Заседание № 247

14.09.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 430378-4 "О ратификации Дополнительного протокола между Российской Федерацией и Международным агентством по атомной энергии к Соглашению между Союзом Советских Социалистических Республик и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в Союзе Советских Социалистических Республик".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1543 по 1889 из 6393
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". 10-й пункт.    
О проекте федерального закона "О ратификации Дополнительного протокола между    
Российской Федерацией и Международным агентством по атомной энергии к           
Соглашению между Союзом Советских Социалистических Республик и Международным    
агентством по атомной энергии о применении гарантий в Союзе Советских           
Социалистических Республик". Доклад официального представителя Правительства    
Российской Федерации статс-секретаря - заместителя руководителя Федерального    
агентства по атомной энергии Николая Николаевича Спасского.                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СПАССКИЙ Н. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель руководителя Федерального агентства по атомной    
энергии.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Выносится на ратификацию      
Дополнительный протокол между Российской Федерацией и Международным             
агентством по атомной энергии к Соглашению между СССР и МАГАТЭ о применении     
гарантий в СССР. Протокол был подписан в Вене 22 марта 2000 года. По своей      
логике дополнительный протокол направлен на повышение эффективности системы     
гарантий МАГАТЭ. Типовой дополнительный протокол был одобрен Советом            
управляющих МАГАТЭ в мае 97-го года, при этом учитывался в первую очередь       
опыт Ирака, где была обнаружена незаявленная ядерная деятельность. Главное      
назначение дополнительного протокола состоит в том, чтобы МАГАТЭ могло          
подтверждать информацию не только об отсутствии и о переключении ядерных        
материалов с заявленной деятельности, но и об отсутствии незаявленной           
деятельности и незаявленных ядерных материалов как таковых.                     
                                                                                
Типовой дополнительный протокол предусматривает предоставление весьма           
широкого круга информации. Он предполагает доступ инспекторов с краткосрочным   
уведомлением ко всем зданиям, находящимся на ядерной площадке, отбор проб       
окружающей среды, использование снимков из космоса. Но всё это имеет место      
только в случае действия типового дополнительного протокола. В настоящее        
время дополнительный протокол подписан сто двадцатью одной страной, введён в    
силу в восьмидесяти двух государствах. Англия, Франция и Китай ввели протокол   
в действие. В Соединённых Штатах Америки завершаются процедуры по вводу его в   
действие. Продолжение этих процедур связано с тем, что США подписали            
дополнительный протокол практически по схеме неядерного государства и сейчас    
им требуется приводить в соответствие свою нормативную базу. В нашем случае,    
в случае Китая дополнительный протокол содержит весьма ограниченный набор       
обязательств. Фактически мы предоставляем МАГАТЭ только информацию в            
отношении нашего сотрудничества с зарубежными партнёрами, являющимися           
неядерными государствами, причём Россия берёт на себя эти обязательства в       
сугубо добровольном порядке.                                                    
                                                                                
Я позволю себе зачитать соответствующее положение статьи 1 протокола, где       
чётко зафиксировано, что мы применяем протокол, за исключением случаев, когда   
его применение может нанести ущерб безопасности России. О какой информации      
конкретно идёт речь? Очень коротко по основным позициям.                        
                                                                                
Во-первых, Российская Федерация представляет агентству в течение ста            
восьмидесяти дней после вступления протокола в силу декларацию с информацией    
о месте проведения и о масштабах относящихся к ядерному топливному циклу        
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых для     
неядерных государств. Далее, будет предоставляться также информация о месте     
нахождения урановых рудников и заводов по обогащению урановых и ториевых руд    
в Российской Федерации, которые участвуют в производстве для неядерного         
государства, и о текущем годовом объёме производства таких рудников и           
заводов.                                                                        
                                                                                
