Заседание № 118

24.05.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 426870-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об определении статуса технологической нефти в магистральных нефтепроводах "Туймазы - Омск - Новосибирск-2" и "Омск - Павлодар".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4149 по 4575 из 6341
21-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между         
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об    
определении статуса технологической нефти в магистральных нефтепроводах         
"Туймазы - Омск - Новосибирск-2" и "Омск - Павлодар". Докладывает официальный   
представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра энергетики   
Анастасия Борисовна Бондаренко.                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БОНДАРЕНКО А. Б., официальный представитель Правительства Российской            
Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается        
проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством       
Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об определении       
статуса технологической нефти в магистральных нефтепроводах "Туймазы - Омск -   
Новосибирск-2" и "Омск - Павлодар". Соглашение подписано 9 ноября 2017 года в   
городе Челябинске.                                                              
                                                                                
Целью соглашения является урегулирование спорной ситуации, при которой после    
распада Союза Советских Социалистических Республик и разделения нефтепроводов   
по территориальному принципу остался нерешённым вопрос о статусе, вопрос о      
праве собственности на 62 048 тонн нефти в нефтепроводе "Туймазы - Омск -       
Новосибирск-2" на участке, расположенном на территории Казахстана, и 141 728    
тонн нефти в нефтепроводе "Омск - Павлодар" на территории Российской            
Федерации. Находящаяся в союзной собственности нефть в обоих трубопроводах      
была поставлена на балансы дочерних организаций ПАО "Транснефть" и АО           
"КазТрансОйл". Технологическая нефть, находящаяся на российском участке,        
оказалась на балансе казахстанской компании, и наоборот, находящаяся на         
казахстанском участке нефтепровода нефть - на балансе российской компании.      
                                                                                
В ходе проведённой работы было предложено заключить межправсоглашение,          
которое урегулировало бы права собственности на нефть по территориальному       
признаку. Соглашение закрепляет право собственности на технологическую нефть,   
а также регулирует порядок расчётов и компенсаций, связанных с различным        
количеством технологической нефти, находящейся в указанных трубопроводах. В     
результате урегулирования этих вопросов АО "Транснефть - Урал" и АО             
"КазТрансОйл" не получат какой-либо экономической выгоды. Соглашение            
предполагает обмен нефти, принадлежащей казахстанской компании и                
расположенной в российском участке трубопровода, на нефть, принадлежащую        
российской компании и расположенную в казахстанском участке трубопровода,       
объём обмениваемой нефти составляет 62 048 тонн. Остаток нефти в объёме 79      
680 тонн, принадлежащей казахстанской компании, физически будет передан с       
территории Российской Федерации путём вытеснения по нефтепроводу "Омск -        
Павлодар". Приобретён такой объём нефти будет дочерним обществом ПАО            
"Транснефть" (АО "Транснефть - Западная Сибирь") за счёт собственных средств    
за рамками соглашения.                                                          
                                                                                
Статьёй 4 соглашения предусматривается, что признание права собственности на    
нефть в целях налогообложения не рассматривается в качестве дохода при          
исчислении применительно к Российской Федерации налога на прибыль организаций   
и применительно к Республике Казахстан корпоративного подоходного налога, а     
также не является реализацией или оборотом по реализации для исчисления         
косвенных налогов - и налога на добавленную стоимость, и акциза - как на        
территории Российской Федерации, так и на территории Республики Казахстан,      
кроме того, не признаётся облагаемым импортом по законодательству Республики    
Казахстан, не подлежит обложению иными налогами, сборами и другими              
обязательными платежами.                                                        
                                                                                
Поскольку соглашение содержит правила иные, чем установлены национальным        
законодательством, оно подлежит ратификации в соответствии с Федеральным        
законом "О международных договорах...".                                         
                                                                                
Исполнение соглашения не потребует изменения законодательства и принятия        
новых федеральных законов, не противоречит положениям Договора о Евразийском    
экономическом союзе и не повлечёт дополнительных расходов федерального          
бюджета.                                                                        
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Анастасия Борисовна.                                
                                                                                
