Заседание № 40

12.09.2008
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 429133-4 "О внесении изменения в статью 48 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" (в части установления ограничений на осуществление отдельными юридическими лицами пожертвований в фонды референдума; внесён членом Совета Федерации С. М. Мироновым и Е. В. Ройзманом, Р. М. Бадаловым, В. Б. Савостьяновой, А. В. Чуевым, О. И. Денисовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2197 по 2801 из 3250
Пункт 10, проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в   
статью 48 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской        
Федерации". Член Совета Федерации Миронов доверил представлять законопроект     
депутату Государственной Думы Эльмире Гусейновне Глубоковской.                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГЛУБОКОВСКАЯ Э. Г., фракция "Справедливая Россия".                              
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Прошу вашего разрешения          
объединить доклад по двум законопроектам в связи с общностью их целей.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, что нет возражений. У нас докладчик и            
содокладчик по обоим законопроектам один и тот же, и тема близкая.              
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГЛУБОКОВСКАЯ Э. Г. Спасибо.                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается проект федерального            
конституционного закона "О внесении изменения в статью 48 Федерального          
конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", внесённый         
членом Совета Федерации Сергеем Михайловичем Мироновым, а также Ройзманом,      
Бадаловым, Савостьяновой, Денисовым, Чуевым в период исполнения ими             
полномочий депутатов Государственной Думы.                                      
                                                                                
Законопроектом предлагается дополнить часть 9 статьи 48 пунктом 17 в части      
установления запрета на внесение пожертвований в фонды референдума Российской   
Федерации юридическими лицами, осуществляющими производство или оптовую         
торговлю табачными изделиями, этиловым спиртом, алкогольной продукцией или      
пивом и напитками, изготавливаемыми на основе пива, а равно организациями,      
учреждёнными юридическими лицами, указанными в настоящем пункте.                
                                                                                
Законопроект вносится в одном пакете с проектом федерального закона "О          
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в      
части установления ограничений на осуществление отдельными юридическими         
лицами пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а        
также в избирательные фонды, фонды референдума". Этим законопроектом, статья    
1, предлагается внести изменения в Федеральный закон "О политических            
партиях", устанавливающие запрет на принятие политическими партиями             
пожертвований от вышеуказанных юридических лиц.                                 
                                                                                
Соответствующие изменения, касающиеся запрета на внесение пожертвований         
вышеперечисленными юридическими лицами в избирательные фонды на выборах всех    
уровней, предлагаются в следующие федеральные законы: "Об основных гарантиях    
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации" - статья 2 законопроекта, "О выборах Президента Российской           
Федерации" - статья 3, "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального   
Собрания Российской Федерации" - статья 4, "Об обеспечении конституционных      
прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы           
местного самоуправления" - статья 5 законопроекта.                              
                                                                                
Законодательные инициативы направлены в первую очередь на предотвращение        
возможности влияния на политические процессы, в том числе путём                 
финансирования избирательных кампаний политических партий со стороны            
производителей и поставщиков алкогольной, пивной и табачной продукции, а        
также на исключение лоббирования их коммерческих интересов. В настоящее время   
деятельность по производству и реализации спиртосодержащей и табачной           
продукции косвенно признаётся в российском законодательстве как создающая       
потенциальную опасность для здоровья граждан и регламентируется федеральными    
законами "О государственном регулировании производства и оборота этилового      
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", "О рекламе", "Об             
ограничении курения табака", а также Федеральным законом "О присоединении       
Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака".         
                                                                                
Столкновение интересов российского общества в сохранении потенциала здоровья    
нации, снижении смертности, улучшении демографической ситуации в стране и       
коммерческих интересов производителей и поставщиков алкогольной, пивной и       
табачной продукции требует ввести чёткие законодательные заслоны от влияния     
этих бизнес-структур на политические решения для обеспечения национальной       
безопасности России.                                                            
                                                                                
