Заседание № 126

30.05.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 426529-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1813 по 1954 из 5284
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7         
Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской            
Федерации" и статью 41 Федерального закона "Об образовании в Российской         
Федерации". Докладывает Дмитрий Анатольевич Хубезов.                            
                                                                                
ХУБЕЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья,   
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в    
первом чтении ещё в прошлом созыве. Напомню, что направлен он на                
совершенствование охраны здоровья детей в образовательных учреждениях и         
главным образом на профилактику несчастных случаев.                             
                                                                                
Все новеллы касаются того, что педагоги и иные лица теперь будут иметь право    
оказывать первую помощь. Ещё раз, коллеги, подчёркиваю, право, а не             
обязанность. Ничего нового данный законопроект в плане обязанностей не          
предусматривает. И кроме того, будет норма прямого действия, которая            
определяет, что допуск к занятию физической культурой осуществляется только     
при наличии у ребёнка медицинского заключения, так как всё-таки большинство     
несчастных случаев было связано именно с занятием физкультурой.                 
                                                                                
К данному законопроекту поступило четыре поправки. Все поправки комитет         
рекомендует к принятию. Поправок, рекомендуемых к отклонению, нет.              
                                                                                
В соответствующем порядке комитет просит рассмотреть таблицу поправок № 1 и     
принять данный законопроект во втором чтении.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              397 чел.88,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              396 чел.88,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
ХУБЕЗОВ Д. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект          
полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, проведены все            
согласования. Комитет рекомендует поддержать.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет возражений, сейчас рассмотрим? Нет возражений.                     
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении...                        
                                                                                
Есть? Извините.                                                                 
                                                                                
Включите режим записи на выступления по мотивам.                                
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Аршинова Алёна Игоревна, пожалуйста.                                            
                                                                                
АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, для меня очень важно подчеркнуть, что данный законопроект    
действительно у нас межфракционный и работа над ним была непростой. Мы его      
перевносили, мы его пытались доработать, мы пытались синхронизировать работу    
двух министерств - Министерства здравоохранения и Министерства образования и    
науки тогда, теперь это Министерство просвещения.                               
                                                                                
Коллеги, мы не останавливаемся на данном законопроекте: мы сейчас проголосуем   
за него в третьем чтении, но надо понимать, что это только начало работы. Мы    
хотели сделать больше, но мы вышли на компромисс с правительством и             
согласились двигаться дальше. Сейчас мы с вами оформляем фактически особый      
регламент допуска к физической культуре, к такому предмету. Мы с вами сейчас    
ещё раз защищаем наших педагогов в их праве оказывать до приезда скорой         
помощи первую помощь. При этом мы понимаем, что таких экстренных случаев        
действительно бывает много и педагоги не были защищены, - мы это право          
прописываем. Конечно, у них должна быть соответствующая подготовка и она        
должна документироваться соответствующими полученными сертификатами.            
                                                                                
Коллеги, сейчас не только в законе "Об образовании...", но ещё и в законе об    
основах здравоохранения у нас прописывается не только медицинская               
организация, но и образовательная организация, как организация, которая         
обязана сохранять здоровье наших детей, обучающихся. Кстати, это касается не    
только школ, это касается в том числе и детских садов, и других                 
образовательных организаций.                                                    
                                                                                
Я хочу подчеркнуть, коллеги, какие вопросы у нас ещё остались на повестке:      
вся ответственность за оснащение медицинских кабинетов, их лицензирование       
продолжает оставаться на плечах руководителей образовательных организаций; к    
сожалению, медицинский стаж прикреплённым к образовательным организациям        
врачам и медицинским сотрудникам не идёт, пока они работают в образовательной   
организации, - и таких вопросов, к сожалению, много. Вы, как депутаты и         
представители своих регионов, это знаете. Я предлагаю нам с вами тоже друг      
друга усилить и попробовать выйти на решение этих вопросов.                     
                                                                                
Спасибо вам большое. Я рада, что этим законом мы, в том числе и партия          
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", которую я представляю, выполняем положения Народной            
программы, с которой мы шли на выборы. Спасибо вам большое.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в третьем   
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно.                                                       

Заседание № 349

06.04.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 426529-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3530 по 4274 из 5418
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в   
образовательных организациях". Докладывает Алёна Игоревна Аршинова.             
                                                                                
Пожалуйста, Алёна Игоревна.                                                     
                                                                                
АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович, Александр Дмитриевич! Я очень       
рада, что мы с вами подошли к тому моменту, когда можно с этой трибуны уже      
обсуждать концепцию законопроекта, автором которого является на текущий         
момент каждый четвёртый депутат Госдумы. Сторонниками решения этой проблемы     
являются абсолютно все, и точно нет депутата Госдумы, который не слышал бы      
обращения граждан на тему охраны здоровья детей в образовательных               
организациях, проще говоря, на тему школьной медицины. Соавторами данного       
законопроекта являются представители всех представленных в парламенте фракций   
- никаких политических разногласий.                                             
                                                                                
Немножко истории. Вопрос обсуждается многими из тех, кто работал в Госдуме      
шестого созыва, мы начали разрабатывать эту тему давно, артикулировали мы её    
в том числе с этой парламентской трибуны много лет назад. И я очень рада, что   
в начале этого созыва мы внесли данный законопроект и сделали всё возможное,    
набрались мужества и терпения, я так сказала бы, чтобы дойти до первого         
чтения. Почему, я сейчас объясню.                                               
                                                                                
