Заседание № 88

17.04.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 428195-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (об обязанности средств массовой информации публиковать сообщения и материалы избирательных комиссий в ходе выборов и референдумов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3970 по 4256 из 6544
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской   
Федерации "О средствах массовой информации". Докладывает депутат                
Государственной Думы Сергей Владимирович Иванов.                                
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Честно говоря, не    
думал, что этот закон когда-нибудь будет рассмотрен, - без месяца будет два     
года, как он внесён, ну и мы с вами много раз его успешно откладывали и         
переносили.                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, позволю себе напомнить вам очень интересный эпизод из        
бессмертного романа Ильфа и Петрова "12 стульев". Посетив редакцию газеты       
"Станок", Остап Бендер сказал редактору: "Тут, товарищ редактор, на меня        
помещена форменная клевета". Редактор, прочитав статью, говорит: "Ну и что -    
попал под лошадь гражданин Бендер, - в чём же вы, товарищ, видите клевету?" -   
"А вот это: "пострадавший отделался лёгким испугом" - стану я пугаться          
какого-то там извозчика". И, видимо, после этого замечательного факта все       
редакторы средств массовой информации - а, кстати, этот закон именно для        
средств массовой информации, не для нас, а для них - задумались и решили        
больше не публиковать никаких сведений, которые могут быть расценены как        
клевета, ибо по статье 4 Закона "О средствах массовой информации" средства      
массовой информации нельзя использовать для совершения уголовно наказуемых      
деяний, а клевета, как вы знаете, относится к уголовно наказуемым деяниям.      
Кто, кстати, оценивает, клевета это или не клевета? По нашему существующему     
законодательству, к сожалению, это отнесено на усмотрение главного редактора.   
Хотя кто он такой, чтобы оценивать, клевета это, не клевета, соответствует      
нормам морали или не соответствует?                                             
                                                                                
Теперь к сути законопроекта. У нас, как вы знаете, сложилась такая коллизия,    
так скажем, правовая. Дело в том, что на выборах каждая партия, каждый          
участник... (Шум в зале.)                                                       
                                                                                
Наталья Владимировна... Будьте любезны, потише, коллеги.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вот на первом ряду, прямо возле трибуны...       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Дамы, извините, пожалуйста, потише, пожалуйста.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчик выступает, коллеги, я прошу вас слушать. Если   
есть необходимость поговорить - пожалуйста, вне зала.                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Так вот, смысл следующий. Проходят выборы, референдумы             
(референдумы, конечно, не проходят у нас, но тем не менее), и в соответствии    
с выборным законодательством каждое избирательное объединение самостоятельно    
определяет формы и методы своего участия, а также избирательное                 
законодательство не позволяет редактировать те вещи, которые мы с вами даём     
или при выступлении на телевидении, или делая ролики, или написав статью в      
газету. Но Закон "О средствах массовой информации" учёл эту особенность и       
сказал: так, господа главные редакторы, мы вас не будем наказывать только       
если вы опубликуете материалы, которые в соответствии со статьёй 57 подлежат    
обязательному опубликованию. А, извините, всё, что мы с вами даём во время      
выборов и референдумов, туда не входит. И поэтому редактор средства массовой    
информации, задумавшись, почесав в затылке, решил: нет, не буду я лучше         
вообще ничего публиковать, не дай бог, придёт потом кто-нибудь и скажет - вы    
меня здесь обидели, или это нарушает, или ещё что-то.                           
                                                                                
Кстати, вы знаете, коллеги, очень символично, что данный законопроект           
наконец-то рассматривается буквально через несколько дней после того, как наш   
президент Дмитрий Анатольевич Медведев в интервью, как считается у нас, самой   
независимой газете - "Новой газете" - сказал: "Я вам потому интервью дал, что   
вы никогда никому ничего не лизали." Это уже на усмотрение всех людей, что он   
имел в виду. Тем не менее данным законопроектом, который мы предлагаем,         
фракция ЛДПР предлагает, мы снимаем ответственность со средств массовой         
информации за любое высказывание, которое публиковал или высказал кандидат      
или партия, участвующие в выборах.                                              
                                                                                
Вы думаете что, мы за то, чтобы экстремизм процветал или чтобы оскорбляли       
всяко-разно? Нет, мы не за это. Если такое нарушение допускается кандидатом,    
выборным объединением, то он несёт за это ответственность, причём несёт         
дважды: первый раз его снимают с выборов, как, вы помните, было -               
классический пример - с роликами избирательного объединения "Родина", второй    
раз его можно уже привлечь за разжигание экстремизма и прочее.                  
                                                                                