Практика ограничения влияния крупнейших корпораций, в том числе                 
производителей табачной, алкогольной и пивной продукции, на избирательный       
процесс и деятельность политических партий существует в ряде зарубежных         
демократических государств. В некоторых странах даже установлены запреты на     
участие в выборах руководящих работников компаний - производителей и            
поставщиков алкогольной, пивной и табачной продукции. Например, в               
соответствии с избирательным кодексом Франции не могут быть избраны членами     
генерального совета департамента - это административно-территориальная          
единица - управляющие табачными фабриками и другие руководители этих            
структур.                                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, принятие предложенных на ваше рассмотрение законопроектов    
несомненно будет способствовать повышению эффективности национального           
приоритетного проекта "Здоровье" и демографической политики государства, а      
значит, позволит обеспечить достижение главных задач развития страны на         
двадцать лет: уменьшения смертности в полтора раза и увеличения                 
продолжительности жизни до семидесяти пяти лет.                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, судьба обсуждаемых законопроектов сегодня, особенно с       
учётом отрицательных заключений правительства и профильного комитета,           
наверное, будет печальной. Но прошу вас учесть, что в 80 процентах смертность   
в России зависит от четырёх факторов, два из них - злоупотребление алкоголем    
и табакокурение. В этой связи обращаюсь с вам с просьбой поддержать указанные   
законопроекты и внести свой вклад в сохранение и укрепление ресурса -           
здоровья нации, главного условия стабильного развития России.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Эльмира              
Гусейновна.                                                                     
                                                                                
Я для протокола информирую депутатов, что по пункту 11 у нас также есть         
обращение Сергея Михайловича Миронова о том, что он доверяет сделать доклад     
Эльмире Гусейновне. Она делала доклад сейчас по пунктам 10 и 11 одновременно.   
                                                                                
Я приглашаю на трибуну содокладчика. Александр Петрович Москалец сделает        
содоклад по пунктам 10 и 11.                                                    
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Мне всегда        
нравятся нестандартные, или неформальные, действия и решения. Я отдаю должное   
авторам рассматриваемого законопроекта, предлагающим запретить вносить          
пожертвования в фонд референдума юридическим лицам, осуществляющим              
производство или оптовую торговлю алкогольной продукцией, пивом или табачными   
изделиями, при этом мотивируя, заметьте, мотивируя это предложение тем, что     
оно якобы не только предотвратит возможность влияния на политический процесс,   
но и будет способствовать повышению эффективности мер государственной           
политики для снижения негативных факторов, связанных с алкоголизацией           
населения, и негативных последствий табакокурения.                              
                                                                                
Это, я вам скажу, довольно неординарно: через избирательное законодательство    
и законодательство о референдуме найти ходы борьбы с алкоголем и табаком.       
Конечно, вы можете почувствовать некоторую иронию. Да, этого я и не скрываю,    
это так, но тем не менее с точки зрения новых подходов это пока плюс            
предложению. К сожалению, у нас это единственный положительный момент,          
который мы можем отметить, так как с правовой точки зрения такая идея ведёт     
только к подрыву всех правовых устоев общества.                                 
                                                                                
Действительно, часть 9 статьи 48 Федерального конституционного закона "О        
референдуме Российской Федерации" состоит из шестнадцати пунктов,               
определяющих запреты на пожертвования. И эти запреты, вообще, можно свести к    
четырём позициям: во-первых, это недееспособность, во-вторых, это               
принадлежность или соотносимость с органами государственной власти,             
в-третьих, это наличие иностранных интересов, в-четвёртых, религиозность        
организации. Теперь же в рассматриваемом варианте предлагается помимо всего     
этого включить ещё одну позицию, я бы сказал хозяйственную, - это оценка и      
результат деятельности юридического лица, причём такого лица, деятельность      
которого разрешена законом и полностью соответствует Конституции Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Почему я так говорю? Хотя бы потому, что у нас есть федеральный закон,          
регулирующий производство и оборот алкогольной продукции, но он не запрещает    
их вообще и не ограничивает правоспособность тех, кто занимается этой           
деятельностью. Или же есть федеральный закон, ограничивающий курение табака,    
но он не запрещает его изготовление. Ну и целая проблема формируется в          
системе гражданского и конституционного законодательства. Статьи 49 и 421       
Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают элементы                
правоспособности юридического лица и определяют режим свободы договора, и при   
этом они базируются на позициях статей 35 и 55 Конституции Российской           
Федерации. В связи с этим хотя и столь искусное, но тем не менее                
искусственное выведение этих гарантий в ряд законодательных негативных оценок   
является, мы считаем, не совсем уместным.                                       
                                                                                
Полагаю, при разработке подобных решений не следует забывать и о том, что на    
предприятиях указанных юридических лиц работают десятки, сотни тысяч граждан,   
являющихся такими же избирателями, как и мы все, да и производств, морально     
соотносимых с обсуждаемыми, можно дополнительно указать сколько угодно много,   
но авторы их ограничивать почему-то не предлагают.                              
                                                                                
