Заседание № 267
О проекте федерального закона № 427992-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся финансирования политических партий и избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и фондов референдумов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий, 35-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Вадим Георгиевич Соловьёв. СОЛОВЬЁВ В. Г., фракция КПРФ. Уважаемый господин председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Цель этих поправок к законам - уточнение источников и порядка формирования денежных средств политических партий и избирательных фондов кандидатов. Вчера в своём послании Владимир Владимирович Путин обратил внимание всех участников предстоящей избирательной кампании на необходимость строгого соблюдения действующего законодательства, чтобы выборы были честными и прозрачными. Одним из факторов прозрачности выборов является прозрачность тех финансов, которые используют те или иные политические партии, участвующие в избирательных кампаниях. Действующее законодательство предусматривает определённый порядок финансирования и политических партий, и избирательных объединений, в том числе устанавливает целый ряд ограничений в отношении иностранных государств, иностранных граждан, иностранных юридических лиц, государственных организаций, организаций, имеющих в своём уставном капитале государственные и муниципальные деньги, и так далее, - в принципе в этой части действующее законодательство работает. Но наши коллеги из различных партий научились очень эффективно обходить эти положения закона. Каким образом? Разрабатываются или утверждаются так называемые фонды поддержки той или иной политической партии, туда закачиваются средства из различных источников, в том числе от тех жертвователей, от которых действующее законодательство запрещает принимать пожертвования. В этих фондах деньги нивелируются и затем уже от имени фондов поступают или на счета политических партий, или на счёт избирательного объединения. Таким образом, получается, что действующее законодательство формально якобы соблюдается. Наши попытки и обращения в Министерство юстиции, в Центральную избирательную комиссию, в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить такие фонды, проверить, являются ли те деньги, которые поступают в такие фонды, чистыми, к сожалению, закончились отписками о том, что наши правоохранительные органы не занимаются проверкой поступления денег в эти фонды. То есть фактически получается огромная дыра, можно лёгким, как говорится, движением руки, спокойно использовать незаконные деньги для финансирования избирательной кампании или финансирования политической партии. Я считаю, что этот вопрос должен быть урегулирован, и сделать это очень просто. Действующее законодательство, в частности пункт 1 статьи 29 закона "О политических партиях", нужно дополнить положением о том, что финансирование партии осуществляется за счёт пожертвований, за исключением пожертвований от некоммерческих, общественных фондов, созданных в целях поддержки политических партий. И такое же изменение надо внести в закон "Об основных гарантиях...", дополнив пункт 6 статьи 58 нормой о том, что для финансирования избирательных кампаний запрещено использование средств, которые поступают от некоммерческих, общественных фондов, созданных в целях поддержки политических партий. В этой ситуации все лазейки для незаконного финансирования и политических партий, и избирательных объединений закрываются, и тогда можно будет говорить о том, что выборы будут честными, прозрачными, в том числе в вопросе финансирования, потому что в остальной части в принципе законы неплохие. Если мы перекроем эту лазейку для использования незаконных денег, мы выйдем как раз на прозрачную систему финансирования и политических партий, и избирательных объединений. Прошу уважаемых коллег поддержать наш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вадим Георгиевич. Ольга Михайловна Казакова. Микрофон включите. КАЗАКОВА О. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрел предложенный законопроект. Авторы законопроекта отмечают, что данные изменения направлены на обеспечение прозрачности финансирования политических партий, в том числе на обеспечение более равного финансирования избирательных кампаний политических партий и их региональных отделений. Но, как, собственно, и говорил докладчик, в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "О политических партиях" уже установлен исчерпывающий перечень лиц, от которых политическим партиям и её региональным отделениям запрещено принимать пожертвования. Аналогичный перечень имеется и в пункте 6 статьи 58 закона "Об основных гарантиях...". И самое главное, введение запрета на пожертвования от некоммерческих, общественных фондов, созданных в целях поддержки политических партий, не согласуется с изменениями Гражданского кодекса, вступившими в силу с 1 сентября 2014 года. В соответствии с ними фонд является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации, организационно-правовая форма "общественный фонд" в Гражданском кодексе Российской Федерации больше не предусмотрена. Также в законопроекте не учтено то, что целью создания или деятельности фонда может и не являться поддержка политической партии, но при этом такая организация будет вправе в соответствии со своим уставом принять решение о направлении пожертвований на политические цели. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рекомендует отклонить данный законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тоже придерживается этой позиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Вадим Георгиевич, уточните, пожалуйста, каким образом будет устанавливаться цель создания фонда, то есть определение того, может ли он вносить пожертвования или нет? Если это будет делаться исключительно по уставу, то такой запрет очень легко обойти. Не кажется ли вам, что при таком подходе и таких формулировках этот закон не будет работать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вадим Георгиевич Соловьёв. СОЛОВЬЁВ В. Г. Я хочу сказать, что наш закон направлен не на регулирование деятельности фондов, а на ограничение пожертвований от коммерческих фондов, которые занимаются тем, что собирают, получают деньги в свои фонды в том числе из источников, которым запрещено напрямую финансировать политические партии или избирательные объединения. Если же они эти организации, которым запрещено финансировать, пытаются напрямую это делать, то механизм понятен - объединение или политическая партия обязаны вернуть эти деньги жертвователю или уплатить их в бюджет, а если через фонды, то проверить, какие именно деньги перечисляет фонд в качестве посредника, практически невозможно. Поэтому вопрос в том, чтобы убрать посредника для того, чтобы было понятно, по каким каналам идёт финансирование. Вот смысл этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Ольге Михайловне. Ну, то, что коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ" не поддержат данный законопроект, я ни на секунду не сомневался, но это серьёзная проблема для всех оппозиционных партий: вы знаете, что перед выборами резко повышаются в цене все телевыступления, радиовыступления, все баннеры; нужны бешеные деньги, чтобы купить, скажем, минуту на телевидении. На мой взгляд, не только этот закон надо принимать, но, может быть, даже пойти дальше: вообще запретить все пожертвования, поставить все партии, всех кандидатов в равные условия, дать по минимуму, скажем по миллиону рублей, по два, но все должны быть равны, и пусть соревнуются в своих взглядах на законотворческую деятельность, в предложениях по улучшению жизни людей, а то выигрывают не умы, а выигрывают деньги! Вот вы поддержали бы это предложение или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Михайловна Казакова. КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Владимир Николаевич, понятна озабоченность данной темой, тем более перед выборами. Если есть предложение, вы можете его оформить в качестве законодательной инициативы. А данную инициативу в том виде, в котором на сегодняшний день она предложена, нельзя принимать. Комитет предлагал авторам законопроекта изменить данные формулировки, потому что они не согласуются с Гражданским кодексом, в который внесены изменения: там нет такого понятия - "общественный фонд". Если у вас есть другое какое-то видение, ну предлагайте в качестве инициативы, и будем обсуждать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Наши вопросы по сути совпадают. Уважаемая Ольга Михайловна, вы знаете, я невольно вспоминаю встречу (много лет уже прошло) с очень авторитетным конгрессменом, членом высшей палаты Конгресса Соединённых Штатов Ричардом Кларком, когда он говорил, что желает российским коллегам, чтобы деньги никогда не были главным, что определяет ход проведения выборов, а я ему признался, что это уже поздно. Разве мы с вами не понимаем, какое гигантское количество средств сегодня капитал бросает на поддержку правящей партии, а это происходит по самым разным каналам - от фондов до незримых для многих наблюдателей путей, разве мы это не понимаем?! Что касается вашей реплики о том, что толкование понятия "фонд, созданный в целях поддержки" надо было бы уточнить, - так это ко второму чтению легко сделать! Комитет способен принять сам стержень, а потом, ко второму чтению, шлифовать детали? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Михайловна Казакова. КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Валентин Степанович, я хочу сказать, что деньги никогда не являлись для нас самым главным моментом в предвыборных кампаниях, для нас самым главным является наша политическая позиция, наша забота о гражданах, и мы своими предвыборными кампаниями это доказываем. Поэтому я не соглашусь с вашим определением, что деньги... Я надеюсь, что у других политических сил тоже не деньги главное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Пока нет. Выносим на "час голосования".
35-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 32 сек.) Проголосовало за 198 чел.44,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 199 чел. Не голосовало 251 чел.55,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 255
О проекте федерального закона № 427992-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся финансирования политических партий и избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и фондов референдумов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. По объективным обстоятельствам и по просьбе авторов просим перенести вопросы 56, 57 и 70 на одну неделю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Предложение перенести рассмотрение вопросов 56, 57, 70, 30, 33 и 42 на следующую неделю или на одно из следующих заседаний.