Заседание № 189

01.11.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 426193-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных полномочий и функций корпорации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 892 по 914 из 4640
Вопрос 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные    
законодательные акты Российской Федерации". Доклад заместителя председателя     
Комитета по энергетике Константина Борисовича Зайцева.                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗАЙЦЕВ К. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был        
рассмотрен во втором чтении 22 октября. Законопроект направлен на уточнение     
правового положения государственной корпорации "Росатом", конкретизацию         
порядка управления деятельности корпорации, осуществление отдельных             
полномочий и функций корпорации в сфере использования атомной энергии.          
Правовым управлением проведены правовая и лингвистическая экспертизы. С         
учётом изложенного Комитет Государственной Думы по энергетике предлагает        
принять данный законопроект в третьем чтении.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Селезнёв Валерий Сергеевич записывается на выступление по мотивам. Выносим      
проект федерального закона на "час голосования".                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2792 по 2867 из 4640
По 5-му вопросу по мотивам записались два депутата. Селезнёв Валерий            
Сергеевич, пожалуйста.                                                          
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, я выступал при рассмотрении в первом чтении   
и говорил о том, что мы поддерживаем этот законопроект. К третьему чтению, к    
сожалению, дошло не всё из того, что мы поддерживали. Я хочу напомнить, что в   
первом чтении в концепцию было внесено: возможность награждения орденами и,     
соответственно, привилегиями тех, кто работает в столь сложной отрасли, - но    
это потерялось где-то. Я разговаривал с представителями "Росатома", они         
говорят, что вроде бы это будет учтено другим законопроектом. Думаю, что тот    
другой законопроект, будущий, мы поддержим, но молю Бога о том, чтобы           
продолжали идти в эту тяжёлую отрасль, с тяжёлыми условиями труда, на атомные   
ледоколы, на опасные радиационные предприятия те люди, которые получали бы      
ордена и привилегии по жизни, а не посмертно. Так мы поддерживаем этот          
законопроект, но очень жаль, что ушёл важный пункт.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багаряков Алексей Владимирович.                           
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Три момента, которые не устраивают фракцию, не позволяют голосовать в           
поддержку этого законопроекта. Действительно, - коллеги уже об этом сказали,    
- прописанная в первом чтении норма, позволяющая корпорации учреждать знаки     
отличия, которые приравнивались бы к ведомственным наградам, исчезла чудесным   
образом. Надежды трёхсот с лишним тысяч сотрудников, которые работают в         
корпорации, на какие-то материальные блага, пользование ведомственными          
больницами, профилакториями для поправки своего здоровья, к великому            
сожалению, исчезли.                                                             
                                                                                
Второе. Нас совершенно не устраивает в законопроекте то, что касается           
создания некоммерческих организаций. Право такое мы с вами дали - право         
создания некоммерческих организаций, но мы имеем массу примеров, когда эти      
организации создаются ненадлежащим образом. Приведу самый яркий пример:         
корпорация "Роснано" создала музей "Роснано", на который потратили 54           
миллиона рублей. Корпорации ещё нет и трёх лет, а музей уже существует. То,     
что корпорация в ближайшее время изменит свой статус на акционерное общество,   
- это уже очевидно, но тем не менее это не остановило сотрудников корпорации    
и были потрачены бюджетные деньги на создание подобного учреждения. Мы          
настаиваем на внесении в законопроект нормы о создании некоммерческих           
организаций только лишь в рамках закона о "Росатоме".                           
                                                                                
И последнее. Мы дали корпорации право совершать огромное количество операций    
с ценными бумагами, но совершенно забыли при этом установить ограничения на     
эти операции, как количественные, так и качественные. И примеров, когда         
корпорация использует эти средства ненадлежащим образом, масса. Простой         
пример: корпорация получает деньги из бюджета в рамках выполнения госзаказа и   
часть этих денег, как ненужные пока для оплаты, направляет, например, на        
фондовый либо на валютный рынок, тем самым побочно ещё зарабатывая деньги.      
Нас это тоже не устраивает.                                                     
                                                                                
Вот три момента, по которым мы не согласны с этим законопроектом, и наша        
фракция голосует против.                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект           
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О                
Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные             
законодательные акты Российской Федерации". Кто за?                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              318 чел.70,7%                                     
Проголосовало против           57 чел.12,7%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    375 чел.                                          
Не голосовало                  75 чел.16,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 188

22.10.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 426193-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных полномочий и функций корпорации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5279 по 5540 из 7794
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные    
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Константин Борисович    
Зайцев, заместитель председателя Комитета по энергетике.                        
                                                                                
ЗАЙЦЕВ К. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект      
был принят в первом чтении 24 сентября 2010 года. К законопроекту поступило     
тридцать семь поправок, в основном стилистического характера. На обсуждение     
представлены таблица поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, и таблица    
поправок, рекомендуемых к отклонению.                                           
                                                                                
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по тексту           
представленного законопроекта не имеет. С учётом изложенного Комитет            
Государственной Думы по энергетике предлагает рассмотреть таблицы поправок и    
принять указанный законопроект во втором чтении.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Две таблицы. В таблице 1 двадцать шесть поправок, которые комитет поддержал.    
Есть замечания по этой таблице? Есть.                                           
                                                                                
Депутат Багаряков, пожалуйста.                                                  
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Прошу поправку 1 вынести на отдельное голосование. Спасибо.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование таблица 1 без поправки 1.                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.30,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Багарякову для обоснования своей         
позиции.                                                                        
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, в первом чтении фракция поддержала законопроект в большей    
части потому, что здесь была норма о корпоративных знаках отличия корпорации    
"Росатом". Почему-то, по нашему мнению, без обоснования причин или по           
малозначащим причинам эта норма была удалена из законопроекта. Мы хотим         
обратиться к авторам по поводу тех трёхсот тридцати тысяч работников            
"Росатома", которых сегодня лишают такого права. Люди верой и правдой служили   
сначала министерству атомной промышленности, сегодня они верой и правдой        
служат корпорации "Росатом", а их пытаются оставить без должного внимания. И    
в большей части поправка касается не финансов, мы посмотрели - это такая        
ничтожная сумма в масштабах тех средств, которые выделяют сегодня корпорации    
"Росатом", что даже смешно её называть. Аргументация авторов либо других лиц,   
которые настаивают на этой поправке, что какие-то ведомства и министерства      
якобы не согласовали её и это нарушает какие-то наши принципы, является         
смехотворной. Это наше право - включить такую норму либо не включить.           
                                                                                
