Заседание № 54
О проекте федерального закона № 43016-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования корпоративных и земельно-имущественных отношений, возникающих при ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И. Уважаемые товарищи, прежде я хотел бы поблагодарить всех, кто помогал нам, авторам, готовить этот законопроект. И особенно хотел бы выразить благодарность Председателю Государственной Думы Вячеславу Викторовичу за взаимопонимание и Валентине Ивановне. Спасибо им большое! Что касается законопроекта, о котором сейчас вам докладываю, хочу сказать, он сохраняет и приумножает многие льготы для садоводов и огородников, которые мы закрепляем в том числе этим законом. Хочу сказать, что мы его достаточно долго готовили к принятию и во втором, и в третьем чтении, поэтому вам будем это тоже сегодня предлагать. Поступило 20 поправок, из них 16 - в таблице № 1. Повторяю, мы снимаем очень многие вопросы, которые ставили перед нами садоводы. Не хочу вдаваться в детали, как говорится, законопроект второго чтения, поэтому прошу поддержать таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 10 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок № 2 ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 37 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 01 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И. Уважаемые товарищи, законопроект прошёл все необходимые процедуры и подготовлен к третьему чтению. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 42 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 32
О проекте федерального закона № 43016-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования корпоративных и земельно-имущественных отношений, возникающих при ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Алексей Игоревич Бутовецкий. БУТОВЕЦКИЙ А. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение предлагается законопроект о внесении изменений в федеральный закон о садоводстве и огородничестве. В настоящее время в нашей стране порядка 60 миллионов человек имеют садовые и огородные земельные участки, это достаточно массовое явление. Основным инструментом управления в садоводческих и огороднических товариществах является общее собрание членов такого товарищества: люди собираются и решают наиболее важные вопросы для жизни товарищества. Но в настоящее время на общие собрания люди вынуждены собираться в одном месте, о проведении собрания их извещают только почтовыми уведомлениями и размещением соответствующей информации на информационных щитах. Многие не участвуют в общих собраниях, не желая тратить время на то, чтобы прибыть в конкретное место, из-за этого не набирается кворум, не принимаются важные для товарищества решения, будь то утверждение сметы, переизбрание председателя, вопросы, связанные с коммунальным обслуживанием, и так далее. С 2013 года в корпоративном праве развивается так называемое электронное голосование, когда человек, который является членом того или иного гражданско-правового сообщества, может проголосовать и выразить своё мнение дистанционно. В разных законах это реализовано по-разному, для садоводов мы предлагаем достаточно простой механизм: с учётом того что это не акционеры, не учредители других коммерческих организаций, никакие сложные процедуры здесь, наверное, не подойдут. Так что здесь максимально простой механизм, когда граждане сами в уставе закрепляют перечень вопросов, по которым они будут голосовать и высказывать своё мнение дистанционно, и порядок такого голосования. В период пандемии этот вопрос существенно обострился, потому что многие граждане выехали на свои садовые и дачные участки и пребывали там постоянно; кроме того, было опасно собираться в большом количестве в одном месте, а в нашей стране есть огромные садоводческие товарищества, насчитывающие не одну тысячу садовых участков. Поэтому первый вопрос, который решает законопроект, - это как раз возможность проголосовать дистанционно, с использованием мобильного телефона, других электронных или технических средств. Второе нововведение, которое предлагается, - это упрощение оформления права общей долевой собственности на общее имущество в товариществах. В 2017 году была избрана модель, которая похожа на управление в многоквартирных домах, но выяснилось, что в многоквартирных домах она всё-таки более эффективно работает, потому что люди проживают в одном месте, для садоводческих товариществ она не подошла. Поэтому в законопроекте предлагается снижение кворума - с общего голосования до возможности принятия решений двумя третями голосов, когда это связано с оформлением права на общее имущество. Ну и третье нововведение. По сути, оно связано с уже принятым законом о развитии дачной амнистии. Я напомню, что до 2031 года действует упрощённый порядок оформления прав на отдельные объекты недвижимого имущества для граждан, но у нас сохраняется такая проблема: порядка 200 тысяч садоводов и огородников по-прежнему живут с членскими книжками, то есть они пока не оформили имущественное право на земельный участок, речь идёт о старых, советских садоводческих товариществах. Для этих граждан предлагается