Заседание № 201

21.12.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 427904-5 "О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в части изменения меры пресечения в виде заключения под стражу при выявлении у подозреваемого или обвиняемого тяжёлого заболевания).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2232 по 2307 из 9431
12-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 110   
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24               
Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в      
совершении преступлений". Доклад первого заместителя председателя Комитета по   
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
Владимира Сергеевича Груздева.                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, уважаемый Борис Вячеславович.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет рассмотрел поправки, которые поступили к тексту      
законопроекта. Всего таких поправок две, одна из них расположена в таблице      
поправок, рекомендованных к принятию, вторая - к отклонению. Я просил бы        
перейти к рассмотрению таблиц.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
В обеих таблицах по одной поправке. Есть необходимость обсуждать какую-либо     
поправку? Нет. Буду последовательно ставить на голосование.                     
                                                                                
Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к         
принятию. Прошу голосовать.                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              397 чел.88,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к         
отклонению. Прошу голосовать.                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              391 чел.86,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Сергеевич, предложение.                                    
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Борис Вячеславович.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и          
процессуальному законодательству совместно с Правовым управлением Аппарата      
Государственной Думы подготовил законопроект в том числе и к процедуре          
третьего чтения. Замечаний правового, лингвистического и юридико-технического   
характера по проекту закона не имеется. Комитет просит поддержать указанный     
проект закона также и в третьем чтении.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будет ли необходимость кому-то выступить по мотивам? Нет.                       
                                                                                
Выносим 12-й вопрос на "час голосования".                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7721 по 7753 из 9431
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской     
Федерации и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей             
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              438 чел.97,3 %                                    
Проголосовало против            8 чел.1,8 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    446 чел.                                          
Не голосовало                   4 чел.0,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято. Он же ставится на голосование в третьем чтении.                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              447 чел.99,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    447 чел.                                          
Не голосовало                   3 чел.0,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 199

08.12.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 427904-5 "О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в части изменения меры пресечения в виде заключения под стражу при выявлении у подозреваемого или обвиняемого тяжёлого заболевания).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 877 по 883 из 7354
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, по пункту 11 сегодняшней повестки дня: мы         
просим перенести рассмотрение данного вопроса на 21 декабря.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 981 по 983 из 7354
Груздев Владимир Сергеевич просит пункт 11 перенести на 21 декабря. Нет         
возражений? Нет. Переносим 11-й вопрос на 21-е.                                 
                                                                                

Заседание № 187

20.10.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 427904-5 "О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в части изменения меры пресечения в виде заключения под стражу при выявлении у подозреваемого или обвиняемого тяжёлого заболевания).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2249 по 2717 из 11288
Я объявляю следующий вопрос - о проекте федерального закона "О внесении         
изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации    
и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и       
обвиняемых в совершении преступлений". Также докладывает Гарри Владимирович     
Минх.                                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИНХ Г. В. Спасибо, уважаемый Олег Викторович.                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается проект федерального закона     
"О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса             
Российской Федерации и статью 24 Федерального закона "О содержании под          
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Законопроект     
направлен на то, чтобы создать необходимые гарантии для обеспечения             
конституционных прав лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении             
преступлений, на охрану жизни и здоровья.                                       
                                                                                
Как вы знаете, было несколько достаточно резонансных случаев, когда лица,       
которые содержались под стражей в качестве подозреваемых или обвиняемых в       
совершении преступления, умирали, находясь в учреждениях Федеральной службы     
исполнения наказаний. И в связи с этим глава государства поручил                
проанализировать практику применения этой меры пресечения и представить         
соответствующий законопроект.                                                   
                                                                                
Анализ показал, что существующая практика досудебных арестов требует            
достаточно серьёзного реформирования. Так, действующей статьёй 99 УПК           
установлено, что при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения   
и определения её вида должно учитываться состояние здоровья подозреваемого      
или обвиняемого, но основания для изменения такой меры пресечения, как          
заключение под стражу, на более мягкую в связи с ухудшением состояния           
здоровья подозреваемого или обвиняемого не существует.                          
                                                                                
В 2008 году в следственных изоляторах умерло от заболеваний двести семьдесят    
шесть человек, в 2009 году количество было чуть меньше, но цифра тоже очень     
большая - двести тридцать три человека. И подавляющее большинство случаев       
смерти обусловлено тем, что указанные лица имели тяжёлую, нередко               
трудноизлечимую болезнь: запущенные случаи туберкулёза, онкологические          
заболевания и другие.                                                           
                                                                                
