Заседание № 231
О проекте федерального закона № 429351-5 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с возложением на Пенсионный фонд Российской Федерации полномочий по осуществлению пенсионных и социальных выплат отдельным категориям граждан".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 19. О проекте федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с возложением на Пенсионный фонд Российской Федерации полномочий по осуществлению пенсионных и социальных выплат отдельным категориям граждан". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Николаевича Решульского. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Я начну свой доклад по данному законопроекту с цитирования последнего абзаца заключения профильного комитета Государственной Думы - Комитета по труду и социальной политике, подписанного его председателем Андреем Константиновичем Исаевым. Вот этот последний абзац, я его цитирую: "Одновременно комитет обращает внимание на необходимость скорейшего принятия федерального закона, определяющего правовой статус и организационную структуру Пенсионного фонда Российской Федерации, выполняющего государственные функции в социальной сфере, а также устанавливающего его основные задачи и полномочия". И несмотря на то что комитет предлагает Государственной Думе отклонить предложенный законопроект в первом чтении, само это уже говорит о том, что проблема существует и требует скорейшего решения. Неясно только, чьё внимание обращает комитет Государственной Думы - Правительства Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, но это, как говорится, по ходу будет ясно. Ну а теперь о самой проблеме - концепции и содержании предложенного авторами законопроекта. В настоящее время, как вы знаете, на органы Пенсионного фонда Российской Федерации, являющегося, подчёркиваю, страховщиком в системе пенсионного страхования, возложены нестраховые функции по осуществлению государственного пенсионного обеспечения и реализации мер социальной помощи и социальной поддержки в отношении отдельных категорий граждан, которые установлены двенадцатью федеральными законами, а также рядом указов Президента Российской Федерации, без какого-либо финансового обеспечения и возмещения его административных расходов. Правильно это или нет, что на Пенсионный фонд возложили несвойственные ему функции, - вопрос второй (мы уже как-то здесь с вами это обсуждали, по-моему, даже два раза), но то, что фактически административные расходы Пенсионного фонда в настоящее время финансируются за счёт страховых взносов, уплачиваемых работодателями в Пенсионный фонд на финансирование трудовых пенсий своих работников, это очевидно. Проще говоря, административные расходы Пенсионного фонда на исполнение фондом непрофильных - назову это так - для него функций осуществляются за счёт будущих пенсий работников. К таким функциям относятся: назначение и выплаты государственных пенсий, финансируемых за счёт средств федерального бюджета, осуществление различных ежемесячных денежных выплат, социальных выплат и компенсаций отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи и социальной поддержки, которые установлены законами Российской Федерации. Ещё раз подчеркну: федеральными законами (а я уже говорил, что таких законов двенадцать, если надо, я могу их все назвать, они, кстати, все перечислены в предлагаемом законопроекте), в том числе и таким известным, нашумевшим законом о монетизации, не предусмотрено, что административные расходы идут на оплату труда дополнительной численности сотрудников фонда, выполняющих обработку и обеспечивающих выплату социальных пособий, на содержание дополнительных помещений, в которых они работают, на приобретение и обслуживание оборудования, компьютеров, на разработку и сопровождение программных продуктов по учёту и выдаче ежемесячных денежных выплат, других социальных выплат, то есть таких финансовых средств на это не предусмотрено, всё идёт за счёт пенсионных взносов. Все эти расходы по обслуживанию более восемнадцати миллионов граждан нашей Российской Федерации фактически незаконно осуществляются за счёт страховых взносов застрахованных в Пенсионном фонде лиц, в том числе и нас с вами, поступающих на лицевые счета на выплату трудовых пенсий. Хочу подчеркнуть, что с 2004 года, вот уже шесть лет подряд, Счётная палата Российской Федерации в материалах, которые направляются в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации, неоднократно указывала о необходимости законодательного решения вопроса о финансировании административных расходов фонда на выполнение им