Заседание № 223
11.04.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 429759-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях совершенствования борьбы с коррупцией).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2920 по 3916 из 7506
Пункт 12 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад депутата Государственной Думы Анатолия Семёновича Иванова. Пожалуйста, Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С. Очень важный законопроект. Просят выступить покороче, но покороче никак нельзя - вопрос, касающийся коррупции. Уважаемые коллеги, как известно, по мнению зарубежных, а также российских экспертов в области противодействия коррупции, Россия является самой коррумпированной страной среди стран с крупной экономикой, обходит их с большим отрывом, и этот отрыв постоянно растёт, несмотря на принятие в последние годы ряда законодательных актов, направленных на борьбу с разрушающим государство явлением. Недавно мы рассмотрели в первом чтении очередную законодательную инициативу президента, направленную на борьбу с коррупцией, я имею в виду резкое увеличение размеров штрафов по различным составам преступлений коррупционного характера. Поддерживая эту инициативу, тем не менее думаю, что её реализация не приведёт к существенным изменениям в деле противодействия коррупции. Для успешного противодействия коррупции недостаточно ужесточения наказания, а необходимы принципиально новые инструменты этого противодействия. Вот один из таких инструментов и предлагается в данном законопроекте. Он не нами придуман, то есть не авторами законопроекта, этот инструмент применяется во многих странах мира, мы только осмелились вынести его на публичное обсуждение. Наша инициатива основана на положении 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции. Россия ратифицировала эту конвенцию, кроме именно 20-й статьи, однако это не означает, что положение 20-й статьи не может быть реализовано в России в настоящее время. Может! И его необходимо реализовывать, не дожидаясь ратификации. Речь в 20-й статье конвенции идёт об ответственности за незаконное обогащение должностных лиц, при этом под незаконным обогащением там понимается значительное увеличение активов публичного должностного лица с учётом его расходов, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. В соответствии с конвенцией незаконное обогащение должно признаваться уголовно наказуемым деянием, в предлагаемом же нами законопроекте за умышленное незаконное обогащение государственных должностных лиц Российской Федерации, её субъектов и должностных лиц местного самоуправления предусматривается административное наказание в виде конфискации и дисквалификации. При этом конфискации подлежат доходы и стоимость имущества, которые с учётом расходов превышают законные доходы должностного лица более чем на 20 процентов, но не менее чем на 3 миллиона рублей, а срок дисквалификации предлагается установить от одного года до трёх лет. Установление не уголовной, а административной ответственности за незаконное обогащение основано на том, что это, во-первых, будет соответствовать современной российской тенденции гуманизации уголовного законодательства, а во-вторых, позволит избежать применения принципа презумпции невиновности, который в уголовном законодательстве является основополагающим. Вместе с тем законопроектом предусматривается достаточно жёсткая карательная мера - конфискация имущества, которая для многих должностных лиц будет страшнее лишения свободы. Вот суть предлагаемого нами инструмента для успешного противодействия коррупции, однако, как мне представляется, он должен применяться в обязательной связке с другими инструментами. Во-первых, должна быть политическая воля хотя бы высшего должностного лица Российской Федерации. Во-вторых, должен быть создан специальный антикоррупционный орган, подчинённый непосредственно президенту. Этот орган должен возглавить человек, находящийся в настоящее время в конструктивной оппозиции к власти, не работающий в системе власти, пользующийся доверием в обществе. Это должен быть такой человек, который не побоялся бы начать свою работу с проверки активов самого президента. Таким человеком, как мне представляется, мог бы быть, например, известный адвокат Генри Резник. В состав же антикоррупционного органа должны входить тридцатилетние молодые люди, не успевшие ещё погрязнуть в коррупции, с юридическим, экономическим образованием, набор которых должен осуществлять руководитель данного органа, а утверждать президент. И в-третьих, должна быть обеспечена свобода средств массовой информации, не должно быть запретных для публикации тем, неприкасаемых лиц. При этом должна быть обеспечена защита журналистов, освещающих коррупционные явления. Кроме того, в рамках антикоррупционной деятельности необходимо использовать парламентский контроль, а также повышать активность населения. Проверка активов должна начаться с проверки активов, в том числе зарубежных, высших должностных лиц, не только активов их самих, но и активов всех их родственников. Если для реализации такого предложения необходимо будет изменить какие-то законы, то это надо будет сделать, вплоть до изменения Конституции, - в целях борьбы с коррупцией это допустимо. Так велась борьба с коррупцией, например, в Гонконге и Сингапуре, в которых её уровень на начальном этапе борьбы с ней был на российском уровне (вы, уважаемые коллеги, я уверен, это знаете), в настоящее же время Сингапур вместе с Данией и Новой Зеландией возглавляет рейтинг наименее коррумпированных стран, а Гонконг находится в двадцатке таких стран. В 1974 году, например, в Гонконге коррупцией было заражено около 90 процентов госаппарата, а сейчас - только 3 процента. По твёрдому убеждению жителей Сингапура и Гонконга, для победы над коррупцией необходимо только желание, то есть политическая воля руководителей государства. Возвращаясь к тексту рассматриваемого нами законопроекта, хочу сказать, что да, он не является совершенным и мы согласны с частью замечаний профильных комитетов, правительства и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Я уже дал задание своему помощнику, который подготовил данный законопроект, по его доработке и повторному внесению на рассмотрение Государственной Думы. Хотя можно было бы и принять данный законопроект, об установлении ответственности за незаконное обогащение, и доработать его при подготовке ко второму чтению, и это было бы только первым шагом к созданию условий для реализации предлагаемого инструмента. Следующим шагом было бы внесение изменений в оперативно-розыскную, гражданскую, банковскую и иные отрасли законодательства. То есть создание законодательной базы для действия закона об установлении ответственности за незаконное обогащение является сложной задачей, для её решения, наверное, недостаточно будет даже потенциала Государственной Думы. Предлагая первый шаг к решению этой задачи, авторы данного законопроекта ставили перед собой цель проверить реакцию органов власти, от которых зависит формирование законодательства, на свою