И в заключение. Я родился в небольшом городке в Саратовской области, недалеко   
находился большой завод, который входит в корпорацию "Росатом". И я помню       
ощущение людей, то, с какой гордостью они носили знаки отличия атомной          
промышленности. Сегодня вы их лишаете этого права.                              
                                                                                
Мы предлагаем эту поправку снять и всё-таки авторам подумать над ней и не       
лишать людей этого права, тем более в год юбилея атомной промышленности,        
шестидесятипятилетие которой мы недавно отмечали. И авторы поправки, и все      
остальные там были, но тем не менее они всё-таки настаивают на том, чтобы       
людей этого права лишить. Мы категорически против, предлагаем поправку не       
принимать.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, обоснование комитета.                         
                                                                                
ЗАЙЦЕВ К. Б. Уважаемый Алексей Владимирович, ещё раз хочу сказать, как и на     
заседании комитета, что решение вопроса о признании знаков отличия              
госкорпорации основанием для присвоения звания "Ветеран труда" находится в      
компетенции субъектов Российской Федерации, а исключение нормы в части          
использования термина "приравненные к ведомственным наградам" связано с         
приведением в соответствие с законодательной базой, Федеральным законом "О      
ветеранах". Как правило, такие решения принимаются на уровне субъектов          
Российской Федерации и действуют в субъектах Российской Федерации, на           
территории которых размещены организации атомной отрасли, но мы точно так же    
в Комитете по энергетике считаем, что действительно вопрос, связанный с         
присвоением звания "Ветеран труда", нужно решать, однако нужно решать его       
отдельным законопроектом.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование поправка 1 из таблицы принятых. Комитет предлагает её   
поддержать, депутат Багаряков - отклонить.                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3%                                     
Проголосовало против           66 чел.14,7%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    378 чел.                                          
Не голосовало                  72 чел.16,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Остаётся в таблице принятых.                                                    
                                                                                
Таблица 2, одиннадцать поправок, рекомендованных к отклонению. Есть             
замечания? Есть.                                                                
                                                                                
Депутат Багаряков, пожалуйста, вам слово.                                       
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Уважаемые коллеги, прошу поправки 5 и 8 вынести на отдельное    
голосование.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 2 без поправок 5 и 8.     
Голосуйте, коллеги!                                                             
                                                                                
Вношу предложение завершить рассмотрение данного вопроса и потом перейти к      
"часу голосования", то есть вынести и этот законопроект на голосование,         
поскольку мы уже таблицы обсуждаем. Нет возражений, коллеги? Нет.               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.29,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принята.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Багаряков, обоснуйте вашу позицию по поправке 5.                    
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, дело в том, что у нас в России, как, кстати, и в             
большинстве развитых стран, ядерные силы подчиняются президенту страны, у нас   
в России президенту Медведеву, и мы считаем это правильным. Поскольку           
наблюдательный совет корпорации сегодня состоит из девяти представителей        
президента и правительства, считая гендиректора "Росатома", будет логичным,     
если вопросы распоряжения имуществом атомной отрасли будут решаться именно      
этим органом управления. В таком случае будет соблюдаться баланс интересов      
между президентской и правительственной ветвями власти.                         
                                                                                
Однако здесь я хочу обратить внимание и Гарри Владимировича, что если такие     
вопросы будут решаться исключительно правительством, как это предусмотрено в    
тексте законопроекта, то контроль президента над ядерными силами будет в        
определённой степени ограничен. Сегодня президент и премьер единомышленники,    
но не факт, что завтра будет такая же ситуация. На наш взгляд, было бы          
логичным поправку эту принять и полномочия по осуществлению различных функций   
отдать всё-таки совету корпорации, а не правительству.                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет, ваша позиция.                        
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
ЗАЙЦЕВ К. Б. Уважаемый Алексей Владимирович, согласно Конституции Российской    
Федерации управление федеральным имуществом осуществляет Правительство          
Российской Федерации. Например, порядок управления находящимися в федеральной   
собственности акциями открытых акционерных обществ атомного                     
энергопромышленного комплекса от имени Российской Федерации установлен          
Правительством Российской Федерации постановлением № 627. Порядок               
осуществления от имени Российской Федерации прав собственника в отношении       
такого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации и не       
может являться компетенцией наблюдательного совета корпорации.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 5 из таблицы             
отклонённых. Депутат Багаряков предлагает её поддержать, комитет против.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за               67 чел.14,9%                                     
Проголосовало против           29 чел.6,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     96 чел.                                          
Не голосовало                 354 чел.78,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Владимирович Багаряков, обоснование по поправке 8.          
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.                                                        
                                                                                
Ну, видите, чуть не перепутали и не приняли поправку правильную.                
                                                                                
Поправка 8. На мой взгляд, поправка носит чисто антикоррупционный характер,     
она состоит из двух частей. Первая часть. В связи с тем что "Росатом"           
получает право за счёт своего имущества создавать некоммерческие организации,   
вводится норма о том, что такие организации могут создаваться и действовать     
исключительно для целей, предусмотренных законом о корпорации. Данная норма в   
точности копирует положения, касающиеся других госкорпораций, например          
"Роснано", и позволит избежать создания неэффективных НКО и вывода имущества    
из корпорации. А такие опасения отнюдь не беспочвенны. Например, в законе о     
корпорации "Ростехнологии" такой нормы нет. И все мы были свидетелями и в       
этом году, и в прошлом того, что были возбуждены десятки уголовных дел по       
фактам вывода имущества корпораций менеджерами низшего звена за баланс и        
продажи его по дешёвке. Чтобы этого не произошло, предлагаем такую поправку     
внести. Это первая часть.                                                       
                                                                                
Вторая часть поправки также опирается на опыт работы других государственных     
корпораций. В законах о других корпорациях предусмотрено наличие                
количественных ограничений на операции корпорации с ценными бумагами, которые   
устанавливаются наблюдательным советом, решения по заимствованию также          
принимаются наблюдательным советом корпорации. В связи с этим предлагается      
установить требования о количественном ограничении, лимите операций с ценными   
бумагами и объёма.                                                              
                                                                                
Печальный опыт, когда корпорации несли убытки от игры на фондовом рынке, ни     
для кого не секрет. Мы были свидетелями этого и в прошлом, и в этом году.       
Более того, в законе о фонде ЖКХ есть специальный раздел, посвящённый           
инвестированию, чего в законах о других корпорациях нет. И мы предлагаем всё    
же внимательно к этому отнестись и оставить эту норму в законе о корпорации.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                 
                                                                                