Говоря о доводах комитета, полагаю необходимым указать и на правовые нормы      
Федерального закона "О политических партиях", так как пожертвования             
политическая партия вправе, а не обязана принимать. И конечно же,               
рассматривая подобные вопросы, мы должны действовать таким образом, чтобы       
власть и государство действовали предсказуемо, через понятное и внятное         
право, я бы сказал, стабильное право, в том числе и стабильную Конституцию.     
                                                                                
В завершение хотел бы напомнить не только постоянно звучащие тезисы, а уже и    
требования о переходе к режиму верховенства права, динамичному развитию         
гражданского общества, стабильной и предсказуемой системе законодательства и    
об уважении к закону.                                                           
                                                                                
Поэтому Комитет по конституционному законодательству и государственному         
строительству рекомендует предлагаемые в первом обсуждаемом законопроекте       
изменения в закон "О референдуме..." не принимать и законопроект отклонить.     
                                                                                
Что касается второго проекта федерального закона, то не только его идея, а и    
содержательная часть, вообще-то, ничем не отличается от только что              
доложенного мною материала, касающегося Федерального конституционного закона    
"О референдуме...", поэтому доводы у нас одни и те же. Да и разделение          
материала, вообще-то, нужно признать, было в силу того, что второй проект       
закона предусматривает внесение изменений не в федеральный конституционный      
закон, а в шесть федеральных законов.                                           
                                                                                
Не буду ничего повторять, тем более что рассмотрение идёт одновременно.         
Дополнительно лишь отмечу, что предлагаемая авторами норма права об             
ограничении юридических лиц не очень корректна по выстраиваемому объёму         
правового регулирования, так как в указанный принцип включаются вместе с        
юридическими лицами равно и организации, которые ими учреждены. Я почему на     
это обращаю внимание? Потому, что практически любое юридическое лицо может      
учредить и организацию, которая направлена в своей деятельности на позитивный   
результат: на благотворительность, на поддержку спорта, культуры, да и мало     
ли есть чего-либо другого, приветствуемого всем нашим обществом.                
                                                                                
Поэтому одним махом и по принципу "лес рубят - щепки летят" в сегодняшней       
правовой и политической ситуации действовать не только нецелесообразно, а и,    
полагаем, вредно, так как создаваемые таким образом прецеденты пойдут в том     
числе и на разрушение ряда важных общественных отношений, ибо разрушение        
конституционного принципа равенства - это уже элементы приблизительного         
правоприменения, а уход от чётких правил - это, мы полагаем, самая настоящая    
непредсказуемость.                                                              
                                                                                
Законы вообще должны быть максимально стабильны и должны меняться только в      
результате ясных и обоснованных поправок, а не под воздействием хаотичной       
действительности. В своей работе мы вообще должны исключить всякую              
возможность как умышленно, так и по неосторожности изменять принципы            
Конституции конституционными или федеральными законами, даже если каждый из     
них в отдельности может и не иметь выраженной антиконституционности.            
                                                                                
С учётом этих доводов Комитет по конституционному законодательству и            
государственному строительству рекомендует Государственной Думе и этот проект   
федерального закона отклонить.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Вопросы сразу по двум законопроектам, я так понимаю. Вопросы   
есть у депутатов Рябова, Локотя и Гудкова. Три вопроса, подводим черту.         
                                                                                
Пожалуйста, депутат Рябов.                                                      
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Спасибо.                                                            
                                                                                
Эльмира Гусейновна, по законопроекту всё понятно. Вы поясните, пожалуйста, -    
я чего-то, может быть, не понял - каким образом неперечисление денежек в        
поддержку той или иной политической партии и так далее от этих организаций,     
изготавливающих данную продукцию, влияет на продолжительность жизни и           
рождаемость в нашей стране? Я так и не понял - мудрая мысль.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К кому вопрос - к авторам? Докладчиком была Эльмира       
Гусейновна, может быть, она ответит на этот вопрос.                             
                                                                                
Пожалуйста, депутату Глубоковской включите микрофон.                            
                                                                                
ГЛУБОКОВСКАЯ Э. Г. Уважаемый коллега, речь шла о том, чтобы отстранить от       
лоббирования своих коммерческих интересов производителей табака и алкоголя и    
распространителей этой продукции, поскольку - я уже объясняла - именно эти      
факторы разрушают здоровье россиян и повышают смертность.                       
                                                                                
