Заседание № 58
О Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" (проект № 42735-4; в части совершенствования порядка формирования Счетной палаты Российской Федерации; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Уважаемые коллеги, пункт 7, отклоненные федеральные законы. У нас принята постановлением Думы новая процедура. Я сейчас предоставляю слово сопредседателю согласительной комиссии от Государственной Думы Николаю Николаевичу Гончару. Пожалуйста. Вопрос о внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации". ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! 10 июля 2004 года Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации". 15 августа 2004 года Совет Федерации отклонил данный закон, предложив создать согласительную комиссию. Согласительная комиссия заседала 29 октября и вносит на ваше рассмотрение согласованный текст законопроекта. В нем два изменения, они симметричны, так сказать, в отношении Совета Федерации и Государственной Думы. К перечню субъектов, предлагающих Президенту Российской Федерации кандидатуру Председателя Счетной палаты в Государственной Думе, добавляется кроме зафиксированных в законе депутатских объединений и комитетов Государственной Думы не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы. То есть если обращение к президенту подписывают не менее одной пятой депутатов Государственной Думы, то президент в соответствии с законом должен рассмотреть это предложение. Аналогичная норма - об одной пятой от общего числа членов Совета Федерации - предлагается в отношении кандидатуры заместителя Председателя Счетной палаты, как известно, рассматривает и предлагает эту кандидатуру президенту Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Это первое согласованное предложение. И второе предложение: в случае если кандидатура отклонена Государственной Думой, то Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести новую кандидатуру, и аналогичная норма предлагается в отношении кандидатуры заместителя Председателя Счетной палаты, назначаемого Советом Федерации. Спасибо за внимание. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли у представителей депутатских объединений желание выступить по мотивам голосования? Так сейчас положено по нашему Регламенту. Нет? Полномочный представитель президента не хочет по этому поводу выступить? Нет. Полномочный представитель правительства? Нет. Тогда я ставлю на голосование.
Уважаемые коллеги, отклоненный федеральный закон. Ставлю на голосование предложение согласительной комиссии принять Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" в редакции согласительной комиссии. Кто за? Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 16 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4% Проголосовало против 51 чел.11,3% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0% Результат: принято Закон принят.
Заседание № 49
О проекте постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" (проект № 42735-4)".
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Вопрос 4 повестки дня. Отклоненные федеральные законы. О проекте постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" докладывает член Комитета по бюджету и налогам Николай Николаевич Гончар. С места. Включите, пожалуйста, микрофон. ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, уважаемый председатель! Совет Федерации 15 июля 2004 года отклонил принятый Государственной Думой 10 июля этого же года закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации". Предложено создать согласительную комиссию. Письмом Совета Федерации Госдума проинформирована о девяти кандидатурах в состав согласительной комиссии со стороны Совета Федерации. Мы в свою очередь тоже предлагаем девять кандидатур. Список этих кандидатур в проекте постановления указан. Это коллеги Бурыкина, Гончар, Задорнов, Игошин, Кондакова, Максимова, Никитин, Пекарев, Швец, Штогрин. Спасибо за внимание. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Есть ли вопросы по данному проекту постановления? Вопросов нет. Ставится на голосование: принять проект постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации". Голосование проводится в рамках "часа голосования". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 53 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9% Результат: принято Принимается.