ЗАЙЦЕВ К. Б. Уважаемый Алексей Владимирович, данные поправки комитет считает    
избыточными, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 7.1 Федерального         
закона "О некоммерческих организациях" государственная корпорация использует    
имущество для целей, определённых законом, предусматривающим создание           
государственной корпорации. Это часть первая.                                   
                                                                                
Часть вторая. Полномочия наблюдательного совета в части сделок                  
устанавливаются этим же законом, статьёй 24.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование поправка 8 из таблицы отклонённых. Депутат Багаряков    
предлагает её принять, комитет возражает.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за               62 чел.13,8%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     64 чел.                                          
Не голосовало                 386 чел.85,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка отклоняется.                                                           
                                                                                
Выносим данный законопроект на "час голосования".                               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6442 по 6460 из 7794
Пункт 19. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона   
"О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по      
атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской           
Федерации". Кто за? Прошу голосовать.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2%                                     
Проголосовало против           52 чел.11,6%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    368 чел.                                          
Не голосовало                  82 чел.18,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 182

24.09.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 426193-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения отдельных полномочий и функций корпорации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5072 по 5724 из 6966
Переходим к 22-му пункту, проекту федерального закона "О внесении изменений в   
Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"    
и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Сергей      
Владиленович Кириенко, официальный представитель Правительства Российской       
Федерации, генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии   
"Росатом".                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Владиленович.                                                
                                                                                
КИРИЕНКО С. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".   
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Представляем вашему вниманию     
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О         
Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные             
законодательные акты Российской Федерации", подготовленный в целях уточнения    
отдельных полномочий и функций госкорпорации "Росатом" во исполнение            
поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации   
и в целях синхронизации с нормами законов, которые вступили в силу за время,    
прошедшее после принятия нашего базового закона.                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, несколько примеров того, в связи с чем потребовалась        
корректировка отдельных элементов нашего закона. В первую очередь это то, что   
в феврале 2008 года Правительством Российской Федерации было принято решение    
о передаче в госкорпорацию "Росатом" атомного ледокольного флота Российской     
Федерации. На сегодняшний день удалось стабилизировать финансовое состояние     
атомного ледокольного флота, и, наверное, вы знаете, что в этом году впервые    
проведены две уникальные ледовые проводки. Мы возвращаемся к полноценной        
работе на Северном морском пути. При этом вся эта работа проводится сегодня     
госкорпорацией "Росатом", но, поскольку в федеральном законе о госкорпорации    
не предусмотрены полномочия по управлению ледокольным флотом, это является      
законодательно не урегулированным вопросом, его надо просто привести в          
соответствие с уже принятыми и реализованными решениями. Вопрос о               
разграничении полномочий с Министерством транспорта Российской Федерации        
полностью урегулирован, и внесённая поправка поддержана Министерством           
транспорта и Правительством Российской Федерации.                               
                                                                                
Кроме того, в нашем базовом законе было предусмотрено, что госкорпорация        
может управлять только открытыми акционерными обществами. В реальности у нас    
в управлении оказались и закрытые акционерные общества, например, также в       
2008 году правительством было принято решение о формировании через              
госкорпорацию имущественного взноса государства в закрытое акционерное          
общество "Атомстройэкспорт". Это компания, которая сооружает по российским      
проектам атомные станции в мире, соответственно, она действительно должна       
управляться через единый комплекс управления госкорпорации "Росатом", но для    
этого нужно сделать поправку в закон о том, что госкорпорация может иметь в     
качестве дочерних не только открытые акционерные общества, но и любые           
акционерные общества, переданные государством.                                  
                                                                                
Кроме того, законопроектом уточняются нормы по управлению федеральным           
имуществом, в отношении которого от имени Российской Федерации полномочия       
переданы Правительством Российской Федерации корпорации. Речь идёт в первую     
очередь о ядерных и радиационно опасных объектах, выведенных из эксплуатации,   
потому что логика управления объектами, находящимися в эксплуатации, понятна.   
Сегодня мы реализуем масштабную программу ядерно-радиационной безопасности,     
по которой мы выводим из эксплуатации старые объекты, которые прекратили свою   
работу, ну и, собственно, были законсервированы в таком виде. Это относится и   
к утилизируемым подводным лодкам, и к реакторам - наработчикам плутония,        
последний из которых остановлен весной этого года в Железногорске               
(Красноярский край), и к реакторам - наработчикам плутония на объединении       
"Маяк" в Челябинской области.                                                   
                                                                                
Все эти объекты выводятся из эксплуатации, но обеспечить их безопасность        
после этого в реальности могут только специалисты, работающие в госкорпорации   
"Росатом". При этом это объекты федеральной собственности, а для того, чтобы    
урегулировать эти полномочия госкорпорации по нахождению в управлении, причём   
бессрочном управлении... У нас на переходный период допустимо управление        
государственной собственностью, но только на три-четыре года. Эти объекты       
останутся под ответственностью госкорпорации надолго, если не сказать           
навсегда, и это должно быть предусмотрено федеральным законом,                  
соответствующую норму предусмотрено внести.                                     
                                                                                
Кроме того, предусмотрена норма о возможности направлять представителей         
госкорпорации для работы в иностранные государства в составе представительств   
Российской Федерации в целях обеспечения реализации межправительственных        
соглашений. В связи с тем что перед нами поставлена масштабная задача           
экспансии российских технологий на мировые рынки, только за этот год мы уже     
заключили тринадцать новых межправительственных соглашений, до конца года       
планируем подписать ещё семнадцать. В каждой из этих стран, которые             
добавляются к нам вновь (Турция, в которой мы только подписали в этом году      
соглашение о сооружении четырёх блоков; Вьетнам, в котором планируем в          
октябре подписать соглашение о сооружении там первой атомной станции), нужна    
постоянная и планомерная работа.                                                
                                                                                
Президентом Российской Федерации принято решение о том, что при посольствах     
Российской Федерации будут создаваться специальные представительства            
госкорпорации "Росатом". Все наши конкуренты откровенно используют все свои     
внешнеполитические инструменты для лоббирования, продвижения своих              
технологий. И нам нельзя отставать, мы тоже должны быть к этому готовы, а для   
этого требуется соответствующая корректировка.                                  
                                                                                
