Заседание № 153

17.10.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 428641-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков легковыми такси".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4234 по 4566 из 5504
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в части введения обязательного        
страхования гражданской ответственности перевозчиков легковыми такси".          
Докладывает Сергей Александрович Жигарев.                                       
                                                                                
ЖИГАРЕВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической      
политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству,        
фракция ЛДПР.                                                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, дорогие коллеги! Сегодня остро стоит проблема          
безопасности пассажиров, пользующихся услугами легковых такси. При этом         
популярность у населения этого вида транспорта растёт, об этом                  
свидетельствует рост рынка: количество занятых граждан в отрасли такси в 2017   
году составило порядка 600 тысяч человек, относительно 2015 года рост по        
этому показателю составил 25 процентов. Спрос на услуги такси связан и с        
падением цен на поездки, особенно в крупных городах. Например, в Москве с       
2014 года средняя цена поездки упала на 35 процентов. Можно с уверенностью      
сказать, что такси всё успешнее навязывают конкуренцию другим видам             
транспорта, снижают нагрузку на метро, автобусное сообщение, однако             
распространение услуг такси вместе с удобствами несёт и рост сопутствующих      
рисков.                                                                         
                                                                                
Доступность услуги по перевозке легковым такси, экономическая выгода этого      
бизнеса открывают двери непрофессионализму водителей и злоупотреблениям в       
этой сфере. Как следствие, мы неминуемо сталкиваемся и с повышением риска для   
здоровья и безопасности граждан. Только вдумайтесь в эти ужасные цифры:         
количество страховых случаев по ДТП с участием такси составляет 18,5 процента   
при среднем российском уровне порядка 6 процентов - проще говоря, таксисты      
попадают в аварии в три раза чаще, чем обычные автомобилисты (30 процентов      
таксопарка разбивается на дорогах). Ситуация усугубляется тем, что рядовые      
таксисты, чтобы прокормить семью, вынуждены работать на износ, пьют             
энергетические напитки, иногда буквально засыпают за рулём, что многократно     
увеличивает риск ДТП.                                                           
                                                                                
Несмотря на всё вышеперечисленное, на текущий момент пассажир такси в случае    
получения травм или, ещё хуже, угрозы жизни и здоровью фактически не защищён.   
В настоящее время всё, на что может рассчитывать пострадавший пассажир, - это   
компенсация по договору обязательного страхования гражданской ответственности   
владельца транспортного средства, максимальная выплата по которому составляет   
500 тысяч рублей.                                                               
                                                                                
Мы, депутаты Государственной Думы, обязаны повлиять на сложившуюся ситуацию,    
защитить граждан, поэтому в рассматриваемом законопроекте предложено            
распространить действие Федерального закона № 67-ФЗ "Об обязательном            
страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда         
жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда,      
причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном" на перевозки             
пассажиров легковыми такси. В случае принятия этой меры мы увеличиваем          
компенсацию за вред жизни и здоровью пассажиров такси в результате ДТП с 500    
тысяч до 2 миллионов рублей. Кроме того, проектом закона предлагается           
определить порядок представления предпринимателями, имеющими разрешение на      
перевозку пассажиров легковым такси, сведений о заключении ими договора         
обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за            
причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в соответствии с         
федеральным законом № 67-ФЗ.                                                    
                                                                                
Принятие данного закона позволит защитить пассажиров легковых такси и,          
вероятно, снизить количество ДТП с участием этого вида транспорта, так как      
повысится ответственность предпринимателей, занимающихся перевозкой             
пассажиров легковым такси, и вырастут их возможные издержки в случае большого   
количества ДТП с участием этого вида транспорта.                                
                                                                                
Законопроект концептуально поддержан правительством и ответственным комитетом   
- Комитетом по финансовому рынку. Прошу поддержать законопроект в первом        
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович, присаживайтесь.            
                                                                                
