Заседание № 252

11.10.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 429359-4 "О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся прав и обязанностей налогоплательщика при регистрации, перерегистрации, прохождении технического осмотра транспортного средства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4838 по 4989 из 7182
Пункт 23. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 362 части   
второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад представителя           
Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея депутата Государственной       
Думы Николая Васильевича Демчука.                                               
                                                                                
ДЕМЧУК Н. В., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Парламент Республики Адыгея       
Государственный Совет - Хасэ вносит на ваше рассмотрение проект закона "О       
внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской      
Федерации". Суть поправки заключается в том, что налогоплательщик               
транспортного налога должен представлять квитанцию или платёжное поручение об   
уплате налога при регистрации, перерегистрации и прохождении технического       
осмотра транспортного средства. Ему также даётся право самому исчислять налог   
и уплачивать до получения налогового извещения. Таким образом, законодатели     
Республики Адыгея считают возможным, во-первых, повысить уровень собираемости   
транспортного налога, который в республике, да и в других регионах достаточно   
низкий. По республике по физическим лицам он составляет 90 процентов, по        
юридическим лицам - 68 процентов.                                               
                                                                                
И второе. Узаконить практику, которая существует в реальной жизни, когда        
налоговики обращаются в ГАИ для того, чтобы при прохождении технического        
осмотра им было оказано содействие в истребовании платежей по транспортному     
налогу.                                                                         
                                                                                
Прошу поддержать законодательную инициативу депутатов парламента Республики     
Адыгея.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич, присаживайтесь.              
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Сергея          
Ивановича Штогрина.                                                             
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, действительно есть проблемы с собираемостью транспортного    
налога, поскольку он сегодня уплачивается владельцем транспортного средства     
(имеется в виду физическое лицо прежде всего) только после получения            
налогового уведомления. И на первый взгляд предложение наших коллег из          
Республики Адыгея правильное: дать возможность человеку самому в январе, не     
дожидаясь никаких уведомлений, заполнить соответствующее платёжное поручение,   
прийти в банк и самому исчислить налог и заплатить его. Но это только на        
первый взгляд так просто. Почему? Потому что возникает сразу вопрос о           
квалификации того налогоплательщика, который решил сам заплатить налог,         
сможет ли он правильно свой налог исчислить.                                    
                                                                                
Вторая проблема связана с тем, что налоговой службе, инспекции в частности,     
после получения извещения об уплате налога, о сумме, поступившей в бюджет,      
надо теперь взять и проверить: а правильно ли она исчислена? И если             
налогоплательщик недоплатил, то надо тогда выставить недоплату налога, а если   
переплатил, то надо возвращать налог этому налогоплательщику, из казны энную    
сумму перевести ему обратно либо зачесть в счёт следующей уплаты и прочее, и    
прочее. Это серьёзно усложняет администрирование данного налога.                
                                                                                
Поэтому, когда мы принимали решение принять такую схему, при которой            
налоговая служба, по данным регистрации транспортных средств, направляет        
физическим лицам налоговые уведомления, мы считали её наиболее рациональной.    
Другое дело, что в своё время не произошла стыковка, будем говорить условно,    
между ГАИ и налоговой службой, и ГАИ не смогла передать в электронном виде      
базу данных по всем автомобилям в налоговую службу, только по новым             
автомобилям база данных передаётся, а те автомобили, которые были переданы по   
генеральной доверенности, так сказать, неизвестно где гуляют, а налоговые       
уведомления приходят хозяевам, которые давно с ними расстались. Тут есть        
проблема, конечно. Поэтому мы считаем, что нет необходимости ломать             
существующую схему и усложнять процесс уплаты налога для налогоплательщиков.    
Предлагаем эту норму не поддерживать.                                           
                                                                                