С содокладом от комитета по делам СНГ выступает Умахан Магомедгаджиевич         
Умаханов.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
УМАХАНОВ У. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! 9 ноября 2017 года Правительством   
Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан было подписано       
соглашение об определении статуса технологической нефти в магистральных         
нефтепроводах "Туймазы - Омск - Новосибирск-2" и "Омск - Павлодар". 27 марта    
2018 года Правительство Российской Федерации внесло соглашение на ратификацию   
в Государственную Думу.                                                         
                                                                                
В комитете Государственной Думы по делам СНГ проведена необходимая экспертная   
работа. В подборке материалов имеются положительные заключения Правового        
управления Аппарата Государственной Думы, Счётной палаты Российской Федерации   
и комитетов соисполнителей - Комитета Государственной Думы по энергетике и      
Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству.                    
                                                                                
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения..." соответствует          
положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а    
также положениям иных международных договоров Российской Федерации.             
                                                                                
Исходя из изложенного Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской    
интеграции и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе       
ратифицировать упомянутое соглашение. Прошу поддержать.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги.                                         
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Анастасия Борисовна, не помешает ли реализация соглашения желанию Казахстана    
дать Соединённым Штатам возможность развернуть две базы на Мангышлаке?          
                                                                                
БОНДАРЕНКО А. Б. Предметом этого соглашения является решение старой спорной     
ситуации. Отдельные вопросы, связанные с двусторонними отношениями Казахстана   
с другими иностранными государствами, в указанном соглашении не регулируются.   
По моему мнению, каждое государство свободно в волеизъявлении в своих           
международных отношениях.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кравец Александр Алексеевич.                                                    
                                                                                
КРАВЕЦ А. А. Анастасия Борисовна, поскольку здесь речь идёт о нефтепроводах,    
которые заложили основы нефтехимического комплекса в Омске как крупнейшего в    
стране в советские времена, сообщу: за май в Омске шесть раз поднимали цены     
на горюче-смазочные материалы. Скажите, пожалуйста, не создаём ли мы новых      
предпосылок для оправдания дальнейшего роста цен на столь важные и              
необходимые продукты нефтехимического комплекса?                                
                                                                                
БОНДАРЕНКО А. Б. По нашему мнению, указанное соглашение не влияет на            
ценообразование на рынке, поскольку решает конкретно технологические вопросы    
транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам и решает вопросы лишь о    
статусе права собственности на нефть, которые не были решены до этого.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемая Анастасия Борисовна, в продолжение прозвучавшего         
вопроса: скажите, пожалуйста, что выигрывает Российская Федерация от            
ратификации данного соглашения и как может сказаться его ратификация на         
интересах, в частности, омских нефтепереработчиков? Я тоже депутат от Омского   
региона.                                                                        
                                                                                
БОНДАРЕНКО А. Б. Что касается интересов омских нефтепереработчиков, это никак   
не затрагивает их интересов по той простой причине, что технологическая нефть   
- это нефть, которая должна находиться в трубе для физического обеспечения      
передачи продукта по трубопроводу, потому что по пустой трубе нефть не течёт.   
Труба должна быть заполнена нефтью, чтобы продавец, который сдаёт нефть на      
одном участке трубы нефтепровода, смог переместить нефть в пункт, в котором     
покупатель может её получить, потому интересы переработчиков не будут           
затронуты.                                                                      
                                                                                
Для Российской Федерации это соглашение в первую очередь важно с точки зрения   
интересов компаний, как российских, так и казахстанских, так как на спорный     
товар они получат закреплённое право собственности.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Анастасия Борисовна, вчера было заседание межпарламентской          
комиссии ПА ОДКБ, и единственное государство, которое не прислало               
парламентария - подчёркиваю: не парламентария прислали, а другого человека, -   
это Казахстан. В связи с этими базами в Каспийском море, во внутреннем море     
пяти государств, скажу, что единственное государство, причём являющееся         
членом ОДКБ, которое, имея перед нами соответствующие обязательства и           
договорённости по безопасности, рассматривает вопрос о предоставлении           
американцам военных баз, то есть портов, о чём коллега уже говорил, - это       
Казахстан. Что для нас будет отрицательного, если мы не ратифицируем данное     
соглашение, и почему вы считаете, что это невзаимосвязанные вопросы? Очень      
даже взаимосвязанные вопросы - и геополитически, и экономически, и с точки      
зрения военной безопасности.                                                    
                                                                                
БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо большое за вопрос. Я считаю, что все вопросы           
двусторонних отношений государств взаимосвязаны, связаны  между собой, однако   
именно нератификация этого соглашения повлечёт следующее. Хозяйствующие         
стороны не смогут урегулировать между собой этот вопрос, особенно с учётом      
налогообложения, они будут вынуждены обращаться к органам власти государств,    
которые будут решать этот спор в Экономическом суде СНГ, поскольку              
хозяйствующие субъекты не смогут обратиться в этот суд в силу своего статуса,   
это будет лишь дополнительная нагрузка. Решением суда будет зафиксировано то    
же, что и сейчас будет фиксироваться в соглашении.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрейченко Андрей Валерьевич.                            
                                                                                
АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Добрый день, Анастасия Борисовна! У меня также вопрос к       
вам. Во-первых, хочу спросить, где всё-таки первоначально добывалась эта        
нефть? Насколько я понимаю, как следует из документов, она добывалась           
всё-таки на территории нашей страны. Ну, может быть, это и не так - вы          
уточните.                                                                       
                                                                                
В продолжение этого вопроса, вторая часть, хотелось бы просто узнать кратко     
историю: как так получилось, что нефть, проходящая по нашему трубопроводу, по   
сути, оказалась в собственности другого государства? Эти вопросы важны.         
                                                                                
И в продолжение того, о чём коллеги спрашивали: так или иначе, со стороны это   
всё-таки опять смотрится как некая уступка союзнику, который лавирует между     
государствами, как продолжение такой политики, - мы то в Венесуэлу деньги       
вкачиваем, то вот с Казахстаном идём на уступки, а потом там либо меняются      
режимы, как это, скорее всего, рано или поздно произойдёт в Венесуэле, либо     
действуют так, как казахи, которые не присутствовали на заседании ОДКБ?         
                                                                                
БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо, Андрей Валерьевич, за вопрос. Напомню, что эта        
нефть находилась в союзной собственности, то есть в собственности нашей         
страны, безусловно, была нашей, потому что это был Союз Советских               
Социалистических Республик. При разделении государства, при разделении прав     
собственности на имущество, недвижимое и движимое, так получилось, что          
недвижимое имущество (магистральные трубопроводы) было определено по            
территориальному признаку, а в отношении движимого имущества (нефти,            
находящейся внутри этих нефтепроводов) произошёл какой-то сбой: нефть была      
закреплена на балансах компаний в обратном порядке, то есть российская нефть    
- на балансах казахстанской компании и казахская - на балансах российской.      
Это была общесоюзная собственность, но в связи с отсутствием каких-либо         
первичных документов, подтверждающих разделение бухгалтерского баланса в 90-е   
годы, на данный момент всеми уполномоченными органами зафиксировано, что        
установить принадлежность конкретной нефти невозможно, поэтому стороны          
исходят из конкретных объёмов, сейчас закреплённых в бухгалтерских документах   
за каждой из компаний.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сысоев Владимир Владимирович.                                                   
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Анастасия Борисовна, как-то удивительно, что с 1991 года этот      
вопрос только сейчас подняли, и мы пытаемся его урегулировать. Я думаю, для     
вас не секрет, что мы в своё время провели так называемый нефтяной манёвр,      
когда фактически поддержали нефтеперерабатывающие заводы Казахстана и           
Белоруссии в ущерб российским регионам, которые недополучили в региональную     
доходную часть бюджетов миллиарды рублей, да и федеральный бюджет от этого      
особо не выиграл. Сейчас вы говорите, что нефть принадлежала Советскому         
Союзу, но в пояснительной записке чётко прописано, что нефть, принадлежащая     
сегодня "КазТрансОйлу", казахстанской компании, находится на территории         
Российской Федерации. Возникает вопрос: в чьих интересах принимается это        
соглашение, где здесь выгода Российской Федерации, до каких пор мы будем        
помогать компаниям иностранных государств, разбазаривая нашу, российскую        
собственность?                                                                  
                                                                                