Во-вторых, Российская Федерация будет предоставлять МАГАТЭ до 15 мая каждого    
года информацию за предшествующий календарный год относительно экспорта в       
неядерные государства и импорта из неядерных государств определённых            
категорий ядерных материалов, а также информацию об экспорте отходов среднего   
или высокого уровня активности, содержащих плутоний, высокообогащённый уран     
или уран-233, в неядерные государства.                                          
                                                                                
И наконец, последняя позиция по предоставлению информации. Российская           
Федерация будет ежеквартально предоставлять агентству информацию по             
экспортным поставкам в неядерные государства согласованного оборудования и      
неядерных материалов. Хотел бы уточнить. Да, действительно речь идёт о          
довольно обширной информации, но эта информация касается исключительно нашего   
сотрудничества с неядерными странами.                                           
                                                                                
Далее. Скорее всего, в ближайшее время предоставления такой информации в том    
объёме, о котором я сейчас говорил, даже не потребуется, потому что формат      
дополнительного протокола отражает сложившуюся практику. Кроме того, для        
предоставления такой информации можно использовать существующую систему         
информирования о ядерном экспорте и ядерном импорте в отношении неядерных       
государств по каналам Росатома.                                                 
                                                                                
В заключение, уважаемые депутаты, хотел бы ещё раз подчеркнуть. Да,             
действительно формально Россия, как ядерная страна, не обязана применять        
дополнительный протокол, однако его вступление в силу открывает перед нами      
ряд серьёзных преимуществ: подтверждается лидирующая роль России в укреплении   
режима нераспространения, увеличивается объём информации, имеющейся в МАГАТЭ    
по неядерным странам, в чём мы объективно заинтересованы. Нам будет проще       
вести работу по созданию международного центра по обогащению урана в            
соответствии с инициативой президента и нам будет проще выходить на             
заключение с другими странами соглашений о сотрудничестве в области мирного     
использования атомной энергии.                                                  
                                                                                
Отдельно хотел бы подчеркнуть, что протокол ни в коей мере не ущемляет          
интересы национальной безопасности России. Строжайшим образом проведён          
принцип добровольности, изменений законодательства Российской Федерации и       
дополнительного бюджетного финансирования не требуется.                         
                                                                                
С учётом всего сказанного Правительство Российской Федерации просит             
поддержать предложение о принятии закона о ратификации дополнительного          
протокола к соглашению с МАГАТЭ о гарантиях.                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Присаживайтесь.              
                                                                                
Содоклад члена Комитета по энергетике, транспорту и связи Виктора Семёновича    
Опекунова.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОПЕКУНОВ В. С., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги-депутаты! Представленный к      
ратификации дополнительный протокол по вопросу принятия расширенных             
обязательств со стороны России перед Международным агентством по атомной        
энергии (МАГАТЭ) направлен на усовершенствование юридической базы в области     
ядерной безопасности, включая предотвращение потенциальных угроз и вызовов      
терроризма.                                                                     
                                                                                
С учётом подробного доклада Николая Николаевича мне предоставляется             
возможность сократить своё выступление, сделать его предельно лаконичным. И     
тем не менее хотелось бы сказать, что данный документ также призван             
обеспечить конструктивное участие России в деле ужесточения международного      
режима нераспространения ядерного оружия исходя из принятых уже ранее           
обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия, вступившему в     
силу в марте 1970 года и бессрочно продлённому всеми участниками этого          
договора в 1995 году. В основе данного договора лежит сбалансированная          
система мер взаимного контроля государств, осуществляющих деятельность в        
сфере использования атомной энергии, через механизм предоставления МАГАТЭ       
определённой дополнительной информации, касающейся международного               
сотрудничества в ядерной сфере.                                                 
                                                                                
Данная информация является лишь дополнением к уже принятым ранее                
обязательствам. Следует подчеркнуть, что по дополнительному протоколу           
Российская Федерация самостоятельно определяет состав предоставляемой МАГАТЭ    
информации и меры контроля, которые могут быть применены на её территории без   
нанесения при этом ущерба национальной безопасности России.                     
                                                                                
