Заседание № 284
О проекте федерального закона № 428908-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о профиците бюджета и об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Оксана Генриховна Дмитриева, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, у нас порядок рассмотрения вопросов прямо противоположен тому, какое внимание должно быть уделено тому или другому вопросу: вот мы полдня обсуждали вопросы, стоимость которых 10 миллионов рублей, ну 100 миллионов рублей, а я сейчас буду говорить о триллионах, о том, как они образуются и куда они у нас деваются. Суть законопроекта заключается в том, что бюджет Российской Федерации не должен приниматься с профицитом бюджета, то есть с превышением доходов над расходами, потому что в принципе профицит бюджета - это ересь бюджетная, нонсенс, поскольку если очень много доходов, то страна должна либо увеличить расходы, либо сократить налоги. Профицит может эпизодически появляться в отдельные годы в процессе исполнения бюджета, но никоим образом систематически при составлении и рассмотрении бюджета. А у нас в стране профицитные бюджеты имели место с 2000 года по 2008 год, затем два года были дефицитные бюджеты, потом в 2011 году был снова профицитный бюджет, а дальше в 2012-м, в 2013-м и в 2014-м году возникла вообще причудливая, не имеющая аналогов в мировой практике система, когда осуществляются заимствования на большую сумму, чистые заимствования, и, соответственно, возникает прирост долга, и одновременно увеличиваются резервные фонды, то есть получается дефицитно-профицитный бюджет. А технология составления источников покрытия дефицита такова, что вы этого даже не видите, потому что профицит идёт с плюсом, заимствования с минусом, плюс на минус даёт ноль, и поэтому можно иметь огромный фактический профицит бюджета, то есть чем больше вы осуществляете заимствований, чем больше наращиваете долг, тем скорее вы этот профицит не увидите. Я просто приведу цифры, совершенно, на мой взгляд, абсурдные... сейчас найду... Вот смотрим 2011 год: прирост государственного долга - 1 триллион 185 миллиардов рублей, увеличение средств Резервного фонда - 1 триллион 100 миллиардов - чудная практика! - при этом проценты на обслуживание долга в разы превышают те дивиденды или те проценты, которые мы получаем от вложений резервных фондов. 2012 год: прирост государственного долга - 906 миллиардов рублей, а увеличение средств фондов - 722 миллиарда. Вообще, кого мы обманываем?! То же самое 2013 год: прирост долга - порядка 1 триллиона рублей и прирост средств резервных фондов - тоже порядка 1 триллиона рублей. Эта практика стоила нам очень дорого. Помимо того что мы имеем стагнацию, отсутствие экономического роста, причём не только сейчас или в 2015 году - уже 2013 год стал первым годом стагнации, мы имеем огромную пирамиду долга, который мы оставим ещё и нашим потомкам, и мы имеем постоянно растущие расходы на обслуживание долга, которые ещё совсем недавно были меньше 100 миллиардов рублей, а теперь они уже превышают расходы на образование или здравоохранение! И эта практика происходит из года в год, и она, в общем-то, закреплена теперь Бюджетным кодексом. В принятом в 98-м году Бюджетном кодексе была статья, которую в своё время делала я и мои коллеги, однако в 2000 году эту статью из кодекса изъяли, и поэтому теперь статьи о профиците бюджета и его использовании в Бюджетном кодексе нет. Более того, в Бюджетном кодексе всё сделано так, что нефтегазовые доходы идут на пополнение резервных фондов, хотя это такие же доходы бюджета, как и любые другие, и при этом можно осуществлять заимствования и наращивать расходы на обслуживание долга и пирамиду долга! Уважаемые коллеги, конечно, со всем этим надо кончать, потому что наверняка во всей этой системе есть бенефициарии. Закон сохранения энергии в отношении денег действует так же, как в физике: если где-то этих денег нет, то у кого-то они возникают, поскольку деньги не пропадают. Таким образом, весь этот бессмысленный кругооборот финансовых средств, безусловно, имеет своих бенефициариев - тех, кто всё это составлял и принимал эти законы. Повторю: для страны это стоит очень дорого - это не только упущенная выгода в смысле экономического роста, но и вполне осязаемые, постоянно увеличивающиеся расходы на обслуживание долга. Прошу принять законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я с большим уважением отношусь к мнению Оксаны Генриховны с точки зрения формирования Бюджетного кодекса, потому что она один из