Отдельно благодарю Дмитрия Анатольевича Морозова, как председателя комитета     
по здравоохранению, всех коллег, которые сделали всё возможное и в рамках       
своего комитета, и в рамках своих экспертных советов, чтобы данный              
законопроект дошёл до обсуждения на пленарном заседании. Дмитрий Анатольевич    
является, как известно, очень хорошим детским хирургом, и все мы знаем, что     
он фактически возвращает детей к жизни. Но я, честно говоря, не думала, что     
та же судьба постигнет и наш законопроект, который Дмитрию Анатольевичу и его   
коллегам по комитету пришлось дважды фактически реанимировать. Почему? Потому   
что мы дважды были вынуждены, учитывая замечания, его перевносить. Сейчас я     
надеюсь, что мы с вами пройдём первое чтение и восполним законодательные        
пробелы в сфере и образования, и здравоохранения. И, учитывая, что мы провели   
сотни экспертных обсуждений, огромные парламентские слушания, недосказанности   
нет. Да, законопроект, к сожалению, консенсусный. О чём это говорит? О том,     
что он не вмещает всего того, что мы с вами хотели в нём увидеть. Но мы         
проходим первое чтение, у нас впереди второе чтение, поэтому, конечно, мы       
будем приветствовать поправки.                                                  
                                                                                
Отдельная благодарность Александру Юрьевичу Синенко, как представителю          
правительства. Вы сблизили наши два берега, и я очень рада, что мы вот на       
этом этапе сейчас находимся, что вы помогаете нам артикулировать те проблемы,   
которые перед нами ставят наши граждане.                                        
                                                                                
Для нас очень важно, что своим указом Владимир Владимирович Путин несколько     
лет назад объявил Десятилетие детства. Коллеги, более того, буквально           
недавно, два года назад, Владимир Владимирович поставил задачу, дал поручение   
правительству решить проблему оказания первой помощи, в том числе и             
медико-санитарной помощи, прямо в образовательных организациях. Меня очень      
часто спрашивают: каких образовательных организаций это касается? Коллеги,      
это касается образовательных организаций всех уровней образования, нет          
исключений, потому что наши дети проводят большую часть времени именно в        
детских садах, школах и других образовательных организациях.                    
                                                                                
Конечно, для нас очень важно выполнить в том числе и обновлённые положения      
Конституции - и я сейчас их процитирую, - потому что мы с вами, коллеги,        
участвовали в их формировании, потому что спрашивали, какие у нас               
предложения, и мы, кроме того, за них проголосовали. "Дети являются важнейшим   
приоритетом государственной политики России. Государство создаёт условия,       
способствующие... физическому развитию детей", - коллеги, не про это ли этот    
законопроект?                                                                   
                                                                                
Хочу сказать, что данные изменения устраняют пробелы в законодательстве. Я      
уже говорила, что действующее законодательство и в сфере образования, и в       
сфере здравоохранения даже не предусматривает, что в организациях,              
осуществляющих образовательную деятельность, реализуются мероприятия по         
охране здоровья обучающихся. Понятно, что это явный пробел, но это какое-то     
недопонимание, ошибка.                                                          
                                                                                
Кроме того, в профильном законе "Об образовании..." мы предусматриваем, что     
организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает          
оказание первой помощи обучающимся в период их пребывания в этой организации.   
Коллеги, мы устанавливаем важную связку: родители - образовательная             
организация - врачи. Это для нас очень важно.                                   
                                                                                
Более того, законопроектом предлагается установить особый порядок допуска       
учащихся к занятиям физкультурой и спортом. Коллеги, конечно, не хочется        
перечислять случаи, с которыми сталкиваются наши образовательные организации,   
наши педагоги, когда вдруг ребёнку становится плохо, когда он получает          
бытовую травму или травму на уроке физкультуры. Буквально недавно в одной из    
московских школ ребёнок умолял оказать ему помощь, пока едет скорая помощь.     
Ну это недопустимо! К сожалению, в Чувашии были случаи... я думаю, в каждом     
регионе были такие случаи, мы сейчас стараемся справляться с ними               
самостоятельно, но нужна система. И мы в Чувашии, например, с коллегами         
Арсентьевым и Зориным предпринимаем попытки сейчас системно возвращать в        
школы и детские сады не только в принципе медицину, но и стоматологические и    
офтальмологические кабинеты. Никто не спорит, что это нужно.                    
                                                                                
Это предложение - концепция для первого чтения. Мы понимаем, что наивысшая      
ценность для родителей - это здоровье детей, поэтому, я думаю, родители с       
радостью будут сообщать в образовательные организации (с учётом охраны          
персональных данных) об особых условиях для своих детей, об условиях, которые   
сопутствуют физическому развитию их детей. Мы предлагаем поддержать данный      
законопроект, ведь его цель - благополучие наших будущих поколений и спасение   
жизни детей.                                                                    
                                                                                
Спасибо вам большое.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алёна Игоревна. Присаживайтесь.                  
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Анатольевич Морозов.                             
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья,   
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги! Я прежде всего        
хотел бы поблагодарить Алёну Игоревну - даже несмотря на тёплые слова в мой     
адрес, в адрес Комитета по охране здоровья, меня это не останавливает.          
                                                                                
Действительно, нам кажется, что выходит на финиш очень важная работа. Мы        
провели десятки согласительных процедур, конференций, форумов, в том числе в    
рамках Конгресса педиатров России, педиатров Москвы, родительского,             
педагогического сообщества, Общероссийского народного фронта. В течение         
четырёх лет планомерно работали в рамках партпроекта "Здоровое будущее" все     
региональные отделения, объединяя вокруг себя неравнодушных людей. И, Алёна     
Игоревна сказала об этом, в 2016 году у нас была возможность доложить об этом   
президенту и получить его поддержку. Мы придумали это не просто так - об этом   
просили родители и учителя, об этом просили все, с кем мы сталкивались.         
                                                                                