На самом деле сегодня россияне живут на шесть с половиной лет меньше, чем       
население стран новой Европы, и на двенадцать с половиной лет меньше, чем       
население стран старой Европы, и в этом серьёзную роль играет злоупотребление   
алкоголем и табаком. А если мы представителям этих фирм будем постоянно         
давать возможность влиять на политические процессы, в том числе и через         
финансирование избирательных фондов, лоббировать свои интересы, то, конечно,    
они не будут устремлены на укрепление здоровья российской нации.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть, ваш вопрос.                               
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Уважаемая Эльмира Гусейновна, всё-таки в чём идея закона, не совсем понятно:    
упомянутый бизнес и тяжёлые социальные последствия употребления продуктов       
этого производства? Но можно ещё указать игровой бизнес, рекламный бизнес.      
Может быть, идея всё-таки не в этом? Речь, может, должна идти сегодня о         
прозрачности фондов и различных структур, которые финансируют избирательные     
кампании?                                                                       
                                                                                
Вот, например, сейчас идёт избирательная кампания в ряде субъектов Российской   
Федерации. В Иркутской области один из оппонентов КПРФ, одна из партий          
присосалась к бюджетным деньгам и через два фонда их прокачивает, финансируя    
свою избирательную кампанию. Вот это проблема! Давайте объединим усилия,        
может быть, именно на этой теме сосредоточимся - прозрачность финансирования    
избирательных кампаний?                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но это не столько вопрос, сколько выступление,            
поэтому... Нужна реакция?                                                       
                                                                                
Пожалуйста, депутат Глубоковская.                                               
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ГЛУБОКОВСКАЯ Э. Г. Конечно, мы за прозрачность процедуры внесения различных     
пожертвований в фонды, мы за объединение усилий. Но всё-таки и игорный          
бизнес, и другие не так отрицательно влияют на здоровье нации, как, я уже       
говорила, табакокурение и алкоголизм. Сегодня каждые пять секунд в мире от      
заболеваний, вызванных табакокурением, умирает один человек. Вы должны просто   
оценить степень отрицательного влияния этого на здоровье нации. В то время,     
когда государство наше стремится выйти из демографического кризиса, в котором   
мы находимся, и каждый час россиян становится меньше на сто человек, и мы       
тратим огромные деньги на демографическую политику России, на национальные      
проекты, эти законопроекты, я думаю, могли бы быть достаточно эффективным       
вкладом в решение вопросов, о которых я уже сказала.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гудков Геннадий Владимирович, ваш вопрос.     
                                                                                
ГУДКОВ Г. В. У меня вопрос к Александру Петровичу уважаемому, как видному       
члену и фракции, и комитета соответствующего.                                   
                                                                                
Александр Петрович, примерно восемьсот тысяч человек умирают от отравления      
алкоголем, такая причина смерти, и одним из важных моментов является            
практически отсутствие борьбы против самогоноварения и его распространения.     
Скажите, вы будете готовы поддержать инициативу по исключению самогоноварения   
из перечня уголовных преступлений, которые сегодня переводятся в                
административную плоскость из-за малой значимости? Вот можно исключить          
самогоноварение, в результате которого сегодня спивается вся деревня и не       
только, из перечня административных наказаний, возвратив опять-таки             
возможность в уголовном порядке наказывать за самогоноварение с целью продажи   
и распространения?                                                              
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Владимирович! Вы           
переводите, вообще, сейчас своим вопросом обсуждение законопроекта в            
совершенно другую плоскость. Это совершенно другой предмет, который... Ну, мы   
и так-то видим, что никакой взаимосвязи нет между политической деятельностью    
и вот этим. Можно, вы знаете, извращённо подумать, что что-то здесь есть. Ну    
тогда давайте пойдём дальше: сегодня есть более страшные вещи - целые           
предприятия, коллективы, огромные корпорации, выпускающие танки. Ну,            
конкретному человеку он вообще не нужны, они направлены на убийство, и больше   
ничего. Ну и что, давайте и дальше продолжим эти запреты: для тех, кто          
выпускает сегодня какие-то ядерные материалы, делящиеся материалы, что тоже     
не очень приятно, грозит радиоактивным заражением и тому подобное, для тех,     
кто сегодня охраняет склады с химическим оружием... Ну, вы знаете, абсурдно     
само предложение, и мы пытаемся придать ему форму того, что нужно обсуждать.    
Просто нужно вопрос этот отложить в сторону, и больше к нему никогда в такой    
плоскости не возвращаться, и не переводить стрелку, иначе вообще становится     
непонятно, что мы хотим.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И поэтому присаживайтесь, Александр Петрович.             
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Есть. Несколько рук, три        
руки. Жириновский, Романов, Зубов, Гудков - четыре, Вяткин - пять. Есть         
предложение: выступить по одному от фракции. Депутат Жириновский вносит         
предложение: по одному выступлению от фракции. В Регламенте - до пяти минут.    
Ставить на голосование? Есть возражения? Все согласны.                          
                                                                                
