Заседание № 131
11.07.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 429706-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" (в части установления минимального почасового размера оплаты труда).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3972 по 4392 из 7607
Следующий вопрос, 19-й. Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда". Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! В 2014 году фракцией ЛДПР был внесён данный законопроект. Положа руку на сердце скажу, что мы таким образом пытались увеличить уровень заработной платы, хотели при сохранении действующего минимального размера оплаты труда, который тогда не дотягивал до величины прожиточного минимума, увеличить заработные платы наших граждан. В мире существуют разные системы оплаты труда. Где-то почасовая, как, например, в Соединённых Штатах Америки, где-то смешанная, где-то, как в России, установлен месячный МРОТ. Мы данным законопроектом не предлагаем менять действующую систему, мы не предлагаем отменить месячный минимальный размер оплаты труда, мы не предлагаем вводить почасовую оплату. Мы предлагаем дополнительную гарантию в виде предела, минимально допустимого предела стоимости рабочего времени нашего гражданина. На момент внесения мы предлагали 100 рублей в час. И даже тогда, когда мы это вносили, эта цифра - "100 рублей" - соответствовала рекомендациям такой организации, как Международная организация труда. И если бы мы тогда сравнивали с европейскими странами, то 100 рублей... Наверное, даже в Румынии граждане тогда получали больше за час работы. Нашей задачей было защитить людей труда, ведь мы понимали, что в России труд недооценен, что у нас готовы работать, как рабы, за бесценок, учитывая уровень безработицы. А когда есть безработица, когда есть спрос, но предложений больше, чем нужно, тогда, соответственно, работодатель начинает диктовать свои условия и люди готовы работать за копейки. Тот уровень минимального размера оплаты труда, который существовал в 2014 году, конечно, не дотягивал до прожиточного минимума. Таким образом, мы предложили работодателям дать возможность гражданам зарабатывать больше и гарантировать нормальное содержание, достойно оценивая их труд. Поэтому мы предложили установить предел 100 рублей в час, не отменяя при этом - ещё раз повторяю - минимального размера оплаты труда и не вводя такой системы, как почасовая оплата. Это лишь дополнительная гарантия для тех, кто трудится и получает заработную плату. Просим поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. С содокладом выступает Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект действительно 2014 года, и он направлен на общее повышение уровня оплаты труда в Российской Федерации, для чего и предлагается установить новый минимальный размер оплаты труда. Его предлагается установить в размере 100 рублей за один час, в переводе на месячное исчисление - был 2014 год, сейчас у нас 2018 год - это 16 500 рублей в месяц. В законопроекте действительно предлагается сохранить и месячный минимальный размер оплаты труда, используя его для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для других целей социального страхования. Минимальная часовая заработная плата устанавливается преимущественно в странах, где низкооплачиваемые работники нанимаются, как правило, на короткий срок - от одной-двух недель до двух-трёх месяцев, и там в связи с этим широко распространено применение часовых тарифных ставок. В странах, где низкооплачиваемые работники нанимаются на срок более двух месяцев, заключаются, как правило, трудовые договоры на неопределённый срок и используется месячный минимальный размер оплаты труда. В нашем законодательстве приоритетом является бессрочный трудовой договор. Именно поэтому у нас действует минимальный размер оплаты труда в месячном выражении. Таким образом, традиции построения системы оплаты труда в нашей стране предопределяют предпочтительное использование минимальных стандартов оплаты труда в месячном выражении. Результаты рассмотрения законопроекта органами государственной власти: правительство не поддерживает, Счётная палата не поддерживает, Правовое управление Аппарата Государственной Думы обращает внимание на необходимость учёта требований 83-й статьи Бюджетного кодекса, Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта, стороны российской трёхсторонней комиссии, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, также не поддерживают концепцию данного законопроекта. С учётом изложенного комитет по труду считает невозможным поддержать этот законопроект и предлагает его отклонить в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. По ведению - Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Иван Иванович, прошу прощения. В связи с тем, что скорее всего мы не успеем рассмотреть до обеда, и в связи с убытием докладчика и автора законопроектов в официальную командировку 29-й и 39-й вопросы просьба перенести на следующую неделю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы так и договорились утром. ШЕРИН А. Н. На всякий случай. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, спасибо, всё понятно. Спасибо, Александр Николаевич. Коллеги, есть ли вопросы по 19-му пункту? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня к представителю комитета вопрос. Вы считаете, что 100 рублей - это избыточно или вы вообще, в принципе против установления минимального размера оплаты труда именно в почасовом выражении? ТАРАСЕНКО М. В. Если говорить о моей точке зрения, то я считаю, что 100 рублей в час - это недостаточно. Я против почасовой ставки оплаты труда. Я считаю, что она должна быть в месячном выражении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Ярослав Евгеньевич, вот вы предложили 100 рублей. Из чего исходили? И как эта заработная плата сопоставляется с производительностью труда? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову Ярославу Евгеньевичу включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. В своём выступлении я сказал: исходили из рекомендаций Международной организации труда, офис которой находится в Швейцарии, в Женеве, и которой в будущем году исполняется 100 лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрейченко Андрей Валерьевич. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Михаил Васильевич, у меня такой вопрос, тоже концептуальный: не кажется ли вам, что если мы введём почасовую оплату труда, то зарплаты начнут обеляться? Это сейчас одна из довольно актуальных проблем, и если мы на такую систему перейдём, то, возможно, больше работодателей будет всё-таки платить белую зарплату своим работникам. ТАРАСЕНКО М. В. Нет, я не думаю, что почасовая или месячная оплата труда имеет какое-то отношение к белой или к серой заработной плате. К белой или к серой заработной плате имеет отношение работа государственных органов по борьбе с этим - я подчёркиваю - преступным явлением, которое, по большому счёту, разоряет экономику нашей страны и создаёт проблемы и для налоговой системы, и для пенсионной системы, и для системы социального страхования. А в отношении того что почасовая заработная плата будет способствовать более честной работе работодателей, - не думаю. Слишком много у нас примеров, когда почтальоны по требованию работодателя пишут заявление на полставки, а работают на самом деле по восемь часов. Я не думаю, что почасовая заработная плата принесёт хоть какую-то пользу нашей стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, ну, с одной стороны, легко посчитать, что 100 рублей в час - это в месяц не 11 163 рубля, а около 18 тысяч рублей, и в этом смысле законопроект, конечно, надо приветствовать. Но, с другой стороны, здесь уже говорили о том, что даже при минимальной месячной оплате труда очень часто переводят якобы на половину или на четверть ставки, а фактически оставляют работать больше. Есть ли риски, что введение почасовой оплаты труда может привести к тому, что будут ещё больше переводить на режим неполного рабочего времени, и как эти риски преодолеть? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Ещё раз обращаю внимание, что речь не идёт о введении системы почасовой оплаты труда, речь идёт о дополнительной гарантии для людей, которые получают заработную плату за свой труд, это гарантия того, что их труд должен быть по достоинству оценён, не ниже чем 100 рублей в час (это цифра четырёхлетней давности). Что касается возможных рисков. Риски есть всегда, и они всегда будут, всё зависит от общего состояния экономики, от налоговой нагрузки на бизнес, от размеров страховых взносов и так далее. Риски, конечно, есть, но введение дополнительной гарантии - это общее желание и то, к чему должны мы стремиться, для того чтобы люди за свой труд получали достойную заработную плату. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. У меня вопрос сразу к обоим докладчикам. Уважаемые коллеги, вот чтобы не гадать - 100 рублей, 16 тысяч, много это или мало, - у нас же есть чёткая методика определения МРОТ, и она косвенным образом связана с потребительской корзиной. Не считаете ли вы правильным вот на этом концентрировать внимание? Надо посчитать чётко в соответствии с ценами, жизненными реалиями размер потребительской корзины, а не плыть по течению, которое правительство предложило на три года, и плюс предложило не пересматривать эту потребительскую корзину. Вопрос такой: когда мы будем пересматривать размер потребительской корзины? Если мы правильно его определим, тогда этот размер и будет тем самым МРОТ, а сегодняшний размер, конечно, абсолютно не соответствует реалиям жизни. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Олег Анатольевич, я хотел бы сказать, что в разных странах по-разному считается потребительская корзина: у кого-то 180 показателей - в Российской Федерации, у кого-то 450 - в странах Западной Европы, 570 - в Соединённых Штатах Америки, но мир уже давно отказался от привязки заработной платы к потребительской корзине. На сегодняшний день действуют другие принципы: минимальная заработная плата должна равняться 50 процентам средней заработной платы по стране или по меньшей мере медианной заработной платы. Мне представляется, что и нам нужно идти по этому пути и, рассматривая, безусловно, потребительскую корзину как, скажем так, фотографию реального положения дел, всё-таки в вопросах минимального размера оплаты труда отталкиваться от сегодняшних европейских показателей, то есть привязываться к средней и медианной заработной плате по стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Олег Анатольевич, что касается МРОТ, я с вами абсолютно согласен относительно методики его расчёта, но данным законопроектом мы ни методику, ни МРОТ не трогаем. Да, МРОТ должен соответствовать прожиточному минимуму, а прожиточный минимум исчисляется исходя из стоимости потребительской корзины, которую давно пора пересматривать, она не соответствует современным реалиям, надо её структуру пересматривать и уходить от перечисления в законе того, какое количество мяса, рыбы, хлеба гражданин в год и в месяц может употребить, это, конечно, устаревшие нормы, которые надо отменять. И соответствующие законопроекты депутатом Жириновским были внесены - и о пересмотре потребительской корзины, и об увеличении прожиточного минимума, об увеличении стоимости этой потребительской корзины. Что касается нашего предложения, то оно, ещё раз повторяю, является дополнительной гарантией того, что гражданин за свой труд получит достойную заработную плату. Речь идёт в том числе о тех, кто работает на условиях неполной занятости, и здесь должна быть гарантия, что человек получит достойную заработную плату, потому что работодатель заинтересован в том, чтобы как можно меньше ему заплатить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Андрейченко Андрей Валерьевич. Коллеги, кто совещается в зале, просьба потише. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Коллеги, с позволения, я с места, чтобы сэкономить наше время. На самом деле все в этом зале уже не раз слышали и сами читали и называли цифры: 20 миллионов наших с вами сограждан работают, но находятся за чертой бедности, то есть это не тунеядцы, эти люди работают, причём часто этим людям тяжело работать, например в силу возраста, но они работают. И всё равно 20 миллионов находятся за чертой бедности, несмотря на то что люди каждодневно выполняют свои обязанности, поэтому надо приветствовать любые меры, направленные на повышение заработной платы, она действительно у нас крайне мала. Тем более здесь я, например, вижу такой аспект: возможно, это приведёт к обелению, потому что если зарплата всё-таки где-то побольше у человека, то будут стараться выплачивать белую зарплату. Я согласен с представителем комитета, что, конечно, дальше уже правоохранительные органы, соответствующие структуры должны наказывать тех, кто переводит людей на определённые условия, там, 0,5 ставки, 0,75. Но так или иначе законопроект не до конца связан с этим, в законопроекте предлагается создать условия, а дальше должны работать и профсоюзы, и мы, депутаты. Вот нам говорили, например, что акционирование "Почты России", предположим, не приведёт ни к каким последствиям, а на самом деле уже по России, в частности на Дальнем Востоке, говорят о сокращении почтальонов. Зарплаты сейчас у людей крайне низкие, они ничему не соответствуют, и в любом случае эти зарплаты надо повышать. Будет расти благосостояние россиян - будет расти и экономика. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В. Уважаемые коллеги, мне действительно очень сложно будет сейчас оппонировать, потому что я уверена на сто процентов, что авторы законопроекта исходят из самых лучших побуждений, чтобы облегчить жизнь нашим работающим гражданам. Уважаемые коллеги, сегодня в России применяется несколько систем оплаты труда, в том числе повременная, повременно-сдельная, сдельная системы оплаты труда. Почасовая также применяется, но - Михаил Васильевич об этом уже говорил, - как правило, для людей, которые заняты неполный рабочий день, например это няни, уборщицы, часто преподаватели, репетиторы. Эти люди не работают с одним работодателем, а, как правило, нанимаются сразу к нескольким и рассчитывают таким образом свою оплату труда. Конечно, в этом случае мы не говорим, что заработная плата должна регулироваться только трудовым правом, на рынке труда такие профессии представлены и предложений достаточно много для того, чтобы его регулировать и знать. Ну, вы не будете с няней, чтобы она присмотрела за вашим ребёнком, заключать договор, в котором указана самая низкая оплата труда, вы будете сами регулировать оплату. Уважаемые коллеги, как практик, я хочу сказать, что авторы не уточняют, как нам быть с людьми, которые работают в особых условиях, в особом режиме, у которых особый график труда. К примеру, работники первого, второго списков производств, профессий, работники, у которых заведомо сокращённая продолжительность рабочего времени, то есть изначально мы говорим не о сорокачасовой рабочей неделе, а, к примеру, о тридцатишестичасовой, тридцатичасовой рабочей неделе. Либо мы должны им заранее устанавливать почасовую