Я не буду останавливаться на законодательных новеллах - Алёна Игоревна о них    
очень грамотно и точно рассказала, - скажу только, что мы рассматриваем         
развитие школьной медицины через призму развития всего детского                 
здравоохранения. Вот если коротко, уважаемые коллеги, вы посмотрите, в эти      
годы нам удалось сделать последовательные шаги: строительство сети              
перинатальных центров, после этого модернизация и оснащение детских             
поликлиник, вслед за этим принято решение по детским больницам - и уже в        
плане строительство 40 новых детских больниц, - у нас впервые появился          
федеральный проект по охране здоровья детей, у нас приняты и принимаются        
отдельные решения по детской онкологии, специализированной,                     
высокотехнологичной помощи. Что у нас остаётся в этом замкнутом цикле? Ну,      
наверное, школьная медицина и реабилитация, и две эти задачи поставлены.        
После этого мы с вами сможем сказать сами себе в первую очередь, что мы         
сделали всё возможное на хорошем, должном уровне для того, чтобы сохранить      
здоровье ребёнка.                                                               
                                                                                
Кто-то нас на этапах нашего движения обвинял, говорил: зачем нужны больнички    
в школах и кого там лечить? Не в этом дело, во главе угла - обеспечить          
здоровьесберегающий учебный процесс, гармоничное развитие молодой личности, и   
найти вот этот, опять же позволю себе такое слово... мы вышли на формулу        
триумвирата: родители - педагоги - медики. Мы не можем, каждый в отдельности,   
решить проблему сохранения здоровья ребёнка: кто-то надевает ему тёплые         
штанишки, кто-то смотрит за тем, как он вакцинирует, кто-то смотрит за тем,     
как он сидит, какое освещение, что он кушает (кому-то это нужно), и именно      
для этого нужна дополнительная информация - кому-то нужно три раза покушать,    
кого-то нужно отпустить с пятого урока, кого-то... И таких вот мелочей много.   
Мы никогда не сможем это сделать, если не выведем кристаллическую решётку       
нашего взаимодействия.                                                          
                                                                                
И я хочу сказать, что, работая все эти годы над законопроектом, мы ведь очень   
многие вещи инициировали. Пять пилотных проектов по всей стране: Тамбов,        
Ямал, Смоленск, Якутия - потрясающие практики, которые сейчас тиражированы;     
один из пилотных проектов - на юго-западе Москвы, где была смоделирована        
ситуация сначала деревушечки, потом Новой Москвы, малого города и мегаполиса,   
это всё тоже отработано.                                                        
                                                                                
Введён стандарт бакалавра школьной медицины, он зарегистрирован в Минюсте в     
2020 году - это же всё результат нашего общего труда. По большому счёту, вся    
вот эта законодательная база прописана, повышена зарплата школьным медикам, и   
не только в Москве, но и во многих регионах стало возможным работать на этой    
работе, не думая о совместительстве.                                            
                                                                                
Я буду завершать свой доклад. Уважаемые коллеги, хочу сказать, мы понимаем,     
что некие фразеологические и юридико-технические моменты у нас сохраняются,     
мы поработаем над ними ко второму чтению. Благодарим всех за поддержку. И я     
просто убеждён в том, что... Взять даже первую новеллу этого законопроекта -    
внесение изменений в закон "Об основных гарантиях прав ребёнка...", это очень   
созвучно тем изменениям, которые мы внесли в Конституцию, формированию          
культуры ответственного отношения к своему здоровью, к здоровью своей семьи и   
в первую очередь или в одну из первых очередей к здоровью маленьких членов      
своей семьи.                                                                    
                                                                                
Спасибо вам большое.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
11 депутатов записались на вопросы.                                             
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемая Алёна Игоревна, я всегда был и остаюсь сторонником       
того, чтобы все наши школы превратились в школы здоровья, но законопроект       
немного не об этом. Как вы помните, на заседании Комитета Государственной       
Думы по образованию и науке представитель ЦК профсоюза народного образования    
высказалась против принятия этого законопроекта. Она беспокоится по поводу      
того, что ответственность за здоровье детей с медицинских работников, как       
было всегда, перекладывается на работников педагогических. Более того,          
высказывается мнение о возможности внесения ко второму чтению поправок, чтобы   
вернуть медиков в российскую школу. Как вы думаете, насколько реальна задача    
всё-таки вернуть медицинских работников в школу, откуда их совершенно           
ошибочно убрали в результате внесения предыдущих изменений в                    
законодательство?                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Аршиновой включите микрофон.                     
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Спасибо большое, Олег Николаевич, за вопрос. Сразу скажу, что    
изначально концепция нашего законопроекта предполагала более линейное           
решение, в том числе системный возврат, тотальный возврат медиков в каждую      
образовательную организацию. На текущий момент мы видоизменили, сделали         
компромиссным наше решение. Это первый шаг.                                     
                                                                                
А ко второму чтению я предлагаю нам с вами совместно доработать данный          
законопроект, с тем чтобы медики были не просто вспомогательным персоналом,     
как это в законе "Об образовании...", стали частью педагогического совета,      
чтобы они входили действительно в административный корпус, вообще в             
администрацию. Это второе.                                                      
                                                                                
