Заседание № 25

14.05.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 425948-4 "О внесении изменения в статью 107 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" (о расширении понятия "затонувшее имущество").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2044 по 2157 из 4653
Пункт 12. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 107      
Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации". Докладывает               
представитель Мурманской областной Думы депутат Государственной Думы Игорь      
Константинович Чернышенко.                                                      
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО И. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мурманская областная Дума вышла   
с законодательной инициативой о внесении в статью 107 Кодекса торгового         
мореплавания Российской Федерации изменения, связанного с утилизацией           
брошенных судов в акваториях, с учётом, в частности, ситуации в акватории       
Кольского залива.                                                               
                                                                                
Суть проблемы заключается в следующем. Те из депутатов, кто был в городе        
Мурманске, помнят, что акватория Кольского залива достаточно узка, в её зоне    
расположены морские торговые порты, несколько баз Северного морского порта.     
Ещё со времён Великой Отечественной войны и после войны в акватории Кольского   
залива оказалось большое количество брошенных, бесхозных судов, обломков        
судов, различного портового оборудования. Сегодня насчитывается порядка ста     
двадцати семи брошенных судов, не имеющих хозяев, только в радиусе города       
Мурманска, что, бесспорно, вы понимаете, создаёт серьёзную угрозу как для       
мореплавания, так и для экологии всего Кольского полуострова, который           
наименее защищён от возможных последствий в случае разлива тех остатков,        
которые, возможно, в этих обломках есть.                                        
                                                                                
К сожалению, Кодекс торгового мореплавания даёт право работы с обломками всех   
видов судов лишь в том случае, если они точно подпадают под категорию           
потерпевших крушение судов. К сожалению, это в большинстве случаев не удаётся   
установить законодательно, поэтому ни портовые власти, ни частные фирмы,        
которые хотели бы навести порядок в акватории Кольского залива, не имеют        
права поднять эти суда и их утилизировать. В связи с этим законодатели          
предложили внести в статью 107 Кодекса о торговом мореплавании уточнения,       
определяющие, что кроме... то есть дополнить понятие "затонувшее имущество",    
к которому относятся потерпевшие крушение суда, также судами брошенными и не    
имеющими хозяев.                                                                
                                                                                
К сожалению, законодатели недостаточно чётко проработали некоторые нюансы       
своих новелл. В отзыве правительства говорится, что при этом Кодекс торгового   
мореплавания вступит в некое противоречие с Гражданским кодексом. В             
Гражданском кодексе есть отсылочная статья, которая определяет порядок          
утилизации, работы с брошенным имуществом, но эта норма не позволяет сегодня    
нормально проводить работы по очистке акватории Кольского залива. Я думаю,      
что аналогичная ситуация и на Дальнем Востоке, и, скорее всего, в зоне          
Чёрного моря, и в зоне Балтийского моря. Ну и заключение дано отрицательное.    
На мой взгляд, аргументы, представленные в заключениях комитета и               
правительства, весомые, но сама проблема должна быть как-то решена. И           
законодатели Мурманской областной Думы сегодня также предлагают согласиться с   
заключением комитета, но, по возможности, учесть эту позицию, эту проблему      
как необходимую для дальнейшей проработки.                                      
                                                                                
У меня всё, Олег Викторович.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Игорь Константинович.            
                                                                                
Слово для содоклада от комитета предоставляется Фёдору Михайловичу Швалёву.     
                                                                                
ШВАЛЁВ Ф. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Ну, авторы, к счастью, как бы признают то, что внесение данной поправки в       
морской кодекс на самом деле имеет очень много недостатков, и самый главный     
из них тот, что предлагаемые изменения ухудшают редакцию названного пункта      
кодекса, делают её неоднозначной, поскольку относят к затонувшему имуществу     
то имущество, которое таковым не является. В мировой законодательной практике   
критерием отнесения к затонувшему имуществу является только крушение судна, и   
только после этого эти суда, их обломки и оборудование, грузы могут быть        
отнесены к затонувшему имуществу.                                               
                                                                                
Морской транспорт России работает в Мировом океане в непосредственной           
конкуренции с торговыми флотами других стран. Естественным требованием в        
таких условиях является согласованность норм национального и мирового           
морского права, в настоящее время обеспеченная Кодексом торгового               
мореплавания Российской Федерации. И в Кодексе торгового мореплавания           
Российской Федерации применительно к морским судам нет определения понятия      
"выведенные из эксплуатации суда", равно как и определения "брошенные",         
поскольку проблематика списанных судов не относится к вопросам ведения          
морского законодательства Российской Федерации. По мнению комитета, судьба      
выведенных из эксплуатации и брошенных бесхозяйных судов должна решаться в      
порядке, закреплённом положениями Гражданского кодекса Российской Федерации,    
где предусмотрено и подробно регламентируется понятие бесхозяйной вещи.         
                                                                                
На законопроект получены официальный отзыв Правительства Российской             
Федерации, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы -      
оба отрицательные. Комитет по транспорту рекомендует Государственной Думе       
отклонить данный проект федерального закона при рассмотрении его в первом       
чтении. Прошу поддержать мнение комитета.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет            
вопросов.                                                                       
                                                                                
Присаживайтесь, Фёдор Михайлович.                                               
                                                                                
Есть ли желающие выступить по обсуждаемому законопроекту? Также нет.            
Представители президента и правительства не настаивают на выступлении?          
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 107 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации". Позиция        
комитета отрицательная, с этой позицией согласились авторы законодательной      
инициативы.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за                2 чел.0,4%                                      
Проголосовало против           36 чел.8,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     39 чел.                                          
Не голосовало                 411 чел.91,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется данная законодательная инициатива.