Заседание № 201
О проекте федерального закона № 426814-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (о дополнительных мерах социальной поддержки).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Вопрос 16. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Доклад члена Комитета по труду и социальной политике Анатолия Семёновича Иванова. Пожалуйста. ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, поправки к данному законопроекту, поступившие в Комитет по труду и социальной политике, рассмотрены и включены в две таблицы: таблицу 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, и таблицу 2 поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Прошу одобрить данные таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Таблица 1 содержит восемь поправок. Нет необходимости отдельно обсуждать какую-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 37 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принято. Таблица 2 содержит девятнадцать поправок. Нужно ли обсуждать какую-либо из них отдельно? Селезнёв Валерий Сергеевич, потом Гартунг. Пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 3, 4 и 15. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Записал. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Прошу вынести на отдельное голосование поправку 2 и поправку 5. Всё, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, без 2, 3, 4, 5 и 15-й поправок. Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 44 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Принято. Селезнёв Валерий Сергеевич, по вашим поправкам. Включите, пожалуйста, микрофон. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. Я по поправкам 3 и 4 доложу вместе, а по поправке 15 - отдельно, с вашего позволения. Вся вина людей, которые пострадали пятьдесят три года и более лет тому назад состоит в том, что они жили не в эпоху гласности и не было Интернета. Поэтому из-за того, что государство тогда тщательно скрывало всё происшедшее, и до сих пор мы не можем назвать точную цифру пострадавших от тех событий на "Маяке". Напоминаю: 51-й и 57-й годы - две трагедии, которые унесли, по различным оценкам, экспертным оценкам, от миллиона и более человек. И даже существует терминология, что образован так называемый Восточно-Уральский радиоактивный след. Поправки 3 и 4, о чём они говорят? Этими поправками предлагается уравнять в льготах детей, в том числе находившихся внутриутробно у матерей, принимавших участие в ликвидациях последствий аварий. Внесение этих поправок обусловлено следующими аргументами. Я расскажу предысторию, чтобы было всем понятно. В органы власти, суды Челябинской области обратились примерно сорок пять человек с жалобами на то, что в момент участия в ликвидации аварий их матери были беременны ими. Граждане просили распространить на них действие тех же статей закона, что и на матерей, поскольку во время беременности мать и плод, по их мнению, являются одним целым. Суд общей юрисдикции гражданам отказал, сославшись на то, что это не предусмотрено действующим российским законом, а суд не имеет права расширительно трактовать его. В 2007 году центральный районный суд Челябинска обратился с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации на неконституционность статьи 1, которая не включает указанную категорию граждан. Конституционный Суд отказался принять запрос, сославшись на то, что включение в закон данной категории граждан является прерогативой федерального законодательства, то есть нашего с вами. Получается, что граждане есть, а статьи о них нет. Сейчас эти граждане подают один за другим жалобы в Европейский Суд по правам человека. Таких пострадавших всего по России около пятидесяти человек, потому что 80 процентов умерли сразу после рождения от полученных доз радиации. Учитывая огромную естественную убыль населения, расходы по данной статье будут минимальными. И я просто призываю коллег к тому, чтобы принять эти поправки и помочь сорока пяти - пятидесяти гражданам нашей страны, которые пострадали столько лет тому назад. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Семёнович, позиция комитета. ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, предоставление лицам, которые находились в состоянии внутриутробного развития, льгот, установленных для ликвидаторов, является необоснованным. Комитет не поддерживает данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставятся на голосование поправки 3 и 4 из таблицы 2. Кто за то, чтобы принять? Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 24 сек.) Проголосовало за 107 чел.23,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 108 чел. Не голосовало 342 чел.76,0 % Результат: не принято Не принято. Пожалуйста, Селезнёв Валерий Сергеевич, по поправке 15. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Поправка 15, очень коротко. Предлагается данной поправкой распространить меры социальных гарантий на детей не только первого и второго поколений, но и последующих. Какая мотивировка при внесении этой поправки? Дело в том, что две трагедии сопоставимых по своему масштабу последствий - это чернобыльская, которая всем известна, и... Ещё раз повторяю с этой трибуны, что у "чернобыльцев" есть мощное лобби, у "маяковцев" нет этого мощного лобби, и поэтому у них почему-то учитываются только первое и второе поколения, а последующие поколения данным законопроектом не учитываются. Я считаю, что необходимо внести социальную справедливость и отразить это так, как отражено в законе о "чернобыльцах". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Семёнович, позиция комитета. ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, до настоящего времени не найдены генетические последствия в потомстве облучённых лиц, кроме детей, находящихся во внутриутробном состоянии. Такие исследования проводились, в том числе проводились в Японии. Поэтому последствия такие как бы не усматриваются. В связи с этим включение категории детей последующих поколений необоснованно. У "чернобыльцев" данная норма есть, но она пока ещё ни разу не применялась. Комитет не поддерживает данную поправку. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 15. Кто за то, чтобы её поддержать? Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 22 сек.) Проголосовало за 103 чел.22,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 103 чел. Не голосовало 347 чел.77,1 % Результат: не принято Не принято. Гартунг Валерий Карлович, ваши поправки, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я буду краток. Дело в том, что депутат Селезнёв уже изложил суть поправок, когда говорил о поправке 3. Здесь аналогичная поправка, которую внёс я, и такая же поправка внесена была Законодательным Собранием Челябинской области. Мы считаем, что нужно поддержать эти поправки, прошу за них проголосовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы сразу смотрим поправки 2 и 5. Пожалуйста, Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, по поправке 5 принята другая поправка, она находится в таблице 1 - поправка 2. Поэтому нет необходимости принимать данную поправку. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз включите микрофон. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Борис Вячеславович, я говорил о поправке 2, а по поправке 5 я ещё не высказался. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. По поправке 2, пожалуйста. ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, когда я отвечал на поправки коллеги Селезнёва... в данном случае это та же самая поправка, поэтому обоснование тоже такое. Комитет не поддерживает данную поправку. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 2 из таблицы 2. Кто за то, чтобы её поддержать? Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 07 сек.) Проголосовало за 109 чел.24,2 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 111 чел. Не голосовало 339 чел.75,3 % Результат: не принято Не принято. Ну и тогда уже снова по поправке 5. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Я буду краток. Здесь речь идёт о том, что мы предлагаем ту же норму, которая распространяется на детей "чернобыльцев". Спасибо. ИВАНОВ А. С. Ну, я уже ответил на этот вопрос. Данная поправка фактически учтена, то есть принята такая же поправка по установлению определённых сумм по мерам социальной поддержки, эта поправка находится в таблице 1, это поправка 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ну, в этой ситуации тем не менее мы должны проголосовать. Ставится на голосование поправка 5 из таблицы 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 11 сек.) Проголосовало за 105 чел.23,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 105 чел. Не голосовало 345 чел.76,7 % Результат: не принято Не принято. Мы рассмотрели поправки. Анатолий Семёнович, какие предложения ещё будут у вас? ИВАНОВ А. С. Данный законопроект Комитетом по труду и социальной политике подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по тексту законопроекта не имеется. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будет ли кто-то выступать по мотивам? Селезнёв Валерий Сергеевич, всё, больше никто не будет. 16-й вопрос выносим на "час голосования".
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", второе чтение. Голосуйте, коллеги! Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 01 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принято. Этот же законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 29 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Принято.
Заседание № 193