первых авторов первой версии Бюджетного кодекса. Надо сказать, что данный законопроект был внесён в 2014 году, в начале года. В 2013 году мы формировали бюджет на трёхлетку, на 2014, 2015 и 2016 годы, и тогда действительно мы считали, что бюджет будет профицитным, поэтому, наверное, есть правда в том, почему вот этот законопроект был подготовлен. Однако по факту в результате экономической ситуации и 2014 год, и 2015 год сложились с дефицитом, а на 2016 год мы с вами заложили дефицит в размере 3 процентов валового внутреннего продукта. Надо сказать, что тем не менее за это время определённые статьи этого законопроекта были реализованы, в частности, в нём предлагается, чтобы остатки средств на счетах по бюджету служили источниками покрытия внутреннего долга, и эта норма уже действует в соответствии со статьёй 94. Кроме того, предлагается, чтобы средства Фонда национального благосостояния направлялись частично на инвестиционные проекты, - то же самое: начиная с 2013 года, когда было принято два постановления правительства по этому поводу, у нас 138 миллиардов рублей на эти цели через банки, через субординированные депозиты направлялись. Только в 2015 году 81 миллиард на эти цели был направлен. У нас действует норма: мы приостановили действие бюджетных правил, в результате чего все нефтегазовые доходы, которые мы получаем в этом году, направляются действительно на финансирование расходов федерального бюджета, предусмотренных в бюджете 2016 года. Вместе с тем, рассматривая в комитете законопроект (и мы, и Счётная палата, и министерство экономического развития, министерство юстиции, правительство), мы не поддержали несколько позиций этого законопроекта, в частности то, что Оксана Генриховна и её коллеги предлагают внести новую главу "Профицит бюджета и порядок его использования". Эта глава действовала до 2000 года, но в 2000 году она была отменена именно по инициативе тех министерств, которые я перечислила, потому что это был период, когда страна справлялась с последствиями кризиса 98-го года. Вы знаете, была нестабильная макроэкономическая ситуация, на мировых рынках нефти постоянно была жуткая волатильность, и поэтому профицит носил нестабильный характер - вот по этим причинам было принято решение не формировать бюджет с профицитом и главу эту из Бюджетного кодекса исключить. Мы с вами сегодня в точно такой же ситуации: нестабильность макроэкономическая, нестабильность экономическая, нестабильность на рынках, цены на нефть постоянно ведут себя непонятно как. И я думаю, что в обозримом будущем, по крайней мере до 2018 года, вряд ли нам придётся формировать бюджет с профицитом. Конечно, все мы этого хотели бы, но тем не менее этого не случится, поэтому мы считаем, что пока просто несвоевременно включать такую главу в Бюджетный кодекс. Вторая позиция, которую мы не поддержали: в качестве одной из мер сокращения профицита предлагается сокращать доходы бюджета, внося изменения в налоговое законодательство. Но у нас с вами действует статья 53 кодекса (в которую, кстати говоря, не предлагается поправка), в соответствии с которой мы все изменения в налоговое законодательство должны вносить за месяц до внесения законопроекта о бюджете на очередной год и плановый период, а здесь говорится о том, что в процессе рассмотрения бюджета можно вносить такие поправки. Значит, бюджет, который будет формироваться и вноситься в Думу правительством, не будет учитывать все эти позиции по доходам и по налоговым новациям, которые в результате его рассмотрения только будут приниматься. Мы считаем, что это противоречит статье 53, и поэтому законопроект тоже нельзя принимать. Следующая позиция - включить в источники внешнего покрытия дефицита средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Это противоречит тем условиям, по которым формируются бюджеты этих двух фондов, суверенных фондов, их средства формируются в валюте России, и остатки этих средств учитываются тоже в валюте России, в рублях, они попадают в те остатки, которые служат источником внутреннего финансирования дефицита, поэтому никак мы не можем согласиться с тем, что они будут служить источником внешнего покрытия дефицита. И наконец, нефтегазовые доходы. Я уже говорила, что мы действие бюджетных правил приостановили, но тот порядок, который действовал до 2016 года, когда превышение нефтегазовых доходов, заложенное в федеральном бюджете, направлялось на пополнение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в определённой степени себя оправдал, и оправдал во