Заседание № 96
О проекте федерального закона № 429576-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (об определении размеров базовых частей трудовых пенсий с учётом районного коэффициента лицам, проживающим в районах с тяжёлыми климатическими условиями, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; внесён депутатами Государственной Думы С. И. Штогриным, В. А. Купцовым, В. И. Кашиным, С. Н. Решульским, А. Е. Локотем, Н. А. Останиной, Т. В. Плетнёвой, П. В. Романовым, В. Н. Паутовым, а также Ю. П. Ивановым, Б. Г. Кибиревым, М. Г. Махмудовым, В. А. Тюлькиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Рассматривается пункт 40 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Ивановича Штогрина. Пожалуйста. (Шум в зале.) ШТОГРИН С. И. Спасибо, Надежда Васильевна. Уважаемые коллеги, давайте успокоимся! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И. Успеем до конца сессии рассмотреть все вопросы. Свой доклад начну с причин, по которым мы, депутаты фракции Компартии Российской Федерации, подготовили данный законопроект. Касается он очень простого вопроса - выплаты базовой части трудовой пенсии с районным коэффициентом в тех районах, которые не относятся ни к Крайнему Северу, ни к районам, приравненным к Крайнему Северу, это так называемые районы с тяжёлыми климатическими условиями. И первая причина, которая побудила нас сделать это, связана с тем, что в этих районах государственные пенсии, то есть пенсии чиновникам, силовикам и чиновникам региональным выплачиваются с районным коэффициентом, а трудовые пенсии - учителям, врачам, строителям и так далее, - базовая часть пенсии выплачивается без районного коэффициента. В то же время установлены разные выплаты различным категориям пенсионеров, в том числе чиновникам. Если, например, ежемесячно в Липецкой области неработающему пенсионеру помогают из регионального бюджета, платят 300 рублей в месяц, то в Саратовской области лицам, проработавшим не менее пятнадцати лет в правительстве, ежемесячная доплата составляет от 40 тысяч 654 рублей до 60 тысяч 945 рублей - видите, какая разница?! А тем, кто работает в районах с тяжёлыми климатическими условиями, эти пенсии ещё выплачиваются с районным коэффициентом. И получается, что, например, в том же Хабаровске живут рядом пенсионеры - учитель, врач, строитель, шахтёр, им пенсия, базовая часть, выплачивается без районного коэффициента, а чиновникам всем выплачивается с районным коэффициентом. Очевидно, что не зря ещё в советское время были установлены районные коэффициенты к заработной плате, и у нас в тридцати субъектах Федерации есть такие районы, где выплачивается заработная плата с районным коэффициентом от 1,1 и до 1,5. И получается парадокс: заработная плата выплачивается и страховые взносы берут с учётом районного коэффициента, а базовую часть выплачивают без районных коэффициентов. Следующий мотив, по которому мы предлагаем это сделать, связан с тем, что, вообще, цена жизни, конечно, разная. К примеру, в Хабаровске и в Липецке я сравнивал цены на основные продукты: в Липецке булка пшеничного хлеба стоила в декабре прошлого года 13 рублей, в городе Хабаровске - 16 рублей 60 копеек; килограмм сахара в Липецке - 18 рублей, в Хабаровске - 24 рубля 50 копеек; килограмм творога в Липецке - 26 рублей 70 копеек, в Хабаровске - 78 рублей; килограмм свежих яблок в Липецке - 37 рублей, в Хабаровске - 47 рублей. Естественно, прожиточный минимум в этих регионах разный. Я вам приведу примеры прожиточного минимума: Воронежская область в конце прошлого года - 3 тысячи 410 рублей, Ивановская область - 3 тысячи 459 рублей, Рязанская область - 3 тысячи 553 рубля, Краснодарский край - 3 тысячи 678 рублей. На Дальнем Востоке совсем другой порядок цен: Еврейская область - 4 тысячи 368 рублей, Амурская область - 4 тысячи 484 рубля, Приморский край - 4 тысячи 787 рублей, Хабаровский край - 5 тысяч 532 рубля. То есть разница от тысячи и больше. И при этом говорят, что и у тех, и у других базовая часть пенсии должна быть одна одинаковой. Мы с этим никоим образом не могли согласиться - подготовили соответствующий проект. Он был внесён ещё в апреле 2007 года. И если бы в 2007 году он был принят и вступил в действие с 1 января 2008 года (мы провели специальный подсчёт на примере одного стандартного пенсионера с трудовым стажем тридцать пять лет и коэффициентом соотношения его средней заработной платы к заработной плате в среднем по Российской Федерации), то пенсия увеличилась бы значительно, составила