Кто от фракции КПРФ? Пожалуйста, депутат Романов.                               
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я думаю, что внесение такого законопроекта    
даёт хороший толчок для размышлений над тем, что вообще у нас означает          
формирование фондов в ходе тех или иных выборных кампаний.                      
                                                                                
Да, по виду очень благородная мысль - отсечь алкоголь и табак, хотя тут уже     
резонно говорилось о том, что довольно много сфер есть таких, которые наносят   
вред людям. Принцип состоит в следующем: никакое формальное отсечение части     
бизнеса от влияния на итоги выборов сегодня невозможно. Разве мы не видим,      
как правящие группировки в любых регионах страны сегодня используют своё        
положение властное, как они это используют для того, чтобы через любые каналы   
набивать эти фонды? Да и масштабы бизнеса велики.                               
                                                                                
И зададим вопрос нашим коллегам из "ЕДИНОЙ РОССИИ": разве мы, внося             
непрерывно поправки в выборное законодательство, сами не создаём такие          
ситуации - то у нас 6 миллионов, то залоги непомерные, - взвинчивая всё, что    
связано с выборами? В итоге мы и рождаем... С одной стороны, бизнес рвётся к    
вхождению во власть и любые методы применяет, с другой стороны, сама власть     
заинтересована в огромных деньгах. Это, кстати говоря, объективный и сильный    
удар по оппозиции. Нет же секрета, что возможности оппозиции существенно        
меньше. Поэтому, понимая внешнее благородство самой идеи, не думаю, что она     
будет эффективна. Это во-первых.                                                
                                                                                
Во-вторых, данное обсуждение снова нас подводит к такой мысли: проблема в       
России в том, что непомерно влияние огромных денег на ситуацию с выборами, а    
значит, это ведёт к искажению реального волеизъявления избирателя, к            
искажению самих понятий о демократии.                                           
                                                                                
Вот почему данный законопроект вряд ли может быть эффективным. И поэтому        
остаётся только сожалеть, что мы многими другими законами создали ситуацию, в   
которой теперь пытаемся латать отдельные дыры. Он не решит эту проблему.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР - депутат Жириновский.                    
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Идея правильная, но если просто ограничивать, мы успеха не    
добьёмся. Надо вообще запретить любое финансирование любых избирательных        
кампаний, в том числе участия в референдуме. Только так можно исключить         
влияние коммерсантов на исход каких-либо кампаний. Сделать их бесплатными,      
прозрачными. И вся кампания должна быть такой, чтобы все понимали, посмотрев    
вечером дебаты: всё хорошо, всё спокойно. А если они будут проходить в шесть    
утра, за деньги или без денег, никто смотреть не будет. И так же по всем        
остальным аспектам. То есть здесь нужно принимать такое кардинальное решение.   
                                                                                
Конечно, обязательно надо наказывать вот эти алкогольные и табачные компании,   
но надо скорее менять их статус, госмонополия должна быть, тогда доходы         
пойдут на пользу. А так если мы им сейчас запретим - я лично поддержу, - то     
они будут делать всё с помощью наличных и всё будет скрыто, граждане не будут   
знать, что они пытались влиять. Если какая-то партия получит много денег от     
какой-то пивной компании или ликеро-водочной, все будут знать, на какие         
деньги так успешно идёт избирательная кампания такой-то партии, а если мы       
запретим, они уйдут в подполье, любые запреты приводят к удорожанию процесса,   
к сокрытию его и к трудному его изобличению.                                    
                                                                                
Уже сто раз здесь выступали за введение госмонополии на алкоголь, табак,        
сахар и на казино. В перспективе не надо искать, куда казино переместить - в    
Абхазию теперь нужно всех их гнать, чтобы на территории Российской Федерации    
ни одного игрового автомата и казино, всех туда, и рейсы каждый час в Сухуми,   
в Сухуми... Там же хорошую тюрьму для них сделать, больницу, психиатрические    
учреждения, всё там пускай будет, на берегу Чёрного моря, особенно в зимний     
период. А доходы - на развитие всего Черноморского побережья, тогда не надо     
будет денег из бюджета выделять.                                                
                                                                                