О проекте федерального закона № 426814-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (о дополнительных мерах социальной поддержки).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 19. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Докладывает Юрий Викторович Воронин, официальный представитель правительства, статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития. Пожалуйста, Юрий Викторович. ВОРОНИН Ю. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представленный на ваше рассмотрение проект федерального закона был разработан в целях соблюдения принципа равенства прав различных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации, получивших одинаковый вред здоровью, и предусматривает выравнивание уровня социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В настоящее время на граждан, пострадавших вследствие аварии на производственном объединении "Маяк", распространено действие закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В целях реализации принципа равенства законопроектом предусматривается внести в федеральный закон по "Маяку" изменения, предусматривающие установление трёх дополнительных мер социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие этой аварии. Первое. Предлагается увеличить не менявшиеся с 1 января 2001 года размеры двух компенсаций, установленных отдельным категориям граждан, проживавших в 1949-1956 годах в населённых пунктах, которые подверглись радиоактивному загрязнению вследствие сбросов отходов в реку Теча, получивших сверхнормативные дозы облучения. Размеры данных в законопроекте компенсаций определены с учётом проведённой начиная с 2004 года индексации размеров компенсаций, установленных законодательством, соответствующим категориям граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Одновременно по аналогии с законодательством в сфере социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, законопроектом предусмотрена последующая ежегодная индексация этих компенсационных выплат исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом правительством. Вторая новелла. Нетрудоспособным членам семей умерших инвалидов вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" предоставляется право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, установленную для нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы. И третье нововведение. Страдающим заболеваниями в результате воздействия радиации на их родителей детям первого и второго поколения граждан, пострадавших вследствие названной аварии в Челябинской области, предоставляется право на получение мер социальной поддержки, установленных для заболевших в связи с чернобыльской катастрофой детей первого и последующего поколений граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате этой катастрофы. Принятие законопроекта позволит обеспечить соблюдение конституционного принципа равенства прав указанной категории граждан, получивших одинаковый вред здоровью вследствие воздействия радиации. Стоимость законопроекта - 11 миллионов рублей в год. При этом его реализация не потребует фактически дополнительных расходов и будет осуществляться за счёт ежегодно предусматриваемых в федеральном бюджете средств на реализацию 175-го закона с учётом высвобождения этих средств, к сожалению, в связи с убыванием численности получателей данных мер социальной поддержки. Все необходимые вытекающие из данного закона изменения, которые потребуется внести в подзаконные акты, подготовлены и в случае принятия закона также будут своевременно изданы. Просим поддержать представленный правительством законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад от комитета сделает Анатолий Семёнович Иванов. ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Комитет по труду и социальной политике поддерживает предлагаемые законопроектом изменения. Вместе с тем он отмечает, что в настоящее время принцип равенства мер социальной поддержки нарушен также в отношении детей в возрасте до восемнадцати лет, проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, которые получают ежемесячную денежную выплату в размере 340 рублей, как и проживающие в данной зоне взрослые граждане. В то же время чернобыльские дети, проживающие на территории такой же зоны проживания с правом на отселение, получают ЕДВ в размере 849,2 рубля. Комитет будет предлагать при подготовке законопроекта ко второму чтению данное неравенство устранить. Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике данный законопроект поддерживают. Поступившие в Комитет по труду и социальной политике замечания и предложения по законопроекту будут рассмотрены при подготовке законопроекта ко второму чтению. С учётом изложенного Комитет по труду и социальной политике поддерживает данный законопроект и рекомендует принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Запишитесь. Включите запись. Покажите список. Депутат Апарина. АПАРИНА А. В. Спасибо. Юрий Викторович, я к вам... Не к вам, Анатолий Семёнович, я к Юрию Викторовичу обращаюсь, как заместителю министра. Вот этот законопроект связан с последствиями каких-то действий Министерства обороны. Известно ли вам (и какие меры принимает, может быть, ваше министерство?), что происходит в последнее время в ряде регионов в результате уничтожения оружия? Жители восприняли это как малые землетрясения, поскольку в ряде регионов пострадали дома, трещины появились, пострадало имущество, и уже граждане подают заявления в суд. Скажите, пожалуйста, как министерство реагирует вот на такие факты? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это по закону? Пожалуйста, Юрий Викторович. ВОРОНИН Ю. В. Я так понимаю, что к закону этот вопрос не относится. Данный закон посвящён вопросам конкретного, произошедшего в 1957 году события - аварии на комбинате и сбросов в реку Теча, поэтому он, естественно, не может касаться никаких проблем возмещения вреда, возникающих при уничтожении оружия. Тем более что Министерству здравоохранения и социального развития неизвестно, чтобы там были какие-то проблемные вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, которые оказались в зоне, где сейчас, в современный период времени, производится уничтожение оружия или происходят какие-то взрывы непроизвольные, связанные с оружием. Я думаю, что эта тема возмещения материального вреда должна адресоваться Министерству обороны, то есть тому органу, которому принадлежат соответствующие объекты. Я думаю, что это логичнее было бы спросить у предыдущего выступавшего, который представлял Вооружённые Силы, чем у меня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Юрий Викторович, на сегодняшний день пострадавшие от радиации делятся на три категории - это "чернобыльцы", "семипалатинцы" и "челябинцы". Для каждой категории существует свой закон. Но самое главное, и сегодняшние поправки это подтверждают, что по этим законам люди получают льготы разного уровня. Радиация везде одна, и в принципе также воздействие на организм человека одинаковое, а льготы разные. Как вы считаете, может быть, мы всё же подойдём к тому, чтобы сделать единый закон для всех пострадавших и соответственно облегчить и учёт, и дальнейшую реализацию этого закона? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ВОРОНИН Ю. В. Тема эта неоднократно обсуждалась в Правительстве Российской Федерации. Но это кажущееся впечатление, что раз радиация, то это одни и те же последствия. На самом деле все случаи уникальны и имеют свои отличительные, специфические особенности в зависимости от произошедших событий. И негативное воздействие на организм тоже было различное. Делался анализ, но к настоящему времени не удалось выработать унифицированных подходов к социальной защите всех категорий, пострадавших от этих различных бед, которые не приводили бы к ущемлению прав тех или иных категорий граждан. Пока правительство исходит из того, что существующая система, основанная на законодательстве, работает, и работает достаточно эффективно. И если предложения от коллег-депутатов по подходам к кодификации будут более удачными, чем те, которые обсуждались к настоящему времени, мы готовы будем их отдельно специально рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Юрий Викторович, у меня вопрос к вам. Эта тема, вы правильно сказали, постоянно поднимается в правительстве, постоянно поднимается в Государственной Думе, она постоянно на слуху, что-то мы совершенствуем, что-то мы меняем, что-то улучшаем, и всё время прорехи, прорехи, прорехи. Уже пятьдесят лет прошло после этой аварии, а мы снова что-то улучшаем. Что конкретно мешает? Может быть, всё это в одном законе хорошо отработать, принять и дать людям пожить? Ведь скоро людей не будет - пятьдесят лет прошло, - а мы всё совершенствуем законы. Это просто насмешка над людьми, которые пострадали. В чём дело, чего конкретно вам не хватает? Специалистов не хватает? Информации не хватает, сколько поражены? Людям ведь нашим не законы нужны, а деньги, а мы всё время вокруг да около ходим. Что конкретно мешает нам раз и навсегда закрыть эту проблему одним каким-то законом, пока ещё живы пострадавшие? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Викторович. ВОРОНИН Ю. В. С идеальной точки зрения вы, безусловно, правы, на это трудно что-то возражать. Но если бы мы работали в идеальных условиях, когда не требовалось бы согласования предлагаемых социальным блоком решений с органами финансово-экономического блока, наверное, так и было бы. Подготовка предложений, их проведение это всегда очень сложный диалог, с тем чтобы изыскать и учесть необходимые финансовые расходы в нашем бюджете, вы видите это и по другим законам, и здесь не исключение социальные законы. Поэтому инициатива, которая идёт со стороны нашего министерства, всегда требует проведения определённых переговорных процедур с министерствами финансов и экономического развития. Кроме того, надо иметь в виду, что мы получили законодательную базу от прежних законодательных