Заседание № 242
04.09.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 428221-4 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся порядка бесплатного предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2876 по 3224 из 4278
Пункт 14. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Докладчик Галина Степановна Дорошенко просит рассмотреть законопроект без своего участия, а содоклад сделает Евгений Исаакович Богомольный. А, прошу прощения, не тот закон. Пункт 13. "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации". Александр Николаевич Белоусов сделает доклад по данному законопроекту по поручению Самарской Губернской Думы. Пожалуйста, Александр Николаевич. БЕЛОУСОВ А. Н., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, суть законопроекта, который представлен Самарской Губернской Думой, заключается в том, чтобы урегулировать порядок бесплатного предоставления земель, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельный кодекс в настоящий момент предусматривает такую возможность предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно. В частности, например, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы имеют такие преимущества. Что просит Самарская Губернская Дума? Она просит порядок бесплатного предоставления земельных участков для строительства в соответствии с законопроектом урегулировать в отдельной статье. Почему, по какой причине? Потому что Земельный кодекс устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с обязательным проведением торгов, аукционов и конкурсов. Исходя из анализа положений Земельного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод, что они распространяются исключительно на случаи платного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Чтобы устранить данный пробел федерального законодательства и разработан данный проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации". Для этого законопроектом текст Земельного кодекса Российской Федерации дополняется новой статьёй 32-1, положения которой подготовлены с учётом уже действующих норм кодекса. Согласно предлагаемому порядку бесплатное предоставление земельного участка для строительства должно осуществляться без проведения торгов, конкурсов и аукционов. Вот, собственно, основная идея этого проекта закона, который просит поддержать Самарская Губернская Дума. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Содоклад Евгения Исааковича Богомольного. Пожалуйста. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Суть законопроекта мы все поняли - это разрешить предоставлять бесплатно в собственность граждан и юридических лиц для целей строительства земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Напомню, что в соответствии со статьёй 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться только за плату. Исключение составляют случаи, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом основания бесплатного предоставления гражданам земельных участков в частную собственность носят характер мотивированного исключения для отдельных специально оговорённых или социально слабо защищённых категорий граждан и не являются общим правилом для всех. В этой связи у Комитета по собственности вызывает сомнение целесообразность урегулирования отдельной нормой Земельного кодекса Российской Федерации порядка бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства в отрыве от общей процедуры предоставления земельных участков для строительства, предусмотренной статьёй 30 кодекса. Различия процедур предоставления земельных участков для строительства, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и предложенным законопроектом, состоящие в возложении обязанностей по формированию земельного участка на заявителей и исключении процедуры предварительного согласования места размещения объекта строительства, приведут к реальному ухудшению положения социально незащищённых слоёв населения, бесплатное предоставление земельных участков которым гарантировано в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, так как именно на них ляжет бремя проведения работ по формированию таких земельных участков. В свою очередь исключение необходимости осуществлять выбор земельного участка для строительства по правилам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации путём предварительного согласования места размещения объекта строительства соответствующими представительными государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями может привести к несоблюдению экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий, нерациональному землепользованию, ухудшению плодородия почв, захламлению земельных участков, что противоречит основному принципу земельного законодательства - приоритету охраны земель как важнейшего компонента