Заседание № 105
О проекте федерального закона № 426908-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте" (принят в первом чтении 11 сентября 2018 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 35, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте". Александр Павлович Тетердинко, пожалуйста. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Напоминаю, что в первом чтении данный законопроект был принят в сентябре 2018 года, почти пять лет назад. Законопроект действительно касался существенного увеличения наказания за нарушения на воздушном транспорте, при этом не затрагивал аналогичные правонарушения, которые совершались на железнодорожном и водном транспорте. Ко второму чтению появилось понимание, что этот законопроект нуждается в существенной переработке, потому что увеличение этих наказаний необходимо распространять не только на воздушный транспорт, но и на железнодорожный, и на водный транспорт, потому что такие правонарушения совершаются и на данных видах транспорта. Понимая, что требуется полная переработка текста законопроекта, его автор - правительство Санкт-Петербурга, прошу прощения, Правительство Российской Федерации направило в Госдуму письмо от 23 февраля 2023 года с предложением отклонить данный законопроект во втором чтении. Поэтому Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Кто за то, чтобы отклонить законопроект, ранее принятый в первом чтении? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 12 сек.) Проголосовало за 303 чел.67,3 % Проголосовало против 25 чел.5,6 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято Отклоняется.
Заседание № 140
О проекте федерального закона № 426908-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра юстиции Юрий Сергеевич Любимов. Пожалуйста, Юрий Сергеевич. ЛЮБИМОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект подготовлен во исполнение перечня поручений президента № Пр-2184 и направлен на совершенствование норм законодательства об административных правонарушениях в части ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте. Проектом предлагается усилить административную ответственность за управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления, за управление пилотом в состоянии опьянения, за передачу управления воздушным судном лицу, также находящемуся в состоянии опьянения, за невыполнение лицами, находящимся на борту, законных распоряжений командира воздушного судна, а также за ряд иных противоправных деяний, совершаемых на воздушном транспорте. Понятно, что эти изменения обусловлены увеличением количества случаев нарушения требований безопасности на воздушном транспорте, высочайшей степенью общественной опасности этих деяний, а также тем, что действующие меры ответственности не пересматривались аж с 2009 года, соответственно, штрафы просто инфляционно сократились за это время. Кроме того, актуальной является проблема увеличения количества случаев совершения на борту воздушных судов хулиганских действий, угрожающих безопасности эксплуатации транспортных средств, создающих повышенную потенциальную и реальную опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства. В связи с этим, а также с целью гармонизации уголовного и административного законодательства проектом предлагается усилить административную ответственность за мелкое хулиганство, совершённое на различных видах транспорта. Принятие закона позволит установить адекватное и соразмерное административное наказание за совершение этих проступков и будет способствовать как общей, так и частной превенции совершения таких деяний. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать проект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Сергеевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Вячеслав Иванович Лысаков. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Юрий Сергеевич подробно доложил о сути предлагаемых изменений в действующее законодательство. Комитет этот законопроект поддерживает. Есть ряд замечаний по законопроекту, которые могут быть учтены в ходе его подготовки ко второму чтению. В связи с этим комитет предлагает поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Иванович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Юрий Сергеевич, ну, иногда, время от времени нам рассказывают о случаях, когда кто-то, особенно это звёзд касается, портит настроение пассажирам, причём часто это делается в нетрезвом состоянии, но я не припомню, чтобы нам говорили или показывали, как пилоты летают подшофе. У нас что, таких случаев много? В пояснительной записке указано, что было 17 авиапроисшествий, но подробно это не описано. ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое, уважаемый Сергей Владимирович, за ваш вопрос. Здесь, собственно, составы-то все старые, мы только повышаем ответственность, штраф за это существовал, как говорится, был символического размера. У нас есть данные Генпрокуратуры по анализу надзорной деятельности: рост происшествий с 2013 года по 2016 год - с 17 до 36 случаев, причём постепенный рост - 17, 23, 29, 36, это только авиационные происшествия. А по данным статотчётности органов прокуратуры, рост общего количества нарушений законов о безопасности - с 7200 в 2013 году до 8 тысяч в 2016 году. Только по данным "Аэрофлота", с 2006 по 2016 годы было зарегистрировано 3090 пассажиров, которые нарушили правила. Вот надо посмотреть, у меня с собой нет данных по пилотам, а такие случаи тоже были, не так много, конечно, но тоже были. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Юрий Сергеевич, бесспорно, запрет и серьёзное наказание за проступок - это важная часть формирования правового сознания гражданина, тем не менее гораздо более важной я считаю профилактику правонарушений. Так, чаще всего дебоширами, как вы совершенно верно заметили, становятся люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, то есть перевозчик, который допускает на посадку пьяного человека или допускает распитие алкоголя в процессе передвижения, повышает риск хулиганских выходок в салоне транспортного средства и подвергает опасности других пассажиров, и ведь это без учёта того дискомфорта, который испытывают соседи пьяного дебошира. Так вот планируется ли как-то решать эту проблему, например введением повышенной ответственности не только для выпивающих в процессе передвижения пассажиров, но и для допускающих это перевозчиков? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое за вопрос. Я-то как раз думаю, что ситуация, наверное, обратная, потому что перевозчик в максимальной степени страдает от пьяных пассажиров. Любой случай авиадебоширства - это как минимум задержка рейса, что может, во-первых, повлечь гражданско-правовые санкции в отношении перевозчика, во-вторых, нарушить график дальнейшего движения самолёта, сбить всё расписание. Как раз авиакомпании за этим стараются следить, другое дело, что это не всегда можно сделать при посадке, потому что очень многие пассажиры приводят себя в состояние, так сказать, повышенного настроения уже непосредственно на борту. Думаю, что там превенция есть, а мы по крайней мере даём авиакомпаниям инструментарий для этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Юрий Сергеевич, вы сказали, что у вас нет статистики по случаям управления воздушными судами пилотами в состоянии алкогольного опьянения, тем не менее такие случаи были. А есть ли у вас информация, какие это авиакомпании, чтобы жители Российской Федерации знали и понимали, на самолётах каких авиакомпаний нежелательно летать, потому что пилоты в состоянии алкогольного опьянения управляют воздушными судами? Это первое. И второе. Ответственность, штраф в размере 50 тысяч - не мало будет, как вы считаете? Мы же прекрасно понимаем несоразмерность административной ответственности и тех последствий, которые может повлечь за собой управление воздушным судном в состоянии алкогольного опьянения. ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое за вопросы. По первому вопросу. У меня, к сожалению, таких данных нет. Можем попробовать поискать, если найдём что-то в наших материалах или в материалах коллег, то обязательно вам представим, но я думаю, что это, конечно, единичные случаи. В отношении второго вопроса. Безусловно, ясно, что если опьянение привело к каким-то последствиям, не дай бог, то ответственность будет уже другая, уголовная, и в зависимости от последствий она может быть очень и очень тяжёлой, даже если речь идёт об инциденте, который не повлёк смерть или ранение пассажиров. Что касается первой, статистической части, мы посмотрим, но у нас нет даже общих статистических данных, тем более нет данных в разрезе авиакомпаний. Я всё-таки надеюсь, что речь идёт не об авиакомпаниях, а в большей степени о каком-то, так сказать, индивидуальном, корпоративном транспорте, там, наверное, это случается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сидякин Александр Геннадьевич. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Юрий Сергеевич, вот я посмотрел пояснительную записку, и там в качестве одной из причин повышения штрафов указывается инфляция, мол, с 2009 года она ежегодно росла на 7-10 процентов. Во-первых, такой механический подход я впервые встречаю при подготовке законопроекта и пояснительной записки, во-вторых, штрафы-то повышаются не на 70-80 процентов, а в 500-1000 раз, то есть это явно больше, в несколько раз больше, чем инфляция. Это первый вопрос. И второй. Мы всё время говорим о правоприменительной практике в отношении авиадебоширов, но в законопроекте повышаются штрафы и за другие проступки, в том числе на железнодорожном транспорте, где ездит гораздо менее состоятельная публика. Скажите, пожалуйста, где практическая связь между примерами из практики и таким повышением штрафов на всех видах транспорта? Про авиадебоширов мне всё понятно, а вот по другим видам? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо вам большое за хороший и действительно интересный вопрос. Он очень много обсуждался, и при проработке текста законопроекта в правительстве мне этот вопрос задавали, в частности на заседании законопроектной комиссии. Действительно, часть этого проекта закона связана с повышением штрафов, и явно не инфляционным, здесь я с вами полностью согласен, с повышением ответственности за мелкое хулиганство на различных видах транспорта. Мы исходили из того, что действия, совершённые на транспортном средстве, обладают повышенной общественной опасностью в силу того факта, что даже если они не связаны с воздействием на того, кто ведёт транспортное средство, скажем на водителя автобуса или машиниста поезда (в таком случае это может повлечь действительно очень серьёзные последствия), а просто привели к конфликту между пассажирами, то это как минимум может задержать транспортное средство, соответственно, нарушить планы огромного количества пассажиров, которые вместе с этими дебоширами путешествуют. Поэтому и вводятся повышенные санкции, но, безусловно, есть какой-то резерв для обсуждения ко второму чтению размера этих санкций. Мы предложили такое решение именно в связи с повышенной опасностью таких деяний именно на транспорте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Говорин Николай Васильевич. ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Сергеевич, в названии законопроекта значится воздушный транспорт, в то время как в тексте дополнительно рассматривается вопрос об административной ответственности за правонарушения и на других видах транспорта - почему так? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо вам большое за замечание. Оно совершенно справедливое, учтём обязательно, готовы доработать ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Марченко Евгений Евгеньевич. МАРЧЕНКО Е. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К сожалению, не успел записаться, чтобы задать вопрос, но хотел бы обратить внимание, Юрий Сергеевич, на то, что кроме алкогольного опьянения есть ещё и наркотическое опьянение и у нас в Уголовном кодексе, если я не ошибаюсь, ответственности за употребление наркотиков нет. Не считаете ли вы нужным, так сказать, дополнить эту статью административного кодекса нормой об ответственности за наркотическое опьянение? Ну и вообще прокомментируйте, если это возможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Сергеевич, в заключительном слове. ЛЮБИМОВ Ю. С. Хорошо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Быков Олег Петрович, будете выступать? Была запись и исчезла. Включите микрофон Олегу Петровичу Быкову. БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иван Иванович, единственно, хотелось бы обозначить позицию фракции: мы поддерживаем принятие данного законопроекта. Хотелось бы обратить внимание на то, что в наших силах, именно мы можем обеспечить законодательное регулирование с целью минимизации возможных рисков и исключения человеческого фактора. Это не единственная мера, которая, я думаю, должна рассматриваться, и впереди у нас ещё много работы в части обеспечения безопасности воздушных перевозок, авиационной безопасности в целом. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Сергеевич, пожалуйста, заключительное слово. ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое. В порядке комментария относительно отмеченного - близости деяний, совершённых в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Мы действовали здесь в рамках президентского поручения, которое было связано только, так сказать, с пьяницами, но, в общем, не возражаем против того, чтобы коллегами-депутатами эти нормы были доработаны и распространены на лиц в состоянии наркотического опьянения. Просто мы действовали в рамках поручения. И спасибо большое, уважаемые коллеги, за дискуссию, за большое количество интересных, действительно дельных вопросов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик, Вячеслав Иванович Лысаков, пожалуйста. Включите микрофон. ЛЫСАКОВ В. И. Спасибо. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Юрий Сергеевич! Я думаю, не будет ошибкой расширение поручения, потому что, напомню коллегам, кроме алкогольного и наркотического опьянения есть ещё опьянение психотропными веществами - так что, конечно, надо учитывать существующие реалии. И когда я говорил, что по законопроекту есть ряд замечаний, то имел в виду как раз и возможную корректировку названия, и анализ адекватности предлагаемых мер. Всё это можно доработать ко второму чтению, чем мы и займёмся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 47 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.