И третье. Понятно, что задача профсоюза образования - беспокоиться о            
педагогах, потому что... ну, мы сейчас с вами не будем об этом говорить, мы с   
вами здесь единомышленники. Наша задача действительно состоит в том, чтобы, с   
одной стороны, на педагогов это не перекладывать, с другой стороны, педагогов   
защитить, они должны понимать, что право оказания первой помощи у них есть,     
более того, они действительно проходят различные курсы, и эти часы по           
оказанию первой помощи учитываются. К большому сожалению, многие педагоги       
являются заложниками отсутствия такого права или отсутствия его артикуляции,    
и им как раз угрожает опасность, если этот закон не принять, это особенно       
касается начальной школы. Дмитрий Анатольевич это уже подчеркнул: у педагога,   
у классного руководителя на столе список фамилий, напротив каждой что-то        
написано, например, "почечная недостаточность", значит, ребёнок должен          
выходить каждые, там, 20-30 минут в туалет. Другого, например, нужно            
подкалывать, у него сахарный диабет определённого типа, и прочее. Подкалывать   
ребёнок сам себя не может - это же тоже оказание первой помощи. Вы понимаете,   
да? Сейчас педагог в заложниках. Мы предлагаем этот законопроект только         
потому, что педагоги об этом нас попросили. И мы, депутаты, не                  
перестраховщики. Наша задача - объединить и в компромиссном решении не          
навредить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Глубокоуважаемый Олег Николаевич, с глубоким к вам уважением я    
выскажу то, что пришло сразу в голову, зачитаю замечательное выражение:         
"Определяйте правильно смысл слов, и вы избавите мир от половины                
заблуждений". Вот об этом речь и идёт.                                          
                                                                                
Первую помощь может оказать любой гражданин - педагог, военный, водитель        
троллейбуса, кто угодно: расстегнуть воротник, открыть окошко, чтобы свежий     
воздух пошёл - вот и вся первая помощь. А врачебная, медицинская помощь может   
быть первичная медико-санитарная, может быть доврачебная, врачебная, но это     
медицинская помощь. Ни в коем случае, и уж в этом законопроекте в первую        
очередь, не идёт речь о том, чтобы каким-то образом поставить под угрозу        
школьную медицину. Напротив, просто времени нет об этом рассказывать. То, что   
мы делаем, - это именно возвращаем в каждую школу человека в белом халате. И    
вот те пилотные проекты, которые провели, показали, что в среднем примерно на   
1,2 тысячи обучающихся должен быть врач. В каждом здании образовательной        
организации должен быть человек в белом халате, медицинская сестра. Этот врач   
будет координатором между медицинскими сёстрами - а теперь я ещё раз позволю    
себе подчеркнуть, - бакалаврами школьной медицины (это медицинская сестра с     
высшим образованием, которая обучена именно школьной медицине). Именно этот     
человек, врач-координатор, вместе с врачом-гигиенистом школы, - я лично         
первый раз увидел такого в Тамбове и сфотографировался, есть и школы, и         
практики, - так вот, все вместе они будут обеспечивать взаимодействие           
поликлиники с лицензированным медицинским кабинетом школы и родителями. Вот о   
чём идёт речь.                                                                  
                                                                                
В отношении первой помощи. Мы отказались от этого, потому что наткнулись на     
некое противодействие по типу "слышал звон, да не знает, где он", тем более     
речь идёт о том, что и так каждый гражданин должен делать, любой из нас:        
открыть форточку, расстегнуть ворот, повернуть голову набок - вот это первая    
помощь.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я прошу докладчика и содокладчика иметь в виду, что вам при ответе на вопрос    
совместно даётся три минуты.                                                    
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Извините. Больше не повторится.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так что вы их как-то делите между собой.                  
                                                                                
Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня тоже к Алёне Игоревне вопрос.                             
                                                                                
Всё-таки, я думаю, в выступлении определимся, что первая помощь немножко        
пошире, чем просто открыть форточку, это и жгут наложить, и повязку наложить    
дополнительно.                                                                  
                                                                                
Вопрос права и обязанности. Алёна Игоревна сказала, что это право педагогов     
сегодня - оказывать или не оказывать первичную помощь, но согласно 31-й         
статье 323-го закона это уже обязанность. Если законом предусмотрено для этой   
категории оказание первой медицинской помощи - так же, как для сотрудников      
ГИБДД, сотрудников правоохранительных органов, - то и для учителя, для          
педагога будет обязанностью оказание помощи.                                    
                                                                                
Вопрос: ко второму чтению право и обязанность не стоит ли всё-таки вывести из   
столь жёсткой формулировки, чтобы не пугать в том числе и наших профсоюзных     
лидеров?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёне Игоревне включите микрофон.                         
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Спасибо большое за вопрос. Наоборот, артикулирую, сегодня        
обязанности оказывать первую помощь у педагогов нет. Это их право,              
собственно, это общегражданское право - оказывать первую помощь. Более того,    
я подчеркну, что есть обучение педработников навыкам оказания первой помощи,    
оно предусмотрено в соответствии с Федеральным законом "Об образовании..." и    
со статьёй 223 Трудового кодекса. То есть опять же это право педагога - он      
может оказать первую помощь, если чувствует в себе уверенность, может не        
оказывать. И в соответствии со статьёй 223 Трудового кодекса в организациях     
должны быть обеспечены посты для оказания первой помощи, укомплектованные       
аптечками для оказания первой помощи. На самом деле мы и наводим порядок в      
системе законодательства, то есть наша задача - расшить, сделать системным      
подход, чтобы не было везде по-разному: в Трудовом кодексе так написано, в      
законе "Об образовании..." иначе написано. Знаете, когда мы обсуждали этот      
вопрос, сначала не было единой позиции. Представители здравоохранения           
говорили, что вот у нас цельность такова и видение таково, то есть              
здравоохранение одно говорит, образование - другое, а проигрывает кто?          
Ребёнок и родитель! Поэтому давайте с вами во втором чтении поработаем. И вот   
то, о чём вы сказали, - мы опять же за то, чтобы в выигрыше были ребёнок и      
родитель.                                                                       
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Анатольевич, есть что добавить?                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Алексей Владимирович! Ну, у нас в    
этом законопроекте, в его последней редакции, не идёт речь о праве, об          
обязанности, нет там такого вообще, Алексей Владимирович. Там есть вопрос,      
есть статья 2, которая касается создания условий для оказания помощи, вот и     
всё.                                                                            
                                                                                