Далее, что ещё хотелось бы отметить? Если мы это не примем, то ситуация         
останется такой, как она есть, и мы вообще не сможем никакую агитацию вести.    
Потому что, как вы знаете, перед тем как опубликовать ролики или статьи в       
газете, кандидат избирательного объединения заключает договор. Так вот          
избирательные комиссии, чтобы тоже, не дай бог, кому-то там не не угодить,      
относят споры, возникающие между кандидатом и средством массовой информации,    
к спорам двух хозяйствующих субъектов. Они даже договора заключают именно в     
такой форме, что по этому договору практически невозможно дать материал,        
чтобы у редактора не было возможности, придравшись к какому-то пункту этого     
договора, забраковать его, а потом избирательное объединение или кандидат в     
арбитражном суде будет доказывать, что ему нанесли какой-то ущерб, не           
исполнили свои обязательства и так далее, и тому подобное.                      
                                                                                
Поэтому вкратце смысл вот такой. То есть мы относим эти выступления к           
обязательным выступлениям. Кстати, мы добавляем туда ещё и сообщения            
избирательных комиссий, которые тоже в соответствии с избирательным             
законодательством являются документами для обязательного опубликования, но в    
законе о СМИ в качестве таковых не фигурируют, и мы снимаем ответственность     
за действия кандидатов во время избирательной кампании со средств массовой      
информации. Пусть они показывают то, что мы говорим. Как говорил Пётр I: речь   
в присутствии держать не по писаному, но токмо своими словами, дабы дурь        
каждого всякому видна была. И журналисты за это никакой ответственности нести   
не должны. А определять, моё выступление соответствует нормам морали и этики    
или не соответствует, - извините, при всём уважении к главным редакторам я не   
могу такое право им дать. Это не их право, это определяет только суд, ибо по    
Конституции никто у нас не может быть признан виновным иначе как на основании   
решения суда.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Борис Львович Резник от комитета делает содоклад. Пожалуйста.                   
                                                                                
РЕЗНИК Б. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На моей памяти       
подобный законопроект предлагается уже в третий раз, и в третий раз наш         
профильный комитет не принимает, предлагает отклонить подобный законопроект.    
Мотивы такие. В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав    
и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержится       
положение о том, что информационные материалы, размещённые в том числе в        
средствах массовой информации, само собой, должны быть достоверными,            
объективными и не должны нарушать принцип равенства кандидатов от               
избирательных объединений.                                                      
                                                                                
Необходимо учитывать, что информационное обеспечение выборов и референдумов     
происходит с использованием не только государственных, муниципальных средств    
массовой информации, но и негосударственных, то есть частных. Применительно к   
средствам массовой информации свободу выражения мнений нельзя отождествлять     
со свободой предвыборной агитации, к которой - вот это очень важный посыл -     
не предъявляются требования объективности. В целях защиты права на свободные    
выборы, являющегося одной из самых главных основ конституционного строя, в      
том числе и в целях обеспечения свободного волеизъявления избирателей,          
свобода выражения мнений для представителей средств массовой информации, как    
следует из статей 3, часть 3, 17, часть 3, 29, часть 5, 32, часть 2, и 55,      
часть 3, Конституции Российской Федерации, может быть ограничена федеральным    
законом, что и делает Закон "О средствах массовой информации" (это статья 4     
закона).                                                                        
                                                                                
Запрещая редактирование - смысловое, орфографическое, синтаксическое и          
художественное редактирование - материалов, размещаемых в период                
избирательной кампании зарегистрированным кандидатом или зарегистрированным     
избирательным объединением, автор законопроекта не предусматривает возможные    
юридические последствия нарушения законодательства организациями,               
осуществляющими выпуск средств массовой информации. Например, если в            
представленных кандидатом или избирательным объединением материалах будет       
присутствовать оправдание экстремизма, унижение национального достоинства,      
ответственность за это всё равно должна нести редакция. Перекладывать           
ответственность постфактум, как говорит Сергей Владимирович, мол, потом пусть   
привлекают нас за проявление того же экстремизма, если таковой будет, - это     
неправильно, несёт ответственность редакция. И я повторю, что освобождение      
редакций средств массовой информации от ответственности за распространение      
агитационных материалов, публикуемых без редактирования, может привести к       
злоупотреблениям свободой массовой информации, недопустимость которых           
предусмотрена статьями 4, о которой я говорил, 56, 59, 60 Закона "О средствах   
массовой информации" и пунктом 8 статьи 56 Федерального закона "Об основных     
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме...".              
                                                                                