время кризиса 2008-2009 годов, и сейчас мы рассчитываем на то, что почти 2,5 триллиона мы позаимствуем у Резервного фонда на сбалансированность федерального бюджета в случае нехватки средств. Мы считаем, что по этим причинам законопроект следует отклонить. Счётная палата, правительство и министерства поддерживают это мнение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться на вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемая Надежда Сергеевна, вам хорошо известны цифры: по доступности здравоохранения мы где-то на 115-м месте в мире, по образованию - где-то на 119-м, цифры чуть колеблются, но примерно так. И наверное, не случайно мы в Рязани 5-ю больницу не можем достроить двадцать пять лет, примерно двадцать лет или даже больше мы не можем начать строительство больницы скорой медицинской помощи. Врачи у нас практически бегут - мы за два года в федеральном бюджете фонд оплаты труда бюджетников сократили на триллион с лишним рублей! Вот если эти цифры на одну чашу весов положить, а те аргументы, о которых вы говорили, на другую, то, мне кажется, законопроект, предложенный коллегами из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Оксаной Дмитриевой, в общем-то, перевесит, если говорить конкретно - не вообще, абстрактно, а о конкретном положении дел в тех сферах, которые мы должны финансировать из бюджета, но не финансируем, переводя деньги иногда кому ни попадя. Не кажется ли вам, что эти цифры, которые я привёл?.. (Микрофон отключён.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Максимовой включите микрофон. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Владимир Николаевич, мы с вами рассматривали бюджет 2016 года и с большим трудом нашли ресурсы, которые дополнительно направляем в том числе на образование, на школы - 50 миллиардов. Вы прекрасно знаете, что мы сформировали бюджет - тоже с большим трудом - с большим дефицитом, 3 процента ВВП, поэтому сейчас говорить о том, что у нас есть какие-то дополнительные источники в виде профицита федерального бюджета, наверное, просто несвоевременно, я об этом уже сказала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Крутов Андрей Дмитриевич. КРУТОВ А. Д. Вопрос докладчику. Уважаемая Оксана Генриховна, как известно, в конце 2014 года мы профицит бюджета в размере 1 триллиона рублей с лёгкостью, как вы сказали, без долгих обсуждений отдали нашему так называемому банковскому сектору, при этом совершенно очевидно, что эти деньги до промышленности, до реального сектора экономики не дошли. Более того, среди этих денег не нашлось даже 20-30 миллиардов рублей, чтобы помочь тем несчастным людям, которые попали в неприятную ситуацию с валютной ипотекой. Вот сейчас Надежда Сергеевна сказала, что на самом деле в 2014 году и профицита никакого не было. Можно всё-таки уточнить, откуда тогда мы триллион для банков-то нашли? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Дмитриевой включите микрофон. ДМИТРИЕВА О. Г. На самом деле это вот как раз типичная практика создания искусственного дефицита бюджета, поскольку формально бюджет 2014 года сформирован с дефицитом немногим более 300 миллиардов рублей. Но если бы банкам не был предоставлен 1 триллион, который тоже оформлен по очень сомнительной схеме, то, естественно, бюджет был бы исполнен с профицитом, и все бы это увидели. И тогда не было бы бесконечных разговоров о секвестре бюджета в 2015 году, поскольку были бы остатки бюджетных средств в размере порядка 700 миллиардов рублей. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Надежда Сергеевна, я бесконечно вас уважаю как профессионала, но, мне кажется, в данной ситуации вы просто идёте на поводу у правительства, не соглашаясь с нужным законом, который, с моей точки зрения, надо принимать, только, может быть, ко второму чтению некоторые поправки внести, потому что, как вы знаете, у нас растёт долг федерального бюджета, растёт долг субъектов Российской Федерации, села и в то же время госкорпорации жируют, так как нет должного контроля в силу принятых здесь законов, не позволяющих их должным образом контролировать. Может, всё-таки подойти к этому вопросу, ведь, как мне кажется, и правительству, и стране будет легче, если мы упорядочим расходование денег государственными корпорациями и обрежем зарплаты жирным котам, которые жируют во время чумы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Сергеевна, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Николай Васильевич, я тоже вас очень уважаю, просто дело в том, что ваше