Заседание № 69
О проекте федерального закона № 42640-7 "О внесении изменений в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части установления возможности усыновления для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
10-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации". Отари Ионович Аршба, пожалуйста. АРШБА О. И., председатель Комиссии Государственной Думы по вопросам депутатской этики, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект полностью подготовлен к принятию в третьем чтении. Согласие всех экспертных команд имеется, согласие коллег из комитета по делам Севера и из комитета по делам семьи тоже. Закон ждут севера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 49 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 58
О проекте федерального закона № 42640-7 "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части установления возможности усыновления для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Теперь переходим к законопроектам, рассматриваемым в первом чтении. 39-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Елены Геннадьевны Зленко. Пожалуйста. Елена Геннадьевна вчера целый день ждала. ЗЛЕНКО Е. Г., представитель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Для России важен каждый ребёнок, и этот тезис находит реальное подтверждение при рассмотрении сегодняшнего проекта федерального закона. В законопроекте предлагается установить возможность усыновлять детей из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей, лицами, относящимися к коренным малочисленным народам России, ведущим кочевой или полукочевой образ жизни и не имеющим места, где они постоянно и преимущественно проживали бы. Это действительно особая категория, и давайте рассмотрим, в чём же здесь существуют правовые коллизии. В соответствии со статьёй 125 Семейного кодекса усыновление у нас осуществляется судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребёнка. Рассмотрение этих дел производится судом в порядке особого гражданского процессуального законодательства. Действующей статьёй 271 Гражданского процессуального кодекса России предусматривается необходимость прилагать к заявлению об усыновлении документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на это жилое помещение. Также статьёй 127 Семейного кодекса России установлен запрет на усыновление лицами, не имеющими постоянного места жительства. Таким образом, коренные малочисленные народы Севера, ведущие традиционный образ жизни и проживающие в традиционных для них жилищах, которые в силу статьи 15 Жилищного кодекса не относятся к жилым помещениям, лишены возможности быть усыновителями. Данная проблема характерна для всех субъектов Российской Федерации, где коренные малочисленные народы ведут традиционный образ жизни, особенно это характерно для субъектов, относящихся к Арктической зоне России. Таким образом, наличие такого требования в Гражданском процессуальном кодексе России, с одной стороны, направлено, безусловно, на защиту прав детей, а с другой стороны, препятствует реализации права этих детей иметь семью, в то время как в Семейном кодексе указано, что семейное устройство - наилучшая форма воспитания детей. С учётом изложенного предлагается внести изменение в статью 271 Гражданского процессуального кодекса России, согласно которому к составу прилагаемых к заявлению документов об усыновлении данных детей взамен документов о пользовании жилым помещением или праве собственности предлагается отнести документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства гражданина, и документ, подтверждающий ведение гражданином кочевого или полукочевого образа жизни, выданный органом местного самоуправления соответствующего муниципального района. Уважаемые коллеги-депутаты, принятие этого закона позволит улучшить ситуацию с устройством детей-сирот из числа коренных малочисленных народов Севера. При этом будет сохранён их привычный уклад жизни, который предполагает передачу исторического опыта в области природопользования, сохранение самобытной культуры, языка, обычаев и верований. Прошу принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С содокладом выступит Отари Ионович Аршба. Пожалуйста. АРШБА О. И., председатель Комиссии Государственной Думы по вопросам депутатской этики, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, комитет рассмотрел эту инициативу Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа. Наша коллега Зленко мужественно, как ходоки в прошлые времена, двое суток ждала рассмотрения этого законопроекта здесь у нас, в Государственной Думе. Мы поддержим этот законопроект однозначно. С точки зрения права это выглядит очень просто: в статью 271 ГПК предлагается внести изменения, согласно которым из перечня документов, представляемых для усыновления, исключается документ, подтверждающий право собственности на жильё и так далее. Ну какое жильё у малочисленных народов Крайнего