БОНДАРЕНКО А. Б. Вопрос с урегулированием собственности на нефть отражён в      
бухгалтерских документах компаний. Трубопроводы были закреплены по              
территориальному признаку, равно как предполагалось и закрепление по            
территориальному признаку нефти, и сейчас так же, по территориальному           
признаку, решается вопрос определения статуса этой нефти. Поэтому вопрос        
восстановления исторической справедливости, я думаю, здесь не стоит, а стоит    
вопрос исключительно правильного оформления прав компаний на нефть.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шперов Павел Валентинович.                                                      
                                                                                
ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Анастасия Борисовна, 28 лет этот вопрос не решался и не поднимался, и у меня    
вопрос такой: кто же был инициатором постановки данного вопроса? И ещё          
вопрос: какую мы всё-таки получим пользу от передачи 62 тысяч тонн нефти        
другому государству, учитывая, что начальная и конечная точки нефтепровода      
находятся на территории Российской Федерации и, как я понимаю, идёт только      
транзит по территории Казахстана, то есть фактически это наша российская        
нефть, которая только идёт по территории Казахстана? Не проще ли было бы        
решить вопрос о передаче трубопровода в российскую собственность?               
                                                                                
БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо за вопрос. Права собственности на трубопроводы были    
закреплены, при этом именно нефтепровод "Омск - Павлодар" имеет крайнюю точку   
на территории России и крайнюю точку на территории Казахстана, он проходит      
перпендикулярно государственной границе между Российской Федерацией и           
Республикой Казахстан.                                                          
                                                                                
К вопросу о том, что получит Российская Федерация. Российская компания          
получает правильное оформление прав собственности на своё имущество, равно      
как и казахстанская.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить, коллеги? Есть желающие.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, ещё раз подробнее разъясню. Суть вопроса         
заключается в том, что вчера состоялось заседание комиссии, в котором должны    
были принимать участие парламентарии стран - членов ОДКБ, и, понимая, что,      
скорее всего, этот вопрос будет обозначаться, нам хотелось услышать             
разъяснения от нашего стратегического партнёра, друга. А дружба эта нам очень   
дорого стоит, мы исправно платим аренду за "Байконур", который в советское      
время был построен советскими гражданами и, так получилось, оказался потом на   
территории другого государства, как и промышленные предприятия на Украине.      
Они прислали ответственного секретаря, который в любой момент может ответить,   
что он не уполномочен отвечать на вопрос насчёт американских баз на Каспии. В   
связи с этим я считаю, что мы спешим.                                           
                                                                                
Хотелось бы увидеть схему, на которой будут обозначены границы государств,      
труба, услышать чёткое разъяснение по поводу экономической прибыли и по         
поводу того, как же этот вопрос решался до сегодняшнего дня. Как легко и        
быстро на Российскую Федерацию можно надавить какой-то информацией в            
Интернете! И хотелось бы, чтобы профильный комитет - я уже боюсь обозначать     
позиции, может быть, это касается и Комитета по обороне - запросил эту          
информацию. Внутреннее море пяти государств: Ирана, Азербайджана, Казахстана,   
Туркмении, России - никому, кроме члена ОДКБ, не пришло в голову с              
американцами начать так дружить и такие вопросы рассматривать, при этом зная    
прекрасно, какие сейчас натянутые отношения и что происходит вокруг             
Российской Федерации. Я думаю, что нам нужно провести тщательное                
расследование, кому из чиновников это нужно, что вдруг сподвигло именно         
сейчас поставить этот вопрос. Предлагаю отложить его, рассмотреть, получить     
информацию, почему для Казахстана, как члена ОДКБ, приемлемо контактирование    
в военной сфере и использование Каспийского моря для американцев, то есть       
получить исчерпывающую информацию от этой стороны - по понятным причинам мы     
вчера не могли её получить, всегда приезжали депутаты от Казахстана, а в этот   
раз они почему-то не приехали, я думаю, не просто так, - ну и после этого       
принять соответствующее решение по поводу этого трубопровода.                   
                                                                                