Заседание № 42
О проекте федерального закона № 42735-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" (в части совершенствования порядка формирования Счетной палаты Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Приступаем к основной повестке. Законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении. Вопрос 2, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Николая Николаевича Гончара. Включите, пожалуйста, микрофон. ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, уважаемый председатель! По данному законопроекту проведена правовая экспертиза, замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера не имеется. Документы розданы. Прошу принять данный законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть вопросы. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Николай Николаевич, как вы можете объяснить скоропалительность, с какой проводится этот закон, имеющий кадровое значение все-таки. Чем это вызвано? Тем, что у нас плохие аудиторы и они никак не могут посчитать, сколько в стране, так сказать, разбазаривается средств? Или плохой руководитель палаты? С чем связано то, что мы меняем порядок формирования Счетной палаты и практически лишаем себя возможности назначать аудиторов от нижней палаты, от верхней - так, как это было раньше? Вот каково ваше мнение - вы же как бы защищаете этот закон, предлагаете нам его быстро принять, - все-таки какая здесь политическая составляющая? Потому что это чисто кадровый вопрос, и как формировать - имеет большое значение. Вы этим законом урезаете права палаты и даете возможность отозвать оттуда аудиторов, которых мы в свое время рекомендовали, когда срок их полномочий еще не истек. Вот, пожалуйста, объясните нам это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон включите Николаю Николаевичу Гончару. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Владимир Вольфович, работа над законопроектом идет очень давно. Первый раз мы обсуждали его в апреле этого года, перевносили его с учетом сделанных фракциями и депутатскими группами замечаний. Законопроект прошел все чтения. Мы ни одного чтения не совмещали, хотя такая практика у нас есть. Что касается аудиторов, то этот законопроект аудиторов не касается, он касается только Председателя и заместителя Председателя Счетной палаты, назначаемых на эту должность Советом Федерации. Что касается существа поставленного вами вопроса, то речь идет о пункте "д" статьи 29 действующего с 1994 года закона. Действительно, такая процедура там есть. А поправка, которую подавали ваши коллеги по фракции, касается другого законопроекта - внесенного коллегой Поповым, его мы будем рассматривать позже. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет вопросов. Нам необходимо определиться по этому законопроекту в третьем чтении. Объявляется "час голосования", и ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" в третьем чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 37 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2% Проголосовало против 41 чел.9,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7% Результат: принято Принимается.
Заседание № 41
О проекте федерального закона № 42735-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" (в части совершенствования порядка формирования Счетной палаты Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 10, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Николая Николаевича Гончара. Пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, уважаемый председатель! Законопроект принят в первом чтении. К законопроекту поступил ряд поправок. Я прошу поставить на голосование таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, там одна симметричная поправка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть замечания по таблице поправок, рекомендованных к принятию? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 58 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3% Результат: принято Принимается. Теперь таблица поправок, рекомендованных к отклонению. ГОНЧАР Н. Н. Комитет просит поставить на голосование таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли замечания по таблице поправок? Задорнов Михаил Михайлович, пожалуйста. ЗАДОРНОВ М. М., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, я прошу поправки 1 и 4 из таблицы 2 отклоненных вынести на отдельное голосование. Мотивы объясню уже при обосновании поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет других замечаний. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных к отклонению, за исключением поправок 1 и 4. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 07 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Задорнов Михаил Михайлович, по поправке 1 ваша позиция. ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемые коллеги, я, во-первых, напомню, чего касается данный закон. Данный закон меняет процедуру назначения Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты. И если сейчас кандидатуры на эти должности могут быть предложены любым субъектом права законодательной инициативы, в том числе депутатами, депутатскими объединениями, то предусматривается, что кандидатуру предлагает Государственной Думе президент. Существо поправки 1, которую подписала группа коллег, в том, что да, президент предлагает Государственной Думе кандидатуру Председателя Счетной палаты, но выбирает эту кандидатуру он только из тех предложений, которые ему дают депутатские объединения, комитеты и комиссии Государственной Думы и не менее чем двадцать депутатов Государственной Думы. Тем самым, с нашей точки зрения, мы выдерживаем конституционную