Для того чтобы предотвратить эти негативные явления, предлагаются следующие     
новеллы.                                                                        
                                                                                
Первое. Статью 110 УПК предлагается дополнить новой нормой,                     
предусматривающей, что мера пресечения в виде заключения под стражу             
изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого       
тяжёлого заболевания, которое препятствует его содержанию под стражей. Факт     
такого заболевания должен быть зафиксирован в медицинском заключении. Это       
медицинское заключение должно быть вынесено на основании медицинского           
освидетельствования подозреваемого или обвиняемого. А перечень тяжёлых          
заболеваний, которые препятствуют содержанию под стражей, порядок               
медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения должны быть    
утверждены Правительством Российской Федерации.                                 
                                                                                
Второе. Статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых   
и обвиняемых в совершении преступлений" предлагается дополнить                  
соответствующей нормой, которая бы обязывала начальника места содержания под    
стражей в случае выявления у подозреваемого или обвиняемого такого тяжёлого     
заболевания направлять лицу или органу, в производстве которого находится       
уголовное дело, подозреваемому или обвиняемому, его защитнику медицинское       
заключение. Такое заключение должно быть направлено в течение календарного      
дня, следующего за днём поступления медицинского заключения в администрацию     
места содержания под стражей.                                                   
                                                                                
Вот таковы новеллы, которые предлагаются. На наш взгляд, они позволят           
улучшить ситуацию.                                                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать и проголосовать за принятие            
законопроекта в первом чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Сергеевич Груздев, пожалуйста, содоклад от комитета.                   
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо большое, Олег Викторович.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, Гарри Владимирович подробно изложил фабулу законопроекта.    
Хочу добавить, что проектом предлагается дополнить статью 110                   
Уголовно-процессуального кодекса "Отмена или изменение меры пресечения"         
нормой, согласно которой в случае, если у обвиняемого или подозреваемого        
выявлено тяжёлое заболевание, не совместимое с содержанием под стражей, мера    
пресечения может быть заменена на более мягкую. Основанием для принятия         
такого решения являются результаты медицинского освидетельствования. Перечень   
тяжёлых заболеваний, порядок медицинского освидетельствования людей,            
содержащихся по стражей, а также форма медицинского заключения утверждаются     
Правительством России.                                                          
                                                                                
Кроме того, предлагается дополнить статью 24 Федерального закона "О             
содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"    
положением, в соответствии с которым начальник места заключения или             
исполняющий его обязанности обязан направлять медицинское заключение            
подозреваемому или обвиняемому, а также его защитнику. Медицинское заключение   
должно быть вынесено по результатам медицинского освидетельствования в          
течение календарного дня, следующего за днём поступления медицинского           
заключения в администрацию места содержания под стражей.                        
                                                                                
Комитет Государственной Думы по безопасности, который является соисполнителем   
по данному законопроекту, так же как и наш комитет, поддерживает концепцию      
указанного законопроекта. У Правового управления Аппарата Государственной       
Думы существенных замечаний по указанному законопроекту не имеется. Комитет     
Государственной Думы по гражданскому, арбитражному, уголовному и                
процессуальному законодательству предлагает поддержать указанный законопроект   
в первом чтении.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич.                              
                                                                                
Вопросы, я вижу, есть. Давайте запишемся.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Федоткин, пожалуйста.                                                           
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Гарри Владимирович, два вопроса по законопроекту.                
                                                                                
Был какой-то фильм года два назад, в котором человек принял на себя вину за     
преступление, а потом раскрылось, что это не он. Он взял на себя вину потому,   
что ему обещали деньги, которые ему были нужны на лечение матери. Не            
стимулирует ли этот законопроект то, что человеку скажут: "Прими на себя        
преступление, тебе будут поблажки, ты сидеть не будешь в СИЗО, но получишь      
деньги, которые потом потратишь на своё лечение?" Не получится ли так           
вследствие того, что не будет такого жёсткого к нему подхода?                   
                                                                                
И второй вопрос. Всё-таки когда преступник находится в каком-то изоляторе, у    
него нет контактов с внешним миром. Если у него появится какая-то болезнь,      
его выпустят, и, конечно, возможны контакты, что может вовсе запутать           
следствие, увести вопрос в сторону.                                             
                                                                                
Такие опасения напрасны или нет? Ответьте, пожалуйста.                          
                                                                                
МИНХ Г. В. Мне кажется, что, может быть, и не напрасны, по крайней мере, это    
касается второго вопроса, но, мне кажется, опасения несколько преувеличены.     
                                                                                