окружающей среды. Комитет считает, что трудно предсказуем и социально-экономический эффект введения предложенных норм. Действительно, с одной стороны, процедура открытых аукционов и принцип платности усложняют механизм предоставления земельных участков, а с другой стороны, минимизируют злоупотребления со стороны исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления и обеспечивают открытость информации о распоряжении земельными участками. По сути, концепция законопроекта сводится к бесплатному предоставлению земельных участков неограниченному кругу лиц и по неопределённым основаниям, что, с точки зрения Комитета по собственности, является неприемлемым. Результатом такого подхода на практике станет паралич судебной системы, так как суды будут завалены исками граждан, оспаривающих правомерность выделения тому или иному лицу земельного участка по неизвестно каким основаниям. Другим не менее важным последствием бесплатного предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в собственность граждан и юридических лиц станет существенное недополучение финансовых средств бюджетами всех уровней, особенно местными бюджетами, что ставит под сомнение итог проводимой реформы местного самоуправления. Также следует отметить, что предоставление земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную собственность, по сути, является приватизацией, которая согласно федеральному законодательству о приватизации может проводиться исключительно в конкурсном порядке и только на возмездной основе. С учётом изложенного Комитет по собственности считает концепцию предложенных изменений земельного законодательства недостаточно обоснованной и противоречащей действующему законодательству, в связи с чем рекомендует Государственной Думе законопроект отклонить. Спасибо за внимание. Содоклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы, коллеги? Два вопроса, у Решульского и Кузнецова. Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к Евгению Исааковичу. Надо ли понимать после вашего доклада, что никогда и никто, даже при наличии этих норм в Земельном кодексе, не получит бесплатно ни одного участка? Даже та социальная категория, которая прописана, скажем, вот называли тут Героев Советского Союза или Героев России, даже они никогда не получат бесплатно земельный участок, так, что ли? БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Нет, это неправильное понимание, потому что я сказал, что сегодня Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации уже предусмотрена возможность получения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно. Уже есть, существуют такие положения, а сейчас получится, что согласно законодательству все получат это право, и вы сами понимаете, что как раз те, кто имеет такое право, они-то и будут в основном оттеснены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И второй вопрос. Виктор Егорович Кузнецов, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ В. Е. У меня тоже вопрос к содокладчику. Дело в том, что сейчас в субъектах уже приняты эти законы и выделение участков, вообще говоря, началось. И есть проблемы, к сожалению, с равными нормами предоставления, с порядком их реализации. Эти вопросы доходят до прокуратуры, начинается отмена там решений, и дальнейшее оформление всех выделенных участков просто повисает в воздухе. Отсюда, надо понимать, и инициатива наших коллег из региона, Самарской Губернской Думы, а вы говорите, что ничего не надо. Может быть, комитет просто не вник в эту проблему, ведь, по сути, это уже существует, просто не может реализоваться, и люди ищут вариант. Может, надо что-то скорректировать, выделить вот эти части, определить, кому можно предоставлять и так далее?.. (Микрофон отключён.) БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Дело в том, что то, о чём вы говорили, сегодня имеет место. Нарабатывается правоприменительная практика, и, когда она будет наработана, естественно, если это будет необходимо, в действующие законы будут вноситься изменения. Таков порядок. И так работает Государственная Дума. А если мы сегодня примем то, что предлагает Самарская Губернская Дума, ещё больше будет... ещё хуже будет. Сейчас по крайней мере чётко определена категория лиц, которые получают землю на бесплатной основе, и уже появляется, так сказать, судебная практика, а когда мы дадим это право неопределённому кругу лиц, то это будет просто смерть судебной системы. Я об этом говорил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить? Три, два из одной фракции. Предлагаю по три минуты, потому что законопроект идёт на отклонение. Не возражаете? Не возражаете. Виктор Егорович Кузнецов, три минуты. КУЗНЕЦОВ В. Е. Ну, я уже сказал, что на самом деле практика выделения земельных участков началась, и мы на