Заседание № 96
О проекте федерального закона № 428765-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части введения новых категорий, подкатегорий транспортных средств и запрета на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений на управление транспортными средствами соответствующих категорий, выданных в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Евгений Сергеевич Москвичёв. Микрофон включите. Уважаемые коллеги, я хочу ещё раз напомнить, что "час голосования" я объявлю сразу после рассмотрения законопроектов третьего и второго чтения, ну а это случится, видимо, довольно скоро, явно до маленького перерыва, поэтому я прошу всех иметь это в виду и подготовиться к голосованию. Евгений Сергеевич, пожалуйста. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в части введения новых категорий и подкатегорий транспортных средств, подготовлен к третьему чтению. Согласно заключению Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеется. Комитет рекомендует принять его в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
Пункт 3 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 51 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 93
О проекте федерального закона № 428765-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части введения новых категорий, подкатегорий транспортных средств и запрета на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений на управление транспортными средствами соответствующих категорий, выданных в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
18-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад председателя Комитета по транспорту Евгения Сергеевича Москвичёва. Пожалуйста. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части введения новых категорий, подкатегорий транспортных средств и запрета на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений соответствующих категорий, выданных в Российской Федерации). В рамках выполнения международных обязательств, обусловленных поправками к Конвенции о дорожном движении 1968 года, принятыми Организацией Объединенных Наций 28 сентября 2004 года и вступившими в силу 28 марта 2006 года, Российская Федерация, ратифицировавшая конвенцию, должна была не позднее 28 марта 2011 года внести соответствующие поправки в национальное законодательство. В связи с этим инициативной группой депутатов было принято решение о подготовке и внесении данного законопроекта в Государственную Думу. Указанный законопроект принят в первом чтении 19 октября 2011 года. За прошедшее время от субъектов права законодательной инициативы к проекту закона поступило девятнадцать поправок. Решением комитета десять поправок рекомендованы к принятию (таблица № 1), девять поправок - к отклонению. Большинство из поправок, попавших в таблицу № 2, не соответствуют предмету законопроекта. Комитет провёл большую работу по подготовке данного проекта федерального закона ко второму чтению, по итогам которой в проекте закона нашли отражение ключевые моменты, связанные с установлением запрета на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений категорий "D" (автобусы), "Tm" (трамваи), "Tb" (троллейбусы) и подкатегории "D1" и не достигших двадцати одного года. Также вводится категория "М" (мопеды и лёгкие квадроциклы). Целесообразность введения подкатегорий обусловлена рядом объективных причин, сложившихся в последние годы в нашей стране, и в первую очередь в связи с расширением парка различных типов и модификаций эксплуатируемых транспортных средств, значительно превосходящих прежних по уровню сложности и по техническим характеристикам. В последнее время широкое распространение получили транспортные средства - мопеды, скутеры, рабочий объём двигателя которых не превышает 50 кубических сантиметров. Такие транспортные средства пользуются в настоящее время повышенным потребительским спросом, их доля на дорогах страны возрастает с каждым днём, как следствие - возрастает аварийность с их участием. Свыше пятой части, или 22 процента, ДТП с участием водителей мопедов совершено несовершеннолетними водителями, то есть в возрасте до восемнадцати лет, не знающими правил дорожного движения. В целях прекращения данной практики законопроектом предложено выделить транспортные средства с рабочим объёмом двигателя не более 50 кубических сантиметров и максимальной скоростью не более 50 километров в час в категорию "М" - мопеды, для управления которыми необходима проверка знаний правил дорожного движения, что должно подтверждаться водительским удостоверением категории "М" либо водительским удостоверением иной категории и подкатегории, выданными в соответствии с Конвенцией о дорожном движении. С учётом зарубежного опыта введение в Российской Федерации подкатегорий транспортных средств позволит дифференцировать... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завершайте. МОСКВИЧЁВ Е. С. Хорошо. Я хотел подробно изложить, потому что это касается законопроекта, который всё-таки затрагивает все слои населения. Согласно заключению Правового управления Аппарата Государственной Думы по законопроекту не имеется замечаний правового характера. Законопроект предварительно проработан Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, которое, согласно заключению, замечаний принципиального характера по законопроекту не имеет. Уважаемые коллеги, комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект во втором чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 26 сек.) Проголосовало за 290 чел.64,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 291 чел. Не голосовало 159 чел.35,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2, рекомендуемых к отклонению? Нет. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 03 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 241 чел. Не голосовало 209 чел.46,4 % Результат: принято Принимается. Законопроект выносится на "час голосования".