Вносятся также изменения в полномочия органов управления корпорацией,           
усиливается компетенция наблюдательного совета госкорпорации. В соответствии    
с поручением президента вводятся ограничения, связанные с порядком              
ответственности при заключении сделок, в совершении которых имеется             
заинтересованность, то есть полностью будет урегулирован механизм, поскольку    
по существующему законодательству он действует в отношении акционерных          
обществ, а в госкорпорации это было предусмотрено только нашими внутренними     
документами. Это вопрос не только административной, но и уголовной              
ответственности должностных лиц корпорации, поэтому это, конечно, должно быть   
урегулировано федеральным законом.                                              
                                                                                
В связи с тем что госкорпорация несёт ответственность за состояние и развитие   
ядерно-оружейного комплекса, атомного энергопромышленного комплекса, вносится   
норма, которой регулируется вопрос выдачи разрешения на строительство. По       
действующим нормам в атомной отрасли эшелонированная система, когда решение о   
сооружении нового объекта принимается Правительством Российской Федерации,      
после этого органом надзора выдаётся лицензия на это сооружение, но по          
Градостроительному кодексу остаётся ещё один документ - решение о начале        
строительных работ, и в законодательстве не урегулировано, кто должен           
принимать это решение. Получается такая уникальная коллизия, когда, вводя       
новый объект ядерно-оружейного комплекса, решение о начале его сооружения       
должен принять глава муниципального образования, на территории которого         
находится этот объект. Главу муниципального образования туда никто никогда не   
пустит, потому что он не имеет соответствующей формы допуска, поэтому никакой   
альтернативы тому, чтобы такое разрешение могли дать уполномоченные работники   
госкорпорации, нет. Мы согласовали это со всеми инстанциями, поэтому просили    
бы вас поддержать.                                                              
                                                                                
И последнее значимое изменение: вносится предложение о продлении переходного    
периода до 1 января 2015 года. Большая часть работ по преобразованию            
предприятий госкорпорации проведена, 92 процента объектов госкорпорации         
прошли соответствующую инвентаризацию, регистрацию. По целому ряду объектов,    
особенно ядерно-оружейного комплекса, мы сталкиваемся с результатом того,       
что, когда создавался ядерно-оружейный комплекс Советского Союза в 40-х         
годах, мало кто имел возможность задумываться о правильном                      
нормативно-правовом регулировании. Передавались необходимые ресурсы,            
передавались участки земли, которые никоим образом не были оформлены, и         
сегодня нужно изначально восстановить всю документацию, провести правильным     
образом оформление. Здесь нельзя торопиться, потому что это важнейший вопрос    
безопасности и надёжности. Вносится пункт, которым позволяется нам продлить     
переходный период, а значит, более спокойно и взвешенно подходить к             
реорганизации предприятий, в первую очередь ядерно-оружейного комплекса, и      
завершить это не в 2013 году, а в 2015 году.                                    
                                                                                
Кроме этого, вносятся изменения в соответствии с решениями, принятыми           
президентом и правительством, о том, что госкорпорация сегодня является         
координатором целого ряда федеральных целевых программ - и по развитию          
ядерно-оружейного комплекса, и по ядерно-радиационной безопасности, и по        
сооружению новых объектов. Соответствующие полномочия предусматриваются в       
законе.                                                                         
                                                                                
Кроме того, с точки зрения социальных норм для людей, работающих в атомной      
отрасли, - а это триста тысяч человек - предусматривается сохранение            
отраслевых знаков отличия, таких как "Ветеран труда", которые дают людям        
соответствующие социальные льготы к пенсии. Если этого не предусмотреть,        
большой коллектив работников атомной отрасли просто многое потеряет, а люди     
это не заслужили.                                                               
                                                                                
Вот такие нормы предлагаются. Закон не требует выделения дополнительных         
средств из федерального бюджета. Прошу депутатов Государственной Думы           
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Сергей Владиленович.             
                                                                                
Юрий Александрович Липатов делает содоклад от комитета.                         
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,        
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается      
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О         
Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные             
законодательные акты Российской Федерации", внесённый Правительством            
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
1 декабря 2007 года был принят Федеральный закон "О Государственной             
корпорации по атомной энергии "Росатом", направленный на широкомасштабное       
реформирование атомной отрасли, в том числе в части совершенствования           
управления в области использования атомной энергии. Рассматриваемым             
законопроектом уточняется ряд положений Федерального закона "О                  
Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в части обеспечения     
более эффективного исполнения госкорпорацией закреплённых за ней полномочий и   
функций, в том числе в соответствии с решениями Президента Российской           
Федерации и Правительства Российской Федерации, которые были приняты после      
вступления в силу указанного закона.                                            
                                                                                
Законопроектом вносятся изменения в законы "О ведомственной охране", "О         
приватизации государственного и муниципального имущества", "О морских портах    
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные       
акты Российской Федерации", в Градостроительный кодекс Российской Федерации,    
а также Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.                     
                                                                                
Считаю важным отметить, что законопроект закрепляет полномочия корпорации в     
части осуществления контроля за обеспечением ядерной, радиационной,             
технической и пожарной безопасности ядерных установок, радиационных             
источников и пунктов хранения при использовании атомной энергии в учреждениях   
корпорации, её акционерных обществах, их дочерних и зависимых обществах, а      
также на подведомственных предприятиях.                                         
                                                                                
Законопроект расширяет права корпорации в части управления федеральным          
имуществом в установленной сфере деятельности, приобретения, реализации         
ценных бумаг и предоставления займов, закрепляет за ней функцию                 
государственного заказчика новых программ, расширяет функции корпорации по      
обеспечению деятельности в области имущественного и неимущественного права, в   
том числе использования результатов интеллектуальной деятельности в качестве    
имущественных взносов.                                                          
                                                                                
Поправками в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и в             
Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении         
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за             
госкорпорацией "Росатом" закреплены дополнительные полномочия в части           
управления атомным ледокольным флотом и проводки судов атомными ледоколами.     
Кроме того, уточняются полномочия органов управления корпорации,                
наблюдательного совета и правления.                                             
                                                                                
Комитет считает, что реализация положений законопроекта позволит повысить       
эффективность организации производственного процесса на предприятиях атомной    
отрасли, снизить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, а также       
обеспечить поступательное развитие ядерного комплекса страны.                   
                                                                                