Что касается первого вопроса. В любом случае человек, который имеет статус      
подозреваемого или обвиняемого, - хочу вам напомнить положение Конституции      
Российской Федерации о том, что любое лицо изначально не считается              
преступником, а у вас и в первом, и во втором случае этот термин был            
использован - является абсолютно нормальным, незапятнанным гражданином          
Российской Федерации до тех пор, пока его вина не будет доказана вступившим в   
законную силу приговором суда. Следовательно, все эти лица невиновны. Это по    
первой части вопроса. Поэтому здесь, в общем, никакой логической связи с        
изменениями, которые предлагаются, сама постановка вопроса не имеет.            
                                                                                
Что касается второй части вопроса, то опять же исходя из принципа презумпции    
невиновности и понимания того, что не случайно уголовно-процессуальное          
законодательство предполагает различные меры пресечения, и не всегда            
связанные с изоляцией в виде заключения под стражу, - этих мер, как вы          
знаете, достаточно много - необходимость в изоляции подозреваемого человека     
есть не всегда.                                                                 
                                                                                
И третье - то, о чём сегодня мы с вами говорили. Те случаи, когда лицо,         
которое ещё является невиновным, в результате избрания меры пресечения уходит   
в мир иной, на мой взгляд, не способствуют ни выявлению, ни установлению        
объективных обстоятельств, ни перевоспитанию, ни частной и общей превенции.     
Мы в этом случае, кроме негативного общественного мнения в адрес государства,   
федеральных органов власти, которые обеспечивают реализацию этих мер, ничего    
не получаем, то есть получаем одни минусы. И те риски, о которых вы говорите,   
повторюсь, они могут быть обоснованны, но это всё-таки гораздо меньшее зло,     
чем то зло, с которым мы сейчас стараемся бороться.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Борис Сергеевич, пожалуйста.                        
                                                                                
КАШИН Б. С. Гарри Владимирович, безусловно, гуманизм - это хорошо, и,           
конечно, всех надо лечить, независимо от их, как говорится, социального         
положения. И вот президент уже внёс идею, а Дума её поддержала, о том, что      
нельзя держать под стражей людей, обвиняемых в экономических преступлениях.     
Что у нас в итоге имеется? Вот сейчас публикации пошли: Александр Гительсон,    
глава банка "ВЕФК", куда-то пропал. И не одна, несколько таких уже фамилий. Я   
обсуждал с вологодской милицией закон "О полиции", они мне сказали, что эта     
норма часто позволяет уходить от ответственности заведомо виновным.             
                                                                                
Нет ли здесь других каких-то возможностей, например, создать какую-то хорошую   
больницу для особо крупных случаев, так сказать, чтобы мы не попадали опять     
вот в такие ситуации?                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте.                                    
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Борис Сергеевич, мне кажется, что вы последней фразой      
сами ответили на свой вопрос. Создание хорошей больницы, как вы говорите, в     
ведении Федеральной службы исполнения наказания - это другая задача. А в        
настоящее время речь идёт о тех людях, которые находятся под стражей, и в       
результате того, что это всё-таки не санаторий, и не курорт, и даже не          
больница, а места с не очень здоровыми и моральными, и климатическими           
параметрами, возможность, вероятность того, что их состояние здоровья           
ухудшится, есть.                                                                
                                                                                
И здесь, мне кажется, не надо искать чёрную кошку в абсолютно тёмной комнате,   
потому что её там нет. Речь идёт о ситуациях, когда люди находятся под          
стражей, когда их состояние здоровья ухудшается и их вылечить или по крайней    
мере стабилизировать состояние их здоровья в этих условиях невозможно. Их       
состояние зачастую невозможно стабилизировать и вне этих мест содержания под    
стражей, но это уже другая сторона вопроса.                                     
                                                                                