бы 3 тысячи 963 рубля и была выше прожиточного минимума на 73 рубля 35 копеек. Когда мы вносили этот проект закона, в Дальневосточном регионе у нас одиннадцать субъектов Федерации было, в девяти из них средняя трудовая пенсия была ниже прожиточного минимума. Я специально раздавал в прошлый раз слайды, где был такой график, вы видели: сначала разница между прожиточным минимумом и средней пенсией пенсионера уменьшалась, а после 2007 года стала больше. В графике наверху - минимум прожиточный, а внизу - пенсия. Так вот, если линии в графике спрямить, получатся две параллельные прямые, а, как всем вам известно из школьного курса, параллельные прямые не пересекаются. То есть если бы теми методами, которыми мы действовали ранее, мы действовали и сейчас, то, конечно, никогда бы пенсия дальневосточников и всех других, кто живёт в регионах с тяжёлыми климатическими условиями, не стала бы выше прожиточного минимума. Поэтому мы и предложили этот проект закона и просим Думу его поддержать. На наш законопроект поступили заключения от тридцати законодательных органов субъектов Федерации, все они положительные. Тридцать девять отзывов поступило от руководителей исполнительных органов власти: двадцать два из них - положительные и только семнадцать - отрицательные. Какие мотивы содержатся в заключении правительства, которое не поддержало законопроект? Первый мотив: не нужно выплачивать базовую часть трудовой пенсии с учётом районного коэффициента в районах с тяжёлыми климатическими условиями, так как они уже не такие тяжёлые, как на Крайнем Севере, и пенсионеры могут потерпеть. Это текст, который раздавали всем. Второй мотив: субъекты должны решать проблемы своих пенсионеров за счёт своих бюджетов. Но я напомню, что мы приняли законы 94-й и 131-й, где полномочия разграничены, и пенсионное обеспечение - это стопроцентная обязанность федерального центра. И последний мотив, по которому они отклонили этот законопроект, предлагают его не принимать: расходы на эти цели не предусмотрены. Но я напомню, что базовая часть трудовой пенсии финансируется на сто процентов из федерального бюджета. В 2007 году казна у нас была полна, проблем никаких не было тогда принять этот проект закона. Вы видите, мотивы, можно сказать, несерьёзные, и он имеет право на жизнь. Мне говорят: теперь всё будет лучше, теперь мы проиндексировали опережающими темпами. И я могу вам доложить, что в результате индексации, которая проводилась в последние годы, ситуация немножко изменилась и в среднем сейчас пенсия по Дальневосточному округу стала несколько выше, но всё равно в двух субъектах Федерации она серьёзным образом отстаёт от прожиточного минимума, до него не дотягивает, в Камчатском крае и Приморском крае. На юге Приморского края почти везде районный коэффициент установлен, это районы с тяжёлыми климатическими условиями, где нужны дополнительные физические и материальные затраты на поддержание жизни. Мне говорят: в новом законопроекте это учтено. Я сегодня проверил, ничего там не учтено, там есть только одна норма - что разрешено субъектам Федерации из своего бюджета доплачивать до прожиточного минимума. Но есть интересное заключение нашего комитета по проблемам Севера, где пишут: на конец третьего квартала 2007 года средний размер пенсии в целом по Российской Федерации составил 106,7 процента по отношению к величине прожиточного минимума пенсионера, в Тамбовской области - 127,6, в Псковской области - 115,6, в Челябинской области - 122,9, а на Дальнем Востоке и в Якутии - 85,9, в Приморском крае - 83,4, в Сахалинской области - 84,7, в Чукотском крае - 89,8. То есть всем понятно, что там, где установлен районный коэффициент к заработной плате, затраты пенсионера на жизнь больше, чем в центральных регионах страны, и пенсия тоже должна быть больше. Мы решили проблему для Крайнего Севера и районов, приравненных к Крайнему Северу, но у нас в тридцати субъектах Федерации есть такие пенсионеры, с заработной платы которых брались все взносы с учётом районного коэффициента, а пенсия выплачивается без них. В новой схеме, которая предложена, базовая часть перенесена в страховую, но от этого суть её не поменялась. Поэтому, если мы сегодня отклоним этот законопроект, я тогда обращусь к депутатам: давайте рассмотрим поправки в этот проект закона и проблему прежде всего дальневосточников и всех других, кто живёт, например, на Северном Кавказе в горных районах (там тоже есть районный коэффициент), в Мурманской и других северных областях, где права