А то, что автор вышел с инициативой, - это то же самое, о чём утром я говорил   
про другие комитеты, - хочется показать себя. Он знает, что откажут в           
принятии закона, но партия, фракция должны показать, что что-то делают, и,      
зная, что закон не будет принят, - безобидная вещь - теперь избирателям         
скажут: мы пытались, а Госдума не приняла.                                      
                                                                                
А кто там сидит, в верхней палате? Вот там и сидят те, кто заставляет наших     
людей пить больше чем надо. Посмотрите, сейчас покупают зерно у крестьян за     
2,5 тысячи рублей за тонну, а топливо продают им за 25 тысяч рублей и           
удобрения - за 15 тысяч. Кто будет работать, если готовая продукция в семь      
раз дешевле расходов?! Расходы в семь раз выше, чем доходы. А кто это делает?   
Они сидят в верхней палате. И все олигархи там, все, кто душит нашу страну и    
экономику, позорит её, все сидят в верхней палате. И они к нам оттуда           
приходят, от председателя палаты: вот давайте это примем, уменьшим фонды.       
Слушайте, все деньги у вас там. Все преступления в стране, государственные и    
коммерческие, совершаются теми, кто находится в верхней палате. Её нужно        
ликвидировать, она не нужна. Монополия на алкоголь, табак, сахар, на казино.    
Казино - в Абхазию, верхнюю палату ликвидировать! И партийные списки            
фильтровать начиная с января 11-го года, чтобы ни одного бизнесмена там не      
было. Ни одного! Чтобы проживал в двухкомнатной квартире и ездил на работу на   
велосипеде. Всё.                                                                
                                                                                
А вам, Эльмира Гусейновна, товарищеский совет: по Регламенту у нас должна       
быть строгая форма одежды - чёрные костюмы или тёмные. Почему? У нас с вами     
не праздник здесь, не свадьба, у нас здесь похоронное бюро: мы суды             
упраздняем, отходы хороним, запрещаем делать взносы на референдум, выборные     
кампании. Весь день мы людей вводим в траур. Вы красивая женщина, платье        
хорошее, но это больше для свадьбы, а здесь похоронное бюро, поэтому здесь,     
пожалуйста, все в чёрном. И никаких улыбок, улыбаться нечего - весь день вы     
запрещаете, ограничиваете, упраздняете.                                         
                                                                                
Идея правильная, но давайте когда-нибудь всё-таки добьёмся полной ликвидации    
табачной и алкогольной мафии в нашей стране. При царе и при советской власти    
это было 30 процентов доходов, сейчас - меньше 3 процентов, в десять раз        
меньше. Что нам беспокоиться о ценах на нефть? Всё даст алкоголь и табак,       
всё! Нам не надо думать вообще про нефть и про газ, треть бюджета будет, как    
при советской власти. За что я уважаю советскую власть - вот за эту жёсткую     
позицию, и водочка была хорошая, и меньше её было, всего три вида:              
"Московская", "Столичная", "Особая", всё. 21 рубль стоила. "Андроповка" -       
4.70, зелёная такая. Никто не умирал, и все денежки - в казну, всё в страну,    
всё в страну или в партийную кассу КПСС, но не в частные руки.                  
                                                                                
Поэтому поддержать можно, но предупредить товарища Миронова стоит, чтобы        
больше с такой инициативой не выходил. (Микрофон отключён.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Зубов, от фракции "Справедливая Россия",          
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
И потом скажете мне, кто от "ЕДИНОЙ РОССИИ". Депутат Вяткин, хорошо.            
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Я бы своё выступление начал с напоминания популярной русской        
пословицы: "Курочка по зёрнышку клюёт". Разговор не идёт о решении сразу всех   
проблем, глобально, и тем более этот законопроект в первую очередь не о         
референдуме и о выборах, он совсем о другом. Этот законопроект связан с тем,    
что всегда в обществе есть виды бизнеса, которые определяют будущее развитие    
страны и общества, а есть, к сожалению, виды бизнеса, от которых трудно         
отказаться, но они выполняют как бы функцию удовлетворения человеческих         
пороков, это есть, и это разный бизнес. И законопроект как раз касается того,   
что нам надо почаще подчёркивать, - по зёрнышку, пусть не сразу решаются все    
проблемы - одной из крупнейших проблем для нашей страны, для нашего общества,   
для нас. Сейчас публикуются показатели, они называются "качество жизни". Из     
трёх частей состоят эти показатели: валовой национальный продукт на душу        
населения, образованность населения и продолжительность жизни. Мы находимся     
где-то ближе к концу первой сотни не потому, что у нас небольшой валовой        
национальный продукт, он в числе десяти самых больших, не потому, что мы        
необразованная страна, а потому, что по уровню жизни мы уступаем многим         
странам, которые менее развиты.                                                 
                                                                                