Севера, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, нам хорошо известно - это в основном иглу (это такие дома), - поэтому данное требование было большим препятствием для этих народов. Я хочу только заметить, что наша коллега Зленко не сказала, что это касается не только народов Севера, а этот законопроект касается практически двадцати двух регионов нашей страны, его там ждут, поэтому он был внесён в список законопроектов, которые до конца сессии мы должны рассмотреть. Я просил бы всех поддержать и много вопросов по сему поводу не задавать, это очень нужный и необходимый людям на Севере законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Слыщенко Константин Григорьевич. СЛЫЩЕНКО К. Г. Елена Геннадьевна, в своём докладе вы сказали, что данный вопрос актуален для многих регионов Российской Федерации, а вы не подскажете, актуальность, наверное, подкреплена какими-то статистическими данными? Есть ли у вас хотя бы примерный перечень, какое было количество таких отказов? ЗЛЕНКО Е. Г. Давайте приведу пример по нашему округу. У нас устройство детей-сирот в семьи - 94 процента, 51 процент оставшихся детей - это дети из числа коренных малочисленных народов Севера. Мы считаем, что это препятствие к усыновлению действительно существенным образом не позволяет нам передать этих детей на усыновление, потому что у коренных народов традиция - забирать именно родственникам. Дети, как правило, имеют братьев, сестёр, и по традиции эти народы всегда забирали детей внутри семьи, но в правовом поле мы имеем ограничения. Хочу сказать, что и для других регионов, и для Арктической зоны Российской Федерации, в которую входит восемь субъектов, - там, где коренные народы ведут кочевой образ жизни, эта тема очень актуальна, и мы с Министерством образования и науки эти вопросы рассматривали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коткин Сергей Николаевич, пожалуйста. КОТКИН С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Елена Геннадьевна, замечательная инициатива, но вот подскажите, пожалуйста, это нововведение касается только коренных малочисленных народов или всех лиц, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни? Почему я спрашиваю? Потому что для коренных малочисленных народов не проблема подтвердить регистрацию, то, что они ведут кочевой либо полукочевой образ жизни, но как они подтвердят принадлежность к коренным малочисленным народам, если в паспортах не указывается национальность? ЗЛЕНКО Е. Г. Вот если взять в качестве примера наш субъект, то у нас создана единая автоматизированная система, в которую заносятся все сведения о коренных малочисленных народах Севера. Это первое. И второе: у нас постановлением правительства утверждены территории традиционного проживания коренных народов, и это позволяет нам их идентифицировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Елена Геннадьевна, вопрос: а почему нельзя ограничить, указать, что дети подлежат усыновлению только родственниками? И тогда всё более или менее понятно. Ведь в противном случае отдавать детей в условия, где нет доступа к нормальной медицинской помощи, к образованию и ко всему остальному, не совсем логично. Когда родственники, дяди, тёти, забирают братьев, сестёр - понятно, а совершенно чужого ребёнка переселять в такие условия, наверное, не совсем правильно в сегодняшней ситуации. ЗЛЕНКО Е. Г. Если вы знаете тему коренных малочисленных народов Севера, они, как правило, живут родами, и эти образования кочуют по большим просторам тундры, и речь как раз идёт о том, чтобы, сохраняя традиции и культуру, передавать детей в том числе лицам из числа коренных малочисленных народов Севера. Мы как раз вот на этом и акцентируем, это моральная сторона проблемы, которая очень важна. Мы не указываем родственников, но говорим, что усыновлять могут лица из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих полукочевой или кочевой образ жизни, - как раз носители быта, культуры и традиций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик? Хотите что-то сказать в качестве завершающего слова, Елена Геннадьевна? ЗЛЕНКО Е. Г. Полагаю, что принятие данного закона будет способствовать передаче детей в семьи и в целом развитию семейной политики в Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик будет выступать? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 03 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 42640-7 "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части установления возможности усыновления для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
АРШБА О. И., председатель Комиссии Государственной Думы по вопросам депутатской этики, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, тут коллега наша приехала из Ямало-Ненецкого автономного округа, докладчик по 84-му вопросу... Может, раз уж мы тут сидим, а то завтра ей опять с утра приходить... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отари Ионович, это не по ведению.