пенсионеров ущемлены, социальная справедливость нарушена, в конце концов в этом году решим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Присаживайтесь. Пожалуйста, содоклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Комитет по труду и социальной политике рассмотрел данный законопроект и предлагает вам его отклонить по следующим основаниям. Первое. Действительно, в настоящее время районный коэффициент к базовой части применяется только для исчисления пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и это является дополнительной компенсацией дискомфортности проживания граждан в суровых климатических условиях. И в связи с пафосностью, которая за пределами заключения комитета, ещё раз хочу обратиться к нашим профессионалам из КПРФ, и в частности к Сергею Ивановичу: нужно прежде всего решать вопросы районирования, уважаемые коллеги, и только потом обращаться к пенсионному законодательству. Что касается районного коэффициента к заработной плате. Сергей Иванович, совершенно верно, районный коэффициент, установленный в районах с тяжелыми климатическими условиями, начисленный к заработной плате, учитывается при исчислении пенсии и её страховой части. Таким образом, страховая часть, если мы сравним, у дальневосточников, в частности, несколько выше, чем у тех, как мы говорим, кто на материке. Далее, по форме. Если мы хотим - а я разделяю некоторые ваши оценки и подходы - разрешить проблему пенсионного обеспечения дальневосточников, то это нужно делать отдельным законом, вы это тоже прекрасно знаете, а не путём внесения поправок в базовые законы. Именно так мы с вами и поступали начиная с 2002 года, когда пересматривали базовую часть пенсии. И с 1 декабря 2009 года отдельным федеральным законом мы установили минимальную пенсию в 2460 рублей, что позволит, конечно, повысить уровень пенсионного обеспечения всех категорий граждан, в том числе и дальневосточников. Далее. Конечно, вы считаете, что это не аргумент - финансовые ресурсы, но тем не менее законопроект в соответствии с Регламентом предполагает внесение соответствующих изменений как в федеральный бюджет, так и в бюджет Пенсионного фонда, для того чтобы мы могли согласиться с вашими аргументами. Действительно, правительство, Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, профильный комитет Государственной Думы не находят оснований для поддержки данного законопроекта. Учитывая изложенное, коллеги, я прошу данный законопроект отложить. Но для сведения всё-таки, Сергей Иванович, хочу повторить, что задача установления среднего размера пенсии на уровне прожиточного минимума решается в блоке законопроектов, которые сейчас инициированы правительством, и сегодня наш комитет их рассмотрел. Предполагается, что из федерального бюджета будут производиться доплаты до прожиточного минимума по Российской Федерации, и действительно в двадцати восьми субъектах, где прожиточный минимум выше среднероссийского, это предполагается делать из бюджетов субъектов. Вот таким образом предполагается разрешить проблему, которую вы обозначили. И для чистоты отношений всё-таки хочу подчеркнуть, что всё это стало возможным не без участия, так сказать, тех законопроектов, которые были инициированы, в частности, вами, коллегами из КПРФ, потому что предлагался ещё ряд других способов разрешения этой проблемы, и наши переговоры с Правительством Российской Федерации закончились вот теми предложениями, которые обозначены в проектах законов, которые в ближайшее время будут вынесены на ваше рассмотрение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Фарида Исмагиловна. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть. Включите, пожалуйста, режим записи. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите, пожалуйста, список записавшихся. Целых четыре вопроса. Куликов Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо. Фарида Исмагиловна, коллега Штогрин представил убедительную, буквально аналитическую картину жизни пенсионеров и пенсионного обеспечения на Дальнем Востоке в сравнении с европейской частью Российской Федерации. Всё же хотелось бы понять, какие сущностные моменты вы отрицаете в его предложениях, в его законопроекте. Потому что всё то, что вы сейчас говорили, вы говорили в общем и ссылаясь на то, что правительство примет, что законопроект всё же в скором времени будет принят. А вот по сути, конкретно вы возражаете против его позиции и законопроекта? ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Александр Дмитриевич, я просто боюсь злоупотребить вашим вниманием. Я должна повторить всё своё выступление, начиная с того, что это не предмет этого закона. Это по форме. А по существу (я ещё раз могу повторить) это приведёт к разбалансированности пенсионной системы. Так сказать, выхватывая один фрагмент, в пользу дальневосточников, мы нарушаем другие принципы формирования пенсионной системы и пенсионного обеспечения. Ну, если очень коротко, так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Я всё-таки хочу уточнить, Фарида Исмагиловна. Ведь, собственно, требование пенсионеров сегодня как раз заключается в том, чтобы им выплачивали районный коэффициент к пенсии, как предлагает наша группа, в связи с тем, что многие из них жили на Севере и работали в трудных условиях. Они утверждают, что некоторые из них потеряли здоровье. И когда они перебираются в пенсионном возрасте в другой регион, им этот коэффициент как раз и не выплачивается. Вы что, отрицаете этот момент? ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Я, конечно, могла бы коротко, со знанием темы, сказать, что это не предмет этого закона, но вы мне очень удобный вопрос задали, поэтому я тоже несколько злоупотреблю вашим вниманием. Мы эту проблему как раз разрешили. Мы разрешили применять к ним эти коэффициенты - для северных районов и приравненных к ним - с учётом того, что они, как вы говорите, заработали это право. Но, с другой стороны, я ещё раз хочу повторить, уважаемые коллеги, базовая часть - это некий минимальный государственный стандарт, или гарантия в области пенсионного обеспечения, который не зависит от того, где вы живёте и работаете, от того, где вы живёте и работаете, зависит ваша заработная плата, в том числе и с районными коэффициентами. И страховые взносы, суммы, которые вы выплачиваете, учитываются при начислении вам страховой части. Вот в этом плане, ещё раз хочу сказать, определённая социальная справедливость соблюдена. Мы с вами хотим сделать шаг дальше (я тоже его хочу сделать) и сделаем его на ближайшем заседании - будем подтягивать до среднего прожиточного минимума в Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета, а до прожиточного минимума в субъектах (вводится понятие "социальная доплата") - за счёт бюджетов субъектов. Вот так мы предлагаем разрешить эту проблему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Фарида Исмагиловна, как у одного из авторов этого законопроекта, у меня вопрос такого характера. В 2007 году он был направлен в ваш комитет, прошло два года, и вот только сегодня он вынесен на обсуждение в первом чтении. Чем это объясняется? И второе. Перестал существовать, действовать закон о потребительской корзине. Понятно, что в соответствии с этим законом стоимость корзины сегодня, наверное, была бы равна прожиточному минимуму, в том числе и пенсионера. Вместо этого появляется такой критерий, как прожиточный минимум пенсионера, который отличается и от прожиточного минимума работающего, и от прожиточного минимума ребёнка и так далее. Это вызывает, конечно, со стороны этой части населения, очень уважаемой, законный вопрос: а что, потребности в удовлетворении продуктами питания, в приобретении лекарственных препаратов другие? Объясните, пожалуйста, всё-таки критерии определения прожиточного минимума. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Нина Александровна, я думаю, вы даже лучше, чем я, знаете это. Существуют международные так называемые нормы потребительского бюджета, необходимые для воспроизводства. И согласитесь со мной, что мы с вами, простите за образность, работающие, тратим гораздо больше усилий, чем ребёнок или пожилой человек. Вот и все критерии. Это первое. Второе. Что касается законопроекта, внесённого в 2007 году. Вот с 2007 года и ведутся консультации по разрешению ряда проблем северян и дальневосточников. Жаль, что Валентины Николаевны нет. Это дало ей возможность во взаимодействии с правительством и экспертами различных министерств и ведомств подготовить предложение по обращению вновь к районированию в отдельных субъектах Российской Федерации исходя из климатических условий. Мы с вами в вопросах пенсионного обеспечения также шаг за шагом двигаемся: сначала мы применили районный коэффициент к базовой части, затем мы разрешили вывезти эти районные коэффициенты, применить к тем, кто даже не проживает там, а сейчас мы будем подтягивать это до прожиточного минимума пенсионера с учётом условий, в которых он живёт, работает, поскольку у него совершенно другой потребительский бюджет и