продлить возможность бесплатной приватизации земельных участков, которая закончилась 1 марта 2022 года, чтобы они могли безболезненно оформить землю в собственность бесплатно и пользоваться ею уже на праве собственности. Связанные с этим изменения предлагается внести в закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Игоревич. С содокладом выступает Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Уважаемые товарищи, докладчик достаточно подробно остановился на вопросах корпоративного права в сфере пользования садово-огородническими участками, частично затронув и земельно-имущественные отношения. Действительно, закон № 217-ФЗ, который пришёл на смену долго работавшему закону о садоводстве и огородничестве, в правоприменительной практике показал несостоятельность во многом, ну, допустим, в вопросах общего землепользования, обязательного разграничения, планировки участка - это понятно, какие деньги, мы не можем сегодня в этом ключе всерьёз отработать даже особо ценные земельные угодья, работающие напрямую на продовольственную безопасность, - ну и в ряде других вопросов. Сегодня устраняются те, я бы сказал, ошибки, которые были внесены 217-м законом. В целом комитет рассмотрел данную законодательную инициативу и поддерживает её. Конечно, проблем в этом огромном и резонансном секторе очень много, начиная от рейдерства (захвата) и включая попытки ликвидировать созданное ещё в советское время целевое использование садово-огородных участков, включая строительство, в том числе садовых домов, и так далее, и так далее. Всё это сегодня должно прийти, как говорится, в соответствие, чтобы не было такого порыва у рейдеров в отношении вопросов целевого использования земельных участков. Много есть вопросов, которые необходимо сегодня решать, замечаний в виде поправок ко второму чтению. Комитет это обсуждал - это и вопросы, связанные с тем, что делать с брошенными участками, это и вопросы, которые вызваны различными подходами к формированию взносов каждого члена садово-огородного кооператива, и так далее, и так далее, включая возможность использования участков отдельными гражданами для содержания различных видов птицы и скота. Это всё вопросы второго чтения. Уважаемые товарищи, хочу вас попросить поддержать данную законодательную инициативу, направленную на улучшение жизни садоводов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Берулава Михаил Николаевич, пожалуйста. БЕРУЛАВА М. Н., фракция КПРФ. Законопроект предполагает введение новой статьи - 17-1, часть 7 которой предполагает проверку личности участника голосования, но если при проведении голосования с помощью портала госуслуг вопросов не возникает, то такой способ, как отправление сообщения с адреса электронной почты и с номера телефона, содержащихся в указанном реестре, вызывает сомнение в части объективности проводимой процедуры. Кто будет отвечать по электронной почте? В чьих руках будет телефон? В связи с этим у меня, уважаемый Алексей Игоревич, к вам вопрос: не лучше ли проверку осуществлять только через портал госуслуг? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Игоревич. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Вы абсолютно правы, этот вопрос отдельно обсуждался с садоводами, и в рамках оценки регулирующего воздействия достаточно много вопросов здесь было. Первое, о чём писали граждане, - о том, что сложные процедуры здесь будут неприемлемы. И второе - что портал государственных услуг способен реализовать сегодня только процедуру заочного голосования. У садоводов же наиболее часто используемая форма - это форма очно-заочная, когда часть граждан непосредственно присутствует или, как в законопроекте написано, могут проголосовать дистанционно, но очно, а часть потом досылают свои голоса, после определённого времени, уже после окончания собрания. К тому, о чём вы говорите, я думаю, мы придём, но с развитием уже информационных технологий, когда портал государственных услуг сможет реализовывать все процедуры, которые предусмотрены сегодня, ну, в частности для других форм голосования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Аиткулова Эльвира Ринатовна. АИТКУЛОВА Э. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Игоревич, вопрос следующий. Даже сейчас, при достаточно сложной процедуре - мы же сейчас видим, что концепция направлена на упрощение законопроекта, - уже сейчас мы получаем сигналы от наших жителей о том, что в садовых товариществах образуется несколько юрлиц, о том, что платежи, которые собираются в том числе за пользование электроэнергией, не всегда являются гарантией того, что электричество будет в этих товариществах (кто-то платит, кто-то не платит), и фактически мы сейчас понимаем, что на фоне санкций, наверное, сады и огороды - это будет такая точка сборки и подспорье номер один для наших жителей. В связи с этим вопрос: риски такого упрощения просчитаны? И вот по поводу нескольких юрлиц в одном товариществе. Насколько возможно регулировать этот процесс и помочь тем людям, которые действительно честно работают в этих товариществах, честно платят все необходимые сборы и налоги и при этом остаются без света? Вот я по нашему региону