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального     
характера по данному законопроекту не имеет. Получены положительные             
заключения комитетов-соисполнителей - Комитета Государственной Думы по          
промышленности и Комитета Государственной Думы по собственности. Законопроект   
поддерживает Комитет Совета Федерации по промышленной политике.                 
                                                                                
Замечания и предложения, содержащиеся в вышеобозначенных заключениях, будут     
учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.                          
                                                                                
На основании изложенного, принимая во внимание актуальность затрагиваемых       
вопросов, Комитет по энергетике поддерживает концепцию законопроекта и          
рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Тогда давайте запишемся - я вижу много рук.           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите результаты записи.                                                     
                                                                                
Девятнадцать человек записались.                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов, Антонов, Тумусов...                            
                                                                                
Депутат Железняк по ведению. Пожалуйста.                                        
                                                                                
ЖЕЛЕЗНЯК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Олег Викторович, предлагаю от фракции по одному вопросу задавать.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, тогда уточняю: может быть, по одному вопросу и по     
одному выступлению?                                                             
                                                                                
ЖЕЛЕЗНЯК С. В. По одному вопросу и по одному выступлению. Именно так.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чтобы нам до пяти часов хотя бы основную часть            
рассмотрения вопроса пройти, есть предложение: по одному вопросу от фракции и   
по одному выступлению до пяти минут.                                            
                                                                                
Ставлю на голосование предложение депутата Железняка.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я вам говорю, смотрите... Тумусов и Емельянов не      
имеют отношения к "ЕДИНОЙ РОССИИ".                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Да их нет в зале.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как? Тумусов вот сидит, Емельянов вот сидит.              
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.94,6%                                     
Проголосовало против           17 чел.5,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Кто будет задавать вопрос от фракции КПРФ? Нет вопроса? А что же вы так...      
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста. Это вы бились за права других           
фракций. Я понял, извините.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Тамара Васильевна.                                                  
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Ну, я же демократ, в отличие от некоторых. (Смех в зале.)        
                                                                                
Сергей Владиленович, у меня к вам вопрос. В своём выступлении вы произнесли     
такую фразу, что флот атомный передаётся в "Росатом", так как это решение       
давно уже принято, и требуется только законодательное оформление. Вы, как       
человек, который прошёл такую школу большую, должны понимать, что, прежде чем   
принимать решения, должны быть основания. Это, наверное, закон. Не считаете     
ли вы, что это нонсенс, когда вдогонку мы должны оформлять решение              
правительства?                                                                  
                                                                                
КИРИЕНКО С. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Можно отвечать?                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, отвечайте.                                
                                                                                
КИРИЕНКО С. В. Вы знаете, нет, не считаю, потому что речь ведь идёт сейчас не   
о том, что требуются законодательные изменения. Обратите внимание: атомный      
ледокольный флот как был в собственности государства, так и остался в           
собственности государства, поэтому в госкорпорацию передали только функцию по   
управлению этим ледокольным флотом. Под это было сделано большое, серьёзное     
обоснование. Могу доложить депутатам Государственной Думы, что обоснование      
было следующее. Главная проблема атомного ледокольного флота была не в том,     
что он флот, а в том, что он атомный, потому что к моменту, когда нам его       
передавали, хранилища отработанного топлива атомного ледокольного флота были    
переполнены и стоял вопрос о том, что в течение полугода Ростехнадзор должен    
остановить работу российского атомного ледокольного флота.                      
                                                                                
При этом Мурманское морское пароходство, при всём к нему уважении - там         
блестящие профессионалы в транспортной тематике, - с этой задачей справиться    
не могло, поэтому передали нам, для того чтобы решить вопросы                   
ядерно-радиационной безопасности. И самые острые вопросы на сегодняшний день    
сняты.                                                                          
                                                                                
Обеспечить поставку топлива, поскольку топливо производят наши заводы, мы       
смогли. Не имея денег ледокольного флота, частично авансом, частично снизив     
соответствующие цены, мы обеспечили поставку необходимого топлива.              
                                                                                
На сегодняшний день атомный ледокольный флот рассчитался с основными долгами,   
выделена соответствующая субсидия и флот полностью справляется с задачами,      
которые перед ним ставят и Министерство транспорта, и министерство по           
чрезвычайным ситуациям. Мы сняли полярную станцию "Северный полюс-37"...        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КИРИЕНКО С. В. Ну, я вам тем не менее отвечаю про обоснования. Обоснования      
есть, и они были осознанно приняты Правительством Российской Федерации.         
                                                                                
Единственная поправка, которая сейчас вносится, - это не поправка, дающая       
право правительству передать, правительство имело все полномочия, но у нас      
возникла одна коллизия. Поскольку в отличие от акционерного общества            
госкорпорация живёт не по уставу, а по закону, то у нас в функционале нет       
такой фразы, как управление по поручению государства атомным ледокольным        
флотом. Поэтому для приведения этого в соответствие принимается поправка, но    
правительство действовало абсолютно правомерно.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Два депутата записались от фракции ЛДПР: Рохмистров и     
Журко. Журко, да?                                                               
                                                                                
Пожалуйста, депутат Журко.                                                      
                                                                                
ЖУРКО В. В., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Владиленовичу.                                           
                                                                                
Уважаемый Сергей Владиленович, корпорация будет участвовать в международном     
сотрудничестве, и она участвует и направляет своих представителей в             
консульские, дипломатические учреждения. Кто берёт на содержание сотрудников    
корпорации и какой они будут иметь статус?                                      
                                                                                
И ещё вопрос. Вот в Железногорске реактор закрыт, заглушен, хватит ли           
мощностей Сосновоборской ТЭЦ для города Железногорска?                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КИРИЕНКО С. В. Спасибо. Первый вопрос. Естественно, их материальное             
обеспечение берёт на себя госкорпорация "Росатом". Это сотрудники, которые      
являются работниками госкорпорации "Росатом", мы платим им заработную плату,    
и мы несём издержки в связи с командировочными расходами, поскольку у           
Министерства иностранных дел таких денег, естественно, нет. Но они имеют        
статус дипломатического представителя Российской Федерации, поэтому они имеют   
зелёный паспорт соответствующий и это позволяет им работать в министерствах и   
ведомствах страны пребывания не как представителям коммерческой структуры, а    
как представителям государства, что в атомной отрасли является просто           
принципиально важным.                                                           
                                                                                