органов. Она принималась тогда не в столь упорядоченном виде, как это делается сейчас - как правило, на высоком качественном уровне, - в современном законодательном формате. Законы принимались в разное время, были разные подходы, и сегодня скоординировать их между собой с юридической точки зрения достаточно проблемно. Сейчас решается задача, которая, мы надеемся, не потребует больше внесения изменений в закон по "Маяку": по полному выравниванию тех мер социальной поддержки "чернобыльцев" и аналогичных категорий, которые пострадали из-за аварии на "Маяке". Полагаем, что вот эту тему по "Маяку" мы закроем и возвращаться к ней больше необходимости у нас не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Юрий Викторович, а вы знаете, что на Сормовском судостроительном заводе в 1970 году произошла подобная авария с выбросом радиоактивных веществ из реактора, и люди, там пострадавшие, до сих пор не имеют никаких льгот? Если вы об этом знаете, то скажите, пожалуйста, почему до сих пор их не включили в список льготных категорий, в частности, допустим, в этом законопроекте, который мы рассматриваем? И нельзя ли внести эти дополнения ко второму чтению? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Викторович. ВОРОНИН Ю. В. Я ещё раз напоминаю уважаемым депутатам Государственной Думы, что мы рассматриваем законопроект, посвящённый исключительно аварии на производственном объединении "Маяк" и на реке Теча, он в принципе не может предусматривать никаких иных категорий. По каждому случаю, который был установлен и определён как оказавший вредоносное воздействие, приведший к расстройству здоровья или нанесению материального ущерба, принимается специальный законодательный акт, как было по Чернобылю, по Семипалатинску, об этом сегодня уважаемые депутаты в зале вспоминали. Законопроекта по той ситуации нет, нашим министерством он не готовился. Мы вообще за чрезвычайные ситуации в стране, как вы знаете, не отвечаем, для этого есть специальное ведомство. Если будут этим ведомством внесены предложения, мы с точки зрения социальной защиты, если такая необходимость возникнет, безусловно, это рассмотрим. Сегодня мы обсуждаем "Маяк". И ответ на ваш конкретный вопрос: нет, в этом законопроекте никакие иные категории не могут быть предусмотрены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Юрий Викторович, в данном случае невозможно не поддержать предложения, связанные с объединением "Маяк". Но, как видите, многие из нас, депутатов, снова и снова возвращаются к той же проблеме - мы говорим о гражданах России. Существовала проблема испытаний на Новой Земле, был Семипалатинск, пришла беда из Чернобыля. Недавно, вот в эти месяцы, мы с участием "Росатома" очень плотно занимались проблемой закона об обращении с радиоактивными отходами, и там, вольно-невольно, огромный поток информации. Повторяю, вопрос принципиальный. Да, возможно, сейчас вот так и будет, но вы ли, другие ли представители правительства - кто-то должен взглянуть на проблему с позиции общенациональной. Граждане России должны быть уравнены, если они попадают под сопоставимые дозы радиации... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ВОРОНИН Ю. В. Я соглашусь с тем, что граждане России, которые находятся в одинаковом, равном положении, должны иметь равные права. Но мы с вами говорим о том, что произошедшие события имеют существенные различия как по характеру произошедших действий, так и по воздействию на организм, поэтому нельзя применять одинаковые, тождественные меры социальной защиты, это, наоборот, приведёт к ущемлению прав категорий, которые в этом случае не будут иметь адекватной поддержки. Вот именно поэтому так и сложилось законодательство, что каждый из законов по произошедшим событиям учитывает конкретную произошедшую ситуацию: и дозу облучения, и особенности происхождения, есть ли зоны с различным статусом или нет необходимости такой градации. Мы готовы рассмотреть конкретные примеры, если их представят, кто из пострадавших граждан России и в чём конкретно ущемлён существующим сегодня законодательством. Что касается подхода к возможным в будущем, не дай бог, каким-то катастрофам и авариям, то вопрос по особо опасным объектам решается сейчас абсолютно современным способом, путём введения самого эффективного из возможных механизмов - страхования морального вреда и вреда жизни и здоровью. И я полагаю, что вот этот универсальный механизм защиты, когда он будет окончательно принят и введён в действие, снимет в том числе и эти вопросы, которые вы ставите. Но по произошедшим событиям есть принятые законы, и мы полагаем, что нужно их правильно, эффективно применять, закладывать необходимые средства. Это будет гораздо полезнее для людей, чем пытаться составить какой-то кодификационный акт, убить на это время и не получить, в общем, никакого результата с точки зрения повышения мер социальной поддержки