сегодняшний день, к сожалению, имеем нестыковки в связи с нечёткостью положений Земельного кодекса и Градостроительного кодекса. Мы имеем случаи, когда прокуратура приостановила выделение вот этих участков и граждане, которым выделили участки, сегодня оказались не у дел, так сказать. Между тем это действительно категория малообеспеченных граждан, это в границах городов происходит, когда осваиваются какие-то земли, ещё не освоенные. Это категория людей, которые... та же самая молодёжь, которая не может сегодня купить дорогое жильё, а готова вкладываться. И я полагаю, что можно откорректировать законопроект в части вот этого неограниченного круга лиц, о котором говорит Евгений Исаакович, это всегда можно откорректировать, тем более, что в предыдущей статье, в статье 30, эта попытка уже есть. Но тем не менее саму процедуру выделения как основополагающую процедуру надо закрепить за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, чтобы этот процесс не завис, чтобы мы действительно дали людям возможность строить то жильё, которое они способны для себя возвести. Это та самая программа доступного жилья для молодёжи, которую надо бы реализовать. А мы сейчас встанем на защиту буквы закона, непонятной буквы - они, вообще говоря, одна с другой не стыкуются, слова-то нормального не получается из этих букв - и будем препятствовать вот этому процессу, который уже начался. Я считаю, надо поддержать этот законопроект и определиться с кругом лиц или дать это право определения муниципалитетам или субъектам Российской Федерации, потому что у каждого будет своя категория бедствующих граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Этот закон соответствует программе ЛДПР, мы всегда выступали за то, чтобы бесплатно дать землю всем гражданам России. Не надо пугать нас судебными делами, у нас огромное количество пустой земли, право на которую никем не оспаривается. И две партии - большевики и левые эсеры - именно этими лозунгами привлекли к себе миллионы граждан России. В советский период давали временно садовые участки, эти шесть соток, и тоже давали неохотно, очень мало давали. Мы могли всем дать и в наше время. Теперь уже не советская Россия, нет советского режима, но к земле такое же негативное отношение, не хотим дать людям землю. А здесь мы сразу решаем все проблемы: молодёжи, демографии, рабочих мест, жилья, дорог. Всё сделают граждане, дайте им землю, укрепите банки и дайте кредит на двадцать лет по миллиону рублей и финские домики, или есть технологии Канады, Норвегии, стоит это всего миллион рублей. Этот миллион рублей молодая семья, да любая семья, не надо даже проводить разницу, отдаст за двадцать лет, по 50 тысяч в год, по 4 тысячи в месяц. В любой семье сегодня есть две зарплаты, и одна, пускай самая маленькая, 4 тысячи, пойдёт в погашение, а залогом для банка будет эта земля. Мы сразу всё решим. И вот кому-то не хочется это решить. И нас пугают, что слишком много желающих будет. Давайте дадим тем, кто стоит в очереди на жильё, именно им дадим. Дадим в малых городах, чтобы там укрепился наш гражданин, потому что там нет рабочих мест. И там потянутся дороги и возникнет инфраструктура, всё они сделают. Ведь всё сейчас есть: земля, деньги, люди, самая мощная стройиндустрия в мире - и не хотим решать проблемы! Нет, не дадим, дадим только Героям Соцтруда! Да им всё при советской власти дали: и большие квартиры, и дачи, и машины, у них всё есть, они ничего не хотят. А вот новое поколение, оно не хочет стоять в очереди за жильём. И в стране такое количество свободной земли. Это просто саботаж, я считаю. Мы издеваемся над населением. Ведь сразу всё успокоится, не будет безработных и решится жилищная проблема, демографическая: тогда будут рожать, когда у людей будет свой дом в сто метров по новейшей дешёвой технологии. Финны всё отработали, они всё построят нам, в смысле помощь теоретическую окажут. И всем всё сделают. Нет, не дадим! Нет, не разрешим! Аукцион. Что такое аукцион? Жулики, спекулянты будут скупать участки, ничего делать не будут и будут их перепродавать. И мы ничего не получим ни для сельского хозяйства, ни для жилья, ни для демографии, ни для молодёжи, ни для занятости. В этом смысле непонятна позиция депутатов, которые говорят: "Нет, ничего не дадим!" Девяносто лет такая позиция! Уважаемый депутат Гришанков, вы правы, мы девяносто лет не хотим дать землю нашей стране. И я об этом говорил в Кремле в присутствии губернаторов, президента, всего правительства: пока не решим вопрос о земле, мы с вами ничего не решим - ни по продовольствию, ни в отношении охраны здоровья, ни по сельскому хозяйству. И вот продолжаем упорствовать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Овсянников Владимир Анатольевич. ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо, Любовь Константиновна. Ну, на самом деле это один из существенных законопроектов, предлагаемых самарцами, который может повлиять на политику ценообразования на квадратный метр. Противодействие ему - это явное содействие строительной мафии, безусловно. Потому что никто не кинулся поднимать шум о трёхкратном повышении цены на цемент за текущее лето, за прошедшее лето, но вот этот законопроект почему-то мы блокируем. Хотя есть варианты достаточно спокойно, без суматохи, как сказал докладчик от комитета, решить проблему, то есть никакого хаоса не будет. Можно провести аукцион среди фирм строительных, которые серьёзно себя зарекомендовали на рынках, бесплатно предоставить территорию под строительство жилья, и вы поймёте, насколько сразу могут упасть цены. Вот тогда это будет действительно доступное жильё для всех, комфортабельное, потому что сейчас уже никто не строит, так сказать, ширпотреб, никому это не нужно. Поэтому явно положения этого законопроекта направлены на одно - облегчение для возможных приобретателей жилья, существенное удешевление квадратного метра. Всё остальное, все остальные доводы комитета, какие-то надуманные проблемы его реализации... - я думаю, что это может быть прямая, а может быть косвенная поддержка строительных компаний, которые достаточно серьёзно сегодня набивают карманы, мало заботясь о реализации той самой президентской национальной программы приоритетного направления "Доступное жильё". Поэтому фракция, я думаю, голосовать будет в полном составе за этот законопроект, тем более земельную тему мы всегда отстаивали, не лукавя и не кривя душой. То есть земля должна достаться всё-таки нашему народу на вполне приемлемых условиях, а лучше всего бесплатно. И пускай строят, пускай размножаются, пускай понимают, что это их частная собственность, и покупают дешёвые метры, а то курам на смех - весь мир уже шалеет: откуда же всё-таки в России такие составляющие ценообразования на квадратный метр? Сами добываем цемент, сами добываем стройматериалы все, сами имеем возможность строить, колоссальную территорию - и тем не менее загнаны в тупик, в ступор. Разрубить вот этот узел и поможет предлагаемый законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я тоже хочу высказаться по поводу того, что действительно сорок миллионов семей сегодня имеют дачные участки. Все законы, которые были до этого приняты, включая всевозможные амнистии дачные, привели к тому, что сегодня каждый из этих владельцев участков должен собрать не менее одиннадцати справок, должен потратить не менее нескольких месяцев для того, чтобы оформить эти участки в собственность, и, главное, потратить от 30 до 60 тысяч рублей. Это за шестисоточный участок! Поэтому, по большому счёту, Земельному кодексу абсолютно не противоречит, чтобы каждый регион издал соответствующий закон через свою соответствующую представительную структуру и вышел бы сюда с законодательной инициативой для решения этого наиважнейшего вопроса. В нашем понимании решение этих проблем должно исходить из следующего. Во-первых, всё, что касается этого механизма в отношении дачных участков до 15 соток, которые сегодня выделены горожанам, должно быть государством определено как бесплатная система. Для сельского жителя до 50 соток - то же самое, оформляется бесплатно. И вот этот закон, по большому счёту, можно доработать исходя из самых главных задач, которые мы ставим, о чём говорили коллеги. Это позволит укреплять продовольственную корзину, решать не только жилищные проблемы, но и многие другие, включая демографические. Поэтому, по большому счёту, если мы действительно хотим как-то решить вопросы, которые обсуждаем здесь уже не первый год, мы обязаны или принимать совершенно новый закон, или дорабатывать этот, чтобы расшить главные проблемы, которые сегодня назрели. Фракция будет поддерживать этот законопроект, с тем чтобы мы потом решили проблему через механизм - безусловно, затратный механизм - государства в отношении каждого дачника, каждого, кто имеет участок, кто получил его соответствующим образом исходя из своих, как говорится, ранее осуществлённых полномочий. Тогда мы всё сделаем, что сегодня нужно нашему многострадальному народу. Беда в том, что сегодня весь механизм, который запущен правительством и теми, кто отстаивает существующую систему, направлен на то, чтобы изъять последние копейки из карманов граждан. Это просто цинизм и произвол! Мы будем голосовать за этот законопроект и предлагаем коллегам сделать то же. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить с заключительным словом? Нет. Представители правительства и президента? Не желают высказаться. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 36 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2% Результат: не принято Не принято.