Я ещё хочу поддержать Алёну Игоревну. Если уж, как говорится, на то пошло,      
возьмите образовательный стандарт подготовки учителя, и в этом                  
образовательном стандарте есть часы и зачёт по первой помощи, а законом "Об     
образовании..." предусмотрено формирование навыков педагогов для оказания       
помощи, 41-я статья.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бикбаев Ильдар Зинурович, пожалуйста.                                           
                                                                                
БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемая Алёна Игоревна! Я полностью            
поддерживаю, рад этому законопроекту, но у меня есть предложение учесть ко      
второму чтению в части 4 статьи 44 закона "Об образовании в Российской          
Федерации" ваши дополнения, которые касаются информации о состоянии здоровья    
несовершеннолетних обучающихся, то есть после слов "занятий физической          
культурой и спортом" добавить: "туризмом и участия в поисковых экспедициях".    
В моей команде более 5 тысяч школьников, и родители ради того, чтобы            
направить ребёнка в какую-то экспедицию или в туристическую поездку, скрывают   
хронические заболевания. Поэтому готов вместе с вами проработать это            
предложение ко второму чтению.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Мы согласны, принимаем ваше предложение. Спасибо.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Моляков Игорь Юрьевич.                                                          
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. Дмитрий Анатольевич, хорошее начинание, конечно, но когда         
подобный же закон будет принят в отношении учителей? Здоровый бугай в классе    
может обозвать учителя, может ударить его, может вышвырнуть куда угодно -       
учителю-то кто будет первую помощь оказывать?                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Спасибо большое. Ну, я думаю, если говорить об ответственности,   
то как раз в той главе, которая касается ответственности родителей во время     
образовательного процесса, перед предлагаемой нами новеллой есть                
ответственность за неуважительное отношение к учителю. Я думаю, эта             
ответственность прописана, а помощь окажет медицинский работник.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гусева Ирина Михайловна.                                                        
                                                                                
ГУСЕВА И. М. У меня вопрос к Дмитрию Анатольевичу.                              
                                                                                
Дмитрий Анатольевич, вы знаете, как глубоко я вас уважаю, почитаю, и вот я,     
как педагог по первому образованию, хочу вам сказать: давайте всё-таки          
разделим - педагог в школе должен учить. И не нужно ничего изобретать - в       
каждой школе должны быть медицинские работники на всё время учебного            
процесса, то есть педагог будет выполнять свою задачу, а врач будет лечить.     
Что бы ни случилось с ребёнком, когда родители отдают его в школу,              
ответственность несёт образовательное учреждение. Оптимизация образования       
сегодня привела к тому, что есть школа, есть ещё филиал, и мне непонятно, в     
каждом образовательном учреждении будет медицинский кабинет или нет? Я просто   
о том, что у педагогов сегодня и так большая нагрузка, они не только учат,      
они ещё и мама, и папа, потому что не всем родителям дети нужны, теперь они     
ещё и врачи будут - не многовато ли для педагогических работников? А когда с    
ребёнком случается беда, поверьте, любой педагог пойдёт навстречу.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемая Ирина Михайловна, я, честно говоря, не понимаю ваш      
вопрос. Вот в отношении того, что вы сказали, - я ровно то же самое и сказал.   
Я просто хочу сказать, что вообще нет никаких противоречий, - именно так, как   
вы и сказали, и ни о какой ответственности, ни о какой дополнительной           
нагрузке на педагогов речь не идёт, понимаете? Это всё та ответственность,      
которая есть в существующем законодательстве, в ранее принятом, до нас, она     
есть, она касается любого из нас.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутату Аршиновой Алёне Игоревне включите микрофон.                            
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Ирина Михайловна, вы являетесь автором данного законопроекта.    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Мы бдим. Спасибо.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осадчий Николай Иванович.                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, я, как член комитета, знаю,        
сколько вы сил положили на то, чтобы подготовить этот законопроект, редакции    
различные были. Один из серьёзных вопросов и самый сложный, наверное, из тех,   
которые приходилось решать, (конечно, упрощая), - это кто должен получить       
полномочия для оказания этой самой первой медицинской помощи, если мы сегодня   
не в каждой школе можем обеспечить присутствие медицинского работника, в тех    
же сельских школах мы этого не можем обеспечить. Так вот в связи с этим,        
поскольку маятник качнулся в сторону учителей, в сторону того, что их надо      
наделить полномочиями, я хотел бы уточнить: насколько проработан вопрос о       
том, каким образом и в том числе из каких средств будет осуществляться          
подготовка и переподготовка учителей, для того чтобы они могли эту помощь       
оказывать?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Спасибо большое, уважаемый Николай Иванович. Ну, я позволю себе   
тогда ещё раз подчеркнуть, что речь идёт о том, что налаживается                
взаимодействие между медициной, педагогами и родителями. В этой                 
кристаллической решётке первая помощь, которую, может быть, придётся оказать,   
- это одна тысячная или одна десятитысячная всей проблематики. Мы же сейчас в   
законопроекте практически отказались от этого, вот о чём я уже говорил          
уважаемому Александру Владимировичу. Изначально почему так было? Потому что в   
2014-2016 годах прокатилась целая волна таких эпизодов, когда ребёнку           
становилось плохо, а к нему никто не подходил, потому что боялись некой         
ответственности. Мы вышли на это, но потом от этого отказались, и никаких       
дополнительных нагрузок на педагогов нет. Остаётся только то, что касается      
каждого из нас. Но если брать документы, которые существуют... Ещё раз обращу   
внимание, первое - образовательный стандарт учителя, в котором не нами          
прописано всё, что касается первой помощи, учителя сдают зачёт. Следующая       
ситуация - 41-я статья закона "Об образовании...", где написано, что школа      
обязуется постоянно поддерживать (это было написано) все навыки своих           
педагогов по оказанию первой помощи. Ну, наверное, тогда и было предположено,   
откуда пойдет финансирование. Я из этого исхожу.                                
                                                                                
