Заседание № 43
О проекте федерального закона № 42717-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части, касающейся участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в деле о банкротстве).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
26-й пункт повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Прошу выступить с докладом Сергея Вячеславовича Галичева. Сергей Вячеславович представляет Костромскую областную Думу. Пожалуйста, Сергей Вячеславович. ГАЛИЧЕВ С. В., представитель Костромской областной Думы. Добрый день, уважаемые коллеги! Данный законопроект несёт в себе две новеллы. Первая связана с возможностью участия исполнительных органов субъектов Федерации в рассмотрении дел о банкротстве и в ведении дел о банкротстве с правом совещательного голоса по трём направлениям. Первое - это наличие задолженности перед бывшими работниками должника. Это, пожалуй, самая основная проблема, которая сейчас выходит у нас на первый план, в частности в Костромской области, потому что как минимум два раза работники приходят в органы государственной власти, исполнительные и местные: первый - когда им не выплачивают заработную плату перед тем как объявить о банкротстве, второй - когда после банкротства остаётся выжженная земля, но заработная плата остаётся невыплаченной. И органы исполнительной власти вынуждены решать вопросы тех, кто приходит с детьми, с пустыми кастрюлями к зданию администрации. В частности, на сегодняшний день в Костромской области два таких предприятия. Если у должника нет неисполненных обязательств перед органами исполнительной власти, по закону у них возможности участия в деле о банкротстве нет, и работники остаются одни. Второе - это наличие на балансе должника социально значимых объектов. Несмотря на то что закон предусматривает, что социально значимые объекты должны передаваться в ходе процедуры банкротства, по статистике (вы любите статистику) 70 процентов детских садов были переведены в хозяйственные постройки и проданы как офисы, магазины и прочее, прочее, прочее во время ведения дел о банкротстве. И третье - это банкротство субъекта естественной монополии. Это действительно, простите за каламбур, естественная потребность, потому что и трансформаторы, и котельные во время банкротства из муниципалитета просто уходят, и жизнь это подтверждает. Вторая новелла - это дополнение перечня обязательных требований к арбитражному управляющему. В соответствии с законодательством у нас зачастую получается так, что арбитражный управляющий может управлять в Орле, Курске, Петропавловске-Камчатском, но не бывать на этих территориях. Мы предлагаем ограничить деятельность арбитражного управляющего по количеству предприятий и территорий, на которых они располагаются. Дело в том, что мы уже третий год выходим с этой законодательной инициативой, и в марте 2011 года комитетом по собственности были внесены поправки. У меня вызывает удивление, почему комитет по собственности нынешнего созыва вдруг рекомендует её к отклонению, тем более что комитет по местному самоуправлению единогласно поддержал нашу законодательную инициативу. Данная законодательная инициатива не противоречит ни Гражданскому кодексу, ни Конституции Российской Федерации, не требует дополнительного финансирования. Понятно, что, конечно, органы местного самоуправления, после того как люди остались без заработной платы и выплат по банкротству, накормят детей и наполнят кастрюли, но хотелось бы на самом деле, чтобы это делалось в рамках действующего законодательства, и хотелось бы услышать и увидеть поддержку Государственной Думы требований с мест. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Викторович Чиндяскин. ЧИНДЯСКИН С. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Чтобы не повторять, о чём этот законопроект, я начну сразу с тех позиций, по которым комитет, считает, его принимать нельзя. Первое. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" уже предусматривает участие сотрудников уполномоченного государственного органа. Таким органом Правительством Российской Федерации определена Федеральная налоговая служба - в качестве представителя кредиторов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов на собраниях кредиторов с правом голоса, а также в качестве участника рассмотрения дел о банкротстве в арбитражных судах. В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Кроме того, при рассмотрении дел о банкротстве должника, являющегося градообразующей организацией, в деле о банкротстве в обязательном порядке участвует представитель органа местного самоуправления, а федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть привлечены к такому участию по решению арбитражного суда. Второе. Комитет обращает внимание на то, что в соответствии со статьёй 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" сохранение целевого использования социально значимых объектов даже в случае их продажи в рамках конкурсного производства является