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 55 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 303 чел. Не голосовало 147 чел.32,7 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 256
О проекте федерального закона № 428765-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части введения новых категорий, подкатегорий транспортных средств и запрета на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений соответствующих категорий, выданных в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад председателя Комитета по транспорту Сергея Николаевича Шишкарёва. ШИШКАРЁВ С. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Предлагаемый вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части введения новых категорий, подкатегорий транспортных средств и запрета на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений соответствующих категорий, выданных в Российской Федерации, внесён депутатами Государственной Думы (список у вас имеется). Рассматриваемый законопроект подготовлен авторами в целях приведения действующего законодательства Российской Федерации в соответствие с последними изменениями венской Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года, которую ратифицировала Российская Федерация. Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях положениями, запрещающими привлекать для работы водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, определяющими требования к средствам контроля, предназначенным для проведения квалификационных экзаменов, а также к учебно-материальной базе организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств, регламентирующими механизм аккредитации организаций на право участия в проверке теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых при проведении квалификационных экзаменов. Законопроектом предусмотрено введение подкатегорий транспортных средств "А1", "Б1", "С1", "Д1", "С1Е" и "Д1Е" в рамках существующих категорий, установление административной ответственности должностных лиц за допуск к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений. Таким образом, перечисленные новеллы направлены на создание благоприятных условий для получения водительских удостоверений гражданами, обеспечения надлежащего уровня их подготовки, совершенствования государственного регулирования в области дорожного движения. По мнению комитета, предлагаемые изменения позволят усовершенствовать систему подготовки и переподготовки водителей и привести порядок допуска к управлению транспортными средствами в соответствие с современными требованиями международных норм и стандартов, что окажет положительное влияние на состояние аварийности в Российской Федерации в целом. На рассматриваемый законопроект получен положительный официальный отзыв Правительства Российской Федерации, содержащий ряд юридико-технических замечаний, которые комитет планирует учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению. У Правового управления Аппарата Государственной Думы к законопроекту концептуальных замечаний не имеется. На основании изложенного комитет рекомендует поддержать, принять рассматриваемый законопроект в первом чтении при условии его доработки в соответствии с представленными замечаниями ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Сергей Николаевич, я вот слышал разговор, даже немножко знаю человека, который, так сказать, похвалялся, что он ездит и не боится, потому что у него ведь пять прав. Заметьте, пять прав, удостоверений! То есть ему потерять одно, два - это проблемы не составляет. Достаточно проехать по Москве или по Рязани, по другим городам, и можно увидеть, что, наверное, каждый третий у нас нарушает правила - от скоростного режима до правил поворота из правого ряда в левый, из левого - в правый и так далее. Законы есть, но они не работают, и даже порой на глазах у инспекторов, у постов ГАИ они нарушают, и никто не наказывает их! Где гарантия, что данный закон, в общем-то хороший, будет исполняться? Или он пополнит ряд тех законов, которые, так сказать, хороши на бумаге, да забыли про овраги, будет лежать, а жизнь будет по-своему идти? К сожалению, примеров таких у нас в жизни очень много. ШИШКАРЁВ С. Н. Спасибо, Владимир Николаевич. Я разделяю вашу обеспокоенность. И конечно же, тоже вижу эпизоды, которые вы описываете, когда передвигаюсь по дорогам, но, мне кажется, это немножко разные вещи, потому что то, что вы описываете, - это связано с отсутствием культуры вождения, уважения к участникам дорожного движения со стороны тех водителей, которые... Не важно, сколько они имеют удостоверений, это, конечно, непорядок, и с этим нужно бороться. Я не совсем понимаю, о каких пяти правах вы ведёте речь. Вы, наверное, имеете в виду то, что покупают эти права и при потере одних используют другие. Но всё-таки данный закон, я считаю, внесёт свою лепту в наведение некоего порядка на дорогах, потому что он ужесточит требования, как я докладывал вам, к квалификации