могу сказать, что сплошь и рядом это явление, когда у нас практически... (Микрофон отключён.) БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. С 1 января 2019 года, с момента вступления в силу самого 217-го закона, запрещено создание более одного юридического лица для управления конкретной территорией. То, о чём вы говорите, - это нарушение закона. Есть уже сложившаяся практика на уровне судов, которые прекращают деятельность одного из товариществ в случае, если такое явление существует. Далее, по поводу отключения электроэнергии. Действительно, есть несколько проблем. Первая - когда люди не согласны с теми размерами взносов, в частности взносов не целевых, а обычных, текущих взносов, которые идут на электроэнергию. Здесь законопроект предусматривает развитие нормы о финансово-экономическом обосновании: теперь при установлении размера взносов должна быть представлена конкретная формула или текстовое описание того, какие конкретно деньги за что будут взиматься. Вторая проблема - как людям не остаться без света. Вот те случаи, с которыми мы сталкивались на практике, когда просто, ну, извините за выражение, отрубают провода садоводам, по сути, противоречат всему законодательству об электроэнергетике, то есть это вопиющие нарушения. По сути, сегодня уже все законодательные барьеры, для того чтобы вот так, в одностороннем порядке не отключали свет, в законодательстве есть, то есть вот с такими нарушениями на практике должны работать суды и правоохранительные органы. Уже достаточно давно, ещё в 2013 году, на уровне Верховного Суда была сформулирована позиция о недопустимости таких действий. Действительно, такие явления есть, это так, и это уже, получается, просто вопиющее нарушение закона, и садоводы, кстати, обращаются в правоохранительные органы (к сожалению, не всегда эти споры решаются в их пользу). Так что на уровне закона все запрещающие механизмы уже предусмотрены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КАШИН В. И. Я хочу сказать, что этому виду деятельности мы, депутаты, безусловно, должны уделять самое пристальное внимание, во всяком случае больше внимания, чем до этого уделяли: оказание помощи в части подведения электричества, газа, использование возможностей регионов по оказанию помощи, создание кооперативов и много-много чего другого, чтобы использовать в том числе излишки тех продуктов, которые производятся на этих садово-огородных участках. То есть у каждого кооператива своих проблем предостаточно, и в этих проблемах, если всё централизованно решать, можно утонуть. Но то, что самым серьёзным образом необходимо решать часть вопросов в виде оказания региональной и федеральной помощи по направлениям снабжения электроэнергией, водными ресурсами, газом и так далее, - эта работа, безусловно, должна выполняться и быть под нашим контролем. Возможно, ко второму чтению нам удастся частично проработать и эти вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Алексей Игоревич, безусловно, инициатива правильная. Если мы пропишем для удобства граждан правила расчёта взноса в виде формулы или текста, если они будут понимать, за что они платят, то это, конечно, позволит сделать систему более прозрачной. Но возникает вопрос: а кто будет прописывать эти формулы и утверждать их? Из законопроекта следует, что общее собрание. Но ко мне вот, например, очень часто приходят обращения о нарушении процедуры принятия решений, о том, что собрание порой собирается только на бумаге, о подделке протоколов. Вот как мы сможем пресечь эти злоупотребления? Надо продумать этот вопрос. Есть ли у нас механизм такого контроля? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Да, действительно, те проблемы, о которых вы говорите, существуют, но сейчас, наверное, в меньшей степени. Вот мы встречаемся в жалобах с подделкой протоколов, с тем, что собрания не проводятся, - мы считаем, что собрания не проводятся как раз из-за неудобства процедуры. Ну, сегодня отправить одно почтовое уведомление каждому садоводу стоит порядка 200 рублей, то есть порой у товарищества даже нет возможности всех уведомить, если это большое товарищество, а бывает, я повторю, и по тысяче земельных участков, и больше. Так что здесь, мне кажется, часть проблем будет снята как раз за счёт электронного голосования, когда граждане смогут дистанционно голосовать, не надо будет узнавать, когда собрание проводится, и тратить время и деньги на приезд в конкретное место в определённое время. Это первое. Что касается второго. Обычно такое обоснование готовится правлением или председателем и действительно выносится на общее собрание, дальше общее собрание вправе утвердить либо отклонить. Здесь мы ничего нового не придумываем, это обычные принципы корпоративного права, когда все ключевые решения принимаются именно общим собранием. Ну и я напомню, что у нас в Гражданском кодексе уже есть отдельная глава про общие собрания, где есть основания для признания решений общего собрания недействительными. В частности, там есть нормы о нарушениях при голосовании, нарушениях по сбору кворума. То есть все эти случаи указывают на то, что, если были какие-то фальсификации с кворумом или с самим голосованием, это решение недействительно и исходя из Гражданского кодекса не порождает никаких юридических последствий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Алексей Игоревич, ну, к большому сожалению, количество фальсифицированных протоколов огромное, особенно в таких товариществах, про которые вы сказали, где несколько сот, а иногда и несколько тысяч садоводов, поэтому то, что предлагается вами в виде очного так называемого дистанционного участия... Как в данном случае будет контролироваться и идентифицироваться каждый гражданин? И как можно обеспечить несколько сот каналов в рамках существующих технологических возможностей на уровне вот этого садового общества? Это далеко не IT-компания. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Будет контролироваться в привязке к реестру членов товарищества. У нас с 2016 года существует этот институт, и соответственно гражданин туда помещает сведения о себе, то есть паспортные данные, персональные данные (адрес, телефон, электронная почта), и если с соответствующего телефона или с электронной почты приходит соответствующий голос, то считается, что гражданин проголосовал по тому или иному решению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Алексей Игоревич, действительно, важная инициатива, хорошая. Ключевой вопрос: а кто будет формировать вот эти списки для голосования и их верифицировать на электронных площадках? Потому что сейчас список собственников участков в СНТ и список участников товарищества - это далеко не всегда совпадающие списки. БУТОВЕЦКИЙ А. И. В законопроекте у нас никакой площадки не предусматривается. Есть институт реестра членов товарищества, он, по сути, заявительный, то есть все члены товарищества должны туда представить сведения о себе. То, что вы говорите о собственниках, - да, действительно, собственник может не быть членом товарищества, это его право, он вправе туда не вступать, но в реестре сведения о собственниках тоже есть. Законопроект ориентирован на полный реестр. И повторю: граждане могут вообще не использовать электронное голосование, маленькие товарищества, кого это устраивает, могут проводить бумажное голосование, по-прежнему собираться в одном месте и голосовать на бумаге, если они не доверяют электронной процедуре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Разворотнева Светлана Викторовна. РАЗВОРОТНЕВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Игоревич, уважаемый Владимир Иванович! Не знаю, кому мне следует задать этот вопрос. Всё-таки садовые товарищества - это крайне архаичная форма: вот эти собрания, взносы, общий котёл по оплате коммунальных ресурсов... Может быть, перестать совершенствовать этот архаичный инструмент и двинуться к тому, чтобы они стали частью муниципальных образований со всеми вытекающими последствиями, - дороги туда проводить, социальные объекты строить? Тем более что всё больше и больше граждан там начинает прописываться. Давайте перестанем совершенствовать то, что не подлежит усовершенствованию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Игоревич, начните вы. Если Владимир Иванович посчитает нужным, добавит. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Да, спасибо. Мы в комитете обсуждали этот вопрос - в частности, образование новых населённых пунктов и установление критериев для этого. Безусловно, развитые товарищества сегодня могут стать населёнными пунктами и ликвидировать, наверное, органы управления, полностью перейти под действие закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...", но всё-таки это должно быть их решение, решение граждан. То есть мы, наверное, здесь не можем навязать им это решение. Если они посчитают нужным так сделать, то, пожалуйста, пускай они соберутся на общем собрании и такое решение примут. Единственное, чего сейчас не хватает, - это критериев, которых должно достичь товарищество, чтобы стать населённым пунктом, мы с комитетом это обсуждали и ко второму чтению предложим такую поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович, добавите? Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. КАШИН В. И. Безусловно, такая работа уже на практике, в общем-то, осуществляется. Можно привести много примеров по Подмосковью и по Новой Москве, когда эта работа, по большому счёту, уже выполнена, когда кооперативы становятся деревнями, посёлками, входят в государственную систему управления, муниципальную систему управления. Но Россия большая, 60 миллионов человек, более 40 миллионов участков, и они имеют разное назначение и особенности с точки зрения доступности и так далее. Есть участки далеко в лесу, надо идти по тропинке далеко, нет подъездных дорог, небольшое количество, как говорится, участников этого процесса. То есть многообразие большое, но это движение в правильном направлении, тут вопросов нет. Мы постараемся ко второму чтению это тоже прописать в законопроекте, чтобы такая возможность у кооперативов была. Думаю, что около 60 процентов кооперативов имеют сегодня такие возможности и многие регионы могут себе это позволить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 16 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.