Вы исходите из того, что это люди - вот вы обсуждали с коллегами из рязанской   
милиции - заведомо виновные, а я скажу вам - это люди заведомо невиновные, до   
тех пор, я уже об этом говорил, пока к иному мнению не придёт суд в процессе    
рассмотрения всех обстоятельств дела. Поэтому я бы исходил из такой логики.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Беляков.                                                  
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
И докладчику, и содокладчику вопрос. Вот цифры за 2010 год, они касаются,       
правда, всей Федеральной службы исполнения наказаний, но их можно и на стадию   
следствия экстраполировать, я имею в виду, на содержание до суда. Значит, из    
восьмисот сорока тысяч заключённых двести сорок тысяч, то есть каждый третий,   
страдают тяжёлыми заболеваниями, в том числе пятнадцать тысяч сифилисом         
больны, сорок тысяч - туберкулёзом, шестьдесят семь - психическими              
расстройствами, пятьдесят пять тысяч - ВИЧ-инфицированные, двадцать пять        
тысяч имеют инвалидность. Получается, что рецидивист, если он выходит на        
свободу и его снова задерживают, заведомо болен, с самого начала. То есть мы    
при повторном задержании всех рецидивистов будем сразу же относить к            
категории тяжелобольных людей. Поясните, пожалуйста. Я, поверьте, гуманист и    
только за то, чтобы справедливость восторжествовала, но у нас, повторяю,        
каждый... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Антон Владимирович, я думаю, что всё-таки та статистика,   
которую вы приводите, некорректна по нескольким параметрам.                     
                                                                                
Первое. Мы ведём речь о лицах, которые содержатся под стражей, а те цифры,      
которые вы называли, применимы к системе исполнения наказаний, поэтому это не   
очень корректно.                                                                
                                                                                
Второе. Тот перечень заболеваний, который вы частично упомянули, и тот          
перечень заболеваний, который в настоящее время готовится правительством...     
Это будет совсем иной перечень, и о нём, так как он ещё в работе находится, в   
процедуре согласования в системе федеральных органов исполнительной власти,     
пока говорить преждевременно, но как подход... Правительством будет утверждён   
перечень тяжёлых заболеваний, и подавляющее большинство заболеваний, о          
которых вы говорили, не будет предусмотрено этим перечнем, там будет речь       
идти только о тяжёлых патологиях.                                               
                                                                                
Вы ставите задачу: рецидивиста, подозреваемого в совершении нового              
преступления, - неважно, что через два месяца он умрёт просто по медицинским    
показаниям, - давайте будем держать в местах содержания под стражей, ну а       
дальше уже как Бог решит. Этот подход неправильный. Я хочу вам напомнить цели   
уголовного наказания - это исправление и воспитание, мы об этом просто          
забываем. Я не говорю о том, что наша система исполнения наказаний вполне       
адекватна для достижения этих целей, но у нас, повторюсь, нет цели человека     
посадить для того, чтобы он сидел в тюрьме. Это всё-таки несколько              
односторонний подход.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалькова, пожалуйста. После этого посоветуемся.        
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
У меня будет вопрос к Владимиру Сергеевичу. Один вопрос касается эмпирических   
данных. Будьте добры, пожалуйста, Владимир Сергеевич, скажите, какое            
количество лиц, болеющих тяжёлыми заболеваниями, находится сейчас в СИЗО в      
целом по России или хотя бы в одном из регионов? Какое количество обвиняемых,   
содержащихся в СИЗО, умерли в 2010 году и в 2009 году?                          
                                                                                
И последний вопрос. Как сочетаются эти нормы, очень прогрессивные, гуманные,    
гуманистичные - мы их, конечно, будем поддерживать, - с нормой статьи 208 УПК   
о приостановлении производства по уголовному делу в связи с тяжёлым             
заболеванием?                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Сергеевич.                           
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо большое за вопрос, Татьяна Николаевна.                    
                                                                                
Вы, точно так же как и я, можете сделать соответствующий запрос, но, к          
сожалению, информации чёткой за 2010 год, сколько человек с тяжкими             
заболеваниями у нас находятся в СИЗО, нет, пока нет перечня. Мы сначала с       
вами примем закон, после этого в рамках исполнения закона правительство         
утвердит перечень, вот когда будет перечень, тогда мы с вами будем понимать,    
что мы подразумеваем под тяжкими заболеваниями и при каких заболеваниях         
могут, так сказать, это исключить как меру пресечения.                          
                                                                                
Что касается нормы статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса, то статья       
называется "Основания, порядок и сроки приостановления предварительного         
следствия". Действительно, в случае если с подозреваемым либо обвиняемым        
невозможно проводить следственное мероприятие, должно быть соответствующее      
заключение медицинского учреждения, врача. Мы же говорим о другом, о том, что   
люди могут страдать тяжкими заболеваниями, но следственные действия с ними      
могут проводиться. При этом эти люди ещё не являются преступниками, по ним      
решение суда не вынесено, они являются подозреваемыми, поэтому могут            
находиться в иных местах, к ним может применяться другая мера пресечения, а     
не содержание под стражей.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас осталось буквально несколько секунд до     
перерыва. Три депутата записались официально, и ещё подошла Елена Борисовна     
Мизулина, она утверждает, что у неё не сработала кнопка, и настаивает на        
праве задать вопрос, депутат Селезнёв настаивает на выступлении по ведению.     
Кроме того, у нас на фиксированное время кроме этого закона поставлен ещё       
один. Обращаю ваше внимание на то, что в 12.30 у нас "правительственный час",   
после этого у нас перерыв, и в 15 часов у нас бюджет.                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы на 11.10, на фиксированное время, поставили законы,    
мы нормально всё спланировали, но депутаты активно обсуждают - девять           
вопросов, даже десять с учётом коллеги Селезнёва.                               
                                                                                