и их индивидуализации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Паутов, пожалуйста. ПАУТОВ В. Н. Спасибо. Безусловно, закон этот нужен сегодня, но у меня вопрос следующий, Юрий Викторович: всё же почему мы его раньше не принимали, этот закон? Вы частично уже стали объяснять, что условия определённые были и так далее, но ведь до кризиса у нас финансовое состояние было стабильнее, лучше, как отмечают, но мы этот закон не принимали, а люди-то ждали его. ВОРОНИН Ю. В. Нам всем хотелось бы принимать законы быстро и оперативно, и если бы это только от нас зависело, так бы, безусловно, и делалось, но этот законопроект очень непростой, по нему президентом была создана специальная комиссия совместная из представителей администрации Челябинской области и различных федеральных органов исполнительной власти, были разные подходы, вырабатывался и в итоге был выработан сложный, непростой компромисс, который отражён в этом законопроекте. Всё это потребовало времени, диалога, согласования с Челябинской областью, учёта всех возможных нюансов. К сожалению, пока не удаётся быстрее эту работу делать, хотя хотелось бы, мы к этому стремимся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вместо депутата Локотя задаёт вопрос депутат Свечников. Пожалуйста. СВЕЧНИКОВ П. Г., фракция КПРФ. Уважаемый Юрий Викторович, вопрос такого плана. Как известно, правительство Челябинской области, губернатор разработали отдельный закон, который касался тех людей, которые пострадали в результате аварии в 1957 году на реке Теча. Там была ссылка на то, что в Челябинской области пострадавшие получили облучение от радиационного воздействия стронция-90 и цезия-137. Вы сейчас говорите, что в каждом месте была своя специфика заражения, но чем тогда объяснить, почему не был принят отдельный закон по Челябинской области, почему пострадавших в Челябинской области сегодня приравняли к "чернобыльцам," дополнив отдельные статьи чернобыльского закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Викторович. ВОРОНИН Ю. В. Те инициативы, которые исходили от пострадавших, заключались именно в том, чтобы их права, права тех, кто оказался инвалидом, и по другим категориям, были уравнены с аналогичными льготами пострадавших в чернобыльской катастрофе. Что касается отдельного закона, смысл его несколько в ином. Смысл его в том, чтобы распространить, вернее, ввести новые льготы для тех, кто проживал на территории с так называемым ядерным следом, то есть в Челябинске и близлежащих территориях, куда, как полагают в администрации Челябинской области, шло облако, шёл след радиоактивного загрязнения. Почему этот закон на этом этапе пока не был принят? Потому, что была договорённость о том, что надо разделить проблемы, решать то, что на поверхности, то, что очевидно, заниматься выравниванием мер социальной поддержки. Что касается дополнительных льгот по другим территориям, то сначала нужно решить вопрос с компетентными органами по отнесению этих территорий к загрязнённым. Есть специальный список, который ведёт и мониторит МЧС, и пока администрация Челябинской области не представила компетентным органам - Росатому, Министерству обороны, Роспотребнадзору - необходимые данные, которые позволили бы эту задачу решить. Но работа продолжается в этом направлении. Как только будут вынесены все необходимые заключения о последствиях радиоактивного заражения вследствие этого ядерного следа, тогда будет принято решение о включении в список территорий и можно будет принять необходимые меры социальной поддержки. Просто мы полагаем, что неправильно было бы ждать решения этих вопросов, если сейчас можно принять отдельные решения по очевидным случаям. Это к вопросу о том, почему задерживаются те или иные законодательные решения, - потому что хотят решить сразу всё, из-за этого и происходит задержка. А мы полагаем, что действовать надо последовательно: разобраться сейчас с этим вопросом, а дальше уже заниматься второй проблемой, о которой вы говорили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не сработала карточка у депутата Гартунга. Гартунгу включите микрофон. Внимательней, коллеги, мы теперь с вами уже электронную запись осуществляем, и всё равно у нас... ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Юрий Викторович, я дополню вопрос моего коллеги депутата Свечникова. Речь идёт о том, что есть населённые пункты на территории, прилегающей к Челябинской области, которые вошли в так называемый Восточно-Уральский радиоактивный след, но в список территорий, пострадавших от радиоактивного заражения, они не вошли. Я писал запрос министру, но, к сожалению, внятного ответа не получил, почему населённые пункты, находящиеся рядом, ближе к источнику заражения, не входят в Восточно-Уральский радиоактивный след, а те, которые дальше находятся, входят. И у меня масса обращений из этих районов. Просьба прояснить эту ситуацию, рассказать, каким образом министерство собирается этот вопрос решать. И второе, так называемый Восточно-Уральский радиоактивный след... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ВОРОНИН Ю. В. Понятно, понятно, я отвечу. Вы не получили внятного ответа по одной простой причине: потому что Министерство здравоохранения и социального развития не является компетентным органом по отнесению территорий к загрязнённым. Я уже об этом говорил и ещё раз повторю: за это отвечает МЧС. И не отнесли по одной простой причине: потому что до настоящего времени пока компетентные органы, назову их ещё раз: МЧС, Минобороны, Росатом и Роспотребназдор, - не представили официальных заключений, которые подтверждали бы накопленные дозы радиации на этой территории. Как только такие заключения будут представлены, МЧС внесёт соответствующие предложения по дополнению перечня загрязнённых территорий. Вопрос будет автоматически решаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь все: и докладчик, и содокладчик. Настаивает ли кто-то на выступлении? Давайте запишемся. Включите режим записи. Покажите список. Четыре человека. Ну, может, пятью минутами ограничимся, коллеги? Надо голосовать или согласимся - до пяти минут? Согласны. Пожалуйста, Войтенко. ЛАЗАРЕВ Г. Г., ФРАКЦИЯ "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, от микрофона Войтенко - депутат Лазарев. Я буквально два слова хочу добавить. Прошу учесть, что принятие этого закона очень важно для Челябинской области, и та работа, которая проводилась депутатами областного Законодательского Собрания, министерством, как раз направлена на то, чтобы этот закон был принят. Я считаю, что многие вещи мы сможем или поправить, или добавить как раз в рамках второго чтения, и настоятельно рекомендую голосовать за принятие этого законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо большое. Ну, я не буду выступать столь кратко и столь благодушно в отношении этого законопроекта, потому что очевидно, что законопроект жизненно важен, он необходим в связи с многочисленными исками пострадавших и родственников пострадавших, которыми на сегодняшний день завалены органы федеральной исполнительской власти. На самом деле давайте вспомним эту историю - "Маяк", 57-й год. Пятьдесят три года назад случилась страшная авария, которая унесла жизни и сделала несчастными, инвалидами сотни тысяч людей. Вспомнили об этих людях, если мне память не изменяет и знания, в 97-м году, через сорок лет, и они стали получать определённые компенсации. Я сразу скажу, чтобы не было никаких политических спекуляций, что фракция ЛДПР будет голосовать за данный законопроект, потому что этот законопроект хоть в чём-то облегчает жизнь тем людям, которые пострадали во время этих тяжёлых событий, и их наследникам, правопреемникам. Но когда анализируешь законопроект, испытываешь некую неловкость, потому что чувствуешь, что так называемые "чернобыльцы" имеют своё лобби, а так называемые "челябинцы", или "маяковцы", как угодно их назовите, они своего лобби (в хорошем смысле этого слова) не имеют. Те права, которые на первый взгляд кажутся равными, на второй взгляд... Я объясню, почему они неравные. Детям первого и второго поколений законопроект предоставляет равные права. Но в варианте с "чернобыльцами" это не так. Почему в отношении "челябинских" детей охватываются только эти два поколения, а не первое и последующие, как в случае с "чернобыльцами"? Это надо закрепить отдельной поправкой. Мне кажется, что это особый цинизм - уравнивая права этих несчастных людей, годами не получавших положенного, пытаться что-то ещё урвать с них, недодать, недоплатить. Я приведу цифры. Как отмечалось в заключении профильного комитета, общая сумма затрат на реализацию данного закона составит в год всего лишь чуть меньше 11 миллионов рублей. Вдумайтесь ещё в одну цифру, которую приводят сами авторы законопроекта: ежегодное снижение расходов федерального бюджета на соцзащиту "челябинцев" в связи с убыванием их численности составляет 55-60 миллионов рублей. Но тут несложно догадаться, что в принципе в следующем году уже и тратить не на кого будет, наверное, средства в соответствии с этим законом, если мы оставим ту формулировку, ту концепцию, которую нам представили. Предлагаю существенно увеличить размер компенсаций, определяемых данным законопроектом. Во-первых, они выглядят более чем скромно. Во-вторых, мы восполняем пробел по индексации, существовавший много лет, именно те сорок лет, о которых я говорил. Конституционный Суд ещё в 2007 году вынес определение о том, что эти льготы подлежат индексации. Также отдельно хотел бы остановиться на таком вопросе. Ко мне поступили материалы юриста Андрея Талевлина из челябинской организации "Правосознание", он требует разобраться и признать факт, что в ликвидации аварии на химкомбинате "Маяк" использовался труд детей, и присвоить в случае признания этого факта малолетним ликвидаторам соответствующий статус. Тогда у нас существенно большее количество людей будет нуждаться в реабилитации. Ещё раз повторяю: ЛДПР будет голосовать за данный законопроект, потому что он улучшает положение тех несчастных, которые пострадали на предприятии "Маяк" пятьдесят три года тому назад, но мы будем вносить свои поправки, которые существенно увеличивали бы выплаты по этому закону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Свечников, пожалуйста. СВЕЧНИКОВ П. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В 57-м году, как известно, произошёл взрыв на производственном объединении "Маяк", действительно, это был взрыв, в результате которого было загрязнено примерно 20 тысяч квадратных километров. Загрязнению, воздействию радиации подверглись территории не только Челябинской области, но и ближайших областей. Более того, есть информация, что часть загрязнённого облака даже ушла за пределы Советского Союза. Должен также отметить, что на территории Челябинской области находится озеро Карачай, на дне которого находится очаг радиоактивности, скажем так, с показаниями более 1 миллиарда кюри. Вот сегодня звучала цифра, что в целом по Российской Федерации суммарная радиоактивность - 4,9 миллиарда кюри, и практически львиная доля этой радиоактивности - на территории Челябинской области. Мы считаем, что наконец-то, после длительных мытарств, правительство и руководство страны повернулись к проблемам "челябинцев", и вот первая птичка, так сказать, первая проба решения данной проблемы сегодня вам представлена. Необходимо заметить, что представленный законопроект во многом несовершенен, он не учитывает множество моментов, которые важны для пострадавших на территории Челябинской области. В частности, вот что касается прозвучавшей здесь проблемы детей первого, второго поколений - есть смысл действительно приравнять. И я думаю, что во втором чтении мы будем настаивать на том, чтобы уравнять права детей, ну, скажем, пострадавших от чернобыльского взрыва, и "челябинских" детей, предоставлять им те же виды компенсаций. Хотел бы отметить и ещё один момент. В результате взрыва была загрязнена большая территория и значительное количество людей подверглось воздействию радиации, поэтому есть смысл ещё раз вернуться к той проблеме, о которой говорил депутат Гартунг, то есть проблеме загрязнения близлежащих территорий и, так сказать, определения размеров компенсаций и всех выплат для тех жителей, которые живут в границах Восточно-Уральского радиоактивного следа. Ещё раз хотел бы отметить, что фракция КПРФ будет, естественно, голосовать за указанный законопроект, и ко второму чтению мы сформируем свои предложения, чтобы этот закон действительно уравнивал бы статус, материальное положение людей, пострадавших от воздействия радиации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Уважаемые коллеги, наша фракция, безусловно, поддержит этот законопроект и призывает всех поддержать его. Вместе с тем уже даже в докладе профильного комитета прозвучала информация о том, что при подготовке ко второму чтению будет доработка. Кроме того, в выступлениях представителей разных фракций было заявлено о том, что будут вноситься поправки, учитывающие замечания, которые сегодня уже очевидны. И ещё хотелось бы об одной теме сказать. Дело в том, что восточно-уральский радиоактивный след настолько огромен, что до сих пор жители Челябинской области не знают вообще его реальных границ. Долгие годы люди просто попадали по разным причинам в эту зону, зону радиоактивного заражения, и даже не подозревали об этом, и до сих пор там собирают грибы, ягоды, ловят рыбу, это всё попадает на рынки и это тяжелейшим образом сказывается на здоровье граждан. Я хотел бы обратиться сейчас к представителю правительства, который выступал сегодня от Минздравсоцразвития, чтобы он услышал меня и чтобы на федеральном уровне всё-таки приняли меры для устранения вот этих недоработок. Нужно сейчас принимать меры для того, чтобы обозначить эту зону, ограничить въезд и вход туда граждан, потому что на сегодняшний день вот из-за того, что она не ограничена никаким образом, пострадавшими становятся люди, которые даже не подозревают об этом и никогда не жили на этих территориях, и одной из причин высокой смертности от рака является именно эта. Ещё раз повторю: мы считаем, что закон этот давно нужно было принимать, и призываю всех его поддержать при условии учёта тех замечаний, которые были высказаны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Викторович, есть ещё необходимость в заключительном слове? Нет. Анатолий Семёнович? Также нет. Представители президента, правительства? Не настаивают. Выносим на "час голосования".
19-й вопрос. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 02 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4% Результат: принято Принято.