прожиточный минимум. Вот так, поэтапно, Нина Александровна, тяжело, не один год решается проблема пенсионного обеспечения. У нас, у татар, есть пословица: знает не тот, кто ест, а тот, кто готовит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемая Фарида Исмагиловна, честно говоря, мне вас было просто страшно слушать. У меня такое ощущение, что вы не можете... Как вы смотрите людям в глаза?! Годами мы будем рассматривать вопрос, как довести до прожиточного минимума, мы будем, мы знаем, это надо... Но они умирают же сейчас! Вот здесь всё посчитано, в обосновании к этому законопроекту, - собственно говоря, не такие великие деньги нужны, а вы говорите: мы будем, да, это надо, но вот сейчас мы не можем, помирайте, у вас нет прожиточного минимума... Ну Фарида Исмагиловна, ну также нельзя! Как вы людям-то будете в глаза смотреть? ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. За эмоциями, которые вы проявили... Я совершенно честно и нормально смотрю людям в глаза, потому что за десять лет на пути совершенствования пенсионной системы мы решили очень много больших задач. Поэтому, если вы хотите так же честно смотреть, приходите к нам в комитет и сотрудничайте с нами. Что касается прожиточного минимума, в частности в субъектах Дальневосточного региона, то Сергей Иванович вам привёл цифры. За семь лет мы сократили с девяти до двух число субъектов, где, к сожалению, средний размер пенсионного обеспечения ниже прожиточного минимума. Это ещё раз подтверждает мои выводы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фарида Исмагиловна, присаживайтесь. Уважаемые коллеги, настаивает ли кто-то на выступлении? Да, два выступления - Решульский и Рохмистров, подводим черту. Пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, прежде всего я хотел бы "поблагодарить" Совет Государственной Думы за то, что они сформировали нам такую сегодняшнюю повестку. Я не знаю, с чем это связано: то ли расслабилась "ЕДИНАЯ РОССИЯ", то ли, может быть, посчитали, что можно уже делать всё, нарушая все регламентные нормы, ну, это, как говорится, на их совести. Мы благодарны действительно за то, что такие острые вопросы поставлены сегодня, именно перед региональной неделей, вопросы, которые просто показывают систему, методы работы Государственной Думы. Я в не меньшей степени должен поблагодарить Надежду Васильевну, которая с честью справилась с теми вопросами, которые перед этим рассматривались, и не пойму позицию наших мужчин - членов Совета Государственной Думы: чего же женщину бросили здесь, понимаешь, с такими острыми, тяжёлыми вопросами? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну как же, Сергей Николаевич, я сижу за трибуной с микрофонами. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Слава богу, что у неё есть опыт практической деятельности - всё-таки МЧС есть МЧС, - который позволил ей достойно, я считаю, справиться и выйти из этой тяжёлой коллизии. А теперь всё-таки давайте немножко успокоимся и поговорим об этом законопроекте. Сергей Иванович Штогрин здесь очень аргументированно, убедительно на цифрах показывал, в чём экономическая и, скажем так, социальная суть этого законопроекта. С не меньшей долей уверенности и обоснованно Фарида Исмагиловна доказывала, что этот вопрос вроде бы можно в перспективе будет решить. Но о чём же сам закон, поняли вы или нет? Закон о справедливости, о социальной справедливости в отношении обобранных и обкраденных пенсионеров. И я вам сейчас объясню почему. Вы знаете, что такое районы с тяжёлыми климатическими условиями. Если кто-то ещё не совсем это усвоил, Валентина Николаевна Пивненко прекрасно может об этом рассказать. Ведь даже Правительство Российской Федерации - правильно, Фарида Исмагиловна? - для лиц, проживающих и работающих в этих регионах, установило повышенные коэффициенты по заработной плате - от 1,1 до 1,5, в зависимости от места расположения регионов. Такие регионы, районы у нас в тридцати субъектах Российской Федерации, это всё относится к подавляющему большинству сидящих здесь депутатов. А теперь самое главное. Вопрос касался десяти миллионов пенсионеров на момент внесения (два года назад этот законопроект вносился), это примерно 25, ну, 27 процентов от всех пенсионеров. Фарида Исмагиловна, правильно я, по-моему, говорю? За два года, конечно, уже десяти миллионов не осталось. Все мы смертны, к сожалению, и, как говорится, возраст берёт своё. Но вот теперь поговорим о справедливости, в том числе прошу и "Справедливую Россию" послушать, в чём же справедливость. Я вам напомню историю, скажу, почему я считаю, что это самый справедливый закон. 