Исходя из изложенного наш комитет считает нецелесообразным принятие данного     
законопроекта в первом чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У нас, видимо, сегодня какой-то такой новый стиль: две руки одновременно всё    
время поднимаются вот там во фракции. Две руки: Рохмистров и Лебедев, других    
рук не вижу. Подвожу черту.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Это вопросы?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вопросы. Это вопросы, я так понимаю. Просто я         
других рук не вижу, поэтому два вопроса: Рохмистров, Лебедев.                   
                                                                                
Пожалуйста, Рохмистров.                                                         
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к представителю комитета. Он сам-то понял, что   
он сейчас сказал от имени комитета, прочитал по бумаге? Полный бред! Мало       
того что заключение комитета полностью противоречит посланию президента и,      
собственно говоря, мнению председателя партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" о равных правах   
политических партий на освещение их деятельности, то, что там кого-то           
где-то... За экстремизм партию с выборов снимут, а вот когда я говорю о том,    
что такая прибавка к пенсии не должна быть, что её уже сегодня сожрала          
инфляция, а мне оставляют в записи только одну фразу: "такая прибавка к         
пенсии не должна быть", а всё остальное отрезают... К сожалению, я с этим       
сталкиваюсь, наверное, каждую неделю. И предъявить-то, собственно, нечего:      
клеветы нет, я это сказал, но только то, что я сказал до и после этого, не      
используется. Как эта проблема решается? И чем, собственно говоря, тем, что я   
хочу, чтобы средства массовой информации доводили до избирателя всё...          
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То ли вопрос, то ли обвинение комитета в                  
некомпетентности. Вашу позицию обозвали бредом. Позицию комитета я имею в       
виду. Пожалуйста, Борис Львович Резник, прокомментируйте это смелое             
высказывание.                                                                   
                                                                                
РЕЗНИК Б. Л. Я ссылался на законодательные акты и на Конституцию, и ничего      
бредового в этих законодательных актах я не вижу.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Лебедев.                              
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. У меня вопрос тоже к представителю комитета.                      
                                                                                
Уважаемый Борис Львович, вы говорили в своём выступлении о равенстве            
кандидатов на выборах, о равенстве избирательных объединений. Скажите, как      
вести избирательную кампанию? Если хочешь разместить наружную рекламу - иди     
согласуй с губернатором, хочешь разместить ролик на телевидении - согласуй с    
центральным руководством "ЕДИНОЙ РОССИИ" в Москве, хочешь провести пикет или    
митинг - согласуй с руководством "ЕДИНОЙ РОССИИ" в субъекте, хочешь             
разместить статью в газете или в журнале - журналист вам её так                 
отредактирует, что получится, что вы ещё и за президента, и за                  
премьер-министра, и за партию власти выступаете. Как оппозиционным партиям в    
таких условиях вести избирательную кампанию и где так называемое равенство?     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Борис Львович Резник.                         
                                                                                
РЕЗНИК Б. Л. Мне ничего не известно о фактах, когда требуют согласовывать с     
другой партией публикации, скажем, оппозиционных партий. Такие факты            
неизвестны. Если они у вас есть, давайте мы в комитете их рассмотрим.           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Процедура вопросов и ответов. У вас вопрос? Нет,          
выступление. Вот теперь переходим к выступлениям. От фракций, может быть?..     
Да, коллеги, у нас осталось четыре минуты, поэтому мы с вами должны             
определиться: мы начинаем процедуру выступлений или объявляем перерыв?          
                                                                                
Кулик, по ведению.                                                              
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я предлагаю до трёх поработать, завершить и дать возможность        
людям - святой день сегодня - кроме этого ещё другими делами заняться.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Другая точка зрения. Коломейцев, пожалуйста.              
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, у нас двадцать четыре пункта в повестке     
дня, осталось ещё порядка восьми законопроектов.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно.                                                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вы посчитайте: только доклад - пятнадцать минут, умножьте на   
восемь, содоклад - ещё пятнадцать минут, умножьте на восемь. Даже если по       
пять минут выступления... Давайте уважать Регламент, ну что мы всё время его    
переделываем?!                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, но до трёх мы точно не успеем, потому что у      
нас семь вопросов плюс... Вот на меня смотрит Владимир Вольфович, он            
собирался сегодня выступить в "часе заявлений". У нас пять выступлений. У       
меня есть другое предложение. Мы могли бы сейчас на один час прерваться...      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку, я внесу предложение, а потом вы его           
оспорите.                                                                       
                                                                                