Фракция ЛДПР не может поддержать эту ратификацию.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, если вы ходите из старого здания в новое    
или наоборот, то могли видеть, что в течение недели у нас здесь проходила       
российско-казахстанская выставка, и казахстанские депутаты были представлены    
достаточно значительным составом на межпарламентской встрече, - это к вопросу   
о наличии, отсутствии депутатов. Но вопрос несколько шире (вот здесь, кстати,   
присутствует наш уважаемый коллега статс-секретарь Панков), я вам хочу          
сказать, что все три вопроса о ратификациях взаимосвязаны и проблема здесь      
значительно глубже, она касается не именно этого, а всех трёх вопросов.         
                                                                                
В течение 15 лет все среднеазиатские республики, и Казахстан в том числе,       
резко снизили - я думаю, не по своей воле, а благодаря действиям господина      
Сердюкова - подготовку кадров, в том числе военных, в наших вузах и             
академиях. В это же время на гранты США и Турции идёт обучение, массовое        
обучение военных из среднеазиатских республик, и Казахстана в том числе, в      
Турции и в Соединённых Штатах Америки, что неизбежно приведёт и к более         
глубоким вопросам в экономической сфере. И мне кажется, что вот такие вопросы   
вообще должны согласовываться на более высоком уровне, ведь когда мы отдаём     
это на рассмотрение по отраслевому принципу, скажем, в Министерство             
энергетики, то не учитываются наши стратегические возможности, необходимости.   
В данной ситуации замминистра представляет интересы, скажем, нашего нефтяного   
лобби, которое в принципе транснационально по своей сути и для которого         
получение выгоды необязательно связано с интересами Российской Федерации, а     
зачастую противоречит интересам Российской Федерации. Так что, наверное,        
критиковать представителя Минэнерго не стоит в связи с этим, но комитетам,      
которые это готовят, мне кажется, надо на это обратить самое существенное       
внимание и перестать подходить формально при рассмотрении таких вопросов,       
необходимо собирать парламентские слушания, "круглые столы" - может быть,       
даже закрытые - и начинать обсуждать, почему на нашей территории американцы     
всё более серьёзно хозяйничают и, в общем-то, все негативы выбрасываются к      
нам, а все позитивы приходят к ним.                                             
                                                                                
И я вам рекомендую сегодня вечером посмотреть, что происходит на                
Петербургском международном экономическом форуме, кого госпожа Лагард как раз   
посадила в президиум - это то, о чём я вам говорил в выступлении при            
утверждении Кудрина, - и какие благодарности по поводу чего она там им          
высказывает.                                                                    
                                                                                
Советую всем быть внимательнее и глубже задумываться.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Зиннуров Ирек Хайдарович - от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                          
                                                                                
ЗИННУРОВ И. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"             
предлагает поддержать данный законопроект исходя из интересов Российской        
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Затулин Константин Фёдорович.                                                   
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, я разделяю озабоченность, выраженную несколькими             
депутатами Государственной Думы при обсуждении этого вопроса, сложностью        
нашего диалога с Казахстаном в принципе. Только мне очень не хотелось бы,       
чтобы Государственная Дума хоть в малой степени напоминала Верховную Раду       
Украины, где, как вы знаете, в огороде бузина, а в Киеве дядька. Речь идёт о    
конкретном вопросе, это тянется с 91-го года, и если кто-то думает, что этими   
тысячами тонн нефти - пусть даже тысячами - можно будет накормить несколько     
миллионов голодающих, то это не так. И наши отношения с Казахстаном на самом    
деле достаточно сложные, в том числе по тому вопросу, о котором не только       
высказавшиеся, но и все остальные тоже думают, - это вопрос о предоставлении    
транзитных баз не на Мангышлаке, который на самом деле в другой стороне, а в    
городе Гурьеве (теперь называется Атырау), но он имеет косвенное отношение ко   
всему этому. Если мы хотим навредить сложному диалогу с Казахстаном, давайте    
будем в каждом случае проявлять мелочность - она недопустима в международных    
отношениях!                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Нет.                                  
                                                                                
Анастасия Борисовна, у вас есть возможность выступить. Нет желания.             
                                                                                
Умахан Магомедгаджиевич? Тоже нет.                                              
                                                                                
Коллеги, ставлю законопроект на голосование.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    351 чел.                                          
Не голосовало                  99 чел.22,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.