чрезвычайно важную для общества инициативу. К сожалению, ни один из этих органов не высказался в поддержку этой инициативы. Это плохой сигнал, так как без предлагаемого нами инструмента противодействия коррупции никакой серьёзной борьбы с этим разрушающим государство явлением не будет, это мягко говоря. Вместе с тем хотелось бы отметить, что наша инициатива привела к публичному обсуждению темы о незаконном обогащении чиновников, и прежде всего о необходимости контроля за их расходами. Как известно, об этом недавно высказался и Владимир Владимирович Путин, когда сказал о необходимости представления политикам и деклараций о расходах. Если это произойдёт, то следующим шагом должно быть установление ответственности в случае, если расходы будут превышать законные доходы, иначе представление деклараций о расходах будет бессмысленным делом. А такой устанавливаемой ответственностью логично должна быть конфискация - и, может быть, мы так постепенно и подойдём к реализации нашего законопроекта. Правда, Владимир Владимирович говорил о политиках, прежде всего о депутатах и кандидатах в депутаты, однако говорить следовало бы о чиновниках, то есть о представителях исполнительных органов власти, которые и являются наиболее коррумпированными. Депутатов же к числу коррумпированных лиц в настоящее время отнести нельзя, так как они коррупционного характера решений не принимают, за исключением, может быть, отдельных из них. Данный законопроект привёл и к появлению инициативы наших коллег из КПРФ о необходимости ратификации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции. Как следует из средств массовой информации, в настоящее время Кремль и Минюст формируют свою позицию по отношению к этой инициативе. Конечно же, её необходимо поддерживать. В заключение хочу зачитать выдержку из недавнего интервью журналу "Профиль" председателя Группы государств против коррупции Совета Европы (ГРЕКО) Драго Коса: "Штраф и конфискация - разные вещи. Санкции, такие как штрафы, - это наказание в отношении конкретного преступления. Иное дело - конфискация, её цель - отобрать выгоду у преступника". Мера, на которой настаивает ГРЕКО, подразумевает конфискацию в случае, когда нет криминального приговора, то есть когда расходы чиновника превысили его легальные доходы, а происхождение остальных средств он не объяснил и не может объяснить. Иными словами, в дополнение к штрафам в России следует применять и конфискацию. Кроме того, Драго Кос в этом же интервью говорит: практика показывает, что наиболее эффективный инструмент борьбы со взяточничеством, то есть то, после чего брать взятку не хочется, - это конфискация нелегальных доходов. То есть Драго Кос в данном случае высказал мнение об инициативе президента о резком увеличении штрафов и рекомендует принять закон о незаконном обогащении. Мы такой законопроект вам, уважаемые коллеги, предложили для рассмотрения. Прошу его поддержать. Думаю, депутаты оппозиционных фракций так и поступят. Уверен, что большинство депутатов и нашей фракции также данный законопроект поддерживают, но проголосовать не могут по известным обстоятельствам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Москалец Александр Петрович. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Видимо, Маркс всё-таки был прав, когда говорил, что каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ. И вот нам кажется, что авторы законопроекта несколько заблуждаются, полагая, что своими предложениями они совершенствуют борьбу с коррупцией. Должен сказать, что это совершенно не так, поскольку уязвимость данного законопроекта, законодательного предложения, в первую очередь состоит в том, что при его разработке не учитывалось, что источником образования всякой собственности должен быть только труд. А мы уже даже систему охраны человека труда превратили только в охрану частной собственности, а такая охрана, мы с вами знаем, на практике обеспечивает лишь незыблемость тех материальных предпосылок, которые в конце концов ведут к эксплуатации одних другими. Объявляя основной направленностью законопроекта якобы совершенствование борьбы с коррупцией, авторы при этом явно зауживают её понятие. Почему зауживают? Потому что коррупция - это и незаслуженная награда, и незаслуженное звание, и незаслуженное занятие должности, не по праву, а не только значительное увеличение имущественных активов. Конечно, я понимаю, что не во всём тут вина авторов, ибо, к сожалению, даже такие вещи, которые сами по себе не являются товаром - ну представьте: совесть, честь, долг, достоинство, - в последнее время приобретают товарную форму. Откровенно признаться, мы даже видим определённую опасность в таких законопроектах, так как они не только создают иллюзию борьбы, но и формируют неверное направление в деле борьбы с коррупцией. А ведь чего проще - установить правило, в соответствии с которым коррупцией считать сам факт несоответствия имущества и образа жизни должностного лица его заработной плате, и всё. И главным фактором оценки соответствия должностного лица занимаемой должности считать его честность и точное соблюдение закона. Все же другие варианты - это, мы полагаем, стопор в развитии гражданского общества. А ведь заметьте, уважаемые коллеги, я думаю, вы тут согласитесь, что гражданского-то общества коррупция боится как раз больше всего, больше, чем Уголовного кодекса, более, чем Кодекса об административных правонарушениях. На наш взгляд, для искоренения коррупции мы имеем вполне достаточное правовое поле и возможности: и кадровые, и финансовые, и моральные, и другие. И проблема лишь в состоянии работы на этом поле. Отчасти наша беда состоит и в том, что мы имеем вялую и надзорно-контрольную систему, не имеющую ещё и должного координатора, в роли которого в соответствии с Конституцией Российской Федерации должна была бы выступить прокуратура. А вообще, на наш взгляд, даже ничего не меняя в законодательстве, можно так поставить дело в борьбе с коррупцией, что результативность работы превзойдёт все ожидания. В связи с тем что законопроект по сути только лишь уводит проблему борьбы с коррупцией в искусственно создаваемую проблему некоего несовершенства законодательства, комитет предлагает его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Уважаемые депутаты, прошу записаться на вопросы. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список записавшихся. Шестаков, пожалуйста, ваш вопрос. ЛЕКАРЕВА В. А. Лекарева по карточке Шестакова. Спасибо, Надежда Васильевна. Александр Петрович, у меня к вам вопрос. Скажите, вас тревожит карательная направленность законопроекта? Потому что я не вижу других рычагов воздействия, кроме как наказать, конфисковать, напугать. Мне чего-то непонятно, как это после конфискации пропадает желание брать взятки, если человек остаётся голым? Есть ли какие-то предложения и у авторов законопроекта, в частности у Анатолия Семёновича Иванова, и у вашего комитета, кроме карательных мер, какие-то профилактические? И, учитывая очень незначительные оклады у чиновников, наверное, нужно выбивать, так сказать, базу взяточничества, мздоимства, чтобы человек держался за работу, а не за возможность что-то себе там подзаработать на стороне, нужно создать такие условия, чтобы потеря работы тревожила человека. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Вы знаете, меня тревожит здесь не то, о чём вы говорите, и лично меня в этом плане ничего не тревожит, даже если бы и приняли такой законопроект. Но, вы понимаете, я как-то не большой сторонник вот каких-то бессмысленных, в том числе и правовых, формул, которые только лишь отвлекают внимание общества, что якобы что-то принимается, какие-то законы будут действовать, а на самом деле ничего подобного происходить не может. Возьмите диспозицию, скажем, предлагаемой статьи 19.33 - да вы её никогда на практике просто-напросто не примените, потому что здесь сплошные субъективные моменты. Что значит "значительное"? Что значит "обогащение?" Каким "разумным образом" можно вообще обосновать? В чём состоит разумность обоснования? Как в правовой порядок вообще перевести вот эти позиции? Я понимаю, опять вы скажете: ко второму чтению вы, комитет, давайте и думайте. Ну, слушайте, давайте тогда уже с самого начала, я полагаю, думать. А в борьбе-то с коррупцией... Вообще мы твёрдо убеждены: чем больше мы будем принимать законов и больше о ней говорить, тем легче ей будет жить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Бесчётнов Константин Викторович, ваш вопрос, пожалуйста. БЕСЧЁТНОВ К. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Анатолий Семёнович, вот я хотел бы развить мысль по поводу разумного обоснования. Всё-таки как вот эта граница определяется - между разумным и неразумным? Вы говорите, что рост доходов больше чем на 20 процентов как бы какую-то границу задаёт. Ну а если рынок вырос на 20 процентов? То есть вот более подробно, если можно, чтобы понять, что такое разумное обоснование. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Это к Анатолию Семёновичу вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Иванову Анатолию Семёновичу. ИВАНОВ А. С. Ну здесь, что касается разумного, то вот все понятия, которые предусмотрены в законопроекте, взяты из статьи 20 конвенции. То есть существует мировой опыт, и как это доказывать, как обосновывать - это не цель данного закона, не может быть это изложено в законе, это всё будет происходить уже при применении закона, в правоприменительной практике. И вот те органы, которые я считал бы необходимым создать после принятия такого закона... то есть новый орган, с совершенно новыми людьми, не работающими в системе действующей власти, где, как мне представляется, все коррумпированы. Здесь нужны именно молодые люди, которые ещё не погрязли в коррупции, люди грамотные, люди смелые, потому что всё же, чтобы вести борьбу с таким явлением, нужна будет смелость. Поэтому это всё - обоснование и технология обоснования - будет заложено уже в нормативных актах, которые будут потом созданы с участием вот этого нового органа. А что касается вот этих 20 процентов и не менее 3 миллионов рублей, то эти нормы взяты сознательно в связи с тем, что вроде бы крупные суммы и многие коррупционеры будут иметь доходы, реальные доходы, превышающие законные доходы, может быть, даже на меньшую сумму. Вот здесь я хочу сказать, что данный законопроект сознательно это установил, для того чтобы начиналась борьба с крупных чиновников. То есть нужно начинать борьбу именно с верхних эшелонов власти, а для верхних эшелонов власти эти 3 миллиона, 20 процентов - это не будет таким каким-то значительным активом, они оперируют гораздо большими суммами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна, пожалуйста, ваш вопрос. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Анатолий Семёнович, судя по характеру законопроектов, и предыдущего, и этого, ваш помощник гораздо более последователен, чем вы сами, потому что ваш доклад и ответы на вопросы означают отступление от тех совершенно справедливых норм, которые заложены в законопроекте. Вот чего стоит только ваше заявление, что главная цель этого законопроекта - определить реакцию власти, органов власти, а, собственно, не борьба с коррупцией - цель самого законопроекта. Ну и наверное, вы обратили внимание, да, вы тоже не могли не обратить внимание на основные недостатки законопроекта, о которых говорит Правовое управление Аппарата Государственной Думы и правительство (за подписью Вячеслава Володина). Вы посмотрите, в тексте говорится о том, что у вас отсутствует законодательная база. Но мне кажется, что такую законодательную базу нашли президент и председатель правительства, когда на вашем партийном мероприятии в Брянске заявили, что партия должна начинать с себя. Означает ли это, что те самые крупные коррумпированные чиновники, ну, в вашей партии, как вы сейчас сказали? И второе. Если вы сказали о том, что депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не могут... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Семёнович Иванов. Включите, пожалуйста, микрофон. ИВАНОВ А. С. Уважаемая Нина Александровна, когда я говорил о том, что целью законопроекта было проверить реакцию органов власти на эту инициативу, это я сказал только потому, что понимал, мы, авторы, понимали, что данный законопроект принят не будет, потому что он касается тех чиновников, на борьбу с которыми он направлен. Мы это понимали, но тем не менее мы его внесли, для того чтобы вынести этот вопрос, очень важный, на публичное обсуждение. Это необходимо, ведь всегда сначала рождается идея, потом эта идея начинает овладевать массами, и потом она реализуется. Поэтому не всё делается сразу. Но вот этот механизм, который мы предложили, - это сейчас единственный существенный механизм, необходимый России для борьбы с коррупцией, который применяется во всём мире. То есть без его применения никакой серьёзной борьбы с коррупцией не будет. А что касается чиновников, которые, как вы сказали, в какой партии, я думаю, что, ну конечно, это касается власти. Чиновники, которые сейчас являются коррупционерами, не все даже являются членами партии, ну, скорее всего, может быть, в оппозиционных партиях меньше коррупционеров, потому что они не находятся в органах, в исполнительных органах власти, но когда окажется, что какая-то другая партия победит и её чиновники будут находиться у власти, я думаю, что они тоже будут коррумпированы и тоже будет нужен этот закон, для того чтобы уже бороться с ними. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович, ваш, пожалуйста, вопрос. РОХМИСТРОВ М. С. У меня два вопроса. Первый вопрос к Анатолию Семёновичу. Анатолий Семёнович, вы сказали, что есть какие-то обстоятельства, мешающие волеизъявлению депутатов, которые находятся в "ЕДИНОЙ РОССИИ". Вот хотелось бы, чтобы вы поподробнее об этом рассказали: нет ли здесь элементов коррупции? Может быть, кто-то их подкупает? И вопрос к Александру Петровичу. Александр Петрович, в вашем выступлении было много ссылок на работы известных экономистов и политологов - это Карл Маркс, Владимир Ильич Ленин. Скажите, что, действительно в основе идеологии партии, комитета лежат их труды и вы своё мировоззрение основываете на таком труде, как "Происхождение семьи, частной собственности и государства", либо вы берёте за основу труды каких-то других политиков? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Иванову Анатолию Семёновичу. ИВАНОВ А. С. Уважаемый Максим Станиславович, то, что я говорил относительно депутатов "ЕДИНОЙ РОССИИ", я думаю, не требует ещё каких-то разъяснений, и так понятно, какие причины. Но я должен сказать, что депутаты, и я об этом говорил в своём докладе... Хотя недавно ко мне пришёл корреспондент из журнала "Форбс" с одной целью - подготовить статью о коррумпированности депутатов, чтобы я ему помог, а пришёл потому, что я внёс этот законопроект, и вот мне вместе с помощником два часа пришлось ему доказывать, что депутаты... Он и цель-то поставил совершенно ложную, депутаты не могут быть коррумпированными, ведь они не принимают решения и за голосование им никто не платит, поэтому нужно говорить о коррумпированности в исполнительных органах власти. Мне кажется, что нам удалось его убедить, и статью, направленную против депутатов, он не написал. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Должен вам признаться, Максим Станиславович, что мне "Капитал" Маркса и "Развитие капитализма в России" Ленина не нравятся, они рассчитаны, видать, всё-таки на другую аудиторию, а вот если говорить об "Анти-Дюринге" и "Материализме и эмпириокритицизме", то да, я с удовольствием работаю с этими темами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста, ваш вопрос. ПЛЕТНЁВА Т. В. Александр Петрович, вы в своём докладе сказали, что, в общем, лично вам всё равно, вы могли бы и проголосовать, что не боитесь, вы не коррупционер, но закон работать не будет. Скажите, пожалуйста, почему он не будет работать: только по юридическим причинам - нормы там не заложены - или по каким-то другим причинам? Анатолий Семёнович, я буду поддерживать этот законопроект, несмотря на все юридические его неточности. Хотела бы узнать, каким образом будет узнавать комиссия, что доходы у человека, у коррупционера, меньше, чем расходы, - только по его декларации? Но ведь он может написать туда только то, что видимо, - ну, жильё, машину, - а то, что невидимо, и не напишет. Таким образом, мы тоже не найдём эти незаконные доходы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Почему я так сказал, отвечу. Я не очень верю в то, что уголовно-правовые, гражданско-правовые или там административно-правовые способы воздействия на коррупционеров что-либо дадут. Это исключительно точечные, конкретные, личные воздействия на какую-то другую конкретную личность, и всё. Ну вот он попался, ну и всё, а другой не попался. Я думаю, что нужно идти значительно более простым путём, даже не применяя вот этот вид материального права. Видим недоверие общества или недоверие собственно руководителя к чиновнику, или должностному лицу, или лицу, занимающему государственную должность, - да снять его надо с этой должности, и он будет, как говорится, защищён в дальнейшем от тюрьмы, и мы будем свободны от коррупционера, и нечего тут, как говорится, возбуждать уголовные дела, потом эти дела прекращаются - вот не доказали вину, и всё, - и человек дальше продолжает жить и действовать на той должности, на которой действовал. А я считаю, что каждое должностное лицо должно позиционировать себя так, чтобы на него не падало ни малейшее подозрение в каких-то коррупционных действиях. Вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Анатолий Семёнович, пожалуйста, отвечайте на вопрос. ИВАНОВ А. С. Уважаемая Тамара Васильевна, спасибо за поддержку законопроекта. Я уверен в том, что те депутаты, которые хотели бы, считают необходимым бороться с коррупцией, его поддержат. Что касается того, как это проверять, как выявлять. Конечно, чиновник будет скрывать всё это, конечно, он не напишет это в декларации. Вот даже сейчас, когда появилась инициатива о том, чтобы заполнять декларацию о расходах, при отсутствии ответственности это, конечно, останется пустым делом, потому что в декларации всё не укажут, особенно если речь идёт о наличии активов в зарубежных банках, об имуществе за рубежом. Конечно, это не укажут. Но, наверное, большая часть работы по выявлению таких коррупционеров лежит на структурах гражданского общества. В тех странах, где началась эффективная борьба с коррупцией, народ увидел и понял, что борьба-то началась, когда начали привлекать к уголовной ответственности высших должностных лиц, конфисковать... только тогда народ понял, что да, борьба началась. И тогда и журналисты, и сам народ стали источниками информации, которую должны были проверять те органы, которые для этого созданы. И журналисты, они ведь раскопают, всё раскопают, только предоставьте им такую возможность, защитите их от подобных действий. И это уже будет в основном дело гражданского общества, дело работников СМИ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич, ваш вопрос, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Анатолий Семёнович, у меня к вам вопрос. Помните, ровно два года назад в этом зале фракция КПРФ вносила законопроект о борьбе с коррупцией (вместе с президентским), в котором очень много было схожего с тем, что вы говорили сейчас. Вы тогда наш законопроект не поддержали. Я вот уверен, сегодня ваши коллеги-"единороссы" не поддержат вас, у них не изменилось, видимо, мнение, а вы внесли... У вас что, за два года принципиально мнение изменилось? И в связи с этим главный вопрос. Поскольку приближаются выборы, наверняка вы будете участвовать в дебатах. Вот будете ли вы говорить, что вас не поддержали депутаты "ЕДИНОЙ РОССИИ", или просто скажете: не поддержали депутаты Государственной Думы? А то мне кажется, что вы просто пиаритесь. Я прошу прощения, но мне так кажется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Пожалуйста, Иванов Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С. Владимир Николаевич, я не понял и не ожидал вот таких обвинений, да, каких-то обвинений в том, что я пиарюсь. Вы что, завидуете, что ли, что я внёс такой популярный законопроект? Никогда в своей жизни я не стремился к каким-то благам, к каким-то должностям, используя пиар, никогда, всё доказывал всегда делом. И те избиратели - а я дважды избирался сюда уже по одномандатным округам, - те люди, которые голосовали за меня, они голосовали не потому, что я им что-то обещал - я никогда ничего не обещаю, и никогда не говорю специально о популярном, никогда не говорю о том, что нельзя реализовать, и я всегда имел собственное мнение... И вот сейчас, несмотря на то что в "ЕДИНОЙ РОССИИ", наверное, так скажем, не совсем поддерживают мою инициативу, я внёс такую инициативу, я же не побоялся её внести, и не ради пиара, а в связи с тем, что у меня есть твёрдое убеждение, что это надо делать, учитывая опыт зарубежных стран. Ну, два года назад я ещё не знал об этих мерах борьбы, об этих эффективных мерах. Наверное, если бы я знал, я внёс бы это ещё раньше. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. У меня вопросы и к докладчику, и к содокладчику. Уважаемые коллегии, Анатолий Семёнович и Александр Петрович, а вообще, вы считаете возможным достижение позитивных результатов в борьбе с коррупцией без устранения материально-финансовой основы теневой, или серой, экономики, ну, проще говоря, без принудительной законной легализации всеми гражданами средств и собственности, скажем так, полученных при уклонении от исполнения норм действующего законодательства? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С. Сергей Николаевич, конечно, я не считаю, что вот этот законопроект - единственный инструмент борьбы с коррупцией. Конечно, нужно изменять и другое законодательство, нужно принимать законодательство о ликвидации так называемых трансфертных цен, оффшорных зон, которые тоже являются источником коррупции. Конечно, это всё делать надо, но вот мы, авторы законопроекта, предложили этот инструмент, только этот инструмент, но он очень важен. Мы считаем, что без помощи этого инструмента никакой серьёзной борьбы с коррупцией не будет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Да, Сергей Николаевич, я считаю, что, даже не меняя социально-экономического состояния страны и не предпринимая каких-то других действий революционной направленности, вполне можно бороться с коррупцией и достичь такого результата, ну, о котором мы сегодня с вами можем только предполагать, причём в очень короткое время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Присаживайтесь, пожалуйста. Вопросы заданы. Уважаемые депутаты, кто желает выступить? Я вижу четырёх желающих выступить: Рохмистров, Плетнёва, Решульский и Гартунг. Пожалуйста, Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, наша страна находится в такой ситуации по части коррупции, что впору, как смертельно больному человеку, уже к шаманам обращаться, поэтому фракция ЛДПР поддержит любую инициативу, которая хоть как-то сможет с этим злом, с этой напастью на страну бороться. Да, действительно в этом законопроекте есть много моментов, которые необходимо менять во втором чтении, но концепция этого законопроекта, я думаю, общая со всеми антикоррупционными законопроектами: создать условия, в которых коррупция, ну, если уж не совсем невозможна будет, то хотя бы будет, так скажем, затруднена. Много вопросов здесь было. Не поддерживать эти инициативы, ну, наверное, неправильно, мне так кажется. И говорить о том, что у нас всё хорошо, в этой ситуации, наверное, тоже неправильно, потому что можно ссылаться на сто законов, но, если от этого коррупции меньше не становится значит, эти законы не работают и принимать надо, так скажем, системные меры. Конечно, ничего не решит этот законопроект, и десять других ничего не решат, пока системно не будут изменены условия, способствующие возникновению коррупции, и условия для её контроля. А контроль этот, конечно, заключается в первую очередь в реформе политической системы, о чём неоднократно говорила фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР неоднократно предлагала объявить кардинальную налоговую амнистию, провести барьер между накоплениями предыдущих периодов... Потому что сегодня, когда человек покупает виллу на Багамских островах за 10 миллионов долларов и ему говорят: "Слушайте, за всю вашу жизнь вы, судя по вашей зарплате, столько не заработали", - он отвечает: "А у меня предыдущие накопления, с тех времён, когда у нас не всё декларировалось". Вот, пожалуйста, мы объявляем, допустим, месяц, когда вы все свои накопления можете заявить, но не так эфемерно: 100 миллионов, а проведёте их через российский банк, после этого задекларируете, пусть без налогов, но мы будем знать, что у одного 10 миллионов долларов, а у другого 100 рублей. А вот после этого уже вводить реальный контроль за расходами, то есть в дальнейшем, если вы приобретёте какое-то имущество, стоимость которого превышает ваши доходы, вот тогда, будьте добры, отчитайтесь за него, в противном случае это имущество уйдёт в доход государства. Вот это правильное решение, и такой механизм действует во всех странах и является основным барьером на пути крупной коррупции, не мелочи - там где-то кто-то, кому кушать нечего, кого-то обобрал... И они, кстати говоря, у нас больше всего и страдают - учителя, врачи: она со своей пятитысячной зарплатой взяла коробку конфет - иди в тюрьму. А вот те, кто страну обворовывает, к сожалению, никакой ответственности не несут. За примером далеко ходить не надо: председатель правления Банка Москвы (в Лондон уже, правда, убежал - не успели) - посчитайте, сколько у него задекларированного имущества, хотя бы стоимость акций, и сравните с зарплатой, которая у него была по одному его месту работы за все годы. На 1 процент того, что он сегодня официально декларирует, его зарплаты не хватит. Вот поэтому законопроект, конечно, нужно поддерживать и принимать в дополнение к нему ещё целый пакет законопроектов. Другое дело, что не всем, видимо, хочется, и об этом фракция ЛДПР тоже говорила. Очень тяжело бороться с государственными институтами, когда созданы системы, механизмы поддержки этих институтов. То есть здесь так называемая институциональная ловушка, когда решение о борьбе против незаконных доходов должны принимать те люди, которые эти незаконные доходы получают. Вот наглядный пример - и в Государственной Думе то же самое. По нашему парламентскому запросу по игорному бизнесу и процветанию его в Рязанской области комитет свои отказные решения принимает на основании чего бы вы думали? Да на основании свидетельства заместителя прокурора Рязанской области. Ну это же смешно! Мы, депутаты, говорим, что там полно нарушений, предлагаем направить парламентский запрос, приводим факты, а нам отвечают: а вы знаете, тут прокуратура Рязанской области, против которой вы хотите направить парламентский запрос, приходит в комитет и говорит, что фактов нет, они очень усердно борются с игорным бизнесом, они за последний год шесть игровых заведений закрыли. А в нашем парламентском запросе указано, что там тридцать только в одном районе города Рязани! Да, эффективная работа, говорит комитет, давайте отклоним парламентский запрос. Парламентский запрос уже два месяца валяется в Государственной Думе - ну наконец-то комитет рассмотрел, месяца через три-четыре и мы его рассмотрим в этом зале. Вот она, проблема коррупции! Отсутствуют механизмы, надо создавать механизмы и совершенствовать их. Фракция ЛДПР призывает других депутатов наплевать на все те обстоятельства, которые им мешают, и проголосовать сердцем и душой, потому что всё-таки скоро выборы, вам возвращаться к своим избирателям, и они обязательно каждого из вас спросят: а что ты сделал, чтобы нас не обдирали, как липку? Об этом задумайтесь! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста, ваше выступление. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Вы знаете, на встречах с избирателями эта тема возникает очень часто. Все знают о коррупции и никак не могут определить конкретно, вот конкретно, что это такое и как с ней бороться. Наверное, каждый здравомыслящий человек понимает, что коррупция - это использование своего положения для антизаконных действий, для противозаконных действий за деньги и получение таким образом огромных благ. А люди начинают рассуждать и вот так говорят: вы знаете, стоишь перед гробом, когда человек уходит, и задумываешься, много ли человеку нужно, вообще, в этой жизни? Ну, наверное, хочется всем иметь жильё нормальное, нормально питаться, одеваться, но куда они, спрашивают, эти деньги девают? Вот мне постоянно так на встречах говорят: "Неужели им мало? Мне бы вот столечко дали, и мне бы хватило". И всё равно, скажет мой коллега, наверное, не хватило бы. Но простые люди на самом деле не понимают, как можно в государстве, в таком богатом, сильном, большом государстве, так бедно жить основной массе населения? И понимают, что, значит, эти деньги большие уходят куда-то и кто-то живёт так, что их просто не считает. И как с ней бороться, с этой самой коррупцией? Может быть, я наивный человек, но как педагог я считаю, что самое главное в борьбе с коррупцией - это, конечно, воспитание человека, это наша мораль. Но у нас в обществе мораль сегодня отсутствует напрочь, у нас нет ни национальной идеи, как мы знаем, ни морали. Если раньше в школе нам говорили, что хорошо, что плохо, то сегодня, вообще, каждый как можешь, так существуй. И вот мы так и существуем, мы теряем друзей, мы уже семьями не встречаемся, и каждый думает: ага, если идти в гости, надо чего-то нести и так далее, и так далее. Вот я подумала, как можно перечислить, кто чем пользуется. Да, есть и среди учителей сегодня коррупция с введением вот этого самого ЕГЭ, с появлением культа денег, стали просто ребятам говорить, что купить на праздники, за ЕГЭ сколько платить, хотя мы раньше понятия не имели... думали:"Как это можно? Стыдно же!" Ну, цветы принесут, книжку принесут... Врачи на ВТЭК сегодня запросто берут деньги за то, чтобы дать инвалидность, а с тех, кому положено, её снять. Это запросто! Это мелкое я привожу в пример, а самое крупное, безусловно, - это коррупция среди чиновников, которые распоряжаются деньгами, которые распоряжаются возможностями, так сказать. Например, открыть не дозволено среди улицы заправку, даже место такое не дозволено, - пожалуйста, заплати в мэрию, и всё, и получишь право. Или открыть магазин какой-то, или, например, получить государственный заказ на строительство - пожалуйста. Губернаторов сегодня никто не проверяет. Он должен сегодня понравиться только одному президенту, а депутатов, которые его утверждают, он сам себе избирает, посадит их туда - они, конечно, будут за. Понимаете, рыба, говорят, гниёт с головы. Или чтобы место получить... Вы знаете, уже слухи идут по стране, что место министра получить стоит вот столько-то, место зама - столько-то. Это вообще ужас! Мы говорим, что человек должен обладать конкретными умениями, знаниями, а тут - пожалуйста. Вот почему у нас, вы посмотрите, в управленческих структурах непрофессионалы сплошником. Говорят, среди депутатов нет коррупции. И тут есть коррупция! Попадая в Думу, они знают, за что попадают, и как попадают, и зачем попадают, - защищать свой бизнес! Я считаю, что вообще бизнесмены не должны быть депутатами, потому что тогда они уже не депутаты, они будут защищать, так сказать, свой карман. Можно говорить о том, кто чем занимается и как это происходит, очень много и долго. "Рыба гниёт с головы", - так говорит народ. Поэтому с головы и нужно начинать. А у нас начинают с головы тогда, когда уже эта голова не голова. А пока он там сидит, как можно сказать ему что-нибудь? Нельзя, невозможно! Журналистов защищать... Я согласна защищать, но сколько мы от этих журналистов получаем вранья! Хоть бы уж не писали тогда, если они такие честные. Тоже за деньги! Телевидение - то же самое. Давайте вспомним, что говорили первые демократы в лице Ельцина. Он говорил: "Я борец с привилегиями" - и стучал себя в грудь. Давайте сейчас посмотрим, сколько у этого борца с привилегиями и его детей имущества и так далее. И всё показывают фильмы о Брежневе. Что у Брежнева-то есть? И осталось? Наш бывший первый секретарь обкома приглашает в свою квартиру и говорит: "У меня были возможности необыкновенные, у меня квартира, ну, побольше, чем у рабочего, на одну комнату - кабинет". И что у него есть? Да ничего нет! Потому что тогда сверху всё-таки внимательно следили за этим, наказывали за это. Но я повторяю: только одним наказанием, конечно, ничего не сделаешь. Мы сегодня имеем другие законы, например о неприкосновенности имущества, неприкосновенности жилища. Как туда войдёшь и проверишь? Только когда уголовное дело заводится, а так, вообще-то?.. А в декларации он всё что угодно может написать, а деньги вывезти за рубеж. Я знаю, что этот законопроект, конечно же, просто канва, но тем не менее голосовать за него буду, потому что хотя бы пусть... Правильно говорил сегодня Анатолий Семёнович, я удивляюсь, конечно, что так может говорить коллега из "ЕДИНОЙ РОССИИ", наверное, больше не надеется в список попасть, и он сегодня решил так смело вдруг против своей фракции выступить. Наша фракция будет поддерживать. И мы считаем, что надо хотя бы какое-то начало положить, хотя бы поговорить. Я знаю, что этот законопроект не пройдёт: "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет за него голосовать, но я думаю, что бесследно вот так, просто тихо, его "не замолчат". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Решульский Сергей Николаевич, ваше выступление. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо за предоставленное слово. Я попросил время для выступления, чтобы пояснить свой вопрос, не только отметить, что вся наша страна, от окраин до самого центра, борется с коррупцией, но и предложить вариант, предложить и с позиции "ЕДИНОЙ РОССИИ", называющей себя руководящей и правящей партией, и с позиции Президента Российской Федерации. То, что я буду предлагать, мне не совсем нравится, но я не понимаю, почему именно эта партия и президент не осмелятся на такие решительные действия. Мне импонирует то, что сказал Александр Петрович, - что чем больше мы говорим о коррупции, тем легче ей жить. Это совершенно верно. Все эти комиссии, советы, все эти группы рабочие, которые предлагают какие-то варианты по борьбе с коррупцией, - это абсолютно пустое дело, которое только транжирит государственные деньги и нисколько не позволяет каким-то образом навести здесь порядок. Итак, какие действия должна была бы осуществить "ЕДИНАЯ РОССИЯ"? А потом мы с вами все вместе скажем, почему это не делается. Как президент, я бы прежде всего считал необходимым провести всероссийский референдум, спросить у нашего общества, согласно ли наше общество вообще бороться с коррупцией. Почему-то мы здесь зацикливаемся всегда на мздоимстве со стороны ГАИ, скажем, или, может быть, учителей или врачей, хотя там небольшие суммы, которые переходят из рук в руки. Но правильно сказали Анатолий Семёнович и Александр Петрович, что мы всё меньше и меньше вспоминаем, что коррупция - это расширенное понятие, явление, развращающее общество, начиная