водителей, ужесточит требования контроля за теми организациями, которые сегодня обеспечивают прохождение обучения водителями, как практической, так и теоретической части. Но самое главное - я тоже об этом сказал - законопроект ведь не только направлен на то, чтобы усовершенствовать систему выдачи и контроля за использованием прав для российских водителей, но и ставит определённый запрет для водителей, работающих на территории Российской Федерации по водительским удостоверениям, выданным в других странах, которые, может быть, в данном случае тоже кем-то покупались, что не обеспечивает достаточный уровень подготовки и, соответственно, приводит к той аварийности, которую мы видим на российских дорогах. Ну что греха таить, вы сами понимаете, о чём я говорю, - это так называемые маршрутные такси, это представители республик Средней Азии, которые русского языка-то толком не знают, не то что правила дорожного движения. В данном случае я считаю, что всё-таки поступательное движение к тому, чтобы ещё один барьер... сделать ещё один шаг вперёд на пути к организации дорожного движения на ином уровне - мы данным законопроектом предпосылки к этому создаём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Сергей Николаевич, вот фракция ЛДПР внесла законопроект, который касается установления безальтернативных наказаний за нарушение правил дорожного движения. Мы пытались сделать так, чтобы его рассмотрели, но, к сожалению, не получилось. Я к чему этот вопрос задаю? Вот у вас во второй части написано, что штраф за привлечение к управлению подобных лиц - однозначно 20 тысяч рублей. Нам конституционный комитет заявляет, что это неконституционно, не может такого быть, штрафы должны варьироваться в зависимости от личности, условий совершения преступления и прочего, и прочего, то есть административного проступка. Вам таких замечаний не поступало? ШИШКАРЁВ С. Н. В данном контексте в наш комитет замечаний не поступало. Я не хочу вступать в полемику с комитетом по конституционному законодательству. Моё мнение как председателя комитета и человека, который последовательно занимался наведением порядка, как я уже сказал, в области организации дорожного движения, и в том числе адекватности штрафов за нарушение правил дорожного движения, таково: как правило, в большей части случаев нарушения должны толковаться однозначно, соответственно, штраф не должен иметь так называемую вилку, потому что это почва для коррупционных злоупотреблений - когда есть возможность взять больше или меньше у того самого гаишника, о котором мы только что вспоминали, создаётся некая вариативность ведения беседы и наказания водителя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалькова Татьяна Николаевна. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Николаевич, вы предусматриваете разрешение только для лиц, имеющих российские водительские удостоверения. Вместе с тем мы с вами только что ратифицировали семнадцать соглашений о ЕЭП, которые создают единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана и предусматривают свободу передвижения товаров, работ, услуг и капитала. Таким образом, встаёт вопрос о том, как мы будем учитывать эти соглашения при приёме на работу людей с водительскими удостоверениями, полученными в Белоруссии. Кроме того, у нас с вами есть соглашение, заключённое в рамках Союзного государства... (Микрофон отключён.) ШИШКАРЁВ С. Н. Спасибо, Татьяна Николаевна. Я понял ваш вопрос. Никакого противоречия с теми международными договорами, которые в последнее время ратифицировала Российская Федерация и которые предполагают свободный рынок труда и, соответственно, свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы, данный законопроект не создаёт. Правильно, мы принимаем решение в отношении российских граждан, потому что в данном случае мы говорим о российском законодательстве. Но я уже говорил в своём выступлении, что данный законопроект принимается в соответствии с международными договорами, в частности венской конвенцией, которую подписало большинство стран в рамках Организации Объединённых Наций, связанной с организацией дорожного движения, поэтому все те документы, которые соответствуют нормам этой конвенции, ну и водительские удостоверения в том числе, будут допускаться к использованию на территории Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос, связанный с тем, что вот я за свою бытность, особенно за последние десять лет, уже, наверное, четвёртое водительское удостоверение поменял. Вот сейчас вводится ещё один образец, но ведь каждый обмен удостоверения - это дополнительные деньги. Это первое. И второе. Вот мы вводим ряд ограничений на использование национальных прав, не получим ли мы соответствующую реакцию от других стран? И что тогда делать с такой нормой: у нас водительское удостоверение внутреннего образца действует десять лет, а международное удостоверение - три года? Может быть, мы тогда приведём в соответствие сроки действия этих