обязательным. Третье. Принятие законопроекта означает обязательное участие представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в собрании кредиторов без права голоса, то есть не в качестве кредитора по налогам и иным обязательным платежам, а также участие представителей органов публичной власти во всех иных процедурах банкротства в случаях, когда отсутствует задолженность по налогам и иным обязательным платежам. Это противоречит установленному статьёй 1 Гражданского кодекса Российской Федерации базовому принципу автономии воли хозяйствующих субъектов и представляет собой необоснованное вмешательство государственных органов в их деятельность. Кроме того, законопроект не содержит каких-либо механизмов, с помощью которых представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующие в собрании кредиторов или в рассмотрении дел о банкротстве, могли бы реализовать цели своего участия - например, способствовать погашению задолженности должника по заработной плате перед его работниками. Четвёртое. Предусмотренные законопроектом правовые нормы могут привести при реализации процедур банкротства к коллизии интересов и действий различных органов государственной власти, в частности представляющих кредиторов по обязательным платежам Федеральной налоговой службы и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поскольку неясно, каким образом будет координироваться позиция представителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти и позиция представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при рассмотрении дел о банкротстве естественной монополии. Пятое. Предполагаемый законопроектом запрет назначения арбитражным управляющим гражданина, который уже утверждён арбитражным управляющим в трёх и более делах о банкротстве, представляется недостаточно обоснованным, поскольку на практике могут быть ситуации, когда рассматриваются дела о банкротстве группы юридических лиц, например основного и дочерних акционерных обществ. В таких случаях может возникнуть целесообразность назначения в качестве арбитражного управляющего одного и того же гражданина. С учётом перечисленного Комитет по вопросам собственности предлагает Думе отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы по докладу и содокладу? Есть вопрос у депутата Кашина. Пожалуйста, Кашин Борис Сергеевич. Микрофон, пожалуйста, включите. КАШИН Б. С. У меня вопрос к представителю комитета. Выступающий от Костромской областной Думы назвал цифру, что 70 процентов детских садов были приватизированы, фактически проданы в процессе процедуры банкротства, и создалась тем самым острая социальная проблема, о которой президент и премьер говорят, что её надо срочно решать. Вот вы назвали какие-то формальные причины, но непонятно, как вы оцениваете то, что произошло с детскими садами, и в чём тогда роль комитета, если вы уходите от попытки решить эту проблему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Викторович Чиндяскин. ЧИНДЯСКИН С. В. Вопрос хороший, конечно, - дети... Но как данный законопроект может решить эту проблему, если они, представители органа власти, даже без права голоса? То есть нет никаких механизмов решения данного вопроса в этом законопроекте, этим законопроектом проблема не решается, к сожалению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. В том числе и представители президента и правительства не выступают. Ставлю на голосование данный законопроект. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 21 сек.) Проголосовало за 141 чел.31,3 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 197 чел. Не голосовало 253 чел.56,2 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 36
О проекте федерального закона № 42717-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части, касающейся участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в деле о банкротстве).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПОНОМАРЁВ А. А., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я записывался, но почему-то электроника не сработала. Я прошу снять с рассмотрения проект федерального закона № 42717-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части расширения участия органов исполнительной власти в деле о банкротстве), разработчиком которого является Костромская областная Дума. Председатель Костромской областной Думы официально обратился с письмом и к Председателю Государственной Думы Нарышкину Сергею Евгеньевичу, и ко мне, как к депутату Государственной Думы от Костромской области, с просьбой о временном снятии законопроекта, для того чтобы рассмотреть его повторно на заседании комитета по собственности с участием представителя Костромской области, а потом вновь его внести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой это пункт повестки? ПОНОМАРЁВ А. А. Пункт 108. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
И наконец, коллега Пономарёв предложил исключить из повестки в связи с просьбой Костромской областной Думы пункт 108. Нет возражений?