норму о том, что Счетная палата формируется палатами Федерального Собрания, то есть Государственной Думой и Советом Федерации, и не вступаем в противоречие с Конституцией Российской Федерации в части наделения президента дополнительной функцией, получается, исключительной, которой он не имеет по соответствующим статьям Конституции Российской Федерации. С нашей точки зрения, эта поправка более четко, во-первых, определяет права парламента и, во-вторых, не противоречит Конституции Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, комитет предлагает отклонить данную поправку по следующим причинам. Она касается двух позиций. В тексте закона сказано: могут вноситься депутатскими объединениями, комитетами. Коллега Задорнов предлагает написать слово "вносятся", то есть в обязательном порядке. Мы не можем - у нас существует закон "О политических партиях" - обязывать наших коллег, представляющих здесь ту или иную политическую партию, вносить какие-либо предложения. Этот вопрос неоднократно выверялся, в том числе и с Правовым управлением. Правовое управление поддерживает нашу точку зрения. Второе. Здесь сделана добавка: а также не менее чем двадцатью депутатами Государственной Думы. Получится следующая ситуация: используя свое право, депутатское объединение принимает решение большинством голосов, очевидно, или так, как это предусмотрено нормой, а затем часть депутатов, не согласная с этим решением, может образовать группу из двадцати депутатов и выйти с альтернативным предложением. Вам решать, насколько это целесообразно. Это одно. Теперь еще. Может один и тот же депутат в составе различных групп из тех же двадцати депутатов предлагать и одну кандидатуру, и другую кандидатуру, то есть в составе одной группы из двадцати депутатов депутат Иванов поддерживает кандидатуру претендента Петрова на пост Председателя Счетной палаты, а в составе другой группы - он в этой группе из двадцати оказался в меньшинстве - поддерживает кандидатуру кандидата Сидорова на пост Председателя Счетной палаты. Мы считаем, что это неправильно. Комитет, еще раз повторяю, предлагает данную поправку отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 1 из таблицы отклоненных. Депутат Задорнов предлагает принять эту поправку. В такой формулировке ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 18 сек.) Проголосовало за 104 чел.23,1% Проголосовало против 56 чел.12,4% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 163 чел. Не голосовало 287 чел.63,8% Результат: не принято Поправка не принимается. Пожалуйста, Михаил Михайлович, по поправке 4. ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемые коллеги, поправка 4 симметрична поправке 1 - она касается избрания заместителя Председателя Счетной палаты и касается соответственно Совета Федерации, в ней мы также предусматриваем, что кандидатуру предлагает президент, но выбирает ее из числа предложений комитетов и комиссий Совета Федерации, и кандидатура может быть предложена не менее чем десятью членами Совета Федерации. Это естественно, поскольку в Совете Федерации, как вы знаете, нет депутатских объединений, поэтому здесь нужен вот такой уточненный порядок. Теперь по объяснениям Николая Николаевича. Во-первых, он ввел в заблуждение палату, поскольку термин "вносится" не обязывает каждое депутатское объединение вносить кандидатуру, нет такой обязательности. Это просто обязывает президента выбирать только из тех кандидатур, которые депутатские объединения или депутаты сочтут нужным внести. И наконец, наши аргументы основаны на соответствии закону базовому о Счетной палате, Конституции Российской Федерации и самому смыслу формирования Счетной палаты, которая, как известно, является органом государственного финансового контроля, но формируется палатами Федерального Собрания, а в ответ мы слышим аргументы о том, что один депутат может подписаться под двумя кандидатурами. Но мы же не маленькие дети. Я думаю, что если один человек, избранный депутатом, поддерживает какую-то кандидатуру, то он не будет свою подпись ставить на трех разных документах. Я думаю, что это в принципе связано с ответственностью каждого депутата. И еще раз, мы считаем, что именно такой порядок определения кандидатур Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты соответствует предложению авторов о том, что кандидатуры предлагаются президентом, но они ограничены именно предложениями депутатов, комитетов, комиссий и депутатских объединений. Просьба поддержать поправку 4. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты... Обоснование другое будет, Николай Николаевич? ГОНЧАР Н. Н. Нет, будет просто уточнение. Я повторю фразу, которую только что сказал. По мнению комитета - я не свою точку зрения излагаю здесь, а мнение комитета, - так вот, по мнению комитета, Михаил Михайлович... В отношении слов "вносятся" и "могут вноситься": аргументация абсолютно та же. Комитет предлагает отклонить данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 4 по предложению депутата Задорнова, который рекомендует ее принять. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 18 сек.) Проголосовало за 81 чел.18,0% Проголосовало против 31 чел.6,9% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 115 чел. Не голосовало 335 чел.74,4% Результат: не принято Не принимается. Мы с вами рассмотрели таблицы 1 и 2, приняли по ним решение, нам необходимо определиться по закону во втором чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 53 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0% Проголосовало против 48 чел.10,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3% Результат: принято Принимается. Спасибо.