Предлагаю объявить перерыв с 14 до 15 часов, обратиться ко всем, учитывая,      
что сегодня действительно особый день, с просьбой обсуждать остальные вопросы   
в динамичном режиме, например, если это выступления, то ограничиться, скажем,   
выступлениями от фракций до пяти минут. То есть обсудить все вопросы повестки   
дня, протокольные поручения, выслушать заявления фракций и где-нибудь на час    
раньше завершить работу. Вот, я вижу, кивают...                                 
                                                                                
Есть третье предложение - у депутата Лебедева Игоря Владимировича.              
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Олег Викторович, мы полностью поддерживаем всё, что вы сказали,   
но с одной оговоркой: давайте этот вопрос рассмотрим до конца, осталось всего   
четыре выступления. Ну что мы будем разрывать: вопросы задали, а выступления    
после обеда?                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Владимирович, я обращаю ваше внимание, что если     
даже мы введём такой режим - по пять минут выступления от фракции, - то нам     
ещё двадцать минут обсуждать этот законопроект. Поэтому, учитывая, что мы       
перерыв сократили на час, давайте в три часа встретимся и продолжим нашу        
работу.                                                                         
                                                                                
Ставлю на голосование предложение депутата Морозова.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
Председательствующий. Я увидел, как энергично кивали мне депутат Решульский и   
депутат Гудков, и я понял, что как минимум три фракции меня поддерживают. Ну    
вот немножко не поддерживает ЛДПР.                                              
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.79,6%                                     
Проголосовало против            9 чел.2,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    367 чел.                                          
Не голосовало                  83 чел.18,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4281 по 4586 из 6544
Коллеги, как и договорились, предлагаю такой режим работы: по всем тем          
вопросам, которые требуют обсуждения, установить режим выступлений от фракций   
- до пяти минут. Принимается такая формула? Принимается.                        
                                                                                
Тогда мы возвращаемся к обсуждаемому законопроекту. И у нас от фракции КПРФ     
выступает депутат Локоть.                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это мы потом решим, если понадобится.                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, уважаемый Борис Львович! Вот вы умный          
депутат, талантливый журналист, блестящий полемист, каким мы вас знаем, но      
когда вы перешли на юридический язык на трибуне, перешли на вот это             
перечисление параграфов и статей законодательства, то как-то стало сразу        
скучно, неинтересно, неуютно и крайне неубедительно, извините уж меня, крайне   
неубедительно. Я не верю, что вы в своей жизни ни разу не сталкивались с        
цензурой в СМИ во время избирательных кампаний, особенно когда вы избирались    
не по партийным спискам "ЕДИНОЙ РОССИИ", а по одномандатному округу. Может      
быть, так сказать, в силу корпоративности, вашей принадлежности к этому цеху,   
у вас это было несколько ослаблено, но, я думаю, в жизни вы сталкивались с      
этими примерами.                                                                
                                                                                
Я понимаю, что данный законопроект, данные идеи более актуальны для             
оппозиции. Мы-то сколько угодно примеров можем привести. Ну чего стоит          
недавняя совершенно избирательная кампания в субъектах Российской Федерации,    
когда, мы знаем, в Татарстане снимали ролики оппозиции, в частности КПРФ с      
Зюгановым, ролики ЛДПР снимали с показа. Таких примеров сколько угодно я могу   
привести из своей практики.                                                     
                                                                                
Обидно не то, что это довольно частый пример, довольно частый приём, а          
обидно, что это делают мелкие чиновники, это делают даже не руководители        
местных средств массовой информации, а их юристы, в своей основе люди,          
которые не занимались никогда избирательным законодательством, процессом        
избирательным. Им просто сказали о запрете, они и делают это, запрещают, и      
вот это хуже всего. Это ярчайший пример, как действует административный         
ресурс.                                                                         
                                                                                
Нет здесь Гарри Владимировича, нет представителя правительства в зале сейчас,   
а я привлёк бы их внимание к этому законопроекту, потому что данный             
законопроект - это оценка прежде всего правоприменительной практики             
избирательного законодательства в Российской Федерации. Если бы всё было        
хорошо, таких инициатив не возникало бы, а представитель комитета сказал, что   
это уже третья законодательная инициатива, значит, это актуальный вопрос, и     
это печальнее всего.                                                            
                                                                                
Данный законопроект - это попытка поставить заслон административному ресурсу,   
в конечном итоге решить этот самый главный вопрос: кто у нас решает во время    
избирательной кампании - чиновник или же всё-таки закон, верховенство закона?   
Мы считаем, что закон должен всё-таки определять на выборах, кто прав, кто      
виноват.                                                                        
                                                                                