Но подчеркну: ни в коем случае это не является заменой медика в школе, в        
школе должен быть медицинский работник на всё время, а не на полчасика. И это   
будет сделано, когда мы выйдем на нормальный, большой объём подготовки          
специалистов-бакалавров, потому что врача сажать в каждую школу неправильно,    
а простой медсестры иногда мало. Бакалавр школьной медицины - вот наш маяк.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Дмитрий Анатольевич, по профсоюзной части. Подход правильный, потому что у      
преподавателя должна быть возможность без рисков оказать первую помощь. Более   
того, когда я учился в пединституте, нас даже учили вот этим правилам           
оказания первой медицинской помощи. Но вместе с тем возникает вопрос другого    
характера. Всё-таки учитель - он учитель, он не доктор, не фельдшер, не         
медсестра, не станет ли возможной ситуация, при которой погрешность при         
оказании медицинской помощи впоследствии может быть предметом преследования     
педагога за то, что он помощь оказал, но не так, как надо? Вот насколько мы     
можем этого избежать, чтобы не было перекосов в другом направлении?             
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Олег Васильевич, я бы тогда попросил вас (всё-таки      
это уже неоднократно звучало): давайте определимся с понятиями. Если речь       
идёт о первой помощи, то речь идёт о любом гражданине. Вот если мы перейдём к   
этой формулировке, я продолжу ваш вопрос: а не может ли случиться такая         
ситуация, что любой гражданин, оказывая первую помощь, сделает это несколько    
некорректно и будет в чём-то обвинён? Да, такая ситуация теоретически           
возможна. Некоторые коллеги говорят, что не знают ни одного примера, кто-то     
говорит, что сталкивался с этим. И у нас есть уважаемый Николай Фёдорович       
Герасименко, который уже несколько лет разрабатывает и предлагает               
законопроект, который называется, условно, по-западному, "о добром              
самаритянине", то есть об избавлении от любой ответственности, если ты          
оказываешь первую помощь. Сейчас у нас - мы в первом чтении приняли, и я        
надеюсь на вашу поддержку и поддержку правительства - идёт законопроект о       
расширенной первой помощи, и в том числе об использовании дефибрилляторов. И    
вот там в поправках мы планировали в том числе погрузить вот эту новеллу, о     
которой вы говорите. Но это касается первой помощи, любого гражданина, я        
педагогов здесь не выделял бы.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. У меня и к Алёне Игоревне, и к Дмитрию Анатольевичу вопрос.         
                                                                                
Вот кроме оказания медицинской помощи. Смотрите, ведь случаются разные виды     
чрезвычайных ситуаций в школе: пожары например, другие какие-то ситуации,       
вплоть до экстремистских и террористических. И что? Тогда по этой логике        
нужно обучать преподавателей, обязывать их проходить какие-то курсы, чтобы      
они первыми могли оказывать какую-то профилактическую помощь и в этих           
чрезвычайных ситуациях, но тогда действительно получается какой-то перебор.     
Вот всё делать на основе добровольной народной дружины, как раньше?.. Хотя      
даже тогда за ДНД давали отгулы. Почему вот здесь мы не приходим к              
поощрительной какой-то схеме? Вот тогда будет какая-то логика: обязан - да,     
он получает поощрение... (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит на вопрос?                                    
                                                                                
Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                                      
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Олег Анатольевич, ну, вот когда вы говорите о           
поощрении... Вы знаете, что является поощрением для детского врача? Когда       
тебя утром встречает малыш и протягивает тебе яблоко, а вчера он был синий.     
Вот и всё поощрение. Это насчёт поощрений. Какие могут быть поощрения за        
возможность спасти утопающего или за то, чтобы спасти задыхающегося? Это само   
по себе поощрение, вы можете рассказывать об этом детям, внукам и гордиться,    
что живёте не зря. Вот и всё поощрение.                                         
                                                                                