Заседание № 31
О проекте федерального закона № 42735-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" (в части совершенствования порядка формирования Счетной палаты Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к вопросу 8 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Николая Николаевича Гончара. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу 16 апреля этого года. Законопроект предельно краткий, он занимает неполных полторы страницы и содержит следующие положения. Статья 5 действующего закона "О Счетной палате..." от 1995 года - закон уже достаточно "взрослый" - предусматривает, что кандидатура на должность председателя Счетной палаты выносится на обсуждение палаты Федерального Собрания - Государственной Думы, что соответствует Регламенту палаты. Что мы предлагаем сделать? Часть первую после слов "назначается на должность Государственной Думой" (речь идет о председателе) дополнить словами "по представлению Президента Российской Федерации". И далее дополнить этот абзац следующими словами: "Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации депутатскими объединениями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы". Аналогичная норма вносится в часть восьмую статьи 5 в отношении заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, который назначается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. И далее: "Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами и комиссиями Совета Федерации". Напомню: в отношении Государственной Думы - депутатскими объединениями и комитетами, в отношении Совета Федерации - комитетами и комиссиями. Кроме того, предлагается внести изменение в статью 29 закона "О Счетной палате Российской Федерации". О чем идет речь конкретно? В статье 29 (глава 4) даются гарантии правового статуса сотрудников Счетной палаты. В частности, в абзаце пятом этой статьи написано: "Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты обладают гарантиями профессиональной независимости. Они могут быть досрочно освобождены от должности решением той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила..." И далее (делаю акцент): "...лишь в случаях...", затем перечисляются эти случаи. Таким образом, в действующей редакции закона дается исчерпывающий перечень случаев. Авторы законопроекта предлагают исключить слово "лишь" - это означает, что мы открываем эту часть, этот перечень, - и добавить следующие слова: "Представления об освобождении от должности Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты вносит в соответствующие палаты Федерального Собрания Российской Федерации Президент Российской Федерации". Именно добавляя этот абзац, мы убрали слово "лишь". Каковы могут - этот вопрос наверняка возникнет, - каковы могут быть основания у Президента Российской Федерации для внесения такого представления? Те, которые Президент Российской Федерации сочтет нужным. Еще один вопрос возникал: что произойдет, если Государственная Дума и (или) Совет Федерации не изберут на эту должность кандидата, предложенного Президентом Российской Федерации? Ответ: то же, что происходит и сейчас. В нашем Регламенте достаточно детально прописаны все процедуры, связанные с избранием Председателя Счетной палаты. Все эти процедуры действуют в полном объеме. Аналогичная ситуация в отношении Регламента Совета Федерации и тех процедур, которые, будучи детально прописаны Советом Федерации, сопровождают процедуру избрания заместителя Председателя Счетной палаты. В этом содержание законопроекта, который вам представлен и рекомендован Комитетом по бюджету и налогам к принятию, это предложение я передаю вам. Я надеюсь, что мне дадут возможность выступить и как автору, и как председателю подкомитета в одном выступлении. Так вот, как председатель подкомитета, я от имени комитета предлагаю Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Затем я оставляю возможность огласить и следующую часть решения нашего комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Депутат Игошин. Пожалуйста, включите микрофон. ИГОШИН И. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Николай Николаевич, вот вы обозначили в своем выступлении, что все регламенты прописаны в существующем законодательстве, но всё же здесь, наверное, нельзя полностью с вами согласиться: законопроект оставляет целый ряд неясных вопросов и они требуют доработки во втором чтении. Если мы этого не сделаем, то закон будет очень сложно применять на практике. Из тех вопросов, которые целесообразно доработать так, чтобы законопроект на них отвечал, можно, например, назвать следующие. Должен ли Президент Российской Федерации выдвигать только предложенные ему кандидатуры или он может также выдвинуть не предложенную ему кандидатуру? По какой процедуре это решение должно вноситься Президенту Российской Федерации? Каким большинством голосов при этом принимаются решения? В действующем Регламенте эти вопросы не прописаны. Должен ли президент вносить на рассмотрение палат Федерального Собрания все предложенные ему кандидатуры, или он должен... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос сформулирован практически, он понятен. Пожалуйста, Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н. Я уже отвечал коллеге Игошину на этот вопрос на заседании комитета. Хочу сказать, что я произнес только следующую фразу: "Комитет по бюджету просит принять законопроект в первом чтении", коллега. Это первое. Теперь второе. "Должен ли Президент Российской Федерации обязательно..." и далее по тексту, то есть делать то, о чем вы сказали? Нет, не должен. Данный законопроект такого ограничения на выбор президента не накладывает. А мы, как авторы, а именно коллеги Володин, Пехтин, Катренко и ваш покорный слуга, излагаем тот вариант, который мы внесли и который с 16 апреля находится здесь. Третье. Нормы Регламента в закон не переписаны и не переписываются, поэтому здесь они не присутствуют. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Бабурин Сергей Николаевич, ваш вопрос. БАБУРИН С. Н. Николай Николаевич, вы один из опытнейших политиков в нашей стране, поэтому у меня вопрос: всё же чем вызвана необходимость того, чтобы Государственная Дума и Совет Федерации отказались от контрольных полномочий и передали возможность определять кандидатуры Председателя Счетной палаты и его заместителя президенту? И второе. В вашей поправке записано такое слово, которое всегда сводит к нулю правовую норму: могут вноситься кандидатуры, вернее, мы можем рекомендовать, а можем не рекомендовать. Ведь это же мы приравниваем по правам парламент к неизвестному прохожему с улицы, который может дать совет, а может не давать совета. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Николаевич, я достаточно опытный человек, чтобы понять, откуда и почему родились эти вопросы, и я сейчас на них абсолютно искренне отвечу. Итак, первое. Почему может рекомендовать? Потому что в отношении депутатских групп иная формулировка показалась авторам законопроекта некорректной, потому что депутатские группы в данном случае... Скажем, речь идет о фракции. Предписывать фракции, что делать, а что не делать, закон не может. Это либо устав соответствующей партии, это воля избирателей, и мы не считали возможным писать в отношении этого образования Государственной Думы, что они должны это делать. А скажем, фракция ЛДПР считает, что она не хочет этого делать и это нарушает закон "О политических партиях", а она здесь является представителем политической партии. Это первое. Теперь что касается вопроса об отдаче контрольных функций. Контрольная функция Совета Федерации и Государственной Думы состоит в том, чтобы знать информацию, хотеть и мочь ею воспользоваться. Так вот, Сергей Николаевич... Я прошу прощения, что стою к вам спиной, но мне надо выбирать между вами и залом. Уважаемый Сергей Николаевич, вы прекрасно понимаете, что для того, чтобы от контролируемого органа органу контролирующему получить информацию, - а речь идет всего-навсего о Правительстве Российской Федерации и министерствах и ведомствах, руководители которых членами правительства являются, - вот именно для этого важен статус руководителя этого органа. В случае если этот закон будет принят, статус руководителей Счетной палаты, председателя и зама, повышается, и именно против этого ведется яростная борьба, а не в связи с точками перед кавычками, из-за которых мы перевносили текст. Речь идет именно об этом. А я считаю, что депутаты Государственной Думы достаточно ответственные перед страной люди и понимают, что между политическим самолюбием на одной чаше весов и возможностью реально получить объективную информацию есть разница. И мне кажется, что второе важнее первого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос Иванова Анатолия Семёновича. Потом Кузнецов, я вижу. Иванов Анатолий Семёнович, пожалуйста. ИВАНОВ А. С., фракция "Единая Россия". Уважаемый