Мы поддерживаем данный законопроект, будем голосовать за. Есть некоторые        
шероховатости, которые можно ко второму чтению, я считаю, поправить. Надо       
сделать больший упор на избирательную комиссию, потому что, на мой взгляд,      
всё-таки она должна нести ответственность, а затем суд, как это, впрочем, и     
предполагается в законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на    
участие в референдуме граждан Российской Федерации". Фракция КПРФ будет         
голосовать за.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Жириновский. Фракция ЛДПР.                                  
                                                                                
И дайте мне сигнал, если есть желающие ещё от двух фракций. Есть, я вижу. Да,   
спасибо.                                                                        
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Депутат Локоть правильно наше внимание заострил на том, что   
нет представителей президента и правительства. Правильно их нет: мы нарушили    
регламент работы, утверждённый утром, у нас же перерыв сейчас. Я сейчас         
бросил переговоры с итальянской делегацией, там сидит ещё часть депутатов.      
Посмотрите, сколько в зале людей сидит - тридцать человек. Поэтому прекратите   
ломать Регламент! Те, кто не хочет, пускай уходят и находятся там, где они      
хотят. Мы же планируем работу хотя бы за три дня, а всё идёт вот в таком        
ключе.                                                                          
                                                                                
Что же касается самого закона, то, конечно, обязательно надо принимать. Когда   
Борис Львович выступал, я видел, с каким нежеланием он читал заключение         
комитета. Он на стороне автора законопроекта, но от комитета ему поручили       
прочитать отрицательное заключение, и он его прочитал. Ведь посмотрите, было    
интервью президента совсем недавно, буквально вчера или позавчера: он наконец   
даст разрешение, чтобы где-то был Гайд-парк у нас, место, где люди могут        
всегда выступать. А Конституция разве на дала такое право нам всем?             
Шестнадцать лет Конституции. Вот захотел президент сейчас - будет такой         
Гайд-парк, а не захочет - не будет. Что это такое, что это за страна?! В этом   
же проблема.                                                                    
                                                                                
Мы говорим о том, чтобы освободить журналистов от ответственности за любую      
пропаганду и агитацию во время выборов - это им хорошо - и обязать              
публиковать всё. Ведь обнаглели уже: мне звонит главный редактор, сообщает,     
что вообще не будем публиковать, замените". И я заменяю, потому что выборы, а   
время-то уходит. Какое там ему не нравится что-то. Ему вообще не нравится       
смысл статьи - и я меняю, чтобы хоть что-то вышло. Вот как они обнаглели!       
Главный редактор правительственной газеты - "Российская газета", март           
прошлого года.                                                                  
                                                                                
Они могут арестовать тираж (март этого года, Архангельск), - при чём здесь      
журналисты? - полностью тираж! Не хотим вообще - чтобы даже такой газеты не     
было! Заставляют печатать вообще в другом регионе.                              
                                                                                