от того, что кто-то кого-то проталкивает, своих родственников или бывших одноклассников, на ту или иную должность, и до крупных, многомиллиардных сделок. Итак, для чего нужен такой референдум? Чтобы спросить, на каких условиях общество вообще готово бороться с коррупцией, готово ли общество в нынешнем состоянии согласиться с проведением экономической амнистии на условиях именно этих "борцов". Максим Станиславович немного затронул этот вопрос, и я задавал его докладчику и содокладчику. Неужели вы не знаете - а я уверен, что знаете, - что огромные средства и собственность не легализованы сегодня в нашей экономической жизни, находятся либо в кубышках, либо в каких-то банковских ячейках, либо в оффшорах и так далее, а собственность записана на каких-то сомнительных людей, если это не родственники, и находится, скажем, под контролем, но не под формальным управлением? Вот для чего нужна, крайне необходима экономическая амнистия, принудительная законная экономическая амнистия. И проводить её надо не так, как мы два раза её проводили в нашей стране, а примерно на следующих условиях. В первые полгода, за шесть месяцев, легализовал свои скрытые средства и собственность, записал всё на своё имя, заплатил 13 процентов - и, как говорят налоговики, спи спокойно. Не осмелился в течение девяти месяцев это сделать, но в следующие шесть месяцев всё-таки одумался, легализовал всё, заплатил 50 процентов налога - и спишь спокойно. Ещё раз не осмелился, в следующие три месяца, то есть это полтора года, вытащил средства из своих оффшоров, с каких-то счетов, достал из ячейки и так далее, уже заплатил 80 процентов, и тоже, как говорится, легализуя, начинаешь жить. А дальше действует именно тот закон, который представлял Анатолий Семёнович, и та конвенция ООН, 20-я статья, о которой мы уже неоднократно говорили: если твои расходы превышают, то налоговая служба предъявляет к тебе претензии, и всё, что не соответствует твоим доходам, если ты не доказал это, всё конфискуется и отправляется в доход государства. Если мы с вами этого не сделаем - "ЕДИНАЯ РОССИЯ", вы в первую очередь, вы ведь сейчас большинство у нас, - то все эти разговоры - это, как говорится, даже не в пользу бедных, а в пользу богатых, которые с каждым годом только увеличивают свои и нелегальные, и легальные доходы. Для вас не новость, что все эксперты, в том числе полуофициальные и официальные, заявляют, что у нас оборот теневой составляет до 40 процентов валового внутреннего дохода. Где эти денежки, почему они не работают на нашу страну, почему не работают на наше государство? Почему вы этого не делаете, "ЕДИНАЯ РОССИЯ"? Почему не делают президент, председатель правительства, всё правительство? Почему вы не делаете это? Как только вы это сделаете и каждый человек докажет, что это приобретено им, да, с отклонением от законодательства, но не подпадает под статью Уголовного кодекса (я имею в виду доходы от крышевания, от организации наркоторговли, от бандитизма, - что там у нас ещё? - проституции и ряда других статей, которые прописаны в Уголовном кодексе), вы чисты перед законом, и, самое главное, никакой чиновник не может принудить вас сделать то или другое. Надо ли скрывать, что у нас вот сейчас с Ходорковским тянется эта вся история?.. Правильно, наверное, она тянется, принимаются решения, но ведь вместе с Ходорковским надо сажать по той же статье стольких, что тут пальцев на руках не хватит, чтобы перечислить фамилии всех, кто должен сидеть там и кто действовал по такому же принципу, что и Ходорковский. Но они, находясь в зависимости от нынешнего чиновничьего властвующего аппарата, решают именно те проблемы и те задачи, которые власть эта перед ними и ставит. Таким образом, вывод напрашивается один: "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и ныне действующий президент, и ныне действующий председатель правительства вместе со своим правительством не осмеливаются это делать только потому, что такая ситуация создания коррупционного болота в нашей стране в какой-то степени идёт им на пользу. Далее. Если мы действительно не пойдём по пути ратификации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции, то всё это гиблое и, как в народе говорят, тухлое дело. Я всем объясняю, и подавляющее большинство даже депутатов, наверное, читали в своей жизни и читают детективные романы, книги, повести и так далее, знают, как попадаются все разведчики, шпионы и так далее: получая какие-то деньги, они не выдерживают и в определённый момент вдруг начинают покупать себе автомобили, или какие-то красивые дорогие вещи, или, может, виллы. И вдруг приходит налоговый инспектор и говорит: "Мистер Смит, ваша зарплата 70 тысяч долларов в год, а вы купили себе дом стоимостью свыше 1,5 миллиона долларов или 10 миллионов долларов. Будьте любезны, объясните, откуда же денежки-то у вас набрались?" И оказывается, что мистер Смит является резидентом той или другой разведки, если дальше им занимается ФСБ... или что там у них, какие службы, да, и так далее. Итак, простые и понятные всем, реальные методы, это в укрупнённом плане. Без референдума не обойтись, референдум мы обязательно должны провести, даже просто для того, чтобы объяснить нашему обществу, каждому гражданину, что коррупция - это не только многомиллионные взятки, но и подталкивание чиновника или стремление чиновника или какого-то руководителя к нарушению или даже не к нарушению, а к обходу каких-то установленных юридических норм. Это первое. Второе - это экономическая амнистия, и хотя бы на тех условиях, которые я вам назвал. И третье - это в обязательном порядке включение условий по статье 20 Конвенции ООН против коррупции. Всё остальное бесполезно. Всё остальное создаёт именно то, о чём и говорили сегодня мои товарищи и докладчик, и содокладчик. И здесь, мне кажется, всё-таки не в полной мере надо соглашаться с Александром Петровичем, что коррупция боится гражданского общества. Не боится она, Александр Петрович, гражданского общества, потому что нет адекватной реакции на те выявленные факты, которые нам всем известны. Поэтому, поясняя свой вопрос, я ещё раз обращаюсь к правящей партии, как она себя и называет: вы либо начинайте борьбу с коррупцией, либо тогда не отвлекайте наше общество на то, как вписаться в это коррупционное общество и тоже, как говорится, в этой ситуации пытаться решить свои проблемы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Депутат Гартунг Валерий Карлович, ваше выступление. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, уважаемая Надежда Васильевна! Наша фракция поддержит этот законопроект. Мы считаем, что, конечно, этот законопроект не решает все проблемы борьбы с коррупцией, он её не искоренит, но первый шаг в этом направлении сделать нужно. Безусловно, определить необоснованное обогащение гораздо проще, чем, например, в уголовном процессе доказать факт получения взятки или злоупотребления. Вторая процедура гораздо сложнее, мало того, там сразу же и санкция идёт уголовная. Здесь же авторы законопроекта предлагают пресекать те виды коррупции, которые, ну, дают видимые результаты. Ни для кого не секрет, что у нас чиновники высокого ранга, в том числе члены правительства, бывает, летают на частных самолётах, имеют недвижимость, причём иногда ни дня не работая в бизнесе, имеют огромные состояния, и это считается нормой. Мало того, это транспонируется также на субъекты Федерации, где люди видят, как то или иное должностное лицо, придя к власти, через год-два обрастает активами, записанными на него либо на членов его семьи. И фактически всё это остаётся безнаказанным, причём на глазах у всех! И нет статьи, по которой могли бы хотя бы по этим признакам определить коррупционную направленность деятельности того или иного должностного лица. В этом случае не нужно было бы ловить его с поличным, фиксировать факт передачи взятки, всё было бы гораздо проще. Получается, у нас действует поговорка "Не пойман - не вор". То есть все знают, что есть вор, но никто его не поймал, поэтому вором его никто не считает. Это неправильно! Наши коллеги в этом законопроекте фактически внесли те нормы по борьбе с коррупцией, которые выработаны мировым сообществом. Не нужно изобретать какого-то особого механизма борьбы с коррупцией в России. Коррупция есть во всём мире, и мир за долгие годы борьбы уже выработал определённые механизмы. И авторы этого законопроекта предлагают мировой опыт воплотить в нашем российском законодательстве. Много у нас разговоров о борьбе с коррупцией, но тем не менее во всех рейтингах коррупционности Россия скатывается всё ниже и ниже, уже во второй сотне мы находимся, и конца этому не видно. Мы предлагаем поддержать этот законопроект. Считаем, что он важен в борьбе с коррупцией, и пусть это будет первым реальным шагом по борьбе с коррупцией, а следующим шагом могло бы быть наше с вами решение о запрете деятельности оффшорных компаний на территории Российской Федерации - об этом уже представители разных фракций говорят, - причём я хотел бы предложить, и мы могли бы в дальнейшем, работая над этим законопроектом в рамках второго чтения, прописать здесь механизм определения активов и туда внести в том числе контроль за оффшорными компаниями. У нас со многими странами мира, в том числе с оффшорами, заключены соглашения об обмене информацией, и при необходимости наш финмониторинг вполне мог бы получить всю информацию о наших чиновниках, которые владеют имуществом за рубежом - не только о тех, кто добровольно декларирует своё имущество и, видимо, имеет на то основания, имеет подтверждённые доходы, но и о тех, кто никаким образом не декларирует, а это подавляющее большинство. В принципе нормы этого законопроекта можно было распространить не только на госчиновников, но и на служащих государственных компаний или компаний с государственным контролем, потому что сегодня мы видим, как на глазах у всего общества повышается их благосостояние, в то время как денег в бюджете на повышение зарплаты бюджетникам уже четвёртый год нет. Мы считаем, что законопроект важный, нужный, и обращаемся к партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", чтобы поддержать этот законопроект, потому что тогда ваши заявления будут подкреплены конкретным голосованием в Думе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Валерий Карлович. Полномочный представитель президента не желает высказаться по данному вопросу? Правительство также не желает. Я напоминаю вам, уважаемые коллеги, что у нас в 16 часов рассмотрение законопроекта в фиксированное время. Слово для заключительного выступления предоставляется Иванову Анатолию Семёновичу. ИВАНОВ А. С. Уважаемая Тамара Васильевна, прежде всего по поводу того, что вы сказали, что я внёс, не надеясь попасть в списки. Тамара Васильевна, надеясь попасть в списки! И другие авторы законопроекта тоже надеются. Когда мы внесли законопроект, - я, по крайней мере, о себе скажу - ни требований, ни просьб о том, чтобы мы его отозвали, по крайней мере я не получал от руководителей "ЕДИНОЙ РОССИИ". Думаю, что в "ЕДИНОЙ РОССИИ" действуют таким образом, потому что понимают, что не нужно подавлять мнения отдельных своих членов, имеющих свою твёрдую точку зрения. Это признак как раз демократичности. Теперь что касается выступлений по сути законопроекта. Хотел бы сказать в заключение, что я убеждён в том, что предлагаемый инструмент является сейчас самым главным инструментом в борьбе с коррупцией. И я уже говорил в своём докладе, что, по мнению представителей власти даже тех стран, где успешно боролись с коррупцией с применением этого инструмента, для того, чтобы успешно бороться с коррупцией, нужна только политическая воля руководителей государства. К сожалению, я пока такой политической воли не вижу. Эта политическая воля могла бы... Я мог бы изменить своё мнение, если бы в процессе прохождения этого законопроекта по комитетам, в администрации президента хотя бы было сказано, что да, такой инструмент очень важен, что они принципиально не против, но в связи с тем, что законопроект несовершенен, его не поддерживают. Тогда я согласился бы с тем, что у этой идеи есть перспективы и что есть политическая воля. То есть пока такой политической воли не вижу. Ну, я уже говорил тоже в своём докладе, что в средствах массовой информации говорится, что в администрации президента, в Минюсте в настоящее время формируется позиция по инициативе наших коллег из КПРФ о необходимости ратификации 20-й статьи конвенции. Возможно, я надеюсь, что эта инициатива будет поддержана, и если это произойдёт, тогда я, наверное, своё мнение изменю: действительно, политическая воля начинает появляться. Если же мы не примем сейчас, не ратифицируем статью, не примем подобный законопроект - не выдержит Россия, погибнет Россия, не выдержит она усиливающейся экономической конкуренции, несмотря на её значительные природные ресурсы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович. Содокладчику не требуется слово для выступления? Не требуется. Данный законопроект выносится на "час голосования". По ведению - Гильмутдинов Ильдар Ирекович. Включите, пожалуйста, микрофон. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, у нас в повестке дня сегодня сорок два вопроса. Мы специально выделили для этих вопросов дополнительный день, чтобы их рассмотреть. Сейчас мы на 12-м вопросе пока ещё, поэтому есть предложение на час сократить обед и начать работу в 15 часов, с тем чтобы максимально рассмотреть те вопросы, которые предусмотрены этой повесткой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, депутат вынес предложение, я ставлю его на голосование. Кто за то, чтобы сократить перерыв на обед на один час и начать работу в 15.00? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 42 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 31 чел.6,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6422 по 6440 из 7506
Пункт 12 порядка работы Государственной Думы. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 39 сек.) Проголосовало за 128 чел.28,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 128 чел. Не голосовало 322 чел.71,6 % Результат: не принято Не принято.