Принципиально важно, о чём уже говорил Николай Николаевич, что Российская       
Федерация применяет и, самое главное, разрешает агентству применять настоящий   
протокол, за исключением случаев, когда его применение может принести ущерб     
безопасности или национальным интересам Российской Федерации. Таким образом,    
Российская Федерация данным актом ратификации берёт обязательство               
предоставлять МАГАТЭ информацию по одному из направлений своей                  
внешнеэкономической деятельности в ядерной сфере, а именно в отношении нашего   
сотрудничества в области ядерного топливного цикла с неядерными странами, то    
есть со странами, не обладающими ядерным оружием. Ратификация дополнительного   
протокола укрепит меры контроля как МАГАТЭ, так и Российской Федерации при      
осуществлении с такими государствами научно-технического сотрудничества в       
области использования атомной энергии в мирных целях.                           
                                                                                
На законопроект имеется положительное заключение Правового управления           
Аппарата Государственной Думы, а также поступили положительные отзывы от        
комитетов Совета Федерации по промышленной политике и по международным делам    
и от Комитета Государственной Думы по международным делам. Комитет по           
энергетике, транспорту и связи рекомендует Государственной Думе принять         
указанный проект федерального закона.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Семёнович. Присаживайтесь.                
                                                                                
Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Я вижу         
только одну руку - Иванова Сергея Владимировича, значит, один вопрос... И ещё   
Махмудов.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Владимирович.                                                
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Николай Николаевич, хотелось бы уяснить такой вопрос: другие страны   
в той же мере открыто предоставляют информацию, протокол относительно которой   
мы сейчас будем ратифицировать? В частности, наши супостаты, имеются в виду     
США и прочие их коллеги.                                                        
                                                                                
И второй вопрос. Протоколом регламентируется, что вы самостоятельно будете      
применять положения данного протокола в части, не наносящей ущерб               
безопасности Российской Федерации. А кто будет определять, применение этого     
протокола вашим агентством наносит ущерб или не наносит?                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Николаевич. Из ложи можно ответ       
дать.                                                                           
                                                                                
СПАССКИЙ Н. Н. Уважаемый Сергей Владимирович, докладываю по первому вопросу.    
Подавляющее большинство стран предоставляют значительно больший объём           
информации. В частности, Соединённые Штаты подписали протокол, практически      
идентичный типовому тексту протокола для неядерной страны, поэтому в их         
случае речь идёт, действительно, об очень большом объёме информации, включая    
фотографирование из космоса и многое-многое другое. С этим связано то, что      
они до сих пор не завершили ратификационные процедуры, по предварительным       
оценкам, им потребуется ещё несколько месяцев.                                  
                                                                                
По второму вопросу. Решением правительства предусмотрено, что конкретно         
процедура и формат будут определяться по согласованию со всеми                  
заинтересованными ведомствами, включая, естественно, в первую очередь           
Федеральную службу безопасности. Это первое.                                    
                                                                                
Второй момент. В настоящее время уже предоставляется довольно значительный      
объём информации об экспортно-импортных операциях. Это всё чётко отлажено,      
определены форматы. Эта информация предоставляется по линии ЦНИИ                
"Атоминформ", входящего в систему Росатома.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Махмудов Махмуд Гаджулаевич, пожалуйста, вопрос.                                
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г. Уважаемый Николай Николаевич, вы сказали, что Российской         
Федерации предоставлено право отказаться от предоставления той или иной         
информации, если она посчитает это нужным в интересах страны. В то же время,    
когда подписываешь какие-то договора, есть какие-то взаимные обязательства.     
Устраивает ли, скажем, другую сторону, то же самое МАГАТЭ, что та информация,   
которая указана в пунктах протокола, не будет предоставляться, и не будет ли    
в дальнейшем как бы дожим, для того чтобы потребовать после подписания          
протокола ту информацию, которая им необходима? Не останутся ли какие-то        
недоговорённые вещи после ратификации этого договора?                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
СПАССКИЙ Н. Н. Уважаемый Махмуд Гаджулаевич, вопрос абсолютно справедливый.     
Действительно, оговорка, предусмотренная в тексте протокола, предполагает       
исключительные обстоятельства. Тем не менее это совершено нормальная            
практика. Если это будет необходимо, мы, действительно, в соответствии с этой   
оговоркой можем воспользоваться своим правом и отказаться от предоставления     
информации. Это первое.                                                         
                                                                                