Это, конечно, очень прискорбно сознавать, что до сих пор у нас механизм этот    
не отработан. Сейчас ведь пытаются уже не только с информацией все гайки нам    
закрутить, но опять перейти к выборам по одномандатным округам. Теряет партия   
по партийным спискам влияние - давай возвращаться к дедовским вариантам:        
подберём опричников, бросим их в бой. То есть, если интересы партии будут       
идти впереди интересов государства, мы с вами ничего не решим, ничего не        
решим! Вы только на какое-то время продлите своё существование, как КПСС. Она   
продлевала своё существование, но оно всё равно кончилось. Всё равно пришёл     
этот страшный август 91-го года и всё разрушилось, моментально всё. Вот это     
как бы неприятно нам, поэтому, конечно, обязаны публиковать любые               
агитационные материалы. Да что про выборы, вот сейчас "Российская газета"       
обязана публиковать мои статьи раз в месяц - ничего не делает! Ну как их        
обязать? Вот где этот Резник, куда он ушёл?                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Здесь. Ну что, Борис Львович, это что? По закону, мы уже      
приняли закон, - раз в месяц, хотя бы меня одного от ЛДПР. Ничего не            
публикуют! Здесь что мы с вами будем делать? И генеральный прокурор молчит, и   
все остальные молчат. Да саботаж со стороны прессы в отношении нас с вами,      
парламентских партий! А чего уж там письмо какого-то гражданина простого или    
партии непарламентской. В этом вся проблема. Ведь говорил депутат Лебедев,      
что нам рекомендуют, а Борис Львович говорит: скажите кто? Нас просят, чтобы    
мы у вас, у "ЕДИНОЙ РОССИИ", получили разрешение наши растяжки повесить в       
городах во время выборов, вот сейчас, 1 марта, потому что там ваша              
администрация, ваши губернаторы и он, губернатор-"единоросс", боится. Нужно     
получить согласие партийной организации, чтобы другая партия в соответствии с   
законом во время выборов повесила свою наружную рекламу. А вы нам начинаете     
говорить: скажите где. Мы всё сказали. Чуров же получил всё, ЦИК. Это разве     
ЦИК, разве это Центральная избирательная комиссия? Это центральная комиссия     
по блокированию выборов, по уничтожению выборных технологий в нашей стране, а   
называется ЦИК. Это ведь наши депутаты сидят там, пять человек, и от Совета     
Федерации сидят. От администрации, я понимаю, они могли бы это делать, а что    
ж делает там Федеральное Собрание, десять человек? У них большинство. Какой     
толк от формирования по такому принципу комиссии? Поэтому надо принимать        
законы, но комитет уже говорит: против. Против себя. Депутаты комитета и        
Резник, выступая здесь, сами против себя выступают, вот это удивляет. Ну хотя   
бы себя-то защитите, ведь уже вам на смену другую партию раскручивают, ей на    
смену уже другой запасной полк готов. Вас отправляют, как ягнят на заклание,    
на мясокомбинат, на мясокомбинат, а вы продолжаете законы не в свою пользу      
делать и сами себе готовите плохое будущее... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович, присаживайтесь.              
                                                                                
Настаивает ли кто-то от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" на выступлении? Нет. Но у нас   
депутат Резник будет иметь возможность выступить с заключительным словом и      
прокомментировать все выступления.                                              
                                                                                
И, пожалуйста, депутат Беляков от фракции "Справедливая Россия".                
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо.                                                  
                                                                                
Я тоже, как и Владимир Вольфович, не могу не посожалеть по поводу перерыва,     
который был у нас, потому что было бы крайне актуально моё выступление,         
конечно, до перерыва.                                                           
                                                                                
Для начала я хотел бы сослаться на пламенную речь коллеги Рохмистрова,          
который сокрушался по поводу того, что мы принимаем законы, которые имеют       
хорошее название, а на деле, к сожалению, не работают. Вот, к несчастью, так    
получилось, что ЛДПР тоже предложила закон, который декларирует, название       
имеет, а работать-то на деле не будет.                                          
                                                                                
Дело в том, что снятие ответственности с редакции за размещение материалов      
предвыборной агитации в принципе невозможно на основании поправок в закон о     
СМИ, поскольку именно в действующем избирательном законодательстве              
устанавливаются ограничения на проведение предвыборной агитации в СМИ, в        
частности, нельзя распространять материалы экстремистского характера, и за      
это установлена ответственность именно в избирательном законодательстве,        
причём ответственность как заказчика, так и редакции. Но, возвращаясь к         
законопроекту, я, так сказать, за непопрание чести Остапа Бендера, за то,       
чтобы наши СМИ и главные редакторы чувствовали себя уверенно. И, возвращая,     
что называется, добро Либерально-демократической партии России, несмотря на     
то что этот закон работать не будет, давайте его всё равно поддержим, потому    
что нужно поддержать наших редакторов.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, докладчик, депутат Иванов.                                          
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, что хочется сказать по итогам обсуждения? Вы знаете, я       
сторонник того, чтобы законопроекты, даже если они кому-то не нравятся,         
отклонялись красиво, действительно красиво, чтобы можно было сказать: да,       
действительно, вот по такой-то и такой-то статье, по вот этим моментам он       
действительно работать не будет или ещё что-то в этом духе. И тогда,            
действительно, и у партии власти, как говорится, руки будут чистые: оппозиция   
недоработала, и у оппозиции вроде как будет повод повышать квалификацию.        
                                                                                
Вот вдумайтесь, заключение комитета: "Освобождение редакций средств массовой    
информации от ответственности за распространение агитационных материалов,       
публикуемых без редактирования, может привести к злоупотреблениям свободой      
массовой информации..." Мало того, что комитет, мой родной комитет,             
почему-то, к сожалению, в своём заключении не удосужился дописать, что это      
обязанность средств массовой информации по избирательному законодательству,     
он ещё и указывает на то, что это может привести к злоупотреблениям. А ведь     
может и не привести, коллеги. Это тогда у нас, знаете, всех граждан нужно по    
домам закрыть, потому что любой гражданин может совершить правонарушение, не    
побоюсь этого слова, преступление может совершить (коллеги, вдумайтесь!), а     
мы им разрешаем по улицам ходить, какой-то деятельностью заниматься. Вот на     
этом основании: что может совершить, а может не совершить - это, знаете,        
абсолютно нелогично.                                                            
                                                                                