В своё время и нефть была очень маленьким бизнесом, и вообще не была            
бизнесом, но человек, который начинал нефтяную отрасль в мире, американец       
такой был... Вот его стиль работы. Первоначально нефть экспортировали в         
Юго-Восточную Азию, туда, где сейчас самые быстрорастущие экономики, - в        
Китай, Корею и так далее, из-за того, что банки для керосина там нужны были     
людям, не сам керосин. Так вот он, уже будучи олигархом, однажды ходит по       
предприятию и спрашивает у своего сварщика, который лудит эти банки: "Сколько   
тебе надо капель припоя, чтобы её закрыть?" Он говорит: "Двадцать одну по       
инструкции". - "А пятнадцать нельзя?" Он попробовал пятнадцать, говорит: "Не    
держит". - "А восемнадцать?" - "Держит". - "Вот восемнадцать и делайте". Он     
не решил проблему нового продукта, не смог, например, целиком убрать припой,    
он просто с двадцати одной единицы до восемнадцати снизил и в конце концов      
благодаря таким маленьким шажкам стал самым богатым человеком на Земле.         
                                                                                
Эти два законопроекта, которые вносятся, - это напоминание нам о том, чтобы     
на каждом шагу по зёрнышку, по одной капле припоя вспоминать о том, что пьём    
мы чрезмерно и не то, что нужно, что у нас влияние на политику тех, кто занят   
в этих бизнесах, действительно большое.                                         
                                                                                
Не буду говорить про всех, скажу про свой родной Красноярский край, тем более   
что мой коллега и мой товарищ Москалец... мы с ним из одного края. Десять лет   
мэром самого крупного города на востоке, Канска, был владелец табачной          
фабрики, и никакого особого бизнеса за время его мэрства не развилось в этом    
городе, это депрессивный город, кроме табачной фабрики конечно. А               
представителем в течение многих лет, лет двадцати, в законодательном органе     
Красноярского края (названия менялись) был директор водочного завода "Минал",   
он представлял весь юг как депутат. И сегодня это тоже депрессивный регион.     
                                                                                
Поэтому эти законопроекты - напоминание нам о том, что, во-первых, всё равно    
нам что-то надо делать (не можем сразу, так хотя бы по зёрнышку надо решать     
проблемы, которые связаны с питьём, с курением, в чём мы отстаём от всех        
стран, мы позже всех ратифицируем международные конвенции на этот счёт), а      
во-вторых, надо всё-таки обращать внимание на то, что есть бизнесы, которые     
сознательно играют на наших слабостях и поощряют снижение уровня жизни          
населения. Вот в чём смысл этих законопроектов, а не в том, что они в           
каких-то частях противоречат каким-то другим законам, что вполне исправимо во   
втором чтении.                                                                  
                                                                                
И последнее - совет товарищу, коллеге Владимиру Вольфовичу: Владимир            
Вольфович, на своих женщин заглядывайтесь, заводите у себя во фракции женщин.   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Вяткин Дмитрий Фёдорович, пожалуйста.             
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! К великому сожалению, нам         
сейчас опять предлагают лечить оперативным путём то, что должно лечиться -      
тот недуг общественный - долго, с использованием длительной терапии, причём     
резать предлагают не там, где надо.                                             
                                                                                
Действительно, так сказать, по зёрнышку, по крупицам необходимо заниматься      
искоренением табакокурения, алкоголизма, и особенно алкоголизма среди           
несовершеннолетних, но делать это надо путём применения профилактических мер,   
путём реализации программ, связанных с пропагандой здорового образа жизни,      
путём строительства новых спортивных объектов и вовлечения в спорт и здоровый   
образ жизни молодёжи, путём ограничения рекламы, но никак не путём внесения     
изменений в законодательство, которое предусматривает тот или иной порядок      
финансирования политических партий. С таким же успехом в следующий раз нам      
могут предложить запретить металлургическим предприятиям, предприятиям          
оборонного комплекса, химической промышленности финансировать политические      
партии, и всё это будет выдаваться как забота о подрастающем поколении. Нет,    
не так это делается.                                                            
                                                                                
Партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" реализуется программа "Здоровая семья" - вот это даёт   
результат, когда распадающиеся семьи берутся под опеку и дети, которые могут    
быть выброшены на улицу, сохраняются для общества, для здорового общества.      
Программа партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - это строительство                            
физкультурно-оздоровительных комплексов. Вот те крупицы, вот как необходимо     
работать - чтобы в деревнях, городах, небольших посёлках и крупных              
мегаполисах ребятишек привлекать к занятиям спортом. Вот какой должна быть      
борьба с тем злом, о котором мы говорим. Поэтому не надо подменять понятия и    
не надо под видом благих целей преследовать какие-то политические интересы.     
Сегодня поговорим, а завтра хоть потоп.                                         
                                                                                
И потом, я хотел бы обратить внимание авторов законопроектов на следующее.      
Обосновывая своё предложение тем, что табачные компании имеют слишком большое   
влияние в Государственной Думе, вы бросаете тень на весь депутатский корпус,    
в том числе и на самих себя. Подумайте, стоит ли это делать в следующий раз.    
Может быть, нужно сделать предметом обсуждения целесообразность, вообще         
допустимость высказывания таких идей с точки зрения депутатской этики?          
Поэтому я призываю своих коллег проявить благоразумие, прислушаться к мнению    
комитета и отклонить указанные законопроекты.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Представители президента и правительства настаивают на выступлении? Нет.        
Докладчик? Нет. Содокладчик настаивает.                                         
                                                                                
Пожалуйста, Александр Петрович, с места.                                        
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, вот когда мы говорим о видах бизнеса и        
говорим о степени их вреда, то, понимаете, вреднее самого такого подхода        
ничего и придумать невозможно, потому что это, вообще-то, возврат в идеологию   
30-х годов. И мы от этого очень тяжело и долго, вообще-то, отходили, и          
возвращаться туда было бы нежелательно.                                         
                                                                                
А предложение, что всё это устранимо ко второму чтению, совершенно нереально,   
потому что мы говорим о противоречии данных законодательных инициатив           
основному закону Российской Федерации - Конституции России, а устранять         
противоречия, связанные с Конституцией, нельзя. Это будет просто самый          
натуральный конституционный переворот. Я на этом акцентирую внимание ещё и      
потому, что об этом я очень подробно говорил и в своём выступлении.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента и правительства не настаивают    
на выступлении.                                                                 
                                                                                
Ставится на голосование пункт 10 - проект федерального конституционного         
закона "О внесении изменения в статью 48 Федерального конституционного закона   
"О референдуме Российской Федерации". Требуется триста голосов для одобрения    
его в первом чтении.                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 32 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за               40 чел.8,9%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     40 чел.                                          
Не голосовало                 410 чел.91,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется данная законодательная инициатива.                                  
                                                                                
И ставится на голосование пункт 11 - проект федерального закона "О внесении     
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части         
установления ограничений на осуществление отдельными юридическими лицами        
пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в       
избирательные фонды, фонды референдума". Первое чтение.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 33 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за               36 чел.8,0%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     36 чел.                                          
Не голосовало                 414 чел.92,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                

Заседание № 30

11.06.2008
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 429133-4 "О внесении изменения в статью 48 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" (в части установления ограничений на осуществление отдельными юридическими лицами пожертвований в фонды референдума; внесён членом Совета Федерации С. М. Мироновым и депутатами Государственной Думы четвёртого созыва Е. В. Ройзманом, Р. М. Бадаловым, В. Б. Савостьяновой, А. В. Чуевым, О. И. Денисовым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 985 по 991 из 9077
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "Справедливая Россия".                                 
                                                                                
Два вопроса.                                                                    
                                                                                
Первый. Мы просим перенести рассмотрение пунктов 32 и 33. Докладчик - Сергей    
Михайлович Миронов, он находится в официальной государственной командировке.    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1192 по 1195 из 9077
Дмитриева Оксана Генриховна просит пункты 32 и 33 порядка работы сегодняшнего   
заседания перенести в связи с отсутствием докладчика. Принимаем эту             
информацию, значит, 32-й и 33-й переносим.