оплату выше, чем иным работникам, тем самым показывая, что их труд более ценен, либо, если мы не будем придавать дискриминационного характера оплате труда, здесь теряется сама концепция сокращённой продолжительности рабочего времени, когда работнику даётся возможность проработать более короткий срок, потому что условия его работы включают вредный или опасный производственный фактор. Уважаемые коллеги, также достаточно сложно представить себе, как будут зарабатывать люди с определённым графиком работы, например со сменным, то есть в этом смысла уже нет - какая почасовая оплата труда при сменном графике работы? Непонятно, как мы будем тогда оплачивать труд, к примеру, работникам с разделённым на части рабочим днём? Сейчас вся концепция трудового права нацелена на то, чтобы позволить работодателю или работнику заключать такие трудовые договоры, в которых будут прописаны все условия, в том числе по ненормированному рабочему дню. Мне кажется, если ввести почасовую оплату, нам придётся пересматривать всю концепцию. Плохая она или хорошая - не будем об этом говорить, но концепция у нас сегодня иная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Слушая предыдущие выступления, я, честно говоря, умилился: оказывается, нельзя посчитать минимальный размер оплаты труда, нельзя использовать почасовую оплату труда, если будет сменная работа либо какой-то раздельный график. Ну, коллеги, всё это урегулировано настолько, что мне даже комментировать это странно! Возьмите проконсультируйтесь на любом предприятии, где есть бюро по труду и заработной плате, - вам всё распишут, все детали. Это не какое-то изобретение, мало того, вообще не об этом законопроект. Он не про введение какой-то системы оплаты труда - он про утверждение минимального размера почасовой оплаты труда. Вы какие угодно можете формы применять, допустим, сменный график, железнодорожный, трёхсменный, короткий день - время всегда измеряется в часах, его всегда на часы можно поделить, поэтому утверждение именно почасового минимального размера оплаты труда - это утверждение, на мой взгляд, самого объективного показателя. Кроме того, я абсолютно согласен с тем, что здесь с трибуны было сказано представителем комитета. Вы поддерживаете установление минималки на уровне половины от средней заработной платы по стране - согласны с этим, но давайте посчитаем. По средней заработной плате в Российской Федерации я взял специально, пока слушал вас, цифры: на данный момент мы находимся на 66-м месте в мире с заработной платой 527 долларов. Ну, переведите по курсу и посчитайте, сколько будет минималка при 100 рублях в час, - вы как раз половину и получите, так ведь? Так именно это вам и предлагается, поэтому возьмите и проголосуйте в первом чтении за законопроект, ведь это же именно то, о чём вы сейчас сами сказали, - так возьмите и поддержите! Другое дело, что есть какие-то нюансы для доработки проекта ко второму чтению. Например, авторы законопроекта написали, что это применяется только для заработной платы, более ни для чего, но у нас же есть закон, где предусматривается, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума. Здесь тоже нужно прописать. Действительно, как сказал коллега Нилов, надо прожиточный минимум тоже посмотреть, потому что если прожиточный минимум будет больше, чем минимальный размер оплаты труда, то нужно будет корректировки в закон вносить. Коллега Нилов абсолютно справедливо сказал, что нужно ещё и по прожиточному минимуму посмотреть. Тут споры возникают, сколько это будет в месяц, какая минималка... От фракции. Пожалуйста, поставьте время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте. ГАРТУНГ В. К. Ну, в зависимости от графика. Посмотрите наш календарь: когда наш законопроект о минималке в размере 100 рублей рассматривался, я говорил, что это справедливо, потому что в январе по нашему государственному графику одно количество рабочих дней, в феврале другое, а в октябре третье и соответственно может быть и 160 часов в месяц, и 168, и 176, и 184, если 23 рабочих дня, таким образом, минималка будет от 16 тысяч до 18,4 тысячи рублей. Вот, собственно, и всё. Мне кажется, это абсолютно разумная инициатива, и мы ни слова не говорим представителям фракции ЛДПР о том, что они наше предложение внесли, мы с уважением к этому относимся. И хотелось бы, чтобы, когда мы внесём в следующий раз законопроекты, а вы с этим согласны, вы не мешали бы нам их проводить, как было вот буквально вчера, когда вы пытались снять с рассмотрения законопроект о внутрироссийском роуминге. Ну давайте будем корректны и будем поддерживать друг друга в таких вопросах. Наша фракция поддержит и призывает все фракции последовать нашему примеру. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич, будет заключительное слово? Нет. Михаил Васильевич? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 10 мин. 47 сек.) Проголосовало за 79 чел.17,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 79 чел. Не голосовало 371 чел.82,4 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.