Далее, коллеги, есть шесть пунктов, по которым редакция средства массовой       
информации ни в коем случае не может быть привлечена к ответственности, они     
все перечислены. Среди прочих пунктов - товарищи, заметьте - есть три пункта:   
первое, дословное воспроизведение выступлений депутатов; второе, авторские      
программы и дословное воспроизведение выступления... Вот если средство          
массовой информации берёт выступление, допустим, депутата Рохмистрова,          
которое не понравилось коллеге Белякову, и публикует его дословно, то,          
несмотря на некоторые словесные, так сказать, опусы, оно не будет нести         
ответственность, какими бы обидными кому-то не казались эти слова. Это          
прямое, так сказать, без всяких купюр выступление, и редакция тут ни при чём.   
                                                                                
Так вот здесь то же самое. Но таким образом вы показываете, что вы не хотите,   
чтобы оппозиция имела возможность критиковать власть именно во время выборов.   
Потому что без выборов можно это показать и никто никому слова не скажет, ну,   
может быть, редактора пожурят, а вот во время выборов, когда оппозиция          
говорит: ребята, оказывается, наш губернатор или партия власти сделали что-то   
не так, - уже нельзя. Можно только рассказывать о погоде, о том, как сеем,      
как доим, а критиковать нельзя, потому что эта информация опубликована не       
будет, потому что журналисты - они ребята хорошие, редакторы тоже ребята        
хорошие, но они понимают, что получат предупреждение за это дело, и чего        
доброго лицензию ещё отзовут, а у них семьи, дети, и им их надо кормить.        
                                                                                
Поэтому ещё раз говорю: кто будет голосовать сейчас против данного              
законопроекта, тот будет голосовать и против свободы прессы, и против           
демократического развития страны, и против журналистов, а вот кто за, тому, я   
думаю, журналисты скажут большое спасибо.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как говорил один герой в одном фильме, это вряд ли.       
                                                                                
Так, пожалуйста, Борис Львович.                                                 
                                                                                
РЕЗНИК Б. Л. Спасибо.                                                           
                                                                                
Я думаю, в выступлениях коллег из оппозиционных партий было много драматургии   
и гораздо меньше правды. Потому что, ну Жириновскому ли жаловаться, что ему     
не предоставляют средства массовой информации? Я не знаю ни одного политика,    
который бы по стольку раз присутствовал буквально на всех каналах. Я думаю, и   
у Коммунистической партии тоже оснований для таких уж скорбей нет, потому что   
недавно я с интересом слушал, например, часовую передачу Зюганова на "Эхо       
Москвы" - отнюдь не "Правда" и не радиостанция коммунистическая. И              
проголосовали за его позицию 52 процента слушателей. И Гудков, и Оксана         
Генриховна Дмитриева, и многие другие представители - как они сами считают -    
оппозиционных партий присутствуют сегодня в информационном поле России.         
                                                                                
Что касается закона, я согласен с Сергеем Владимировичем: на самом деле         
определять должен суд, может или не может, скажем, редакция освобождаться от    
ответственности за те или иные публикации. И такое решение было - это решение   
Конституционного Суда Российской Федерации аж от 30 октября 2003 года в         
части, касающейся проверки конституционности пункта 2 статьи 45, - то, о чём    
мы сегодня говорили, что обсуждали. Такое решение есть, и я вас уверяю: ни      
один редактор ни одного издания добровольно не снимет с себя ответственность    
- вот досель я отвечаю, а дальше пишите, что хотите. Он отвечает за издание в   
целом, он отвечает за информационную политику, и он обязан эту политику         
проводить. Есть ли выход из положения? Есть выход из положения: учреждайте      
собственные газеты, учреждайте собственные телеканалы и радиостанции и          
вещайте всё, что хотите.                                                        
                                                                                
Я как бы подтверждаю позицию нашего комитета: мы голосовать за этот закон не    
будем.                                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, состоялось обсуждение.                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Николай Васильевич, потому что вы собираетесь        
участвовать в обсуждении закона, который обсуждён. А, у вас другая цель...      
Тогда после голосования.                                                        
                                                                                