Второй вопрос ваш, по Железногорску. Действительно, мы остановили весной        
этого года последний реактор - наработчик плутония, и остановили мы его не      
потому, что договорились об этом, к примеру, с американцами, а потому, что он   
нам самим больше не нужен. Плутоний у нас избыточный, мы тратим огромные        
деньги на его утилизацию, в этих условиях продолжать тратить деньги на          
наработку нового, чтобы потом второй раз тратиться на его утилизацию, - это     
бессмысленная задача. Был решён вопрос о создании замещающих мощностей, 15      
сентября мы начали заполнение системы отопления города Железногорска. Вопрос    
ваш правильный. Мы предусмотрели тройную систему дублирования, сейчас у нас     
есть тройная система дублирования. В сентябре запускаются новые котлы на        
Сосновоборской ТЭЦ, но поскольку у них будет период опробования,                
действительно есть риски, поэтому мы модернизировали полностью котельные        
самого комбината, которые могут подстраховывать в пиковом режиме, и сделали к   
сентябрю перемычку между Железногорской ТЭЦ и находящейся рядом угольной ТЭЦ,   
которая позволяет нам тёплую воду подать в качестве резерва ещё с               
дополнительной котельной. Тройной резерв позволяет нам уверенно говорить, что   
мы зиму в Железногорске пройдём.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зайцев Константин Борисович от "ЕДИНОЙ РОССИИ".           
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗАЙЦЕВ К. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Владиленович, у меня вот такой вопрос. С каким федеральным     
органом власти, уполномоченным в области транспорта, должна взаимодействовать   
корпорация при обеспечении ледокольной проводки судов? Вот в законопроекте об   
этом ничего не сказано.                                                         
                                                                                
КИРИЕНКО С. В. Спасибо. Мы действительно не описывали каждый из органов,        
поскольку исходим из того, что это находится в законах, регулирующих            
компетенцию органов госвласти. Основным органом, с которым мы должны            
координировать свою деятельность при ледокольных проводках, является            
Министерство транспорта Российской Федерации и собственно Росморречфлот,        
поскольку госкорпорация получает полномочия и несёт ответственность только за   
обеспечение ледовой проводки. Но есть единый штаб координации деятельности в    
ледовой обстановке, есть единый центр координации всех проводок, и этим         
центром является Росморречфлот и Министерство транспорта. "Росатом" получает    
команду от Министерства транспорта, какое транспортное средство и куда должно   
быть сопровождено нашими ледоколами. Но кроме Министерства транспорта мы        
должны обеспечить координацию с министерством по чрезвычайным ситуациям, в      
случае если они проводят спасательную операцию, для которой требуется атомный   
ледокольный флот. Сегодня мы активно начали координировать работу с             
министерством природных ресурсов, потому что с этого года Минприроды ведёт      
работу по уточнению границ континентального шельфа Российской Федерации в       
Арктике, а атомные ледоколы обеспечивают сопровождение этой деятельности. И     
четвёртое ведомство - это Министерство обороны. В случае если для решения       
оборонных задач - либо задач сопровождения подводных лодок, либо иных военных   
задач - потребуется сопровождение атомных ледоколов... Если толщина льда        
превышает 2 метра, то пройти может только атомный ледокол, а в связи с          
выполнением военных задач автономность плавания обеспечивается тоже только      
атомными ледоколами. Со всеми этими ведомствами мы будем обеспечивать           
координацию в логике того, что они принимают решения, что делать, когда         
делать и где делать, а атомный ледокольный флот обеспечивает решение этих       
задач.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прежде чем я предоставлю слово Емельянову, представителю "СПРАВЕДЛИВОЙ          
РОССИИ", я обращаюсь, как обычно, традиционно ко всем депутатам, находящимся    
в здании Государственной Думы: прошу прибыть в зал, поскольку у нас в 17.00     
"час голосования".                                                              
                                                                                
Пожалуйста, Емельянов Михаил Васильевич.                                        
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Владиленович, как я понял, именно на госкорпорацию "Росатом"   
возлагаются полномочия по выдаче разрешений на строительство и ввод в           
эксплуатацию объектов использования атомной энергии. Вот могли бы вы            
объяснить, рассматривались ли другие варианты решения этого вопроса и почему    
именно такое решение было принято.                                              
                                                                                
КИРИЕНКО С. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Действительно, рассматривались другие варианты. Мы предполагали, что таким      
органом может быть Ростехнадзор, но это противоречит международному             
законодательству. Такую позицию категорически заняло руководство                
Ростехнадзора, и они убедили нас в том, что это правильно. Во-первых,           
Ростехнадзор и так сегодня выдаёт лицензию, он выдаёт документ, являющийся      
лицензией, и без получения такой лицензии начало строительства невозможно. А    
во-вторых, логика в том числе и международного законодательства такова, что,    
поскольку Ростехнадзор - это орган контроля, он должен осуществлять контроль,   
получается, что если он сам даёт разрешение на начало строительства, то         
контролирует он потом сам себя, что не соответствует логике разделения          
полномочий контрольных и исполнительных органов. Также прорабатывался вопрос    
о том, чтобы это мог быть Госстрой, но в связи со спецификой объектов атомной   
энергетики, особенно в части ядерно-оружейного комплекса, специалисты           
Госстроя не обладают ни соответствующей квалификацией, ни соответствующими      
допусками. Мы прорабатывали даже вопрос о том, что это могло бы быть            
Министерство обороны, но тоже получается, что Министерство обороны является     
заказчиком, а не исполнителем по этим проектам: у них есть соответствующие      
контрольные функции, но совмещать их с исполнительными невозможно. Остаётся     
по законодательству муниципалитет, но это такой курьёз, когда на пуск атомной   
станции... Вот сейчас мы только что начали строительство Балтийской атомной     
станции. Как я уже сказал, сначала вышло два постановления правительства,       
согласованные со всеми ведомствами, потом мы получили две лицензии, но по       
букве сегодняшнего закона, если не внести эту поправку, формальное разрешение   
на начало, на то, чтобы бульдозеру сделать первый гребок ковшом, должен         
выдать глава муниципального образования соответствующего района. Какой          
компетенцией он может обладать для принятия такого решения? Поэтому были        
проработаны все варианты, прошло согласительное совещание в правительстве, и    
было определено, что это единственный вариант, при этом он никоим образом не    
снимает возможности контроля для всех остальных органов. Ну и в итоге все       
ключевые решения об объектах атомной энергетики, их сооружении и приёмке в      
эксплуатацию принимаются Правительством Российской Федерации.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть ли желающие выступить от фракции КПРФ? Есть.    
От фракции ЛДПР? Есть. От "ЕДИНОЙ РОССИИ"? Есть. Да, все четыре фракции.        
Депутат Багаряков от фракции КПРФ. Напомню, что пятиминутный режим              
установлен.                                                                     
                                                                                