и его территориальными органами нестраховых функций за счёт средств федерального бюджета. Это, конечно, правильно. Всего объём межбюджетного трансферта - назовём его так - из федерального бюджета на выполнение указанных нестраховых функций в 2011 году (мы вносили законопроект в 2010 году, в прошлом году), по нашим расчётам, составит около 10,5 миллиарда рублей в год. Большая, конечно, цифра, но счёт в Пенсионном фонде, вы знаете, идёт на миллиарды. И правительство, и комитет в своих заключениях написали, что приведённые расчёты необоснованны и некорректны, но мы - авторы законопроекта - считали, как могли, тем более что официальная оценка объёма административных расходов Пенсионного фонда на эти цели ещё в 2006 году уже составляла более 7 миллиардов рублей, поэтому здесь разница, наверное, небольшая. А разве тогда обоснованно и корректно забирать деньги из трудовых пенсий на покрытие расходов по исполнению непрямых функций и при этом ещё заявлять о необходимости сбалансированности бюджета Пенсионного фонда за счёт мобилизации всех страховых взносов? И потом, мы ведь не записываем величину трансферта в предлагаемом законопроекте. Если фактически будет меньше, мы порадуемся вместе со всеми, так как бюджет Пенсионного фонда, вы знаете, трещит по швам. Мы предлагаем по всем двенадцати действующим законам узаконить межбюджетный трансферт из федерального бюджета, а не жить по принципу: хочу - дам, хочу - не дам, как вот в заключении того же правительства написано, что при утверждении бюджета Пенсионного фонда мы что-то там учитываем или не учитываем. На каком основании? Неясно. Сегодня так, а что будет завтра - неясно. Вот для примера предлагаемая поправка в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Она звучит следующим образом: финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, а также административные расходы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов, осуществляющих государственное пенсионное обеспечение граждан, производится за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на осуществление государственного пенсионного обеспечения, установленного в соответствии с настоящим федеральным законом. Вот примерно такого образца или типа поправки предлагается включить во все двенадцать действующих законов, чтобы законодательно было установлено, что если мы поручили Пенсионному фонду несвойственные для него функции выполнять, то, соответственно, тогда и государство, в первую очередь правительство, из федерального бюджета должно давать необходимые финансовые средства на эти административные расходы. Вот я коротко постарался изложить суть предлагаемого законопроекта и прошу вас поддержать его. Тем более, ещё раз подчёркиваю, что мы не записываем здесь конкретные цифры, они ежегодно могут меняться в зависимости от количества тех категорий граждан, которым предполагается по действующему законодательству выплачивать эту социальную помощь, или поддержку, или компенсацию, или пересчитывать государственные пенсии, что коснётся немалого количества и сидящих здесь, в этом зале, в ближайшем будущем, как говорится, но надо сделать так, чтобы это было всё узаконено. Прошу поддержать предложенный законопроект. Спасибо. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Действительно, комитет отмечает, что в настоящее время Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет целый ряд услуг по реализации государственных функций в области социальной политики, не относящихся к его функциям как страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Более того, - здесь сразу же отступлю от заключения комитета и прокомментирую эту часть - мы во взаимодействии с правительством работаем над текстом законопроекта, который определял бы функции, цели и задачи не только бюджета Пенсионного фонда и Пенсионного фонда, но и всех внебюджетных фондов. Это действительно серьёзная проблема, о чём мы и пишем в своём заключении. Но ваши предложения, Сергей Николаевич, и ваших коллег на данном этапе, по мнению комитета, не могут быть реализованы и соответственно поддержаны по следующим основаниям. Первое. Предлагаемые изменения в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части детализации по доходам и расходам межбюджетных трансфертов, передаваемых фонду из федерального бюджета, избыточны, так как средства на реализацию каждого из нормативных правовых актов, в которые вы вносите изменения, уже предусмотрены федеральным законом о бюджете фонда на текущий и последующие годы. Второе. В законопроекте отсутствует механизм реализации предлагаемых изменений, в том числе