17 декабря 2001 года, до принятия Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"... Друзья, вы помните зурабовскую пенсионную реформу, вы помните этот зал? Вот здесь я знакомые лица вижу, многих пофамильно знаю. Мы, Государственная Дума, тогда с помпой, не прислушиваясь к мнению компетентных экспертов, профессионалов, на ура голосами предшественников "ЕДИНОЙ РОССИИ" приняли пенсионную зурабовскую систему. Так вот, до принятия этого 173-го закона у нас действовал Закон № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в котором статьёй 112 было обозначено, что применяется районный коэффициент к минимальному размеру трудовой пенсии для граждан, проживающих не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и в других районах, где к зарплате установлены районные коэффициенты. Эти коэффициенты были до 2001 года. Приняли зурабовскую систему, похлопали - ура! Зурабов уже где-то в стороне, а зурабовщина действует. Ну что, вы скажете, что вот эти районные коэффициенты и так далее?.. Так вот с принятием этой зурабовской реформы, мы считаем, эти десять миллионов на тот момент пенсионеров (сейчас, как я вам сказал, меньше) мы с вами - и мы в том числе, поскольку мы не смогли этому противодействовать, - просто обобрали. И восемь лет мы не можем решить этот вопрос! Мы внесли законопроект, который Сергей Иванович тут докладывал, два года назад. Но вы же можете подтвердить, Фарида Исмагиловна, шесть лет назад Государственная Дума Томской области вносила подобный законопроект, и до этого были законопроекты. Мы просто учли всё то, что было в отклонённых здесь законопроектах, и сделали доработанный, что ли, законопроект, мы нисколько не претендуем на лидерство здесь и даже на авторство. Вот теперь получается, что эти люди восемь лет ждут, умирают, а нам говорят с этой высокой трибуны о том, что надо комплексно подойти, ещё что-то учесть и что-то сделать в дальнейшем. Здесь Фарида Исмагиловна (я к ней с большим уважением отношусь, очень грамотная, работоспособная женщина, хороший депутат) ссылалась на два законопроекта о страховых взносах, которые внесло правительство, но я вас уверяю... потратьте полчаса, возьмите даже не наши пояснения, возьмите пояснения или заключения своих комитетов, прочитайте их - ведь там чётко и ясно говорится, что никогда эта проблема этими законами решена не будет. Вам просто опять кто-то, очередной зурабов, когда сюда выйдет, расскажет, как мы будем хорошо жить. Но мы этим самым, вот этими двумя законами, внесём сумятицу в судебное исполнение по этим законам и ещё больше придавим весь наш бизнес так называемый и реальный сектор экономики. Посмотрите заключения своих комитетов, многие из них очень грамотно и профессионально написаны. Вот и предлагается этим законопроектом, который докладывал Сергей Иванович Штогрин, выплачивать базовую часть трудовой пенсии пенсионерам, проживающим в районах с тяжёлыми климатическими условиями, с учётом районного коэффициента, установленного Правительством Российской Федерации. Скажу, коллеги уважаемые, ещё об одной несправедливости, а проще, если можно так назвать, о лицемерии всей нынешней российской власти, в том числе и нашем. В рамках той же зурабовской пенсионной реформы по закону № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, который называется "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсии по государственному пенсионному обеспечению выплачиваются за счёт средств федерального бюджета с учётом этих районных коэффициентов. Так что же получается - чиновникам деньги находятся, им этот коэффициент надо учитывать, а вот тем, кто (правильно тут было сказано) занят был в разных сферах материального производства и всех кормил, кто занят был в здравоохранении, в образовании, в культуре, извините, конечно, кукиш с маслом? Ну так же не пойдёт, ну нельзя так дальше, понимаете, надо исправлять свои ошибки. Чтобы не говорили, что ошибок нет, вот стенограмма заседания по этим пенсионным зурабовским делам, вот здесь пофамильно, мои дорогие коллеги-товарищи, всё расписано, кто как голосовал за этот законопроект. Я могу - ещё у меня времени достаточно - прямо пофамильно зачитать. Нет - могу завтра опубликовать это всё. Ну в конце-то концов мы с вами должны иметь какое-то уважение к нашему народу! Не мурыжить людей восемь лет и ещё пятнадцать лет ждать, пока все не перемрут, а сейчас исправлять эту ошибку! Иначе, как тут говорили мои товарищи, вместе с отставкой правительства реально будет ставиться вопрос о роспуске Государственной Думы. Я ещё раз хочу подчеркнуть: это закон о справедливости, о которой нам в течение трёх часов говорил Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров, пожалуйста. С места. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддерживает настоящий законопроект. Я не хочу повторять цифры, достаточно убедительно выступал коллега Решульский, хотелось бы сказать исходя из личного опыта. Когда была принята в 2001 году вот эта система, так сложилось, что мы объезжали ряд этих регионов, по которым прошлась реформа, так сказать, где пенсионеры лишились коэффициентов. И люди говорили: "Что же вы делаете? Вот посмотрите, как мы живём, какие у нас условия". В принципе вот все эти районы не очень сильно отличаются по условиям от тех, на которые распространяются так называемые северные коэффициенты, уровень жизни там приблизительно такой же. И говорить о том, что мы разрабатывали четыре года, пять лет, шесть лет и ещё надо поработать... За это время действительно вымрут люди, потому что по статистике в этих регионах живут меньше. И здесь цена вопроса, который стоит перед правительством... Ну, я могу понять отчасти правительство, они не ездят каждый месяц к своим избирателям и не смотрят им в глаза, но мне трудно понять депутатов любой фракции, которые ездят в свои регионы, ведут приём населения, смотрят пенсионерам в лицо и говорят: мы вот ещё работаем над тем, чтобы вам поднять пенсию, добавить эти коэффициенты. Ну, наверное, я чувствовал бы себя неудобно. И мне неудобно даже в тех регионах, где не так плохо, где пенсию выше прожиточного минимума получают пенсионеры, но они всё равно живут очень тяжело. Поэтому сегодня нельзя отклонять этот законопроект, действительно он выстрадан, проверен временем, неоднократно субъекты выходили с данными инициативами. Ведь люди, пенсионеры, которые живут в этих ужасных условиях, видят, что чиновникам коэффициенты идут, тем, кто сегодня работает, коэффициенты идут. "А чем же, - говорят, - мы хуже? Мы проработали там тридцать, сорок лет на производстве. И почему сегодня мы не можем себя прокормить, почему мы получаем меньше прожиточного минимума?" И отвергать настоящий законопроект, ссылаясь на какие-то проблемы, которые сегодня есть... Неоднократно звучало с экранов телевизоров, что на социальную поддержку мы найдём деньги. Если мы будем сравнивать с той беспрецедентной финансовой поддержкой, которая была оказана банковской системе, финансовому сектору... Надо было это делать? Надо, но, я думаю, не за счёт, наверное, умирающих людей, потому что, ну, пострадают банки, кто-то, что-то, но не умрут же, а здесь люди реально умирают. Сама фраза, что они получают ниже прожиточного минимума, уже должна депутатов, которых избирали эти люди, за которых они голосовали, поднимать здесь во весь рост, чтобы они кричали, что это недопустимо, чтобы в XXI веке заслуженные люди, которые отработали по тридцать - сорок лет, получали пенсию, на которую нельзя выжить. Понимаете, это прожиточный минимум, понятие такое - прожиточный минимум, и мы спокойно говорим: есть у нас пенсионеры, которые получают ниже прожиточного минимума, ну, мы тут комплексно поработаем, шесть лет мы уже работаем, ещё года два-три поработаем - и тогда, может быть, они начнут получать деньги в размере прожиточного минимума, то есть пусть пока повыживают как-нибудь, а денег мы дадим лет через пять, после этого этих денег будет хватать на то, чтобы выжить. Поймите, сама фраза уже говорит о том, что мы пытаемся что-то сделать, ну, комплексно поработаем... Коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ, мы всё-таки депутаты, мы ездим в регионы, и очень много депутатов, которые избраны от этих регионов, они, наверное, лучше меня знают ситуацию, потому что я там бывал, будем так говорить, а те депутаты, которые оттуда, знают это лучше. И всё-таки, я думаю, надо поддержать, несмотря на то что, я понимаю, не очень приятно поддерживать коммунистов, нам тоже это неприятно, но тема такая, что правы они здесь, правы. И наша фракция поддержит в данном случае авторов этого законопроекта, это надо сделать. Внесите поправки во втором чтении, ещё что-то сделайте. Я мог бы понять, если бы было два альтернативных законопроекта, но фраза о том, что мы работаем комплексно, да?.. Два года законопроект не рассматривали, и всё работаем, и дальше ещё будем работать. Да умрут люди! Давайте поддержим в этом