С содокладом от Комитета по финансовому рынку выступает Юрий Павлович           
Олейников.                                                                      
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный      
законопроект, безусловно, является не только своевременным, но и крайне         
необходимым. Приведённые коллегой Жигаревым цифры и анализ количества           
нарушений и аварий с участием легкового такси, конечно, не только удручает,     
но и серьёзным образом заставляет принимать решение, меняющее эту ситуацию.     
Нужно сказать, что и динамика таких аварий тоже довольно серьёзно нарастает:    
в 2016 году было 1000-1200 аварий, а в 2017 году уже более 1600. Понятно, что   
сейчас легковое такси становится таким всеобщим занятием, и, к великому         
сожалению, очень много нелегального, нерегулируемого и незаконного              
использования этого вида транспорта для перевозок.                              
                                                                                
Мы в комитете рассмотрели законопроект и поддерживаем предложение о внесении    
изменений в федеральный закон № 67-ФЗ. В данном случае пассажир легкового       
такси приравнивается к пассажиру метрополитена - цифры сравнимые даже по        
частоте использования этого вида транспорта. Безусловно, мы разделяем           
озабоченность авторов законопроекта в части необходимости ужесточения           
требований к представлению владельцами такси и агрегаторами сведений о          
страховании своего вида транспорта и пассажиров - вносимыми изменениями         
регулируется представление таких сведений. Предлагаемые изменения,              
безусловно, должны поменять ситуацию на транспорте: во-первых, гарантировать    
пассажирам возмещение вреда, во-вторых, поднять дисциплинарную и                
организационно-административную ответственность владельцев этого вида           
транспорта и агрегаторов.                                                       
                                                                                
Вместе с тем мы считаем, что легковое такси - это всё-таки своеобразный и       
поэтому особенный вид транспорта, и продолжим работу над отдельным              
законопроектом, направленным на регулирование правил перевозки,                 
лицензирования и использования легкового транспорта, приглашаем                 
заинтересованных депутатов к работе над этим законопроектом. Считаем, что       
синхронизация работы над двумя законопроектами позволит нам серьёзным образом   
изменить ситуацию.                                                              
                                                                                
Но сегодня мы поддерживаем представленный законопроект в первом чтении.         
Думаем, что ко второму чтению будут внесены необходимые изменения, замечания    
будут учтены при подготовке законопроекта.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Павлович.                                   
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Юрий Павлович, задержитесь, пожалуйста, может быть, вам вопросы.                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фаррахов Айрат Закиевич.                                                        
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З. Вопрос Сергею Александровичу.                                    
                                                                                
На самом деле очень хороший законопроект, который направлен на повышение        
защищённости граждан, пользующихся услугами такси. Особенность вашего           
законопроекта - вступление его в силу через год, кроме того, он направлен на    
регулирование деятельности юридических лиц и предпринимателей. В связи с этим   
два вопроса.                                                                    
                                                                                
Первый вопрос: группой депутатов внесён очень важный пакет законопроектов,      
назовём его пакетом о самозанятых, которым предполагается, что с 1 января       
2019 года в четырёх субъектах Российской Федерации будет введён отдельный       
специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход, так вот          
распространяется ли на лиц, выбравших налог на профессиональный доход, то,      
что вы предлагаете в своём законопроекте?                                       
                                                                                
Второй вопрос: примерно 65 миллионов человек пользуются попуткой, официальной   
попуткой, есть известный сервис "BlaBlaCar", - до миллиона граждан в            
Российской Федерации - так вот, предполагается ли использование инициатив,      
которые вы представляете своим проектом федерального закона... (Микрофон        
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос.                                           
                                                                                
Сергею Александровичу Жигареву включите микрофон.                               
                                                                                
ЖИГАРЕВ С. А. В первую очередь этот законопроект направлен на регулирование     
деятельности тех такси, которые пользуются услугами агрегаторов, то есть это    
такие такси, как "Яндекс. Такси", "Uber", когда между человеком, который        
вызывает такси, и водителем есть такая прокладка в виде этой программы.         
Вопрос в том, что существуют примеры, когда люди попадали в аварии и            
страдали, даже погибали, а вот ответственность, сумма выплат для больших        
городов, где наиболее часто пользуются этим видом услуг, на самом деле          
смехотворна, этого хватает только на похороны, поэтому в первую очередь речь    
идёт об увеличении суммы страхования. И надо сказать, что предприниматели уже   
пошли вперёд, не дожидаясь вступления нашего закона в силу: агрегатор           
"Яндекс.Такси", допустим, уже сам добровольно увеличил сумму страхования и      
требует от водителей, чтобы пассажир обязательно был застрахован.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответьте, пожалуйста, ещё по первой части вопроса, по     
поводу эксперимента, который будет проводиться в четырёх субъектах.             
                                                                                