предложение напрямую не относится к бюджету, к его формированию, и к Бюджетному кодексу. А что касается вопроса о том, что надо усиливать контроль за госкорпорациями, в том числе и по оплате труда работающих в них, - да, наверное, нужно какое-то специальное законодательство принимать, и я полагаю, что Дума следующего созыва, наверное, этим вопросом вплотную займётся, тем более что - тут вы абсолютно правы - мы корпорациям тоже оказывали поддержку в 2014 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Владимирович Сысоев. СЫСОЕВ В. В. Оксана Генриховна, действительно, в законопроекте вы прописали нормы, касающиеся профицита федерального бюджета, который имел место в Российской Федерации с 2000 по 2008 год, и мы понимаем, что цена на нефть имеет свою цикличность: когда-то образовался профицит, когда-то - дефицит, и нет никакой гарантии, что в будущем также будет профицит, к которому мы соответственно стремимся. Недавно прошёл Тюменский инвестиционный форум, и один из вопросов, который там поднимал малый бизнес, касался того, что действительно налоговая нагрузка на малый бизнес достаточно высока уже который год и сотни тысяч предпринимателей вынуждены закрывать бизнес. Так вот насчёт профицита, о котором вы говорили: как на ваш взгляд, смогли бы мы, внеся определённые поправки в разные законы, оставить за бизнесом одну, самую важную функцию - функцию сохранения рабочего места для самого предпринимателя и для тех людей, которым он даёт работу, и налог на доходы физических лиц, а остальные налоги покрывать, компенсировать за счёт профицита бюджета? Вот ваше мнение по этому вопросу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Что касается малого бизнеса - эта тема действительно постоянно присутствует, и в правительстве она обсуждается, и мы здесь постоянно выносим её на обсуждение. В последнее время дополнительные меры поддержки малого бизнеса были приняты: направление средств из бюджета через соответствующие фонды, которые распределяет Минэкономразвития, поддержка посредством налогового законодательства, посредством тех прав, которые предоставлены на уровне региональных бюджетов, то есть на уровне субъектов Российской Федерации, и на уровне органов местного самоуправления. Другое дело, в какой степени они могут использовать эти преференции для малого бизнеса с учётом того, как создаются рабочие места, и, главное, того, как этот малый бизнес работает? Ведь может быть и так: несколько лет они пользуются такими преференциями, а когда в конце концов наступает время вносить свои платежи в бюджет, фирма или индивидуальный предприниматель закрывает своё дело, воспользовавшись ресурсами, которые предоставлялись из бюджетов разного уровня, и бюджет практической отдачи не получает. Поэтому здесь нужно рассматривать всё в комплексе. А те права, которые мы предусмотрели, позволяют давать возможность малому бизнесу функционировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оксана Генриховна Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо большое. Профицит бюджета в течение всего этого времени был такой, что можно было не просто снизить налоги на малый бизнес, их можно было в полном объёме отменить, можно было восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль, можно было дать все мыслимые и немыслимые льготы инновационным предприятиям. Я просто вас ещё раз отсылаю к тому, какой был размер профицита: размер профицита бюджета в 2007 году - около 2 триллионов рублей, в 2006 году - около 2 триллионов рублей, в 2005 году - 1 триллион 600 миллиардов рублей, то есть это был астрономический профицит, который в разы превышал все доходы от всех налоговых режимов для малого бизнеса, плюс обозримый доход, который мог быть, допустим, по инвестиционной льготе. Теперь по поводу нестабильности нефтяных доходов. А вы знаете, куда ушёл профицит первых лет: 2000, 2002 и 2003 годов? Вот сейчас Михаил Михайлович Касьянов хвастается тем, что он очень хорошо всё вёл, а куда ушёл этот профицит? На опережающее погашение долга Парижскому клубу, Лондонскому клубу и на всепрощение долгов всем другим странам, которые нам были должны. Это нужно было делать, об этом кто-то просил? И кто бенефициарий всего этого использования профицита бюджета на опережающее погашение долгов и погашение за бесценок долгов других стран? Тут, знаете, нужно разобраться - это, кстати, предмет, который требует длительного разбирательства, - на что был потрачен профицит этих трёх лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список.
Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект. Конечно, можно сказать, что законопроект немножко запоздал, но лучше поздно, чем никогда. Я думаю, что докладчику надо было всё-таки указать, когда законопроект вносился, к сожалению, он долго лежал и не был пущен в дело. Это первый момент. И второй момент. Данный законопроект - это повод нам сегодня, вообще-то, вернуться к этой теме, теме актуальной, теме злободневной, теме, которая позволяет нам сегодня вместе с правительством задуматься и оценить ситуацию в целом. Ведь речь идёт, Оксана Генриховна, не только о бенефициариях, которые существуют за счёт дефицитно-профицитного бюджета, речь идёт об экономической модели, которая была под это построена, поэтому надо смотреть глубже. То есть фактически мы с вами сегодня можем оценить все доводы, рассуждения, звучавшие в нулевых годах, о том, что нам нужна кислородная подушка, что могут прийти сложные годы, когда эти деньги нам понадобятся и так далее, - так вот мы здесь и находимся! Мы же всё время объясняли, доказывали, что эти деньги нужно использовать для того, чтобы запустить новые производства, чтобы стимулировать инновационную экономику, говорили об инфраструктурных проектах, обо всём. И если бы мы двадцать лет, ну хотя бы пятнадцать лет направляли туда средства, сейчас бы пошла отдача. И мы объясняли, что никаких денег, как бы и в каком объёме мы их ни складывали, никогда не хватит, если мы не меняем экономическую модель. И мы находимся фактически сегодня в той точке, в той ситуации, когда можно оглянуться и сказать: да, мы были правы, модель, которую правительство предлагает, неверна! И в этом плане рассмотрение данного законопроекта сегодня, мне кажется, является знаковым. Поэтому, несмотря на то что мы не видим в перспективе возможности профицитной части бюджета, обсуждать этот вопрос нужно, правительству нужно говорить о том, что всё, мы освоили не только в теории вот эту модель экономики с профицитно-дефицитным бюджетом, но и на практике. И где мы с вами сегодня находимся на практике? Я вам хочу сказать, что на практике мы начинаем забирать сегодня деньги у населения, и очень активно. Я думаю, что совершенно понятно: девальвация рубля - это один из элементов, способов, который сегодня облегчил правительству решение этой проблемы, скажем так, смягчил, позволил переложить проблемы, нерешённые экономические вопросы на население России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты. КАТАСОНОВ С. М. Давайте посмотрим дальше. Что мы получили сегодня в регионах в результате реализации той модели, которую нам предложил Минфин? Мы получили квитки по ЕДК, которые отняли у пенсионеров, персонально у каждого, от 500 до 2 тысяч рублей. Изменили модель расчёта: был региональный стандарт, сейчас стали компенсировать на месяц позже по фактическим затратам. Пенсионеры честнее, чем члены правительства, они приходят и говорят: вот, смотрите, пенсию вы увеличили на 4 процента, но отняли у меня 1 тысячу рублей. Я говорю: да это несвязанные вещи, индексация пенсий - это одно, а субсидирование, компенсация - совсем другое. Они честно рассуждают: вы там добавили, так вы тут-то хотя бы больше не отнимайте! Что сегодня происходит? Я вам объясню. Сегодня происходит такое... расширенное объяснение: неправильно было сделано, ошиблись... Да что там ошиблись! Я вам докладываю, у нас в субъекте взяли и 800 миллионов, ну, миллиард рублей сняли с социального блока, в том числе с социальной поддержки, и перевели в резерв правительства Оренбургской области, как мы здесь принимали... И это никакая не ошибка - это модель, которая работала и откладывала нам эти деньги. Нам говорили, что, когда придёт час икс - который пришёл! - мы этими деньгами решим все проблемы, а, получается, как тогда решали проблемы за счёт населения, так и сейчас решают, причём за счёт самой уязвимой части населения - за счёт пенсионеров. Поэтому начинать нужно с правды - в очередной раз говорю, - не надо врать, не надо бояться. Сегодня, может быть, неподходящий момент для принятия этого законопроекта, но есть повод правительству остановиться, посмотреть всё-таки правде в глаза и сказать, что всё, что было сделано, делалось неверно, дальше мы пойдём другим путём! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, кто-то уже так говорил. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Устали, уважаемые коллеги? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, ни в коем случае. РЯБОВ Н. Ф. Ничего страшного, давайте ещё немножко порассуждаем. Оксана Генриховна права, что ставит вопрос о нечёткой и неясной работе нашего правительства. И вот этими, так сказать, сводками с фронта, о том, сколько долларов стоит один баррель нефти, население и то уже стало интересоваться, а наша власть только отчитывается, как цена понижается. К великому сожалению, для России самое страшное не "куриный грипп", а сотрудники с куриными мозгами, которые работают в правительстве. Пока они там находятся, мы так и будем обсуждать: с профицитом нужно составлять бюджет или без профицита, с дефицитом или без дефицита. Бесспорно, Оксана Генриховна права: если есть лишние деньги, их нужно применять, если их не применяют, то это вообще абсурд, механизм, не имеющий здравого смысла. Что касается того, как работает наше правительство. Есть много примеров, но я остановлюсь буквально на некоторых. Вот, скажем, Магадан всегда в советское время являлся поставщиком драгоценных металлов и в запас поставлял золото. Сегодня более пятнадцати крупных месторождений, в частности Лунное, Песочное, Майское, передали канадской фирме. Она руками наших работников, наших, российских жителей добывает золото, 50 процентов вывозит к себе в Канаду, а 50 процентов предлагает закупить нашему правительству - ну скажите мне, пожалуйста, кто так может командовать?! Только безумцы! Ещё пример. Сегодня заключён договор с Китаем на разработку одного из крупнейших месторождений золота в Забайкалье, и якобы - я, честно говоря, не видел этот договор, соглашение, но если исходить из того, что сообщают средства массовой информации, - подписали даже соглашение на вывоз недр с этого месторождения. Подписано соглашение на добычу золота, а вывозить будут недра! А в этих недрах - редкоземельные металлы, которые потом Китай у себя переработает, и полученный доход будет выше, нежели от этого золота. Мы уже недра начали продавать иностранному государству! Кто так командует?! Только наше безумное правительство! (Шум в зале.) Сокращая своё выступление, хочу сказать: пока мы не избавимся от этого бездарного правительства, наша страна так и будет хромать, страдать, вымирать, и ничего нового мы в этой стране не построим и не создадим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оксана Генриховна Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г. Я хотела дать несколько пояснений, поскольку какие-то чисто формальные придирки, даже странные. По поводу того, что мы не можем сократить профицит бюджета в процессе рассмотрения и составления бюджета, поскольку мы, оказывается, налоговое законодательство должны принять за месяц, - есть норма о том, что если закон улучшает положение налогоплательщиков, то этот закон может быть принят и в течение финансового года, а не только за месяц до рассмотрения бюджета. А использование профицита бюджета как раз и предполагает сокращение налогов, то есть улучшение положения налогоплательщиков. Теперь что касается того, что нельзя использовать средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для погашения внешнего долга, потому что они якобы находятся в рублёвом эквиваленте. Ну, уважаемые коллеги, все средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, за исключением размещённых во Внешэкономбанке и направленных на высокоокупаемые инвестиционные проекты, находятся в составе золотовалютных резервов Российской Федерации, поэтому сам Бог велел без всякой конвертации их прежде всего направлять на погашение внешнего долга. Далее, по поводу замечания моего коллеги Сергея Михайловича Катасонова о том, что данный законопроект запоздал. Вообще-то, он не запоздал, потому что норму о профиците бюджета я сама вносила, как и весь Бюджетный кодекс, ещё в 1998 году, и она должна была быть в нём, но в 2000 году её исключили. По поводу последствий такой практики формирования резервных фондов, по поводу того, что это кейнсианский мультипликатор вверх тормашками, что это искусственный, встроенный тормоз экономического роста. Ну, я об этом говорила в популярной форме и вполне доступно с этой трибуны, а в хорошо обоснованной научной форме - в моей статье в журнале "Вопросы экономики" за 2006 год, в которой тормоз экономического роста в виде стабилизационных фондов подробно, расчётно описан, - и это задолго до того, как мы пришли к ситуации стагнации. Что