Заседание № 247
07.09.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 426277-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части ограничения срока пребывания на руководящей должности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5383 по 5387 из 6610
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части ограничения срока пребывания на руководящей должности". Максим Станиславович Рохмистров в данное время отсутствует. Фиксируем отсутствие докладчика.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5689 по 5844 из 6610
Максим Станиславович Рохмистров обещал доложить законопроект из пункта 16 за две минуты. О проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части ограничения срока пребывания на руководящей должности". Пожалуйста, Максим Станиславович. Прошу проконтролировать время - сто двадцать секунд. РОХМИСТРОВ М. С. Собственно, законопроект достаточно простой и всем понятный. У нас в Трудовом кодексе - это нам досталось в наследство от СССР - есть так называемые бессрочные трудовые контракты, то есть это когда человек поступает на работу и работает там до тех пор, пока не достигнет пенсионного возраста либо у него не начнутся проблемы со здоровьем. Таких контрактов в нормальных странах нет, поэтому мы предлагаем привести это в соответствие с мировой практикой хотя бы в отношении руководящих кадров и прекратить подобную практику, когда у нас с руководящих должностей уходят либо на пенсию, либо даже не на пенсию, а ногами вперёд на кладбище. Здесь предусмотрены и другие меры, в том числе и меры социальной защиты, и есть предложение ограничить максимальный срок пребывания на руководящей должности пятнадцатью годами, то есть три срока по пять лет. Предлагаю концептуально поддержать законопроект, который отменяет такую форму контракта для руководящих работников, как бессрочный трудовой контракт. Уважаемые депутаты, этого хотят и работники, и молодёжь, и, собственно говоря, работодатели. И кстати говоря, с этими проблемами сталкиваются и в Аппарате Государственной Думы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Время даже ещё не вышло. Уважаемые коллеги, содоклад от комитета сделает Ильдар Нуруллович Габдрахманов. Пожалуйста. ГАБДРАХМАНОВ И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мне кажется, наши коллеги из фракции ЛДПР не совсем разобрались, потому что если проанализировать нормы Трудового кодекса, то будет видно, что как раз для руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров установлены, как правило, срочные формы трудового договора. Более того, в статье 59 Трудового кодекса для руководителей организаций устанавливается только срочный договор со сроком не более пяти лет. Если мы будем анализировать, например, ситуацию с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий, то увидим, что уже с 2000 года действует постановление правительства, в соответствии с которым руководители этих предприятий принимаются на работу только на условиях срочных трудовых договоров. Там пожизненные, то бишь бессрочные, в принципе не упоминаются. Более того, на руководителей организаций Трудовым кодексом накладывается ряд дополнительных ограничений, связанных с возможностью досрочного расторжения с ними трудовых договоров. В частности, это происходит при смене собственника или, к примеру, по решению соответствующего уполномоченного органа. Поэтому, соглашаясь в принципе с тем, что руководители организаций не должны пожизненно сидеть на своём месте, мы подтверждаем, что в действующем трудовом законодательстве и так установлены соответствующие ограничения. Ни наш комитет, ни комитет-соисполнитель, ни соответствующий комитет Совета Федерации, ни трёхсторонняя комиссия, РТК, ни правительство - никто не поддерживает данную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока оставайтесь на трибуне. Есть ли вопросы? Есть вопросы у Коломейцева Николая Васильевича и у Иванова Сергея Владимировича. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Ильдар Нуруллович, вы, вероятно, знаете, что бывший руководитель Роскосмоса ушёл с должности или был снят с должности в шестьдесят семь лет и не ушёл на покой - он сейчас заместитель. Нынешнему министру образования Фурсенко 17 июля исполнилось, если я не ошибаюсь, шестьдесят четыре года, и тоже он не собирается никуда уходить, а вы говорите, что есть ограничения какие-то. Они же занимают руководящие должности на государственной службе! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это был комментарий или вопрос? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Нет, я вопрос ему задаю. Он неточно выразился... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Уважаемый Николай Васильевич, вы приводите примеры, не относящиеся к этому законопроекту. Все ваши примеры связаны с тем, что люди достигли пенсионного возраста, но продолжают работать, а авторы законопроекта говорят о том, что человек должен трудиться на руководящей должности не более пятнадцати лет. Вот те примеры, которые вы приводите, скорее всего, связаны с тем, что с этими людьми заключены срочные трудовые договоры, то есть проблем с этим не существует. И более того, вы приводите примеры, что люди, достигшие пенсионного возраста, должны, скорее всего, по вашему мнению, уходить на пенсию, но наше трудовое законодательство в этом смысле не устанавливает какой-то разницы в отношении человека предпенсионного возраста или пенсионного. Если он работает по трудовому договору, в частности бессрочному, он может продолжать работу. Если работодатель считает, что его нужно уволить, на это есть соответствующие основания. Для руководителя организации, точнее, для увольнения руководителя организации таких оснований существенно больше, чем для увольнения обычного работника, который не занимает руководящей должности. Я приводил примеры, что кроме общих оснований для увольнения руководителя организации существуют дополнительные основания, даже не связанные с тем, хорошо он работает или плохо. В принципе собственник имущества или предприятия принимает решение о смене, он его меняет, и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, ваш вопрос. ИВАНОВ С. В. Ильдар Нуруллович, ну, мы в принципе разобрались во всём. Вот вам конкретный пример. Глава исполнительной власти у нас кто? Президент, правильно? Вот он избирается... по-старому избирался на четыре года, и в Конституции написано: не более двух сроков подряд одно и то же лицо. То, что вы приводили, никак не ограничивает лицо, которое будет работать по срочному трудовому договору или контракту, в продлении в дальнейшем этих сроков. Я прекрасно помню, как в том созыве председателя, вернее, не председателя, а руководителя аппарата нашего комитета не могли просто-напросто уволить до тех пор, пока ему не предоставят аналогичную, равную должность, и бедный Комиссаров чуть с ума не сошёл, пока его увольнял. А так будет ограничение - можешь работать по срочному трудовому контракту, но не более пятнадцати лет, всё. В чём же здесь противоречие-то, я не понимаю? ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Ну, что касается примера с президентом, мне кажется, как раз в Конституции установлено ограничение по сроку исполнения президентских полномочий. Что же касается руководителей другого звена, в том числе руководителя аппарата, есть другие основания для увольнения. Если вы считаете, что человек не исполняет профессионально своих обязанностей, вы можете провести аттестацию и уволить его с его должности. Поэтому ставить априори в такой форме, что только пятнадцать лет, причём вне зависимости от того, государственное это учреждение либо частное предприятие, на наш взгляд, является неправильным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Нет. Представители правительства и президента? Не желают. Коллеги, я ставлю на голосование данный законопроект. Кто за то, чтобы принять его в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 28 сек.) Проголосовало за 39 чел.8,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 39 чел. Не голосовало 411 чел.91,3 % Результат: не принято Не принято.