Пока он идёт, информирую, что "Росатом" управляет атомным флотом и, в           
частности, решает проблему посылки ледокола "Россия" в экспедицию в ближайшее   
время (вот кивает Сергей Владиленович).                                         
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, предваряя своё выступление, я хотел бы от имени не только    
нашей фракции, но, надеюсь, и всех депутатов Государственной Думы поздравить    
директора корпорации "Росатом", а в вашем лице, Сергей Владиленович, весь       
коллектив корпорации, в котором больше трёхсот тысяч человек, с                 
профессиональным праздником: в этом году исполняется шестьдесят пять лет        
вашей отрасли. Мы вас поздравляем от души.                                      
                                                                                
А теперь что касается законопроекта. Законопроект, на наш взгляд, не носит      
характер технического, это вполне серьёзный документ, и запись на вопросы -     
было девятнадцать желающих - это показывает.                                    
                                                                                
Мы хотели бы, чтобы правительство и авторы в процессе доработки закона          
обратили внимание на следующие аспекты.                                         
                                                                                
Первое. В 17-й статье закона о "Росатоме", регулирующей вопросы распоряжения    
имуществом, появилась любопытная новация, а именно у корпорации появилось       
право за счёт своего имущества, кстати, переданного ей государством,            
создавать (цитирую) иные некоммерческие организации. Это право создания         
филиалов, представительств, в том числе за рубежом, у корпорации и так уже      
существует. Причины, побудившие авторов внести это изменение, могут быть        
разные, в том числе оптимизация затрат, изменение структуры, их может быть      
много, я хотел бы, чтобы вы в заключительном слове об этом нам рассказали.      
                                                                                
Существует множество примеров, когда некоммерческие на первый взгляд            
организации обслуживают чьи-то вполне коммерческие интересы. Для сравнения мы   
открыли такой же закон о корпорации "Роснано". Так вот, в статье 5 этого        
закона чёрным по белому написано, что "Роснано" может (я прямо цитирую)         
создавать некоммерческие организации исключительно для достижения целей,        
предусмотренных федеральным законом о "Роснано". Может быть, стоит              
предусмотреть и в законе о корпорации "Росатом" именно такую поправку - что     
создаются организации только для достижения целей, предусмотренных в вашем      
законе?                                                                         
                                                                                
Кроме того, необходимо создание антикоррупционного механизма, обеспечивающего   
прозрачность в деятельности и операциях с имуществом указанных некоммерческих   
организаций. У нас есть несколько примеров (я не хотел бы с трибуны об этом     
говорить), когда в структуре корпорации существует ряд ОАО. Например, у меня    
есть факты, что в Новоуральске на УХК закон грубо нарушается со стороны         
директора. Я могу подойти и рассказать об этом.                                 
                                                                                
Дальше. То, что касается порядка реализации "Росатомом" прав собственника в     
отношении федеральных унитарных предприятий. Ранее он утверждался               
правительством, теперь же корпорация будет его определять самостоятельно. Ну,   
вероятно, правительственный порядок очень сложный, мы это понимаем, но тем не   
менее хотелось бы также ваших комментариев, почему так происходит. Мы           
полагаем, что уж если корпорация берёт на себя часть функций правительства в    
отношении федеральных унитарных предприятий, особенно если вопрос касается      
перехода имущественных прав, то должна быть обеспечена необходимая              
публичность в этом процессе, чтобы исключить возможность отчуждения             
федерального имущества по заниженным ценам и не рыночными способами.            
                                                                                
А теперь о сделке с заинтересованностью. Очень интересный момент, очень         
важный аспект, и хорошо, что авторы на этом внимание заострили, но нам          
хотелось бы, чтобы авторы подумали о расширении списка заинтересованных лиц,    
которые подпадают под эту норму, и включили туда членов совета директоров,      
членов правлений дочерних или зависимых от "Росатома" обществ. Кроме того,      
уважаемый Сергей Владиленович, мы считаем, что было бы разумной мерой ввести    
требование об обязательной публикации на сайте корпорации информации о          
доходах и имуществе тех лиц, которые подпадают под сделки с                     
заинтересованностью, потому что могут быть злоупотребления, на наш взгляд.      
                                                                                
И ещё один момент. Особо хотелось бы остановиться на имущественных              
отношениях. В соответствии с предложенной редакцией закона "Росатом" получает   
право приобретать и реализовывать ценные бумаги, причём без конкретизации,      
имущественные и неимущественные права, а также предоставлять займы третьим      
лицам, под которыми имеются в виду различные структуры корпорации. Мы           
считаем, что эту норму необходимо очень скрупулёзно прописать. Исходя из        
текста закона мы понимаем, что "Росатом" может превратиться в игрока на         
фондовом рынке, торговать бумагами, акциями, облигациями и даже опционами, но   
у нас уже много примеров, когда корпорации заигрывались на фондовом рынке. Мы   
видим, АСВ в 2008 году зафиксировало убыток в несколько миллиардов рублей от    
игры на фондовом рынке, мы видим, что "Роснано", корпорация, которая была       
создана для нанотехнологий, превратилась в обычного игрока фондового рынка за   
счёт государства, сотни миллионов рублей были выложены на фондовый рынок мы     
не знаем для чего.                                                              
                                                                                
Ну и в заключение нам хотелось бы поблагодарить авторов за то, что появилась    
великолепная норма, которая приравнивает знаки отличия корпорации к             
ведомственным знакам отличия в труде. Это редкий пример отношения корпорации    
к своим сотрудникам, ни одна другая корпорация этого не предоставила своими     
законами.                                                                       
                                                                                
При условии учёта наших замечаний мы в первом чтении поддерживаем данный        
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Б. В. Грызлов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Можно ещё, наверное, выступить Селезнёву Валерию Сергеевичу. И после этого      
будет "час голосования".                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, не хочется и поздравлять, и подозревать одновременно,        
поэтому разрешите тоже от фракции ЛДПР поздравить: у вас через четыре дня       
профессиональный праздник - День работников атомной промышленности.             
                                                                                