У меня предложение следующее: сейчас завершить процедуру вопросов и ответов,    
дальше действовать уже по Регламенту.                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы успеем задать. Если мы задержимся на десять       
минут, тогда продлим перерыв на десять минут.                                   
                                                                                
Пожалуйста, депутат Таскаев.                                                    
                                                                                
ТАСКАЕВ В. П. Гарри Владимирович, какое медицинское учреждение будет            
проводить обследование и давать медицинское заключение - любое или какое-то     
обособленное - о состоянии здоровья лица, заключённого под стражу? Это          
первое.                                                                         
                                                                                
И не приведёт ли данное смягчение к расцвету коррупции в медицинских            
учреждениях или, не дай бог, к угрозе жизни врачей, если они не дадут такое     
заключение?                                                                     
                                                                                
И хотелось бы ещё вспомнить о тех людях, которые отбывают наказание и           
смертельно больны. Хочу вас проинформировать, что в Свердловской области есть   
такое лечебное учреждение № 23 в рабочем посёлке Сосьва, его называют           
фабрикой смерти: каждый день умирают по нескольку человек. Будем ли мы думать   
о тех людях, которые умирают каждый день, уже осуждённых? Может, тоже           
какое-то смягчение?.. В некоторых цивилизованных странах их отпускают перед     
смертью, родственникам отдают, чтобы они были с ними в их последний час,        
как-то похоронили, что ли.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович, ваш ответ.                
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Владимир Павлович, уважаемые депутаты! Я ещё раз хочу      
обратить ваше внимание: несмотря на то что Татьяна Николаевна Москалькова       
утверждала, что есть перечень заболеваний, перечня нет. То, о чём мы сейчас с   
вами говорим... Я специально акцентирую внимание, сейчас просто послушайте:     
перечень тяжёлых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, - это      
совсем иной перечень. Порядок медицинского освидетельствования и форма          
медицинского заключения утверждаются правительством, сейчас нет ни перечня,     
ни порядка, ни, соответственно, той группы медицинских учреждений, которые      
будут рассматривать эти вопросы.                                                
                                                                                
В любом случае, как мы с вами знаем, любое решение любого института, органа,    
учреждения, связано это с экспертизой или ещё с чем-то, - это всегда            
деятельность людей. И вопрос коррупциогенности или некоррупциогенности той      
или иной деятельности - это всегда вопрос, я бы сказал, такой философский,      
потому что такая опасность и вероятность есть всегда, но есть и механизмы, в    
том числе и уголовно-правовые, которые позволяют с этим явлением бороться.      
Повторю, что в отношении того, о чём мы сейчас говорим, и Владимир Сергеевич    
об этом сказал, акта правительства ещё нет, он будет издан, он готовится, уже   
имеет высокую степень готовности. Когда закон вступит в силу, тогда мы с вами   
увидим и перечень, и всё остальное.                                             
                                                                                
Что касается вашего предложения о том, чтобы рассмотреть и другие вопросы,      
направленные на гуманизацию нашего отношения, в том числе к лицам осуждённым,   
ну, если у вас есть такая инициатива, работайте над ней, вы же имеете такую     
возможность. Ну не надо из президентской стороны делать всё-таки такого         
порученца.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Илюхин.                                                   
                                                                                
ИЛЮХИН В. И., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, поддерживая в целом концепцию данного             
законопроекта, я выскажу определённую тревогу и обеспокоенность по поводу       
того, не получим ли мы здесь определённый другой, отрицательный эффект. Надо    
бы сделать всё для того, чтобы суды не требовали обязательного медицинского     
заключения при каждом аресте. Боюсь, перестраховка будет. Вот это у меня        
вызывает опасения.                                                              
                                                                                