порядок финансирования расходов на содержание и обеспечение деятельности органов фонда из различных источников, если согласиться с вами, и из страховых взносов, и из федерального бюджета. Третье. Мы отмечаем, что предложенный порядок расчёта необходимого финансирования, представленный вами, является некорректным, поскольку определять расходы на содержание органов фонда вы предлагаете в зависимости от объёма пенсионных и социальных выплат. С этим мы с вами уже сталкивались при финансировании доставки пенсий "Почтой России" или другими альтернативными организациями. На наш взгляд, это прежде всего должно зависеть от количества обслуживаемых пенсионеров и страхователей. Кроме того, законопроект должен содержать положения, определяющие источник и порядок финансирования расходов, то есть соответствовать 83-й статье Бюджетного кодекса, что, к сожалению, в законопроекте отсутствует. Далее. Самое главное, на что я обращаю внимание наших коллег, простите, на некорректность и неубедительность ваших аргументов в части, что нереализация предлагаемых вами положений может отразиться на пенсионном обеспечении граждан. Это не аргументы, Сергей Николаевич, ибо обязательства государства перед гражданином по пенсионному обеспечению прежде всего зависят от стажа его работы, от суммы страховых взносов, поступивших на его индивидуальный персонифицированный счёт, и никак не могут, слава богу, зависеть от состояния самого Пенсионного фонда, поскольку, вы правы, до сих пор отсутствует сбалансированность бюджета Пенсионного фонда, до сих пор он дефицитен. Цифры свидетельствуют также о несостоятельности ваших аргументов, что это снижает уровень пенсионного обеспечения. В частности, в 2011 году объём межбюджетных трансфертов, передаваемых фонду из федерального бюджета, составляет 49,6 процента от общей суммы доходов по распределяющей составляющей и 45,6 процента от общей суммы прогнозируемых доходов, в то время как доля межбюджетных трансфертов на покрытие дефицита бюджета фонда составляет 37,4 процента. Исходя из изложенного, коллеги, я хотела бы вас просить согласиться с заключением комитета и отклонить данный законопроект. Ну и самое главное. Действительно, Сергей Николаевич, мы должны согласиться с вашими аргументами, что, безусловно, эта проблема существует и её нужно решать, но если воспользоваться известной фразой, то ваш законопроект предполагает телегу поставить впереди лошади, мы же во взаимодействии с правительством пытаемся лошадь поставить впереди, то есть прежде всего сформулировать цели, задачи, функции Пенсионного фонда и в законе определить, что является свойственной для страховщика функцией, а что является несвойственной функцией, и в зависимости от этого сформулировать предложения по финансированию этих функций. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопросы. Два вопроса. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемая Фарида Исмагиловна, ну, трудно достигнуть сбалансированности бюджета Пенсионного фонда, когда деньги идут не непосредственно на пенсии, а на какие-то другие нужды, назовём их нецелевыми. И цель данного законопроекта как раз разрешить данную проблему. В связи с этим вопрос: вы не смогли бы назвать сумму на 2011 год, взятую из бюджета Российской Федерации и направленную на покрытие дефицита Пенсионного фонда? И как она соотносится с тем трансфертом, о котором говорится в данном законопроекте, о чём сказал Сергей Николаевич? ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Я готова, да. Объём межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджет фонда в 2011 году из федерального бюджета, составляет 2 триллиона 341 миллиард 700 тысяч. Обратите внимание на порядок цифр. В докладе Сергей Николаевич сказал, что, по расчётам авторов законопроекта, несвойственные расходы предполагаются в сумме 10,5 миллиарда. Ещё раз: 2,3 триллиона, почти 2,5 триллиона, и эти расходы, 10,5 миллиарда, или в процентах - они тоже были названы, можно согласиться или нет, но, наверное, Сергей Николаевич прав - где-то в пределах 7 процентов. Но одновременно я хотела бы, чтобы вы услышали и мои аргументы, и мои цифры, и проценты межбюджетных трансфертов, и долю их в общих трансфертах. Я хотела бы, чтобы вы это тоже услышали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Я хотел бы вопрос задать представителю правительства. Вот та лошадь, о которой говорила Фарида Исмагиловна, называется федеральный закон о Пенсионном фонде, который у нас отсутствует, но был обещан ещё к маю прошлого года министром здравоохранения и социального развития Голиковой. Вот я хотел