати говоря,       
Комитет по безопасности и противодействию коррупции открыт для всех             
инициатив, касающихся вопросов борьбы с коррупцией, поэтому всех призываю к     
совместной плодотворной работе. Это нормальный процесс. И я ещё раз прошу       
поддержать внесённый законопроект.                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович.                                
                                                                                
Сергей Алексеевич, будете выступать с заключительным словом? Нет.               
                                                                                
Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении           
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях         
совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской           
Федерации о противодействии коррупции", 54-й вопрос.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              419 чел.93,1 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    420 чел.                                          
Не голосовало                  30 чел.6,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", 55-й          
вопрос.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              389 чел.86,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
И ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в    
статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации", 56-й вопрос.                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              422 чел.93,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    422 чел.                                          
Не голосовало                  28 чел.6,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.