Представитель президента? Не настаивает. Представитель правительства? Не        
настаивает.                                                                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"... Ой, что я   
говорю?.. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах       
массовой информации".                                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Это по Фрейду!..                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по Фрейду, а у меня так написано выше на           
полшага.                                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 18 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              108 чел.24,0%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    109 чел.                                          
Не голосовало                 341 чел.75,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект в первом чтении.                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4788 по 4797 из 6544
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть, вы выступить хотите? Нет. По ведению.     
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Для стенограммы: по вопросу 18 депутаты Корниенко, Куликов Александр            
Дмитриевич, Пономарёв, Романов Пётр Васильевич и Эдель голосовали за.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Спасибо.                                         
                                                                                

Заседание № 86

10.04.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 428195-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (об обязанности средств массовой информации публиковать сообщения и материалы избирательных комиссий в ходе выборов и референдумов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4233 по 4244 из 6822
НОСКОВА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, это не ошибка, буквально несколько секунд.           
                                                                                
Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи просит   
перенести рассмотрение пункта 19 сегодняшней повестки на 15 апреля 2009 года    
в связи с отсутствием докладчика и командировкой содокладчика.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Согласимся, коллеги? Согласимся.                          
                                                                                

Заседание № 11

07.03.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 428195-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (об обязанности средств массовой информации публиковать сообщения и материалы избирательных комиссий в ходе выборов и референдумов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 514 по 536 из 4682
КОМИССАРОВ В. Я., председатель Комитета Государственной Думы по                 
информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, я хотел попросить исключить пункт 15 из           
повестки дня. Это вызвано вот чем. Дело в том, что этот законопроект идёт на    
отклонение, все соответствующие отзывы отрицательные, но мы хотим               
использовать опыт предыдущих избирательных кампаний, думской и президентской,   
для того чтобы, возможно, доработать этот законопроект, и, когда будем          
готовы, снова вынесем его на рассмотрение Думы.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Вообще-то, я не очень понял: мой законопроект под пунктом 15 вдруг решили       
отклонить, снять с рассмотрения. В комитете мы такого предложения, Валерий      
Яковлевич, не рассматривали.                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 614 по 635 из 4682
Комиссаров Валерий Яковлевич предлагает сегодня пункт 15 не рассматривать, в    
связи с тем что есть, наверное, возможность не отклонять его сегодня, а         
изменить позицию комитета, поработать по законопроекту, попробовать уточнить    
ряд пунктов. Нет возражений, если пункт 15 мы сегодня не будем рассматривать?   
Есть возражение. Ну, Иванов Сергей Владимирович уже свою позицию высказывал.    
Тогда я ставлю на голосование предложение не рассматривать. Кто за то, чтобы    
не рассматривать сегодня пункт 15? Прошу голосовать.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 12 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              308 чел.68,4%                                     
Проголосовало против           24 чел.5,3%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    334 чел.                                          
Не голосовало                 116 чел.25,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Решение принято, пункт 15 мы снимаем.                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 681 по 705 из 4682
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Плохо, что не услышал председатель комитета Комиссаров        
мнение депутата Иванова. В комитете же не рассматривался вопрос о том, чтобы    
не выносить законопроект на заседание палаты, а сегодня председатель комитета   
вдруг с голоса предлагает снять - и сняли с повестки дня. А вопрос важнейший.   
Сколько мы ещё будем решать, как должна работать пресса? Какие это дебаты в 6   
утра? В действующем законе написано: в смотрибельное время. А смотрибельное     
время - это с 8 и до 10 часов вечера. И что, Комиссаров хочет сказать, что      
следующие дебаты будут в 6.30 утра, а потом в 7 часов? В XXII веке мы дойдём    
до удобного для избирателей времени! Надо быстрее эти вопросы решать, тем       
более они касаются всей страны. И так нельзя вести себя председателю            
комитета: в комитете не обсуждают вопрос, а на заседании палаты вдруг снимают   
его с обсуждения. Для этого и должны работать комитеты.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Комиссаров Валерий Яковлевич, по ведению.     
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемый Владимир Вольфович!    
Никто не говорит о том, чтобы снять этот законопроект. Наоборот, мы говорим о   
том, что мы должны его доработать, какие-то здравые и интересные мысли          
использовать и изменить формулировки. Речь ни в коем случае не идёт о том,      
что кто-то хочет этот законопроект, так сказать, похоронить, речь идёт о том,   
чтобы его доработать, усовершенствовать, и впоследствии его может ждать         
другая судьба. Мы просто просим отложить его.                                   
                                                                                
Спасибо.