Что касается второго пункта - предложения о том, чтобы каждый, кто проходит     
техосмотр, ещё и предъявлял квитанцию, - то здесь вообще нонсенс: мы            
предлагаем заниматься администрированием этого налога кроме налоговой службы    
ещё и ГАИ, органам госинспекции. Знаете русскую пословицу "У семи нянек дитя    
без глаза"? И когда начнут двое администрировать один и тот же налог, то        
толку вообще никакого не будет, тем более что это нарушает гражданские права    
и тогда надо будет вносить изменения ещё и в Гражданский кодекс. Поэтому        
комитет по бюджету, внимательно рассмотрев это предложение, считает, что        
принимать его нельзя. А налоговой службе, конечно, надо совершенствовать свою   
работу с налогоплательщиками, своевременно направлять налоговые уведомления.    
И это дело проще организовать в субъектах Федерации: всё-таки они               
региональным лидерам в определённой степени подчиняются, отвечают за            
администрирование региональных налогов. С них надо спрашивать, и тогда          
поступление этого налога будет больше.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Есть ли   
желающие выступить? Есть.                                                       
                                                                                
Сергей Иванович, присаживайтесь.                                                
                                                                                
Депутат Кибирев. С места, да?                                                   
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Фракция Компартии   
Российской Федерации внимательно проанализировала этот законопроект и считает   
возможным поддержать законодательную инициативу парламента Республики Адыгея,   
которая, кстати сказать, совершенно недавно отметила 450-летие добровольного    
вхождения адыгов в состав России. Причём мы считаем, что потребность в этом     
законе рождена реальной жизнью. Правда, есть большие вопросы, связанные со      
сбором этого налога. Ну, основной докладчик, Николай Васильевич, нам сообщил,   
что в среднем по республике получается так, что юридические лица оплачивают     
этот налог на 92 процента, а физические лица - и того меньше, всего на 68       
процентов. Естественно, это большие потери для бюджета, и республике, и её      
населению это невыгодно.                                                        
                                                                                
Хочу напомнить, что же предлагает Государственный Совет - Хасэ Республики       
Адыгея. Он предлагает простую вещь: предоставить право физическим лицам         
самостоятельно исчислять сумму налога и платить до получения налогового         
уведомления. Прошу вас обратить внимание на то, что они не обязаны, а только    
получают право делать это самостоятельно. И наверное, этот жест и, как          
говорится, действия налогоплательщиков хорошо вписываются, так сказать, в то    
русло, которое сейчас пробивает себе дорогу, чтобы развивать гражданскую        
сознательность населения России, делать его ответственным за решение всех       
проблем, в том числе и финансовых. Этот законопроект повышает и роль            
субъекта: ведь порядок устанавливает не сам налогоплательщик, который           
заполняет эту квитанцию и идёт платить, а субъект устанавливает порядок         
начисления этого налога на физических лиц, то есть его устанавливает орган      
исполнительной власти Республики Адыгея.                                        
                                                                                
Я не буду комментировать вторую часть этого законопроекта, хотя у нас здесь     
тоже есть веские аргументы в его поддержку. Я хочу обратить внимание            
уважаемых коллег на то обстоятельство, что хотя мы законопроект, обозначенный   
в пункте 22, законодательную инициативу Республики Дагестан, не                 
рассматривали, но мы все его читали и можем сказать, что и адыгейская, и        
дагестанская инициативы перекликаются, и это обусловлено одним                  
обстоятельством: поднятые проблемы характерны для многих субъектов Российской   
Федерации, и, естественно, их надо решать, и в том числе таким путём, какой     
предлагает парламент Республики Адыгея.                                         
                                                                                
Мы проголосуем за этот законопроект, так как считаем его объективным и          
корректным, и призываем всех депутатов точно так же поступить.                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Я так           
понимаю, что ни президентская сторона, ни правительственная не настаивают на    
выступлении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении     
изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".   
Комитет против.                                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за               44 чел.9,8%                                      
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     48 чел.                                          
Не голосовало                 402 чел.89,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.