И второй момент, который я связываю с этим же. Если будут требовать             
заключения, то боюсь, что у нас с арестами проблема возникнет, волокита в       
расследовании, в привлечении виновных лиц к ответственности. Здесь              
правительство, на мой взгляд, должно поработать. Развейте мои сомнения.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Давайте я попробую развеять ваши сомнения, Виктор Иванович, с        
помощью текста законопроекта. Мера пресечения в виде заключения под стражу      
изменяется на более мягкую, поэтому речь идёт не о первичном аресте, то, чем    
прежде всего, видимо, вы обеспокоены, а о том, что состояние здоровья           
человека, находящегося под стражей, изменилось, ухудшилось. Это первое.         
                                                                                
И второе. Что касается обращения о продлении содержания под стражей, логика,    
по крайней мере то, как это заложено в тексте законопроекта, следующая: лицо,   
в отношении которого предполагается продлить такую меру пресечения, как         
содержание под стражей, и сторона, скажем так, не обвинения, а защищающая (то   
есть обвиняемая сторона и её представители) должны представить                  
соответствующие необходимые документы, для того чтобы была изменена мера        
пресечения для лица, которое уже находится под стражей. То есть бремя           
доказывания будет на другой стороне.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович.                                 
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
У меня вопрос следующий. А почему мы не ставим себе задачу описать в законе     
все эти виды болезней, не даём перечень и не определяем, как применяется, как   
используется, как защищаются врачи? Почему не в законе это устанавливаем, а     
заранее говорим, что мы как бы некую болванку здесь дадим, общие слова          
произнесём, а вот детали - это уже как будет удобно исполнителям этого          
закона. Почему бы перечень не включить в закон?                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Сергеевич Груздев готов ответить. Пожалуйста.    
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Ответ весьма прост: потому что процедура изменения                
постановления правительства гораздо проще, нежели процедура принятия закона.    
То есть чтобы мы с вами каждый год не вносили изменения в закон, с тем чтобы    
изменить перечень тех заболеваний, которые мы относим к тяжким.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мизулина, пожалуйста.                             
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, я обращаю ваше внимание на то, что этим           
законопроектом вводится новый вид процессуального решения - заключение,         
вынесенное по результатам медицинского освидетельствования, и новый вид         
процессуального действия, ну, или действия, имеющего процессуальное значение,   
- это медицинское освидетельствование.                                          
                                                                                
В Уголовно-процессуальном кодексе сегодня предусмотрены судебно-медицинская     
экспертиза, судебно-психиатрическая экспертиза и заключение по итогам той и     
другой. Сразу возникает вопрос: чем будут отличаться медицинское                
освидетельствование и заключение по результатам медицинского                    
освидетельствования от заключения судебно-медицинской экспертизы? Я задаю вам   
этот вопрос в связи с тем, что надеюсь услышать, что вы готовы                  
соответствующие поправки ко второму чтению обязательно подготовить, иначе       
будет путаница, иначе будут очень серьёзные проблемы с применением.             
                                                                                
Заранее спасибо за ответ.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемая Елена Борисовна, постановка вопроса такова, что дача на    
него ответа - это скорее жанр выступления, чем жанр ответа на вопрос. Я вашу    
точку зрения услышал и хочу сказать, что мы исходим из того, что у нас          
судебно-медицинская экспертиза, как вы прекрасно знаете, проводится в           
отношении...                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Совершенно верно, она касается определённой категории дел и          
проводится в отношении трупов, для установления психического состояния, для     
решения целого ряда других вопросов. Здесь же мы с вами ведём речь о            
медицинском заключении, и предполагается, что процедура его вынесения           
устанавливается актом правительства. Такова логика законопроекта. То, о чём     
вы говорите, - это всё-таки совсем иные механизм и инструментарий, поэтому я    
не готов с колёс, с ходу согласиться с вашим предложением, потому что,          
повторюсь, это несколько иная конструкция.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Селезнёв Валерий Сергеевич.                  
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Олег Викторович, у меня есть предложение: чтобы не     
создавалось таких вот ситуаций, как сейчас, когда мы вынуждены балансировать    
между чаем и уважением к народу и к президенту, в дальнейшем задавать по        
одному вопросу от фракции по всем вопросам повестки дня, потому что повестка    
крайне тяжёлая. Ну и, если возможно, рассмотреть этот вопрос сейчас до конца.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я очень приветствую такое предложение. Если палата его    
поддержит, мы его поставим на голосование после перерыва. А рассмотреть до      
конца сейчас мы просто не можем, поскольку, если дальше будут выступления,      
коллеги, мы сломаем всю повестку. Поэтому как договорились. Вы будете           
выступать - пожалуйста, но только после того, как мы обсудим вопросы,           
поставленные на фиксированное время.                                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3906 по 4057 из 11288
Есть предложение, коллеги, завершить незаконченный вопрос 6. Успеем? Успеем.    
Прошу записаться на выступления.                                                
                                                                                