Депутату Жигареву включите микрофон.                                            
                                                                                
ЖИГАРЕВ С. А. У нас сейчас первое чтение - ко второму чтению мы можем это       
предложение учесть и через поправки провести.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня вопросы и к докладчику, и к содокладчику.                 
                                                                                
Первое: каким образом удорожание страхования будет способствовать снижению      
количества аварий? Якобы будет положительная динамика, но что-то не совсем      
понятна связь.                                                                  
                                                                                
Второе: насколько, по вашему мнению, подорожает новая страховка, которую        
будет вынужден приобретать владелец такси или человек, который этим             
занимается, и насколько увеличится тариф на перевозку в легковом такси?         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Жигарев.                              
                                                                                
ЖИГАРЕВ С. А. Относительно того, как это будет влиять на стоимость такси: по    
предварительным подсчётам, к стоимости поездки может добавиться 0, 5-1,5        
рубля.                                                                          
                                                                                
Что касается качества обслуживания, то это очень просто: страховые компании в   
зависимости от аварийности либо снижают стоимость полиса либо повышают. Но      
самое главное, что у нас появится реальная финансовая ответственность, хотя     
она сегодня и так есть, предлагается её увеличить исходя из соотношения         
сегодняшней инфляции и, так скажем, стоимости жизни.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Павлович, что-то добавите?                           
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Ну, только скажу, что с данными авторов законопроекта наши      
подходы и оценки коррелируют, но человеческая жизнь, безусловно, дороже,        
поэтому мы предполагаем, что принимаемые меры - это первый шаг на пути          
улучшения качества услуг легковых такси. Мы будем принимать специальный         
закон, который будет регулировать целый набор обстоятельств, связанных и с      
качеством обслуживания, и с лицензированием, и с ответственностью               
перевозчиков.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бессараб Светлана Викторовна.                                                   
                                                                                
БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, у меня вопрос и к автору, и к докладчику от комитета.        
                                                                                
Действительно, законопроект необходимый и своевременный, вместе с тем жизнь     
не стоит на месте, помимо агрегаторов такси, помимо "BlaBlaCar", о которых      
уже было сказано, появляются такие виды услуг по перевозкам пассажиров, как     
каршеринг, а в "Сколково" у нас, как известно, уже движется                     
автомобиль-беспилотник. Планируют ли авторы в будущем внести дополнения и       
изменения в отношении других видов пассажирских перевозок?                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Жигареву включите микрофон.                      
                                                                                
ЖИГАРЕВ С. А. Абсолютно с вами согласен. Дело в том, что данная                 
законодательная инициатива уже давно рассматривается в Государственной Думе,    
а на первое чтение вышла только спустя год. Так что пока мы будем её            
обсуждать, не то что такси заменит беспилотный транспорт, вообще категория      
транспорта может измениться. В данном случае мы скорее бежим за отъезжающим     
поездом, чем его опережаем.                                                     
                                                                                
Безусловно, цифровое законодательство пишется, оно пишется с нуля,              
закладывается его фундамент, будут появляться новые виды транспортировки, и,    
может быть, скоро появится какой-то иной вид, телепортация например.            
Обязательно учтём это в законодательстве.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Павлович, будете что-то добавлять? Пожалуйста.                             
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Новости и новации, безусловно, будем учитывать ко второму       
чтению при обсуждении с авторами законопроекта. Предлагаем сформулировать       
вашу поправку в законопроект.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Павлович, присаживайтесь.                   
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Есть.                                              
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Старовойтов Александр Сергеевич, пожалуйста.                                    
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, я постараюсь быть кратким, поэтому с вашего позволения не    
буду выходить на трибуну.                                                       
                                                                                