В отношении пожара. Ну, мне здесь сложно судить. Если речь идёт опять же о      
нашем гражданском долге, то, конечно, каждого гражданина нужно учить вести      
себя при пожаре. Я своих детей впервые научил вести себя при пожаре в три       
года: брать документы, выключать электрические пробки и выбегать в эту дверь.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёне Игоревне включите микрофон.                         
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Хотела бы добавить, что коллега Куринный и коллега Ирина         
Михайловна Гусева уже акцентировали внимание на том, что не надо на педагогов   
всё вешать, в таких чрезвычайных ситуациях уже начинают работать полномочия     
министерства по чрезвычайным ситуациям.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузякин Дмитрий Викторович.                                                     
                                                                                
КУЗЯКИН Д. В. У меня вопрос в отношении организаций, осуществляющих             
мероприятия по охране. В связи с этой упомянутой кристаллической решёткой       
вопрос к содокладчику или докладчику - кто ответит.                             
                                                                                
Не нужно ли предусмотреть в этом законопроекте после оказания первой            
медицинской помощи дальнейшее участие - сопровождение и контроль медицинского   
состояния? Что подразумевается? Допустим, ещё уроки идут в классе, а ребёнок    
дошёл до дома или нет, или приехала скорая помощь, отвезли его в больницу,      
или ещё что-то в этом роде? Дальнейшее сопровождение и контроль медсостояния    
будет прописан или нет?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Анатольевич, пожалуйста.                          
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Дмитрий Викторович, насколько я понял вопрос, вы        
говорите о контроле со стороны педагога. Я говорил уже о том, сколько сделано   
во время работы над нашим законопроектом, - спасибо Минздраву,                  
Минпросвещения, ну, всем коллегам, всему правительству! - в том числе было      
издано несколько приказов Минздрава и минобра в отношении и профилактических    
осмотров, и оказания медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных    
организациях, там эта маршрутизация прописана. Если вы считаете, что нужно      
ещё какое-то законодательное регулирование, ждём ваших поправок.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёна Игоревна, пожалуйста.                               
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Чуть-чуть дополню. Во время уроков, во время учебного процесса   
за ребёнка несёт ответственность образовательная организация, поэтому педагог   
никогда (всё это скорее какая-то редкость, исключение и ошибка) не отпустит     
плохо чувствующего себя ребёнка за порог школы. Он позвонит родителям,          
предупредит и попросит родителей забрать ребёнка, или сопроводит его после      
уроков, или вызовет врача или скорую помощь.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Анатольевич, спасибо. Присаживайтесь.                                   
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеин Олег Васильевич.                                                           
                                                                                
Тогда, Игорь Юрьевич, я вам слово не смогу предоставить.                        
                                                                                
Пожалуйста, Олег Васильевич.                                                    
                                                                                
ШЕИН О. В. Я чуть повторюсь. Безусловно, инициатива правильная, фракция         
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" её поддерживает, потому что в случае, когда в школе       
возникают неожиданные ситуации, связанные с угрозой жизни, здоровью ребёнка,    
безусловно, у преподавателя должно быть право на оказание медицинской помощи.   
Повторю ещё раз: когда я сам учился в педагогическом институте, нас учили       
такую помощь оказывать. Но очевидно, что вместе с этим требуется                
регулирование как минимум двух задач.                                           
                                                                                
Первая задача заключается в том, чтобы такого рода курсы регулярно              
проводились по линии институтов усовершенствования подготовки учителей, в       
рамках повышения квалификации такие курсы имеют место, потому что я далеко не   
убеждён, что после того, как молодой преподаватель оканчивает университет.      
Знания, естественно, если они регулярно не применяются на практике, стираются   
из подкорки головного мозга, и преподаватель, который окончил учебное           
заведение много лет назад, конечно, эти вещи просто не помнит.                  
                                                                                
Вторая задача. Повторю, мне кажется принципиально важным норму, которой мы      
избавили бы людей от угрозы преследования, вшить в этот законопроект, и вот     
почему. Да, действительно хорошо, если это будут общие рамочные нормы,          
человек, который оказывает первую помощь на дороге при ДТП, человек, который    
оказывает первую помощь где-то на улице, если у гражданина случился сердечный   
приступ или эпилептический припадок, безусловно, должен иметь возможность       
такую помощь оказать без угрозы последующего уголовного или ещё какого-то       
преследования. Но есть некоторая разница между прохожим и преподавателем, и     
мы её хорошо понимаем: внимание к преподавателям, в том числе со стороны        
родительского сообщества, куда более пристальное, чем к любому случайному       
прохожему, который просто встретился на улице. И мы, я считаю, не должны        
здесь ждать общего, рамочного закона и формировать какие-то очередные никому    
не нужные риски. Такая позиция, с нашей точки зрения как фракции, - мы          
сегодня с утра это обсуждали - должна быть вшита в законопроект в рамках        
второго чтения. Потом, когда она станет общей, рамочной, конечно, в данном      
законе она уже будет избыточной, ненужной и можно будет её отсюда убрать, но    
на данном этапе, конечно, надо, чтобы она была принята именно здесь.            
                                                                                