Что касается законопроекта. Удивляет, что до сих пор за госкорпорацией          
"Росатом", наделённой полномочиями государственного управления, не закреплён    
ряд тех стратегических функций, о которых вы в этом законопроекте говорите. В   
принципе прошло три года с момента принятия основного вашего закона, и всего    
два раза вы инициировали внесение технических поправок. Действительно,          
сегодня мы рассматриваем законопроект стратегический, который имеет значение,   
не преувеличу, стратегическое для всей атомной отрасли Российской Федерации,    
и надеюсь, что по этому закону вы сможете более эффективно работать.            
                                                                                
Что настораживает? В апреле следующего года исполняется, как мы знаем, ровно    
двадцать пять лет со дня страшнейшей трагедии - чернобыльской катастрофы. В     
результате катастрофы на Чернобыльской АЭС пострадали более восьми миллионов    
жителей Белоруссии, Украины и России, и всё это было в советское время. В       
конце 80-х годов только среди ликвидаторов умерли десятки тысяч человек,        
несколько тысяч детей родились с синдромом Дауна, зафиксировано свыше десяти    
тысяч случаев уродств у новорождённых, и тысячи людей в течение трёх лет        
после аварии на ЧАЭС стали инвалидами. И всё это продолжается. Вместе с тем     
на момент катастрофы Чернобыльская АЭС была самой мощной в СССР. Основной       
причиной аварии была признана низкая культура безопасности не только на этой    
АЭС, но и во всех советских проектных, эксплуатирующих и регулирующих           
организациях атомной энергетики, существовавших в то время. К чему я это        
говорю? Нельзя повторять ошибок советского периода. К сожалению, печальный      
опыт ликвидации последствий чернобыльской катастрофы нас ничему не учит, и      
сегодня законопроектом предусматривается отойти от многоуправляемости,          
многоэтажности управления "Росатомом", потому что... напомню, в советское       
время управление осуществлялось Госатомнадзором СССР, помимо этого Минэнерго    
СССР и министерством так называемого среднего машиностроения СССР. Сегодня      
все предприятия атомной отрасли должны быть централизованы и находиться в       
руках одного ведомства, и если сегодня это госкорпорация "Росатом", то          
давайте всё им и отдадим, чтобы они могли профессионально управлять.            
                                                                                
"Росатом" в свою очередь, так как нет соответствующего министерства, должен     
подчиняться напрямую правительству и президенту, потому что это связано         
непосредственно с управлением и безопасностью страны, и это, Сергей             
Владиленович, должно лечь в основу вашей национальной стратегии безопасности.   
                                                                                
Что касается вопросов контроля за обеспечением технической, технологической,    
пожарной безопасности, то я хочу напомнить, что, когда в августе этого года     
полыхали леса, в Челябинской области как мы все помним, чуть было, не           
случилась страшнейшая авария. В окрестностях города Снежинска, где расположен   
Российский федеральный ядерный центр имени Забабахина (ведомство "Росатома"),   
огонь бушевал на площади 10 гектаров более трёх суток, и мы с тревогой          
ожидали, что же там произойдёт, будут тушить или не будут, потушат самолётами   
МЧС или не потушат. Вот, слава богу, не случилось, но, если бы случилось,       
было бы пострашнее аварии на Чернобыльской АЭС.                                 
                                                                                
Так вот у меня единственная просьба, Сергей Владиленович, - задуматься о том,   
чтобы переименовать этот центр, потому что если имени Забабахина - он точно     
когда-нибудь бабахнет. Я не хочу наговаривать, но ведь известно: как назовёшь   
корабль, так он и поплывёт. Поэтому академика Забабахина мы уважаем, светлая    
память ему, но не надо так называть.                                            
                                                                                
Я думаю, что надо поддержать данный законопроект, принять его, но все           
критические замечания во втором чтении учесть. Надо ещё помнить, что            
"Росатом" - это одна из двух корпораций, которая подотчётна, будем говорить,    
по бумагам, на деле нашему парламентскому органу - Счётной палате, поэтому      
контроль за ним мы будем осуществлять.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6293 по 6368 из 6966
Продолжим рассмотрение 22-го вопроса. У нас здесь остались два выступающих.     
                                                                                
Пожалуйста, Зайцев Константин Борисович.                                        
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЗАЙЦЕВ К. Б. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект      
подготовлен в целях уточнения положений Федерального закона "О                  
Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", отражающих             
исполнение корпорацией отдельных полномочий и функций, в том числе по           
решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской             
Федерации, принятым после вступления в силу указанного федерального закона.     
                                                                                
Учитывая, что в целом законопроект разработан в целях обеспечения эффективной   
системы управления, направленной на выполнение программ развития атомной        
отрасли и расширение участия российских предприятий на мирном ядерном рынке,    
фракция поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении          
изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной          
энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И Тумусов Федот Семёнович.                                                      
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Сергей Владиленович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"      
тоже присоединяется ко всем поздравлениям работников атомной промышленности в   
связи с профессиональным праздником.                                            
                                                                                
Правительство внесло предложение расширить полномочия корпорации "Росатом" в    
части управления атомным ледокольным флотом. Республика Саха (Якутия),          
конечно, очень заинтересована в этом и приветствует такую поддержку атомного    
ледокольного флота и расширение легендарного атомного ледокольного флота ещё    
Советского Союза, а теперь и Российской Федерации, поскольку одна треть         
Северного морского пути проходит рядом с территорией Республики Саха            
(Якутия).                                                                       
                                                                                
Также очень интересен порядок выдачи разрешений на строительство и на ввод в    
эксплуатацию объектов использования атомной энергии, который вы очень           
профессионально объяснили. Да, действительно, это очень узкопрофессиональный    
вопрос, который надо, наверное, в ведение "Росатома" передать.                  
                                                                                
Но, в связи с тем что мы расширяем полномочия корпорации, возникает вопрос:     
для чего расширяем? Чтобы корпорация расширяла свою деятельность у нас, на      
территории Российской Федерации, или на международном рынке? Дело в том, что,   
например, прошла информация, что в связи с улучшением отношений с Украиной      
Эльконское месторождение не будет осваиваться. В связи с этим, Сергей           
Владиленович, я хотел бы услышать от вас в заключительном слове информацию о    
состоянии дел по Эльконскому месторождению и ваших планах по развитию этого     
месторождения.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть возможность выступить докладчику с заключительным словом в случае          
необходимости. Нет необходимости.                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, в рамках "часа голосования" ставлю на голосование в первом   
чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон     
"О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные          
законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать.           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              411 чел.91,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    411 чел.                                          
Не голосовало                  39 чел.8,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.