Второе. С учётом того, что в данном случае мы ведём речь об исключении,         
естественно, мы подписывали этот протокол и выносили его на ратификацию         
исходя из желания и стремления применять его в полном объёме. Именно поэтому    
столь детальным образом, конкретно прописаны объём и категории информации,      
которая будет предоставляться.                                                  
                                                                                
Ещё раз подчеркну, речь идёт исключительно об информации, касающейся нашего     
сотрудничества с неядерными странами. Объективно, поскольку Россия              
заинтересована в укреплении режима ядерного нераспространения, мы               
заинтересованы и в том, чтобы МАГАТЭ располагало максимально обширной           
информацией, касающейся ядерных программ и ядерных государств.                  
                                                                                
И наконец, самое последнее. Естественно, опасение какого-либо нажима со         
стороны наших международных партнёров справедливо. Тем не менее мы считаем,     
что в данном конкретном случае, со стороны МАГАТЭ, мы едва ли можем опасаться   
такого нажима: Российская Федерация располагает очень серьёзными позициями в    
МАГАТЭ, мы с ними энергично сотрудничаем, поэтому мы считаем, что все вопросы   
можно будет решать в рабочем порядке.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, вопросы заданы. Выносим на "час голосования" данный проект   
федерального закона.                                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. А выступления?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Предложений по выступлению не было. Есть? Хорошо. Есть    
ли желающие выступить? Двое желающих - Иванов Сергей Владимирович и Бабурин     
Сергей Николаевич. Запись завершили.                                            
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. По 10-му вопросу, да?                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, по 10-му.                                             
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, конечно, ратифицирует данный      
дополнительный протокол исходя из простой мысли, что всё-таки у нас сидят       
патриоты в соответствующих ведомствах, которые не допустят нанесения ущерба     
Российской Федерации. Однако нас не должен вводить в заблуждение тот факт,      
что, допустим, американская сторона подписала почти весь текст. Мы прекрасно    
знаем, что, когда им это выгодно, они тут же подписывают и ратифицируют все     
соглашения, как было в случае с приснопамятным Шеварднадзе: им шельф наш        
понадобился - они моментально во всех палатах это рассмотрели. Когда же дело    
доходит до того, что им невыгодно, они могут подписать соглашение, а потом у    
них то Сенат птичьим гриппом болеет, то Конгресс в отпуск уходит. То есть       
этот факт нас не должен, я ещё раз говорю, вводить в заблуждение. Хотя нам      
сказали, что ещё полтора-два месяца будут ратифицировать, они могут это         
затягивать, ратифицировать долго и упорно. Тот же самый Киотский протокол       
можно вспомнить, да и ещё массу примеров привести.                              
                                                                                
И второе. Поскольку эта информация в МАГАТЭ, я так понимаю, не является         
секретной, то она может как раз служить косвенной информацией, по которой       
наши недруги будут составлять представление о наших урановых запасах, о том,    
какие у нас могут идти бюджетные поступления и какие расходы на обогащение,     
что мы можем получать от продажи подобных материалов и так далее. То есть в     
этом плане нам всё-таки нужно быть более осторожными и исходить из политики     
государственного эгоизма: то, что нам выгодно, будем подписывать, то, что       
невыгодно, давайте примем, но потом будем долго и упорно ратифицировать.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бабурин Сергей Николаевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
БАБУРИН С. Н. Уважаемые коллеги, знаете, бес всегда таится в деталях, и тот     
документ, который мы сейчас так спокойно обсуждаем, на мой взгляд, по своей     
чудовищности за последнее время не имеет себе равных.                           
                                                                                
