Заседание № 274
05.02.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 426417-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления минимального объёма расходов федерального бюджета на здравоохранение, образование и культуру".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3672 по 4259 из 4558
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления минимального объёма расходов федерального бюджета на здравоохранение, образование и культуру". Докладывает Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Не буду очень подробно излагать идею, она сформулирована, но посыл такой. Поставлена задача не сбережения и приумножения населения России. Вот я часто слышу докладчиков, в том числе от правительства, предлагают какие-то идеи, ну, как вчера, например, открыть не только двери, окна, чтобы через мигрантов, значит, решать вопросы рабочих рук, решать вопросы приумножения населения, - я всегда против этого. Надо сберегать и приумножать наш народ, и культура для этого является - вместе с просвещением и образованием - главным средством, возможностью. И когда принимается бюджет ежегодно, мы не голосуем, мы голосуем против бюджета, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" голосует против бюджета - по каким причинам, коллеги? Мы не согласны с вот этим принципом, сложившимся не знаю когда, давно, мы против финансирования по остаточному принципу здравоохранения, просвещения и культуры. Вот эти претензии, вот эти главные вопросы мы всегда ставим, предлагаем поправки, нас не поддерживают - и мы голосуем против бюджета. Вот даже сейчас, обсуждая Конституцию, уважаемые коллеги... Вот как раз Валерий Карлович Гартунг пришёл, у него есть возможность поучаствовать в заседаниях между заседаниями комиссии, которая работает над поправками. Он знает о наших предложениях, которые коротко можно изложить примерно так: финансирование здравоохранения, просвещения и образования - не менее 7 процентов расходной части, культуры - не менее 3 процентов. Я даже записал бы это в Конституции. Для чего? Для того чтобы гарантировать социальность, раз мы пишем там: "Российская Федерация - социальное государство". Народ спрашивает: "А что же такое социальное государство? Нам платить приходится за это, за это, за это..." За образование, за здравоохранение, за культуру платят всё больше и больше, потому что недофинансирование происходит. Уважаемые коллеги, в этом законопроекте мы предлагаем внедрить норму, согласно которой объём расходов федерального бюджета на здравоохранение, образование и культуру при утверждении бюджета не может составлять менее 7 процентов, 7 процентов и 3 процентов соответственно от общего объёма расходов федерального бюджета. После принятия такого закона у нас уже не будет проблем с правительством, с господином Силуановым, не будет никаких споров, почему что-то финансируется приоритетно, а всё остальное - на что хватит денег. Если вы согласны с названными главными приоритетами нашего социального государства, давайте примем такой закон. Я, повторяю, это и в Конституции прописал бы, ведь мы же там пишем, что заработная плата должна быть не меньше прожиточного минимума. Давайте пропишем расходы на здравоохранение, образование, культуру: они должны быть не меньше 7, 7 и 3 процентов соответственно. Вот в чём суть законопроекта. Прошу его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. С содокладом выступает Галина Иннокентьевна Данчикова от Комитета по бюджету и налогам. ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Олег Анатольевич, уважаемые коллеги! Мы с вами работаем в рамках действующего законодательства, и хотелось бы вернуться к законопроекту, который внесён группой депутатов. Законопроект предусматривает внесение изменений в статьи 179 и 184-1 Бюджетного кодекса в части установления нормы об обязательности утверждения отдельных государственных программ - "Образование", "Здравоохранение" и "Культура". Кроме того, в законопроекте говорится об обязательности установления размеров нормативов на содержание указанных госпрограмм. Комитет по бюджету и налогам внимательно рассмотрел данную инициативу депутатов и отмечает следующее. Прежде всего, те изменения, которые предлагаются в законопроекте, противоречат установленным Бюджетным кодексом основным принципам: первое - принципу единства бюджетной системы, второе - принципу сбалансированности бюджета и третье - принципу достоверности бюджета. Также предлагаемые в законопроекте изменения не соответствуют положениям статьи 65 кодекса: формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами и обусловлено установленными действующими нормами законодательства. Кроме того, в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" перечень государственных программ формируется и корректируется на основе стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с учётом приоритетов, целей и задач. При этом одним из установленных требований к разработке государственной программы Российской Федерации является обоснование необходимых для её реализации финансовых ресурсов. В представленных материалах к законопроекту отсутствуют необходимые расчёты. Как следует из финансово-экономического обоснования, принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления минимального объёма расходов федерального бюджета на здравоохранение, образование и культуру" не повлечёт дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Однако в заключении Правительства Российской Федерации на данный законопроект указывается, что для реализации законопроекта потребуются дополнительные бюджетные ассигнования из федерального бюджета. Поскольку реализация предлагаемого законопроекта повлечёт расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, комитет обращает внимание на то, что законопроект не согласуется с положением части 2 статьи 83 кодекса, регулирующим условия выделения бюджетных ассигнований на принятие новых расходных обязательств или увеличения бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств. Установление в Бюджетном кодексе Российской Федерации минимального объёма финансового обеспечения реализации отдельных государственных программ Российской Федерации может повлечь риски неисполнения иных расходных обязательств федерального бюджета, для реализации которых потребуются дополнительные бюджетные ассигнования. Мы примерно посчитали сумму - это около 700-800 миллиардов рублей. Комитет обращает внимание на неактуальность законопроекта с учётом развития инструментов бюджетной политики. В соответствии с указом Президента Российской Федерации № 204 утверждены 12 национальных проектов. Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждён комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В ближайшие шесть лет на реализацию национальных проектов будет направлено 13,2 триллиона рублей из средств федерального бюджета. Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает рассматриваемый проект федерального закона в представленной редакции и рекомендует Государственной Думе его отклонить. Счётная палата также не поддерживает данный законопроект. Необходимо отметить, что идентичный по содержанию законопроект уже вносился авторами в 2017 году. Правительство Российской Федерации в представленной редакции законопроект не поддерживает. Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить в первом чтении. Хотелось бы отметить также следующее. Уважаемые коллеги, концепция законопроекта состоит в том, чтобы установить... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд. ДАНЧИКОВА Г. И. ...нормативы расходов федерального бюджета на здравоохранение, образование и культуру, речь идёт об установлении 7 процентов, 7 процентов и 3 процентов соответственно, для учреждений федерального значения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Олег Анатольевич, вы предлагаете установить минимальные доли в общем объёме расходов федерального бюджета для здравоохранения, образования и культуры (для культуры, например, 3 процента). А не допускаете ли вы ситуации, когда на культуру потребуется не 3 процента, допустим, а 2 процента, в то время как этот 1 процент - порядка 180 миллиардов рублей - будет необходим для того же здравоохранения, образования или для других сфер? Тогда что, принимать новый закон? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олегу Анатольевичу включите микрофон. НИЛОВ О. А. Моя позиция такова: не менее 3 процентов на культуру и, соответственно, не менее чем по 7 процентов на здравоохранение и образование. Я не представляю себе такой ситуации, когда министр культуры, наш Комитет по культуре скажет: "Нет, нам достаточно 2 процентов, 3 процентов не нужно, некуда уже вкладывать в культуру". Также не представляю, что это может сказать любой представитель исполнительной власти или Государственной Думы, который курирует, отвечает за образование и здравоохранение. Я, коллеги, напомню, что в советское время - посмотрите статистику - соответствующие расходы превосходили и 10 процентов, и 11 процентов. Сегодня в большинстве стран мира расходы на образование, здравоохранение больше 7 процентов. И для культуры тот объём расходов, какой мы имеем сегодня, - это просто какой-то прожиточный минимум, минимум миниморум. И я не представляю такой ситуации, чтобы нужно было меньше 3 процентов, её не может быть, во всяком случае в ближайшие десятилетия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемая Галина Иннокентьевна, авторы законопроекта предлагают особо гарантировать финансирование тех направлений, без которых невозможен никакой прорыв, никакой подъём нашей страны и невозможно развитие человека, человеческого капитала, как говорят экономисты. В то же время каждое из этих направлений - образование, здравоохранение и культура - особо выделены и в Конституции, по каждому из направлений отдельная статья. Почему вы считаете в таком случае, что нельзя сначала внести изменения в Бюджетный кодекс в одной его части, а потом поправить дело в другом, если речь идёт о сути процесса? ДАНЧИКОВА Г. И. Спасибо большое за вопрос. Я вообще не считаю, что концептуально такой подход правильный. Ещё раз хотела бы уточнить. Когда авторы говорят о том, что, в частности, по образованию должна быть программа и её финансовое обеспечение должно быть не менее 7 процентов общего объёма расходов федерального бюджета, то такой подход, вообще, я считаю, не очень верный. Почему только образование, здравоохранение и культура? Тогда скажите, пожалуйста, какой норматив в общем объёме расходов должен быть установлен для социальной политики? Это первый момент. Второй момент. Мы с вами должны прекрасно понимать, что мы имеем трёхуровневую бюджетную систему: федеральный бюджет, региональные, субъектовые, и муниципальные бюджеты. У нас в большей степени учреждения образования, здравоохранения, культуры по разграничению полномочий финансируются на этом уровне бюджетов. И в принципе, если брать такой подход, когда мы начинаем делить нормативы, определять проценты, при этом говорим об общем объёме расходов федерального бюджета... Если посмотреть ту аналитику, которую даёт сегодня Министерство финансов по имеющейся структуре: сколько процентов идёт на образование в общем объёме расходов федерального бюджета, сколько процентов ВВП, то у меня получается, если говорить о консолидированном бюджете, что на это идёт больше процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Олег Анатольевич, я хотел понять, как предлагается вводить нормы закона? Хочу сразу сказать, что я, конечно, буду поддерживать законопроект. Поясните, пожалуйста, как предполагается вводить нормы закона: в разовом порядке со следующего года или поэтапно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олегу Анатольевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Предлагается распространять действие этого закона на год, следующий за годом принятия, то есть если мы принимаем в этом году, то действие закона будет распространяться на бюджет следующего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Олег Анатольевич, а почему привязка идёт к объёму федерального бюджета, а не к ВВП? Доля в ВВП считается более универсальным показателем для оценки финансирования социальных отраслей, и в принципе во всём мире именно на него ориентируются, определяя, правильно ли, достаточно ли финансируется социальная сфера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олегу Анатольевичу включите микрофон. НИЛОВ О. А. Да, я согласен, что есть и такой путь, мы его тоже рассматривали и его тоже готовы предложить. Мы не остановимся в том случае, если сегодня большинством этот законопроект не будет поддержан, причём, по-моему, в очередной раз, это не первый и не крайний раз рассмотрения этой инициативы. Это возможно. И сразу отвечу на тот вопрос, который возник: а почему же региональные бюджеты останутся без каких-то ограничений, нормативов по минимальным расходам, как сегодня? Я считаю, что целесообразно, если идти по этому пути, и для региональных бюджетов также определить вот этот минимум - 3 процента, 7 процентов и 7 процентов, и тогда в сумме получится то, о чём вы говорите. Можно идти двумя путями. Давайте выбирать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Галина Иннокентьевна, мне непонятна позиция комитета. Дело в том, что в выступлении вы одну позицию озвучивали, потом говорили, что вроде как не требуется дополнительных расходов. Скажите, пожалуйста, как вы считаете, у нас в достаточном объёме финансируются здравоохранение, образование, культура? Это первая часть вопроса. И вторая часть. А если недостаточно, то есть ли у государства деньги на то, чтобы увеличить это финансирование? ДАНЧИКОВА Г. И. Во-первых, я хотела бы уточнить: я не говорила о том, что не требуется дополнительных расходов. Очень чётко в своём докладе я обозначила, что дополнительные расходы потребуются, если речь идёт о той концепции, которая представлена в законопроекте. Далее, о достаточности или недостаточности. Мы с вами исходим из того, какие сегодня у нас есть государственные программы и какая цель, какая задача у нас с вами стоит. Если говорить о системности, то мы говорим, что, конечно, исходя из тех проблем и вопросов, которые существуют у нас и на региональном уровне, средств сегодня недостаточно, для того чтобы решить проблемы в полном объёме с учётом приоритетов, которые определены. Но мы с вами понимаем и должны учитывать, что в 2018 году Президентом Российской Федерации поставлена задача удвоить расходы на здравоохранение, и мы к этому стремимся. Надо понимать, что, когда вы сравниваете, допустим, объём расходов с другими странами, вы должны брать общий объём: не только государственные расходы и государственный бюджет, но и внебюджетные фонды и частные клиники. Учитывайте, что, когда вы анализируете данные по другим странам, вы анализируете, вы получаете данные по полному кругу расходов, по всем средствам, которые вкладываются в здравоохранение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Иннокентьевна. Присаживайтесь. Коллеги, прежде чем провести запись на выступления, скажу о нашей программе сегодняшней работы: кроме этого законопроекта, у нас есть один законопроект по сокращённой процедуре и два проекта поручения. И я прошу всё-таки по возможности иметь в виду, что у нас на 16 часов 15 минут назначено заседание Совета Думы. Вот с учётом этого записывайтесь, пожалуйста. Включите, пожалуйста, режим записи на выступления. Покажите список. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Понимая, что конец рабочего дня, я всё-таки прошу вас обратить внимание на следующее. Первое. Когда-то, во времена экстенсивной индустриализации, считалось, что экономику страны двигает прежде всего тяжёлая промышленность, производство средств производства для производства средств производства. Теперь лучшие экономисты мира говорят, что место, которое когда-то занимало это первое подразделение первого подразделения, занимает человеческий потенциал страны. Так что, когда вы тратитесь на людей, это вы не тратитесь - это вы вкладываете, и это самые выгодные инвестиции, которые только могут быть, по мнению настоящих современных экономистов. Кстати, я бы поддержал предложение кое-что записать в Конституцию. Недавно мы проводили в Петербурге образовательный форум, и там коллеги из многих развивающихся стран нам говорили, что у них прямо в конституциях записано: не менее 20 процентов от валового внутреннего продукта на образование. Это было первое. Второе. Где мы находимся, коллеги? Образование - 98-е место в мире по финансированию, то есть примерно 3,5 процента от валового внутреннего продукта. Я согласен с тем, что считать нужно было прежде всего от валового внутреннего продукта, но мы законопроект будем поддерживать, потому что он предусматривает увеличение расходов на человека. Для того чтобы модернизировать страну, нужно 7 процентов от валового внутреннего продукта. Только что я общался с совершенно независимым агентством "Эврика" (это никакие не левые, не коммунисты), они говорят: если в образование 3 триллиона рублей не добавить - делать нечего. Даже Кудрин предлагал добавить триллион рублей. Я напоминаю вам оценки Ольги Юрьевны Васильевой: в ноябре 2018 года она считала, что у нас дефицит кадров 1 процент, в июне прошлого года говорила, что уже 11 процентов, а Вячеслав Алексеевич Никонов как-то заметил, что, по его