Мы голосуем за данный законопроект, но обращаем внимание на необходимость его   
доработки ко второму чтению.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, специально процитирую вам часть 1 статьи      
31, куда вносятся изменения: "Первая помощь до оказания медицинской помощи      
оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других      
состояниях... лицами, обязанными оказывать первую медицинскую помощь в          
соответствии с федеральным законом или со специальным правилом... в том         
числе..." - и дальше перечисляется, - "...военнослужащими и работниками         
Государственной противопожарной службы, спасателями...". Предлагается           
дополнить этот перечень ещё педагогическими работниками, "обязанными            
оказывать". Вот это, мне кажется, краеугольный элемент, причина, почему         
представители педагогического профсоюза оказались против законопроекта. Если    
до этого было право, оно прописано, кстати, в части 4 этой статьи, там          
написано: "Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать         
первую помощь при наличии соответствующей подготовки...". Это понятно, и мы     
предполагаем, как это может выглядеть: когда ребёнку в классе стало плохо, он   
неожиданно упал, естественно, учителю бежать звать медсестру, когда у ребёнка   
западает язык или когда, грубо говоря, он захлёбывается рвотными массами,       
будет неправильно, и в принципе этому учат сегодня, это есть в стандартах,      
как нам только что сказали, учитель, педагог может оказать эту помощь, пока     
кто-то бежит за медицинским работником для оказания уже соответствующей         
помощи дополнительно. Но повторяю, когда это обязанность, то уже возникают      
дополнительные, скажем так, опасения, которые в том числе Олег Васильевич       
только что высказал.                                                            
                                                                                
Что касается подготовки. Безусловно, подготовка должна быть, я думаю, что       
этот курс - хотя он есть в стандартах, этому как-то обучают - должен            
постоянно обновляться, это абсолютно точно, на специальных симуляторах это      
должно отрабатываться до автоматизма в том числе у педагогов, если они эту      
помощь собираются оказывать.                                                    
                                                                                
Наконец, самое главное: мы все за то, чтобы медик в виде медсестры, в виде      
бакалавра присутствовал в образовательной организации. Что не даёт им там       
присутствовать? Причина очень простая, мы о ней говорили в начале               
сегодняшнего заседания - это финансирование, механизм финансового обеспечения   
медицинской помощи, её оплаты, в связи с этим руководитель медицинского         
учреждения не может выделить человека, который будет сидеть в школе, потому     
что оплачивается обращение, посещение, потому что деньги идут за пациентом,     
потому что всё это встроено в специальный процесс. И если мы хотим              
нормального подхода, если мы хотим сегодня присутствия, постоянного             
присутствия, как это было в советские времена, медицинского работника в         
учебных заведениях, хотя бы в крупных, то мы должны предусмотреть на это        
финансирование, точно так же как на присутствие медицинского работника,         
например, на крупных промышленных предприятиях. Я напомню, что система          
профессионального медицинского сопровождения на многих предприятиях сегодня     
фактически разрушена, это тоже имеет свои негативные последствия, и это тоже    
вопрос финансирования, это вопрос дальнейшей тактики.                           
                                                                                
Фракция КПРФ поддержит законопроект в представленной редакции, хотя мы не       
испытываем каких-то особых восторженных чувств, потому что изменения во         
многом технические. И ко второму чтению всё-таки просим подробно обсудить       
вопрос обязанности или права для педагогических работников.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фролова Тамара Ивановна.                                                        
                                                                                
ФРОЛОВА Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Глубокоуважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Все выступающие здесь        
сегодня, безусловно, правы, и все говорят правильные вещи, но всё это до тех    
пор, пока не столкнутся с этой проблемой, пока в беду не попадёт их ребёнок     
или их внук. Пока вы ждёте медицинского работника или скорую помощь, нужно      
оказать именно первую помощь, не медицинскую. И где бы мы с вами ни             
находились - в самолёте, в поезде, на дороге, на переходе дороги вот здесь, в   
городе Москве, или в своём регионе, - если окажется, что нужно помочь,          
оказать первую помощь, мы мимо не пройдём. Что же мы обсуждаем и говорим        
сейчас о педагогах, о наделении их какими-то полномочиями? Да это гражданский   
долг каждого человека - помочь! И не дай бог, вашему ребёнку или внуку не       
окажут помощь и эта минута сыграет свою роль - это будет очень и очень          
значимо!                                                                        
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает данный законопроект.          
Фракция совместно с комитетами Думы очень длительное время работала над этим    
законопроектом и надеется, что качество медицинской помощи в                    
общеобразовательных учреждениях изменится с выходом вот этого закона в жизнь    
и, конечно же, медицинская помощь в общеобразовательных учреждениях             
усовершенствуется.                                                              
                                                                                
И ещё, если позволите. Интересным был вопрос глубокоуважаемого Олега            
Николаевича Смолина - я попытаюсь ответить на вопрос, который он задавал, о     
том, чтобы перевести медицинских работников в штат школ.                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я очень много лет работаю в системе здравоохранения -        
проходили мы всё это. Когда в стране вводилась система медицинского             
страхования, школьные медицинские работники были в штате школ. И когда в        
рамках системы ОМС в больницах и в поликлиниках стали получать зарплату за      
пролеченных больных и эта зарплата стала гораздо выше, чем по смете расходов    
у медицинских работников в школах, все медицинские работники стали бунтовать.   
И не просто так их тогда перевели назад в медицинские учреждения - их           
перевели для того, чтобы средняя заработная плата медицинских работников в      
каждом субъекте Российской Федерации была хотя бы одинаковой. И сейчас          
возвращаться к тому, о чём вы говорите, я думаю, будет совершенно неправильно   
и несправедливо, потому что мы перейдём на сметное финансирование, и зарплата   
у них будет гораздо ниже.                                                       
                                                                                
Спасибо вам большое. Прошу, уважаемые коллеги, поддержать данный                
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Ивановна, присаживайтесь.                 
                                                                                
Алёна Игоревна, у вас есть возможность с заключительным словом выступить.       
Есть необходимость? Нет.                                                        
                                                                                
Дмитрий Анатольевич, будете выступать? Нет.                                     
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом    
чтении, пункт 19 порядка работы.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 21 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              395 чел.87,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.