Уважаемый Николай Николаевич, вы, конечно, сейчас спокойно нам всё это          
аргументировали, но даже вы признали, что никто не требовал от нас              
становиться унтер-офицерской вдовой. Зачем нам это делать? Почему такая         
спешка сейчас вдруг понадобилась?                                               
                                                                                
Я абсолютно уверен, что Соединённые Штаты Америки не ратифицируют этот          
документ, потому что прежде всего, уважаемые коллеги... Я не хочу цитировать    
много статей, но возьмите хотя бы статью 8 этого дополнительного протокола, в   
соответствии с которой агентство будет использовать на территории Российской    
Федерации независимо от России, органов власти России и службы безопасности     
России любые системы, даже не имеющие аналогов, для собирания информации и      
наблюдения, и вся эта информация будет идти в агентство минуя Россию.           
                                                                                
Кроме того, нам говорят, что это почти не будет касаться нас, это будет         
касаться тех государств, которые не имеют ядерного оружия. Конечно, это         
трусливая попытка нашего Минатома сдать тот же Иран, оставаясь чистыми.         
Говорить о том, что мы будем сейчас чужими руками решать судьбы наших           
партнёрских отношений с теми государствами, с которыми мы ведём                 
сотрудничество в области атомной энергетики... Почему вот этот                  
надгосударственный контроль действительно становится независимым от             
национальных государств?                                                        
                                                                                
Здесь вот коллега Иванов совершенно правильно говорил, что мы считаем, что      
почему-то чиновники все честные, а я хочу напомнить, у нас был господин         
Бакатин, который из этих же самых побуждений, господа из Минатома,              
демонстрируя наше стремление к открытости, передал систему разведывательную,    
инфраструктуру в американском посольстве нашим партнёрам. А США только через    
несколько лет, когда разразился скандал, признали, что под советским            
посольством в Вашингтоне разведывательный тоннель параллельно был подготовлен   
к использованию, но вот мы здание посольства не заняли. И они не передали нам   
этих данных встречно, на обоюдных началах. Почему сегодня мы опять открываем    
себя без каких бы то ни было оснований? Мы что, нового Бакатина ждём? Я не      
знаю, почему администрация президента поддержала вот эти действия               
правительства в 2000 году, но я считаю, что это принципиально ошибочный шаг.    
Депутаты от "Народного Союза", конечно, не будут голосовать за этот документ,   
потому что это рудимент горбачёвской политики, когда нет национальностей и      
нет государств, мы все - единое человечество. Извините, когда у нас не будет    
противников, когда против нас не будут работать спецслужбы, когда нашу страну   
перестанут уничтожать извне, тогда я ещё, и то с долей осторожности,            
рассмотрел бы этот протокол. А на сегодняшний день, я считаю, это               
преждевременная акция, которая наносит ущерб и экономическим, и политическим,   
и оборонным интересам Российской Федерации.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость с заключительным словом выступить, Николай Николаевич     
Спасский? Нет.                                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, вопрос рассмотрен, выносим его на "час голосования".         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1926 по 1946 из 6393
Ставится на голосование пункт 10 порядка работы, проект федерального закона     
"О ратификации Дополнительного протокола между Российской Федерацией и          
Международным агентством по атомной энергии к Соглашению между Союзом           
Советских Социалистических Республик и Международным агентством по атомной      
энергии о применении гарантий в Союзе Советских Социалистических Республик".    
Кто за? Прошу голосовать.                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              349 чел.77,6%                                     
Проголосовало против            8 чел.1,8%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    358 чел.                                          
Не голосовало                  92 чел.20,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.