мнению, дефицит учительских кадров порядка 25 процентов. Вы подумайте, вообще, кто вашим детям и внукам преподавать будет? Думали когда-нибудь? Позиция третья - медицина: 91-е место в мире, около 3 процентов от валового внутреннего продукта. Когда уважаемая Татьяна Алексеевна Голикова была руководителем Счётной палаты, она не раз нам говорила, что в России происходит вытеснение бесплатной медицинской помощи платными услугами. Кстати, неправда, что за рубежом считают только общие расходы: считают и общие, и государственные. И кстати, именно государственные расходы на медицину, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, должны составлять не 3 процента, как у нас, а 6 процентов от валового внутреннего продукта. Конечно, коллеги, хорошо, что в этом году добавили на медицину, но это после того, как врачи стали массово увольняться со своих рабочих мест. Четвёртое, культура. В советский период финансирование было другое, как уже говорили, но и в законе, в Основах законодательства о культуре, которые действовали в 1990-х годах... (Шум в зале.) Я попросил бы коллег немножко меньше увлекаться беседами, даже с противоположным полом. Так вот, в Основах законодательства о культуре было написано: 2 процента от федерального бюджета и 6 процентов от региональных бюджетов. Спрашивается, откуда, почему в российской культуре господствует попса? Телевидение гонится за рейтингом - считается, что рейтинг дают предельно примитивные передачи. Примитивизация массового сознания - это факт. Пятое. Я, вообще, добавил бы сюда науку. Коллеги, на заседании Комитета по образованию и науке обсуждался этот вопрос. Указ президента № 599 от 7 мая 2012 года предусматривал, что в 2015 году на науку должны были дать 1,77 процента от валового внутреннего продукта. Знаете, сколько сейчас выделяется из бюджета на 2020 год? По данным нашего комитета - 0,44 процента, в 4 раза меньше! Мы спрашиваем представителей Минфина: "Когда будет исполнен указ президента?" Они говорят: "В 35-м". Мы говорим: "Должен быть исполнен в 15-м". - "А мы считаем, что в 35-м". Коллеги, такие вещи нужно записывать если не в Конституцию, то по крайней мере в законы. Хочу сказать - предпоследнее - о деньгах. Коллеги, а вот представьте себе, что кто-нибудь в этом зале от оппозиции предложил бы то же самое, что предложил президент в президентском послании. Что бы нам сказали? "Вы безответственные люди, нельзя тратить деньги". Мы сколько раз это слышали? Тысячу раз. Так вот рано или поздно нам придётся увеличивать вложения в человека - или, соответственно, у нашей страны не будет будущего, прошу это учитывать. Мы, конечно, поддержим этот законопроект и будем предлагать аналогичные... и предлагали, и будем предлагать аналогичные законопроекты. В заключение позволю себе напомнить слова Дмитрия Ивановича Менделеева. Помните, он говорил по поводу сжигания нефти: топить можно и ассигнациями. Так вот экономить на человеке хуже, чем топить ассигнациями: кто экономит на человеке, тот не получит никакого экономического прорыва - и никакой реализации указа № 204. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я от фракции выступаю, но постараюсь быть кратким, потому что все основные аргументы были уже сказаны, я только на ключевых моментах остановлюсь. Ну, тут много было разных споров оппонентов. Оппоненты говорили о том, что, дескать, надо считать не так и, потом, не нужно акцентировать внимание только на расходах государства, нужно на других источниках акцентировать внимание, ну, представитель комитета сказала об этом. Если мы будем акцентировать внимание на других источниках... Эти источники - карманы граждан? Тогда что это за бесплатная медицина у нас, что это за бесплатное образование? Ну, я так понимаю, здесь, наверное, консенсус: всё-таки мы говорим о том, что государство обязано обеспечить для всех граждан Российской Федерации доступ к бесплатному образованию и бесплатной медицине. Это первое. Второе. Если мы говорим, как об источниках, о федеральном и о региональных бюджетах, с этим мы согласны. Но ведь у нас речь идёт в законе о федеральных программах, которые финансируются из региональных и федерального бюджетов, и они по Конституции, статья 72, пункты "е" и "ж", являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и, соответственно, учитывая, что у нас бюджеты большинства субъектов