бы уточнить: когда же будет внесён этот закон? Может, тогда отпадут многие другие вопросы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Разработка данного законопроекта осуществляется министерством здравоохранения совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации, Министерством финансов и Министерством экономического развития. Правительство контролирует ход работы над данным законопроектом, но пока ещё на рассмотрение заседания правительства он не предполагается к внесению. Не исключено, что в этом году работа будет закончена и данный законопроект будет внесён в Государственную Думу. Обращаю ваше внимание, что сложность его разработки во многом связана и с теми изменениями в пенсионном законодательстве, в частности, в отношении порядка сбора пенсионных взносов, которые были приняты буквально в прошедшем году. Мы продолжаем эту работу. Абсолютно согласны, что он снимет очень многие проблемы, спорные моменты и остроту тех вопросов, которые ставят депутаты, внёсшие данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Фарида Исмагиловна. Есть желающие выступить? Один выступающий - Коломейцев Николай Васильевич. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Если вы возьмёте все концепции, которые озвучивались в этом зале за прошедшие пятнадцать лет в части пенсионной реформы, то здесь будет вот такая кипа бумаг, а если ещё на бумагу переложить все интервью, прогнозы и высказывания, сделанные официальными чиновниками, то трибуны будет мало. К сожалению, исполнение, реализация всех провозглашённых идей, как и других, когда мы пытаемся западный опыт привить на нашу почву, даёт, как правило, отрицательные результаты, о чём вы можете судить исходя из ответа уважаемой Фариды Исмагиловны в части трансфертов, которые идут на покрытие дефицита бюджета. То есть фактически страховая пенсионная система провалилась. Более того, совсем недавно средства массовой информации сообщили о банкротстве нескольких негосударственных пенсионных фондов, а я вам напомню, что их у нас около ста двадцати. Можете себе представить, что будет, если эти сто двадцать негосударственных пенсионных фондов вдруг сделают так же, как председатель пенсионного фонда Свердловской области, - умыкнут денежки, и пропадут. Это будет серьёзный скандал, учитывая, что у нас уже сорок миллионов пенсионеров. Вероятно, сейчас Фарида Исмагиловна забыла, что в 96-м году у нас пенсия не платилась от семи до девяти месяцев в некоторых субъектах Федерации. И я не разделяю её оптимизма по поводу стабильности. Сегодня американцы соберутся со странами ЕС и примут решение опустить цену на нефть, оккупировав Ливию и ряд других нефтеносных стран, и мы увидим, что у нас будет полный ноль во всех сферах, понимаете? Потому что нефть, цена на неё, работает в поддержку американской экономики сегодня, но, в общем-то, не оказывает серьёзного влияния на структурные изменения в экономике России. Что касается сути законопроекта, который докладывал Сергей Николаевич. Вы поймите, вот у нас здесь в зале многие комитеты, официально выступая, признают проблемы, которые ставят депутаты в своих законопроектах, но в то же время не хотят их решать. Я вам напомню: Татьяна Алексеевна Голикова в феврале прошлого года обещала в мае внести закон о Пенсионном фонде. Понятно, что это непростой закон, но Пенсионный фонд существует с 93-го года, с моей точки зрения, было достаточно времени, чтобы разработать самый эффективный закон. Ну, вероятно, кому-то он не нужен, потому что в мутной речке всегда проще ловить рыбу некоторым. Мы считаем, что сегодня необходимо принять предложенный нашими коллегами законопроект в первом чтении, может быть, это стимулирует и правительственные комиссии быстрее вносить законы, которые учли бы и эти проблемы. Мы в этом зале только сегодня сняли с рассмотрения целый ряд проектов законов, которые потеряли актуальность, пролежав восемь - десять лет в Государственной Думе. Поэтому я призываю всех вас принять этот законопроект, но комитету... Я член комитета, естественно, голосовал против заключения комитета, но напомню вам, что у нас более двухсот тысяч работают в Пенсионном фонде, и вот эта проблема вообще не решается - это самые беззащитные и самые низкооплачиваемые люди в так называемой околобюджетной сфере. Хотя бюджет Пенсионного фонда - это почти половина федерального бюджета, но это люди, которые выполняют кучу несвойственных функций, имеют нищенскую зарплату и выслушивают весь негатив о власти, обо всех уровнях власти, который накапливается вот у этих получающих маленькую пенсию людей. Поэтому давайте поддержим законопроект и всё-таки потребуем через Андрея Викторовича от правительства выполнения своих обещаний, публично озвученных. Ладно бы вы там где-то в тиши кабинета пообещали, но вы же с трибун больших это сделали! Вносите, пожалуйста, закон. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я обращаюсь к докладчику: есть необходимость выступить с заключительным словом, да? Включите микрофон Решульскому Сергею Николаевичу. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо за обсуждение этого вопроса. Я сразу хочу отметить, что Фарида Исмагиловна у нас очень опытный специалист в вопросах пенсионного обеспечения, и мы, как авторы, рады, что своим законопроектом обратили внимание всех специалистов на то, что существует эта проблема, примете вы этот закон или не примете. Я хочу просто отметить, что этот вопрос в логике действий двух последних десятилетий правительства и даже президентской структуры. Мы с вами точно таким же образом перераспределили функции между центром и субъектами Российской Федерации, мы такими же законами или такими же поручениями приняли решение переложить многие функции на органы власти субъектов Российской Федерации или даже местного самоуправления, но мы абсолютно не профинансировали в нужном, достаточном объёме исполнение этих функций. Вот здесь то же самое происходит и с Пенсионным фондом. Да, я согласен, что сейчас у нас экономическая ситуация в стране такая, что мы можем из федерального бюджета направлять средства - так называемые межбюджетные трансферты - в бюджет Пенсионного фонда на покрытие дефицита, но даже лучший финансист мира Алексей Леонидович Кудрин не может нам сказать, что завтра будет с этим бюджетом, нашим бюджетом, какова будет цена на нефть, на газ и так далее и будет ли у нас поступление таких доходов. А что будет, если вдруг в бюджете не будет таких возможностей? Тогда мы вдруг начнём выяснять, почему люди, своим должностным положением предназначенные для исполнения одних обязанностей, исполняют ещё и другие обязанности, на административные расходы под которые не представлено абсолютно никаких средств. Ну, простой пример. Вот если любой опытный, грамотный человек - все депутаты в этом плане, я думаю, имеют определённый опыт, богатый опыт, - на своей работе исполняет свои обязанности, а к нему приходит начальник и говорит: "Слушай, ты ещё, кроме этого, иди и столы таскай из одного кабинета в другой кабинет", - то из уважения или боязни чего-то он может один раз сходить. А если два раза, а если каждый день, а если все триста шестьдесят пять дней сверх своих должностных полномочий он должен исполнять ещё что-то, что ему навязывают просто административным, волевым решением? Он же будет возмущаться! Так возмущаются и все работники Пенсионного фонда. И правильно Николай Васильевич здесь отмечал, не надо оценки давать, может быть, по тем зданиям, которые когда-то строили пенсионные фонды в тех или других регионах. Там тоже не у всех уж очень высокие зарплаты. Вот я ещё раз хочу подчеркнуть, что авторы законопроекта считают, - и спасибо, что Фарида Исмагиловна это поддерживает, - что необходимо внести ясность: раз даём дополнительную работу, какими средствами мы это будем оплачивать? Если у тебя сегодня денег много и ты можешь, как говорится, шиковать в ресторане, то это не значит, что так всю жизнь будет, может, завтра у тебя и на забегаловку не будет хватать. Это я уже народную мудрость, как говорится, привёл в пример. Поэтому я всё-таки прошу, пока мы эту лошадь ещё не поставили в упряжку, чтобы потом не получилось, что мы её запрягли задом наперёд, вот эти наши предложения поддержать, законопроект принять, если какие-то есть там недоработки или шероховатости, доработать, что-то сократить или добавить. Мы готовы вместе с комитетом, со всеми четырьмястами пятьюдесятью депутатами или четырьмястами сорока семью депутатами доработать его, но законодательно надо прописать, откуда финансируются административные расходы. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фарида Исмагиловна, настаиваете на выступлении? Нет. Представители президента и правительства? Никто не настаивает на дальнейшем обсуждении. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с возложением на Пенсионный фонд Российской Федерации полномочий по осуществлению пенсионных и социальных выплат отдельным категориям граждан". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 07 сек.) Проголосовало за 133 чел.29,6 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 135 чел. Не голосовало 315 чел.70,0 % Результат: не принято Отклонён законопроект.