касается дефицитно-профицитных бюджетов. Так вот я как раз искала данные о том, к чему это приводит, - заминка произошла на трибуне - из моей статьи о дефицитно-профицитных бюджетах, тоже в "Вопросах экономики", статья 2013 года, тоже отнюдь не сегодняшняя. Вся эта порочная практика понятна любому здравомыслящему человеку, на уровне здравого смысла, а для того, кому это непонятно на уровне здравого смысла, есть подробные математические расчёты, экономические доказательства, всё давно описано в научной литературе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С. Коллеги, действительно, при обсуждении этого законопроекта затронут очень большой круг вопросов, в том числе и наша экономическая политика, и так далее. Я хочу напомнить, что в те так называемые тучные годы действительно были предложения и в законе о бюджете мы с вами закладывали значительные ресурсы, для того чтобы можно было профинансировать инвестиционные проекты, дающие большой эффект. Напоминаю вам, что на протяжении трёх лет, вплоть до кризиса 2008 года, мы эти суммы переносили из бюджета в бюджет, потому что экономический блок, Министерство экономразвития, нам такие проекты представить не мог, к сожалению. Тогда и было принято решение направлять ресурсы, которые у нас накапливаются в результате превышения планируемых нефтегазовых доходов, сначала в Стабилизационный фонд, потом в Резервный фонд, для того чтобы действительно иметь на чёрный день вот эту кубышку, которая нас уже выручила неоднократно. У нас с вами по итогам 2015 года сложилась резервная сумма в суверенных фондах - более 10 триллионов рублей, и Всемирный банк признал, что по накопленным объёмам средств в топ-десятку входят вот эти наши фонды. Я думаю, что мы ещё не раз будем радоваться, что такие ресурсы накопили, и сегодня мы можем, наше государство может выполнять те социальные задачи, которые перед собой поставило, финансировать те полномочия, которые мы на себя приняли на всех уровнях исполнительной власти. Теперь с точки зрения механизмов. Оксана Генриховна, я, как многолетний практик формирования бюджета, всё-таки хочу вернуться к теме внесения изменений в налоговое законодательство в процессе рассмотрения бюджета. Вы эту норму предлагаете распространить в том числе и на региональные бюджеты, на бюджеты субъектов Российской Федерации. Но мы с вами прекрасно понимаем, что на 90 процентов доходы их бюджетов формируются из налога на прибыль и НДФЛ, - это чисто федеральные налоги, они регулируются только федеральным законодательством, и если, имея профицит, региональные власти будут обращаться к нам с проектом федерального закона о внесении изменений в налоговое законодательство, то, я думаю, такие бюджеты никогда просто приняты не будут, по крайней мере до начала очередного года. Я уже сказала, что часть ваших предложений, аргументов уже используется в текущем году, но исходя из того, что остальные не могут быть реализованы, мы всё-таки рекомендуем отклонить указанный законопроект, и фракция наша голосует против. И ещё раз повторяю, что Министерство экономразвития и Министерство юстиции, правительство и Счётная палата - все этот законопроект по этим позициям не поддержали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 59 мин. 48 сек.) Проголосовало за 198 чел.44,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 198 чел. Не голосовало 252 чел.56,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 247
О проекте федерального закона № 428908-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся профицита бюджета и порядка его использования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПЕТУХОВА Н. Р., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, рассмотрение 31-го вопроса докладчик попросил перенести на следующую неделю.
Перенести рассмотрение 31-го вопроса и исключить из повестки дня 84-й вопрос - нет возражений.
Заседание № 240
О проекте федерального закона № 428908-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся профицита бюджета и порядка его использования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, в связи с проведением заседания трёхсторонней рабочей группы в 16 часов и, соответственно, отсутствием содокладчика просьба перенести на 17-е число рассмотрение вопросов 30, 44, 45, 46 и 47. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Надежда Сергеевна Максимова просит перенести вопросы 30, 44, 45, 46 и 47.