Покажите мне список желающих выступить. Одно выступление. Депутат Селезнёв,     
пожалуйста, на трибуну.                                                         
                                                                                
А, ещё Москалькова. Хорошо, пожалуйста.                                         
                                                                                
Попробуйте уложиться в пять минут, мы будем вам благодарны.                     
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо.                                                         
                                                                                
Коллеги, этот законопроект наглядно показывает, как мы относимся к              
инициативам президента - тем инициативам, которые действительно гуманизируют    
отношение власти к обществу, к самым социально незащищённым его гражданам.      
Помню, когда я с этой трибуны выступал по поводу того, чтобы амнистировать      
инвалидов, приурочив это к 65-летию Победы, тогда было отказано и было          
обещано, что вернёмся к этому вопросу. Хочу отметить то, чем мы сейчас на       
самом деле занимаемся, - мы пытаемся амнистировать тех, кого ещё не посадили,   
тех, кто находится под стражей или может находиться под стражей, но ещё не      
осуждён. Коммунисты показали своё истинное лицо в очередной раз -               
сомневались, говорили о том, что надо поддерживать ту же самую систему,         
которую они в своё время и создали: систему СИЗО. По всей видимости, их         
беспокоит тот вопрос, что если этот законопроект будет принят, то эта система   
вынуждена будет сократиться на треть, а может быть, даже и больше. Пускай её    
вообще не будет, этой системы СИЗО, в том варианте, в котором она существует!   
А о чём нам говорят коммунисты? Что они предлагают? Они говорят в своих         
вопросах...                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Я скажу. Вы выходите сюда и выступайте и не мешайте мне          
выступать.                                                                      
                                                                                
Вы говорите о вопросах, а не лучше ли создать хорошую систему медицинского      
обслуживания в тюрьмах? Конечно, все мы хотим быть одновременно и богатыми, и   
здоровыми, и счастливыми, и молодыми. Но это в идеале, так не получается в      
жизни никогда. Поэтому давайте исходить из того, что мы имеем. А мы имеем       
коррупционную судебную систему, которая позволяет смело утверждать, что         
сегодня человек, требующий реализации своих прав, а это инвалиды, это           
пенсионеры, ветераны, которые приходят к бюрократам-чиновникам, в серых         
костюмах сидящих, серыми глазами на них смотрящих и отмахивающихся от них,      
как от мух назойливых, которые говорят им: не положено, в следующий раз         
приходите, мы рассмотрим ваше предложение обязательно... И в результате         
получается следующее. Вы почитайте прессу: то и дело или стреляется кто-то из   
этих несчастных людей, которые по коридорам власти ходят мучаются, или,         
наоборот, берёт ружье и стреляет в того бюрократа из социальных органов,        
который не даёт ему справку о том, что он инвалид. У него двух ног нет, а ему   
необходимо каждый год справки брать, для того чтобы получить какую-то           
субсидию. Естественно, можно довести простого человека. Я сейчас не говорю о    
каких-то магнитских, которые по экономическим преступлениям, и там              
неизвестно, кто у кого что украл, я говорю о простых людях.                     
                                                                                
Мы этим законом можем спасти судьбы десятков, может быть, сотен тысяч тех       
людей, к которым можно применить альтернативную меру. Была прекрасная           
альтернативная мера, но что-то она у нас так на стадии нереализации и           
находится. Мы поднимали этот вопрос неоднократно: почему не применяется         
широко домашний арест, не производятся браслеты электронные? Если кто-то        
нарушил закон в рамках какой-то территории, отведённой под нахождение,          
браслет дал сигнал, - пожалуйста, тогда ставьте вопрос об изменении меры        
пресечения.                                                                     
                                                                                
Почему этот законопроект направлен только на тяжелобольных, непонятно. А если   
человек имеет потенциально патологию, но у него не зафиксировано тяжёлое        
заболевание, у него средняя степень заболевания, что это означает? Это          
означает ровным счётом следующее. Попав в тюрьму, в СИЗО, точнее, он пойдёт     
на любой контакт со следователем ради спасения своей жизни, потому что он       
понимает, что сегодня беспредел творится в СИЗО. В СИЗО к нему относятся уже    
как к осуждённому, а то ещё и хуже. Любой, кто прошёл эту систему от начала     
до конца, знает, что в КПЗ, в СИЗО ещё хуже, чем в тюрьме, и стремится, чтобы   
быстрее прошёл суд, чтобы уехать куда-то там в колонию, на поселение или в      
другое место этой системы.                                                      
                                                                                
