Заседание № 227
О проекте федерального закона № 426665-5 "О внесении изменений в пункт 4 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся порядка избрания председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 9. Проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 4 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает депутат Государственной Думы Константин Владимирович Ширшов. Напоминаю, что это законопроекты первого чтения. ШИРШОВ К. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 4 статьи 28 Федерального закона... "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подготовлен с целью приведения в соответствие отдельных норм закона Конституции Российской Федерации. Положение, которое содержится в пункте 4 статьи 28 закона, об избрании председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, к сожалению, с нашей точки зрения, не соответствует разграничению полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, установленному Конституцией Российской Федерации (это статьи 71, 72 и 73), в рамках которого формирование государственных органов субъекта Российской Федерации не отнесено к полномочиям Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной указанным федеральным законом и иными федеральными законами, тогда как согласно пункту 1 статьи 23 закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации отнесена к числу государственных органов субъекта Российской Федерации. Согласно же части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами. Данная конституционная норма раскрывается в пункте 5 статьи 23 закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которым формирование избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании предложений, указанных в пункте 1 статьи 22 данного федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предыдущего созыва и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В гражданско-правовых отношениях избирательные комиссии субъектов Федерации участвуют как некоммерческие организации, организационно-правовой формой избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, как юридического лица, является учреждение, а именно государственное бюджетное учреждение, которое создаётся субъектом Российской Федерации и финансируется им из соответствующего бюджета. По сути, при назначении председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации вводится своеобразный порядок согласования назначения на должность руководителя регионального звена выстраиваемой единой системы избирательных комиссий в Российской Федерации, но в Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" такого рода согласование предусмотрено исключительно для назначения отдельных руководителей органов исполнительной власти. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации не относятся к органам исполнительной власти. Субординационные связи в отношениях между Центральной избирательной комиссией и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации возможны только в период проведения выборов в федеральные органы государственной власти, когда на избирательные комиссии субъектов Федерации возлагаются соответствующие полномочия. Именно на федеральных выборах проявляется сотрудничество - вот это я особо хотел бы подчеркнуть - федеральных и региональных властей. Существующий порядок назначения председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации полностью противоречит принципам федеративного устройства России. Особую актуальность данный вопрос приобретает в связи с организацией и подготовкой предстоящих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации, в связи с чем предлагается изменить пункт 4 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирается тайным голосованием на её первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: слова "по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" предлагается исключить. И в заключении, которое было сделано комитетом, и в официальном отзыве, фактически и в одном, и в другом документе, высказывается большая обеспокоенность сложившейся ситуацией, а именно по поводу статуса избирательных комиссий субъектов Федерации. Дело в том, что он у нас фактически не определён. Получается, что у нас избирательная комиссия субъекта Федерации является по сути своей некоммерческой организацией, с одной стороны, а с другой стороны, это государственное учреждение. Ещё раз обращаю на это ваше внимание. И фактически никакого отношения законодательство, регулирующее выстраивание вертикали, к избирательным комиссиям субъектов Федерации не имеет. Таким образом, федеральные органы власти, в том числе Центральная избирательная комиссия как их представитель, вмешиваются не в свою сферу деятельности. Почему был подготовлен этот законопроект? Ответ очевиден. С учётом того, что на самом деле существует этот законодательный пробел, и с учётом сокрушительной победы Коммунистической партии на выборах в федеральный орган представительной власти в декабре этого года найдутся наверняка десятки и сотни людей, которые вначале будут улыбаться, а потом, когда получат результаты выборов и осознают ситуацию, начнут хвататься за буквы и строчки в законодательстве: могут заявить о том, что неправильно были сформированы избирательные комиссии и результаты выборов нужно отменять. Чтобы этого не было, мы сейчас, не дожидаясь выборов, обращаем внимание на данный пробел, даже не пробел, а несоответствие. Если депутаты сегодня отклонят наше предложение, это несоответствие будет серьёзным аргументом в случае оспаривания результатов выборов в Государственную Думу, их легитимности. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалец Александр Петрович делает содоклад от комитета. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Ну, в соответствии с существующим сегодня порядком председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирается по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Авторы же рассматриваемого законопроекта предлагают отменить полномочия Центральной избирательной комиссии по представлению кандидатур на должность председателя избирательной комиссии субъекта и мотивируют это тем, что действующий порядок якобы противоречит принципу федеративного устройства России и конституционному разграничению полномочий. Однако, уважаемые коллеги, на наш взгляд, авторы несколько односторонне взяли эти принципы за основу своих обоснований, не соблюдая их взаимодействия и взаимосвязи с другими конституционными нормами. Дело в том, что статья 5 Конституции Российской Федерации, определяя принципы федеративного устройства, говорит как о равноправии и разграничении полномочий, так и о единстве системы государственной власти и государственной целостности. Заметьте, и единство системы, и целостность - это тоже принципы федеративного устройства, а это ещё означает и то, что Россия не является простым соединением частей, а представляет собой единое государство. Единство же системы власти выражается в наличии единой системы органов, совокупная компетенция которых охватывает все необходимые для осуществления функций государства полномочия. И тем-то вот и отличается, уважаемые коллеги, современная федеративная система от псевдофедеративной, что она обеспечивает наличие эффективных политических и правовых механизмов гармонизации отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации и предполагает реальную готовность как к диалогу, так и к поиску согласия. Поэтому и потенциал спора нужно превращать не в конфликт, а в энергию для развития и совершенствования федеративных отношений. Полагаю, вы, уважаемые коллеги, в достаточной степени убедились в том, что в действующей норме закона о порядке избрания председателя избирательной комиссии субъекта нет ничего такого, что противоречило бы конституционным принципам федеративного устройства. К тому же мы должны учитывать и то обстоятельство, что председатель избирательной комиссии субъекта избирается тайным голосованием хоть и по предложению Центральной избирательной комиссии, но из числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. И даже в случае отклонения предложенной кандидатуры повторная кандидатура предлагается Центральной избирательной комиссией опять же из числа членов этой комиссии. Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы. По крайней мере я вижу, что подняли руки Коломейцев, Куликов, Иванов. Всё, да? Подводим черту. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Александр Петрович, вы, может быть, оговорились, назвав Центризбирком одним из органов власти. На самом деле Центризбирком, наверное, несколько другое предназначение имеет. И второе. Вы отрицаете, что существует конституционный закон о разграничении власти, который как раз даёт возможность не вмешиваться в соответствии с Конституцией в полномочия муниципальной власти, по определённым критериям - в полномочия региональной власти? То есть каждая власть должна отвечать за своё. Из вашего выступления я понял, что это совсем не так. Правильно я понял? МОСКАЛЕЦ А. П. Ну, мотивы и цели ваших выступлений и подход к их формированию, в общем-то, известен настоящему залу, и поэтому, когда вы говорите, что, наверное, я оговорился, называя ЦИК органом власти... Я не называл ЦИК органом власти. Потом возьмёте стенограмму, быстренько полистав, это там вы увидите. Ну а все остальные ваши доводы исходят из первого тезиса, а на него я ответил. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куликов Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо, Олег Викторович. Александр Петрович, конечно, говорить красиво можно, но всё-таки вы ведь ни один из серьёзных аргументов, свидетельствующих о нарушении Конституции, которые коллега и мой товарищ Ширшов высказал здесь, не опровергли. Тем самым вы создаёте почву фактически для обращения в Конституционный Суд в случае неподдержания сегодня законопроекта, который внесла фракция коммунистов. Почему вы это делаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, конечно, я не стал опровергать доводы автора законопроекта. Почему? Когда он говорил о сокрушительной победе на прошлых выборах - ну, вы знаете, что здесь скажешь, только можно развести руками, а такой подход я не приемлю. Вы понимаете, я ещё не нахожусь в режиме избирательной кампании и агитация ещё не началась. Давайте не будем торопиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Александр Петрович, с большим удовлетворением выслушал вашу тему о том, что единство федеративного устройства зависит от возможности выбрать председателя избирательной комиссии субъекта по предложению Центральной избирательной комиссии. И в связи с этим хотел бы спросить: а как, скажите, на сепаратистских тенденциях в Российской Федерации скажется возможность предоставить самим членам комиссии выбрать из своего состава председателя комиссии? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, я ещё раз... видимо, всё-таки повторю. Я говорил в своём содокладе, что именно из числа членов избирательной комиссии субъекта и избирается председатель. Даже если не получились выборы, второй тур проводится всё равно из их числа, а не предлагается какой-то пришедший извне. И ещё о чём я бы попросил: уважаемые коллеги, давайте всё-таки не будем уходить от темы, потому что когда авторы говорят о якобы нарушении конституционных принципов федеративного устройства... Ну, давайте ещё раз возьмём Конституцию, статью 5. Мы с вами увидим, что в первую очередь-то говорится, что федеративное устройство (я читаю теперь уже абсолютно дословно для стенограммы) "основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти..." - и дальше уже по тексту. А все остальные тезисы - это второе. Вот что первично и что вторично, и поэтому давайте не будем норму Конституции переставлять с места на место. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, вопросы все заданы. Присаживайтесь. Есть желающие выступить, это Коломейцев, Иванов... Две руки, да? Никого я не пропустил? Двое выступающих, подводим черту. Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле Александр Петрович здесь нас вводил в заблуждение, я бы сказал. Почему? Потому что избирательная комиссия ни к какой системе государственной власти не относится ни по какому закону: ни по закону об основных гарантиях избирательных прав граждан, ни по любому другому. Но на самом деле наша Конституция предполагает разделение властей. То есть если вы даёте возможность муниципальному образованию иметь некие права, утверждать собственную конституцию (читайте: устав, это конституция муниципального образования), если Конституция позволяет утверждать уставы и конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, то тем самым вы даёте право на местном уровне в рамках определённых полномочий решать свои вопросы, и прежде всего избирательные. Откуда в Москве знают, кого в регионе хотят избрать председателем избирательной комиссии? Наша с вами проблема управляемой демократии заключается в том, что у нас именно вмешательство в формирование избирательных комиссий отбило веру у всех избирателей в институт выборов, понимаете, в чём проблема? Почему? Потому что мы всё хотим с самых небес предусмотреть, назначить и управлять этим. У нас ведь всех членов и Центральной избирательной комиссии, и областных, если они имеют собственное мнение по поводу того или иного несоответствия закону, предлагается к любому очередному переназначению убрать из комиссии. В результате у нас, вообще-то, теряется смысл выборов. И это является главным детонатором потрясений в Российской Федерации. Почему? Мы провели народный референдум и специально включили вопрос: доверяете ли вы системе избирательных комиссий? Внимание! На данный момент опрошено семьдесят тысяч избирателей. Ни один ВЦИОМ, ни одно исследовательское агентство не проводило подобных опросов. 98 процентов опрошенных избирателей в Ростовской области не доверяют системе избирательных комиссий. Это колоссальный детонатор будущих потрясений! Кому они нужны? Поэтому, уважаемый Александр Петрович, надо Конституцию читать не так, как хочется кому-то, надо законы читать не так, как управляемая демократия подсказывает, а надо их читать, как разум подсказывает и интересы государства. Мы убеждены, что не может два в одном быть: и государственные учреждения, которые из бюджета финансируются, и одновременно некоммерческие организации. Ну так не бывает! Мы с вами должны предусмотреть в данной ситуации, чтобы система избирательных комиссий финансировалась не из федерального бюджета, чтобы она финансировалась не из областного бюджета, а должен утверждаться какой-то третий институт. Почему? Потому что в данной ситуации я вас могу построить, не дав вам денег из бюджета, если я губернатор, или президент, или премьер, понимаете? В данной ситуации