Российской Федерации дефицитны, мы и предлагаем зафиксировать обязательства государства, федерального бюджета, который профицитен, в который только за последние два года собрали денег на 5 триллионов больше, чем потратили, а по факту потратили даже на 6 триллионов меньше, поэтому мы и предлагаем... Раз у государства, у федерального бюджета есть свободные деньги, непотраченные, а у субъектов их недостаточно, а здравоохранение и образование являются предметами совместного ведения по Конституции, мы, соответственно, и предлагаем зафиксировать обязательства федерального бюджета по финансированию государственных программ - что тут нелогичного, скажите мне, пожалуйста? Или вы считаете, что у нас в достаточном объёме финансируются здравоохранение и образование? Нет, вы так не считаете. Так в чём проблема-то? Почему бы не поддержать этот законопроект в первом чтении? Если вам не нравятся какие-то конкретные проценты, ну, так есть процедура второго чтения, давайте запишем их, не вопрос, во втором чтении можно будет это отрегулировать! Принципиально мы говорим о том, готовы мы зафиксировать минимальные обязательства государства по финансированию здравоохранения и образования или не готовы, вот о чём идёт речь. Поэтому все, кто голосует против этого законопроекта или его не поддерживает, так и скажите гражданам: мы вам не гарантируем бесплатного образования и здравоохранения. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за и призывает вас последовать нашему примеру. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Максимова Надежда Сергеевна, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, может быть, немножко в другом ключе я выступлю, чем обычно выступаю. Мне просто хочется рассказать, почему мы считаем, что недопустимо фиксировать вот эту норму, константу вводить по отношению к расходам из федерального бюджета. Вот у нас в теории и практике планирования бюджетных расходов существует как бы три вида расходов - постоянные, переменные и непредусмотренные, непредвиденные. Я вот, когда первокурсникам в финансовом университете объясняю, какая разница между ними, обычно это делаю на примере семейного бюджета. Вот в семейном бюджете доля каких расходов у нас должна быть неснижаемая? На питание, на уплату коммунальных услуг, на уплату налогов. Дальше, могут быть непредвиденные расходы, например, ваше чадо говорит: не хочу учиться, хочу жениться. Вы планировали через пять лет свадьбу, а она вот - через месяц. Есть резерв у вас, есть накопления - вы можете организовать без ущерба для своего бюджета, нет - идёте занимать у друзей или брать кредит в банке, вот и госдолг, вот и дефицит вашего семейного бюджета, это непредвиденные расходы. А есть расходы переменные. У вас растёт ребёнок: он в детском саду - у вас расходы на образование, ну, родительская плата, предположим; идёт в школу - все секции платные, вы платите, расходы на образование увеличиваются; в старших классах - репетиторы, подготовительные курсы, ещё больше удельный вес расходов на образование в семейном бюджете; поступил в институт, дай бог по бюджетной квоте, да ещё получает стипендию - всё, расходы снижаются. Непостоянные эти расходы у вас в семье. Семья молодая, здоровая на здравоохранение практически ничего не тратит, и на культуру - театры, экскурсии, отдых, за рубежом желательно, - одни расходы; вот в семье вдруг случилась беда: заболел кто-то тяжело, требуются операция, лекарства и так далее - резко снижается удельный вес расходов на культуру (какой там отдых за рубежом, естественно) и значительно увеличиваются расходы на здравоохранение, так условно говорим. То есть вот вам пример того, что не могут эти расходы в постоянном удельном весе, на постоянной основе, как константа, устанавливаться в расходах. У нас в федеральном бюджете то же самое: у нас с вами есть общегосударственные расходы - на оборону, на правоохранительную деятельность, - которые не могут быть ниже определённого уровня, они могут только расти, наверное, по определению, если даже не по удельному весу, то по объёму, но удельный вес определённый держится. У нас с вами недавно... А можно продлить? Я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуту добавьте. МАКСИМОВА Н. С. Вот у нас несколько лет тому назад шёл ремонт Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге. Это федеральные