чтении. Внесите новый законопроект тогда уже после принятия этого законопроекта - законопроекты правительственные и "ЕДИНОЙ РОССИИ" у нас очень быстро проскакивают, могут проскочить даже быстрее этого, - а потом уже отклоните этот законопроект, но делать-то надо что-то. Люди умирают! Призываю людей поддержать всё-таки этот законопроект, в первую очередь депутатов, и людей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента хотел бы принять участие в дискуссии? Нет. Представитель правительства? Нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А почему я должен давать слово Дмитриевой, когда я подвёл черту? Возьмите стенограмму, там есть на русском языке текст председательствующего, где сказано: Решульский, Рохмистров, подводим черту. В этот момент депутата Дмитриевой в зале не было. Ставлю на голосование предложение депутата Дмитриевой дать ей слово в прениях. Она не записывалась. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет такого права в Регламенте. (Шум в зале.) Ещё раз предлагаю посмотреть стенограмму. Председательствующий сказал: подводим черту. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 20 сек.) Проголосовало за 101 чел.33,7% Проголосовало против 196 чел.65,3% Воздержалось 3 чел.1,0% Голосовало 300 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: не принято Заключительное слово. Депутат Штогрин, пожалуйста. С места. Включите микрофон. ШТОГРИН С. И. Спасибо большое, коллеги, за поддержку. Действительно, проблема есть. Проблема ещё в том состоит, что при начислении страховой части пенсии есть ограничение - соотношение 1 к 2. И у дальневосточников, как правило, заработная плата выше, чем у работников в центральных районах, но она обрезается, и, таким образом, пенсия нивелируется. Принимая изменения в закон, который впереди ещё будем рассматривать, я прошу всех всё-таки отнестись с пониманием к проблемам дальневосточников, тех, кто живёт в районах с тяжёлыми климатическими условиями, и проблему эту решить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гайнуллина, пожалуйста, от комитета заключительное слово. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемые коллеги, я и мои коллеги совершенно осознанно в своё время, в 2002 году, голосовали за пакет законов. И это позволило нам в первую очередь отказаться от ущербных законов № 113-ФЗ и № 340-ФЗ, которые имели ряд ограничительных требований, в том числе стажевой коэффициент, о котором вы говорите, и соотношение заработных плат. Мы снизили требования к стажу - до пяти лет, мы последовательно в течение шести лет на основе этих законов дали право работающим пенсионерам получать в полном объёме пенсию, мы дали отдельным категориям граждан право на две пенсии, мы дали право на вторую пенсию, в частности на страховую часть, военнослужащим. Ряд серьёзных проблем на основе базовых законов, принятых в 2002 году, мы решили. Мы решили поэтапно также ряд вопросов, связанных с пенсионным обеспечением людей, которые работали, работают и живут в тяжёлых климатических условиях. Это и вывод коэффициента, это и применение коэффициента, это и исчисление страховой части пенсии с учётом и в полном объёме заработной платы со страховым стажем, вернее, коэффициентом. Но мы действительно остались в долгу перед людьми, которые выработали стаж в советское время, до 91-го года. И именно эту ошибку мы, думается, признаем и исправим. У нас хватит мужества и на это. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 23 сек.) Проголосовало за 137 чел.30,4% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 143 чел. Не голосовало 307 чел.68,2% Результат: не принято Отклоняется данная законодательная инициатива.
Заседание № 82
О проекте федерального закона № 429576-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (об определении размеров базовых частей трудовых пенсий с учётом районного коэффициента лицам, проживающим в районах с тяжёлыми климатическими условиями, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; внесён депутатами Государственной Думы С. И. Штогриным, В. А. Купцовым, В. И. Кашиным, С. Н. Решульским, А. Е. Локотем, Н. А. Останиной, Т. В. Плетнёвой, П. В. Романовым, В. Н. Паутовым, а также Ю. П. Ивановым, Б. Г. Кибиревым, М. Г. Махмудовым, В. А. Тюлькиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
И есть ещё письмо по пункту 17 с просьбой о переносе рассмотрения данного проекта федерального закона, письмо от Штогрина Сергея Ивановича. Будем иметь это в виду, пункт 17 также не будем рассматривать.