Николай Николаевич, правильно я понял, что если Государственная Дума не утверждает внесенную кандидатуру, то президент распускает Думу? ГОНЧАР Н. Н. Нет, вы поняли неправильно. Процедуры, о которых вы говорите, прописаны в соответствующих статьях Конституции Российской Федерации. Ответ закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемый докладчик, дело в том, что, на мой взгляд, кто назначает, кто принимает решение о руководителе, тот и задает направленность, и в данном случае, если это делает парламент, не соподчиняя свое мнение или желание президенту, независимость проверки более гарантирована, независимость работы вот этого органа. Если мы всё это отдаем на усмотрение президенту, то мы и Степашина или кого-то следующего тоже кладем туда вот на скамеечку, что называется, для похлопывания по определенным местам и тогда мы не получим в определенном смысле действительно независимую проверку, не связанную с какими-то политическими мнениями, как это делает сейчас прокуратура. Вот каково ваше мнение? ГОНЧАР Н. Н. Мое мнение не совпадает с вашим. И вы, и я имеем на это право. Единственное, я не имею возможности комментировать ваши слова, как и вы мои. Это первое. Теперь второе. Одна из трех составных частей марксизма отлила формулу, вы не можете ее не знать: опыт - критерий истины. У нас с вами есть опыт, и мы знаем о том противоречии, о котором я уже говорил, отвечая на вопрос Сергея Николаевича Бабурина. То, о чем вы говорите, не так. Фактически избирает Государственная Дума Председателя Счетной палаты, Совет Федерации - заместителя. И не случайно возникает вопрос: что произойдет, если Государственная Дума отвергнет предложение президента? Я хочу обратить ваше внимание: мы пишем закон не для Государственной Думы этого состава, не для этого президента, мы пишем закон для страны. Поэтому эта норма - важнейшая, но я еще раз говорю: авторитет Председателя Счетной палаты помогал и помогает ему сегодня правильно информировать Федеральное Собрание о тех проблемах, о которых не всегда хотят говорить в этом зале представители Правительства Российской Федерации. Ничего удивительного в этом нет. И если кандидатура Председателя Счетной палаты вносится по представлению президента, это знак не только для нас, но и для Правительства Российской Федерации тоже. Я подчеркиваю: этот закон пишется не только для нынешнего правительства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть, вижу две руки, три руки. Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемый Николай Николаевич, конечно, практика или опыт - критерий истины, как вы говорите, но опыт как раз говорит о том, что если, например, в Новосибирской области осуществляет проверку счетная палата, председателя которой избирают и находят депутаты, то она независима от администрации, и как бы администрации ни хотелось укрыть какие-то вещи или не поставить в программу ее рассмотрения какие-то вопросы, председатель абсолютно независим. И он сегодня показал, что это лучшая палата в Российской Федерации. Обратитесь к Степашину, и вы получите подтверждение. Если завтра мы, выбирая своего председателя контрольно-счетной палаты (я просто абстрагируюсь), вначале будем просить губернатора предложить кандидатуру, а он будет выбирать, кто согнется перед ним, а кто не согнется, то послезавтра независимость проверки просто исчезает как таковая. Проголосует ли совет или не проголосует - это уже технология, это уже неважно, но вы практически отобрали право у парламента находить и полностью принимать вот это решение. Парламент - это наиболее независимая часть государственной власти. Поэтому я считаю, что такое, как вы говорите, улучшение, вообще говоря, поставит саму Счетную палату в соподчиненное положение президенту, и не даст возможности поднять голову там, где команда президента или администрация президента, будет категорически возражать против той или иной проверки, что происходит сегодня и с прокуратурой. Нельзя голосовать за такие поправки! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тюлькин Виктор Аркадьевич. ТЮЛЬКИН В. А. Я коротко, поскольку я хотел раньше задать вопрос, но меня не заметили. Во-первых, я хотел обратить внимание на то, что практика - это действительно критерий истины. Но автор этих строк также любил повторять, что в политике в слова верят только дураки. Исходя из тех слов, которые мы сегодня услышали, в том числе при принятии закона о референдуме и прочем, прочем, вообще, я так понял, что дела плохи в государстве. И наверное, очень плохи, раз приходится принимать закон, запрещающий демонстрации, и затем закон о том, что референдум нельзя проводить, а теперь мы видим продолжение этой линии: давайте-ка теперь и главного контролера тоже отдадим полностью на откуп исполнительной ветви власти. Он и генерального прокурора - государственного контролера - предлагает, он и других должностных лиц предлагает, и правительство назначает, и контролировать сам себя будет. Вообще, это свидетельство того, что мы всё дальше и дальше уходим от каких-то элементов буржуазной, но демократии, катимся к абсолютизму и что на этом фундаменте вообще вполне можно построить государство с полицейским профилем, и до него уже совсем недалеко. Поэтому наша фракция будет голосовать против этого законопроекта и призывает все другие оппозиционные фракции или называющие себя таковыми присоединиться к этому. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игошин Игорь Николаевич. ИГОШИН И. Н. Уважаемые коллеги, мы уже принимали несколько раз в первом чтении законопроекты, которые потом дорабатывали во втором чтении и делали более юридически грамотными. Очевидно, что мы часто делали ошибку, когда не отмечали в первом чтении, что, поддерживая концепцию, будем дорабатывать законопроект во втором чтении, снимая те неясности, которые могут помешать применению закона. Поэтому я думаю, что вот хотя бы для стенограммы во время обсуждения в первом чтении мы должны сказать, что видим те проблемы, те неясности, юридические нестыковки, которые есть в законопроекте первого чтения, и, поддерживая концепцию, должны доработать его во втором. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Горячева Светлана Петровна, пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вот я хотела бы тоже очень коротко сказать о концепции этой законодательной инициативы. Знаете, почему она ущербна? Мне кажется, потому, что это совершенно ошибочное представление, что, если Председатель Счетной палаты назначается по представлению президента, от этого, так скажем, рейтинг нашей Счетной палаты во много раз увеличится. На самом деле это совершенно не так. И мы, как законодатели, если хотим действительно поднять уровень работы Счетной палаты, ее авторитет, должны в законе прописать более четкие, более последовательные правовые нормы, которые давали бы большие полномочия членам Счетной палаты, предоставляли бы им возможность влиять на исполнительную власть с точки зрения контрольных функций, предоставляли бы возможность Счетной палате более действенно реализовывать свои решения. Вот это, на мой взгляд, было бы совершенно правильно. Ну так и хочется вспомнить застойные времена, честное слово! Нам всё кажется, что, если, так скажем, самый главный чиновник России назначит или внесет кандидатуру Председателя Счетной палаты, от этого что-то изменится в государстве. Это очень плохо, если мы сегодня в демократическом обществе всё связываем с одной, пусть даже самой главной, фигурой в государстве. Это неправильно по сути. Поэтому мне бы хотелось сказать... Вот я слушала Николая Николаевича Гончара, отношусь к нему с большим уважением, но мне кажется... Ну как вы сами не понимаете, что нельзя в этой ситуации принимать законопроекты вот с такой концепцией, нужно усиливать компетенцию Счетной палаты через наделение Счетной палаты дополнительными полномочиями, более существенными полномочиями, в том числе в вопросах проверок и реализации тех норм, которые касаются их правовых функций. Вот это, на мой взгляд, наиболее правильный подход. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Крашенинников Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "Единая Россия". Вы знаете, я как раз хочу поддержать концепцию данного закона. Я согласен со Светланой Петровной. Конечно, можно было бы пойти дальше, дать право Счетной палате подавать исковые заявления в суд. Конечно, это бы очень сильно увеличило ее роль и значимость. Кстати, зарубежный опыт подсказывает, что в некоторых высших контрольных органах такая компетенция существует. Но давайте все-таки смотреть тот проект, который нам сегодня представлен. Мы знаем, что у нас по Конституции есть и исполнительная власть, и законодательная, и судебная, но есть конституционные органы, которые не вписываются ни в одну из этих ветвей. К этим органам относятся и Центральный банк, и Центральная избирательная комиссия, ну