Мы будем голосовать, безусловно, за этот законопроект, будем пытаться вносить   
поправки в этот законопроект, который ещё более либерализирует отношение к      
нашим гражданам.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалькова, пожалуйста.                                  
                                                                                
Мы продлили до окончания... Мы не голосовали, но никто не возражал, поэтому я   
считаю, что мы приняли решение продлить до завершения этого вопроса.            
Последнее выступление.                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Сегодня        
президент делает ещё один решительный, целенаправленный шаг по пути к           
гуманизации нашего уголовно-процессуального законодательства и нашей            
правоприменительной практики, отягощённой тяжёлыми историческими событиями      
времён политических репрессий - буквально на днях мы будем отмечать День        
памяти жертв политических репрессий - и очень далёкой от эталонов               
справедливости, законности и нравственности.                                    
                                                                                
Поэтому наша фракция, безусловно, будет поддерживать этот законопроект. Его     
идея прогрессивна и нужна. Двести семьдесят три человека, умерших в СИЗО, -     
это очень большая цифра. И очень важно, что мы ставим барьер на пути            
использования этой меры пресечения для выбивания показаний, для получения тех   
доказательств, которые потом рассыпаются в суде, ибо люди просто не             
выдерживают тех условий, в которые их помещают, в тюрьмах, в следственных       
изоляторах.                                                                     
                                                                                
Я хотела бы сказать о юридической стороне этого законопроекта. Он требует       
совершенствования, потому что вопрос прав, вопрос порядка обжалования           
медицинского освидетельствования, требует закрепления в законе, а не в          
постановлении правительства. Что касается перечня тяжёлых заболеваний, то,      
безусловно, он должен быть утверждён на правительственном уровне, но права и    
обязанности - это только в законе, и этим законом является закон "О             
содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"    
1995 года, где уже имеется такая норма. Но нас очень волнует, что это           
заключение будет выносить тюремный врач в лучшем случае, тюремный фельдшер -    
в худшем случае.                                                                
                                                                                
Буквально на днях был освобождён в кассационном порядке в связи с тяжёлым       
онкологическим заболеванием обвиняемый Усов, который, несмотря на тяжелейшие    
операции, был заключён под стражу и, несмотря на неоднократные ходатайства и    
заключения врачей о невозможности содержания его под стражей ввиду тяжёлого     
ракового заболевания, не освобождался по заключению фельдшера, который          
считал, что он может содержаться под стражей, а человек терял сознание на       
судебном процессе, у него открылся туберкулёз. Вот эти явления невозможны.      
                                                                                
И ещё одно. Вопрос о тяжёлых заболеваниях в уголовно-процессуальном             
законодательстве решается в нескольких нормах: в норме о приостановлении        
расследования дела ввиду временного тяжёлого заболевания, об освобождении от    
отбывания наказания в связи с тяжёлой болезнью. И теперь мы устанавливаем эту   
норму относительно применения меры пресечения. Все эти нормы должны быть        
взаимоувязаны. Раньше у нас в рамках комитета, возглавляемого                   
Крашенинниковым, была группа под руководством Елены Борисовны Мизулиной,        
деятельность которой позволяла комплексно разрешать вопросы внесения            
изменений в уголовно-процессуальное законодательство. И отсутствие этого        
комплексного подхода сегодня порождает противоречия в законе.                   
                                                                                
В соответствии со статьёй 208 приостанавливается в целом                        
уголовно-процессуальное расследование, если человек временно тяжело заболел,    
а из-под стражи он не освобождался. И порядок, и условия медицинского           
освидетельствования, обжалования результатов медицинского                       
освидетельствования, перечень этих заболеваний определены разными путями. При   
подготовке законопроекта ко второму чтению нам нужно обязательно учесть эти     
несовершенства и поправками довести этот законопроект до логического            
завершения.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Гарри Владимирович Минх, заключительное слово.                      
                                                                                
МИНХ Г. В. Спасибо.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, выносим данный законопроект на "час голосования".           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5915 по 5933 из 11288
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 110          
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24               
Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в      
совершении преступлений". Голосуйте, коллеги.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              447 чел.99,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    447 чел.                                          
Не голосовало                   3 чел.0,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.