речь-то идёт о чём? О том, что у нас существует юридическая неопределённость, порождающая конфликт, поэтому мы это и предлагаем. Если вы не согласны с нашим предложением, у вас есть квалифицированный, грамотный комитет, дающий на рассмотрение наибольшее по численности и лучшее по качеству количество законопроектов. Данную систему необходимо в ближайшее время изменить, потому что избирательная комиссия - это важный инструмент стабильности государства. Если вы проводите честно выборы, в такой ситуации народ и спокойнее, и увереннее, и ответственнее за результаты своего голосования, а если вы их проводите нечестно... Скажем, на последних выборах в Ростове-на-Дону пришли лично во многих районах 8 процентов избирателей, всё остальное принесли в ящиках - голосование вне помещений и досрочно - голосование под конвоем. Кому нужны такие выборы? Мы всё же призываем всех коллег задуматься над этой коллизией и поручить комитету, учитывая, что вы не примете наши предложения, подойти более объективно к данной ситуации, потому что не может вышестоящая комиссия, скажем областная, назначать председателей территориальных комиссий, не имеет права в соответствии с нашим законодательством Центральная избирательная комиссия предлагать кандидатуры председателей комиссий субъектов, потому что она просто некомпетентна, она не знает, что там происходит, а вертикали не должно быть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. С места. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, я очень коротко. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, хотя прекрасно понимает, что даже это решение не обеспечит, так скажем, чистоту и непредвзятость работы избирательной комиссии, поскольку и при нынешнем устройстве Государственной Думы (имеются в виду четыре партии, которые имеют право назначать своих представителей в избирком), и даже если будет пять или шесть партий, ну, больше вряд ли наверняка, всё равно перевес будет на стороне администрации, и это, разумеется, скажется на непредвзятости принимаемых решений. А вообще, уважаемый Александр Петрович, не нужно было - конечно, это ваше право, как содокладчика, - говорить о единой системе государственной власти. Вы знаете, почему Жеглов подсунул Кирпичу кошелёк? Потому что у него кошелька-то не было, он его сбросил, но в кармане лежала копеечка, которой он ту сумочку и подрезал. И вот в этом случае - вроде как ему на сдачу её дали, а может быть, он её подобрал - сомнения остаются. И вот есть сомнения как раз и в формировании избирательной комиссии, и в процессе принятия решений, и в отказе предоставить партии возможность отозвать члена избирательной комиссии. То есть вроде бы как всё честно, а, с другой стороны, большие сомнения остаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик настаивает? Да. Ширшову включите микрофон на рабочем месте. ШИРШОВ К. В. Уважаемые коллеги, нет сомнений в том, что наша страна - это не сборище отдельно взятых хуторов, деревень, а действительно единое государство, но, как и в большой семье, только палками заставить любить старшего или того, кого до этого выбрали, нельзя. И один из великих талантов руководителя заключается в том, чтобы любой член его коллектива чувствовал свою сопричастность и чтобы управлять не командуя, а сотрудничая. Вот это Конституция наша нам сегодня даёт. Именно в период федеральных избирательных кампаний Центральная избирательная комиссия может сотрудничать и сотрудничает с избирательными комиссиями субъектов Федерации. Об этом идёт речь, именно об этом! Но вмешиваться в процесс избрания согласно закону и Конституции она не имеет права. Об этом мы и говорили, и говорим. Одна подмена понятий влечёт за собой другую, и, чтобы этого не происходило, мы предлагаем начать жить всё-таки по закону, независимо от того, как хотелось бы. Этому посвящёно законодательное предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Москалец. Нет, не настаивает. Я забыл обратиться к представителям президента и правительства: хотели бы вы принять участие в дискуссии? Нет. Уважаемые коллеги, выносим данный законопроект на "час голосования".
Пункт 9, законопроект "О внесении изменений в пункт 4 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Голосуйте, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 47 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0 % Результат: не принято Отклоняется.
Заседание № 223
О проекте федерального закона № 426665-5 "О внесении изменений в пункт 4 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся порядка избрания председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, просьба от автора законопроекта из пункта 20 нашего уважаемого коллеги Константина Владимировича Ширшова перенести рассмотрение его законопроекта на первое заседание в мае.
Плигин Владимир Николаевич проинформировал о том, что Ширшов Константин Владимирович просит перенести 20-й вопрос. Переносим 20-й вопрос.