структуры, и мы выделяли миллиарды рублей на ремонт этих театров, удельный вес средств на культуру был значительно увеличен. Отремонтировали, они начали работать - удельный вес средств на культуру снизился. Мы с вами в 2018 году вообще ещё не знали, что у нас будут национальные проекты, а сейчас мы на каждый год по 2 триллиона рублей предусматриваем. У нас из-за этого даже удельный вес средств на оборону снизился, понимаете? Вот каков статус этих переменных расходов! Поэтому когда мы говорим... Или вот что касается уровней бюджетов, о чём говорила Галина Иннокентьевна. Сегодня у нас национальные проекты финансируются из федерального бюджета, 2 триллиона рублей идёт в регионы, на эти деньги строятся ФАПы, предположим, учреждения культуры, образования и так далее. Это расходы федерального бюджета, удельный вес их большой. А завтра построенные объекты уйдут на уровень региональных и местных бюджетов, потому что их надо содержать: расходные материалы для учреждений и так далее. Вот почему мы говорим, что этот вид расходов на постоянной основе нельзя закладывать в бюджет: это расходы не одного уровня - понимаете? Ну и конечно, то, о чём здесь говорили: во-первых, в законопроекте предусмотрено, что 7 процентов - это чисто из федерального бюджета, но это неправильная норма; во-вторых, это относится к общим расходам федерального бюджета... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты добавьте. МАКСИМОВА Н. С. ...в этом тоже отличие от общепринятой мировой практики. Наша фракция будет голосовать против. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна. Заключительно слово - Олег Анатольевич Нилов. Пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемая Надежда Сергеевна, ну, опять вы не прочитали либо не хотите услышать! Речь не идёт ни о какой константе в этом законопроекте, речь идёт о том, что не менее 7 процентов на образование и на здравоохранение и не менее 3 процентов на культуру. Вот "не менее" - это никакая не константа, больше тоже может быть. Почему может быть больше? Посмотрите, уважаемые коллеги, расходы, например, бюджета Москвы на эти же направления - какие там цифры? Бюджет Москвы скоро догонит по расходам федеральный бюджет: две третьих, а то и три четвёртых по соответствующим направлениям в Москве тратится, больше 50 процентов бюджета Москвы расходуется на социалку - на здравоохранение, образование, культуру, спорт и жильё. А почему федеральный бюджет... Почему все остальные граждане России должны жить иначе? Вот в Москве такая возможность есть, а для всех остальных, вы считаете, даже 7 процентов много. Мы так не считаем, и знаете почему? Потому что с таким мизерным, как сегодня, финансированием по направлениям, ключевым для сбережения народа - именно народа, потому что это здравоохранение, просвещение, культура и, согласен, наука, - прорыв невозможно совершить. Нужно начинать с главного - обеспечить условия, чтобы не десятилетиями, как раньше, мы боролись с этими бедами, а смогли сделать это в течение нескольких лет. А для этого нужно сегодня принять вот эти важнейшие решения. Ещё раз говорю, деньги-то есть! Цена этого закона примерно 1 триллион рублей, который и так всегда остаётся невостребованным в бюджете. Эти деньги даже в бюджете есть, не говоря уже про различные накопления, фонды и так далее. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Галина Иннокентьевна, будете выступать с заключительным словом? Депутату Данчиковой включите микрофон. ДАНЧИКОВА Г. И. Очень коротко. Исходя из того что несколько коллег обозначили, что вот именно 7 процентов на здравоохранение, 7 процентов на образование и 3 процента на культуру, хотелось бы отметить, что эти нормативы, эти проценты вообще ничем не обоснованы, - вообще ничем! Я достаточно серьёзную аналитику проводила по нормативам по расходам и могу сказать, что совершенно правильно будет вообще эти расходы считать от ВВП, а не от общего объёма расходов федерального бюджета. Полагаем, что на самом деле оснований и аргументов к принятию данного законопроекта нет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю на голосование проект федерального закона под пунктом 8 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 10 мин. 49 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7 % Результат: не принято Отклоняется проект федерального закона.