удостоверений, например, установим, что международное удостоверение выдаётся на срок действия внутреннего водительского удостоверения, и как бы приведём в соответствие, так скажем, внешний вид удостоверения, чтобы оно спокойно воспринималось жителями других стран? ШИШКАРЁВ С. Н. Уважаемый Максим Станиславович, я ещё раз повторю то, что только что сказал. Данный законопроект как раз направлен на то, чтобы обеспечить соответствие международным нормам и тем договорам, которые ратифицировала Российская Федерация. Водительские удостоверения новой подкатегории, о которых я упомянул, как раз будут соответствовать международным нормам и стандартам, и их использование будет возможно на территории государств, подписавших венскую конвенцию. Что касается срока действия удостоверения, то я, наверное, с вами соглашусь - это может быть следующим этапом. Особенно это касается людей, ну, что греха таить, пожилого возраста. Конечно же, когда мы выдаём водителю, условно говоря, в шестьдесят пять - никого не хочу обидеть - или в семьдесят лет водительское удостоверение, которое будет действовать ещё десять лет... ну, эта ситуация предполагает, что физическое состояние водителя, имеющего такое удостоверение, через определённый промежуток времени может не соответствовать необходимым, так скажем, физическим кондициям, которые обеспечивают нормальное вождение. Ну, пусть это будет вашей законодательной инициативой, может быть, в Государственной Думе следующего созыва, и ваши коллеги такой законопроект смогут рассмотреть. И последнее, что касается того, о чём вы говорите, - что за десять лет пять раз поменялась форма водительского удостоверения. Ну, я, наверное, водитель приблизительно с таким же стажем, как у вас, и могу сказать, что я поменял удостоверение только один раз, то есть за эти десять лет форма водительского удостоверения изменилась один раз. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Сергей Николаевич. Есть ли у кого-то необходимость выступить? Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Меня тут обвинили в том, что я что-то не то менял, да? Я могу напомнить, вот по памяти. Недавно я поменял удостоверение, потому что одна пластиковая карточка коричневого цвета поменялась на другую, розовую, с новыми подкатегориями, и меня заверяли, что в ближайшее время ничего меняться не будет и что она тоже соответствует всем международным стандартам. Сейчас опять новое удостоверение, придёт новый состав - опять будет новое удостоверение. Вот эта чехарда с документами давно продолжается. Каждый раз люди платят деньги, и их каждый год убеждают, что удостоверение, которое они сейчас получают, абсолютно точно всему соответствует. Вот меня убеждали не далее как год назад: поменяйте на розовенькое вот такое удостоверение, оно вообще всему соответствует, там и штрих-код, там и категория - а сейчас опять новое удостоверение, потом опять новое. То есть такое ощущение... Давайте мы хотя бы нашим гражданам скажем, будут менять каждые два года или не будут менять удостоверение водительское. И я не получил ответа на вопрос. Я не говорил про людей старшего поколения, некоторые и в девяносто прикурить двадцатипятилетним дадут, так сказать. Я говорил о том, что существует диспропорция: у нас срок действия водительского удостоверения национального, внутреннего - десять лет, а срок действия международного водительского удостоверения - три года. То есть в течение срока действия своего национального водительского удостоверения для внутреннего пользования вы должны три раза сходить и заплатить деньги, чтобы получить международное водительское удостоверение, оно немножко другой формы. Поэтому я и говорил про эти сроки. Я думаю, что в рамках данного законопроекта можно привести это в соответствие и прописать определённые нормы, чтобы наших людей не вводили в заблуждение, что вот это самое последнее, самое хорошее удостоверение. Во время работы следующего созыва там поменяется контора, которая их выпускает, появится другое, более совершенное удостоверение, но должны действовать те удостоверения, которые люди имеют на руках, иначе люди будут волноваться, что опять надо идти менять, а то их с работы выгонят или полицейский оштрафует за то, что у них удостоверения старого образца. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Полномочному представителю правительства? Нет. Докладчику с заключительным словом? Нет. Выносим 14-й вопрос на "час голосования".
Пункт 14, это тоже законопроект первого чтения. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 31 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 254
О проекте федерального закона № 428765-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части введения новых категорий, подкатегорий транспортных средств и запрета на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений соответствующих категорий, выданных в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
По пункту 24 не вижу докладчика. Снимаем с рассмотрения.