Законопроект очень важный, и Сергей Жигарев очень правильно отметил, что        
сейчас необходимо обратить особое внимание на такси. Почему? Потому что такси   
- это единственный вид транспорта, который, по сути дела, выпал из вот этой     
системы страхования. Если случается, не дай бог, ДТП на каком-либо из видов     
транспорта, то граждане получают компенсацию в размере до 2 миллионов           
(естественно, это уже, так скажем, в случае "тотал"). В такси же всё            
предусматривалось в рамках ОСАГО, то есть выплаты могли быть только в размере   
до 500 тысяч. Данный законопроект, наверное, прежде всего призван решить        
именно этот вопрос - неправильное состояние сегмента такси в сфере вообще       
всего транспорта Российской Федерации.                                          
                                                                                
Что касается вопросов, которые задавали коллеги из зала: как это будет          
ложиться на "BlaBlaCar", как это будет ложиться на каршеринг? Коллеги, что      
касается того же самого "BlaBlaCar", я думаю, что законопроект о такси,         
который мы, надеюсь, всё-таки до конца этого года в Государственной Думе        
примем, расставит точки, всё разъяснит и в отношении "BlaBlaCar", потому что    
мы должны будем понять даже с точки зрения терминологии, понятийного            
аппарата, что такое "BlaBlaCar", является ли это агрегатором, зарабатывает ли   
он деньги, зарабатывают ли перевозчики. Пока "BlaBlaCar" существует, если так   
можно, если так, вообще, корректно выразиться, в некоей серой юридической       
зоне, то есть никто не может однозначно сказать, запрещён ли он, никто не       
может однозначно сказать, разрешён ли он, поэтому и сказать, будет ли           
страховка, которая сейчас предлагается данным законопроектом,                   
распространяется на "BlaBlaCar", наверное, никто не сможет.                     
                                                                                
Что касается финансовой нагрузки (коллеги из КПРФ спрашивали). Подтверждаю      
слова Сергея Жигарева: действительно, проект по страхованию уже запущен         
несколькими агрегаторами. В частности, такси "Максим" уже на протяжении всего   
этого года откладывает с каждой поездки по 50 копеек, формирует некий фонд,     
откуда в случае чего будет выплачиваться вот эта компенсация; то же             
"Яндекс.Такси", о котором сегодня говорили, имеет дело со страховыми            
компаниями, и, насколько мне известно, страховка каждой поездки, как            
правильно сказал Сергей Жигарев, обходится максимум в полтора-два рубля.        
Каждый водитель в день совершает максимум до 30 поездок - умножьте 30 поездок   
на 2, и вот такая будет дополнительная нагрузка, 50-60 рублей. Стоит ли это     
того, что граждане смогут быть уверены в том, что компенсация будет до 2        
миллионов рублей? Я думаю, что стоит.                                           
                                                                                
Есть ещё вопросы по данному законопроекту: как с точки зрения                   
правоприменительной практики это отразится на всех видах такси? Ведь такси      
можно вызывать через агрегатора, а можно, в конце концов, выйти из аэропорта    
и взять машину без всякого агрегатора - и как тогда страховая компания будет    
получать эти свои полтора-два рубля?                                            
                                                                                
Вот есть, конечно, пока ещё моменты, которые стоит доработать ко второму        
чтению, но в целом, коллеги, прошу вас поддержать данный законопроект.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич.                             
                                                                                
Сергей Александрович, будете выступать с заключительным словом?                 
                                                                                
Депутату Жигареву включите микрофон.                                            
                                                                                
ЖИГАРЕВ С. А. Спасибо, коллеги, за поддержку.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Павлович? Нет.                                                             
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              369 чел.82,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    371 чел.                                          
Не голосовало                  79 чел.17,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект в первом чтении.                                       

Заседание № 136

24.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 428641-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков легковыми такси".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1685 по 1689 из 9469
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, просьба 53-й вопрос перенести на осеннюю         
сессию. Спасибо.                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1895 по 1910 из 9469
И коллега Аксаков предлагает рассмотрение 53-го вопроса перенести на осень.     
Нам надо уточнить, этот законопроект... Ваш комитет рассматривает этот          
вопрос? Согласовано с авторами?                                                 
                                                                                
Евгений Сергеевич, вы задумчиво улыбаетесь - вы поддерживаете? Они              
поддерживают Аксакова. Ну вот мы сейчас спросим.                                
                                                                                
Пожалуйста, Москвичёву включите микрофон.                                       
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и     
строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Комитет за то, чтобы перенести рассмотрение.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, комитет согласен с предложением. Нет             
возражений? Нет. Принимается.