Заседание № 190
О проекте федерального закона № 427284-5 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения наименования высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); внесён Народным Собранием Республики Ингушетия).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, приступаем к рассмотрению пункта 15.1 повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Магомеда Хумайдовича Вахаева. ВАХАЕВ М. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона № 430281-5 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесённый депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации. Законопроектом предполагается установить, что наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может содержать слова и словосочетания, составляющие основу наименования должности главы государства - Президента Российской Федерации. В остальном субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять наименование указанной должности. Вариантами возможных наименований могут быть, например, "глава", "руководитель", "председатель правительства" и иные наименования. Законопроектом предусматривается установление переходного периода сроком на пять лет, в течение которого субъекты Российской Федерации смогут привести своё законодательство в соответствие с новыми требованиями федерального законодательства. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Виктора Васильевича Усачёва. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотите сразу по трём? Коллеги, принимается тогда такая процедура: мы заслушаем докладчиков и будет один содокладчик сразу по трём законопроектам. Пункт 15.2. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад представителя Народного Собрания Республики Ингушетия Руслана Магометовича Гагиева. Прошу вас. ГАГИЕВ Р. М., представитель Народного Собрания Республики Ингушетия. Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые коллеги! Позвольте мне называть вас так, поскольку я являюсь вашим коллегой - депутатом Народного Собрания Республики Ингушетия. Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии с пунктом 6 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление наименования должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено к ведению самого субъекта Российской Федерации. Это обстоятельство привело к закреплению в конституциях и в уставах субъектов Российской Федерации различных наименований: президент республики, глава администрации, губернатор. В большинстве национально-территориальных образований в составе Российской Федерации, включая Республику Ингушетия, высшие должностные лица этих субъектов именуются "президент республики". На наш взгляд, связано это в первую очередь с тем, что эти субъекты в период становления Федерации закрепляли за собой статус неких государств в государстве, однако такой подход, сложившийся в период становления государственного федеративного устройства Российской Федерации и имевший определённое политико-правовое оправдание, в настоящее время лишён своего рационального смысла. Отказ от наименования "президент республики" по отношению к руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации продиктован тем, что изменения, внесённые в механизм представления и утверждения этой категории должностных лиц, обуславливают необходимость уточнения формы взаимоотношений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации с Президентом Российской Федерации как главой государства, избранным посредством всеобщих прямых выборов и обеспечивающим согласованное функционирование всех органов государственной власти на основе взаимосвязанных положений Конституции Российской Федерации. Кроме того, принятие данного закона идёт в русле общеправовых и политических тенденций в нашей стране, способствует устранению двусмысленных положений из федерального и регионального законодательства. Примером возникновения подобного рода коллизий правового характера может служить конкретная ситуация, связанная с реализацией протокола во время официальной поездки Президента Российской Федерации в одну из арабских стран, когда в составе членов российской делегации оказались высшие должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, именовавшиеся общим словом "президент". Полагаем, что термин "президент" в сфере государственного управления должен обозначить лишь один институт - главы федеративного государства, главы Российской Федерации. С учётом вышеизложенного внесение изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", исключающего наименование "президент" в отношении руководителей регионов страны, представляется депутатам Народного Собрания Республики Ингушетия вполне правомерным. Реализация закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Просим вас, уважаемые коллеги, поддержать нашу инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, доклад по пункту 15.3 сделает представитель Парламента Чеченской Республики член Совета Федерации Заяд Мухамедович Сабсаби. Прошу вас. САБСАБИ З. М., представитель Парламента Чеченской Республики, член Совета Федерации. Добрый день, уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президент Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров выступил с инициативой, а Парламент Чеченской Республики поддержал её и в соответствии со статьёй 104 Конституции Российской Федерации в порядке законодательной инициативы вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют органы государственной власти, образуемые в соответствии с нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов этих субъектов. Президент Российской Федерации как глава государства является гарантом Конституции Российской Федерации, прав, свобод человека и гражданина в России, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Предлагаемые изменения в указанный закон относительно наименования высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вызваны тем, что слово "президент", употребляемое относительно руководителей самостоятельных административно-территориальных образований, у большинства населения ассоциируется с главой государства. Парламент Чеченской Республики выходит с инициативой внести изменения в статью 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", дополнив пункт 6 предложением следующего содержания: "Наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может содержать слова и сочетания, составляющие основу наименования должности главы государства - Президент Российской Федерации". Статья 2 предлагаемого законопроекта: "Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 1 января 2015 года устанавливается переходный период". Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, содоклад по пунктам 15.1, 15.2 и 15.3 сделает председатель Комитета по делам Федерации и региональной политике Виктор Васильевич Усачёв. Прошу, Виктор Васильевич. УСАЧЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлены три альтернативных законопроекта, внесённые Народным Собранием Республики Ингушетия, Парламентом Чеченской Республики, а также депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации. О содержательной части всех трёх законопроектов коллеги уже доложили. Я не буду повторять, но хочу подчеркнуть: комитет поддерживает концепцию всех трёх законопроектов, но хотелось бы отметить, что проект, внесённый Парламентом Чеченской Республики, нуждается в дополнительной лингвистической и юридико-технической доработке, а в законопроекте, представленном Народным Собранием Республики Ингушетия, отсутствует переходный период, и его принятие приведёт к увеличению расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации на текущий финансовый год. Исходя из вышеизложенного комитет предлагает принять в первом чтении проект федерального закона, внесённый депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации. Справочно. В настоящее время в двенадцати субъектах Российской Федерации используется термин "президент" в наименовании высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Кроме того, нужно отметить, что во всех этих республиках использование слова "президент" в наименовании главы республики нельзя отнести ни к историческим, ни к национальным традициям. У нас в республиках кроме названия "президент" есть ещё и другие. Например, в Республике Хакасия высшее должностное лицо - это председатель правительства, в Коми, Карелии - глава республики. То есть я хочу подчеркнуть, что принятие данного законопроекта не унифицирует названия высших должностных лиц, убирается только слово "президент", которое используется в названии главы государства Российская Федерация, а республики вправе сами определять своё название высшего должностного лица. Исходя из вышеизложенного прошу предложение комитета поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть вопросы? Один вопрос. Вижу, депутат Останина. Прошу вас. Микрофон включите. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Виктор Васильевич, существующая у нас парламентская практика предполагает, как правило, вступление закона в силу с момента его опубликования, после того как подписан президентом. Чем объясняется вот такой отлагательный характер вступления в силу всех трёх предложенных законопроектов? Только большой финансовой стоимостью для местных бюджетов? Вот то, что вы сказали по законопроекту из Чечни. Спасибо. УСАЧЁВ В. В. Только этим. Почему? Потому что мы получили на данный момент тридцать восемь отзывов субъектов Федерации и среди них ни одного отрицательного. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть необходимость выступать по данному законопроекту? Нет. Выносим на "час голосования" законопроекты под пунктами 15.1, 15.2 и 15.3.
15-й вопрос мы рассматриваем в режиме альтернативного голосования. Пункт 15.1. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Кто за? Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 15.2. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона из пункта 15.3. Кто за? Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Покажите результаты голосования по пункту 15.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 15 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Четыреста сорок три голоса "за". Покажите результаты голосования по пункту 15.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 47 сек.) Проголосовало за 103 чел.22,9% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 109 чел. Не голосовало 341 чел.75,8% Сто три голоса "за". Покажите результаты голосования по пункту 15.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 17 сек.) Проголосовало за 103 чел.22,9% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 107 чел. Не голосовало 343 чел.76,2% Сто три голоса "за". Уважаемые коллеги, таким образом, принимается в первом чтении проект федерального закона из пункта 15.1.