и, конечно, речь идет о том органе, о котором данный закон. И конечно, я могу здесь просто возразить коллегам, что представление президента при назначении Председателя Счетной палаты и его заместителя отнюдь не означает, что этот орган автоматически переходит к исполнительной власти, наоборот, наоборот, становится более самостоятельным. И я здесь полностью согласен с теми, кто говорил, что авторитет Счетной палаты поднимается. Мне также представляется, что у нас есть... Были высказаны опасения по поводу отсутствия процедур на случай, если, допустим, палата отклонит. У нас есть такие процедуры, например по генеральному прокурору. Я надеюсь, у нас таких эксцессов не будет, какие были несколько лет назад как с назначением, так и со снятием, но говорить о том, что таких процедур нет, - это, конечно же, неправильно. Как принимается это постановление - это в Конституции написано: принимаются постановления большинством голосов от общего числа депутатов. Уважаемые коллеги, я предлагаю поддержать данный законопроект. Я думаю, и данный законопроект, и Счетная палата будут продолжать играть позитивную роль в нашей экономике. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства? Пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект не подпадает под действие части третьей статьи 104 Конституции, поэтому не требует заключения правительства, тем не менее проект официального отзыва в правительстве был подготовлен и согласован, только он еще не успел пройти Комиссию по законопроектной деятельности и, таким образом, не внесен в Государственную Думу. Я оглашу несколько его положений, поскольку правительство в целом поддерживает принятие данного законопроекта. Статьи 83-89 Конституции действительно устанавливают перечень полномочий президента и не относят к ним представление Федеральному Собранию Российской Федерации кандидатов для назначения на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации и его заместителей. Но в июле 1995 года было постановление Конституционного Суда, и правовая позиция, которую занял Конституционный Суд, такова, что перечень полномочий Президента Российской Федерации может быть расширен с учетом принципа разделения властей. Полагаем, что в данном законопроекте мы имеем именно подобный случай и, таким образом, наделение Президента Российской Федерации полномочиями, которые предусматривает законопроект, имеет свои правовые основания. Также в нашем официальном отзыве содержалась критика одного из положений законопроекта, а именно предложения исключить в части четвертой статьи 6 ряд слов. Но в той редакции, которая сейчас представлена депутатам (эта редакция была переработана авторами законопроекта в соответствии со статьей 112, частью шестой, Регламента Государственной Думы перед рассмотрением в первом чтении), этот пассаж отсутствует. Таким образом, данный законопроект в целом поддерживается Правительством Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Нет. Заключительное слово предоставляется докладчику, Николаю Николаевичу Гончару. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, из обсуждения складывается впечатление, что большинство выступавших считает, будто Счетная палата - это орган парламентского финансового контроля. Это далеко не так, я цитирую статью 1 закона "О Счетной палате Российской Федерации", принятого в 1994 году Государственной Думой: "Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля", а вовсе не парламентского. В статье 80 Конституции Российской Федерации сказано, что главой государства в Российской Федерации является президент. Поэтому если речь идет о каких-то несоответствиях, то их тут близко нет. Это первое. И второе. Уважаемые коллеги, я еще раз повторяю: пока я говорил от имени комитета, я говорил только об одном - что комитет просит принять законопроект в первом чтении. Есть еще и вторая часть решения комитета, но я скажу о ней в том случае, если законопроект в первом чтении будет принят. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Уважаемые депутаты, мы обсудили законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", теперь нам необходимо определиться голосованием. Данный законопроект ставится на голосование в первом чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 16 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9% Проголосовало против 59 чел.13,1% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6% Результат: принято Принимается.