Заседание № 132
О проекте федерального закона № 425726-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей". Алексей Николаевич Диденко, пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен подготовленный к третьему чтению с учётом внесённых поправок проект закона. Все необходимые экспертизы проведены, замечаний не имеется. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 18 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 130
О проекте федерального закона № 425726-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей". Алексей Николаевич Диденко, пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект закона был принят в первом чтении 5 июня. К нему поступило три поправки, все включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных комитетом к принятию, и носят исключительно юридико-технический характер. Проект закона прошёл все необходимые экспертизы. Комитет просит утвердить таблицу поправок № 1 и принять проект закона во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 41 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 05 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Принимается. Микрофон на трибуне включите. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Просим включить законопроект для рассмотрения в третьем чтении в проект порядка работы на 12 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.
Заседание № 119
О проекте федерального закона № 425726-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Теперь переходим к рассмотрению 27-го вопроса. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей". Доклад официального представителя правительства руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анны Юрьевны Поповой. ПОПОВА А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Во исполнение поручения Президента Российской Федерации подготовлен и внесён проект федерального закона, касающийся установления права органов местного самоуправления соответствующих уровней на осуществление мероприятий по защите прав потребителей, которые в настоящее время уже закреплены в статье 44 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части рассмотрения жалоб потребителей, консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей и обращения в суды в защиту прав потребителей. Целью законопроекта является устранение неопределённости в соотношении двух названных законов и закрепление в этой связи в нормах Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления..." правомочия органов местного самоуправления на осуществление этих закреплённых функций в области защиты прав потребителей. Я бы хотела отметить, что основной задачей урегулирования несоответствия между двумя действующими законами является возможность для органов местного самоуправления полноценно участвовать в решении тех вопросов, которые уже определены Законом "О защите прав потребителей" и которые при этом в силу закреплённого Конституцией разделения предметов ведения не являются вопросами местного значения. Принятие законопроекта не приведёт к изменению объёма полномочий и компетенций как Роспотребнадзора, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, а также не приведёт к выделению дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов и к сокращению их доходной части. Прошу поддержать законопроект, поскольку его принятие позволит системно и гармонично содействовать обеспечению прав потребителей на местном уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Пятикопа Александра Ивановича. Пожалуйста. ПЯТИКОП А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как в своём выступлении отметила Анна Юрьевна, самое главное - привести в соответствие, убрать правовую коллизию между 44-й статьёй Закона "О защите прав потребителей" и нормами 131-го закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...". Наш комитет рассмотрел данный законопроект и предлагает его принять в первом чтении. В законопроекте не говорится о расширении полномочий, как у нас сказано, органов местного самоуправления, но главная мотивация членов комитета в пользу принятия, в поддержку законопроекта правительства заключается в том, что в результате отслеживания ситуации с 2015 года выяснилось, что количество обращений в суд со стороны структур СЭС резко уменьшилось: 2015 год - 5,5 тысячи, 2016 год - чуть более 2 тысяч, а за 2017 год только 40 субъектов Федерации воспользовались возможностью отстоять интересы людей в судебных инстанциях. Главная причина этого - правовая неопределённость в решении данного вопроса. Хочу напомнить, что это право, а не обязанность, без расширения полномочий. Свою позицию высказали 53 субъекта Федерации, из 72 отзывов 70 положительных, 2 отрицательных. Кстати, большую активность проявили исполнительные органы власти, которые ежедневно так или иначе сталкиваются с данными вопросами. С точки зрения защиты прав потребителей, конечно, необходимо более сильное влияние на муниципальном уровне на эти процессы. Мы давно не говорили об этом, но на депутатских приёмах мы получаем большое количество жалоб на работу управляющих компаний, на состояние жилого фонда. И мы даём возможность органам местного самоуправления активнее использовать то право, которым мы их наделяем. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Анне Юрьевне. Анна Юрьевна, не совсем понятно, что меняет данный законопроект. Иски подаются, претензии готовятся, обращения поступают, их количество снижается, но, думаю, снижается не потому, что какая-то неопределённость в законе, если суды их принимают, а, видимо, потому, что каких-то организационных, кадровых ресурсов не хватает, ну, может быть, просто желания у органов местного самоуправления. Навряд ли изменение формулировки в законе изменит сегодняшнюю тенденцию. ПОПОВА А. Ю. Спасибо большое, Алексей Владимирович, за, как мне кажется, очень верный и очень правильный вопрос. Ситуация, безусловно, изменится с устранением диссонанса в двух действующих законах, потому что если Закон "О защите прав потребителей" таким правом наделяет органы местного самоуправления, то 131-й не наделяет, и не всегда позиция прокуратуры, в частности, идёт в сторону 44-го федерального закона. К сожалению, есть случаи, когда органы местного самоуправления не берутся за это, потому что не имеют права и даже возможности оплачивать юристов, которые могут помочь, потому что здесь может быть противоречие в законах. У нас значительное количество субъектов Российской Федерации - двадцать восемь, - где такие отделы в муниципалитетах есть, и они работают очень эффективно. Вы, безусловно, правы, здесь нужны и другие механизмы, и они сегодня реализуются в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации, данных по итогам Госсовета, где эти вопросы рассматривались. Данный механизм надо обязательно использовать, поэтому я ещё раз прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Водолацкий Виктор Петрович, пожалуйста. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. У меня вопрос к коллеге. Уважаемый Александр Иванович, на прошедшем недавно Общероссийском Конгрессе муниципальных образований помощник Президента Российской Федерации по вопросам местного самоуправления Цуканов говорил о необходимости мониторинга всей системы муниципального законодательства. Только что Анна Юрьевна сказала, что органы местного самоуправления не имеют права оплачивать юристов, а теперь право перейдёт в обязанность. У нас 184 полномочия не подтверждается никаким законодательством, и данный закон ещё больше усугубит положение органов местного самоуправления, потому что нет финансирования. Принимая такие законы, необходимо предусматривать выделение дополнительных субвенций муниципальным органам на выполнение данных обязательств. ПЯТИКОП А. И. Спасибо, Виктор Петрович, за вопрос. Я образно сказал бы так: это два куплета одной песни. Первый куплет связан с межбюджетными отношениями. Николай Николаевич Цуканов (кстати, в прошлом губернатор Калининградской области, полпред президента) как раз обсуждал вопрос корректировки взаимоотношений федерального центра и субъектов Федерации. А последние данные, представленные на заседании подкомитета, следующие: из 250 полномочий, переданных федеральным центром на уровень субъектов Федерации, только 109 нормировано, а это значит, что остальные вообще никак не профинансированы, - вот эту диспропорцию нужно исправлять. А теперь второй куплет этой же песни - речь идёт об эффективности деятельности органов местного самоуправления. И самое главное, ключевое слово - это "право". Право! Внутри муниципального образования представительная и исполнительная власть определяется с необходимостью данных действий, но самое главное, повторю, это представление интересов. С тем, что нужно наделять не только возможностью решать, но и ресурсами, полностью согласен, и здесь, в зале, ни у кого не будет возражений. И ещё. Это первое чтение, концептуальное. Комитет ждёт предложений, поправок ко второму чтению - формируем таблицу и обсуждаем. Приглашаем всех к совместной работе! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Анна Юрьевна, в пояснительной записке сказано, что на протяжении длительного времени, на протяжении многих лет существуют эти разногласия. Можете уточнить, на протяжении всё-таки скольких лет и почему правительство не так быстро и оперативно реагирует, чтобы, внеся изменения, это устранить? Это первое. И второе. В пояснительной записке сказано, что за последние три года оказание практической помощи органами местного самоуправления по досудебному урегулированию споров сократилось в два раза. Выскажите вашу точку зрения на этот счёт, тем более если принять во внимание, что за последние три года повсеместно прошла волна отмены прямых выборов глав муниципальных образований. Как вы считаете, не связано ли это с тем, что были отменены прямые выборы, то есть поэтому органы местного самоуправления не слишком заинтересованы в решении этих вопросов? ПОПОВА А. Ю. Андрей Геннадьевич, я уже сказала, что в значительном количестве муниципальных образований в этом заинтересованы и решают такие проблемы. На сегодняшний день стоит вопрос об урегулировании, устранении несогласованности между двумя законами. Я ещё раз прошу поддержать этот законопроект, который в этой части проблему позволит устранить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щапов Михаил Викторович. ЩАПОВ М. В. Уважаемая Анна Юрьевна, если бы мы наделяли органы местного самоуправления полномочиями, то должны были бы предусмотреть в том числе и финансирование. В данном случае мы наделяем их правом, и в связи с этим вопрос: а кто будет платить за его реализацию? ПОПОВА А. Ю. На сегодняшний день в разных субъектах Российской Федерации складывается различная практика, и она позитивная, потому что органы местного самоуправления и субъекты понимают значимость этой темы, этой проблемы. И ещё раз: акценты делаются, и организационные формы обсуждаются, ищутся и самые перспективные, и самые лучшие и публикуются у нас на сайте и в госдокладе (только что был опубликован госдоклад за 2017 год). Я хотела бы сказать о следующем. Те возможности, которые уже есть, реализуются, а право представлять интересы потребителей в суде, которое мы сегодня предлагаем дать органам местного самоуправления, - и просим вас принять этот закон - позволит им в соответствии с уже действующим законом 50 процентов от суммы, которая судом присуждается как штраф, получать в свой бюджет. Это сегодня действующая норма, это один из источников финансирования, а остальные тоже уже прописаны. Но в любом случае представители органов местного самоуправления и субъектов ни во время рабочих встреч, экспертных, с представителями Роспотребнадзора, ни в своих оценках этого законопроекта этот вопрос не ставили, а вопрос о наделении их правом они ставят постоянно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич. Анна Юрьевна, я хочу сказать, что законопроект очень хороший, спасибо вам за него, но всё-таки поддержу Водолацкого Виктора Петровича. Дело в том, что в районах уже имеются такие отделения по оказанию помощи, но в сельских поселениях численность очень малая, и поэтому ко второму чтению надо хотя бы добавить, чтобы из этих средств, о которых вы сейчас только сказали, они могли что-то направлять на содержание этой численности, потому что именно в сельской местности бабушкам, дедушкам некуда обратиться, и они будут обращаться именно в сельское поселение. А в целом законопроект, я считаю, очень нужен. ПОПОВА А. Ю. Спасибо большое, Наталья Дмитриевна, спасибо за поддержку. Мы готовы рассмотреть все предложения ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А. Анна Юрьевна, часто власти в городах федерального значения ведут себя так, как будто 131-й федеральный закон в части полномочий органов местного самоуправления, МСУ, там не действует. Что касается конкретно этого законопроекта, то наделяет ли он полномочиями органы муниципальных образований Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или же необходимо принятие отдельно региональных законов? В Санкт-Петербурге, допустим, такое полномочие у органов местного самоуправления есть благодаря местному закону - таким образом, предложен вопрос о том, может ли петербургский законодатель после принятия федерального закона отобрать это полномочие у муниципалитета, считая, что это всё равно его предмет регулирования? Хотелось бы услышать публично высказанную позицию правительства для дальнейшей работы, в том числе в городе Санкт-Петербурге. ПОПОВА А. Ю. Спасибо большое, Дмитрий Александрович. Я ещё раз хочу повторить, что этот законопроект не наделяет никого никакими полномочиями, не перераспределяет полномочия, а наделяет правом. Все остальные действия органов власти в Санкт-Петербурге осуществляются в рамках прав, которыми этот субъект уже наделён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента и правительства? Нет. Докладчик? Нет? Содокладчик? Тоже нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 02 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.